СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 6 классе. Программа ориентирована на учебник: География. 6 класс,  Е.М. Домогацких Э.Л. Введенский 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 6 класс»

Пояснительная записка

Статус документа

Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 6 классе. Программа ориентирована на учебник: Введение в географию. 6 класс, Е.М. Домогацких Э.Л. Введенский А.А. Плешаков / М.: ООО «ТИД «Русское слово–РС», 2012г.

Начальный курс опирается на пропедевтические знания обучающихся из курсов «Природоведение», «Окружающий мир», «Естествознание» начальной и основной ступени обучения.

Цели и задачи курса:

1. Познакомить обучающихся с основными понятиями и закономерностями науки география.

2. Начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку.

3. Начать формировать умения использовать источники географической информации, прежде всего карты.

4. Сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере.

5. Начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

Построение начального курса географии.

Материал курса сгруппирован в семь разделов. Краткое введение знакомит обучающихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор истории географических открытий. Целью введения является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении «Введения» реализуются межпредметные связи с историей.

Материал первого раздела «Земля как планета» не только сообщает обучающимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в её состав, но и, что особенно важно, показывает как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.

Второй раздел «Способы изображения земной поверхности» знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности это происходит при изучении географических координат и масштаба.

Все последующие разделы учебника знакомят обучающихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является, в некоторой степени, пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.

Последний раздел «Почва и географическая оболочка» призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Здесь демонстрируется как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы. Особую роль весь начальный курс географии играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании, до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение географии в 6 классе отводится 34 часа. Срок реализации рабочей образовательной программы – 1 год (34 часа согласно годовому календарному учебному графику на 2019-2020 учебный год, из них: 24 часа – учебные занятия, 10 часов – неучебные занятия). В рабочей программе в соответствии с требованиями обязательного минимума образования запланированы следующие виды контроля: тесты, географические диктанты, практические работы.

Цель контроля: проверить качество усвоения материала и при необходимости своевременно проводить коррекцию знаний обучающихся; готовить их к итоговой аттестации.

Планируемые результаты освоения учебной программы.

Личностными результатами обучения географии являются:

– формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения;

– осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

– осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование базовых учебных действий (БУД).

Регулятивные БУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

– умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

– самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

– выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

– в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные БУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Выявлять причины и следствия простых явлений;

– осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);

– преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

– вычитывать все уровни текстовой информации;

–уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные БУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения курса в 6 классе являются следующие умения:

– осознание роли географии в познании окружающего мира;

– объяснять роль различных источников географической информации;

– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира;

– объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

– объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;

– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

– определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;

– различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;

– выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;

– выделять причины стихийных явлений в геосферах;

– использование географических умений:

–находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

– применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;

– использование карт как моделей:

– определять на карте местоположение географических объектов;

– понимание смысла собственной действительности;

– формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;

– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Тема 1. Земля как планета (4 часа)

Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.

Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.

Персоналии: Клайд Томбо.

Практическая работа: 1. Определение по карте географических координат различных географических объектов.

Тема 2. Географическая карта (5 часов)

Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы.

Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека.

Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.

Практические работы: 1. Определение направлений и расстояний по карте. 2. Определение географических координат. 3. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности.

Тема 3. Литосфера (7 часов)

Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.

Практические работы: 1. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин,

низменностей. 2. Составление схемы различий гор и равнин по высоте 3. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

Тема 4. Атмосфера (8 часов)

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям.

Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.

Практические работы: 1. Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов. 2. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.

Тема 5. Гидросфера (4 часа)

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).

Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.

Практические работы: 1. Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды. 2. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы. 3. Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей. 4. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.

Тема 6. Биосфера (2 часа)

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.

Основные понятия: биосфера, Красная книга.

Персоналии: В.П. Вернадский.

Практическая работа: 1. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

Тема 7. Почва и геосфера (3 часа)

Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.

Персоналии: В.В. Докучаев, В.П. Вернадский.

Практические работы: 1. Изучение строения почвы на местности. 2. Описание природных зон Земли по географическим картам. 3. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.



















Календарно – тематическое планирование по географии 6 класс.

№ темы, урока

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

Дата

Урочное

Неурочное

Предметные

Метапредметные

Личностные

План

Факт

1/1

Земля как планета (4 ч)

Земля и Вселенная.

1


формирование

представлений, о

составе

Солнечной

системы, отличиях планет

и звёзд, причинах

смены времён

года, поясах

освещённости

Земли,

географических

координатах.

умение

определять цели

своего обучения,

определять

способы действий умение

оценивать

правильность

выполнения

учебной,

возможности её

решения;

умение

определять

понятия, устанавливать аналогии,

выбирать

основания и

критерии для

классификации,

устанавливать

причинно-

следственные

связи, строить

логическое

рассуждение,

умозаключение.

формирование

ответственного

отношения к учению,

формирование

личностных представлений об

уникальности и

ценности своеобразия

природы

формирование

бережного отношения

к природе,

формирование

коммуникативной

компетентности в

общении и

сотрудничестве со

сверстниками развитие

эмоционально-

ценностного

отношения к

окружающему миру.



2/2

Система географических

координат. П/р №1

«Определение по карте

географических координат

различных объектов»

1




3/3

Времена года. Пояса

освещённости.

1




4/4

Обобщение «Земля – планета

Солнечной системы».

1




5/1

Географическая карта (5 ч)

Масштаб и его виды.

1


Знать основные

географические

понятия:

азимут, масштаб,

географическая

карта, абсолютная и

относительная

высота

Определять

направления,

описывать

основные

признаки

местности по

карте.

Умение создавать,

применять и

преобразовывать

знаки и символы,

модели и схемы

для решения учебных и

познавательных

задач; осознанно

использовать

речевые средства

в соответствии с

задачей

коммуникации,

для выражения

своих мыслей;

планирования и

регуляции

деятельности.

формирование

личностных

представлений о

значимости карт в

развитии знаний,

труда картографов, уникальности и

ценности знания,

умения выражать

информацию

особыми

символами,

извлекать и

преобразовывать

информацию.



6/2

Ориентирование по карте и на

местности. П/р №2

«Определение сторон горизонта

с помощью компаса и

передвижение по азимуту».


1



7/3

Изображение рельефа на карте.

Абсолютная и относительная

высоты.

1




8/4

П/р №3 «Определение

направлений и расстояний по

карте».


1



9/5

О чём рассказывает карта

умеющим её читать. П/р №4

«Составление простейшего

плана местности».


1



10/1

Литосфера (7ч)

Строение земного шара и виды

горных пород.

1


Формирование

представлений, о

строении Земли, составе горных

пород и об

основных

полезных

ископаемых, их

значении; о

видах движения

земной коры, их

проявлениях и

опасностях,

основных

формах рельефа

суши и дна

Океана,

определение

крупных

объектов

литосферы на

карте.

Умение

определять цели

своего обучения, определять

способы действий

умение оценивать

правильность

выполнения

учебной,

возможности её

решения;

умение

определять

понятия, устанавливать аналогии,

выбирать

основания и

критерии для

классификации,

устанавливать

причинно-

следственные

связи, строить

логическое

рассуждение,

умозаключение;

знать правила

поведения в

опасных

сейсмических

зонах.

Формирование

ответственного

отношения к учению, формирование

личностных

представлений об

уникальности и

ценности своеобразия

объектов природы,

формирование

бережного отношения

к природе,

формирование

коммуникативной

компетентности в

общении и

сотрудничестве со

сверстниками

развитие

эмоционально-

ценностного

отношения к труду

геологов,

вулканологов,

спасателей,

уникальным явлениям

и объектам.



11/2

Полезные ископаемые.

1




12/3

Движения земной коры.

1




13/4

Выветривание горных пород

1




14/5

Рельеф суши и дна мирового

Океана.

1




15/6

Удивительные уголки мира. П/р

№5 «Определение по карте

географического положения

островов, гор, равнин».


1



16/7

Определение и объяснение

изменений земной коры под

воздействием хозяйственной

деятельности.


1



17/1

Атмосфера (8 ч)

Строение атмосферы.

1


Знать строение

атмосферы,

состав воздуха и

изменения с

высотой в

тропосфере,

знать основные

показатели

состояния

тропосферы,

состояния воды в

атмосфере,

основные

представления о

погоде, её типах,

климате.

Знать о

разнообразии

климатических

условий и о

необходимости

адаптации к

разным условиям,

использовать

математические

методы

материала,

расчётов

показателей

температуры,

чтения графиков,

понимать особое

значение

уникальных

свойств воды.

Умение

организовывать

учебное

сотрудничество и

совместную

деятельность с

учителем и

сверстниками;

работать

индивидуально и в

группе: находить

общее решение и

разрешать конфликты

на основе

согласования позиций

и учёта интересов,

формулировать,

аргументировать и

отстаивать своё

мнение.



18/2

Температура воздуха.

1




19/3

Атмосферное давление.

1




20/4

Движение воздуха.

1




21/5

Вода в атмосфере.

1




22/6

Погода, причины её изменения.

1




23/7

Климат и климатообразующие

факторы.

1




24/8

П/р № 6 « Построение розы

ветров, диаграмм облачности и

осадков по имеющимся данным».


1



25/1

Гидросфера (4ч)

Гидросфера и её состав.

1


Знать части

гидросферы и их

состав, их

взаимосвязь,

основные виды вод суши,

состояния воды,

движения воды, определять

объекты

гидросферы на

карте.


Уметь выделять,

описывать и

объяснять

существенные

признаки объектов и

явлений;

находить в разных источниках и

анализировать

информацию,

необходимую для

изучения

приводить

примеры

адаптации

человека к

условиям

окружающей

среды; составлять

краткую

характеристику

разных объектов

на основе

разнообразных

источников

географической

информации и

форм ее

представления.

Умение создавать,

применять знаки и

символы, модели и

схемы для решения

учебных и познавательных задач.

Умение работать

самостоятельно и в группе со

сверстниками,

организовывать

учебное

сотрудничество,

находить общее

решение.




26/2

Воды суши-реки и озёра.

1




27/3

Подземные воды и ледники.

1




28/4

Удивительный мир гидросферы на карте. П/р №7 «Нанесение на

контурную карту объектов

гидросферы».


1



29/1

Биосфера (2ч)

Царства живой природы и их

роль в природе Земли.

1


Знать понятие

биосфера,

почва, царства

живой

природы,

географическая оболочка,

основные

черты природы

и

расположения

природных

зон,

взаимодействие компонентов

в природном

комплексе.

Уметь

устанавливать

взаимосвязи,

определять

сходства и

различия, проводить

сопоставления,

устанавливать

логическую

последовательность, понимать

необходимость

приспособленности к условиям

среды и влияния

среды на

организмы.

Поиск и выделение

необходимой

информации,

применение методов

информационного

поиска, в том числе с помощью

компьютерных

средств

Выработка

собственного

аналитического

взгляда на

информацию. Умение

применять

экологическое

мышление в

познавательной

деятельности, Умение

применять

экологическое

мышление в

познавательной

деятельности, в

социальной практике.



30/2

Биосфера и охрана природы.


1



31/1

Почва и географическая

оболочка (3 ч). Почва. Свойства почвы.

1




32/2

Территориальные природные

комплексы.


1



33/3

Природные зоны.


1



34

Промежуточная итоговая аттестация. Тестирование

1








Итого:

24

10









5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!