Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится:
выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;
объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
объяснять расовые отличия разных народов мира;
приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии.
Выпускник получит возможность научиться:
моделировать географические объекты и явления;
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Планета, на которой мы живем (22 часа)
Тема 1. Литосфера – подвижная твердь (7 часов)
Содержание темы
Материки и океаны. и части света. Части света. Острова: материковые, вулканические, коралловые. Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Ледниковый период. Строение земной коры. Материковая и океаническая земная кора. Дрейф материков и теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Эпохи горообразования. Сейсмические и вулканические пояса планеты.
Учебные понятия:
Материк, океан, часть света, остров, атолл, геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединно-океанические хребты, рифты, глубоководный желоб, платформы, равнины, складчатые пояса, горы.
Персоналии
Альфред Вегенер.
Основные образовательные идеи:
Мировую сушу можно делить по географическому признаку на материк или по историческому — на части света.
Рельеф Земли (характеристика, история развития, отображение на карте) и человек.
Связь рельефа поверхности и стихийных бедствий геологического характера с процессами, происходящими в литосфере Земли.
Практическая работа:
1. Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем.
Тема 2. Атмосфера – мастерская климата (4 часа)
Содержание темы:
Пояса Земли: тепловые, пояса увлажнения, пояса атмосферного давления. Воздушные массы и климатические пояса. Особенности климата основных и переходных климатических поясов. Карта климатических поясов. Климатограммы. Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли.
Учебные понятия:
Климатический пояс, субпояса, климатообразующий фактор, постоянный ветер, пассаты, муссоны, западный перенос, континентальность климата, тип климата, климатограмма, воздушная масса.
Основные образовательные идеи:
Практические работы:
1. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира.
2. Определение типов климата по предложенным климатограммам.
Тема 3. Мировой океан – синяя бездна (5 часов)
Содержание темы:
Понятие о Мировом океане. Части Мирового океана. Глубинные зоны Мирового океана. Виды движений вод Мирового океана. Волны и их виды. Классификации морских течений. Циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Океан — колыбель жизни. Виды морских организмов. Влияние Мирового океана на природу планеты. Особенности природы отдельных океанов Земли.
Учебные понятия:
Море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.
Основные образовательные идеи:
Мировой океана — один из важнейших факторов, определяющих природу Земли.
Мировой океан — колыбель жизни.
Практические работы:
Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана.
Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм (2 часа)
Содержание темы
Понятие о географической оболочке. Природный комплекс (ландшафт). Природные и антропогенные ландшафты. Свойства географической оболочки: целостность, ритмичность и зональность. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Природные зоны. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня. Понятие о высотной поясности.
Учебные понятия
Природный комплекс, географическая оболочка, целостность, ритмичность, закон географической зональности, природная зона.
Персоналии
Василий Васильевич Докучаев.
Основные образовательные идеи:
Географическая оболочка: понятие, строение, свойства, закономерности
Природные зоны и человек.
Практическая работа:
1. Выявление и объяснение географической зональности природы Земли.
2. Описание природных зон Земли по географическим картам.
3. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.
Тема 5. Человек – хозяин планеты (4 часов)
Содержание темы
Возникновение человека и предполагаемые пути его расселения по материкам. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Присваивающее и производящее хозяйство. Охрана природы. Международная «Красная книга». Особо охраняемые территории. Всемирное природное и культурное наследие. Численность населения Земли и его размещение. Человеческие расы. Народы. География религий. Политическая карта мира. Этапы ее формирования. Страны современного мира.
Учебные понятия:
Миграция, хозяйственная деятельность, цивилизация, особо охраняемые природные территории, Всемирное наследие, раса, религия, мировые религии, страна, монархия, республика.
Основные образовательные идеи:
С хозяйственной деятельностью человека связана необходимость охраны природы.
Особенности расовой, национальной религиозной картины мира.
Разнообразие стран — результат длительного исторического процесса.
Практическая работа:
1. Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира.
Раздел 2. Материки планеты Земля (46 часов)
Тема 1. Африка — материк коротких теней (9 часов)
Содержание темы
История открытия, изучения и освоения. Особенности географического положения и его влияние на природу материка. Африка — древний материк. Главные черты рельефа и геологического строения: преобладание плоскогорий и Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды. Африка — самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.
Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Учебные понятия:
Саванна, национальный парк, Восточно-Африканский разлом, сахель, экваториальная раса.
Персоналии:
Генрих Мореплаватель, Васко да Гама, Давид Ливингстон, Генри Стэнли, Джон Спик, Джеймс Грант, Василий Васильевич Юнкер, Николай Степанович Гумилев.
Основные образовательные идеи
Выявление влияния географического положения на природное своеобразие Африки: север – зеркальное отражение юга.
Африка – материк равнин.
Африка – материк, на котором ярко проявляется закон широтной зональности.
Своеобразие регионов Африки:
Северная Африка — пустыни, древнейшие цивилизации, арабский мир.
Западная и Центральная Африка - разнообразие народов и культур.
Восточная Африка – разломы и вулканы, саванны и национальные парки;
Южная Африка – саванны и пустыни, богатейшие полезные ископаемые.
Практические работы:
1. Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах.
2. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
Тема 2. Австралия — маленький великан (6 часов)
Содержание темы
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.
Учебные понятия:
Лакколит, эндемик, аборигены.
Персоналии:
Вилем Янсзон, Абель Тасман, Джеймс Кук, Эдуард Эйр, Николай Николаевич Миклухо-Маклай, Юрий Федорович Лисянский, Тур Хейердал.
Основные образовательные идеи
Самый маленький и самый засушливый материк.
Самый низкий материк, лежащий вне сейсмической зоны.
Открытие и освоение позже, чем других обитаемых материков из-за своей удаленности от Европы
Изменение человеком природы: завезенные растения и животные.
Население: австралийские аборигены и англоавстралийцы.
Океания — особый островной мир.
Практическая работа:
1. Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков.
Тема 3. Антарктида — холодное сердце (3 часа)
Содержание темы:
Особенности географического положения. Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Антарктические научные станции.
Учебные понятия:
Стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник.
Персоналии:
Джеймс Кук, Фаллей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев, Дюмон Дюрвиль, Джеймс Росс, Руал Амундсен, Роберт Скотт.
Основные образовательные идеи
Географическое положение Антарктиды и его влияние на природу материка.
Антарктида — материк без постоянного населения.
Тема 4. Южная Америка — материк чудес (8 часов)
Содержание темы:
Географическое положение — основа разнообразия природы Южной Америки. История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Горы и равнины Южной Америки. Богатство рудными полезными ископаемыми. Разнообразие климатов. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка.
Население и регионы Южной Америки. Смешение трех рас. Равнинный Восток и Горный Запад. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Учебные понятия:
Сельва, пампа, метис, мулат, самбо, Вест-Индия, Латинская и Центральная Америка.
Персоналии:
Христофор Колумб, Америго Веспуччи. Нуньес де Бальбоа, Франциско Орельяно, Александр Гумбольдт, Григорий Иванович Лансдорф, Артур Конан Дойль, Франциско Писарро.
Основные образовательные идеи
Южная Америка — материк с наиболее разнообразными среди южных материков природными условиями.
Рекорды Южной Америки: самый увлажненный материк, самый большой речной бассейн, самая длинная и полноводная река, самый высокий водопад, самая обширная низменность и самые длинные горы суши.
Особенности регионов Южной Америки: равнинный Восток и Андийские страны.
Практические работы:
1. Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа.
Тема 5. Северная Америка — знакомый незнакомец (8 часов)
Содержание темы
Географическое положение. История открытия, изучения и освоения. Геологическое строение и рельеф. Великие горы и равнины. Стихийные бедствия. Великий ледник. Полезные ископаемые. Разнообразие типов климата. Реки Северной Америки. Великие Американские озера. Широтное и меридиональное простирание природных зон. Богатство растительного и животного мира. Формирование населения материка. Современное население. Регионы Северной Америки. Англо-Америка, Центральная Америка и Латинская Америка. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Учебные понятия:
Великое оледенение, прерии, каньон, торнадо, Берингия, Англо-Америка, Латинская Америка.
Основные образовательные идеи
Северная Америка — северный материк, в природе которого есть черты сходства с Евразией и Южной Америкой.
Равнины на востоке и горы на западе. Кордильеры – главный горный хребет.
Огромное разнообразие природы: от Арктики до субэкваториального пояса.
Особенности регионов Северной Америки: Англо-Америки и Центральной Америки.
Персоналии:
Лейв Эриксон, Джон Кабот, Витус Беринг, Михаил Гвоздев, Иван Федоров, Александр Макензи, Марк Твен, Фенимор Купер.
Практические работы:
1. Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.
Тема 6. Евразия – музей природы (9 часов)
Содержание темы:
Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Основные образовательные идеи:
Евразия — самый большой материк, единственный, омываемый всеми океанами Земли.
Евразия — материк, включающий две части света: Европу и Азию.
Разнообразие природы — есть все природные зоны Северного полушария.
Евразия — самый заселенный материк Земли.
Особенности регионов Европы (Северная, Средняя, Южная и Восточная) и Азии (Юго-Западная, Восточная, Южная и Юго-Восточная).
Персоналии:
Марко Поло, Афнасий Никитин, Петр Петрович Семенов-Тянь-Шанский, Николай Михайлович Пржевальский, Петр Кузьмич Козлов, Всеволод Иванович Роборовский.
Практические работы:
1. Составление географической характеристики стран Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.
Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека (3 часа)
Содержание темы:
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.
Учебные понятия:
Природные условия, стихийные природные явления, экологическая проблема.
Персоналии:
Николай Иванович Вавилов, Владимир Иванович Вернадский.
Основные образовательные идеи:
Природа, вовлечённая в хозяйственную деятельность человека, называется географической средой.
Изменение природной среды в результате хозяйственной деятельности человека стало причиной появления экологических проблем.
Практическая работа:
1. Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от катастрофических явлений природного характера.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Тип урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Дата |
предметные | метапредметные | личностные | план | факт |
Раздел 1. Планета, на которой мы живем. (22 часа) |
Тема 1. Литосфера – подвижная твердь. | 7 | |
1. | Суша в океане. | ОНЗ | 1 | Понимание географических явлений и процессов; причины изменений рельефа, распространение крупных форм рельефа, зон землетрясений и вулканизма, осадочных, магматических и метаморфических полезных ископаемых. Определение географических объектов и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: литосфера, литосферная плита, земная кора, рельеф, сейсмический пояс; местоположение географических объектов и явлений на карте: крупнейшие древние платформы, Тихоокеанский и Средиземноморско-Гималайский сейсмические пояса. | Углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию; углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию. | Осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных регионов и стран. Уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, к необходимости ее сохранения и рационального использования. | | |
2. | Геологическое время. | ОНЗ | 1 | | |
3. | Строение земной коры. | ОНЗ | 1 | | |
4. | Литосферные плиты и современный рельеф. | ОНЗ | 1 | | |
5. | Платформы и равнины. | ОНЗ | 1 | | |
6. | Складчатые пояса и горы. | ОНЗ | 1 | | |
7. | Итоговый урок по теме | РК | 1 | | |
Тема 2. Атмосфера – мастерская климата. | 4 | | | | | |
8. | Пояса планеты. | ОМН | 1 | Понимание географических явлений и процессов в атмосфере: распределение поясов атмосферного давления и образование постоянных ветров; формирование климатических поясов; действие климатообразующих факторов. Определение географических объектов и явлений по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: атмосфера, воздушная масса, климат, пассат, западный ветер, гидросфера; местоположение климатических поясов. | Углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию; углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию. | Осознавать себя жителем планеты Земля. Уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывая общее решение. Овладеть на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. | | |
9. | Воздушные массы и климатические пояса. | ОНЗ | 1 | | |
10. | Климатообразующие факторы. | ОНЗ | 1 | | |
11. | Итоговый урок по теме, обобщение и контроль. | РК | 1 | | |
Тема 3. Мировой океан – синяя бездна. | 5 | | | | | |
12. | Мировой океан и его части. | ОНЗ | 1 | Умение объяснять географические явления и процессы в гидросфере; формирование системы поверхностных океанических течений. Умение определять: географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: Мировой океан, морское течение; местоположение крупнейших морских течений. | Углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию; углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию. | Осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества. Проявлять патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране, уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов. Уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения. | | |
13. | Движение вод Мирового океана. | ОНЗ | 1 | | |
14. | Жизнь в океане. | ОМН | 1 | | |
15. | Особенности отдельных океанов. | УОР | 1 | | |
16. | Итоговый урок по теме, обобщение и контроль. | РК | 1 | | |
Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм. | 2 | | | | | |
17. | Географическая оболочка. | ОНЗ | 1 | Умение объяснять: явления и процессы в географической оболочке: целостность, ритмичность, географическую зональность, азональность и поясность. Умение определять: географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: зональность, природная зона, географическая оболочка, высотный пояс, природный комплекс; местоположение природных зон. | Углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию; углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию. | Осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества. Проявлять патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране, уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов. Уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения. | | |
18. | Зональность географической оболочки. | ОНЗ | 1 | | |
Тема 5. Человек — хозяин планеты. | 4 | | | | | |
19. | Освоение Земли человеком. | ОНЗ | 1 | Умение объяснять: географические особенности населения: размещения, расового состава, национального состава, хозяйственной деятельности. Умение определять: географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: человеческая раса; местоположение территорий с самой большой плотностью населения, областей распространения основных человеческих рас и религий. | Углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию; углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию. | Осознавать себя жителем планеты Земля. Уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывая общее решение. Овладеть на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. | | |
20. | Охрана природы. | ОМН | 1 | | |
21. | Население Земли. | ОМН | 1 | | |
22. | Страны мира. | ОМН | 1 | | |
Раздел 2. Материки планеты Земля. (46 часов) |
Тема 1. Африка – материк коротких теней. | 9 | | | | | |
23. | Географическое положение и история исследования Африки. | ОНЗ | 1 | Умение объяснять: географические особенности природы материков и океанов, географическая специфика отдельных стран, результаты выдающихся географических открытий и путешествий. Умение определять: географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений; местоположение отдельных территорий по их существенным признакам. | Выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений, работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы. | Осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных регионов и стран. Уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, к необходимости ее сохранения и рационального использования. | | |
24. | Геологическое строение и рельеф Африки. | ОНЗ | 1 | | |
25. | Климат Африки. | ОНЗ | 1 | | |
26. | Гидрография Африки. | ОНЗ | 1 | | |
27. | Разнообразие природы Африки. | ОНЗ | 1 | | |
28. | Население Африки. | ОНЗ | 1 | | |
29. | Регионы Африки: Северная и Западная Африка. | ОМН | 1 | | |
30. | Регионы Африки: Центральная, Восточная и Южная Африка. | ОМН | 1 | | |
31. | Итоговый урок по теме, обобщение и контроль. | РК | 1 | | |
Тема 2. Австралия – маленький великан. | 6 | | | | | |
32. | Географическое положение и история исследования Австралии. | ОНЗ | 1 | Умение объяснять: географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов; географические особенности отдельных стран, следствия выдающихся географических открытий и путешествий. Умение определять: географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений; местоположение отдельных территорий по их существенным признакам. | Ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений, анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов, | Осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных регионов и стран. Уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, к необходимости ее сохранения и рационального использования. | | |
33. | Компоненты природы Австралии. | ОНЗ | 1 | | |
34. | Особенности природы Австралии. | ОНЗ | 1 | | |
35. | Австралийский Союз. | ОМН | 1 | | |
36. | Океания. | ОНЗ | 1 | | |
37. | Итоговый урок по теме, обобщение и контроль. | РК | 1 | | |
Тема 3. Антарктида – холодное сердце. | 3 | | | | | |
38. | Географическое положение и история исследования Антарктиды. | ОНЗ | 1 | Умение объяснять: географические особенности природы материков и океанов, результаты выдающихся географических открытий и путешествий. Умение определять: географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений; местоположение отдельных территорий по их существенным признакам. | Планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, выявлять причинно-следственные связи. | Осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных регионов и стран. Уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, к необходимости ее сохранения и рационального использования. | | |
39. | Особенности природы Антарктиды. | ОНЗ | 1 | | |
40. | Итоговый урок по теме, обобщение и контроль. | РК | 1 | | |
Тема 4. Южная Америка – материк чудес. | 8 | | | | | |
41. | Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования. | ОНЗ | 1 | Умение объяснять: географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов; географические особенности отдельных стран, следствия выдающихся географических открытий и путешествий. Умение определять: географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений; местоположение отдельных территорий по их существенным признакам. | Ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, выявлять причинно-следственные связи, работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы, создавать объяснительные тексты, выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | Осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных регионов и стран. Уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, к необходимости ее сохранения и рационального использования. | | |
42. | Геологическое строение и рельеф Южной Америки. | ОНЗ | 1 | | |
43. | Климат Южной Америки. | ОНЗ | 1 | | |
44. | Гидрография Южной Америки. | ОНЗ | 1 | | |
45. | Разнообразие природы Южной Америки. | ОНЗ | 1 | | |
46. | Население Южной Америки. | ОНЗ | 1 | | |
47. | Регионы Южной Америки. | ОНЗ | 1 | | |
48. | Итоговый урок по теме, обобщение и контроль. | РК | 1 | | |
Тема 5. Северная Америка – знакомый незнакомец. | 8 | | | | | |
49. | Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования. | ОНЗ | 1 | Умение объяснять: географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов; географические особенности отдельных стран, следствия выдающихся географических открытий и путешествий. Умение определять: географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений; местоположение отдельных территорий по их существенным признакам. | Ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, выявлять причинно-следственные связи, работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы, создавать объяснительные тексты, выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | Осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных регионов и стран. Уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, к необходимости ее сохранения и рационального использования. | | |
50. | Геологическое строение и рельеф Северной Америки. | ОНЗ | 1 | | |
51. | Климат Северной Америки. | ОНЗ | 1 | | |
52. | Гидрография Северной Америки. | ОНЗ | 1 | | |
53. | Разнообразие природы Северной Америки. | ОНЗ | 1 | | |
54. | Население Северной Америки. | ОМН | 1 | | |
55. | Регионы Северной Америки. | ОМН | 1 | | |
56. | Итоговый урок по теме, обобщение и контроль. | РК | 1 | | |
Тема 6. Евразия – музей природы. | 9 | | | | | |
57. | Географическое положение и история исследования Евразии. | ОНЗ | 1 | Умение объяснять: географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов; географические особенности отдельных стран, следствия выдающихся географических открытий и путешествий. Умение определять: географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений; местоположение отдельных территорий по их существенным признакам. | Ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений, анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов, работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, создавать объяснительные тексты, выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | Осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных регионов и стран. Уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, к необходимости ее сохранения и рационального использования. | | |
58. | Геологическое строение и рельеф Евразии. | ОНЗ | 1 | | |
59. | Климат Евразии. | ОНЗ | 1 | | |
60. | Гидрография Евразии. | ОНЗ | 1 | | |
61. | Разнообразие природы Евразии. | ОНЗ | 1 | | |
62. | Население Евразии. | ОНЗ | 1 | | |
63. | Регионы Европы. | ОНЗ | 1 | | |
64. | Регионы Азии: Юго-Западная, Восточная и Центральная Азия. | ОМН | 1 | | |
65. | Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия. | ОМН | 1 | | |
Тема 7. Заключение. | 3 | | | | | |
66. | Природа и общество. | ОМН | 1 | Умение объяснять: особенности взаимодействия природы и человека; особенности влияния хозяйственной деятельности человека на оболочки Земли. Умение определять: центры происхождения культурных растений; местоположение территорий с наибольшей степенью концентрации хозяйственной деятельности человека. | Ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, выявлять причинно-следственные связи. | Осознавать значимость глобальных проблем человечества. Проявлять патриотизм, любовь к, своему региону, своей стране, уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов. Уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения. | | |
67. | Итоговый урок по теме, обобщение и контроль. | РК | 1 | | |
68. | Итоговый урок | УОР | 1 | | |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
14