РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
5класс
на 2018 - 2019 учебный год
Разработала учитель географии
Кочина Н.В.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии с учетом авторской программы по географии основного общего образования 5- 9 класса авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин. Программа опубликована на сайте www.drofa.ru.
Структура программы:
1.Планируемые результаты освоения географии 5кл
2.Содержание программы по географии 5кл.
3.Тематическое планирование
1.Планируемые результаты освоения программы.
Предметные результаты обучения географии в 5 классе
Учащийся должен уметь:
- Объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «глобус», «градусная сеть», «параллели», «экватор», «тропики», «полярные круги», «меридианы»;
- Приводить примеры географических следствий движения Земли;
- Определять (измерять) направления, расстояние по глобусу;
- Называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности;
- Объяснить значений понятий: путь из варяг в греки, великий шелковый путь, Старый Свет, Новый Свет, поморы ;
- Находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
- Читать план местности и карту;
- Производить простейшую съемку местности;
- Работать с компасом, картой;
- Классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
- Ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;
- Называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящие время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
- Показывать на карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
- Приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их;
- Объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», « горы», «равнины» , «мировой круговорот», «океан», «море», «заливы», «проливы», «гидросфера», «речная система ( и ее части)», «озера», «болота», «подземные воды», «ледники», «атмосфера», «атмосферный воздух», «погода», «воздушная масса», «метеорология», «синоптическая карта», «биосфера», «биологический круговорот»;
- Называть и показывать по карте основные биологический объекты;
- Обозначать на контурной карте географические объекты;
- Называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
- Приводить примеры основных форм рельефа суши и дна океана;
- Объяснять особенности строения рельефа суши и Мирового океана;
- Измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру за сутки, месяц с использованием различных источников информации;
- Описывать погоду своей местности;
- Вести простейшие наблюдения элементов погоды; вести полевой дневник.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- Ставить учебную задачу под руководством учителя;
- Планировать свою деятельность под руководством учителя;
- Работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- Работать в соответствии с предложенным планом;
- Выделять существенные признаки понятий;
- Учувствовать в современной деятельности;
- Высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- Искать и отбирать информацию в учебных справочных пособиях, словарях;
- Составлять описания объектов;
- Составлять простой и сложный план;
- Работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
- Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
- Оценивать работу одноклассников;
- Выявлять причинно- следственные связи;
- Анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
- Составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
- Ответственным отношением к учебе;
- Опытом участия в социально значимом труде;
- Целостным мировоззрением;
- Осознанным, уважительным и доброжелательным отношением у другому человеку, его мнению;
- Коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности; основами экологической культуры.
-основами экологической культуры
:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Что изучает география (4ч)
Мир, в котором мы живём. Мир живой и неживой природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономии. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География – наука о Земле. Физическая и социально экономическая география – два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Статистический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю (5 ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытия Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытие русских путешественников. Открытие и освоенное Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Земля во Вселенной (9ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представление древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника да наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звёзд. Солнце. Многообразие звёзд. Созвездия.
Уникальная планета – Земля. Земля – планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных учённых К. Э. Циолковского, С. П. Королёва в развитии космонавтики. Первый космонавт Земли – Ю. А. Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (4 ч.)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по местным признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Практические работы № 3, 4.
Природа Земли (11 ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О. Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнцаи планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятия о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва – особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Обобщение -1ч
3. Тематическое планирование 5 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Мир, в котором мы живём. | 1 |
2 | Науки о природе. География–наука о Земле | 1 |
3 | Методы географических исследований | 1 |
4 | Обобщение знаний по разделу «Что изучает география». Проверочная работа | 1 |
5 | Географические открытия древности и Средневековья Практическая работа. Важнейшие географические открытия. | 1 |
6 | Важнейшие географические открытия. | 1 |
7 | Открытия русских путешественников. | 1 |
8 | Открытия русских путешественников. Практическая работа. Важнейшие географические открытия. | 1 |
9 | Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю. | 1 |
10 | Как древние люди представляли себе Вселенную. | 1 |
11 | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. | 1 |
12 | Соседи Солнца. | 1 |
13 | Планеты-гиганты и маленький Плутон. | 1 |
14 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. | 1 |
15 | Мир звёзд. | 1 |
16 | Уникальная планета – Земля. | 1 |
17 | Современные исследования космоса. | 1 |
18 | Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной». | 1 |
19 | Стороны горизонта | 1 |
20 | Ориентирование | 1 |
21 | План местности и географическая карта. | 1 |
22 | Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» Практическая работа. Ориентирование по плану и карте | 1 |
23 | Как возникла Земля. | 1 |
24 | Внутреннее строение Земли. | 1 |
25 | Землетрясения и вулканы. Практическая работа. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и вулканов. | 1 |
26 | Путешествие по материкам. Практическая работа. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. | 1 |
27 | Вода на Земле. | 1 |
28 | Вода на Земле. | 1 |
29 | Воздушная одежда Земли. | 1 |
30 | Живая оболочка Земли. | 1 |
31 | Почва – особое природное тело. | 1 |
32 | Человек и природа. | 1 |
33 | Обобщение знаний по разделу «Природа Земли» | 1 |
34 | Обобщение знаний. Проверочная работа | 1 |