СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии, 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную программу реализуют учебник География России. Природа. – М.: Дрофа, 2015 Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Автор Баринова И.И..  издательский центр «Дрофа», 2018г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии, 8 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Сухинская средняя общеобразовательная школа»




«Согласовано» Руководитель МО

_____ /______________

ФИО

Протокол №____ от

«___»_________

20___г.



«Согласовано»

Зам.директора по УВР

_____ /______________

ФИО

«___»_________

20___г.


«Утверждаю»

Директор школы

_____ /______________

ФИО

Приказ № ______ от

«___»_________

20___г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Бабушкиной Татьяны Анатольевны, 1 категория


по курсу «География»

8 класс




















2018 – 2019 учебный год

Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения географии

Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:

  • овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

  • осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

  • сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

  • познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

  • способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

  • умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

  • умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  • умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.п.;

  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

  • формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и отдельных странах;

  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на разных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Данную программу реализуют учебник География России. Природа. – М.: Дрофа, 2015 Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Автор Баринова И.И.. издательский центр «Дрофа», 2018г.

Данная программа полностью соответ­ствует требованиям Федерального государственного образова­тельного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).Изучение данного курса осуществляется в 8 классе из расчета 2 час в неделю, 68 ч.

Введение. (1 час)

Что изучают в курсе «Природа России». Источники географической информации.

Раздел I. Особенности географического положения России. (7 часов)

В данном разделе курса учащиеся знакомятся с особенностями физико-географического положения России, с морями, омывающими берега России, с различием во времени на территории России, с видами времени (местное, поясное, декретное, летнее), с их ролью в хозяйстве и жизни человека, а также с историей освоения и изучения территории России, с изменением границ страны на разных исторических этапах.

Практическая работа.

- Определение поясного времени для разных городов России.

Творческие работы:

  1. Используя дополнительный материал составить кроссворд на тему «Россия – моя Родина»;

  2. Приготовить презентации на темы « Освоение и изучение территории России», «Великие географы – путешественники нашей Родины»

Раздел II. Природа России. (27 часа)

Во втором разделе дается характеристика каждого компонента природы в отдельности и во взаимосвязи с другими компонентами природы.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. (7 часов)

Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России. Основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Практическая работа:

- Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых

Творческие работы:

Составление характеристики рельефа своей местности. Оценка его влияния на жизнь и деятельность человека.

Климат и климатические ресурсы.(6 часов)

Факторы, определяющие климат России: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Циклон и антициклон. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

Практическая работа:

- Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.


- Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности человека

Творческая работа:

  1. Сообщение (реферат) о неблагоприятных климатических явлениях ( засухи, пыльные бури, заморозки, грозы, ураганы.). Какие из них возможны в нашей местности? Почему?

Внутренние воды и водные ресурсы. (6 часов) Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимости между режимом, характером течения реки, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Практическая работа:

- Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования

Творческие работы:

- Комплексная характеристика реки по плану.

Почвы и почвенные ресурсы. (4 часа)

Почва – особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.

Почвы - национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв: мелиорация земель, своего региона и своей местности.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.(5 часов)

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Практическая работа:

- Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Раздел III. Природные комплексы России (6 часов).

Природное районирование. Моря, как крупные природные комплексы. Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра, лесные зоны, степи, полупустыни. Высотная поясность.

Раздел IV. Крупные природные районы. (18 часов)

Русская (Восточно-Европейская) равнина. Северный Кавказ. Урал. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Байкал. Дальний Восток.

Практические работы.

Оценка природных условий и ресурсов природного района на основе анализа общегеографических и тематических карт (по выбору).

Творческие работы

- Приготовить презентацию по выбору на темы: «Эндемик Байкала», «Местные ветры», «История происхождения котловины озера», «Гипотезы происхождения названия озера», «История открытия и исследования озера»

Раздел V. Человек и природа. (7 часов)

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления. Антропогенное воздействие на природу. Использование природных ресурсов. Экологические проблемы и экологическая ситуация в России.

Практические работы.

Оценка экологической ситуации одного из регионов России (например, Кабанского района) с помощью данных разных источников географической информации и материалов периодической печати.

Творческие работы: Доклады, рефераты на темы «Заповедники, национальные парки, памятники природы России»(по выбору)

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Количество часов


Введение

1


Наша Родина на карте мира

7


Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы

27


Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые

6


Тема 2. Климат и климатические ресурсы

6


Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы

6


Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы

4


Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

5


Раздел II. Природные комплексы России

25


Тема 1. Природное районирование

6


Тема 2. Природа регионов России

19


Раздел III. Человек и природа

6


Урок обобщающего повторения

по курсу (К/р 10) «География: природа России»

1


Резерв

1


Итого

68













Приложение 1


Календарно - тематическое планирование


Наименование разделов и тем

Количество часов

Домашнее

задание




Всего

часов

В том числе на:

Практ.

работы

Контр.

работы


Введение

1





1

Что изучает география России

1



Стр. 3-6,





Наша Родина на карте мира (7 час)

2

Географическое положение России

1



§1, к/к номенклатура, сообщение


3

Моря, омывающие территорию России

1



§ 2, к/к номенклатура


4-5

Россия на карте часовых поясов(5- урок - практикум)

2

1


§ 3, карточки, сообщения


6-7

Как осваивали и изучали территорию России

2



§4-5, таблица, вопр. на стр. 29


8

Урок обобщающего повторения по теме «Особенности географического положения России» (к/р № 1)

1


1

номенклатура


Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы (27 часов)

Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые(6 часов)


9

Особенности рельефа России

1



§6 к/к номенклатура


10-11

Геологическое строение

территории России

(11урок - практикум)

2

1


§7, к/к, вопр. на стр. 45

сообщения


12

Минеральные ресурсы России

1



§8, к/к


13

Развитие форм рельефа.

Стихийные явления

1



§9 вопр. на стр. 57


14

Урок обобщающего

Повторения по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые»(к/р №2)

1


1

номенклатура


Тема 2. Климат и климатические ресурсы (6 часов)

15

Факторы, определяющие

особенности климата России

1



§10 , карточки, понятия и термины


16

Атмосферные фронты.

Циклоны и антициклоны

1



§10, таблица

понятия и термины


17

Распределение тепла и влаги на территории России

1



§11, к/к


18

Разнообразие климатов России

1



§12таблица, к/к


19

Зависимость человека от

Климата. Агроклиматические ресурсы

(урок – практикум)

1

1


§13, з. на стр. 76


20

Урок обобщающего повторения по теме «Климат и климатические ресурсы» (к/р №3)

1


1



Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы(6 часов)

21-22

Разнообразие внутренних вод.

Реки (23- урок - практикум)

2

1


§14, к/к номенклатура

понятия и термины


23-24

Озера. Болота. Подземные воды.

Ледники, Многолетняя мерзлота

2



§15, к/к номенклатура


25

Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека

1



§16 з. на стр 93


26

Урок обобщающего повторения по теме «Внутренние воды и водные

Ресурсы» (К/р №4)

1


1

номенклатура


Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы (4 часа)

27

Образование почв и их

разнообразие

1



§17, схемы понятия и термины


28

Закономерности распространения почв

1



§18 сообщение


29

Почвенные ресурсы России

1



§19


30

Урок обобщающего

Повторения по теме «Почвы и почвенные ресурсы» (К/р №5)

1


1

З. на стр. 105


Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (5 часов)

31

Растительный мир России

1



§20, таблица


32

Животный мир России

1



§20 таблица


33

Биологические ресурсы.

Особо охраняемые природные территории

1



§21 понятия и термины


34

Природно – ресурсный

потенциал России

1



§22 понятия и термины


35

Урок обобщающего

Повторения по теме «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы» (к/р №6)

1


1

З. на стр. 120-121


Раздел II. Природные комплексы России (25 часов)

Тема 1. Природное районирование (6 часов)

36

Разнообразие природных

комплексов

1



§23


37

Моря как крупные природные

комплексы

1



§24 номенклатура


38

Природные зоны России

1



§25


39

Разнообразие лесов России

1



§26


40

Безлесные зоны на юге

России. Высотная поясность.

1



§27-28


41

Урок обобщающего повторения по теме «Природное районирование»(к/р 7)

1


1

З. на стр. 148-150


Тема 2. Природа регионов России (19 часов)

42

Восточно - Европейская (Русская) равнина

1



§29 , к/к номенклатура сообщения


43

Природные комплексы

Восточно - Европейской равнины.

Памятники природы

1



§30- 31, к/к


44

Природные ресурсы Восточно - Европейской

Равнины и проблемы их рационального использования

1



§32, к/к


45

Природа Крыма




§33, к/к, вопр. на стр. 177


46

Кавказ – самые

молодые и высокие горы России

1



§34 сообщение номенклатура


47

Особенности природы высокогорий. Природные комплексы

Северного Кавказа.

1



§35-36. вопр. на стр. 185 и 189


48

Урал:

"каменный пояс земли Русской". Природные ресурсы Урала

1



§37 -38 номенклатура


49

Своеобразие природы Урала

1



§ 39 номенклатура


50

Природные уникумы.

Экологические проблемы Урала

1



§40


51

Западно – Сибирская

равнина: особенности природы. Природные зоны Западно - Сибирской равнины

1



§41-42 номенклатура


52

Природные ресурсы Западно – Сибирской равнины и условия их освоения

1



§43 к/к


53

Восточная Сибирь: величие

и суровость природы. Климат Восточной Сибири

1



§44 -45номенклатура


54

Природные районы

Восточной Сибири

1



§46 вопр. на стр. 233, сообщения


55

Жемчужина Сибири - Байкал

1



§47,к/к


56

Природные ресурсы Восточной

Сибири и проблемы их освоения

1



§48 номенклатура


57

Дальний Восток: край контрастов

1



§49. доклады


58

Природные комплексы Дальнего

Востока. Природные уникумы

1



§50-51


59

Природные ресурсы

Дальнего Востока, освоение их человеком

1



§52 таблица


60

Урок обобщающего повторения по теме

«Природа регионов России» (к/8)

1


1

карточки


Раздел III. Человек и природа (6 часов)

61

Влияние природных условий

на жизнь и здоровье человека

1



§53 таблица на стр 270


62

Воздействие человека на природу

1



§54, доклад понятия и термины, сообщения


63

Рациональное природопользование

1



§55 понятия и термины


64

Россия на экологической карте мира. Экология и здоровье человека

1



§56-57


65

География для природы и общества

1



§ 58


66

Урок обобщающего повторения (К/р №9) по теме «Человек и природа»

1


1

Стр. 295-297


67

Урок обобщающего повторения

по курсу (К/р 10) «География: природа России»

1


1




Резерв

1






Итого:

68

4

10




















Приложение 2 Географическая номенклатура 8 класс.


Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.

Острова: Земля Фраца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданьский, Чукотский.

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.

Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус,Крымские горы, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.

Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина Гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.

Месторождения: Печорский угольный бассейн, КМА, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбас, Горная Шория (железные руды), Донбас, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).


13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!