СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для 10 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 10 класса»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Рассмотрено на заседании

Согласовано

Утверждаю.

методического объединения

с зам. директора школы по УВР

Директор школы

учителей - предметников

_______________________

______________________

Протокол №____________



от «_____» _______ 20____г.

«______» __________20____ г.

Приказ № _____________

Руководитель МО



________________________


от «___» _____________20____ г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по географии

для 10 класса

(ФГОС СОО)

(базовый уровень)







Разработана

учителем географии

Муковниной

Татьяной Юрьевной













2021 – 2022 учебный год

Пояснительная записка


Программа по географии 10 класса разработана на основе следующих документов:

1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 .05.2012 № 413(с изменениями и дополнениями 29 декабря 2014 года, от 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017г., 24 сентября 2020 г., приказом Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г.)

2. ООП СОО МКОУ «Бодеевская СОШ»;

в соответствии с «Положением о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, элективных курсов, курсов по выбору, факультативных занятий, учебных модулей, кружков, индивидуальных занятий во внеурочное время, рабочих программ для работы с детьми с ОВЗ муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Бодеевская средняя общеобразовательная школа».

Объём часов:

В неделю - 1 час

Общий объём - 35 часов

Цели и задачи:

Главной целью является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.

Указанная цель раскрывается в основных задачах:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;

  • развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;

  • вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Используются следующие средства обучения:  учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

В процессе изучения используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, словарные, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.

УМК

1. В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. М. Просвещение, 2020 г

2. Атлас «Экономическая и социальная география мира» с комплектом контурных карт 10 класс. Издательство «Картография» 2021 г.


Сроки реализации программы один учебный год
























Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты обучения географии в 10 классе, предполагают, что учащийся должен обладать:

готовностью и способностью к образованию, в том числе самообразованию, сознательным отношением к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

российской гражданской идентичностью и гражданской позицией;

мировоззрением и нравственным сознанием, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики, основанным на диалоге культур, а также осознанием своего места в поликультурном мире на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

толерантным сознанием и поведением в поликультурном мире, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми;

коммуникативными навыками сотрудничества в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

Метапредметные результаты обучения географии и формируют регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, и включают в себя:

Регулятивные:

ставить учебные задачи, вносить изменения в содержание учебной задачи и выбирать наиболее рациональную последовательность ее выполнения;

планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;

оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

пользоваться различными способами самоконтроля.

Познавательные

классифицировать в соответствии с выбранными признаками, систематизировать и структурировать информацию;

формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;

пользоваться навыками анализа и синтеза;

искать и отбирать необходимые источники информации;

представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;

работать с разными видами текстов (учебным текстом и внетекстовыми компонентами) – научно-популярными, публицистическими, художественными: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления;

переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);

использовать различные виды моделирования исходя из учебной задачи;

создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами.

Коммуникативные

составлять рецензии, аннотации;

выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

вести дискуссию, диалог;

находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Предметные результаты:

Выпускник на базовом уровне научится:

  • понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;

  • определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;

  • составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;

  • сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;

  • выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;

  • раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;

  • выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;

  • описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;

  • решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;

  • оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;

  • объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;

  • характеризовать географию рынка труда;

  • рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;

  • анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;

  • характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;

  • приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;

  • определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;

  • оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;

  • оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;

  • оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;

  • объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;

  • переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;

  • составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;

  • делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

  • выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;

  • давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;

  • понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

  • раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;

  • прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;

  • оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;

  • оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;

  • оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;

  • оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;

  • анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;

  • анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;

  • выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

  • понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

  • давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.



























Содержание программы

Раздел I Современные методы географических исследований.

Источники географической информации (1час).

Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.

Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.

Раздел II Современная политическая карта мира (5 часов)

Многообразие стран современного мира. Государственный строй мира. Международные отношения. Политическая география.

Практическая работа:

    1. Характеристика политико-географическое положение страны.

Раздел III Природа и человек в современном мире (5 часов)

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Практические работы:

2.Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира

Раздел IV Население мира (6 часов)

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

Практические работы:

3. Характеристика населения страны

Раздел V Научно-техническая революция и мировое хозяйство (5 часов)

Понятие о НТР, её характерные черты и составные части. Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Факторы размещения производительных сил.

Раздел VI География отраслей мирового хозяйства (12 часов)

География важнейших отраслей: топливно-энергетическая промышленность, электроэнергетика, горнодобывающая, металлургическая, машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая. География сельского хозяйства и рыболовства. География транспорта.

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

Практические работы: 4.Составление картосхемы основных районов размещения промышленности.

Повторение 1ч.








































Тематическое планирование


Наименование разделов и тем

Всего часов

Раздел I

Современные методы географических исследований. Источники географической информации.

1

Раздел II

Современная политическая карта мира

5

Раздел III

Природа и человек в современном мире

5

Раздел IV

География населения мира

6

Раздел V

НТР и мировое хозяйство

5

Раздел VI

География отраслей мирового хозяйства

12


Повторение

1


Итого:

35

Календарно - тематическое планирование


Дата проведения занятия

Тема урока


Примечание

П

Ф

Раздел I



Современные методы географических исследований. Источники географической информации 1 ч


1/1



Социально – экономическая география в системе географических наук.


Раздел II



Современная политическая карта мира 5ч


1/2



Многообразие стран современного мира


2/3



Влияние международных отношений на политическую карту мира.


3/4



Государственный строй стран мира.


4/5



Политическая география и геополитика. П/р №1 «Характеристика политико-географического положения страны».


5/6



Зачёт по теме «Современная политическая карта мира»


Раздел III



Природа и человек в современном мире 5ч


1/7



Взаимодействие общества и природы. Оценка ресурсов. Минеральные и земельные ресурсы.


2/8



Водные и биологические ресурсы.


3/9



Ресурсы Мирового океана, климатические, рекреационные ресурсы


4/10



Практическая работа П/р №2 «Оценка ресурсообеспеченности регионов и стран мира».


5/11



Загрязнение окружающей среды


Раздел IV



География населения мира 6 ч


1/12



Численность и воспроизводство населения. Демографическая политика.


2/13



Состав населения.


3/14



Размещение и миграции населения.


4/15



Городское и сельское население. Урбанизация.


5/16



Практическая работа. П/р №3 «Характеристика населения страны».


6/17



Обобщение по теме «География населения мира».


Раздел V



НТР и мировое хозяйство 5 ч


1/18



НТР. Характерные черты и составные чести.


2/19



Мировое хозяйство и МГРТ.


3/20



Структура мирового хозяйства


4/21



Основные факторы размещения производства.


5/22



Обобщение по теме «НТР и Мировое хозяйство»


Раздел VI



География отраслей мирового хозяйства 12 ч


1/23



География промышленности. Топливная промышленность.


2/24



Электроэнергетика


3/25



Горнодобывающая промышленность. Металлургия.


4/26



Машиностроение. Химическая промышленность.


5/27



Лесная, лёгкая и пищевая отрасли.


6/28



Промышленность и окружающая среда П/р №4 «Составление картосхемы основных районов размещения промышленности».


7/29



География сельского хозяйства. Растениеводство.


8/30



Животноводство. Сельское хозяйство и окружающая среда.


9/31



География транспорта.


10/32



Водный и воздушный транспорт.


11/33



Всемирные экономические отношения.


12/34



Зачёт по теме «География отраслей мирового хозяйства».


35



Повторение




12




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!