СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для 8 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии для 8 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 8 класса»


ПЛАНИРУЕМЫЕ (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Личностные результаты:

ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции:

• гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

• осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

• осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

• представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

• осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

• осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

гармонично развитые социальные чувства и качества:

умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

• эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

• патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

• уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

• готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.


Предметные результаты:

осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической оболочки;

- выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;

- объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности;

- определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран;

- устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

- выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях.

использование географических умений:

- анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;

- находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы на разных материках и в океанах.

использование карт как моделей:

- различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

- выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах.

понимание смысла собственной действительности:

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных стран мира.


Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметных понятий и формирование универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории изучения курса «География».


Метапредметными результатами изучения предмета в 8-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД

• Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

• Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

• Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

• Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

• Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

• Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

• Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

• В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

• Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

• Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Познавательные УУД:

• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

• – давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

• – осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

• – обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.

• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

• Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

• Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

• Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

• Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.

• Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

• Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы


Коммуникативные УУД:

• Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

• В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

• Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

• Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

• Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

1. Называть и (или) показывать:

• Предмет изучения географии России

• Основные средства и методы получения географической информации

• Субъекты РФ

• Пограничные государства

• Особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских, сухопутных границ

• Границы часовых поясов

• Основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмические опасные территории

• Климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах

• Распределение рек страны по бассейнам океанов

• Основные области современного оледенения и крупные ледники

• Зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах

• Основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования

• Важнейшие природно-охранные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные

• Народы, наиболее распространенные языки, религии

• Примеры рационального и нерационального размещения производства

• Объекты всемирного культурного и природного наследия России

• Районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т.д.)

• Экологически неблагополучные районы России

• Маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.

2. Определять (измерять):

• Географическое положение объектов

• Разницу в поясном времени территории

• Погоду по синоптическим картам

• Параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации

3. Описывать:

• Географическое положение страны. Отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое)

• Образцы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, с/х, городского, транспортного или рекреационного строительства

• Особенности быта и религий отдельных народов

4. Объяснять:

• Роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны

• Влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России

• Образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых

• Образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога

• Влияние климата на жизнь, быт хозяйственную деятельность

• Как составляется прогноз погоды

• Распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние ПК и освоение территории человеком

• Почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон

• Причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны

• Разнообразие природных комплексов на территории страны

• Различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения

• Особенности природы населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития

• Роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ

• Уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры

• Причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов

• Особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях

• Объяснить причины основных географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление», «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость», «мелиорация», «агломерация», «мегаполис», «трудовые ресурсы», «концентрация», «специализация», «кооперирование», «комбинирование», «топливно-энергетический баланс», «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства, «районирование», «географическое положение», «природные ресурсы», «экологический кризис».

5. Оценивать и прогнозировать:

• Природно-ресурсный потенциал страны и региона

• Экологическую ситуацию в стране и регионе

• Изменения природных и социально экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов

• Изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений

• Развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.


Планируемые результаты изучения учебного предмета «География» в 8 классе:


Ученик научится:

• называть различные источники географической информации и методы её получения;

• определять географическое положение России;

• показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;

• определять поясное время;

• называть и показывать крупные равнины и горы;

• выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям;

• показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых и объяснять закономерности их размещения;

• приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов;

• делать описания отдельных форм рельефа по картам;

• называть факторы, влияющие на формирование климата России;

• определять характерные особенности климата России;

• иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;

• давать описания климата отдельных территорий;

• с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т. д.;

• приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;

• называть и показывать крупнейшие реки, озера;

• используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов;

• называть факторы почвообразования;

• используя карту, называть типы почв и их свойства;

• приводить примеры рационального и нерационального использования почвенных ресурсов;

• объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры;

• объяснять видовое разнообразие животного мира;

• называть меры по охране растений и животных.

• показывать на карте основные природные зоны России, называть их;

• приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира;

• показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России;

• приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе;

• показывать на карте крупные природные районы России;

• называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера и т. д.);

• давать комплексную физико-географическую характеристику;

• отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории.

• отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории;

• оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей;

• выделять экологические проблемы природных регионов.

• объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;

• объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;

• объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить соответствующие примеры.


Ученик получит возможность научиться:

• ставить учебные задачи, а также вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

• планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;

• оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

• классифицировать в соответствии с выбранными признаками;

• сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам.

• систематизировать и структурировать информацию;

• формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;

• владеть навыками анализа и синтеза;

• искать и отбирать необходимые источники информации;

• использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно- коммуникационных технологий и сети Интернет;

• представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;

• работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);

• использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

• создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;

• выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

• самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;

• организовывать свою познавательную деятельность — определять ее цели и задачи, выбирать способы достижения целей и применять их, оценивать результаты деятельности;

• вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, ее преобразование, классификацию, сохранение, передачу и презентацию;

• оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями.


Ученик сможет показывать на карте:

Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.

Острова: Земля Фраца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданьский, Чукотский.

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.

Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.

Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина Гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.

Месторождения: Печорский угольный бассейн, КМА, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбас, Горная Шория (железные руды), Донбас, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).









СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА


Тема 1. Географическая карта и источники географической информации (3 часа)

Содержание темы:

Географическая карта и её математическая основа. Картографические проекций и их виды. Масштаб. Система географических координат.

Топографическая карта. Особенности топографических карт. Навыки работы с топографической картой. Космические и цифровые источники

информации. Компьютерная картография. Мониторинг земной поверхности.

Практические работы:

  1. Определение на основе иллюстраций учебника и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях.

Чтение топографической карты. Построение профиля местности.

Тема 2. Россия на карте мира (4 часа)

  1. Содержание темы:Географическое положение России. Территория России. Крайние точки. Государственная граница. Страны-соседи. Географическое положение и природа России. Природные условия и ресурсы. Приспособление человека к природным условиям. Часовые пояса и зоны. Карта часовых поясов России. Декретное и летнее время.

  1. Практические работы: Характеристика географического положения России.2. Определение поясного времени для разных пунктов России.

  2. Тема 3. История изучения территории России (4 часа)Содержание темы:Русские землепроходцы XI — XVII вв. Открытие и освоение Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Географические открытия в России XVIII—XIX вв. Камчатские экспедиции. Великая Северная экспедиция. Академические экспедиции XVIII в.

Географические исследования XX в. Открытие и освоение Северного морского пути. Роль географии в современном мире. Задачи современной географии. Географический прогноз.

Практические работы:

1. Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых русскими путешественниками. Выделение тех из них, которые названы в честь русских первопроходцев.

2. Анализ источников информации об истории освоения территории России.

Тема 4. Геологическое строение и рельеф (5 часов)

Содержание темы:

Геологическое летоисчисление. Шкала геологического времени. Геологическая карта. Особенности геологического строения. Крупные тектонические структуры. Платформы и складчатые пояса. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Районы современного горообразования,
землетрясений и вулканизма. Влияние внешних сил на формирование рельефа. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Опасные природные явления.

Практическая работа:

1.Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий.

2.Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны.


Тема 5. Климат России (7 часов)

Содержание темы:

Факторы, определяющие климат России. Солнечная радиация. Закономерности распределения тепла и влаги. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов России. Погода. Воздушные массы и атмосферные фронты. Погодные явления, сопровождающие прохождение атмосферных фронтов. Атмосферные вихри: циклоны и антициклоны. Основные принципы прогнозирования погоды. Атмосфера и человек. Влияние
климата на жизнь человека. Неблагоприятные явления погоды Хозяйственная деятельность и загрязнение атмосферы.

Практические работы:

1. Выявление закономерностей территориального распределения климатических показателей по климатической карте.

2. Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России.

3. Определение особенностей погоды для различных пунктов по синоптической карте.

4. Прогнозирование тенденций изменения климата.

Тема 6. Гидрография России (8 часов)

Содержание темы:

Моря, омывающие территорию России. Хозяйственное значение морей. Реки России. Характеристики реки. Бассейн реки. Источники питания
рек. Режим рек. Озёра. Виды озер и их распространение по территории России. Болото. Виды болот и их хозяйственное значение. Природные льды. Сезонные и многолетние льды. Многолетняя мерзлота и ее влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Ледники горные и покровные. Великое оледенение. Ледниковые периоды. Великий ледник на территории России. Последствия ледниковых периодов. Гидросфера и человек. Водные ресурсы. Стихийные бедствия, связанные с водой.

Практические работы:

1. Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России.

2. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатодиаграмм, определение возможностей их хозяйственного использования.

3. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними стихийных природных явлений на территории страны.

Тема 7. Почвы России (2 часа)

Содержание темы:

Почва. Формирование почвы, её состав, строение, свойства. Зональные типы почв, их свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности

распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и
загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.

Практические работы:

Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их почвообразования.

Тема 8. Растительный и животный мир России (2 часа)

Содержание темы:Место и роль растений и животных в природном комплексе. География растений и животных. Типы растительности. Ресурсы растительного и животного мира. Лесные ресурсы. Кормовые ресурсы. Промыслово-охотничьи ресурсы. Особо охраняемые территории.Практические работы:1. Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы.

Тема 9. Природные зоны России (6 часов)

Содержание темы:

Природные комплексы России. Зональные и азональные природные комплексы. Природные зоны Арктики и Субарктики: арктическая пустыня, тундра. Леса умеренного пояса: тайга, смешанные и широколиственные леса. Безлесные зоны юга России: степь, лесостепь и полупустыня. Высотная поясность.
Природно-хозяйственные зоны.

Практическая работы:

  1. Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны. Составление прогноза её изменения и выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне.

  2. Составление описания одной из природных зон России по плану.

Тема 10. Крупные природные районы России (15 часов)

Содержание темы:

Островная Арктика. Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля.

Восточно-Европейская равнина. Физико-географическоеположение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей — характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины:железныеимедно-ни-келевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др.

Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине. Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы — последствие интенсивной хозяйственной деятельности.

Северный Кавказ — самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа.

Крым. Особенности географического положения региона. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. Южный берег Крыма.

Урал — каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья.Уральскиесамоцветы.Особенности климата Урала. Урал — водораздел крупных рек. Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.

Западная Сибирь — край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина — одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая
характеристика зон. Зона Севера и ее значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима, многолетняя мерзлота, болота.

Средняя Сибирь. Географическое положение между реками Енисеем и Леной. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе реднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки — основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Северо-Восток Сибири. Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Горы Южной Сибири — рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала.

Дальний Восток — край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.

Учебные понятия:

Практические работы:

  1. Составление описания природного района по плану.

  2. Тема 11. Общая географическая характеристика родного края (9 часов)Географическое положение, размеры территории, протя­женность и характер границ, соседи. Закономерности формирова­ния рельефа и его современ­ное развитие .Особенности рельефа и по­лезные ископаемые. Климат и хозяйственная дея­тельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Внутренние воды и водные ресурсы.Обеспеченность. Экологиче­ские проблемы. Особенности почв своего региона.Меры по сохранению плодо­родия почв: мелиорация зе­мель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности растительного и животного мира.

  3. Заключение. Природа и человек (3 часа).

Содержание темы:

Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий.

Практические работы:

Составление прогноза развития экологической ситуации отдельных регионов на основе сведений о хозяйственной и повседневной деятельности человека.


Федеральный базисный учебный план для ОУ РФ отводит на изучение предмета 70 часов.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов.Учебник .География.физическая география России.ДомогацкихЕ.М.,Алексеевский Н.И., М. «Русское слово» 2018 г








Календарно- тематическое планирование


№ п/п

Тема урока

Кол.-во часов

Дата провед.

Дата фактич.

корректировка

1

Карта и её математическая основа





2

Топографическая карта .

ПР.1 Чтение топографической карты. Построение профиля местности.





3

Космические и цифровые источники информации





4

Географическое положение России Пр.2 Характеристика географического положения России.





5

Природные условия и ресурсы





6

Часовые пояса и зоны. Пр.3 Определение поясного времени для разных пунктов России





7

Обобщающий урок по теме «Россия на карте мира»





8

Русские землепроходцы 11-17 вв.





9

Географические открытия в России в 18-19 вв.





10

Географические исследования 20 века.

Пр.4 Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых русскими путешественниками





11

Роль географии в современном мире





12

Геологическое летоисчисление и геологическая карта.





13

Тектоническое строение территории.





14

Общие черты рельефа.

Пр.5 Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны.





15

Литосфера и человек





16

Обобща­ющий урок по теме «Геологическое строение и рельеф России»





17

Факторы, определяющие климат России





18

Распределение тепла и влаги на территории России.





19

Климаты России. Пр.6 Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России





20

Воздушные массы и атмосферные фронты





21

Атмосферные вихри. Пр. 7 Определение особенностей погоды для различных пунктов по синоптической карте.





22

Атмосфера и человек.





23

Обобща­ющий урок по теме «Климат России»





24

Моря, омывающие территорию России. Пр. 8 Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России






25

Характеристики реки. Пр. 9 Составление характеристики одной из рек





26

Реки России





27

Озера и болота.





28

Природные льды.





29

Великое оледенение.





30

Гидросфера и человек.





31

Обобща­ющий урок по теме «Моря и внутренние воды»»





32

Формирование и свойства почв.





33

Зональные типы почв.





34

Растительный и животный мир России






35

Ресурсы растительного и животного мира





36

Природные комплексы России.





37

Безлесные природные зоны Арктики и Субарктики.





38

Леса умеренного пояса.





39

Лесостепь, степь и полупустыни. Высотная поясность. Пр. 10 Составление описания одной из природных зон России по плану





40

Природно-хозяйственные зоны.





41

Обобща­ющий урок по теме «Почвы, природ­ные зо­ны»





42

Островная Арктика





43

Восточно – Европейская равнина

Пр.р. 11 Нанесение на к/карту крупных форм рельефа





44

Восточно – Европейская равнина





45

Северный Кавказ.





46

Крым. Пр. 12 Составление описания природного района по плану





47

Уральские горы





48

Западная Сибирь: геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые





49

Климат и внутренние воды Западной Сибири.

 Пр.р. 13 Характеристика условий работы и быта человека в Западной Сибири





50

Средняя Сибирь: геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.





51

Климат, внутренние воды и природные зоны Средней Сибири.





52

Северо-Восточная Сибирь: геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.





53

Климат, внутренние воды и природные зоны Северо-Восточной Сибири.





54

Пояс гор Южной Сибири





55

Дальний Восток





56

Обобщающий урок по теме «Крупные природные районы России»





57

Особенности географического положения Татарстана и его изменение в ходе исторического развития.





58

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.





59

Климат.





60

Гидрография Татарстана. Охрана вод.





61

Закономерности распространения почв.





62

Растительный и животный мир





63

Природные зоны





64

Охрана и преобразование природы родного края.





65

Обобщающий урок по теме «География Татарстана»





66

Природа и человек





67

Повторение за курс 8 класса





68

Обобщающий урок за курс 8 класса





69

Обобщающий урок за курс 8 класса





70

Обобщающий урок за курс 8 класса







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!