СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 8 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 8 класс»


    1. планируемые результаты освоения учебного предмета, курса


Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательной деятельности система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательных отношений, самой образовательной деятельности, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.


Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательной деятельности, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.

  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание обучающимися того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.


Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.


Введение в информатику

Обучающийся научится:

  • оперировать единицами измерения количества информации;

  • оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);

  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

  • составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;


Обучающийся получит возможность:

  • углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

  • научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;

  • научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита

  • переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;

  • познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;

  • научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;

  • научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.

  • сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;

  • познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов

  • научиться строить математическую модель задачи – выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.

Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования

Обучающийся научится:

  • понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;

  • оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);

  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;

  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;

  • ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов.

  • исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.

  • исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;

  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;

  • определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;

  • разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.


Обучающийся получит возможность:

  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;

  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

  • исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.);

  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;

  • разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.



    1. Содержание учебного курса

№№ п.п.

Раздел

Кол-во часов

1.

Математические основы информатики

13

2.

Основы алгоритмизации

10

3.

Начала программирования

10

4.

Итоговое тестирование

2


Итого:

35


Раздел 1. Математические основы информатики (13 ч)

Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.

Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.

Практическая работа № 1. Работа с интерактивным задачником.

Практическая работа № 2. Работа с интерактивным задачником: число и его компьютерный код.


Раздел 2. Основы алгоритмизации (10 ч)

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.

Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.

Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

Практическая работа № 3. Построение алгоритмической конструкции «следование»

Практическая работа № 4. Построение алгоритмической конструкции «ветвление»

Практическая работа № 5. Построение алгоритмической конструкции «ветвление», сокращенной формы.

Практическая работа № 6. Построение алгоритмической конструкции «повторение».

Практическая работа № 7. Построение алгоритмической конструкции «повторение» с заданным условием окончания работы.

Практическая работа № 8. Построение алгоритмической конструкции «повторение» с заданным числом повторений.

Практическая работа № 9. Конструирование алгоритмов.

Практическая работа № 10. Построение алгоритмов управления.


Раздел 3. Начала программирования (10 ч)

Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.

Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование.

Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.

Практическая работа № 11. Организация ввода и вывода данных

Практическая работа № 12. Написание программ на языке Паскаль

Практическая работа № 13. Написание программ, реализующих линейный алгоритм на языке Паскаль.

Практическая работа № 14. Написание программ, реализующих разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль.

Практическая работа № 15. Написание программ, реализующих разветвляющиеся алгоритмы на языке Паскаль.

Практическая работа №16. Написание программ, реализующих циклические алгоритмы на языке Паскаль.

Практическая работа № 17. Написание программ, реализующих циклические алгоритмы на языке Паскаль.

Практическая работа № 18. Написание программ, реализующих циклические алгоритмы с заданным числом повторений.

Практическая работа № 19. Написание различных вариантов программ, реализующих циклические алгоритмы .

Практическая работа № 20. Написание программы реализующих алгоритмы заполнение и вывод одномерных массивов.

Практическая работа № 21. Написание программы реализующих алгоритмы вычисления суммы элементов массива.

Практическая работа № 22.Написание программ, реализующих алгоритмы поиска в массиве.

Практическая работа № 23. Написание программ, реализующих алгоритмы сортировки в массиве.


Раздел 4. Итоговое повторение (2ч)





















4. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

Наименование раздела и тем урока


Тип урока

Дата

проведения

план

факт

1

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места

урок «открытия нового знания»



2

Общие сведения о системах счисления

урок «открытия нового знания»



3

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

урок «открытия нового знания»



4

Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Компьютерные системы счисления

урок «открытия нового знания»



5

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

урок «открытия нового знания»



6

Представление целых чисел

урок «открытия нового знания»



7

Представление вещественных чисел

урок «открытия нового знания»



8

Высказывание. Логические операции

урок «открытия нового знания»



9

Построение таблиц истинности для логических выражений

урок развивающего контроля



10

Свойства логических операций

урок «открытия нового знания»



11

Решение логических задач

урок «открытия нового знания»



12

Логические элементы

урок «открытия нового знания»



13

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики».

урок развивающего контроля



14

Алгоритмы и исполнители

урок «открытия нового знания»



15

Способы записи алгоритмов

урок «открытия нового знания»



16

Объекты алгоритмов

урок развивающего контроля



17

Алгоритмическая конструкция «следование»

урок развивающего контроля



18

Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления

урок развивающего контроля



19

Сокращенная форма ветвления

урок развивающего контроля



20

Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы

урок развивающего контроля



21

Цикл с заданным условием окончания работы

урок развивающего контроля



22

Цикл с заданным числом повторений

урок развивающего контроля



23

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации».

урок развивающего контроля



24

Общие сведения о языке программирования Паскаль

урок «открытия нового знания»



25

Организация ввода и вывода данных

урок развивающего контроля



26

Программирование линейных алгоритмов

урок развивающего контроля



27

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор

урок развивающего контроля



28

Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений

урок развивающего контроля



29

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы

урок развивающего контроля



30

Программирование циклов с заданным условием окончания работы

урок развивающего контроля



31

Программирование циклов с заданным числом повторений

урок развивающего контроля



32

Различные варианты программирования циклического алгоритма

урок развивающего контроля



33

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования».

урок развивающего контроля



34

Основные понятия курса Итоговое тестирование

урок развивающего контроля



35

Резерв.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!