Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательной деятельности система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательных отношений, самой образовательной деятельности, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательной деятельности, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание обучающимися того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Введение в информатику
Обучающийся научится:
оперировать единицами измерения количества информации;
оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
Обучающийся получит возможность:
углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.
сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов
научиться строить математическую модель задачи – выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Обучающийся научится:
понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов.
исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.
исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Обучающийся получит возможность:
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.);
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
№№ п.п. | Раздел | Кол-во часов |
1. | Математические основы информатики | 13 |
2. | Основы алгоритмизации | 10 |
3. | Начала программирования | 10 |
4. | Итоговое тестирование | 2 |
| Итого: | 35 |
Раздел 1. Математические основы информатики (13 ч)
Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.
Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.
Практическая работа № 1. Работа с интерактивным задачником.
Практическая работа № 2. Работа с интерактивным задачником: число и его компьютерный код.
Раздел 2. Основы алгоритмизации (10 ч)
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Практическая работа № 3. Построение алгоритмической конструкции «следование»
Практическая работа № 4. Построение алгоритмической конструкции «ветвление»
Практическая работа № 5. Построение алгоритмической конструкции «ветвление», сокращенной формы.
Практическая работа № 6. Построение алгоритмической конструкции «повторение».
Практическая работа № 7. Построение алгоритмической конструкции «повторение» с заданным условием окончания работы.
Практическая работа № 8. Построение алгоритмической конструкции «повторение» с заданным числом повторений.
Практическая работа № 9. Конструирование алгоритмов.
Практическая работа № 10. Построение алгоритмов управления.
Раздел 3. Начала программирования (10 ч)
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование.
Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Практическая работа № 11. Организация ввода и вывода данных
Практическая работа № 12. Написание программ на языке Паскаль
Практическая работа № 13. Написание программ, реализующих линейный алгоритм на языке Паскаль.
Практическая работа № 14. Написание программ, реализующих разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль.
Практическая работа № 15. Написание программ, реализующих разветвляющиеся алгоритмы на языке Паскаль.
Практическая работа №16. Написание программ, реализующих циклические алгоритмы на языке Паскаль.
Практическая работа № 17. Написание программ, реализующих циклические алгоритмы на языке Паскаль.
Практическая работа № 18. Написание программ, реализующих циклические алгоритмы с заданным числом повторений.
Практическая работа № 19. Написание различных вариантов программ, реализующих циклические алгоритмы .
Практическая работа № 20. Написание программы реализующих алгоритмы заполнение и вывод одномерных массивов.
Практическая работа № 21. Написание программы реализующих алгоритмы вычисления суммы элементов массива.
Практическая работа № 22.Написание программ, реализующих алгоритмы поиска в массиве.
Практическая работа № 23. Написание программ, реализующих алгоритмы сортировки в массиве.
Раздел 4. Итоговое повторение (2ч)
4. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Наименование раздела и тем урока | Тип урока | Дата проведения |
план | факт |
1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места | урок «открытия нового знания» | | |
2 | Общие сведения о системах счисления | урок «открытия нового знания» | | |
3 | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | урок «открытия нового знания» | | |
4 | Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Компьютерные системы счисления | урок «открытия нового знания» | | |
5 | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q | урок «открытия нового знания» | | |
6 | Представление целых чисел | урок «открытия нового знания» | | |
7 | Представление вещественных чисел | урок «открытия нового знания» | | |
8 | Высказывание. Логические операции | урок «открытия нового знания» | | |
9 | Построение таблиц истинности для логических выражений | урок развивающего контроля | | |
10 | Свойства логических операций | урок «открытия нового знания» | | |
11 | Решение логических задач | урок «открытия нового знания» | | |
12 | Логические элементы | урок «открытия нового знания» | | |
13 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». | урок развивающего контроля | | |
14 | Алгоритмы и исполнители | урок «открытия нового знания» | | |
15 | Способы записи алгоритмов | урок «открытия нового знания» | | |
16 | Объекты алгоритмов | урок развивающего контроля | | |
17 | Алгоритмическая конструкция «следование» | урок развивающего контроля | | |
18 | Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления | урок развивающего контроля | | |
19 | Сокращенная форма ветвления | урок развивающего контроля | | |
20 | Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы | урок развивающего контроля | | |
21 | Цикл с заданным условием окончания работы | урок развивающего контроля | | |
22 | Цикл с заданным числом повторений | урок развивающего контроля | | |
23 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». | урок развивающего контроля | | |
24 | Общие сведения о языке программирования Паскаль | урок «открытия нового знания» | | |
25 | Организация ввода и вывода данных | урок развивающего контроля | | |
26 | Программирование линейных алгоритмов | урок развивающего контроля | | |
27 | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор | урок развивающего контроля | | |
28 | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений | урок развивающего контроля | | |
29 | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы | урок развивающего контроля | | |
30 | Программирование циклов с заданным условием окончания работы | урок развивающего контроля | | |
31 | Программирование циклов с заданным числом повторений | урок развивающего контроля | | |
32 | Различные варианты программирования циклического алгоритма | урок развивающего контроля | | |
33 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». | урок развивающего контроля | | |
34 | Основные понятия курса Итоговое тестирование | урок развивающего контроля | | |
35 | Резерв. | | | |