Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Мичуринский
Рассмотрено на заседании МО Пр. №1 от 29.08.2019 г. | Согласовано: Зам. директора по УВР ________ Г.Е. Кузнецова | Рассмотрено и принято педагогическим советом от 30.08.2019 г. Утверждено Приказом №__ от ____ 2019 г. |
| | директор МОБУ СОШ п. Мичуринский __________ А.Е. Камбулова |
Адаптированная рабочая программа
учебного предмета «Информатика»
5 класс
(ФГОС ООО ОВЗ РАС)
Составитель:
учитель информатики
МОБУ СОШ п. Мичуринский
Дугина Е.А.
Содержание
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета ………………...……..4
2. Содержание учебного предмета ………………...……………………………….7
3. Тематическое планирование ………………………………………………..……9
4. Критерии оценивания учебной деятельности обучающихся с РАС основной школы по информатике ……………………………………………………………10
Адаптированная образовательная программа составлена на основе авторской программы Л.Л. Босовой и А. Ю. Босовой «Информатика 5-6 класс». Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В программе соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, межпредметные связи. В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).
В основу разработки рабочей программы обучающихся с РАС заложен деятельностный подход.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с РАС.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с РАС школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В основу формирования адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с РАС положены следующие принципы:
принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
онтогенетический принцип;
принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с РАС на всех ступенях образования; принцип целостности содержания образования, предполагающий перенос усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с РАС всеми видами доступной им предметнопрактической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; принцип сотрудничества с семьей.
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Личностные результаты освоения адаптированной рабочей программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с РАС в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Достижение личностных результатов обеспечивается овладением доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия.
Личностные результаты освоения программы отражают динамику:
понимания причин и мотивов эмоциональных проявлений, поступков, поведения других людей;
развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях взаимодействия;
способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
развитие навыков адаптации в динамично изменяющейся среде;
развитие социально-бытовых умений, используемых в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; владение речевыми средствами для включения в повседневные школьные и бытовые дела, навыками коммуникации, в том числе устной, в различных видах учебной и внеурочной деятельности).
Метапредметные результаты — включают в себя освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи.
Метапредметные результаты освоения программы могут иметь особенности формирования в таких компетентностях как:
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Предметные результаты включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно- проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях, таких как информация, алгоритм, модель, и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Раздел 1. Информация вокруг нас
Выпускник научится:
- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
- приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- приводить примеры древних и современных информационных носителей;
- классифицировать информацию по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
- определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.
Раздел 2. Информационные технологии
Выпускник научится:
- определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
- создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
- работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
- выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
- применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
- выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
- использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
- создавать и форматировать списки;
- создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
- создавать круговые и столбиковые диаграммы;
- применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
- использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций;
- осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
- ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
- соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
2. Содержание учебного предмета
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5 классе основной школы может быть определена следующими укрупненными тематическими блоками (разделами):
- Информация вокруг нас.
- Информационные технологии.
Раздел 1. Информация вокруг нас
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.
Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.
Передача информации. Источник, канал, приемник. Примеры передачи информации. Электронная почта.
Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.
Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.
Раздел 2. Информационные технологии
Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приемы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.
Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
4. Тематическое планирование
Тема | Кол-во часов |
Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас | 1 |
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией | 1 |
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Практическая работа 1 «Вспоминаем клавиатуру» | 1 |
Управление компьютером. Практическая работа 2 «Вспоминаем приемы управления компьютером» | 1 |
Хранение информации. Практическая работа 3 «Создаем и сохраняем файлы» | 1 |
Передача информации. Электронная почта. Практическая работа 4 «Работаем с электронной почтой» | 1 |
В мире кодов. Способы кодирования информации | 1 |
Метод координат | 1 |
Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов | 1 |
Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Практическая работа 5 «Вводим текст» | 1 |
Редактирование текста. Практическая работа 6 «Редактируем текст» | 1 |
Текстовый фрагмент и операции с ним. Практическая работа 7 «Работаем с фрагментами текста» | 1 |
Форматирование текста. Практическая работа 8 «Форматируем текст» | 1 |
Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. Практическая работа 9 «Создаем простые таблицы» (задания 1, 2) | 1 |
Табличное решение логических задач. Практическая работа 9 «Создаем простые таблицы» (задания 3, 4) | 1 |
Разнообразие наглядных форм представления информации | 1 |
Диаграммы. Практическая работа 10 «Строим диаграммы» | 1 |
Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Практическая работа 11 «Изучаем инструменты графического редактора» | 1 |
Преобразование графических изображений. Практическая работа 12 «Работаем с графическими фрагментами» | 1 |
Создание графических изображений. Практическая работа 13 «Планируем работу в графическом редакторе» | 1 |
Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации | 1 |
Списки — способ упорядочения информации. Практическая работа 14 «Создаем списки» | 1 |
Поиск информации. Практическая работа 15 «Ищем информацию в сети Интернет» | 1 |
Кодирование как изменение формы представления информации | 1 |
Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа 16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор» | 1 |
Преобразование информации путем рассуждений | 1 |
Разработка плана действий. Задачи о переправах | 1 |
Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях | 1 |
Создание движущихся изображений. Практическая работа 17 «Создаем анимацию» (задание 1) | 1 |
Создание анимации по собственному замыслу. Практическая работа 17 «Создаем анимацию» (задание 2) | 1 |
Выполнение итогового мини-проекта. Практическая работа 18 «Создаем слайд-шоу» | 1 |
Основные понятия курса. Итоговое повторение | 1 |
Итоговое тестирование | 1 |
Обобщение. Подведение итогов года | 1 |
Итого | 34 |
4. Критерии оценивания учебной деятельности обучающихся с РАС основной школы по информатике
Критерии оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Критерии оценки практического задания
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.