СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике для 7,8,9 классов

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 7,8,9 классов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Слободищенская средняя общеобразовательная школа

Дятьковского района Брянской области





«Рассмотрено на МО и рекомендовано

к утверждению»

Руководитель ШМО

__________(______________________)

Протокол №____ от

«____»________________2021г

«Утверждаю»

Директор МБОУ Слободищенская СОШ

___________________ И.С. Пузанкова

Приказ №_____ от

«_____»_______________2021г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИНФОРМАТИКЕ

ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ

УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ

МОСПАНОВОЙ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ








СОСТАВИТЕЛЬ:

Моспанова Мария Сергеевна














Село Слободище

2021 год


Аннотация 

 к рабочей программе по предмету «Информатика»

Рабочая программа по предмету «Информатика» для 10-11 классов составлена на основе следующих документов:

  1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014г., 31 декабря 2015г., 29 июня 2017. (далее ФГОС СОО);

  3. Примерной основной образовательной программой среднего общего образования (далее – ПООП СОО) (одобрена решением федерального учебного методического объединения по общему образования (протокол от 28 июня 2017 года №2/16-з));


Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач: 

  • освоение системы базовых знаний, относящихся к математическим объектам информатики, построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование средствам моделирования 

  • овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, создавать программы на языке программирования по их описанию; 

  • развитие алгоритмического мышления, способностей к формированию системного мышления; 

  • приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различных типов с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда. 

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса: 

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах; 

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин; 

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов; 

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности; 

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности. 

В обучении информатике целесообразно параллельно применять общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ: 

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником на печатной основе или электронным); 

  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций); 

  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы); 

  • активные методы (метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры). 

      Отличительная черта курса информатики – активное и систематическое использование в учебном процессе средств ИКТ. Но необходимо свести работу за компьютером к регламентированной норме. При организации учебного процесса необходимо учитывать, что оптимальная длительность работы за компьютером не должна превышать 30 минут. 

Отличительной особенностью данной программы является использование проектной методики, связанной с реализацией междисциплинарной программы формирования проектных компетенций учащихся. 

Преподавание учебного предмета по информатике в 10-11 классах осуществляется по учебнику  Поляков К.Ю., Еремин Е.А. «Информатика» (изд-во Бином Лаборатория знаний) 

 









































Данная программа учебного курса по предмету «Информатика» основана на учебно-методическом комплекте (далее УМК) авторов К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина, обеспечивающем обучение курсу информатики в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (далее — ФГОС), который включает в себя учебники:

  • «Информатика. 10-11 класс. Углубленный уровень»

завершенной предметной линии для 10,11 классов. Представленные учебники являются ядром целостного УМК, в который, кроме учебников, входят:

  • данная авторская программа по информатике;

  • компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm

  • электронный задачник-практикум с возможностью автоматической проверки решений задач по программированию: http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666

  • материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;

  • методическое пособие для учителя: http://files.lbz.ru/pdf/mpPolyakov10-11fgos.pdf;

  • комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru);

  • сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.

Учебники «Информатика. 10, 11 класс» разработаны в соответствии с требованиями ФГОС и могут быть использованы для изучения курса «Информатика» в 10 -11 классах в объеме 34 часов (базовый уровень).

Информатика рассматривается авторами как наука об автоматической обработке данных с помощью компьютерных вычислительных систем. Такой подход сближает курс информатики с дисциплиной, называемой за рубежом computer science.

Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках.

Учебники, составляющие ядро УМК, содержат все необходимые фундаментальные сведения, относящиеся к школьному курсу информатики, и в этом смысле являются цельными и достаточными для подготовки по информатике в старшей школе, независимо от уровня подготовки учащихся, закончивших основную школу. Учитель может перераспределять часы, отведённые на изучение отдельных разделов учебного курса, в зависимости от фактического уровня подготовки учащихся.

Одна из важных задач учебников и программы – обеспечить возможность подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике. Авторы сделали всё возможное, чтобы в ходе обучения рассмотреть максимальное количество типов задач, включаемых в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.

Общая характеристика изучаемого предмета

Программа по предмету «Информатика» предназначена для изучения всех основных разделов курса информатики на базовом уровне. Она включает в себя три крупные содержательные линии:

  • Основы информатики

  • Алгоритмы и программирование

  • Информационно-коммуникационные технологии.

Важная задача изучения этих содержательных линий – переход на новый уровень понимания и получение систематических знаний, необходимых для самостоятельного решения задач, в том числе и тех, которые в самом курсе не рассматривались. Существенное внимание уделяется линии «Алгоритмизация и программирование», которая входит в перечень предметных результатов ФГОС. Для изучения программирования используются школьный алгоритмический язык (среда КуМир) и язык Паскаль.

В тексте учебников содержится большое количество задач, что позволяет учителю организовать обучение в разноуровневых группах. Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изложенного материала на понятийном уровне, а не на уровне механического запоминания. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.

Важной составляющей УМК является комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для практических работ, контрольные материалы (тесты); исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр.

Место изучаемого предмета в учебном плане

Для освоения программы базового уровня предполагается изучение предмета «Информатика» в объёме не менее 34 учебных часов (по 1 часу в неделю в 10-11 классах). При этом некоторые разделы полного курса предлагается изучать в рамках элективных курсов или факультативных занятий.

Для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся можно использовать часы, отведенные на внеурочную деятельность.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

  1. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;

  2. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  3. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  4. эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;

  5. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Метапредметные результаты

  1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  5. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

Предметные результаты

  1. сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;

  2. владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;

  3. сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;

  4. систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;

  5. сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;

  6. сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;

  7. сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;

  8. понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;

  9. владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);

  10. сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;

  11. владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;

  12. овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;

  13. владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;

  14. владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;

  15. владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;

  16. владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.






































Содержание учебного предмета

В содержании предмета «Информатика» в учебниках для 10 -11 классов может быть выделено три крупных раздела:

  1. Основы информатики

    • Техника безопасности. Организация рабочего места

    • Информация и информационные процессы

    • Кодирование информации

    • Логические основы компьютеров

    • Компьютерная арифметика

    • Устройство компьютера

    • Программное обеспечение

    • Компьютерные сети

    • Информационная безопасность

  1. Алгоритмы и программирование

    • Алгоритмизация и программирование

    • Решение вычислительных задач

  1. Информационно-коммуникационные технологии

    • Моделирование

    • Базы данных

    • Создание веб-сайтов

    • Графика и анимация

    • 3D-моделирование и анимация

Таким образом, обеспечивается преемственность изучения предмета в полном объёме на завершающей ступени среднего общего образования.

В планировании учитывается, что в начале учебного года учащиеся ещё не вошли в рабочий ритм, а в конце года накапливается усталость и снижается восприимчивость к новому материалу. Поэтому наиболее сложные темы, связанные с программированием, предлагается изучать в середине учебного года в 10- 11классе.

В то же время курс «Информатика» во многом имеет модульную структуру, и учитель при разработке рабочей программы может менять местами темы программы. В любом случае авторы рекомендуют начинать изучение материала с 10 класса с тем «Информация и информационные процессы» и «Кодирование информации», которые являются ключевыми для всего курса.

В сравнении с полным (углублённым) курсом, в планировании для базового уровня

  • изъяты разделы «Объектно-ориентированное программирование», «Графика и анимация», «3D-моделирование и анимация» и «Элементы теории алгоритмов», которые предлагается изучать, при возможности, в рамках элективных курсов и факультативных занятий;

  • сокращен объем изучения остальных разделов.

Отметим, что при наличии учебника учащиеся имеют возможность изучать дополнительные разделы полного (углублённого) курса самостоятельно под руководством учителя.

Тематическое планирование 10 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

По плану

фактически

1

Т/б. Организация рабочего места.

ПР №1 Оформление доку-мента.

1





Глава 1. Информация и информационные процессы

2




2

Информатика и информация. Что можно делать с информацией?

1




3

Структура информации (простые структуры). Деревья. Графы.

ПР № 2 Структуризация информации (таблица, списки).

1





Глава 2. Кодирование информации

6




4

Дискретное кодирование. Равномерное и неравномерное кодирование.

1




5

Декодирование. Алфавитный подход к оценке количества информации.

1




6

Системы счисления. Двоичная система счисления.

1




7

Восьмеричная система счисления. Шестнадцатеричная система счисления.

1




8

Другие системы счисления. Кодирование текстов.

1




9

Кодирование графической информации. Кодирование звуковой и видеоинформации.

1





Глава 3. Логические основы компьютеров.

2




10

Логические операции. Логические выражения. Упрощение логических выражений. Логические уравнения

ПР № 3 Тренажёр «Логика».

ПР № 4 Исследование запросов для поисковых систем.

1




11

Синтез логических выражений. Множества и логика. Предикаты и кванторы. Логические элементы компьютера

1





Глава 5. Как устроен компьютер.

2




12

Принципы устройства компьютеров.

1




13

Процессор. Память. Устройства ввода и вывода.

1




14

Итоговый тест за 1 полугодие по теме: «Информация, как устроен компьютер»

1





Глава 6. Программное обеспечение

2




15

Программное обеспечение. Программы для обработки текстов. Многостраничные документы. Коллективная работа над документами.





16

Системное программное обеспечение. Системы программирования.






Глава 7. Компьютерные сети

3




17

Компьютерные сети. Основные понятия.

1




18

Сеть Интернет.

Адреса в Интернете.

1




19

Службы Интернета

1





Глава 8. Алгоритмизация и программирование

10




20

Алгоритмы. Оптимальные линейные программы.

1




21

Анализ алгоритмов с ветвлениями и циклами. Введение в язык Python. Вычисления. Ветвления.

1




22

Циклические алгоритмы

1




23

Циклы по переменной.

1




24

Процедуры и функции.

1




25

Рекурсия. Массивы.

1




26

Алгоритмы обработки массивов.

1




27

Сортировка массивов.

1




28

Двоичный поиск. Символьные строки.

1




29

Матрицы. Работа с файлами.

1





Глава 9. Решение вычислительных задач на компьютере.

3




30

Решение уравнений в табличных процессорах.

1




31

Дискретизация. Оптимизация.

1




32

Статистические расчеты. Обработка результатов эксперимента.

1





Глава 10. Информационная безопасность

1




33

Вредоносные программы. Защита от вредоносных программ. Безопасность в Интернете.

1




34

Итоговое тестирование за курс 10 класса

1




35

Обобщающий урок за курс 10класса

1




































Тематическое планирование 11 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

По плану

фактически


Глава 1. Информация и информационные процессы

2

4



1

Т/Б. Количество информации.

1




2

Сжатие данных. Информационное общество.

ПР. №1 Использование архиватора.

1





Глава 2. Моделирование

4

5



3

Модели и моделирование.

1




4

Этапы моделирования. Моделирование движения.

1




5

Математические модели в биологии. Вероятностные модели.

1




6

ПР.№2 Саморегуляция.

1





Глава 3. База данных

5

6



7

Многотабличные базы данных.

1




8

Работа с таблицей.

ПР. №3 Работа с таблицей.

1




9

Запросы. Формы.

1




10

Тест №1. Основные понятия баз данных.

1




11

Отчеты. Экспертные системы.

1




12

Итоговое тестирование за I полугодие

1

1




Глава 4. Создание веб-сайтов

3

6



13

Веб-сайты и веб-страницы.

1




14

Рисунки, звук, видео. Таблицы.

Тест №2 Веб- сайты и веб- страницы.

1




15

XML и XHTML

1





Глава 5. Элементы теории алгоритмов

1




16

Уточнение понятия алгоритма. Доказательство правильности программ.

1





Глава 6. Алгоритмизация и программирование

2

9



17

Целочисленные алгоритмы. Словари.

1




18

Деревья. Графы.

Тест №3 Деревья. Графы.

1





Глава 7. Объектно- ориентированное программирование.

4




19

Создание объектов в программе. Иерархия классов.

1




20

Графический интерфейс: основы.

П.Р.№4 Графический интерфейс.

1




21

Использование компонентов (виджетов)

1




22

Модель и представление.

1





Глава 8. Обработка изображений

4




23

Ввод изображений.

1




24

Работа с областями. Многослойные изображения.

П.Р.№5 Многослойные изображения.

1




25

Иллюстрации для веб- сайтов.

1




26

Анимация. Векторная графика.

1





Глава 9. Трехмерная графика.

6




27

Работа с объектами.

1




28

Сеточные модели. Модификаторы

1




29

Кривые. Материалы и текстуры.

1




30

Рендеринг.

1




31

Анимация.

П.Р. № 6 Анимация.

1




32

Язык VRML

1




33

Итоговое тестирование за курс 1 класса

1

1



34

Обобщающий урок за курс 11класс

1

1 резерв 2






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!