Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Слободищенская средняя общеобразовательная школа
Дятьковского района Брянской области
«Рассмотрено на МО и рекомендовано к утверждению» Руководитель ШМО __________(______________________) Протокол №____ от «____»________________2021г | «Утверждаю» Директор МБОУ Слободищенская СОШ ___________________ И.С. Пузанкова Приказ №_____ от «_____»_______________2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ
ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ
УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
МОСПАНОВОЙ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ
СОСТАВИТЕЛЬ:
Моспанова Мария Сергеевна
Село Слободище
2021 год
Аннотация
к рабочей программе по предмету «Информатика»
Рабочая программа по предмету «Информатика» для 10-11 классов составлена на основе следующих документов:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014г., 31 декабря 2015г., 29 июня 2017. (далее ФГОС СОО);
Примерной основной образовательной программой среднего общего образования (далее – ПООП СОО) (одобрена решением федерального учебного методического объединения по общему образования (протокол от 28 июня 2017 года №2/16-з));
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
освоение системы базовых знаний, относящихся к математическим объектам информатики, построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование средствам моделирования
овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, создавать программы на языке программирования по их описанию;
развитие алгоритмического мышления, способностей к формированию системного мышления;
приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различных типов с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
В обучении информатике целесообразно параллельно применять общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником на печатной основе или электронным);
наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
активные методы (метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры).
Отличительная черта курса информатики – активное и систематическое использование в учебном процессе средств ИКТ. Но необходимо свести работу за компьютером к регламентированной норме. При организации учебного процесса необходимо учитывать, что оптимальная длительность работы за компьютером не должна превышать 30 минут.
Отличительной особенностью данной программы является использование проектной методики, связанной с реализацией междисциплинарной программы формирования проектных компетенций учащихся.
Преподавание учебного предмета по информатике в 10-11 классах осуществляется по учебнику Поляков К.Ю., Еремин Е.А. «Информатика» (изд-во Бином Лаборатория знаний)
Данная программа учебного курса по предмету «Информатика» основана на учебно-методическом комплекте (далее УМК) авторов К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина, обеспечивающем обучение курсу информатики в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (далее — ФГОС), который включает в себя учебники:
завершенной предметной линии для 10,11 классов. Представленные учебники являются ядром целостного УМК, в который, кроме учебников, входят:
данная авторская программа по информатике;
компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm
электронный задачник-практикум с возможностью автоматической проверки решений задач по программированию: http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666
материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;
методическое пособие для учителя: http://files.lbz.ru/pdf/mpPolyakov10-11fgos.pdf;
комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru);
сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.
Учебники «Информатика. 10, 11 класс» разработаны в соответствии с требованиями ФГОС и могут быть использованы для изучения курса «Информатика» в 10 -11 классах в объеме 34 часов (базовый уровень).
Информатика рассматривается авторами как наука об автоматической обработке данных с помощью компьютерных вычислительных систем. Такой подход сближает курс информатики с дисциплиной, называемой за рубежом computer science.
Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках.
Учебники, составляющие ядро УМК, содержат все необходимые фундаментальные сведения, относящиеся к школьному курсу информатики, и в этом смысле являются цельными и достаточными для подготовки по информатике в старшей школе, независимо от уровня подготовки учащихся, закончивших основную школу. Учитель может перераспределять часы, отведённые на изучение отдельных разделов учебного курса, в зависимости от фактического уровня подготовки учащихся.
Одна из важных задач учебников и программы – обеспечить возможность подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике. Авторы сделали всё возможное, чтобы в ходе обучения рассмотреть максимальное количество типов задач, включаемых в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.
Общая характеристика изучаемого предмета
Программа по предмету «Информатика» предназначена для изучения всех основных разделов курса информатики на базовом уровне. Она включает в себя три крупные содержательные линии:
Основы информатики
Алгоритмы и программирование
Информационно-коммуникационные технологии.
Важная задача изучения этих содержательных линий – переход на новый уровень понимания и получение систематических знаний, необходимых для самостоятельного решения задач, в том числе и тех, которые в самом курсе не рассматривались. Существенное внимание уделяется линии «Алгоритмизация и программирование», которая входит в перечень предметных результатов ФГОС. Для изучения программирования используются школьный алгоритмический язык (среда КуМир) и язык Паскаль.
В тексте учебников содержится большое количество задач, что позволяет учителю организовать обучение в разноуровневых группах. Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изложенного материала на понятийном уровне, а не на уровне механического запоминания. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.
Важной составляющей УМК является комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для практических работ, контрольные материалы (тесты); исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр.
Место изучаемого предмета в учебном плане
Для освоения программы базового уровня предполагается изучение предмета «Информатика» в объёме не менее 34 учебных часов (по 1 часу в неделю в 10-11 классах). При этом некоторые разделы полного курса предлагается изучать в рамках элективных курсов или факультативных занятий.
Для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся можно использовать часы, отведенные на внеурочную деятельность.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты
сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.
Содержание учебного предмета
В содержании предмета «Информатика» в учебниках для 10 -11 классов может быть выделено три крупных раздела:
Основы информатики
Техника безопасности. Организация рабочего места
Информация и информационные процессы
Кодирование информации
Логические основы компьютеров
Компьютерная арифметика
Устройство компьютера
Программное обеспечение
Компьютерные сети
Информационная безопасность
Алгоритмы и программирование
Алгоритмизация и программирование
Решение вычислительных задач
Информационно-коммуникационные технологии
Таким образом, обеспечивается преемственность изучения предмета в полном объёме на завершающей ступени среднего общего образования.
В планировании учитывается, что в начале учебного года учащиеся ещё не вошли в рабочий ритм, а в конце года накапливается усталость и снижается восприимчивость к новому материалу. Поэтому наиболее сложные темы, связанные с программированием, предлагается изучать в середине учебного года в 10- 11классе.
В то же время курс «Информатика» во многом имеет модульную структуру, и учитель при разработке рабочей программы может менять местами темы программы. В любом случае авторы рекомендуют начинать изучение материала с 10 класса с тем «Информация и информационные процессы» и «Кодирование информации», которые являются ключевыми для всего курса.
В сравнении с полным (углублённым) курсом, в планировании для базового уровня
изъяты разделы «Объектно-ориентированное программирование», «Графика и анимация», «3D-моделирование и анимация» и «Элементы теории алгоритмов», которые предлагается изучать, при возможности, в рамках элективных курсов и факультативных занятий;
сокращен объем изучения остальных разделов.
Отметим, что при наличии учебника учащиеся имеют возможность изучать дополнительные разделы полного (углублённого) курса самостоятельно под руководством учителя.
Тематическое планирование 10 класс |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
По плану | фактически |
1 | Т/б. Организация рабочего места. ПР №1 Оформление доку-мента. | 1 | | | |
| Глава 1. Информация и информационные процессы | 2 | | | |
2 | Информатика и информация. Что можно делать с информацией? | 1 | | | |
3 | Структура информации (простые структуры). Деревья. Графы. ПР № 2 Структуризация информации (таблица, списки). | 1 | | | |
| Глава 2. Кодирование информации | 6 | | | |
4 | Дискретное кодирование. Равномерное и неравномерное кодирование. | 1 | | | |
5 | Декодирование. Алфавитный подход к оценке количества информации. | 1 | | | |
6 | Системы счисления. Двоичная система счисления. | 1 | | | |
7 | Восьмеричная система счисления. Шестнадцатеричная система счисления. | 1 | | | |
8 | Другие системы счисления. Кодирование текстов. | 1 | | | |
9 | Кодирование графической информации. Кодирование звуковой и видеоинформации. | 1 | | | |
| Глава 3. Логические основы компьютеров. | 2 | | | |
10 | Логические операции. Логические выражения. Упрощение логических выражений. Логические уравнения ПР № 3 Тренажёр «Логика». ПР № 4 Исследование запросов для поисковых систем. | 1 | | | |
11 | Синтез логических выражений. Множества и логика. Предикаты и кванторы. Логические элементы компьютера | 1 | | | |
| Глава 5. Как устроен компьютер. | 2 | | | |
12 | Принципы устройства компьютеров. | 1 | | | |
13 | Процессор. Память. Устройства ввода и вывода. | 1 | | | |
14 | Итоговый тест за 1 полугодие по теме: «Информация, как устроен компьютер» | 1 | | | |
| Глава 6. Программное обеспечение | 2 | | | |
15 | Программное обеспечение. Программы для обработки текстов. Многостраничные документы. Коллективная работа над документами. | | | | |
16 | Системное программное обеспечение. Системы программирования. | | | | |
| Глава 7. Компьютерные сети | 3 | | | |
17 | Компьютерные сети. Основные понятия. | 1 | | | |
18 | Сеть Интернет. Адреса в Интернете. | 1 | | | |
19 | Службы Интернета | 1 | | | |
| Глава 8. Алгоритмизация и программирование | 10 | | | |
20 | Алгоритмы. Оптимальные линейные программы. | 1 | | | |
21 | Анализ алгоритмов с ветвлениями и циклами. Введение в язык Python. Вычисления. Ветвления. | 1 | | | |
22 | Циклические алгоритмы | 1 | | | |
23 | Циклы по переменной. | 1 | | | |
24 | Процедуры и функции. | 1 | | | |
25 | Рекурсия. Массивы. | 1 | | | |
26 | Алгоритмы обработки массивов. | 1 | | | |
27 | Сортировка массивов. | 1 | | | |
28 | Двоичный поиск. Символьные строки. | 1 | | | |
29 | Матрицы. Работа с файлами. | 1 | | | |
| Глава 9. Решение вычислительных задач на компьютере. | 3 | | | |
30 | Решение уравнений в табличных процессорах. | 1 | | | |
31 | Дискретизация. Оптимизация. | 1 | | | |
32 | Статистические расчеты. Обработка результатов эксперимента. | 1 | | | |
| Глава 10. Информационная безопасность | 1 | | | |
33 | Вредоносные программы. Защита от вредоносных программ. Безопасность в Интернете. | 1 | | | |
34 | Итоговое тестирование за курс 10 класса | 1 | | | |
35 | Обобщающий урок за курс 10класса | 1 | | | |
Тематическое планирование 11 класс |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
По плану | фактически |
| Глава 1. Информация и информационные процессы | 2 | 4 | | |
1 | Т/Б. Количество информации. | 1 | | | |
2 | Сжатие данных. Информационное общество. ПР. №1 Использование архиватора. | 1 | | | |
| Глава 2. Моделирование | 4 | 5 | | |
3 | Модели и моделирование. | 1 | | | |
4 | Этапы моделирования. Моделирование движения. | 1 | | | |
5 | Математические модели в биологии. Вероятностные модели. | 1 | | | |
6 | ПР.№2 Саморегуляция. | 1 | | | |
| Глава 3. База данных | 5 | 6 | | |
7 | Многотабличные базы данных. | 1 | | | |
8 | Работа с таблицей. ПР. №3 Работа с таблицей. | 1 | | | |
9 | Запросы. Формы. | 1 | | | |
10 | Тест №1. Основные понятия баз данных. | 1 | | | |
11 | Отчеты. Экспертные системы. | 1 | | | |
12 | Итоговое тестирование за I полугодие | 1 | 1 | | |
| Глава 4. Создание веб-сайтов | 3 | 6 | | |
13 | Веб-сайты и веб-страницы. | 1 | | | |
14 | Рисунки, звук, видео. Таблицы. Тест №2 Веб- сайты и веб- страницы. | 1 | | | |
15 | XML и XHTML | 1 | | | |
| Глава 5. Элементы теории алгоритмов | 1 | | | |
16 | Уточнение понятия алгоритма. Доказательство правильности программ. | 1 | | | |
| Глава 6. Алгоритмизация и программирование | 2 | 9 | | |
17 | Целочисленные алгоритмы. Словари. | 1 | | | |
18 | Деревья. Графы. Тест №3 Деревья. Графы. | 1 | | | |
| Глава 7. Объектно- ориентированное программирование. | 4 | | | |
19 | Создание объектов в программе. Иерархия классов. | 1 | | | |
20 | Графический интерфейс: основы. П.Р.№4 Графический интерфейс. | 1 | | | |
21 | Использование компонентов (виджетов) | 1 | | | |
22 | Модель и представление. | 1 | | | |
| Глава 8. Обработка изображений | 4 | | | |
23 | Ввод изображений. | 1 | | | |
24 | Работа с областями. Многослойные изображения. П.Р.№5 Многослойные изображения. | 1 | | | |
25 | Иллюстрации для веб- сайтов. | 1 | | | |
26 | Анимация. Векторная графика. | 1 | | | |
| Глава 9. Трехмерная графика. | 6 | | | |
27 | Работа с объектами. | 1 | | | |
28 | Сеточные модели. Модификаторы | 1 | | | |
29 | Кривые. Материалы и текстуры. | 1 | | | |
30 | Рендеринг. | 1 | | | |
31 | Анимация. П.Р. № 6 Анимация. | 1 | | | |
32 | Язык VRML | 1 | | | |
33 | Итоговое тестирование за курс 1 класса | 1 | 1 | | |
34 | Обобщающий урок за курс 11класс | 1 | 1 резерв 2 | | |