ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса истории для учащихся 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта и Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (2004г).
Для реализации программы используется УМК:
Всеобщая история. Контрольно-измерительные материалы/сост. К.В. Волкова - М.:ВАКО. 2015г..
Загладин Н. В., Козленко С.И., Минаков С. Т., Петров Ю .А. История Отечества XX – начало XXI в. 11 класс /. – М.: «Русское слово», 2008 г.
Загладин Н.В. Всемирная история.XX век. 11класс. - М, «Русское слово», 2008 г.
Загладин Н.В. Ермакова И.А. Всемирная история.XX век. 11класс. Материалы для учителя - М, «Русское слово», 2012 г
История России. Контрольно-измерительные материалы/сост. К.В. Волкова - М.:ВАКО. 2012г.
Серкин А.В. Тематическое и поурочное планирование по истории России XX- начала XXI века. Издательство «Экзамен» Москва 2007г.
Примерная программа, на основе которой разработана настоящая рабочая программа, рассчитана на 68 часов (24 ч. Всеобщая история + 44ч. история России). Рабочая программа предназначена для преподавания в 11 классе на базовом уровне по модели второго концентра школьного исторического образования, предполагает последовательное изучение курсов всеобщей истории и истории России, рассчитана на 68 часов, по два часа в неделю.
Структурирование учебного материала и последовательности его изучения осуществлено в рамках основных тематических блоков, установленных программой.
Цели изучения курса
Курс направлен на формирование целостного представления у учащихся об основных этапах и ключевых событиях истории XX века. В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
дать представление об основных фактах, процессах и явлениях отечественной и всемирной истории данного периода;
формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов, участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
развить навыки критически анализировать источники исторической информации, представлять результаты изучения исторического материала в различных формах (мультимедийная презентация, реферат, т.п.)
способствовать воспитанию гражданственности, национальной идентичности, развитию мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторических событий и деятельности исторических личностей данного периода;
сформировать у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира.
Формы организации учебного процесса
Программа, наряду с учебными лекциями, предусматривает проведение практических и семинарских занятий, дискуссий, групповых работ, уроков – конференций и уроков-презентаций.
Контроль качества знаний
Формами текущего контроля при изучении данного курса является устный опрос, тестовые задания, написание рефератов, создание мультимедийных презентаций. Итоговый контроль осуществляется в форме зачетного занятия и промежуточной аттестации.
Содержание учебного предмета
№ | Тема раздела/главы | Количество часов | Средство итогового контроля |
Тема I. | Мир на рубеже XIX - XX веков | 16 | |
Тема 2. | Мир во второй половине XX века - начало XXI века | 8 | Итоговый тест №22 |
Тема 3. | Россия во второй половине XIX - начале ХХ вв. | 6 | Тест 1 |
Тема 4. | Россия в годы революций и Гражданской войны | 6 | Тест 2 |
Тема 5. | Советское государство и общество в 1920-1930-е годы | 6 | |
Тема 6 | Великая Отечественная война. 1941–1945 гг. | 6 | Тест 4 |
Тема 7 | СССР в первые послевоенные десятилетия. 1945–1953 гг | 4 | |
Тема 8 | СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. ХХ в. | 3 | Тест 5 |
Тема 9 | Перестройка в СССР. Россия в конце ХХ – начале ХХI в. | 11 | Тест 6 |
Тема 10 | Итоговое повторение | 4 | Итоговый тест №37 |
| Итого | 70 | |
Требования к уровню подготовки выпускника
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Календарно-тематическое планирование по истории 11 класс (68 часов)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Сроки изучения | Тип урока, методическое сопровождение | Виды контроля | Домашнее задание |
план | факт |
Всеобщая история (24 часа) |
Тема 1: Мир на рубеже XIX - XX веков (16 часов) |
1 | Введение. Новые явления в развития капитализма. | 1 | 03.09 | 03.09 | Изучение Нового материала Вводная лекция. Актуализация изученного ранее материала по курсу Проблемное изложение | Фронтальный опрос | Конспект,п.1-2 |
2 | Традиционализм или модернизация? | 1 | 04.09 | 04.09 | Проблемное изложение. Анализ документов. Дискуссия | Опрос | П3-5, вопросы |
3 | Первая мировая война. | 1 | 10.09 | 10.09 | Проблемное изложение материала | Фронтальный опрос. Индивидуальные задания. | П.6 Конспект Подготовить сообщения |
4 | Первая мировая война | 1 | 11.09 | 11.09 | Комбинированный |
5 | Итоги и последствия первой мировой войны. | 1 | 17.09 | 17.09 | Дискуссия |
6 | Теория и практика общественного развития. | 1 | 18.09 | 18.09 | Урок-конференция | Сообщения учащихся | Записи в тетради п7-9 |
7 | Социально-политическое развитие стран Европы и Америки. | 1 | 24.09 | 24.09 | Творческая лаборатория | Творческое задание | П10-11 Творческое задание |
8 | Фашизм в Италии и Германии. | 1 | 25.09 | 25.09 | Комбинированный | Сообщения учащихся Творческое задание | П12 Записи в тетради |
9 | Фашизм в Италии и Германии | 1 | 01.10 | 01.10 | Урок-конференция |
10 | Внешняя политика и международные отношения в 1920–1941 гг. | 1 | 02.10 | 02.10 | Комбинированный | Опрос. | П14-16 Творческое задание |
11 | Вторая мировая война. | 1 | 08.10 | 08.10 | Комбинированный | Работа с картой. Сообщения учащихся | П17-18 Конспект Повторениие |
12 | Вторая мировая война. | 1 | 09.10 | 09.10 | Комбинированный |
13 | Вторая мировая война. | 1 | 15.10 | 15.10 | Урок-конференция |
14 | Итоги и последствия второй мировой войны. | 1 | 16.10 | 16.10 | Комбинированный | Фронтальный опрос | Записи в тетради |
15 | Духовная жизнь и развитие мировой культуры в первой половине XX в. | 1 | 22.10 | 22.10 | Урок-презентация (Рассмотрение учебного материала в ходе презентации проектов по теме учащимися) | Сообщения | Творческое задание П19-21 |
16 | Духовная жизнь и развитие мировой культуры в первой половине XX в. | 1 | 23.10 | 23.10 |
Тема 2: Мир во второй половине XX века - начало XX1 века (8 часов) |
17 | Холодная война. | 1 | 29.10 | 29.10 | Комбинированный Проблемная лекция | Фронтальный опрос | П30-32, вопросы |
18 | Экономические и структурные кризисы НТР в 40–90-е гг. XX в. | 1 | 30.10 | 30.10 | Комбинированный Проблемное изложение материала | Фронтальный опрос | П 22-24, Конспект вопросы |
19 | Страны Европы и США в 40–90-е гг. | 1 | 12.11 | 12.11 | Комбинированный | Творческое задание, словарный диктант | П 33-35, творческое задание |
20. | Страны Восточной Европы в 40–90-е гг. | 1 | 13.11 | 13.11 | Комбинированный | Фронтальный опрос | П 38-41, вопросы повторение |
21. | Страны Азии, Африки, Латинской Америки в 40–90-е гг. | 1 | 19.11 | 19.11 | Рассмотрение учебного материала в ходе презентации проектов по теме учащимися | Творческие задания | П42-44 Творческие задания |
22. | Становление информационного общества. Проблемы и перспективы. | 1 | 20.11 | 20.11 | Семинарское занятие | Опрос | Конспект |
23. | Наука и культура во второй половине XX в. | 1 | 26.11 | 26.11 | Комбинированный | Опрос | П 45-46 |
24. | Проблемы современной цивилизации. | 1 | 27.11 | 27.11 | Комбинированный Проблемное изложение | Опрос | П 47-49, вопросы |
История России (44 часа) |
Тема 3: Россия во второй половине XIX - начале ХХ вв. (6часов) |
25 | Россия на рубеже XIX–XX вв. | 1 | 03.12 | 03.12 | Изучение нового материала Вводная лекция. Актуализация изученного ранее материала по курсу Проблемное изложение | Фронтальный опрос | №1-2, вопросы |
26 | Внешняя политика России в начале XX в. Русско-японская война. | 1 | 04.12 | 04.12 | Практическое занятие Анализ документов. Дискуссия | | №3. даты |
27 | Первая русская революция 1905–1907 гг. | 1 | 10.12 | 10.12 | Комбинированный | Фронтальный опрос. Индивидуальные задания. | № 4,5 подготовить сообщение о личности П. А.Столыпина |
28 | Реформы П. А. Столыпина. | 1 | 11.12 | 11.12 | Комбинированный | Опрос | №6,вопросы, таблица |
29 | Культура России в конце XIX –нач. XX в. | 1 | 17.12 | 17.12 | Творческая лаборатория | Творческое задание | №7Творческое задание |
30 | Российская империя накануне Первой мировой войны. | 1 | 18.12 | 18.12 | Повторительно-обобщающий | Творческое задание | Стр76-77. конспект |
Тема 4: Россия в годы революций и Гражданской войны( 6 часов) |
31 | Россия в Первой мировой войне. | 1 | 24.12 | 24.12 | Комбинированный | Работа с картой. Тест. | П 8-9 |
32 | Февральская революция 1917 г. | 1 | 25.12 | 25.12 | Комбинированный | Фронтальный опрос | П 10 Записи в тетради |
33 | События Октября 1917 г. Становление советской власти. | 1 | 29.12 | 29.12 | Комбинированный | Сообщения | П 11 Творческое задание |
34 | Гражданская война и иностранная интервенция. 1918–1922 гг. | 1 | | | Комбинированный | Опрос | П 12-13 Сравнительная таблица. |
35 | Гражданская война и иностранная интервенция. 1918–1922 гг. | 1 | | | Комбинированный | Сообщения |
36 | Россия в годы революций и Гражданской войны. | 1 | | | Повторительно-обобщающий | Творческое задание | П 13 Тезисы |
Тема 5: Советское государство и общество в 1920-1930-е годы (6часов) |
37 | Новая экономическая политика. | 1 | | | Лекция. Проблемное изложение материала. | Опрос | П 14 |
38 | Образование СССР. | 1 | | | Комбинированный | Опрос | П 15 |
39 | Внутрипартийная борьба, ее основные этапы. | 1 | | | Комбинированный Проблемная лекция | Опрос | П 19 |
40 | Достижения и потери русской культуры в 20-30е гг. | 1 | | | Комбинированный | Опрос | П 16 и 20 Сравнительная таблица |
41 | Модернизация экономики в 30-е гг. | 1 | | | Комбинированный | Сообщения | П 18-17 Схема |
42 | Внешняя политика СССР и международные отношения в 1930-е гг. | 1 | | | Лекция. Проблемное изложение материала. | Опрос Таблица | П 21 |
Тема 6: Великая Отечественная война. 1941–1945 гг. (6 часов) |
43 | Начальный период Великой Отечественной войны. Июнь 1941 – ноябрь 1942 гг. | 1 | | | Комбинированный | Опрос | П 22-24 |
44 | Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Ноябрь 1942–зима 1943 гг. | 1 | | | Комбинированный | Опрос Работа с картой | П 25 |
45 | Наступление советской армии на заключительном этапе войны. | 1 | | | Комбинированный | Опрос | П 26 |
46 | Факторы победы советского народа в войне и ее цена. | 1 | | | Комбинированный | Сообщения, презентации | П 27 |
47 | Факторы победы советского народа в войне и ее цена. | 1 | | | Семинарское занятие |
48 | Великая Отечественная война. 1941–1945 гг. | 1 | | | Повторительно-обобщающий | Опрос | |
Тема 7: СССР в первые послевоенные десятилетия. 1945–1953 гг. (4 часа) |
49 | Внешняя политика СССР и начало «холодной войны». | 1 | | | Проблемное изложение материала. Дискуссия. Анализ документов | Опрос | П 28 |
50 | СССР в последние годы жизни И. Сталина. | 1 | | | Проблемная лекция. Беседа по ключевым проблемам урока | Опрос | П 29 |
51 | Первые попытки реформ. XX съезд КПСС | 1 | | | Комбинированный | Опрос | П 30 |
52 | Духовная жизнь СССР в 1940–1960-е гг. | 1 | | | Комбинированный | Опрос | П 33 |
Тема 8: СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. ХХ в (3часа) |
53 | Политика и экономика: от реформ к застою. | 1 | | | Комбинированный | Опрос | П 32и 34 |
54 | Внешняя политика СССР в 1960– 1970-е гг. | 1 | | | Комбинированный | Опрос | П 31и 35 |
55 | Культура 1960–1980 гг. | 1 | | | Комбинированный | Опрос | П 36,38 |
Тема 9: Перестройка в СССР. Россия в конце ХХ – начале ХХI в. (12 часов) |
56 | Политика перестройки в сфере экономики. | 1 | | | Проблемная лекция. Беседа по ключевым проблемам урока | Опрос | П 37, 39 |
57 | Реформа политической системы. | 1 | | | Комбинированный | Опрос Сообщения | П 40 |
58 | «Новое политическое мышление». | 1 | | | Комбинированный | Опрос Таблица | П 41 |
59 | Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг. Президент Б.Н. Ельцин. | 1 | | | Проблемная лекция. | Опрос | П 42,44-45 |
60 | Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. | 1 | | | Комбинированный | Сообщения | П 43 |
61 | Внешняя политика Российской Федерации в 1990-е. | 1 | | | Комбинированный | | П 47 |
62 | Политическое развитие Российской Федерации в 2000-2017 г. | 1 | | | Проблемная лекция. | Опрос | П46 |
63 | Развитие экономики и социальной сферы Российской Федерации в 2000-2017 г. | 1 | | | Комбинированный | Сообщения | |
64 | Российская Федерация в системе современных международных отношений. | 1 | | | Беседа по ключевым проблемам урока | Сообщения | Конспект |
65 | Промежуточная аттестация за курс 11 класса. | 1 | | | | | |
66 | Культура России конце XX в.- начале XXI в. | 1 | | | Комбинированный | Сообщения | П 48-49 |
67 | Россия в конце XX в.- начале XXI в. | 1 | | | Повторительно-обобщающий | | |
Тема 10 :Итоговое повторение. (1 час) |
68 | Итоговое повторение по теме « Россия в XX начале XXI веке» | 1 | | | Повторительно-обобщающий | Сообщения | |
Образец варианта контрольной работы на промежуточной аттестации
по предмету истории 11 класс.
1. Что стало причиной Первой мировой войны?
1) Убийство австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда
2) Стремление Англии уничтожить Францию – своего главного конкурента
3) Стремление России стать колониальной державой
4) Стремление Германии начать борьбу за передел колоний
2. В Мюнхенском соглашении 1938 г. решался вопрос о территории:
1) Польши 2) Чехословакии 3) Эльзаса 4) Австрии
3. Кто из президентов США проводил политику под названием «Новый курс»?
1) Трумэн 2) Рузвельт 3) Вильсон
4. Установите соответствие
а)Эммануэль Макрон; б) Ангела Меркель ; в) Серджо Маттарелла : г) Тереза Мэй; д) Дональд Трамп
5. Расставьте события в хронологической последовательности
А. « Пражская весна» Б. Создание СЭВ В. Разрушение Берлинской стены Г. Народное восстание в Венгрии Д. Создание ОВД Е. Распад СССР
Ответ_______________________________
6. К числу причин победы советской власти в Гражданской войне относится:
а) складывание союза рабочих и крестьян
б) объединение советских республик в единое государство
в) лучшая вооруженность и организованность войск Красной Армии г) отсутствие единой политической программы у лидеров белых 7. Прочитайте отрывок из статьи историка и напишите название войны, о которой в ней говорится. «Война…Ляоян, Порт-Артур, Мукден, Цусима и тысячи убитых и раненых русских солдат и матросов, не понимавших, во имя чего они проливают здесь свою кровь. Известия о поражениях русской армии и флота производили тяжелое впечатление в России, вызывали запросы общественности о причинах бедствий».
Ответ__________________
8. Расположите события в хронологической последовательности.
а) ввод советских войск в Афганистан б) Карибский кризис
в) Создание ОВД г) подписание советской делегацией Хельсинкских соглашений
Ответ______________________
9. В каком ряду названы годы смены партийных и государственных лидеров СССР? а) 1949 г. 1956 г. 1977 г. б) 1953 г. 1964 г. 1985 г.
в) 1956 г. 1968 г. 1979 г. г) 1957 г. 1961 г. 1980 г.
10. Что в этом перечне лишнее
«Оттепель», концессии, ХХ съезд КПСС, целина, большое жилищное строительство
11. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны был достигнут в результате
а) поражения немецких войск под Москвой б) снятия блокады Ленинграда и освобождение Новгорода
в) сражений под Сталинградом и на Курской дуге г) освобождение Киева и Минска
12. В какие годы была проведена сплошная коллективизация в СССР
а) 1922-1924 гг. б) 1926-1927 гг. в) 1930-1933 гг. г) 1937-1939 гг.
13. Прочитайте отрывок из статьи современных историков и напишите фамилию руководителя, о котором идёт речь.
« Будучи сам продуктом определённой эпохи. Социальной и политической среды, он хотел преодолеть её законы, разрушить её во многом теми же методами. Сломать бюрократию, действуя бюрократически. Развенчать культ личности Сталина, не отказываясь от создания собственного культа, хотя и без массовых репрессий, но тоже достаточно откровенно». Ответ________________
14. Какие из партийных деятелей претендовали на лидерство в партии после смерти В. И. Ленина?
А) М. Калинин; Б) Г. Зиновьев; В) Л. Троцкий; Г) Ф. Дзержинский; Д) Н. Бухарин; Е) В. Молотов.
Укажите верный ответ. 1) АБГ 2) БВД 3) БГЕ 4) ВГЕ
15.Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Событие | Дата | Участник(-и) |
Сталинградская битва | __________(А) | В. И. Чуйков |
Тегеранская конференция | __________(Б) | __________(В) |
__________(Г) | январь−февраль 1945 г. | Г. К. Жуков |
штурм Берлина | __________(Д) | __________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) ноябрь−декабрь 1943 г.
2) Висло-Одерская операция
3) июль 1942 г.−2 февраля 1943 г.
4) апрель−май 1945 г.
5) И. В. Сталин, Ф. Д. Рузвельт, У. Черчилль
6) июнь−август 1944 г.
7) 9 августа−2 сентября 1945 г.
8) И. С. Конев
9) Ясско-Кишинёвская операция
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
16. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.
Партии начала XX в. | Лидеры | Программные установки |
__________(А) | Ю. О. Мартов | муниципализация земли |
большевики | __________(Б) | __________(В) |
__________(Г) | П. Н. Милюков | __________(Д) |
эсеры | ___________(Е) | социализация земли с передачей её в распоряжение крестьянских органов самоуправления |
Пропущенные элементы:
1) В.И. Ленин
2) установление диктатуры пролетариата
3) А.И. Гучков
4) меньшевики
5) В.М. Чернов
6) кадеты
7) октябристы
8) единство империи при предоставлении нациям права на культурную автономию
9) сохранение самодержавной власти в её полном объёме
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
17. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Победа "красных" объясняется не их силой, а слабостью и ошибками их противников».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение:
1)...
2)...
Аргументы в опровержение:
1)...
2)...
18. Рассмотрите схему и выполните задания.
| Укажите, год создания, название военно-политического блока, в который в середине 1960-х гг. входили страны, заштрихованные на схеме. Напишите название страны лидера этого блока. |
19. Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
| 1) Событие, которому посвящена монета, произошло в период руководства СССР Л.И. Брежнева. 2) В том же десятилетии, к которому относится событие, которому посвящена монета, прошёл XX съезд КПСС. 3) За год до события, которому посвящена монета, ограниченный контингент советских войск был введён в Афганистан. 4) Руководитель СССР, при котором произошло событие, которому посвящена монета, был отправлен в отставку со всех своих постов. 5) В год события, которому посвящена монета, в СССР была принята новая Конституция. |
20. После прихода к власти в 1985 г. М.С. Горбачёва в международной сфере СССР начал проводить политику «нового политического мышления». Западные страны с восторгом приняли изменение внешнеполитического курса советской страной, а в 1990 г. М.С. Горбачёву была присуждена Нобелевская премия мира. Однако сейчас многие специалисты оценивают внешнеполитическую деятельность М.С. Горбачёва критически. Дайте не менее трёх объяснений такой оценки.