СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Истории Отечества 8 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование у обучающихся системы нравственных ценностей.

Задачи:

  • Формирование представлений и понятий об основных этапах развития многонационального российского государства;
  • Формирование учебных действий;
  • Развитие устойчивой мотивации, интереса к изучению истории Отечества с использованием разнообразных урочных и внеурочных форм организации деятельности обучающихся: познавательно-поисковой, творческой, игровой и т.д.;
  • Формирование нравственного сознания обучающихся на основе приобщения к источникам отечественной культуры, этноистории, этнокультуры региона.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Истории Отечества 8 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида»



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

_______/ В.М. Лукашевич/

«29» августа 2023г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

__________ /О.Г. Аксенова/

Приказ № 159

от «29» августа 2023г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету (курсу)


История Отечества


8 класс


на 2023 -2024 учебный год




Составитель рабочей программы

Учитель истории

первой квалификационной категории

Собинова Татьяна Николаевна






Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол № __ от «__» августа 2023г.

Руководитель ШМО ______ /_________/







Структура рабочей программы по предмету «История Отечества»» предусматривает следующие разделы:

  1. Пояснительная записка.

  2. Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися.

  3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

  4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

  5. Содержание учебного предмета.

  6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

  7. Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности.

  8. Приложение (контрольно-измерительные материалы, содержание НРК, содержание профминимума, критерии оценивания).



1. Пояснительная записка


Рабочая программа «История Отечества» 8 класс составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:


- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 №115» (с изменениями от 11 февраля 2022 г. №69).

-Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).



- В соответствии с АООП (1 вариант) образовательной организации;

-Планируемыми результатами освоения, обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы.



- Приказом Минпросвещения России от 23.12.2020 N 766 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. N 254" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.03.2021 N 62645).

- Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 31 июля 2023г. № 02/1834 «О внедрении единой модели профессиональной ориентации (профессиональный минимум)».

- Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума в общеобразовательных организациях Российской Федерации.


- Учебным планом СКО школы-интерната VIII вида на 2023-2024 учебный год.

Миссия школы-интерната VIII вида - «Воспитание, обучение, реабилитация, социальная интеграция».


Рабочая программа основывается на данной миссии и реализует её на уроках истории.

      История является интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной в специальной (коррекционной) школе VIII вида для умственно отсталых детей. Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объемностью фактологических и хронологических сведений, глобальностью общественно-исторических процессов и явлений, закономерности которых осмыслить ребенку с интеллектуальной недостаточностью очень трудно. В предмете история заложены необходимое содержание и средства для формирования нравственного сознания развивающейся личности, для усвоения и накопления социального опыта, а также развития дефицитарных, при умственной отсталости, высших психических функций: логических форм памяти, аналитического мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания.

      Историческая наука в России переживает глубокую переоценку фактов и событий XX века, которые на рубеже тысячелетий резко изменили социальную и историческую жизнь общества и мира. В этой связи авторы программы стремились к тому, чтобы курс истории для детей с нарушением интеллекта отражал реальные факты и события и рассматривался учителем не с позиции институциональной, идеологизированной истории, а с позиций цивилизационного анализа, позволяющего поэтапно вводить ребенка в мир истории на ее социокультурных основах. Такой подход реализует принцип доступности, способствует формированию познавательного и нравственного опыта умственно отсталых учащихся.

     Структурным принципом построения программы явился линейно-концентрический принцип. Он дает возможность широко использовать межпредметные связи истории с географией, естествознанием, математикой, литературой и др. Очень важно умение учителя переводить на язык истории имеющиеся у детей знания из других предметных областей, создавать иллюстративные образы (примеры) для преодоления неизбежных трудностей при обучении. Вместе с тем учителю необходимо помнить о том, что описательность и образность сведений исторического содержания не должны подменять понятийную (смысловую) основу изучаемых явлений. Детей необходимо учить анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с развитием опыта человека с учетом временных векторов смены цивилизаций на Земле.

 При отборе исторического материала, наряду с коррекционно-педагогическими задачами и дидактическими принципами, особое внимание уделялось соблюдению и других принципов:
      • цивилизационного анализа, где исторические факты и события предстают в интегрированных связях с другими явлениями (природы, общества, культуры и др.) в их исторической ретроспективе;
      • экзистенциальности, позволяющего обращаться к чувствам детей, эмоциональным оценкам, нравственным категориям
      • объективности для устранения субъективных оценок, искажений в толковании исторических фактов.
      Перечисленные выше принципы подскажут учителю, как следует обучать детей на уроках истории с учетом того, что соблюсти строгую хронологическую последовательность в программе для специальной школы невозможно из-за специфики развития учащихся.

      В каждой программе выделены разделы с соответствующей тематической рубрикацией и примерным распределением часов для изучения темы.
      Большие разделы, охватывающие определенный этап истории, завершаются сведениями из области культуры, науки и искусства. В программу включены требования для примерной оценки и контроля знаний учащихся с учетом их разноуровневых возможностей. Перечень требований не предполагает их безусловного использования в качестве инструмента аттестации учащихся или педагогов со стороны администрации. Они в основном направлены на ориентацию учителя в программном материале и определяют то, что желательно и важно не упустить при обучении истории разных групп детей. Поэтому требования выступают в качестве методического самоконтроля, так как есть опасность, что учитель истории, не имеющий дефектологического образования, может завысить уровень требований к учащимся, а дефектолог, не являющийся историком, может недооценить смысловые компоненты программы.
      Особо следует подчеркнуть важность подготовки учителя к каждому уроку (выбор текстов, иллюстраций, картографических сведений, словарной работы, видеофрагментов и других средств). В целях обобщения и систематизации знаний учащихся предусматриваются уроки обобщающего повторения в конце каждого раздела.

2. Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися.

Цель: формирование у обучающихся системы нравственных ценностей.

Задачи:

  • Формирование представлений и понятий об основных этапах развития многонационального российского государства;

  • Формирование учебных действий;

  • Развитие устойчивой мотивации, интереса к изучению истории Отечества с использованием разнообразных урочных и внеурочных форм организации деятельности обучающихся: познавательно-поисковой, творческой, игровой и т.д.;

  • Формирование нравственного сознания обучающихся на основе приобщения к источникам отечественной культуры, этноистории, этнокультуры региона.


С 7 по 9 класс начинается системное изучение истории Отечества. Идентификационными признаками программы для указанных классов является преобразование первичных представлений и понятий в непрерывный, постепенно усложняющийся процесс исторического образования с учетом интеллектуальных возможностей обучающихся и задач их развития в ходе обучения. Содержание программы в 7-9 классах сохраняет названные выше принципы, реализуется на основе событийно-хронологических явлений в адаптированном варианте.

Работа по достижению личностных результатов направлена на понимание причинно-следственных связей, формирование представлений о многофакторности исторических процессов, расширение лексики и ин6авыков связной устной и письменной речи с использованием слов-понятий. Особое внимание уделяется социальному и культурному аспектам, воспитанию гражданственности, патриотизма.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане


Рабочая программа по истории в соответствии с АООП (1вариант) и Учебным планом СКО школы – интерната VIII вида в 8 классе рассчитана на 34 учебных недель (68 часа, по 2часа в неделю).

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:


Тема

Количество часов

Повторение.

4

Российское государство в конце XVII (17) – начале XVIII (18) века 14ч.

14

Российская империя после Петра I.

12

Российская империя в первой половине XIX (19) века.

18

Россия в конце XIX (19) - начале XX (20) века

20

Итого

68


В соответствии с программой на изучение регионального содержания исторического образования отводится 10% учебного времени в год. Это способствует формированию у обучающихся патриотических чувств, воспитанию любви к родному краю.




Распределение НРК по крупным темам:


Тема

Количество часов

Повторение.


Российское государство в конце XVII (17) – начале XVIII (18) века 14ч.

3

Российская империя после Петра I.

2

Российская империя в первой половине XIX (19) века.

1

Россия в конце XIX (19) - начале XX (20) века

1

Итого

7


Национально-региональный компонент (НРК) представлен в виде элементов урока (от 5 до15 минут).



Список литературы

для реализации НРК на уроках истории


В.В.Морозов. Город в золотой долине.
















4. Личные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

- объяснять значение слов и понятий;
- по датам определять век;
- составлять план доля ответов, опираясь на словарь;
- составлять план для ответов с включением опорных слов и понятий;
- самостоятельно работать с картой;
- объяснять смысл прочитанного.

Предметные результаты:

Минимальный уровень:
- объяснять значение слов и ключевых понятий по каждой теме;
- по вопросам учителя устанавливать причинно-следственные связи в важных общественных явлениях:
а) отмена крепостного права;
б) изменение деятельности судов;
в) доступ простых людей к участию в работе земских собраний, городской думы и др.
- читать короткие отрывки из произведений писателей и поэтов второй половины XIX в.;
- описывать содержание картин, внешний облик персонажей из указанного периода истории (Верещагин В.В., Перов В.Г., Крамской И.Н. и др.)

Достаточный уровень:
- устанавливать причины:
а) борьбы за престол между Софьей и Петром;
б) возникновение волнений и бунтов стрельцов;
г) поездки Петра I и представителей дворянства за границу;
д) создание новой столицы России;
е) деятельность Петра I по просвещению народа;
- анализировать и сравнивать деятельность Петра I и Екатерины II на благо Российского государства;
- описывать:
а) личностные характеристики и деловые качества исторических персонажей: Петра I, Екатерины II, Софьи;
б) быт и нравы в обществе, принятые в период правления ПетраI, Анны Иоанновны, Екатерины II;
в) прогрессивные действия, направленные на укрепление государства, развития образования, культуры;
- знать следующие хронологические сведения:
а) период правления Петра I (1682-1725);
б) основание Петербурга (1703);
в) период царствования Екатерины II (1762-1796);
- понимать значение отмены крепостного права;
- уметь ответить на вопросы:
а) об основных положительных явлениях периода правления Александра II;
б) об устранении сословных различий при выборе членов земских собраний, городской думы;
в) об устройстве железных дорог;
г) об основных положительных явлениях периода правления Александра III: финансовом и экономическом укреплении России;
д) о поиске надежных союзников (Франция) против союза Германии, Австрии, Италии;
е) об укреплении армии и флота;

-   объяснять причины снижения уровня развития экономики, неравномерности ее развития по следующим ключевым явлениям истории начала XX в.:

 а) привлечение иностранного капитала для разработки прибыльных отраслей — нефти, угля, железа и др.;

    б) частые внешние займы, высокий процент платежей по долгам;

      враждебные отношения с Японией из-за права присутствия России на Дальнем Востоке;

     в) аграрные беспорядки, требования увеличить земельные наделы, погромы помещичьих хозяйств;

     г) усиление общественного влияния со стороны социал-революционных партий и движений, итоги революции 1905—1907 гг.;

     д) ход и итоги Первой мировой войны, послевоенный кризис власти, отречение Николая II от престола;

      е) Февральская революция;

      ж) ошибки Временного правительства;

  - составлять план для ответов с включением опорных слов и понятий; самостоятельно работать с картой;

 - связно описывать в речи сюжетные картины, фотографии, иллюстрирующие эпизоды русско-японской войны, выступления пролетариата против самодержавия, портреты Николая II, членов его семьи, а также В. И. Ленина и др.
- знать имена (3-5) представителей науки и культуры;
- знать имена (фамилии) ключевых исторических персонажей периода Новой истории (Николай II, Николай Александрович Романов, Александра Федоровна (императрица), их дети.








5. Содержание учебного предмета

Программа «История Отечества» для 8 класса охватывает период с XVII до начала XX в. (февраль 1917 г.) В программе 4 раздела, каждый из них состоит из 4-5 тем.

Повторение (4 ч)
  Возникновение и укрепление Киевской Руси. Крещение Руси. Расцвет Русского государства при Владимире Красное Солнышко, Ярославе Мудром. Причины упадка Руси после смерти Ярослава. Монгольское нашествие, борьба русского народа против Золотой Орды. Объединение и возвышение московских земель. Особенности правления Ивана Грозного. Пресечение трехсотлетнего правления династии Рюрика, приход к власти Бориса Годунова. Смутное время, союз городов России по освобождению стран от иноземного влияния. Великий Собор (1613), избрание царя из рода бояр Романовых.

Раздел I. Российскаяп империя XVII—начале XIIX вв. (14 ч)

Тема 1. Эпоха Петра I (1682—1725) (10 ч)
Дата рождения Петра I, его семейное окружение, детские занятия, первый учитель — Н. Зотов.
      Тяготы семейных раздоров в период правления Софьи. «Потешные» войска в селе Преображенском как стимул к военным занятиям и образованию юного Петра. Подавление бунта стрельцов, борьба с Софьей за власть. Строительство флота, неудачный поход в Крым. Взятие Азова.
 Великое посольство, учеба Петра за границей. Опальные грамоты Софьи стрельцам, расправа Петра с бунтовщиками.
      Военные походы Петра I: завоевание северных и южных территорий.
 Строительство Петербурга. Реформа государственного управления, создание Сената и коллегий.
      Деятельность Петра I по просвещению народа: открытие «цифирных школ», навигацких, инженерных, горных школ, медицинских училищ, Морской академии. Первая русская газета «Ведомости», «комедиальный» театр, опера и др.
      Титулование Петра Великим, отцом Отечества; введение Сенатом и Синодом звания императора для русских царей. Кончина Петра I, роль личности и дел Петра Великого для последующей истории России.

      СЛОВАРЬ: посольство, опальные грамоты, стрельцы, летосчисление от Рождества Христова, Сенат, Синод, император, Санкт-Петербург.

Тема 2. Российская империя после Петра I (обзорно) (3 ч)
 Эпоха дворцовых кризисов после смерти Петра I: Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна (общие представления). Поддержка Анной Иоанновной науки, просвещения, открытие Московского университета. Труды М. В. Ломоносова. Экспедиция В. Беринга к Аляске. Усиление немецкого влияния при дворе Анны Иоанновны: «Доимочный» приказ, Тайная канцелярия. Обнищание крестьян на фоне роскоши царского двора: охота, наряды, шутовские свадьбы и др.
      Царствование Елизаветы Петровны — возврат к русским традициям и гуманности в правлении: отсутствие смертной казни и пыток, отстранение иноземцев от государственного управления, учреждение в столицах и крупных городах общеобразовательных и специальных учреждений, облегчение воинской повинности. Следование заветам Петра Великого, его учеников и последователей в Сенате: графа Бестужева-Рюмина, графов Шуваловых, Воронцовых и др.
      СЛОВАРЬ: экспедиция, Тайная канцелярия, доимки, казна, потехи, граф.

Тема 3. Россия при Екатерине II (1762—1796) (5 ч)

Личность Екатерины. Политика «просвещенного абсолютизма». Уложенная комиссия. Достижения в государственном правлении Екатерины II: создание новых законов о вреде жестоких наказаний и пыток, о «рукоделии» (ремеслах), о необходимости справедливого распределения государственных повинностей между подданными, уничтожение Тайной канцелярии, прощение и возврат на земли беглых людей, привлечение на свободные земли иноземных переселенцев для пользы России, ограничение монастырей и церквей в землях и доходах в пользу учебных и богоугодных заведений. Развитие промышленности, торговли, ремесел, высших училищ, народных училищ, расцвет городов (Одесса, Николаев, Екатеринославль, Рыбинск и др.). Внешняя политика 34-летнего правления Екатерины II: превращение южных степей в Новороссию, присоединение Крымского ханства, победа армии А. В. Суворова под Фокшанами и Рымником, взятие Измаила, договор с Турцией в Яссах (1791), утверждение международного авторитета России в качестве первой военной державы в Европе.

      СЛОВАРЬ: государственные повинности, беглые люди, богоугодные заведения, международный авторитет, держава.

Тема 4. Культура России в XVIII в. (3 ч)

      Влияние международных связей России на просвещение, культуру, быт знати. Знакомство с развитием науки и образования на примерах деятельности М. В. Ломоносова, Е. Р. Дашковой, И. И. Ползунова, И. П. Кулибина и др. (выборочно). Изучение культуры России на примерах облика россиян, уклада их жизни, развития живописи, литературы, архитектуры по произведениям В. Л. Боровиковского, Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, А. Н. Радищева, Д. И. Фонвизина, И. А. Крылова, Н. М. Карамзина, В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, Д. Кваренги (выборочно). Архитектурные облики городов России: Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Новгород, Киев и др. (выборочно). Развитие театра и театрального искусства. Свод правил нравственного поведения «Юности честное зерцало».

      СЛОВАРЬ: архитектурный облик, нравственное поведение, меценатство.


Раздел II. Российская империя после Петра 1(12ч)

Тема 1. Государственное и политическое развитие России в первой четверти XIX в. 6 ч)

      Правление Павла I (1796—1801): военные реформы, ограничение привилегий дворянства, подготовка к войне с прежними союзниками.

      Геополитическое положение России: изменение территории; национальный состав населения и национальные отношения. Россия и страны Европы.

      Убийство Павла I.

      Правление Александра I (1801—1825). Личность «благословленного» царя. Реформы государственного управления, учреждение министерств. Указ царя «О вольных хлебопашцах». Освобождение крестьян с землей за выкуп. Обострение внешнеполитической обстановки. Франция и Россия в период правления Наполеона. Недовольство политикой Александра I внутри России.

      Отечественная война 1812 г. Личность Наполеона Бонапарта, его планы по отношению к России. Покорение французской армией стран Западной Европы. Состояние французской и русской армий накануне войны. Вторжение армии Наполеона в Россию. Пожар Москвы, Бородинская битва.

      Личность М. И. Кутузова. Герои Отечественной войны 1812 г. Народное и партизанское движения в победе над французами. Походы русской армии, освобождение стран Западной Европы от армии Наполеона. Тяжелое положение России после войны: стихийные крестьянские волнения, усиление внутренней реакции, аракчеевщина. Зарождение в России революционных идей, их содержание. Возникновение тайных дворянских обществ.

      Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Исторические уроки движения декабристов.


      СЛОВАРЬ: союзники, вольные хлебопашцы, выкуп, стихийные волнения, реакция, декабристы.


Тема 2. Россия эпохи Николая I (1825—1855) (6 ч)


      Разгром движения декабристов. Царствование Николая I как время жестокого подавления свободомыслия, демократии. Введение цензурного устава. Законодательная основа российского общества, усложнение бюрократической системы как опоры самодержавия. Обострение крестьянских проблем: кризис в сельском хозяйстве, упадок помещичьих хозяйств. Начало промышленного переворота в России: переход от мануфактуры к фабрике, замена ручного труда машинным. Строительство первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом. Денежная реформа. Промышленность России.
      Внешняя политика России: присоединение части Армении, война с Турцией за влияние на Черном море, на Балканах и Кавказе. Военные действия России на Кавказе. Борьба России за закрытие для Турции входа в Черное море. Крымская война (1853—1856), разгром турецкого флота в Синопской бухте русской эскадрой под командованием адмирала П. С. Нахимова. Причины объединения Англии, Франции, Италии против России. Герои и защитники Севастополя. Причины поражения России: кризис самодержавия, гнет крепостного строя, промышленная отсталость в сравнении с Европой.
      СЛОВАРЬ: свободомыслие, демократия, самодержавие, бюрократическая система.


Тема 3. Культура России в первой половине XIX в. (обзорно, на конкретных примерах) (4 ч)

      Открытие университетов. Учебное заведение для детей дворян — Царскосельский лицей. Развитие издательского дела, книготорговли, открытие библиотек. Золотой век русской литературы: А. С. Грибоедов, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь (выборочно). Москва и Петербург — центры культурной жизни (Александринский театр, Малый театр, Большой театр). Географические открытия: первое кругосветное путешествие Ю. Ф. Лисянского и И. Ф. Крузенштерна, открытие Антарктиды М. П. Лазаревым и Ф. Ф. Беллинсгаузеном, открытия в Арктике (выборочно). Музыкальная культура: М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский и др. Живопись: интерес к человеку, его внутреннему миру: О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, В. Л. Боровиковский, А. Г. Венецианов, П. А. Федотов и др. (выборочно).


      СЛОВАРЬ: лицей, издательское дело, географические открытия, золотой век.


Раздел III. Российская империя в первой половине XIX (19) века (18 ч)

Тема 1. «Царь-освободитель» (3 ч)

      Правление императора Александра II (1855—1881). Отмена крепостного права. Земская реформа, собрания гласных (депутатов), земские управы. Городская реформа: утверждение «городового положения», утверждение Городской думы (распорядительный орган). Судебная реформа: введение адвокатуры, мирового суда, отмена телесных наказаний. Военные реформы: введение всеобщей воинской повинности вместо рекрутского набора. Обострение общественно-политической обстановки: крестьянские, студенческие волнения, терроризм (покушение на царя), репрессивные меры со стороны власти. Внешняя политика: преодоление последствий Крымской войны. Укрепление России на Черном море. Политика России в Средней Азии. Окончательное присоединение Кавказа к России. Русско-турецкая война (1877—1878). Ухудшение отношений с Германией. Русская колонизация Дальнего Востока.


Тема 2. Александр III (Миротворец) (1881 —1894) (4 ч)

      Приход к власти императора Александра III. Суд над народовольцами. Издание манифеста «О незыблемости самодержавия». Политика самодержавия: русификация окраин, распространение православия, ограничение демократических введений в губернском, городском управлении, компетенции судов. Введение цензуры на печатные издания. Экономическая политика Александра III: ускорение хозяйственного развития страны, поддержка и укрепление позиций дворянства, перевод всех крестьян на выкупные платежи, развитие налоговой системы, банков, рост торгово-промышленной буржуазии. Отток крестьянства в город на заработки. Развитие промышленного строительства, транспортного сообщения, торговли, внешнего рынка.


      СЛОВАРЬ: крепостное право, терроризм, буржуазия, колонизация.


Тема 3. Культура России во второй половине XIX в. (обзорно, на конкретных иллюстративных примерах) (4 ч)


      Успехи в области технических и естественных наук: И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Д. И. Менделеев, К. А. Тимирязев, С. В. Ковалевская, А. С. Попов, А. Ф. Можайский и др. (2—3 примера по выбору учителя). Русские географические открытия и путешественники: П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков. Великие имена: И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, П. И. Чайковский, П. М. Третьяков и его картинная галерея (выборочно)


      СЛОВАРЬ: земская школа, естественные науки, путешественники, картинная галерея.


Раздел IV. Российская империя конца XIX — начала XX в. (20 ч)

Тема 1. Царствование Николая II (1894—1917) (6 ч)

      Личность царя Николая II. Политика Николая II и его окружения. Высшие и центральные органы управления страной при Николае II: Государственный совет, Совет министров, Особые совещания, Сенат, Святейший Синод, Министерство внутренних дел, Министерство финансов, царская администрация на местах (гражданские и военные губернаторы, градоначальники, судебный персонал, предводители дворянства). Избирательный закон, роль выборщиков. Учреждение Государственной думы.

      Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX—XX вв., промышленный подъем: развитие металлургии, железнодорожного машиностроения, строительство железных дорог. Неравномерное развитие отдельных промышленных районов. Финансовые проблемы России: внешние долги, привлечение иностранного капитала к освоению природных ресурсов России. Аграрная реформа П. А. Столыпина.

      Сельскохозяйственное производство России, его особенности и удельный вес в мировом экспорте. Влияние мирового экономического кризиса 1900 г. на экономику России.


      СЛОВАРЬ: администрация, губернатор, экономический кризис.


Тема 2. Россия в начале XX в. 8 ч)

      Кризис промышленности 1900—1903 гг., безысходное положение российской деревни, упадок центральной власти. Обострение социальной и политической обстановки в стране в начале XX в.

      Формирование политических партий. Личность В. И. Ульянова (Ленина), его идеи о переустройстве жизни общества. Первая русская революция 1905—1907 гг. Расстрел рабочих 9 января 1905 г. Восстание на броненосце «Потемкин». Октябрьская всероссийская политическая стачка, ее значение. Манифест 17 октября. Историческое значение первой русской революции. III Государственная дума, ее деятельность.

      Приоритеты внешней политики Российской империи: Балканский регион, Черное море, Дальний Восток.
      Русско-японская война (1904—1905). Поражение под Порт-Артуром. Цусимское сражение. Содействие России в создании союза Балканских государств. Участие России в Первой мировой войне. Перегруппировка сил германской армии в начале 1915 г., потеря русской армией своих завоеваний.

      Военные поражения как причина политического кризиса в российском обществе. Февральская революция. Подписание манифеста об Отречении Николая II от власти. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Кризис власти. Судьба семьи Николая II.


      СЛОВАРЬ: кризис власти, демонстрация, забастовка, манифест, отречение.


Тема 3. Культура России в конце XIX — начале XX в. (на конкретных примерах) (4 ч)

      Начало ликвидации безграмотности: воскресные школы, рабочие курсы, «народные дома», народные университеты. Серебряный век русской культуры: И. А. Бунин, М. Горький, А. А. Блок, И. Е. Репин, В. А. Серов, М. А. Врубель, И. И. Левитан и др. (выборочно). Музыкальное искусство: Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин и др. Открытие МХАТа. Оперное и балетное искусство: М. М. Фокин, А. П. Павлова, Ф. И. Шаляпин, В. Ф. Нижинский и др. (выборочно). Появление кинематографа, первый российский фильм «Оборона Севастополя» (1911).






























Календарный план по ___истории Отечества 2023-2024 учебный год

Дни недели

Кол-во часов


Сентябрь


Октябрь


Ноябрь


Декабрь




I

II

III

IV

V

I

II

III

IV

V


I

II

III

IV

I

II

III

IV

V

Пн.



4

11

18

25

2

9

16

23

30к


6п

13

20

27


4

11

18

25к

Чт.



7

14

21

28

5

12

19

26


9

16

23

30


7

14

21

28к

итого






8




8






7




6


Всего



1 четверть- 16ч


2 четверть 13ч




Дни недели

Кол-во часов


Январь


Февраль


Март


Апрель


Май




I

II

III

I

II

III

IV


I

II

III

IV

V

I

II

III

IV

I

II

III

IV

V

Пн.


15

22\29


5

12

19

26


4

11

18

25к

1

8

15

22/29


6

13

20

27

Чт.


11

18

25

1

8

15

22

29


7

14

21

28к

4

11

18

25

2п

9п

16

23

30






6





9




6





9





7

Всего





3 четверть – 21 ч.


4 четверть- 16 ч.



Итого: 66ч









6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

Количество уроков: всего 68 часов; в неделю 2 часа.

№ урока

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Основные понятия, словарь

НРК

Виды учебной деятельности

Оборудование

Профессиональный минимум

Повторение 4ч

1

Русское государство до татаро-монгольского нашествия


1

Возникновение и укрепление Киевской Руси. Крещение Руси. Расцвет Русского государства при Владимире Красное Солнышко, Ярославе Мудром. Причины упадка Руси после смерти Ярослава


Урок повторения и систематизации.



2

Татаро-монгольское нашествие


1

Монгольское нашествие, борьба русского народа против Золотой Орды


Урок повторения и систематизации.



3

Московская Русь

  1. 11

  1. Объединение и возвышение московских земель. Особенности правления Ивана Грозного. Пресечение трехсотлетнего правления династии Рюрика, приход к власти Бориса Годунова. Смутное время, союз городов России по освобождению стран от иноземного влияния. Великий Собор (1613),


Урок повторения и систематизации.



4

Династия Романовых


1

Избрание царя из рода бояр Романовых


Урок повторения и систематизации.



Глава 1. Российское государство в конце XVII (17) – начале XVIII (18) века 14ч.

5

Российское общество в XVII веке


1

Уезд, волости, стан, мануфактуры


Работа с текстом учебника. Пересказ по плану.



6

Отношения России с другими странами


1

Повинности, скоморохи, гетман


Урок изучения нового материала. Ответы на вопросы к тексту.

Презентация

«Музыканты, скоморохи»

7

Детство и юность Петра I


1

Дата рождения Петра I, его семейное окружение, детские занятия, первый учитель — Н. Зотов.

 Потеха, потешные, гвардейские полки, Немецкая слобода, бот, маневры, деревянные ядра, попеременно.


Работают с текстом учебника

Знакомятся с новыми словами из словаря



«Инженер»

8

Воцарение Петра


1

Властолюбие, заговор, с развернутыми знаменами, галера


Работа с учебником, иллюстрациями.

Ответы на вопросы к теме.



9

Северная война. Поражение под Нарвой


1

Эскадра, переполох, наемные офицеры



Работа с терминами, с текстом учебника.



10

Северная война. Первые победы над шведами


1

Мортира, Орден Святого апостола Андрея Первозванного.



Cоставление полных ответов на вопросы с помощью
текста



11

Основание Петербурга


1

Строительство Петербурга. Гавани, бастионы, казармы, адмиралтейство, Кронштадт.

Основание города Миасса

Анализ текста по вопросам, соотношение информации с иллюстрациями



12

Продолжение Северной войны. Разгром шведов под Нарвой.


1

Ни пяди земли, редуты, клики, сенаторы, сенат.


Пересказ частей текста с использованием новых слов.



13

НРК Внутренняя политика Петра I. Промышленность и сельское хозяйство


1

Реформа государственного управления, создание Сената и коллегий

Пресечь, порознь, вице-канцлер

Развитие сельского хозяйства Челябинской области.

Cоставление полных ответов на вопросы с помощью
текста

Презентация


14

Изменения в управлении государством. Табель о рангах.


1

Пресечь, порознь, вице-канцлер.


Логическая цепочка, составление полных ответов на вопросы с помощью текста.



15

НРК Образование и культура при Петре I


1

Деятельность Петра I по просвещению народа: открытие «цифирных школ», навигацких, инженерных, горных школ, медицинских училищ, Морской академии. Первая русская газета «Ведомости», «комедиальный» театр, опера и др

История возникновения педагогического училища в г. Миассе.

Пересказ частей текста с использованием новых слов

Презентация.


16

Семья Петра Великого


1

Устав о престолонаследии.


Работают с текстом учебника

Знакомятся с новыми словами из словаря




17

Заслуги Петра I в истории России


1

Титулование Петра Великим, отцом Отечества; введение Сенатом и Синодом звания императора для русских царей. Кончина Петра I, роль личности и дел Петра Великого для последующей истории России.


Работа с учебником, иллюстрациями.

Ответы на вопросы к теме.

Презентация

«Животновод»

18

Обобщение по теме Эпоха Петра I


1



Урок обобщения и систематизации. Работа с учебником, ответы на вопросы к теме.



Глава 2. Российская империя после Петра I. 12 ч.

19

Екатерина и Петр II


1

Эпоха дворцовых кризисов после смерти Петра I: Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна (общие представления).

Герцог, опорочить, имение, озноб.


Работа с рассказом

Отвечают на вопросы к тексту

Словарная работа



20

НРК Правление Анны Иоановны


1

Поддержка Анной Иоанновной науки, просвещения, открытие Московского университета. Труды М. В. Ломоносова. Экспедиция В. Беринга к Аляске. (общие представления).

Кандалы, кадетский корпус, Верховный тайный совет

История возникновения Миасского машиностроительного техникума.

Работа с научным текстом

Ответы на вопросы к тексту

Словарная работа

Презентация


21

Правление Елизаветы Петровны


1

Царствование Елизаветы Петровны — возврат к русским традициям и гуманности в правлении; (общие представления).

Царедворец, эрмитаж, истребить, манифест, отречение.


Cоставление полных ответов на вопросы с помощью
текста

Словарная работа

Презентация

«Художник»

22

Начало царствования Екатерины II


1

Личность Екатерины. Политика «просвещенного абсолютизма».

«Наказ», невежественный, узник, жалованье, наказ, дозволяют, революционный, Таврида.


Анализ текста по вопросам, соотношение информации с иллюстрациями

Словарная работа

Презентация

«Дипломат»

23

Русско-турецкая война 1768-1774


1

Внешняя политика 34-летнего правления Екатерины II: превращение южных степей в Новороссию, присоединение Крымского ханства, победа армии


Работа с текстом.

Ответы на вопросы с опорой на текст.



24

Присоединение Крыма. II.Русско-турецкая война (1787-1791)


1

А. В. Суворова под Фокшанами и Рымником, взятие Измаила, договор с Турцией в Яссах (1791), утверждение международного авторитета России в качестве первой военной державы в Европе


Анализ текста по вопросам, соотношение информации с иллюстрациями

Словарная работа



25

Как управляла Россией Екатерина II


1

Достижения в государственном правлении Екатерины II;

Мещане, гильдии.



Работа с текстом. Пересказ частей текста с использованием новых слов.



26

Восстание Пугачева


1

Конвой, «Капитанская дочка».


Работа с текстом.



27

Развитие науки и образования в XVIII веке


1

Знакомство с развитием науки и образования на примерах деятельности М. В. Ломоносова, Е. Р. Дашковой, И. И. Ползунова, И. П. Кулибина и др. (выборочно).

Мыслители, астрономия, пансион,


Cоставление полных ответов на вопросы с помощью
текста

Словарная работа.



28

НРК Архитектура. Облик городов России


1

Архитектурные облики городов России;

Развитие театра и театрального искусства.

Исторические памятники строительства города Миасса.

Анализ текста по вопросам, соотношение информации с иллюстрациями

Словарная работа

Презентация


29

Конец правления Екатерины Великой



1

«Капиталистые крестьяне».


Cоставление полных ответов на вопросы с помощью
текста

Словарная работа

Презентация

«Астроном»

30

Обобщение по теме Россия при Екатерине II


1



Урок обобщения и систематизации. Работа с учебником, ответы на вопросы к теме.



Глава 3. Российская империя в первой половине XIX (19) века.

31

Отношения России со странами Европы в конце XVIII (18) – начале XIX (19) века


1

Республика, взбудоражил, адвокат, Наполеон Бонапарт.


Cоставление полных ответов на вопросы с помощью
текста

Словарная работа


Знакомство с профессией «адвокат»

32

Правление Павла I


1

Мичман, железная лоза


Работа с текстом.

Ответы на вопросы с опорой на текст.



33

Участие России в союзе европейских государств против войск Наполеона


1

Полководческий орден.


Работа с текстом, картой в учебнике.



34

Император Александр I


1

Правление Александра I (1801—1825). Личность «благословленного» царя. Реформы государственного управления, учреждение министерств.

Любезен, нерадение.


Анализ текста по вопросам, соотношение информации с иллюстрациями

Словарная работа



35

Реформы Александра I


1

Указ царя «О вольных хлебопашцах».

Негласный комитет, обет, палочная дисциплина, розги.


Cоставление полных ответов на вопросы с помощью
текста

Словарная работа



36

Вторжение армии Наполеона в Россию. Отечественная война 1812 года.


1

Отечественная война 1812 г. Личность Наполеона Бонапарта, его планы по отношению к России. Покорение французской армией стран Западной Европы.

Доколе, дивизия.


Пересказ близко к тексту
Умение работать в парах.



37

Бородинская битва.


1

Бородинская битва. Личность М. И. Кутузова. Герои Отечественной войны 1812 г.

Флешь, резерв.


Работа с текстом.

Ответы на вопросы с опорой на текст.



38

Наполеон в Москве. Окончание войны.


1

Пожар Москвы Партизаны, сокровища.

25декабря 1812 года.


Анализ текста по вопросам, соотношение информации с иллюстрациями

Словарная работа



39

Поход русской армии в Европу в 1813-1814 гг

Россия после войны с Наполеоном


1

Падение Парижа.

Тяжелое положение России после войны. Зарождение в России революционных идей, их содержание. Карать.

Карать.


Cоставление полных ответов на вопросы с помощью
текста

Словарная работа



40

Император Николай I


1

Курьер.


Урок изучения нового материала



41

Восстание декабристов


1

Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт- Петербурге.

Картечь, декабристы.


Анализ текста по вопросам, соотношение информации с иллюстрациями

Словарная работа



42

Реформы Николая I


1

Канцелярия, казнокрады.


Пересказ частей текста с использованием новых слов



43

Внешняя политика. Войны России на Кавказе


1

Внешняя политика России: присоединение части Армении, война с Турцией за влияние на Черном море, на Балканах и Кавказе. Военные действия России на Кавказе.


Работа с картой в учебнике.

Презентация

«Кавалерист»

44

НРК Крымская война. Оборона Севастополя


1

Крымская война (1853—1856), разгром турецкого флота в Синопской бухте русской эскадрой под командованием адмирала П. С. Нахимова. Герои и защитники Севастополя.

Минная война, понтонный мост.

Строительство железной дороги на Урале.

Cоставление полных ответов на вопросы с помощью
текста

Словарная работа

Презентация


45

Наука и образование в первой половине XIX века


1

Открытие университетов. Учебное заведение для детей дворян —Золотой век русской литературы: А. С. Грибоедов, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь (выборочно).


Пересказ частей текста с использованием новых слов



46

Золотой век русской литературы


1

Москва и Петербург — центры культурной жизни


Пересказ близко к тексту
Умение работать в парах.



47

Географические открытия


1

Географические открытия: первое кругосветное путешествие


Cоставление полных ответов на вопросы с помощью
текста

Словарная работа



48

Обобщение по теме: Россия в первой половине XIX века


1



Урок обобщения и систематизации. Работа с учебником, ответы на вопросы к теме.



Глава 4. Россия в конце XIX (19) - начале XX (20) века (20ч)

49

Царь-освободитель Александр II.


1

Кадеты, кадетский корпус, воскрес, синие рубцы.


Пересказ частей текста с использованием новых слов



50

Внутренняя политика Александра II


1

Правление императора Александра II (1855—1881). Отмена крепостного права. Земская реформа, собрания гласных (депутатов), Городская реформа.

Рекруты, рекрутский набор.


Пересказ близко к тексту
Умение работать в парах.



51

Международные отношения России при Александре II


1

Укрепление России на Черном море. Политика России в Средней Азии.
Окончательное присоединение Кавказа к России. Русско-турецкая война (1877—1878). Ухудшение отношений с Германией. Русская колонизация Дальнего Востока.

Эмират, колония, обмундирование.



Работа с картой в учебнике.



52

НРК Революционные организации в России в конце XIX (19) века.


1

Террор, покушение, манеж.

Революционное движение в Челябинской области в конце XIX (19) века.

Пересказ частей текста с использованием новых слов.



53

Царь Александр III миротворец


1

Приход к власти императора Александра III. Суд над народовольцами. Издание манифеста «О незыблемости самодержавия». Политика самодержавия. Введение цензуры на печатные издания


Пересказ близко к тексту
Умение работать в парах.



54

Укрепление самодержавия Александром III


1

Незыблемость, правовые устои.


Комбинированный урок

Работа с текстом учебника, планом.

Урок с применением ИКТ



55

Российское государство в период правления Александра III


1

Экономическая политика Александра III,

отток крестьянства в город на заработки. Развитие промышленного строительства, транспортного сообщения, торговли, внешнего рынка.

Стачка, штрафы.


Работа с текстом.

Ответы на вопросы с опорой на текст.



56

Внешняя политика Александра III


1

Отношения России с европейскими государствами.


Пересказ частей текста с использованием новых слов



57

Обобщение по теме: Россия во второй половине XIX века


1

Обобщить и систематизировать знания учащихся по главе. Коррекция и развитие мыслительной деятельности путем работы с иллюстрациями.


Пересказ близко к тексту
Умение работать в парах.



58

Последний российский император -Николай II


1

Личность царя Николая II. Коронация.


Работа с текстом.

Ответы на вопросы с опорой на текст.



59

Россия в начале царствования Николая II


1

Самодержавие, жандармы.


Пересказ частей текста с использованием новых слов



60

Обострение международных отношений. Война с Японией.


1



Пересказ близко к тексту
Умение работать в парах.



61

Личность В. И. Ульянова


1

Формирование представлений о личности В.Ульянова.


Пересказ частей текста с использованием новых слов



62

Революционные выступления 1905-1907 годов


1

Первая русская революция 1905—1907 гг. Расстрел рабочих 9 января 1905 г. Восстание на броненосце «Потемкин».

Социал-демократы, провокатор, баррикады, властные полномочия, агитация


Работа с текстом.

Ответы на вопросы с опорой на текст.



63

Россия перед Первой мировой войной (1908-1914). Аграрная реформа П.А.Столыпина


1

Аграрная реформа П. А. Столыпина. Сельскохозяйственное производство России, его особенности и удельный вес в мировом экспорте. Влияние мирового экономического кризиса 1900 г. на экономику России.


Пересказ близко к тексту
Умение работать в парах.



64

Участие России в Первой мировой войне


1

Содействие России в создании союза Балканских государств. Перегруппировка сил германской армии в начале 1915 г., потеря русской армией своих завоеваний.


Работа с текстом.

Ответы на вопросы с опорой на текст.



65

Февральская революция


1

Военные поражения как причина политического кризиса в российском обществе. Февральская революция. Подписание манифеста об Отречении Николая II от власти. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Кризис власти. Судьба семьи Николая II.


Пересказ частей текста с использованием новых слов



66

Обобщение по теме: Россия в конце XIX- начале XX века


1



Урок обобщения и систематизации. Работа с учебником, ответы на вопросы к теме.



67

Серебряный век русской культуры


1

Начало ликвидации безграмотности: воскресные школы, рабочие курсы, «народные дома», народные университеты. Серебряный век русской культуры: И. А. Бунин, М. Горький, А. А. Блок, И. Е. Репин, В. А. Серов, М. А. Врубель, И. И. Левитан и др. (выборочно)


Пересказ близко к тексту
Умение работать в парах.


«Артист»

68

Итоговое повторение курса


1

Обобщить знания учащихся по главе. Корректировать внимание в ходе беседы с учителем, коррекция и развитие мыслительной деятельности путем логических заданий.


Урок обобщения и систематизации. Работа с учебником, ответы на вопросы к теме.





7. Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности.

Учебно-методическое обеспечение учебного курса:

Основной учебник:

И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова, И.В.Карелина. История Отечества 8 класс: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида- Просвещение,2018

Дидактические и методические пособия для учителя:

И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова ,Рабочая тетрадь,2018

И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова. Методические рекомендации,2018



  1. Приложение (контрольно-измерительные материалы, содержание НРК, содержание профминимума, критерии оценивания).


Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольно-измерительных материалов создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого класса. Контроль осуществляется в конце каждого раздела. В конце года проводится итоговая контрольная работа (итоговый контроль) по изученному материалу.


Критерии оценивания знаний и умений:


На уроках истории возможны короткие проверочные работы для выявления пробелов в знаниях и умениях. В каждом устном ответе выделяются ключевые слова (исторические термины, понятия, названия предметов и др.), которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин.

При оценке знаний, умений, навыков учащихся необходимо учитывать следующее:

- при оценке устного ответа – правильность, полноту, развернутость, логичность, последовательность ответа, правильность речи, аргументированность рассуждения, умение сослаться на текст учебника, пользоваться исторической картой.

Оценка устных ответов:

- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изучаемого  материал;

-полнота ответа;

-умение на практике применять свои знания;

-последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» - понимание материала; с помощью учителя умеет обосновать и сформулировать ответ.

Оценка «4»- при ответе допускаются неточности; ошибки в речи; ошибки в речи исправляет только с помощью учителя.

Оценка «3»- материал излагается недостаточно полно и последовательно; допускается ряд ошибок в речи; ошибки исправляет только с помощью учителя или учащихся.

Оценка «2»- незнание большей части изучаемого материала, не использует помощь учителя и учащихся

Содержание НРК

№ п/п

Тема урока

Дата

Тема Н.Р.К.

Содержание Н.Р.К.

11

Основание Петербурга


История возникновения города Миасса

Город Миасс (Презентация, фильм).

13

НРК Внутренняя политика Петра I. Промышленность и сельское хозяйство


Развитие сельского хозяйства Челябинской области

Заочное знакомство с сельским хозяйством Челябинской области. (Презентация).

15

НРК Образование и культура при Петре I


История возникновения педагогического училища в г. Миассе

Знакомство с историей возникновения педагогического училища в г. Миассе, заочная экскурсия в заведение. (Презентация).

20

НРК Правление Анны Иоановны


История возникновения Миасского машиностроительного техникума

Знакомство с историей возникновения машиностроительного техникума в г. Миассе, заочная экскурсия в заведение. (Презентация).

28

НРК Архитектура. Облик городов России


Исторические памятники строительства города Миасса

Заочная экскурсия в старую часть г.Миасса. (Презентация)

44

НРК Крымская война. Оборона Севастополя


Строительство железной дороги на Урале.

Просмотр и обсуждение презентации. Заочная экскурсия на Транссиб (Презентация).

52

НРК Революционные организации в России в конце XIX (19) века.


Революционное движение в Челябинской области в конце XIX (19) века.

Знакомство с Революционным движением в Челябинской области в конце XIX (19) века. Просмотр и обсуждение презентации.




Содержание профессионального минимума

№ урока

Дата

Тема урока

Содержание профессионального минимума

6


Отношения России с другими странами

Знакомство с профессией «музыкант, скоморохи», определение особенности профессии. Образование

7


Детство и юность Петра

Знакомство с профессией «инженер», выявление личных качеств, которыми должен обладать специалист.

17


Заслуги Петра I в истории России

Знакомство с профессиями «животновод», особенности, возможность получение данной специальности в Челябинской области и городе Миассе.

21


Правление Елизаветы Петровны

Знакомство с понятием «художник», выявление личных качеств, которыми должен обладать специалист.

22


Начало царствования Екатерины II

Знакомство с профессией «дипломат», определение особенности профессии. Образование.

29


Конец правления Екатерины Великой


Знакомство с профессией «астроном», выявление личных качеств, которыми должен обладать специалист.

43


Внешняя политика. Войны России на Кавказе

Знакомство с понятием «кавалерист», выявление личных качеств, которыми должен обладать специалист.

67


Серебряный век русской культуры

Знакомство с профессией «артист», особенности, возможность получение данной специальности в Челябинской области .



Фамилия, имя учащегося--------------------------------------------------------------------------------------------


Класс------------------------------ Дата-----------------------------------------------------------------------


Тест № 1


Тема: Единая Россия (конец XV века – XVII век)


Задание 1.

Вставьте пропущенные слова в предложения:

- Государь всея Руси, Великий князь Московский ---------------------------------------------------------.


- Военные люди, которые получали от царя за свою службу деревни с населявшими их крестьянами---------------------------------------------------------------------------------------------------------- .


- Жили в деревнях и занимались земледельческим трудом------------------------------------------.


- Жили в городах и занимались изготовлением различных изделий для продажи-------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- .


- Занимались торговлей, имели собственные магазины-лавки-------------------------------------- .


Задание 2.

Выберите правильный ответ, подчеркните.

Много книг потребовалось, потому, что строились…..

школы и университеты

читальные избы

церкви


Задание3.

Негодность книг выражалась в том, что…..

они были написаны на плохой бумаге

они были написаны неразборчиво

в них было допущено искажение текста


Задание 4.

Напишите названия знаков царской власти, вставьте пропущенные буквы:

СКИ.Е.Р, .ЕРЖ…, В.Н.Ц ------------------------------------------------------------------------------------------- .


Задание 5.

Соотнесите термины и их разъяснения:


Н овая вера Крестились троеперстием

Осуждали пьянство и курение

Сохраняли древнерусские книги

Исправляли церковные книги

С тарая вера Отрицали все иноземное



Фамилия, имя учащегося----------------------------------------------------------------------------------------


Класс-------------------------------------- Дата ----------------------------------------------------------------------


Тест № 2.


Тема: Великие преобразования России в XVIII веке.


Задание 1.

Биографическая задача. Кто это?

Был очень высокого роста, круглолицый, темноволосый. Ходил быстро и делал такие большие шаги , что окружающие не поспешали за ним бегом. Он легко скатывал в трубку серебряную тарелку, разгибал руками подкову.

Петр I

Ломоносов

Лефорт


Задание 2.

Что стало причиной Петровских преобразований? Подчеркните правильный ответ:

выход России к Балтийскому морю

превращение России в империю

ускорение развития хозяйства


Задание 3.

Поставьте в нужной последовательности следующие даты и назовите основные события:

1700г., 1725г., 1755г., 1721г., 1709г., 1712г.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание 4.

Великие люди XVIII века. Соотнесите имена людей с их занятиями:

В еликий император Екатерина II

П редводитель крестьян Е.Пугачев

Великая императрица Петр I

Г енералиссимус М.В.Ломоносов

Первый русский академик А.В.Суворов


Задание 5.

Игра «Третий лишний»


Левицкий – Волков – Боровиковский


Шубин – Державин – Новиков


Волков – Растрелли – Баженов


Фамилия, имя учащегося -------------------------------------------------------------------------------------------


Класс ------------------------------ Дата ----------------------------------------------------------------------------



Тест № 3.


Тема: История нашей страны в XIX веке.


Задание 1.

Когда началась Отечественная война 1812 года? -----------------------------------------------------


Задание 2.

Где произошло крупное сражение? ( подчеркнуть)

Бородино Псков Москва


Задание 3.

Где возникли тайные общества? (подчеркнуть)

Северное – Новгород, Южное – Москва;

Северное - Петербург, Южное – Украина.


Задание 4.

Назовите дату восстания декабристов.

16 января 1825 года

10 марта 1842 года

27 декабря 1810 года

14 декабря 1825 года


Задание 5.

Почему членов тайного общества стали называть декабристами?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Задание 6.

Назовите дату Крымской войны:

1853-1856 гг.; 1845-1856 гг.; 1853-1864 гг.


Задание 7.

Кроссворд:

- Люди, занимающиеся умственным и творческим трудом --------------------------------------------


- Мужская шляпа с небольшими полями ---------------------------------------------------------------------

- Главная комната интеллигента ---------------------------------------------------------------------------------


- Приспособление в крестьянских избах для хранения книг --------------------------------------------


































19