СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ИЗО (модифицированная) для обучающихся 6 класса. УМК Б.М.Неменского

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ржаксинская средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя Советского Союза Н.М.Фролова»











«Согласовано»

Руководитель МО

_______________

Протокол №____

от «____»__________2018г.

«Утверждено»

Директор МБОУ « Ржаксинская СОШ №1

им.Н.М.Фролова»

_____________А.В.Леонов

Приказ №___

от «____»_______________2018г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «ИЗО»

6 класс (филиал в п. Чакино)



















2018

Пояснительная записка


Рабочая программа курса ИЗО для учащихся 6-го класса разработана на основе:

- требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

- примерной основной образовательной программы по изобразительному искусству для основной школы (5-9 классы);

-санитарно- эпидемеологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189);

- учебного плана филиала МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им.Н.М.Фролова» в п.Чакино;

- годового учебного календарного графика МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им.Н.М.Фролова»;

- основной образовательной программы МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им.Н.М.Фролова»;

- утвержденного федерального перечня учебников и требований по оснащению образовательного процесса по предмету;

- рабочей программы «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство 5-8 кл.»: /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2015.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Одной из самых главных целей преподавания искусства является задача развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного вос­приятия визуального образа реальности и произведений искусства;

  • освоение художественной культуры как формы материального вы­ражения в пространственных формах духовных ценностей;

  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

  • развитие творческого опыта как формирование способности к са­мостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

  • формирование активного, заинтересованного отношения к традици­ям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра­женной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в националь­ных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

  • развитие способности ориентироваться в мире современной художе­ственной культуры;

  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анали­зу и структурированию визуального образа, на основе его эмоцио­нально-нравственной оценки;

  • овладение основами культуры практической работы различными ху­дожественными материалами и инструментами для эстетической ор­ганизации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.



ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Рабочая программа составлена с учетом Учебного плана филиала МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им. Н.М.Фролова» в п.Чакино и учитывает логику учебного процесса данного образовательного учреждения. На изучение ИЗО в 6 классе отводится 1 учебный час в неделю, всего 34 урока.

Учебно – методический комплект.

• Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Л.А.Неменская ; под ред. Б.М.Неменского. – 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016 г.-175с.

•Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 6 класс. ФГОС . – М.: Просвещение, 2015




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

6 класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.

1 четверть

Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов)


Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию.

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

Рисунок — основа изобразительного творчества.

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.

Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

Цвет. Основы цветоведения.

Цвет в произведениях живописи.

Объемные изображения в скульптуре.

Основы языка изображения.


1 тема. Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

Виды искусств: временные и пространственные. Группы пространственного вида искусств: конструктивные, декоративные, изобразительные. К основным видам изобразительного искусства относят: живопись, скульптуру, графику. Виды художественных материалов: живописные, графические, скульптурные.

Задание. Рассказать в своем рисунке о летних каникулах.

Материалы: альбомы, карандаши, краски, кисти.


2 тема. Рисунок — основа изобразительного творчества.

Рисунок основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисов­ка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.

Задание: зарисовка с натуры отдельных растений или веточек (колоски, колючки, ковыль, зонтичные растения и др.).

Материалы: карандаши разной твердости, уголь, черная туши и палочка, бумага.


3 тема. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.

Задание: выполнение (по представлению) линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травяных соцветий, разнообразие в характере линий — тонких, широких, ломких, корявых, волнистых, стремительных и т. д.)

Материалы: карандаши или уголь, тушь, бумага.


4 тема. Пятно, как средство выражения. Ритм пятен.

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное — светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.

Задание: изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени).

Материалы: черная и белая гуашь, кисти.


5 тема. Цвет. Основы цветоведения.

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.

Задание: фантазийные изображения сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца» и т.д.).

Материалы: гуашь, кисти, бумага.


6 тема. Цвет в произведениях живописи.

Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка.

Задание: изображение осеннего букета с разным настроением — радостный, грустный, торжественный, тихий и т. д.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.


7 тема. Объемные изображения в скульптуре.

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др. и их выразительные свойства.

Задание: объемные изображения животных в разных материалах.

Материалы: пластилин, мятая бумага, природные материалы.


8 тема. Основы языка изображения.

Беседа. Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.

Задание. Для закрепления пройденного материала выполните рисунок на свободную тему.

Художественные материалы для работы выбирайте самостоятельно в соответствии с жанром, в котором будет выполнена ваша работа.

Материалы: бумага, краски, кисти, карандаши, пластилин.


2 четверть


Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)


История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры.

Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника.

Особенности выражения содержания натюрморта в графике и в живописи.

Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объем, свет).


Реальность и фантазия в творчестве художника.

Изображение предметного мира — натюрморт.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

Освещение. Свет и тень.

Натюрморт в графике.

Цвет в натюрморте.

Выразительные возможности натюрморта.


9 тема. Реальность и фантазия в творчестве художника.

Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение? Анализ картины В.М. Васнецова «Иван – царевич на Сером Волке»; И.Я. Билибина «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Задание. Изобразить фантастический мир. Замысел своей работы вы можете позаимствовать из русских народных сказок.

Материалы: произведения искусства, характерные для различных эпох; бумага, гуашь, кисти.


10 тема. Изображение предметного мира — натюрморт.

Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.

Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в XX веке.

Задание. При помощи гуаши изобразите цветы или фрукты – на выбор.

Материалы: бумага, гуашь, кисти.


11 тема. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.

Задание: конструирование из бумаги простых геометрических тел.

Материалы: бумага, клей, ножницы; карандаши и бумага для зарисовок геометрической основы различных предметов.


12 тема. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.

Задание: изображение конструкций из нескольких геометриче­ских тел (зарисовки).

Материалы: карандаш, бумага.


13 тема. Освещение. Свет и тень.

Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.

Задание. Попробуйте гуашью нарисовать натюрморт, в котором бы отразилась борьба света и тени. Используйте для изображения любые предметы. Ваша работа не должна содержать деталей. Главная задача – отобразить виды освещения, которые меняют восприятие формы объекта.

Материалы: бумага, гуашь, кисти.


14 тема. Натюрморт в графике.

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника, и выразительность художественных техник.

Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры.

Задание. Простым карандашом выполните натюрморт, изобразив любой понравившийся вам предмет. Если вы хотите изобразить несколько предметов, то заранее продумайте композицию вашего рисунка.

Материалы: бумага, карандаш.


15 тема. Цвет в натюрморте.

Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

Задание: работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, таинственный натюрморт и т. д.

Материалы: бумага, гуашь, кисти.


16 тема. Выразительные возможности натюрморта.

Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве XIX—XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.

Просмотр видеофильма «Сергей Андрияка. Натюрморт с арбузами». Разгадывание кроссворда: вспомнить основные виды перспективы.

К этому занятию обучающиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти.

3 четверть


Вглядываясь в человека. Портрет (10 часов)


Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета – интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее.

Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет). Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.


Образ человека — главная тема в искусстве.

Конструкция головы человека и ее основные пропорции.

Изображение головы человека в пространстве.

Портрет в скульптуре.

Графический портретный рисунок.

Сатирические образы человека.

Образные возможности освещения в портрете.

Роль цвета в портрете.

Великие портретисты прошлого.

Портрет в изобразительном искусстве XX века.


17 тема. Образ человека — главная тема в искусстве.

Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.

Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.

Задание. При помощи цветных карандашей нарисуйте портрет вашего друга. Постарайтесь передать основные черты вашего героя, избегая мелких нюансов.

Материалы: бумага, цветные карандаши.


18 тема. Конструкция головы человека и ее основные пропорции.

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.

Задание. Сегодня мы с вами будем учиться рисовать лицо человека, соблюдая все правила и пропорции. Первичный рисунок вы выполните карандашом и только затем обведете его черной акварелью.

Материалы: бумага, простой карандаш, линейка, черная акварель.


19 тема. Изображение головы человека в пространстве.

Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.

Задание. Выполнить рисунок головы человека в пространстве при помощи простого карандаша. Смело используйте в своем рисунке интересную форму, применяйте различные линии – выражайте свое настроение и отношение к этому миру.

Материалы: бумага, простой карандаш.


20 тема. Портрет в скульптуре.

Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

Беседа о памятниках, как о произведениях искусства. Творчество М.К. Аникушина.

Задание. Выполните скульптурный портрет любого выдающегося деятеля.

Материалы: пластилин, банка.


21 тема. Графический портретный рисунок.

Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы че­ловека в истории изобразительного искусства.

Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.

Рассмотреть работу Энгра «Портрет Н. Паганини».

Задание. Нарисовать графический портрет своего друга. Работать вы будете прежде всего линиями, поэтому представьте, что вы создаете не просто рисунок, а психологический портрет, в котором отразятся все черты характера вашего товарища.

Материалы: бумага, простой карандаш.


22 тема. Сатирические образы человека.

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

Задание. Графическим способом выполнить добрый шарж на своего товарища.

Материалы: сатирические изображения; бумага, простой карандаш; кисти; черная акварель.


23 тема. Образные возможности освещения в портрете.

Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.

Задание. Создать два портретных рисунка – один с использованием бокового света, другой – с использование заднего света.

Материалы: бумага, гуашь, кисти.



24 тема. Роль цвета в портрете.

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.

Задание. Нарисуйте портрет близкого вам человека.

Материалы: бумага, гуашь, кисти.


25-26 тема. Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве XX века.

Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. Портреты Василия Верещагина. Работы Пабло Пикассо и Анри Матисса. В.Е. Попков «Шинель отца».

Задание. Рассказать о своем любимом художнике-портретисте. Назвать его выдающиеся произведения, отметить, какими выразительными средствами он пользовался при создании своих работ.



4 четверть

Человек и пространство. Пейзаж (8 часов)


Жанры в изобразительном искусстве. Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника. Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа. Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажей. Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.


Жанры в изобразительном искусстве.

Изображение пространства.

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

Пейзаж — большой мир.

Пейзаж настроения. Природа и художник.

Пейзаж в русской живописи.

Пейзаж в графике.

Городской пейзаж.

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.


27 тема. Жанры в изобразительном искусстве.

Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.

Задание. Изобразить деревенские мотивы, создав, таким образом, работу бытового жанра. Представьте быт простых русских людей, стараясь избегать мелких деталей и подробностей.

Материалы: бумага, гуашь, кисти.


28-29 тема. Изображение пространства.

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл. Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воз душной перспективы и изменения контрастности.

Задание. Изобразить уходящую вдаль аллею. Не забывайте соблюдать правила линейной и воздушной перспективы.

Материалы: бумага, простой карандаш, гуашь, кисти.


30 тема. Пейзаж — большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник.

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.

Задание. Нарисовать небольшой пейзаж на тему «Путь реки», в котором вы смогли бы отразить всю красоту русской природы.

Материалы: бумага, акварель, кисти.


31 тема. Пейзаж в русской живописи.

Беседа о творчестве русских художников: Иван Шишкин, Федор Васильев, Василий Поленов. К этому занятию обучающиеся готовят выставку работ.


32 тема. Пейзаж в графике.

Отличие графического пейзажа от обычного. Виды пейзажной графики: зарисовка и набросок. Монотипия.

Задание. Выполните весенний графический пейзаж.

Материалы: бумага, простой карандаш.


33 тема. Городской пейзаж.

Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века. Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путем создания аппликации из отдельных изображений (общая композиция после предварительного эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть использован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа.

Задание. Изобразить один из уголков города. Ваш рисунок может основываться на реальных впечатлениях или стать вымыслом.

Материалы: бумага, цветные карандаши.


34 тема. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства. Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.

Задание. Определить автора произведений (демонстрируются произведения И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»; «Корабельная роща»; «Пруд в старом парке». Разгадайте кроссворд.



Тематический план


Тема

Количество часов

I четверть «Виды изобразительного искусства и основы образного языка»

(8 часов)

1

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств

1

2

Рисунок- основа изобразительного творчества

1

3

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий

1

4

Пятно, как средство выражения. Ритм пятен.

1

5

Цвет. Основы цветоведения.

1

6

Цвет в произведениях живописи.

1

7

Объемные изображения в скульптуре.

1

8

Основы языка изображения.

1


II четверть «Мир наших вещей. Натюрморт.»

(8 часов)

1

Реальность и фантазия в творчестве художника.

1

2

Изображение предметного мира - натюрморт.

1

3

Понятие формы Многообразие форм окружающего мира.

1

4

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

1

5

Освещение. Свет и тень.

1

6

Натюрморт в графике.

1

7

Цвет в натюрморте.

1

8

Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)

1



III четверть «Вглядываясь в человека. Портрет

(10 часов)

1

Образ человека- главная тема в искусстве.

1

2

Конструкция головы человека и ее основные пропорции.

1

3

Изображение головы человека в пространстве.

1

4

Портрет в скульптуре.

1

5

Графический портретный рисунок

1

6

Сатирические образы человека.

1

7

Образные возможности освещения в портрете.

1

8

Роль цвета в портрете.

1

9-10


Великие портретисты прошлого

Портрет в изобразительном искусстве XX века

2



IVчетверть «Человек и пространство. Пейзаж»

(8 часов)


1

Жанры в изобразительном искусстве.

1

2-3

Изображение пространства.

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

2

4


Пейзаж- большой мир.

Пейзаж настроения. Природа и художник.

1


5

Пейзаж в русской живописи

1

6

Пейзаж в графике

1

7

Городской пейзаж.

1

8

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

1


Всего

34




Планируемые результаты

по предмету «Изобразительное искусство» 6 класс

По окончании 6 класса обучающийся научится:

- понимать значение изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

- осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;

- различать и передавать в художественно-творческой деятельности эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;

- понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;

- осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;

- передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;

- осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны и каждого человека;

- эмоционально- ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;

- создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;

- различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.

Обучающийся получит возможность научиться:

- выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;

- различать произведения разных эпох, художественных стилей;

- понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;

- подбирать соответствующий материал для выполнения творческого замысла;

- осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;

- анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;

- понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;

- определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства.

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, инструкцией учителя и замыслом художественной работы;

- выполнять действия в устной форме;

- осуществлять контроль своего участия в ходе коллективных творческих работ.

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать смысл заданий и вопросов, предложенных в учебнике;

- осуществлять контроль по результату и способу действия;

- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы;

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- расширять свои представления об искусстве (например, обращаясь к разделу «Знакомство с музеем»);

- ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;

- читать простое схематическое изображение;

- различать условные обозначения;

- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых, сверстников;

- сопоставлять впечатления, полученные при восприятии разных видов искусств (литература, музыка) и жизненного опыта.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять поиск дополнительной информации (задания типа «Найдите на сайте…») с помощью взрослых(рубрика «Советуем прочитать»);

- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразительности;

- соотносить схематические изображения с содержанием заданий;

- выбирать из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя;

- строить рассуждения о воспринимаемых произведениях;

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения ДПИ, принимать участие в их обсуждении;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- выполнять работу со сверстниками;

- воспринимать и учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства;

- договариваться, приходить к общему решению.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать действия других участников в процессе коллективной творческой деятельности;

- понимать содержание вопросов и воспроизводить их;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

- проявлять инициативу, участвуя в создании коллективных художественных работ;

- узнавать мнение друзей или одноклассников;

- вести диалог с учителем и одноклассниками, прислушиваясь к их мнению, и выражать свое терпимо и убедительно.

Личностные результаты.

У обучающегося будут сформированы:

- эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению произведения ДПИ;

- образ Родины, отраженный в художественных произведениях, в том числе через восприятие произведений народной культуры;

- представление о труде художника, его роли в жизни общества;

- - интерес к художественно-творческой деятельности;

- понимание чувств других людей;

- первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;

- выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- нравственно-эстетических переживаний художественных произведений;

- представления о разнообразии и широте народного искусства;

- интереса к произведениям ДПИ;

- принятия на первоначальном уровне нравственного содержания произведений изобразительного искусства;

- понимания значения ДПИ в собственной жизни;

- первоначальной потребности воплощать в реальную жизнь эстетические замыслы;

- позиции зрителя и автора художественных произведений.



Обучащиеся должны знать:

- о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни

человека;

- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь

представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в

разные эпохи;

- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в

искусстве, ее претворении в художественный образ;

- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных

этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и

натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

- особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских

художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве:

линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в

создании художественного образа.

Обучающиеся должны уметь:

- работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;

- выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;

- добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;

- передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;

- передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;

- передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;

- в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;

- пользоваться различными графическими техниками

- оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах.

В процессе практической работы на уроках обучающиеся должны:

- пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать Первичные ми навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы че­ловека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы; -

- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

- создавать творческие композиционные работы в разных ма­териалах с натуры, по памяти и по воображению;

- активно воспринимать произведения искусства и аргумен­тированно анализировать разные уровни своего восприятия, по­нимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину Мира, присущую произведению искусства.

Владеть компетенциями:

коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.



22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!