и в соответствии со следующими нормативными документами.
Развитие художественно-образного мышления, наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни;
Фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности;
Освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях;
Овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме;
Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
Одна из основных идей программы — «От родного порога — в мир культуры Земли», т. е. без приобщения к культуре своего народа (даже культуре своей «малой родины») нет пути к общечеловеческой культуре.
Обучение в 3 классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы не только имеют утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры и так было всегда — с далекой древности до наших дней. Надо помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль художников — Мастеров Изображения, Украшения, Постройки — в создании среды жизни человека.
В конце учебного года дети должны почувствовать, что их жизнь, жизнь каждого человека ежедневно связана с деятельностью искусств. Завершающие уроки каждой четверти должны строиться на вопросах: «Что было бы, если бы Братья-Мастера не участвовали в создании окружающего вас мира — дома, на улице и т. д.?» Понимание огромной роли искусств в повседневной жизни большей частью не осознается, поэтому должно стать открытием для детей и их родителей.
Уроки состоят из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает беседы по теории изобразительного искусства, композиции, живописи, декоративно прикладного искусства.
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы начального образования:
Календарно-тематическое планирование курса рассчитано на 34 учебные недели при количестве 1 урока в неделю, всего 34 урока
№ п/п | Дата | Название темы (раздел) | Кол-во часов | Планируемые результаты | Основные виды деятельности обучающихся | Коррекция |
| План (нед) | факт | предметные | метапредметные | личностные |
Искусство в твоем доме (8 часов) |
1. | 1 | | Вводное занятие. Твои игрушки | 1ч | Познакомятся с произведениями искусства отечественных художников, учебником по изобразительному искусству. Научатся ориентироваться в учебнике, организовывать рабочее место в соответствии с правилами, с приёмами работы с кистью. | Р: контролировать свои действия по точному ориентированию в учебнике; принимать учебную задачу; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об игрушке; формулирование ответов на вопросы учителя. К: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество. | Воспринимают окружающий мир и произведения искусства; выражают в творческой работе свое отношение к природе, выбирая художественные приемы рисования кистью | Понимать и объяснение единства материала, формы и украшения. Создать игрушку и украсить её. | |
2. | 2 | | Посуда у тебя дома | 1ч | Узнают предметы, входящие в состав чайного сервиза; дадут описание их внешнего вида; научатся создавать ансамбль предметов в их единстве. | Р: ориентироваться в учебнике; планировать и проговаривать этапы работы, следовать согласно составленному плану, вносить изменения; организовать свое творческое пространство. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об игрушке; формулирование ответов на вопросы учителя; осуществление поиска существенной информации (из материала учебника), творческой тетради. К: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество. | Эмоционально воспринимают росписи посуды «Гжель»; уважительно относятся к творчеству народных мастеров. | Уметь выделять конструктивный образ и характер декора в процессе создания посуды. Овладение навыками создания выразительной формы посуды в лепке. | |
3. | 3 | | Обои и шторы у тебя дома | 1ч | Научатся созданию рисунков в зависимости от их назначения. | Р: оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об обоях и шторах; формулирование ответов на вопросы учителя; осуществление поиска существенной информации (из материала учебника), творческой тетради. К: уметь работать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, слышать мнение оппонента, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы. | Соблюдают организованность, дисциплинированность на уроке; действуют согласно правилам обращения с художественными материалами и правилами работы; адекватно оценивают свою работу на уроке. | Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для определенной комнаты. | |
4. | 4 | | Мамин платок | 1ч | Научатся различать внешний вид рисунков в разной технике; получат знания о специфике народных платков; придумают свои варианты раскрашивания платков. | Р: организовать своё рабочее место с учётом функциональности, удобства, рациональности и безопасности; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, ставить новые творческие и учебные задачи. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о платке; формулирование ответов на вопросы учителя. К: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество. | Соблюдают организованность, дисциплинированность на уроке; адекватно оценивают свою работу на уроке; соотносят собственные интересы и соотносят их с интересами других детей. | Наблюдать за конструктивными особенностями орнаментов и их связью с природой. Оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Уметь составлять простейший орнамент при выполнении эскиза платка. | |
5. | 5 | | Твои книжки | 1ч | Приобретут знания о технике создания книг; усовершенствуют навыки мелкой ручной моторики и иллюстративных умений. | Р: планировать и проговаривать последовательность действий на уроке, работать по предложенному учителем плану. П: осуществление поиска информации из разных источников, осознанном стремление к новым знаниям. К: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество. | Соблюдают организованность, дисциплинированность на уроке; адекватно оценивают свою работу на уроке. | Понимать роли художника и Братьев –Мастеров в создании книги. Уметь отличать назначение книг, оформлять обложку иллюстрации | |
6. | 6 | | Твои книжки | 1ч | Создадут свой вариант оформления книги. | Р: планировать и проговаривать последовательность действий на уроке, работать по предложенному учителем плану. П: осуществление поиска информации из разных источников, осознанном стремление к новым знаниям. К: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество. | Эмоционально воспринимают произведения народного искусства; выражают в творческой работе свое эмоционально-ценностное отношение к книге. | Понимать роль художника и Братьев –Мастеров в создании книги. Уметь отличать назначение книг, оформлять обложку иллюстрации | |
7. | 7 | | Открытки | 1ч | Научатся композиционному сочетанию деталей открытки; разной технике ее оформления; повторят конструкторские приемы в работе с бумагой. | Р: организовать своё рабочее место с учётом функциональности, удобства, рациональности и безопасности; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, ставить новые творческие и учебные задачи. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об открытке; формулирование ответов на вопросы учителя. К: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество. | Эстетически воспринимают окружающий мир, понимают значение красоты природы; проявляют интерес к предмету, имеют мотивацию к творческой деятельности. | Понимать роль художника и Братьев –Мастеров в создании форм открыток изображений на них. | |
8. | 8 | | Обобщающий урок по теме «Труд художника для твоего дома» | 1ч | Научатся анализировать и обсуждать свои работы; в игровой форме повторят пройденный материал. | Р: планировать и проговаривать последовательность действий на уроке, работать по предложенному учителем плану. П: осуществление поиска информации из разных источников, осознанном стремление к новым знаниям. К: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество. | Эмоционально воспринимают произведения народного искусства; выражают в творческой работе свое отношение к творчеству художника. | Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке в роли зрителей, художников , экскурсоводов. | |
Искусство на улицах твоего города (7 часов) |
9. | 9 | | Памятники архитектуры | 1ч | Получат представление о бережном отношении к памятникам архитектуры; научатся создавать плоские проекты и эскизы архитектурных построек. | Р: организовать своё рабочее место, принимать и сохранять учебную задачу, соотносить выполненное задание с образцом, корректировать выполнение задания в дальнейшем. П: определять, в каких источниках можно найти нужную информацию. К: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать своё мнение | Чувство гордости за культуру и искусство России; формирование эстетических чувств. | Уметь видеть архитектурный образ, образ городской среды. Знать основные памятники города, места их нахождения. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города. | |
10. | 10 | | Парки, скверы, бульвары | 1ч | Получат представление о назначении зелёных зон в городах; узнают традиции парковой архитектуры в нашей стране; создадут парковые проекты. | Р: контролировать процесс создания рисунка на всех этапах работы согласно ранее составленному плану; организовать своё рабочее место с учётом функциональности, удобства, рациональности и безопасности. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о парке, сквере, бульваре; формулирование ответов на вопросы учителя. К: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество. | Чувство гордости за культуру и искусство России; уважительно относиться к памятникам архитектуры. | Сравнивать и анализировать парки, скверы и бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения. | |
11. | 11 | | Ажурные ограды | 1ч | Приобретут знания в области художественного городского украшения; проведут сравнение природных и авторских проектов; придумают свой вариант декоративного ажура. | Р: планировать и проговаривать последовательность действий на уроке, работать по предложенному учителем плану. П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме о красоте архитектурных сооружений; осуществление поиска информации из разных источников, осознанном стремление к новым знаниям. К: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать своё мнение; | Чувство гордости за культуру и искусство России; уважительно относиться к памятникам архитектуры | Воспринять сравнивать давать оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград. Фантазировать, создавать проект ажурной решетки. | |
12. | 12 | | Волшебные фонари | 1ч | Расширят знания о видах и назначении фонарей; запомнят различия между их технической стороной и оформительской; приобретут навыки дизайнерского мышления. | Р: контролировать процесс создания рисунка на всех этапах работы согласно ранее составленному плану; организовать своё рабочее место с учётом функциональности, удобства, рациональности и безопасности. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о фонаре; формулирование ответов на вопросы учителя. К: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество. | Чувство гордости за культуру и искусство России; уважительно относиться к памятникам архитектуры; формирование эстетических чувств, художественно–творческого мышления, наблюдательности, фантазии | Сравнивать анализировать, давать эстетическую оценку старинным в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове. Отмечать особенности формы и украшений. | |
13. | 13 | | Витрины | 1ч | Научатся понимать роли витрин; приобретут навыки их создания; получат знания о композиционном и тематическом решении. | Р: оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, планировать алгоритм действий по выполнению работы с бумагой. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о витрине; формулирование ответов на вопросы учителя. К: уметь обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, согласовывать свои действия с партнером, активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество. | Формирование эстетических чувств, художественно–творческого мышления, наблюдательности, фантазии, | Понимать работы художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара. Знать оформление витрин по назначению и уровню культуры города. | |
14. | 14 | | Удивительный транспорт | 1ч | Научатся использовать воображение пи создании рисунка; применят приобретенные знания технического дизайна; получат консультацию по проектным работам. | Р: планировать и проговаривать последовательность действий на уроке, работать по предложенному учителем плану. П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме о транспорте; осуществление поиска информации из разных источников, осознанном стремление к новым знаниям. К: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать своё мнение. | Формирование гордости к истории возникновения транспорта, развитие творческого мышления и фантазии | Уметь видеть образ в облике машины, характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшения. | |
15. | 15 | | Обобщающий урок по теме «Искусство на улицах твоего города» | 1ч | Научатся распределять задания между собой; приобретут навыки коллективного труда; в форме игры закрепят полученные знания. | Р: контролировать процесс создания рисунка на всех этапах работы согласно ранее составленному плану; организовать свое рабочее место с учетом функциональности, удобства, рациональности и безопасности. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о парке, сквере, бульваре; формулирование ответов на вопросы учителя. К: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество. | Чувство гордости за культуру и искусство России; уважительно относиться к памятникам архитектуры; формирование эстетических чувств, художественно–творческого мышления | Осознавать и уметь объяснять нужную работу художника в создании облика города. Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсовода. | |
Художник и зрелище (11 часов) |
16. | 16 | | Художник в цирке | 1ч | Приобретут практику передачи искусства цирка в детском рисунке; научатся выбирать цвета нужных тонов и насыщенности; попробуют изобразить детали цирковых выступлений. | Р: вносить коррективы в выполненную работу; умение планировать и осуществлять свои действия в соответствии с поставленной задачей. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об искусстве цирка; формулирование ответов на вопросы учителя. К: сотрудничать в совместном решении проблем, уметь принимать мнение другого человека. | Понимание особой роли культуры в искусстве, жизни общества; формирование эстетических чувств. | Сравнивать объекты, элементы сценического мира. Понимать и уметь объяснять роль художника в создании спектакля. | |
17. | 17 | | Художник в цирке | 1ч | Приобретут умение передавать образы цирковых номеров в технике аппликации; смогут использовать имеющиеся знания о роли художника в цирке. | Р: контролировать процесс создания рисунка на всех этапах работы согласно ранее составленному плану; организовать своё рабочее место с учётом функциональности, удобства, рациональности и безопасности. П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме о роли художника в цирке; осуществление поиска информации из разных источников, осознанном стремление к новым знаниям. К: уметь обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, согласовывать свои действия с партнером, активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество. | Понимание особой роли культуры в искусстве, жизни общества; формирование эстетических чувств. | Сравнивать объекты, элементы сценического мира. Понимать и уметь объяснять роль художника в создании спектакля. | |
18. | 18 | | Художник и театр | 1ч | Познакомятся с приёмами оформления театральной постановки; овладеют новой художественной терминологией; приступят к созданию макета для спектакля. | Р: оценивать и анализировать результат своего труда; определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить изменения в работу; планировать алгоритм действий по выполнению работы. П: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме; умение самостоятельно осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера. К: уметь проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, участвовать в коллективных обсуждениях, проявлять инициативу отстаивать собственное мнение. | Сориентированы на эмоционально-ценностное восприятие театральных костюмов; понимают роль художника в создании сценических образов; выражают в творческой работе своё отношение к задуманному образу. | Сравнивать объекты, элементы сценического мира. Понимать и уметь объяснять роль художника в создании спектакля. | |
19. | 19 | | Художник и театр | 1ч | Повторят знания о театральном искусстве; углубят технические приемы выполнения макета; закрепят специфику оформления театральной постановки; создадут макет «театра на столе». | Р: оценивать и анализировать результат своего труда; определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить изменения в работу; планировать алгоритм действий по выполнению работы. П: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме; умение самостоятельно осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера. К: уметь проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, участвовать в коллективных обсуждениях, проявлять инициативу отстаивать собственное мнение. | Понимают роль художника в создании сценических образов; выражают в творческой работе свое отношение к задуманному образу. | Сравнивать объекты, элементы сценического мира. Понимать и уметь объяснять роль художника в создании спектакля. | |
20. | 20 | | Театр кукол | 1ч | Узнают о многообразии видов мирового кукольного театра и традициях кукольных театров России; познакомятся с техникой шитья из ткани; приобретут навыки работы с иглой и нитками. | Р: контролировать процесс создания рисунка на всех этапах работы согласно ранее составленному плану; организовать свое рабочее место с учетом функциональности, удобства, рациональности и безопасности. П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме о красоте архитектурных сооружений; осуществление поиска информации из разных источников, осознанном стремление к новым знаниям. К: уметь обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, согласовывать свои действия с партнёром, активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество. | Сориентированы на эмоционально-ценностное восприятие театральных костюмов; понимают роль художника в создании сценических образов. | Сравнивать объекты, элементов театрально-сценического мира. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании образа театрального героя. | |
21. | 21 | | Конструирование сувенирной куклы | 1ч | Закрепят и расширят знания о кукольном театре; завершат работу над поделкой; приобретут навыки работы кукловода. | Р: планировать и проговаривать последовательность действий на уроке, работать по предложенному учителем плану. П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме о куклы; осуществление поиска информации из разных источников, осознанном стремление к новым знаниям. К: уметь обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, согласовывать свои действия с партнёром, активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество. | Понимание особой роли культуры в искусстве, жизни общества; формирование эстетических чувств. | Уметь конструировать куклу | |
22. | 22 | | Театральные маски | 1ч | Приобретут знания об использовании масок в народном представлении и в театральном искусстве; узнают средства выразительности масок, способы их создания и материалы для изготовления. | Р: контролировать процесс создания театральной маски на всех этапах работы согласно ранее составленному плану; организовать своё рабочее место с учётом функциональности, удобства, рациональности и безопасности. П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме об искусстве создания маски; осуществление поиска информации из разных источников, осознанном стремление к новым знаниям. К: уметь обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, согласовывать свои действия с партнером, активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество. | Сориентированы на эмоционально-ценностное восприятие театра, роли его в жизни человека; понимают роль художника в создании сценических образов. | Выделять характер, настроение, выраженные в маске, а так же выразительность формы, декора, созвучные образу. | |
23. | 23 | | Конструирование масок | 1ч | Расширят знания о театральной маске; познакомятся с информацией о карнавале; научатся изготавливать карнавальную маску из различных материалов. | Р: вносить коррективы в выполненную работу; умение планировать и осуществлять свои действия в соответствии с поставленной задачей. П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме об искусстве создания маски; осуществление поиска информации из разных источников, осознанном стремление к новым знаниям. сознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о; формулирование ответов на вопросы учителя. К: сотрудничать в совместном решении проблем, уважать мнение другого человека | Понимание особой роли культуры в искусстве, жизни общества; формирование эстетических чувств. | Выделять характер, настроение, выраженные в маске, а так же выразительность формы, декора, созвучные образу. | |
24. | 24 | | Афиша и плакат | 1ч | Приобретут знания о новых составных частях мира театра; применят творческие приемы в работе. | Р: оценивать и анализировать результат своего труда; определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить изменения в работу; планировать алгоритм действий по выполнению работы. П: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме; умение самостоятельно осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера. К: уметь проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, участвовать в коллективных обсуждениях, проявлять инициативу отстаивать собственное мнение. | Сориентированы на эмоционально-ценностное восприятие театра, роли его в жизни человека; понимают роль художника в создании сценических образов. | Иметь представление о создании театральной афиши, плаката. Добиваться образного единства изображения и текста. | |
25. | 25 | | Праздник в городе | 1ч | Приобретут навык оформления праздника в городе; научатся творчески использовать приобретенные умения. | Р: планировать и проговаривать последовательность действий на уроке, работать по предложенному учителем плану. П: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме; умение самостоятельно осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера. К: уметь проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, участвовать в коллективных обсуждениях, проявлять инициативу отстаивать собственное мнение. | Понимание особой роли культуры в искусстве, жизни общества; формирование эстетических чувств. | Объяснять работы художника по созданию облика праздничного города. Фантазировать, как можно украсить город к празднику Победы, новому году. | |
26. | 26 | | Обобщающий урок по теме «Школьный карнавал» | 1ч | Закрепят знания, которые получили в течение четверти. | Р: вносить коррективы в выполненную работу; умение планировать и осуществлять свои действия в соответствии с поставленной задачей. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о карнавале; формулирование ответов на вопросы учителя. К: выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблем. | Понимание особой роли культуры в искусстве, жизни общества; формирование эстетических чувств. | Понимать роль праздничного оформления для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам. | |
Художник и музей (8 часов) |
27. | 27 | | Музей в жизни города | 1ч | Познакомятся с причинами создания музеев, их разнообразием; узнают о возможности создания домашних музеев. | Р: организовывать рабочее место, принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами. П: анализировать, обобщать, делать выводы. К: работа в группах, планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов. | Формирование эстетических чувств, художественно – творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Понимать и объяснять роль художественного музея. Иметь представления о самых разных видах музеев. | |
28. | 28 | | Картина – особый мир | 1ч | Научатся словесно оформлять свои впечатления о картинах; познакомятся с пейзажами великих русских художников; научатся рисовать пейзаж. | Р: контролировать процесс рисования пейзажа на всех этапах работы согласно ранее составленному плану; организовать своё рабочее место с учётом функциональности, удобства, рациональности и безопасности. П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме о пейзаже; осуществление поиска информации из разных источников, осознанном стремление к новым знаниям. К: уметь обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, согласовывать свои действия с партнером, активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество. | Формирование эстетических чувств, художественно – творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведения искусства. Рассматривать и сравнивать картины – пейзажи | |
29. | 29 | | Картина-портрет | 1ч | Приобретут знания о жанре «портрет»; научатся использовать новую лексику в рассказах; попробуют рисовать портрет. | Р: организовывать рабочее место, принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами. П: анализировать, обобщать, делать выводы. К: работа в группах, планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов. | Понимание особой роли культуры в искусстве, жизни общества; формирование эстетических чувств. | Иметь представление о жанре портрета. Рассказывать об изображенном на картине человеке. | |
30. | 30 | | Картина-портрет. Рисование автопортрета. | 1ч | Закрепят приобретенные знания о жанре «портрет» и «автопортрет»; научатся рисовать автопортрет. | Р: планировать и проговаривать последовательность действий на уроке, работать по предложенному учителем плану. П: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме; умение самостоятельно осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера. К: уметь проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, участвовать в коллективных обсуждениях, проявлять инициативу отстаивать собственное мнение. | Воспринимают окружающий мир и произведения искусства; формирование эстетических чувств, художественно – творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Иметь представление о жанре портрета. Рассказывать об изображенном на картине человеке. | |
31. | 31 | | Картина-натюрморт. | 1ч | Приобретут технику выполнения натюрморта; наработают умение показывать красоту и поэтичность предмета; научатся располагать предметы в определённой композиции. | Р: контролировать свои действия по точному ориентированию в учебнике; принимать учебную задачу; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство. П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об игрушке; формулирование ответов на вопросы учителя. К: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество. | Воспринимают окружающий мир и произведения искусства; выражают в творческой работе своё отношение к природе, выбирая художественные приемы рисования кистью. | Воспринимать картину – натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах. | |
32. | 32 | | Картины исторические и бытовые | 1ч | Научатся анализировать сюжеты картин и рассуждать об их построении, композиции и деталях. | Р: оценивать и анализировать результат своего труда; определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить изменения в работу; планировать алгоритм действий по выполнению работы. П: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме; умение самостоятельно осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера. К: уметь проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, участвовать в коллективных обсуждениях, проявлять инициативу отстаивать собственное мнение. | Уважение к истории русского народа, привитие любви к Родине; воспринимают и понимают предложения и оценку результатов работы. | Беседовать о картинах исторического и бытового жанра. Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся картинах. | |
33, 34. | 33 34 | | Скульптура в музее. Обобщающий урок по теме «Художник и музей». | 2ч | Приобретут знания об уличных скульптурах и памятниках; научатся передавать в лепке действия человека. Продемонстрируют достижения в разных видах работ по изобразительному искусству; поделятся впечатлениями об уроках, пройденных в течение года. | Р: контролировать свои действия по точному ориентированию в учебнике; принимать учебную задачу; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство. П: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме; умение самостоятельно осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера; формулирование ответов на вопросы учителя. К: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество. | Понимание особой роли культуры в искусстве, жизни общества; формирование эстетических чувств. | Сопоставлять изображение на плоскости с объемным. Наблюдать за скульптурой и её объемом. Закреплять навыки работы с пластилином. | |
| Итого: 34 часа | | |
Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса общеобразовательных учреждений. В комплекты входят следующие издания под редакцией Б. М. Неменского.
Детские книги с иллюстрациями.
Репродукции картин (в электронном виде).
Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1—4 классы.
1.Ильченко, М. Методическое пособие по городецкой росписи. - М.: ИД «Грааль», 2002.
2.Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. - М.: Просвещение, 2003.
3.Неменский, Б. М. Твоя мастерская. - М.: Просвещение, 2003.
4.Шоган, В. В. Технологии личностно-ориентированного урока. - Воронеж: Учитель, 2003.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2. Справочно-информационный Интернет-портал. – Режим доступа: http://www.gramota.ru
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
1.Компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Интерактивная доска.