СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 10-12 кл.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа реализуется на основе использования предметной линиии учебников под ред. Т.Ф,Курдюмовой (базовый уровень)

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 10-12 кл.»

22


Приложение к ООП СОО

приказ № ____ от _______________


Рассмотрена

на заседании МО учителей _____________________________________


Протокол № _____ от «____»______20__ г.

______________________/_______________



Согласована

Заместителем директора школы


« » 20_____ г.


______________________/_____________

Принята

на заседании педагогического совета


Протокол № от « » 20_____ г.

Утверждаю

Директор МКОУ вечерней (сменной) общеобразовательной школы г. Южи

Приказ № от


____________________/ ________________




Рабочая программа


Предмет Литература


Класс 10-12


Образовательная область Филология


Срок реализации программы 3 года


Учитель Иванова А.В.



















г. Южа

2020 г.


ПОЯСНТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по литературе для 10-12 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями);

- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);

- Основная образовательная программа ФГОС СОО МКОУ вечерней (сменной) общеобразовательной школы г. Южи;

- Рабочие программы к линии УМК под редакцией Т. Ф. Курдюмовой, 10 – 11 классы – М., «Дрофа», 2016.


Цель учебного предмета «Литература» — формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов.

Задачи:

  • получение опыта медленного чтения произведений русской, родной (региональной) и мировой литературы;

  • овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом, позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и письменной форме;

  • овладение навыком анализа текста художественного произведения (умение выделять основные темы произведения, его проблематику, определять жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и переносные планы текста, умение «видеть» подтексты);

  • формирование умения анализировать в устной и письменной форме самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты, аспекты;

  • формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров (ответы на вопросы, рецензии, аннотации и др.);

  • овладение умением определять стратегию своего чтения;

  • овладение умением делать читательский выбор;

  • формирование умения использовать в читательской, учебной и исследовательской деятельности ресурсов библиотек, музеев, архивов, в том числе цифровых, виртуальных;

  • овладение различными формами продуктивной читательской и текстовой деятельности (проектные и исследовательские работы о литературе, искусстве и др.);

  • знакомство с историей литературы: русской и зарубежной литературной классикой, современным литературным процессом;

  • знакомство со смежными с литературой сферами искусства и научного знания (культурология, психология, социология и др.).

Программа реализуется на основе использования предметной линии учебников под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, рекомендованных Минобрнауки РФ.


- Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н., Марьина О.Б. и др.; под ред. Курдюмовой Т.Ф. Литература (базовый уровень). 10 класс. М.:Дрофа, 2014.

- Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н., Марьина О.Б. и др.; под ред. Курдюмовой Т.Ф. Литература (базовый уровень) (в 2 частях). 11 класс. М.:Дрофа, 2014.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ


Результаты базового уровня ориентированы на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Эта группа результатов предполагает:

– понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной области, что обеспечивается не за счет заучивания определений и правил, а посредством моделирования и постановки проблемных вопросов культуры, характерных для данной предметной области;

– умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области;

– осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями знания.

В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

  • демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

  • в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

  • осуществлять следующую продуктивную деятельность:

• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.


Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

  • анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

  • анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

  • анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:

  • о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

  • о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;

  • о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

  • об историко-культурном подходе в литературоведении;

  • об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

  • о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;

  • имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;

  • о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ

НА СТУПЕНИ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


10 КЛАСС


ВВЕДЕНИЕ. Русская литература и русская история XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью, свобода). Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Зарождение и развитие русской профессиональной литературной критики.

Т е о р и я. Романтизм и реализм в русской литературе XIX в. Их развитие и взаимодействие.


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.

Россия в первой половине XIX в. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX в. Национальное самоопределение русской литературы.

Т е о р и я. Реализм и его становление.

А. С. Пушкин. «Д е р е в н я», «В о л ь н о с т ь», «П о г а с л о д н е в н о е с в е т и л о...», «С в о б о д ы с е я т е л ь п у с т ы н н ы й...», «П о д р а ж а н и е К о р а н у» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Э л е г и я» («Безумных лет угасшее веселье...»), «В н о в ь я п о с е т и л...», «П о р а, м о й д р у г, п о р а!..», «П о э т», «И з П и н д е м о н т и».

Жизненный и творческий путь А. С. Пушкина. Основные мотивы лирики: творчество, философская лирика, тема поэта и поэзии, вольнолюбивые стихи, любовная лирика. «Вечные темы» в творчестве Пушкина: природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия. Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека. Совершенство пушкинского стиха. Художественные открытия Пушкина.

«Б о р и с Г о д у н о в». Царь Борис. Его противники и приспешники. Проблема народа и власти в трагедии. Композиция первой реалистической трагедии в русской литературе. Язык и особенности стиха трагедии.

«М е д н ы й в с а д н и к». Проблема власти. Идея государственности, цена мощи и славы страны и судьба отдельного человека. Медный всадник и Евгений. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Изображение величия Санкт-Петербурга. Композиция поэмы. Совершенство чеканных строк поэмы, звукопись. Своеобразие жанра и композиции произведения.

Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение творчества Пушкина для русской и мировой литературы.

Т е о р и я. Народность литературы.

М. Ю. Лермонтов. «М о л и т в а» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «К а к ч а с т о п е с т р о ю т о л п о ю о к р у ж е н...», «В а л е р и к», «С о н» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «В ы х о ж у о д и н я н а д о р о г у...», «И с к у ч н о и г р у с т н о...», «Н и щ и й» , «М о й д е м о н». Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Тема родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.

«Г е р о й н а ш е г о в р е м е н и» («Фаталист»). Общая композиция социально-психологического романа. Его герой и проблема судьбы, сюжет и фабула.

Т е о р и я. Реалистические и романтические начала в лирике Лермонтова.

Н. В. Гоголь. «Н е в с к и й п р о с п е к т». Литература середины XIX в. как «эпоха Гоголя». «Петербургские повести». Образ города в повести «Невский проспект». Пискарев и Пирогов. Сатира на страницах повести. «Нефантастическая фантастика» Гоголя. Роль творчества Гоголя в судьбах русской литературы. Критика. В. В. Набоков. «Гоголь» (фрагменты).

Т е о р и я. Образ автора на страницах повести.


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.

Русская литература второй половины XIX в. Роль русской классики в культурной жизни страны. Богатство проблематики и широта тематики. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Развитие литературы критического реализма. Традиции и новаторство. Роль литературной критики в развитии и становлении критического реализма. Эпические полотна Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Формирование русского национального театра.

А. Н. Островский. «Г р о з а». Жизнь и творчество драматурга.

«Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини за право быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством». Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы.

Критика. Н. А. Добролюбов «Л у ч с в е т а в т е м н о м ц а р с т в е», Ап. А. Григорьев «П о с л е “Г р о з ы” Островского», «Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу».

И. А. Гончаров. «О б л о м о в». Краткая биография писателя. Общая характеристика романов «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».

«Обломов». История создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Сущность характера героя, его мироощущение и судьба. Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. «Обломовщина». Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в романе. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет, Фауст). «Обломов» — роман, утвердивший писателя как классика.

Критика. Н. А. Добролюбов «Что такое обломовщина?», Д. И. Писарев «Обломов», А. В. Дружинин «“О б л о м о в”, роман И. А. Гончарова».

Т е о р и я. Нарицательные образы — герои художественных произведений.

И. С. Тургенев. «О т ц ы и д е т и». Очерк жизни и творчества. История создания романа. Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи. Причины конфликта героя с окружающими и причины одиночества. «Отцы» в романе. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции. «Вечные темы» в романе: природа, любовь, искусство. Смысл финала романа. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, пейзажа, интерьера. Авторская позиция и способы ее выражения. Полемика вокруг романа.

Критика. М. А. Антонович «А с м о д е й н а ш е г о в р е м е н и», Д. И. Писарев «Ба з а р о в», Н. Н. Страхов «“Отцы и дети” И.С. Тургенева».

Т е о р и я. Философские позиции автора и героев романа. Социально-историческая обусловленность темы, идеи и образов романа.

Ф. И. Тютчев. «S i l e n t i u m», «Н е т о, ч т о м н и т е в ы, п р и р о д а ...», «У м о м Р о с с и ю н е п о н я т ь...», «О, к а к у б и й с т в е н н о м ы л ю б и м...», «Н а м н е д а н о п р е д у г а д а т ь...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»), «Э т и б е д н ы е с е л е н ь я...», «П о с л е д н я я л ю б о в ь», «Д е н ь и н о ч ь». Очерк жизни и творчества. Тютчев — поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Тема родины. Любовная лирика: любовь как «поединок роковой».

Т е о р и я. Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха поэта.

А. А. Фет. «П о э т а м», «Это утро, радость эта...», «Ш е п о т, р о б к о е д ы х а н ь е...», «С и я л а н о ч ь. Л у н о й б ы л п о л о н с а д...», «Е щ е м а й с к а я н о ч ь...», «Е щ е в е с н ы д у ш и с т о й н е г а...», «У ч и с ь у н и х – у д у б а, у б е р е з ы…», «Заря прощается с землею...», «Облаком волнистым...», «Н а ж е л е з н о й д о р о г е». Сочетание передачи восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных переживаний человека. «Зоркость по отношению к красоте» (А. А. Фет) окружающего мира, «уменье ловить неуловимое» (А. В. Дружинин). Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний и мелодий.

Т е о р и я. Теория «чистого искусства».

А. К. Толстой. «С л е з а д р о ж и т в т в о е м р е в н и в о м в з о р е...», «Против течения...», «Г о с у д а р ь т ы н а ш б а т ю ш к а...». Краткий обзор жизни и творчества. Своеобразие художественного мира А. К. Толстого. Ведущие темы лирики поэта. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние романтической и фольклорной традиции на его произведения.

Т е о р и я. Влияние фольклора на лирику XIX в.

Н. А. Некрасов. «В д о р о г е», «В ч е р а ш н и й д е н ь, ч а с у в ш е с т о м...», «М ы с т о б о й б е с т о л к о в ы е л ю д и...», «Я н е л ю б л ю и р о н и и т в о е й...», «П о э т и г р а ж д а н и н», «Р ы ц а р ь н а ч а с», «Э л е г и я» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «П р о р о к», «Блажен незлобивый поэт...», «В н и м а я у ж а с а м в о й н ы...», «З и н е», «О М у з а! Я у д в е р и г р о б а...», «У м р у я с к о р о...».

Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни народа. Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Использование «вечных тем» в поэзии Некрасова.

«К о м у н а Р у с и ж и т ь х о р о ш о». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа, смысл названия. Путешествие как прием организации повествования. Сюжет поэмы и авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. «Люди холопского звания» и «народные заступники». Гриша Добросклонов. Сатирические образы помещиков. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ее «бабьей притчи». Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.

Т е о р и я. Народность творчества.

К. Хетагуров. Стихотворения из сборника «О с е т и н с к а я л и р а» (обзор). Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость его творчества к творчеству Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, женской судьбы. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

Т е о р и я. Стихотворный перевод.

Н. Г. Чернышевский. «Ч т о д е л а т ь?» (обзор). Эстетическая теория Чернышевского. Роль романа «Что делать?» в литературном процессе 60—70-х гг. ХIХ в. Идеологические, этические и эстетические проблемы в романе.

Т е о р и я. Отражение жизненных коллизий в литературе.

Н. С. Лесков. «Ту п е й н ы й х уд о ж н и к», «О ч а р о в а н н ы й с т р а н н и к». Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Необычность его жизненной позиции и судьбы его творчества. Лесков как мастер изображения русского быта. Национальный характер в изображении писателя. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений.

«Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий героя повести). Иван Флягин — один из героев-правдоискателей. Былинные мотивы в повести.

«Тупейный художник». Призвание «маленького человека» и его судьба. Особенности лесковской повествовательной манеры, сказ. Близость к народной речи и активное словотворчество.

М. Е. Салтыков-Щедрин. «И с т о р и я о д н о г о г о р о д а». Краткий очерк жизни и творчества. Жизненная позиция писателя. «История одного города» — сатирическая летопись истории Российского государства. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа и власти. Терпеливость и бесправие народа. Смысл финала «Истории...». Своеобразие приемов сатирического изображения в произведениях Салтыкова-Щедрина (гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола).

«С к а з к и д л я д е т е й и з р я д н о г о в о з р а с т а». Едкая сатира, направленная против общественного и политического устройства.

Т е о р и я. Условность в искусстве (эзопов язык, гротеск).

Ф. М. Достоевский. «П р е с т у п л е н и е и н а к а з а н и е». Очерк жизни и творчества. Нравственная проблематика, острое чувство нравственной ответственности в произведениях писателя, философская глубина творчества. Поиски человека в человеке в его произведениях.

«Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Система образов романа. Раскольников. Социальные и философские истоки бунта героя романа. Смысл его теории и причина поражения Раскольникова. Раскольников и его двойники Лужин и Свидригайлов. Образы «униженных и оскорбленных». Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора. Тема гордости и смирения. Библейские мотивы в романе. Мрачный облик Петербурга в романе. Роль эпилога.

Психологизм прозы Достоевского. Роль внутренних монологов и снов героев в романах. Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире. Достоевский и культура XX в.

Т е о р и я. Философская и идейно-нравственная проблематика романа. Полифонизм романов Достоевского.


11 КЛАСС


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX в. Поздний романтизм. Ведущая роль реализма. Символизм. Обзор творчества характерных для эпохи писателей.

Л. Н. Толстой. «В о й н а и м и р». Жизненный и творческий путь писателя. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя, участие в обороне Севастополя. Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат в «Севастопольских рассказах».

«Война и мир». «Бородино» М. Ю. Лермонтова как «зерно» замысла романа-эпопеи. История создания. Жанровое своеобразие романа-эпопеи. Художественные особенности произведения: своеобразие композиции, особенности психологизма, «диалектика души». «Мысль народная» в эпопее. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Исторические личности и герои романа-эпопеи: Кутузов и Наполеон. Антитеза образов полководцев. Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Различие путей нравственных поисков героев романа Пьера Безухова и Андрея Болконского. Женские образы романа: Наташа Ростова и Марья Болконская. Судьбы любимых героинь Толстого. Картины войны в романе. Осуждение войны. Война 1812 г. как Отечественная война. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. «Дубина народной войны»: партизанское движение и его герои в романе. «Роевая» жизнь крестьянства в романе. Значение образа Платона Каратаева. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения духовного мира героев («диалектика души»). Внутренний монолог как прием психологической характеристики героя. Антитеза как центральный композиционный прием в романе. Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние монологи в романе. Лев Толстой — классик и самобытный философ. Интерес к писателю в современном мире.

Т е о р и я. Роман-эпопея. Исторические личности и вымышленные персонажи в их взаимодействии.

А. П. Чехов. «Человек в футляре», «К р ы ж о в н и к», «О л ю б в и», «И о н ы ч», «В и ш н е в ы й с а д». Чехов-прозаик и Чехов-драматург. Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. «Мелочи жизни» на страницах рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» в рассказе «Тоска». Проблема ответственности человека за свою судьбу в рассказах «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч». Мастерство писателя: внимание к детали, импрессионизм, философская глубина, лаконизм повествования, роль подтекста, особое внимание к миру всего живого. Способы создания комического эффекта.

«Вишневый сад» как одно из наиболее характерных для Чехова-драматурга произведений. Особенности сюжета и конфликта пьесы. Символический смысл образа вишневого сада. Тема времени в пьесе. Сюжет и подтекст пьесы. Герои пьесы и их судьбы. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта. Разлад между желаниями и реальностью их осуществления — основа конфликта пьесы. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Новаторство Чехова-драматурга. Пьесы Чехова и их художественное своеобразие. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра. Сценическая судьба пьес Чехова на сценах России и мира.

Т е о р и я. Лирическая комедия. Своеобразие стиля Чехова.


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (обзор)

Э. Т. А. Гофман. Связь реального и фантастического в романтических произведениях Гофмана. «Двоемирие» в отражении действительности. Сказка «Щ е л к у н ч и к». Герои и события в его произведениях.

Ч. Диккенс. Реальность и фантастика на страницах писателя-реалиста. Повесть «Р о ж д е с т в е н с к а я и с т о р и я». Изображение зла и несправедливости, существующих в английском буржуазном обществе. Тревога писателя о судьбе обездоленных. Проблема добра и нравоучительные идеи.

Ги де Мопассан. Новелла «О ж е р е л ь е». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществимость. Тонкость психологического анализа.

Т е о р и я. Социально-психологическая драма. Психологизм.


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА (обзор)

Общий обзор европейской литературы первой половины XX в. Основные направления. Проблемы самопознания, нравственного выбора в творчестве писателей. Реализм и модернизм.

Дж. Лондон. Рассказ «Л ю б о в ь к ж и з н и». Жестокая борьба за жизнь. Идея сохранения надежды даже в самых сложных ситуациях. Призыв любить жизнь и быть человеком.

Б. Шоу. Пьеса «П и г м а л и о н». Своеобразие конфликта в пьесе. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. Чеховские традиции в творчестве Шоу.


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 90-Х ГОДОВ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА

Развитие гуманистических традиций русской классической литературы в конце XIX — начале XX в. Богатство и разнообразие литературных направлений. Дальнейшее развитие реализма. Обогащение реализма достижениями других литературных направлений. Модернизм как одно из новых направлений. Символизм, акмеизм и футуризм.

Т е о р и я. Литературное направление. Литературные направления начала века.

Развитие критического реализма. Традиции и поиски нового в творчестве писателей-реалистов. Роль писателей-реалистов в литературном процессе рубежа веков.

М. Горький. Жизнь, творчество, личность. Раннее творчество. Рассказы: «М а к а р Ч у д р а», «С т а р у х а И з е р г и л ь». Основная идея - жить с людьми и для людей». 

Повесть «Ф о м а Г о р д е е в». Тема внутреннего разложения буржуазного класса, неизбежности смены исторического миропорядка. Поиск смысла жизни в повести.

«Н а д н е» как социально-философская драма. Спор о назначении человека. Три или две правды в пьесе? Трагическое столкновение правды факта (Бубнов), правды утешительной лжи (Лука) и правды веры в Человека (Сатин). Герои пьесы. Авторская позиция и способы ее выражения. Композиция пьесы. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга.

Публицистика. Памфлеты периода первой русской революции («Мои интервью», «Заметки о мещанстве», «Разрушение личности» и др.). Публицистика первых лет революции («Несвоевременные мысли»). Публицистика последних лет («О том, как я учился писать» и др.).

Роль Горького в судьбах русской культуры.

Т е о р и я. Социально-философская драма. Литературный портрет.


ПОЭЗИЯ КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА

Серебряный век как своеобразный русский ренессанс. Модернизм как одно из направлений в искусстве начала века. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Предпосылки модернизма и входящих в него течений в русской литературе (романтическая поэзия В. А. Жуковского, философская лирика Ф. И. Тютчева, теория «чистого искусства», импрессионистическая лирика А. А. Фета). Сущность модернизма, декаданса. Символизм, акмеизм и футуризм как основные направления модернизма.

К. Д. Бальмонт. Региональная литература. «Я м е ч т о ю л о в и л у х о д я щ и е т е н и...», «Б е з г л а г о л ь н о с т ь», «Я в э т о т м и р п р и ш е л, ч т о б в и д е т ь с о л н ц е...». Темы родного края, природы, России в стихотворениях К.Бальмонта.

Символизм. Истоки. Эстетические взгляды символистов. Пафос трагического миропонимания. Интерес к проблемам культурных традиций разных народов. Старшие символисты: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. Сологуб, З. Гиппиус. «Младосимволисты»: Вяч. Иванов, А. Белый, А. Блок, С. Соловьев. Кризис символизма.

А. А. Блок. «Н е з н а к о м к а», «Р о с с и я», «Н о ч ь, у л и ц а, ф о н а р ь, а п т е к а...», «В р е с т о р а н е», «Река раскинулась...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Скифы». Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Поиски эстетического идеала. Неоромантизм «младосимволистов». Влияние философии В. С. Соловьева на Блока. «Стихи о Прекрасной Даме». Эволюция творчества. Тема России и основной пафос патриотических стихотворений. Трагедия поэта в «страшном мире».

Поэма «Д в е н а д ц а т ь» как попытка осмыслить социальную революцию в поэтическом произведении. Сочетание конкретно-исторического и условно-символического планов в романе. Неоднозначность трактовки финала. «Вечные образы» в поэме. Философская проблематика.

Т е о р и я. Символ в поэтике символизма.

Акмеизм. Истоки акмеизма. Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Мужественный и твердый взгляд на жизнь. Поэты-акмеисты Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, Г. И. Иванов, В. Н. Нарбут и др.

Н. С. Гумилев. «Ж и р а ф», «В о л ш е б н а я с к р и п к а», «З а б л у д и в ш и й с я т р а м в а й», «Капитаны», «Андрей Рублев» и др. Героический и жизнеутверждающий пафос поэзии Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Россия и Африка. Трагическая судьба поэта.

Футуризм. Возникновение футуризма. Русский футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Отказ футуризма от старой культуры. Поиски новой формы выразительности: звукоподражание, словотворчество, приемы плаката, графический стих («лесенка» Маяковского). Абсолютная новизна как установка футуризма. И. Северянин, В. В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, В. Каменский, Б. Л. Пастернак.

В. В. Маяковский. «А в ы м о г л и б ы...», «Н а т е!», «В а м !», «П о с л у ш а й т е !..», «С к р и п к а и н е м н о ж к о н е р в н о», «Ю б и л е й н о е», «Владимир Маяковский», «Письмо Татьяне Яковлевой». Жизнь и творчество. Дух бунтарства в ранней лирике. «Окна РОСТа». Новаторство поэта. Роль «агитатора, горлана, главаря» в судьбах советской литературы. Автор о событиях своей эпохи (лирика, поэмы).

Поэма «О б л а к о в ш т а н а х». Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в строках его стиха. Роль гиперболы и гротеска.

Драматургия поэта: «К л о п», «Б а н я». Сатирические произведения.

Т е о р и я. Тоническое стихосложение.

Крестьянская поэзия. Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

С. А. Есенин. «Г о й, т ы Р у с ь, м о я р о д н а я!..», «Н е б р о д и т ь, н е м я т ь в к у с т а х б а г р я н ы х...», «М ы т е п е р ь у х о д и м п о н е м н о г у», «П и с ь м о м а т е р и», «С п и т к о в ы л ь...», «Ш а г а н э т ы м о я, Ш а г а н э...», «Н е ж а л е ю, н е з о в у, н е п л а ч у...», «Р у с ь С о в е т с к а я». Жизнь и творчество. Трагическая судьба поэта. Глубокое чувство родной природы. Любовь и сострадание «ко всему живому». Народно-песенная основа лирики поэта.

«А н н а С н е г и н а» — поэма о судьбе человека и Родины. Лирика Есенина в музыке советских композиторов.

Т е о р и я. Имажинизм.


ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

И. А. Бунин. «Вечер», «Крещенская ночь», «Ночь» («Ищу я в этом мире сочетанья...»), «Не устану воспевать вас, звезды !», «Последний шмель», «Одиночество», «Песня». «У зверя есть гнездо, у птицы есть нора…». Традиции XIX в. в лирике Бунина. Кровная связь с природой: богатство «красочных и слуховых ощущений» (А. Блок). Чувство всеобщности жизни, ее вечного круговорота. Элегическое восприятие действительности. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова.

Рассказ «Г о с п о д и н и з С а н – Ф р а н ц и с к о». Толстовские и чеховские традиции в прозе Бунина. Осуждение бездуховности существования. Изображение мирового зла в рассказе. Тесная связь мира человека и того, что его окружает: городского пейзажа и картин природы.

Рассказы «Т е м н ы е а л л е и», «Л е г к о е д ы х а н и е». Трагизм сюжетов. Образы героинь рассказов. Концентрированность повествования как характерная черта рассказов Бунина. Эстетическое совершенство рассказов Бунина.

Рассказ «Ч и с т ы й п о н е д е л ь н и к». Поэтизация мира ушедшей Москвы. Герои и их романтическое и трагическое чувство. Литературные реминисценции и их роль в рассказе. Неожиданный финал.

Т е о р и я. Психологизм.

А. И. Куприн. Богатство типажей в рассказах Куприна. Динамичность сюжетов. «Г р а н а т о в ы й б р а с л е т». Романтическое изображение любви героя к Вере Николаевне. Сопоставление чувств героя с представлениями о любви других персонажей повести. Роль эпиграфа в повести, смысл финала. Мастерство Куприна-реалиста.

Т е о р и я. Критический реализм.

В. Г. Короленко. «Б е з я з ы к а», «Р е к а и г р а е т», «П а р а д о к с» и другие рассказы. Публицистика: письма к Луначарскому. Гуманистический пафос произведений писателя. Защита человеческого достоинства.

Т е о р и я. Мастерство писателей-реалистов конца XIX — начала XX в.


12 КЛАСС


ВВЕДЕНИЕ

История XX в. и судьбы искусства. Русская литература XX в. в контексте мировой культуры. Острота постановки вопросов о роли искусства в начале века. Сложности периодизации русской литературы XX в. Пути развития русской литературы после 1917 г.: советская литература, «возвращенная литература» и литература русского зарубежья. Пути их объединения. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литератур других народов России, отражение в них «вечных проблем» бытия. Поиски путей формирования общего взгляда на сложный литературный процесс в современном литературоведении.

Т е о р и я. Литературный процесс, сложности и противоречия.


ЛИТЕРАТУРА 20—30-х ГОДОВ XX ВЕКА

СУДЬБА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ГОДЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ПОТРЯСЕНИЙ

Общая характеристика развития страны после Октябрьской революции. Советская литература и социалистический реализм (Первый съезд советских писателей в 1934 г., попытки создания теории социалистического реализма).

Тема России и революции в творчестве писателей нового поколения: «Железный поток» А. С. Серафимовича, «Бронепоезд 14-69» Вс. В. Иванова, «Разгром» А. А. Фадеева и др.

Поиски нового героя эпохи. Д. Ю. Фурманов «Чапаев», Б. А. Лавренев «Ветер» и др.

Романтизация подвига и борьбы за новую жизнь в стихотворениях молодых поэтов (Н. С. Тихонов, М. А. Светлов,В. А. Луговской и др.).

М. М. Зощенко. Рассказы: «Баня», «Жертва революции», «Нервные люди», «Качество продукции», «Аристократка», «Прелести культуры», «Тормоз Вестингауза», «Диктофон», «Обезьяний язык».

И. Ильф и Е. Петров. «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Сатирическое изображение эпохи.

Т е о р и я. Социалистический реализм.

А. А. Фадеев. «Р а з г р о м». Тема гражданской войны в советской литературе. Нравственные проблемы в романе. Одностороннее освещение темы интеллигенции в революции. Современная полемика о романе.

А. А. Ахматова. «С ж а л а р у к и п о д т е м н о й в у а л ь ю...», «М н е н и к ч е м у о д и ч е с к и е р а т и...», «М у ж е с т в о», «М н е г о л о с б ы л. О н з в а л у т е ш н о...», «Р о д н а я з е м л я», «Н е с т е м и я, к т о б р о с и л з е м л ю…». Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, ее психологизм. Патриотизм и гражданственность поэзии. Разговорная интонация и музыкальность стиха. Новаторство формы.

«Р е к в и е м». Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа.

Б. Л. Пастернак. Стихотворения «Б ы т ь з н а м е н и т ы м н е к р а с и в о…», « «П р о э т и с т и х и», «Ф е в р а л ь. Д о с т а т ь ч е р н и л и п л а к а т ь!..», «О п р е д е л е н и е п о э з и и», «В о в с е м м н е х о ч е т с я д о й т и д о с а м о й с у т и», «Г а м л е т», «З и м н я я н о ч ь», «Л ю б и т ь и н ы х — т я же л ы й к р е с т...», «Н и к о г о н е б у д е т в д о м е...», «С о с н ы», «И н е й», «С н е г и д е т». Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пастернака. Стремление «поймать живое», восторг перед миром природы. Размышления о жизни, о любви, о природе искусства. Живописность и музыкальность поэзии, динамичность и порывистость стиха, раскованность синтаксиса. Яркость формы и философская насыщенность лирики. Человек и природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

«Д о к т о р Ж и в а г о» (обзор). Жанровое своеобразие романа. Соединение в нем эпического и лирического начал. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений героя. Его связь с проблематикой романа.

О. Э. Мандельштам. «Notre Dаmе», «Б е с с о н н и ц а. Г о м е р. Т у г и е п а р ус а...», «З а г р е м у ч у ю д о б л е с т ь г р я д у щ и х в е к о в...», «Я в е р н у л с я в м о й г о р о д...» и др. Яркость поэтической палитры поэта. Острое ощущение связи времен. Философичность лирики. Исторические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

М. И. Цветаева. «М о и м с т и х а м, н а п и с а н н ы м т а к р а н о...», «С т и х и к Б л о к у» («И м я т в о е п т и ц а в р у к е...»), «К т о с о з д а н и з к а м н я...», «Т о с к а п о р о д и н е...», «М о с к в е», «М н е н р а в и т с я, ч т о в ы б о л ь н ы н е м н о й...» и др. Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Сжатость мысли и энергия чувства. Мощь поэтического дарования и независимость позиции. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.

М. А. Булгаков. Жизнь, творчество, личность. Судьба произведений писателя.

«Б е л а я г в а р д и я». Гражданская война и ее события в романе. Проза и драматургия в творчестве писателя. «Дни Турбиных» — пьеса по роману «Белая гвардия». Новаторство Булгакова-драматурга.

«М а с т е р и М а р г а р и т а». Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философскими и библейскими мотивами. Москва и Ершалаим. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Образ Иуды и проблема предательства. Понтий Пилат, его роль в романе и тема совести. Мастер и его Маргарита. Масштаб изображения главных героев романа. Образы Воланда и его свиты. Булгаковская «дьяволиада» в свете мировой культурной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь). Проблема нравственного выбора в романе. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

Т е о р и я. Разнообразие типов романа в русской литературе XX в.

А. П. Платонов. Трудная судьба писателя. «К о т л о в а н», «Сокровенный человек», «В о з в р а щ е н и е». «Непростые» простые герои Платонова. Необычность стилистики писателя. Пафос и сатира в его произведениях. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин). Особенности композиции произведений Платонова.

М.Шолохов. Жизнь и творчество писателя. «Т и х и й Д о н» — роман-эпопея о всенародной трагедии. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизненных коллизий в романе. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства.

В.В.Набоков. Раннее признание таланта Набокова, его изобразительной силы, зоркости взгляда, остроты сюжета, сочности, красочности описаний, обилия формально-стилистических и психологических находок. Набоков как русский писатель (до 1940 г.). Романы «Машенька», «Король, дама, валет», «Защита Лужина», «Дар» и другие произведения. Романы на английском языке «Лолита», «Пнин», «Бледный огонь», «Другие берега» и др.

«З а щ и т а Л у ж и н а» как роман о трагической судьбе талантливого человека.

Необычность и мастерство автора и переводчика: Набоков как переводчик своих романов на русский язык.


ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ЛИТЕРАТУРЕ (обзор)

Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н. Тихонов, М. Исаковский, А. Сурков, К. Симонов, А. Тарковский, Е. Винокуров, С. Гудзенко, Ю. Друнина, Н. Старшинов, П. Антокольский, О. Берггольц, К. Ваншенкин и др.). Правда о человеке на войне. Романтика и реализм в прозе о войне.

А. Фадеев. «М о л о д а я г в а р д и я». Рассказ о молодежной подпольной организации, действовавшей во время Великой Отечественной войны в Краснодоне. Реально существующие люди и вымышленные персонажи. Проблемы патриотизма и героизма, мужества и преемственности поколений.

Э. Казакевич. «З в е з д а». Суровое и лаконичное изображение войны. Поэтичность и лиризм повести.

Ю. Бондарев. «Г о р я ч и й с н е г». Панорама сражения под Сталинградом. Жестокость войны. Образ простого русского солдата.

В. Кондратьев. «С а ш к а». Страшные фронтовые будни Вов. Повседневная жизнь простого воина, «оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте».

К. Воробьев. «У б и т ы п о д М о с к в о й». «Окопная» проза о войне. Произведение бывшего фронтовика, на собственном опыте познавшего ужасы окопной жизни и открытого боя.

В.Быков. «С о т н и к о в». Проблема истинного и ложного героизма.

Т е о р и я. Жанровое богатство откликов на тему войны в литературе.



ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX — НАЧАЛА XXI ВЕКА


Литература второй половины XX в. Новые тенденции развития литературы. Тематика и проблематика литературных произведений. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев в творчестве А. Солженицына, П. Нилина, В. Дудинцева, В. Шаламова и др. Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева, С. Гроссмана, В. Кондратьева, В. Носова и др. Новые идеи, темы, образы в поэзии периода «оттепели»: Б. Окуджава, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский и др. «Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, А. Битов, В. Маканин и др. Нравственная проблематика и художественные особенности произведений.

А. Т. Твардовский. «В с я с у т ь в о д н о м е д и н с т в е н н о м з а в е т е...», «П а м я т и м а т е р и», «Я з н а ю, н и к а к о й м о е й в и н ы...», «К о б и д а м г о р ь к и м с о б с т в е н н о й п е р с о н ы...» и др. Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Утверждение нравственных ценностей. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»).

«З а д а л ь ю — д а л ь» — поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. Пафос труда в поэме. Немногословность, емкость поэтической речи. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

Т е о р и я. Проблемы традиций и новаторства в литературе.

А. И. Солженицын. «О д и н д е н ь И в а н а Д е н и с о в и ч а», «А р х и п е л а г ГУЛАГ» (главы). Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа и его руководителей за настоящее и будущее страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.

Ф. А. Абрамов. «П о е з д к а в п р о ш л о е». Тема русской деревни, ее сложной судьбы. Трагические страницы в истории колхозов. Радость труда и трагедия жизни тружеников под бездарным и жестоким руководством в колхозах. Семья Пряслиных как носительница лучших народных традиций. Колхозная деревня в годы Великой Отечественной войны. «Поездка в прошлое» как повесть-воспоминание и как материал для наблюдения за процессом творчества писателя.

В.М. Шукшин. Рассказы «С р е з а л», «З а б у к с о в а л», «Ч у д и к», «В е р у ю», «К р е п к и й м у ж и к». Изображение жизни крестьянства: глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей.

В. П. Астафьев. «П е ч а л ь н ы й д е т е к т и в». Повести: «Веселый солдат», «Пастух и пастушка». Мотивы трагического бессилия и оценка писателем «событий бытия». Природа и человек. Потеря нравственных ориентиров во всех слоях общества в романе «Печальный детектив».

В. Г. Распутин. «П р о щ а н и е с М а т е р о й». Тема отцов и детей, уважение к прошлому, историческая память народа, тема гражданской ответственности, трагедия человека, отторгнувшего себя от общества.


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX — НАЧАЛА XXI ВЕКА (обзор)

Основные тенденции в развитии зарубежной литературы второй половины XX в. Развитие реалистических традиций. Литература постмодернизма.

Э. Хемингуэй. «С т а р и к и м о р е». Раздумья писателя о человеке и его жизненном пути. Роль художественной детали и реалистической символики в повести.

У. С. Моэм. «Театр», «Луна и грош». Проза и публицистика.

Теория. Постмодернизм.


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 90-Х ГОДОВ XX — НАЧАЛА XXI ВЕКА (обзор)

Литература 1990-х гг. Постмодернизм. Некоторые тенденции развития литературы постмодернизма. Эклектика, смешение и взаимопроникновение жанров. Интертекстуальность, построение художественного текста из цитат и реминисценций, когда «чужое слово проступает» (А. Ахматова). Идея множественности трактовок литературного произведения.

Литература начала XXI века. «Новый реализм» (постреализм) как литературное течение «нулевых» годов. Пересмотр постмодернистских критериев. Критическое отношение к действительности и осмысление постсоветской эпохи. Обращение к традиционным для русского реализма вопросам судьбы народа в кризисной исторической ситуации.

В. Токарева. «Я е с т ь. Т ы е с т ь. О н е с т ь»). Тема семьи, проблема отцов и детей.

Л. Петрушевская. «В р е м я н о ч ь», «П о д о р о г е б о г а Э р о с а», «Т а й н а д о м а», «Маленькая Грозная». Тема семьи, проблема отцов и детей.

В. Распутин. «Д о ч ь И в а н а, м а т ь И в а н а», Картина современной России. Достоверность и жизненность образов.

Б.П. Екимов. Рассказы «К а к р а с с к а з а т ь...», «С т а р ы е л ю д и», «Н е р у г а й м е н я», «Н о ч н ы е б е с е д ы», «Г о в о р и, м а м а, г о в о р и», «Н о ч ь и с ц е л е н и я» и др. Проблема взаимоотношения между близкими людьми. Понимание и умение прощать слабости и недостатки.

Т. Толстая. «Н а з о л о т о м к р ы л ь ц е с и д е л и». «К ы с ь». Соединение жанра антиутопии с русской сказочной традицией. Ирония и сарказм. Выражение страха человека перед неизвестным и непонятным, перед тёмными сторонами собственной души.

Л.Е. Улицкая. Рассказы, повесть «С о н е ч к а». Семейные произведения. Идея общности людей.

З. Прилепин. «К н и г о ч е т». Картина современной литературы в книге писателя, поэта и публициста. Пособие по новейшей литературе с лирическими и саркастическими отступлениями.

Поэзия начала XXI в. Обзор. Новизна и гармония поэзии В. Алейникова («Вызванное из боли»), тема России, семьи, женщины в поэзии Ю. Кузнецова («До последнего края»), элегичность поэзии Е. Рейна («Избранные стихотворения и поэмы»), «нагота сердечной боли» в поэзии Г. Русакова («Стихи Татьяне»).


ИТОГИ

Связи и зависимости литератур и культур народов мира в XX в. Многообразие направлений, обилие форм и неожиданность эстетических и этических решений. Литература века как форма отражения сложности окружающего нас мира.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


10 класс (2 ч. в неделю, всего 70 ч.)


раздела

Раздел программы

Количе ство часов

В т.ч.

формы контроля


Анализ текста

Сочинение

Зачет

1

Введение. Русская литература и русская история XIXв. в контексте мировой культуры

1




2

Русская литература первой половины XIX века:

11



1

Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX в.






А. С. Пушкин. Основные мотивы лирики. «Борис Годунов». «Медный всадник»






М. Ю. Лермонтов. Тема родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова. «Герой нашего времени» («Фаталист»)








Н. В. Гоголь. «Невский проспект»





Зачет № 1 по разделу «Русская литература первой половины XIX века»

2




3

Русская литература второй половины XIX века:

52

2

2

1

Русская литература второй половины XIX века. Богатство проблематики и широта тематики





А. Н. Островский. «Гроза»





И. А. Гончаров. «Обломов»





И. С. Тургенев. «Отцы и дети»





Ф.И.Тютчев. Лирика





А.А.Фет. Лирика





А. К. Толстой. Лирика (обзор)





Н.А.Некрасов. Лирика. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».





К. Хетагуров. Лирика (обзор)





Н. Г. Чернышевский. «Что делать?» (обзор)





Н.С.Лесков. «Очарованный странник», «Тупейный художник»





М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города». Сказки





Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»





Зачет № 2 по разделу «Русская литература второй половины XIX века»

2




4

Итоговое повторение

2





Итого:

70

2

2

2







ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

11 класс (2 ч. в неделю, всего 70 ч.)


раздела

Раздел программы

Количе ство часов

В т.ч.

формы контроля


Анализ текста

Сочинение

Зачет

1

Введение. Русская литература и русская история XIX в. в контексте мировой культуры

1




2

Русская литература второй половины XIX века:

30

1

1

1

Л. Н. Толстой. «Война и мир»





А. П. Чехов. «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Вишневый сад»





Зачет № 1 по разделу «Русская литература второй половины XIX века»

2




3

Зарубежная литература XIX века

4




Э. Т. А. Гофман. Сказка «Щелкунчик». Обзор





Ч. Диккенс. Повесть «Рождественская история»





Ги де Мопассан. Новелла «Ожерелье». Обзор





4

Зарубежная литература первой половины XX века

3




Дж. Лондон. Рассказ «Любовь к жизни»





Б. Шоу. Пьеса «Пигмалион»





5

Русская литература 90-х годов XIX — начала XX века

10

1

1

1

Введение. Развитие гуманистических традиций русской классической литературы в конце XIX — начале XX в. Богатство и разнообразие литературных направлений





М. Горький. «На дне», «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Фома Гордеев». Публицистика





6

Поэзия конца XIX —начала XX века

8




Символизм, акмеизм и футуризм как основные направления модернизма





Региональная литература. К. Д. Бальмонт. «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...»





Символизм. А. А. Блок. «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане» и другие стихотворения. Поэма «Двенадцать»





Акмеизм. Н. С. Гумилев. «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай»





Футуризм. В. В. Маяковский. «А вы могли бы...», «Нате!», «Вам !», «Послушайте !..», «Скрипка и немножко нервно», «Юбилейное». Поэма «Облако в штанах». Сатирические произведения «Клоп», «Баня»





Крестьянская поэзия. С. А. Есенин. «Гой, ты Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу», «Письмо матери», «Спит ковыль...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь Советская» и др. Поэма «Анна Снегина»






Зачет № 2 по разделу «Русская литература конца XIX —начала XX века»

2




7

Литература первой половины ХХ века

8




И. А. Бунин. Стихотворения. Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Чистый понедельник»





А. И. Куприн. «Гранатовый браслет»





В. Г. Короленко. Рассказы «Без языка», «Река играет», «Парадокс»





8

Итоговое повторение

2





Итого:

70

2

2

2


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

12 класс (2 ч. в неделю, всего 68 ч.)


раздела

Раздел программы

Количе ство часов

В т.ч.

формы контроля


Анализ текста

Сочинение

Зачет

1

Введение. История XX в. и судьбы искусства. Русская литература XX в. в контексте мировой культуры

1




2

Литература 20—30-х годов XX века.

Судьба русской литературы в годы исторических потрясений (обзор)

19



1

Советская литература и социалистический реализм





М. М. Зощенко. Рассказы





И. Ильф и Е. Петров. «Двенадцать стульев», «Золотой теленок»





А. А. Фадеев. «Разгром»





А. А. Ахматова. «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля». Поэма «Реквием»





Б. Л. Пастернак. «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всем мне хочется дойти…», «Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Любить иных — тяжелый крест...», «Никого не будет в доме...», «Сосны», «Иней», «Снег идет». Роман «Доктор Живаго» (обзор)





О. Э. Мандельштам. «Notre Dаmе», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город...» и др.





М. И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блок у» («Имя твое птица в руке...»), «Кто создан из камня...», «Тоска по родине...», «Москве», «Мне нравится, что вы больны не мной...» и др.





М. А. Булгаков. «Белая гвардия». «Мастер и Маргарита»





А. П. Платонов. «Котлован». «Возвращение»





М.Шолохов. «Тихий Дон»





В.В.Набоков. «Защита Лужина»






Зачет № 1 по разделу «Литература 20—30-х годов XX века»

2




3

Великая Отечественная война в литературе (обзор)

11


1


Лирика военных лет (Н. Тихонов, М. Исаковский, А. Сурков, К. Симонов, А. Тарковский, Е. Винокуров, С. Гудзенко, Ю. Друнина, Н. Старшинов, П. Антокольский, О. Берггольц, К. Ваншенкин и др.).





А. Фадеев. «Молодая гвардия»





Э. Казакевич. «Звезда»





Ю. Бондарев. «Горячий снег»





В. Кондратьев. «Сашка»





К. Воробьев. «Убиты под Москвой»





В.В.Быков. «Сотников»





4

Литература второй половины XX — начала XXI века

15

1

1

1

Новые тенденции развития литературы. Тематика и проблематика литературных произведений. Обзор





А. Т. Твардовский. «Вся суть в одном единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «К обидам горьким собственной персоны...» и др. Поэма «За далью — даль»





А. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (главы)





Ф. А. Абрамов. «Поездка в прошлое»





В.М. Шукшин. «Срезал», «Забуксовал», «Чудик», «Верую», «Крепкий мужик»





В. П. Астафьев. «Печальный детектив»





В. Г. Распутин. «Прощание с Матерой»






Зачет № 2 по разделу «Литература второй половины XX — начала XXI века»

2




5

Зарубежная литература второй половины XX — начала XXI века (обзор)

3




Э. Хемингуэй. Повесть «Старик и море»





У. С. Моэм. «Театр», «Луна и грош». Проза и публицистика





6

Русская литература 90-х годов XX — начала XXI века (обзор)

13

1



Постмодернизм. Идея множественности трактовок литературного произведения





В. Токарева. «Я есть. Ты есть. Он есть»





Л.С. Петрушевская. «Время ночь», «По дороге бога Эроса», «Тайна дома»





В. Распутин. «Дочь Ивана, мать Ивана»





Б.П. Екимов. Рассказы  «Как рассказать...», «Старые люди», «Не ругай меня», «Ночные беседы», «Ночь исцеления» и др.





Т. Толстая. «На золотом крыльце сидели». «Кысь»





Л.Е. Улицкая. Рассказы, повесть «Сонечка»





З. Прилепин. «Книгочет»





Поэзия начала XXI в. Новизна и гармония поэзии. Обзор





7

Итоговое повторение

2





Итого:

68

2

2

2







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!