СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература» в 6 классе Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников. Личностные результаты: • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учѐтом устойчивых познавательных интересов;

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 6 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лямбирская средняя общеобразовательная школа №1»

Утверждена

Приказом по школе №

от « » августа 2021 года

Директор МОУ


___________________ //Базеев О.В./

Рассмотрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин

Протокол № 1 от « » августа 2021 г.

Руководитель кафедры


_____________________ /Агеева Г.Х./

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ

«ЛИТЕРАТУРА»




6 класс

Рабочая программа разработана на основе авторской программы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, Н. В. Беляева по литературе к линии УМК «Литература» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной. /М.: «Просвещение», 2014/







Программа разработана:

Батеряковой Н.Ш.,

учителем русского языка и литературы












2021-2022 учебный год





Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература» в 6 классе


Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии

с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• смысловое чтение;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.





Содержание программы


1. Введение 1 час

Художественное произведение. Содержание и фор­ма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

2. Устное народное творчество 4 часа

  • Обрядовый фольклор. Проект

Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение об­рядового фольклора.

  • Пословицы и поговорки. Проект

  • Загадкималые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Крат­кость и простота, меткость и выразительность. Многооб­разие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и пого­ворок. Афористичность загадок.

* Обрядовый фольклор мордвы и татар. Проект

Теория литературы. Обрядовый фольклор (на­чальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Развитие речи. Урок-посиделки «Русский фольклор».

3. Из древнерусской литературы 1 час

  • Русская летопись. «Повесть временных лет», «Сказание о белгород­ском киселе».

Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие пред­ставлений).

4. Из литературы XVIII века 1 час

  • Русские басни (1 ч.) Иван Иванович Дмитриев.

Рассказ о баснописце.

«Муха». Противопоставление труда и безделья. При­своение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллего­рия, иносказание (развитие понятий).

5. Из русской литературы XIX века 48 часов

  • Иван Андреевич Крылов. (4 ч.)

Краткий рассказ о писа­теле-баснописце. Самообразование поэта.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соло­вей». Крылов о равном участии власти и народа в до­стижении общественного блага. Басня «Ларчик» — при­мер критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» — комическое изоб­ражение невежественного судьи, глухого к произведе­ниям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (разви­тие представлений).

Развитие речи. Конкурс инсценированной басни

  • Александр Сергеевич Пушкин. (14 ч.)

Краткий рассказ о поэте.

Лицейские годы. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народ­но-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей при­роды. Роль антитезы в композиции произведения. Ин­тонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности сти­хотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зим­него пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), наве­вающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, неж­ности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымыш­ленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Па­родирование романтических тем и мотивов. Лицо и ма­ска. Роль случая в композиции повести.

«Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным. Мастерство композиции и пове­ствования: три выстрела и три рассказа о них, передан­ные разными лицами и в разном освещении. Эпилог по­вести (из двух повестей изучается одна по выбору учителя и учащихся).

«Дубровский». Изображение русского барства. Дуб­ровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к ге­роям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, компо­зиция (развитие понятий). Стихотворное послание (на­чальные представления).

Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Зимняя дорога». Тема дороги в лирике Пушкина

Урок развития речи. Двусложные размеры стиха.

Контрольная работа № 1 по роману А.С. Пушкина «Дубровский».

Внеклассное чтение. «Повести Белкина»


  • Михаил Юрьевич Лермонтов. (6 ч.)

Краткий рассказ о поэте.

Ученические годы поэта. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэ­та-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравне­ния как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три паль­мы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особен­ности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интона­ция (начальные представления).

Урок развития речи. Трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха.

Контрольная работа № 2 по лирике М.Ю. Лермонтова.

  • Иван Сергеевич Тургенев. (4 ч.)

Краткий рассказ о писа­теле.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьян­ским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духов­ный мир. Пытливость, любознательность, впечатлитель­ность. Роль картин природы в рассказе.

Внеклассное чтение. И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч» и другие рассказы из «Записок охотника».

Федор Иванович Тютчев. (3 ч.) Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...».

Передача сложных, переходных состояний природы, за­печатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных дета­лей в изображении природы. «Листья» — символ крат­кой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставле­ние судеб человека и коршуна: свободный полет коршу­на и земная обреченность человека.

  • Афанасий Афанасьевич Фет. (4 ч.)

Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку за­весила...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у ду­ба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаи­модействие тем природы и любви. Природа как естест­венный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтиче­ской речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (разви­тие понятия).

Развитие речи. Ф. И. Тютчев. А. А. Фет. Лирика. Подготовка к домашнему анализу лирики Ф. И. Тютчева и А. А. Фета


  • Николай Алексеевич Некрасов. (3 ч.)

Краткий рассказ о жизни поэта. Историческая поэма «Дедушка». Изображение де­кабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценно­стей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастиче­ских картин. Диалог-спор. Значение риторических во­просов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (за­крепление понятия). Диалог. Строфа (начальные пред­ставления).

Контрольная работа № 3 по творчеству И. С. Тургенева, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н.А. Некрасова


  • Николай Семенович Лесков. (4 ч.)

Краткий рассказ о пи­сателе. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолю­бие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царски­ми чиновниками. Особенности языка произведения. Ко­мический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повество­вания (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Развитие речи. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос по сказу Н.С. Лескова «Левша».

Урок внеклассного чтения. Н. С. Лесков. «Человек на часах».


  • Антон Павлович Чехов. (3 ч.)

Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмо­ра. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицеме­рия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Внеклассное чтение. А. П. Чехов. Рассказы Антоши Чехонте. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и др.

  • Родная природа в стихотворениях русских поэтов (3 ч.)

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «По­смотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна!\ Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихо­творениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литерату­ры (развитие представления).

6. Из русской литературы XX века 26 часов

  • А. И. Куприн. (2 ч.)

«Чудесный доктор». Краткий рассказ о пи­сателе. Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Герой и его прототип Н. И. Пирогов. Тема служения людям. Смысл названия рассказа. Понятие о рождественском рассказе.

  • Александр Степанович Грин. (2 ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтиче­ская мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

  • Андрей Платонович Платонов. (2 ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Внеклассное чтение. А. П. Платонов. Рассказы «Цветок на земле», «Корова» и др.

  • Произведения о Великой Отечественной войне (2 ч.)

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дорог Смоленщины...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павши на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытании.

* Мордовские поэты о войне. Проект

  • Виктор Петрович Астафьев. (3 ч.)

Краткий рассказ о пи­сателе. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жиз­ни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравствен­ные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность геро­ев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.

Развитие речи. В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос

  • Валентин Григорьевич Распутин. (3 ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести труд­ностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы,} ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

  • Писатели улыбаются.

Василий Макарович Шукшин. (2 ч.) Слово о писателе. Рассказы: «Срезал» и «Критики». Особенности шук­шинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведни­ков. Человеческая открытость миру как синоним неза­щищенности. Образ «странного» героя в литературе.

Внеклассное чтение. В. М. Шукшин. «Чудик». «Срезал».

  • Фазиль Искандер. (3 ч.)

Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Развитие речи. Классное (домашнее) сочинение по произведениям В. Г. Распутина, В. П. Астафьева, Ф. А. Искандера (по выбору)


  • Родная природа в русской поэзии XX века (5 ч.)

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за ок­ном...»;

С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «По­роша»;

А. Ахматова. «Перед весной бывают дни та­кие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным со­стоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Внеклассное чтение. Н. М. Рубцов. «Листья осенние», «В горнице»

Развитие речи. Урок-праздник. Родная природа в лирике русских поэтов XIX и XX веков

Развитие речи. Классное (домашнее) сочинение по произведениям русских поэтов XIX и XX веков о родине и родной природе


  • Из литературы народов России. (Обзор) 2 ч.

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. _ Стихотворения: «Родная деревня», «Книга». Лю-| бовь к своей малой родине и к своему родному фаю, верность обычаям, своей семье, традициям своего на­рода. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из от­рад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «ра­достная душа».

К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…». Слово о балкарском поэте. Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Поэтический образ родины. Тема бессмертия народа. Народ и его язык. Поэт – вечный должник

своего народа

Мордовская литература

Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэтов. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего на­рода.

Теория литературы. Общечеловеческое и на­циональное в литературе разных народов.

7. Из зарубежной литературы 17 ч.

  • Мифы народов мира. Мифы Древней Греции. (3 ч.)

Подвиги Геракла (в пере­ложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Внеклассное чтение. Древнегреческие мифы


  • Геродот. (1 ч.) «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

  • Гомер. (3 ч.)

Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Или­ада» как эпические поэмы. Изображение героев и ге­роические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одис­сей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На ост­рове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о герои­ческих подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Внеклассное чтение. Гомер. «Одиссея».


Произведения зарубежных писателей

  • Мигель Сервантес Сааведра. (4 ч.)

Рассказ о писателе. Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живу­щий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобожде­ние от искусственных ценностей и приобщение к истин­но народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)

  • Фридрих Шиллер. (1 ч.)

Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесче­ловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награ­ду и защищающий личное достоинство и честь.

  • Проспер Мериме. (2 ч.)

Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жиз­ни и исторически сложившихся устоев над цивилизо­ванной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

  • Антуан де Сент-Экзюпери. (3 ч.)

Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и муд­рая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая цен­ность. Утверждение всечеловеческих истин.

Внеклассное чтение. «Маленький принц»

Теория литературы. Притча (начальные пред­ставления).

8. Итоговое тестирование (2 ч.).

Контрольная работа № Выявление уровня литературного развития учащихся. Письменный

ответ на проблемный вопрос. Выполнение тестовых заданий

Заключительный урок (1 ч.).

















































Тематическое планирование учебного предмета «Литература - 6 класс»


Промежуточная аттестация проводится согласно Положению о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся в МОУ «Лямбирская СОШ № 1»



п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Внеклассное чтение

Контрольная работа, ч.

Развитие речи

1

Введение. Художественная литература.


1




2

Устное народное творчество.


4




3

Из древнерусской литературы

1




4

Из литературы XVIII века

1




5

Из литературы XIX века

48




6

Из литературы XX века

27




7

Из зарубежной литературы

17




8

Итоговые

3





ИТОГО

102



Творческие работы входят в «Развитие речи»





















Календарно-тематическое планирование «Литература - 6»



урока


Тема урока

Количество часов

Дата по плану

Дата фактич.

Примечание

Вводный

1.

Художественное произведение. Содержание и форма.





Устное народное творчество

2.

Обрядовый фольклор. Проектная работа





3.

Пословицы и поговорки. Мини-проект





4.

Загадки. Мини-проект





5.

Развитие речи. Урок-посиделки «Русский фольклор».

Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос.

Составление плана ответов на проблемные вопросы:

1. В чём красота и мудрость русских обрядов?

2. Почему пословицы и поговорки называют зёрнами народной мудрости?

3. Какие образы загадок являются основой для их иносказательного смысла?

Устный монологический ответ по плану.





Из древнерусской литературы

6

Из «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел в летописи.





Из литературы XVIII века

7

Русские басни. И.И. Дмитриев «Муха». Краткий рассказ о баснописце. «Муха»: противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.





Из литературы XIX века

8

И.А. Крылов. Басня «Осёл и Соловей». Краткий рассказ о баснописце. Роль самообразования в формировании его личности. Комическое изображение невежественного судьи.





9.

Басни И.А. Крылова. «Листы и Корни», «Ларчик». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага.





10

И. А. Крылов «Ларчик». Осуждение человеческих пороков в басне. Критика мнимой «механики мудреца» и неумелого хвастуна.





11

Развитие речи. Конкурс инсценированной басни





12.

А. С. Пушкин. «И. И. Пущину». Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. Дружба Пушкина и Пущина. Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях. «Чувства добрые» в стихотворении. Жанр стихотворного послания, его художественные особенности.





13.

А. С. Пушкин. «Узник». «Узник» как выражение

вольнолюбивых устремлений поэта. Антитезы в стихотворении. Народно-поэтический колорит стихотворения.





14.

А. С. Пушкин. «Зимнее утро». Мотив единства

красоты человека, природы и жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции стихотворения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.





15.

Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Зимняя дорога». Тема дороги в лирике Пушкина





16

Урок развития речи. Двусложные размеры стиха.





17

А. С. Пушкин. «Дубровский»: Дубровский-старший и Троекуров. История создания романа. Картины жизни русского барства. Троекуров и его крепостные. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова. Характеры помещиков.





18.

«Дубровский»: бунт крестьян. Причины и следствия бунта крестьян. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Роль эпизода в романе.





19.

«Дубровский»: история любви. Романтическая

история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям.





20.

«Дубровский»: протест Владимира Дубровского. Образ Владимира Дубровского. Его протест против беззакония и несправедливости





21.

«Дубровский»: композиция романа. Развитие

понятия о композиции литературного произведения. Роль композиционных элементов в

понимании произведения, в выражении авторской позиции





22

23

Контрольная работа № 1 по роману А.С. Пушкина «Дубровский».

Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов

Написание классного сочинения.

2




24

А. С. Пушкин. «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка»: сюжет и герои. Понятие о книге (цикле) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём. Особенности сюжета и система героев повести.





25

«Барышня-крестьянка»: особенности композиции повести. Приём антитезы в сюжетно-композиционной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. «Лицо» и «маска» героев. Роль случая в композиции повести





26

Внеклассное чтение. «Повести Белкина»: проблемы и герои. Сюжеты

и герои «Повестей Белкина». Автор и рассказчик.





27

М. Ю. Лермонтов. «Тучи». Краткий рассказ о поэте (детство, ученические годы, начало творчества). Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Понятие о поэтической интонации.





28

М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Нарушение красоты и гармонии человека с миром. Развитие представлений о балладе.





29

М. Ю. Лермонтов. «Листок». Антитеза как основной композиционный приём стихотворения. Тема одиночества и изгнанничества.





30

М. Ю. Лермонтов. «Утёс», «На севере диком стоит одиноко…». Лирические персонажи стихотворений и их символический характер. Особенности выражения темы одиночества.





31

Урок развития речи. М. Ю. Лермонтов. Лирика

Трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха. Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М. Ю. Лермонтова





32

Контрольная работа № 2 по лирике М.Ю. Лермонтова. Написание классного сочинения на тему «Как выражается мотив одиночества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «…»?»





33

И. С. Тургенев. «Бежин луг»: образы автора и рассказчика. Образ автора, его сочувственное отношение к крестьянским детям. Образ рассказчика.





34

«Бежин луг»: образы крестьянских детей. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Развитие представлений о портретной характеристике персонажей





35

«Бежин луг»: картины природы. Роль картин природы в рассказе. Развитие представлений о пейзаже в литературном произведении





36

Внеклассное чтение. И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч» и другие рассказы из «Записок охотника». Сюжеты и герои «Записок охотника». Мастерство автора в изображении портретных и

пейзажных элементов композиции рассказов





37

Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело…». Краткий рассказ о поэте (детство, начало литературной деятельности). Передача сложных, переходных состояний природы, созвучных противоречивым чувствам в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей.





38

Ф. И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся…». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека. Роль антитезы в стихотворении. Романсы на стихи Ф. И. Тютчева.





39

Ф. И. Тютчев. «Листья». Динамические картины природы. Передача сложных, переходных состояний природы. Листья как символ краткой, но яркой жизни.





40

А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Краткий рассказ о поэте (детство, начало литературной деятельности). Особенности

изображения природы. Жизнеутверждающее начало. Природа как воплощение прекрасного.

Эстетизация конкретной детали.





41

А. А. Фет «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Развитие понятия о пейзажной лирике.





42

А. А. Фет. «Учись у них – у дуба, у берёзы…». Природа как естественный мир истинной красоты, как мерило нравственности. Гармоничность и музыкальность поэтической речи. Краски и звуки в пейзажной лирике. Развитие понятия о звукописи.





43

Развитие речи. Ф. И. Тютчев. А. А. Фет. Лирика.

Подготовка к домашнему анализу лирики Ф. И. Тютчева и А. А. Фета





44

Н. А. Некрасов. «Железная дорога»: автор и народ. Краткий рассказ о поэте (детство, начало литературной деятельности). Картины подневольного труда. Величие народа – созидателя материальных и духовных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа.





45

Н. А. Некрасов. «Железная дорога»: своеобразие композиции стихотворения. Значение эпиграфа, роль пейзажа, сочетание реальных и фантастических картин, диалог-спор. Значение риторических вопросов. Начальные представления о строфе.





46

Контрольная работа № 3 по творчеству И. С. Тургенева, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Некрасова





47

Н. С. Лесков. «Левша»: народ и власть. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). Развитие понятия о сказе. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талант, патриотизм. Изображение представителей

царской власти в сказе. Бесправие народа. Авторское отношение к героям





48

«Левша»: язык сказа. Понятие об иронии. Особенности языка сказа: комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией





49

Развитие речи. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос по сказу Н.С. Лескова «Левша».





50

Урок внеклассного чтения. Н. С. Лесков. «Человек на часах». Сюжет и герои рассказа. Нравственные проблемы в рассказе и пути их решения





51

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»: герои рассказа. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). Система образов рассказа. Разоблачение лицемерия в рассказе





52

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»: источники комического в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источники юмора. Развитие понятия о комическом и комической ситуации





53

Внеклассное чтение. А. П. Чехов. Рассказы Антоши Чехонте. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и др. Сюжеты и герои. Способы выражения комического





54

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я. П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри — какая мгла…». Краткий рассказ о поэте. Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Лирика как род литературы.





55

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Е. А. Баратынский. «Весна, весна!..», «Чудный град…». А. К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Пейзажная лирика как жанр. Художественные средства, передающие различные состояния природы и человека в пейзажной лирике.





56

Романсы на стихи русских поэтов. А. С. Пушкин.

«Зимний вечер»; М. Ю. Лермонтов. «Парус»; Ф. И. Тютчев. «Ещё в полях белеет снег…». Подготовка к сочинению. Воплощение настроения стихотворений в музыке. Романсы в актёрском исполнении Знакомство с созвучными стихам полотнами русских художников





Из русской литературы XX века

57

А. И. Куприн. «Чудесный доктор»: герой и прототип. Краткий рассказ о писателе. Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Герой и его прототип Н. И. Пирогов





58

«Чудесный доктор» как рождественский рассказ. Тема служения людям. Смысл названия рассказа. Понятие о рождественском рассказе





59

А. С. Грин. «Алые паруса»: мечта и действительность. Краткий рассказ о писателе. Понятие о жанре феерии. Жестокая реальность и романтическая мечта. Образ Лонгрена. Жители Каперны. Победа романтической мечты над реальностью жизни.





60

«Алые паруса»: Ассоль и Грей. Душевная чистота

главных героев. Авторская позиция в произведении





61

А. П. Платонов. «Неизвестный цветок»: образы-символы в сказке. Краткий рассказ о писателе. Прекрасное вокруг нас. Символическое содержание пейзажных образов. Развитие понятия об образе-символе.





62

Внеклассное чтение. А. П. Платонов. Рассказы «Цветок на земле», «Корова» и др. Сюжеты и герои рассказов. «Ни на кого не похожие» герои А. П. Платонова. Их внутренний мир, доброта и милосердие





63

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Краткий рассказ о поэте-фронтовике. Трудные солдатские будни. Скорбная память о павших на полях сражений.

Своеобразие образа родины и чувство любви к ней, ответственности за неё в годы жестоких испытаний. Образ русского народа.





64

Д. С. Самойлов. «Сороковые». Краткий рассказ о поэте-фронтовике. Образы и картины военного времени. Антитеза молодости и войны. Звукописные образы.





65

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»: сюжет и герои. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). Изображение жизни и быта сибирской деревни в предвоенные годы. Яркость и самобытность героев рассказа





66

«Конь с розовой гривой»: проблематика рассказа, речь героев. Нравственные проблемы рассказа: честность, доброта, понятие долга. Особенности использования народной речи. Юмор. Речевая характеристика героев. Герой- повествователь





67

Развитие речи. В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос





68

В. Г. Распутин. «Уроки французского»: трудности послевоенного времени. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). Отражение в повести трудностей военного

времени. Герой рассказа и его сверстники.





69

«Уроки французского»: стойкость главного героя.

Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою





70

В.Г. Распутин. «Уроки французского»: учительница Лидия Михайловна. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика рассказа. Развитие понятий о рассказе и сюжете. Герой-повествователь





71

В. М. Шукшин. «Критики»: образ «странного» героя. Краткий рассказ о писателе. Образ «странного» героя в рассказе. Человеческая

открытость миру как синоним незащищённости. Особенности героев-«чудиков», правдоискателей, праведников





72

Внеклассное чтение. В. М. Шукшин. «Чудик». «Срезал». Образы «странных» героев. Их открытость миру, стремление принести людям радость, наивность, детский взгляд на мир. Подготовка к письменному ответу на

проблемный вопрос.





73

Ф. И. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»: школа, учитель, ученики. Краткий рассказ о писателе. Влияние учителя на формирование детского характера. Образ учителя и его воспитанников. Картины школьной

жизни





74

«Тринадцатый подвиг Геракла»: юмор в рассказе. Развитие понятия о юморе. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека. Роль юмористических образов и картин в рассказе





75

Развитие речи. Классное (домашнее) сочинение по произведениям В. Г. Распутина, В. П. Астафьева, Ф. А. Искандера (по выбору)





76

Родная природа в русской поэзии ХХ века. А. А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Краткий рассказ о поэте. Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических

образов.





77

С. А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Краткий рассказ о поэте. Чувство любви к родной природе и родине. Способы выражения чувств в лирике С. А. Есенина.





78

А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». Краткий рассказ о поэте. Поэтизация родной природы. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирической героини





79

Н. М. Рубцов. «Звезда полей»: родина, страна, Вселенная. Краткий рассказ о поэте. Образы и картины стихотворения. Тема родины в стихотворении. Ритмика и мелодика стихотворения.






Внеклассное чтение. Н. М. Рубцов. «Листья осенние», «В горнице»: человек и природа. Человек и природа в «тихой» лирике поэта. Отличительные черты характера лирического героя. Развитие представлений о лирическом герое





80

Развитие речи. Урок-праздник. Родная природа в лирике русских поэтов XIX и XX веков






Развитие речи. Классное (домашнее) сочинение по произведениям русских поэтов XIX и XX веков о родине и родной природе





81

Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга». Слово о татарском поэте. Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека – «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа»





82

К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…». Слово о балкарском поэте. Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Поэтический образ родины. Тема бессмертия народа. Народ и его язык. Поэт – вечный должник

своего народа





Из зарубежной литературы

83

Мифы народов мира. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия». Понятие о мифе





84

Подвиги Геракла: воля богов – ум и отвага героя. «Яблоки Гесперид» и другие подвиги Геракла. Отличие мифа от сказки





85

Внеклассное чтение. Древнегреческие мифы






86

Геродот. «Легенда об Арионе». Слово о писателе и историке. Жизненные испытания Ариона и его чудесное спасение. Воплощение мифологического сюжета в стихотворении А. С. Пушкина «Арион»





87

Гомер. «Илиада» как героическая эпическая поэма. Краткий рассказ о Гомере. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Понятие о героическом эпосе





88

Гомер. «Одиссея» как героическая эпическая поэма. Стихия Одиссея – борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. На острове циклопов. Полифем. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея





89

Внеклассное чтение. Гомер. «Одиссея». «Одиссея» – песня о героических подвигах, мужественных героях. Одиссей и сирены. Расправа над женихами Пенелопы. Одиссей – мудрый правитель, любящий муж и отец





90

М. Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»: жизнь героя в воображаемом мире. Слово о писателе. Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём.

Сражение с ветряными мельницами





91

«Дон Кихот»: пародия на рыцарские романы.

Образ Дульсинеи Тобосской. Понятие о пародии. Пародийные образы и ситуации в романе





92

«Дон Кихот»: нравственный смысл романа. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Образ Санчо Пансы





93

«Дон Кихот»: «вечные образы» в искусстве. Понятие о «вечных образах» в искусстве. Дон Кихот как «вечный образ» мировой литературы. Мастерство Сервантеса-романиста





94

Ф. Шиллер. «Перчатка»: проблемы благородства, достоинства и чести. Краткий рассказ о писателе.

Понятие о рыцарской балладе. Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Образ рыцаря, защищающего личное достоинство и честь. Переводы баллады.





95

П. Мериме. «Маттео Фальконе»: природа и цивилизация. Краткий рассказ о писателе. Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной жизнью с её порочными нравами. Понятие о новелле





96

«Маттео Фальконе»: отец и сын Фальконе, проблемы чести и предательства. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение. Образы Маттео Фальконе и его сына. Драматический пафос новеллы





97

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»: дети и взрослые. Краткий рассказ о писателе. Мечта о естественном отношении к вещам и людям.





98

«Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц его друзья и враги. Понятие о притче





99

Внеклассное чтение. «Маленький принц»: вечные истины в сказке. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение общечеловеческих истин. Черты философской сказки и мудрой притчи





100

101

Контрольная работа № Выявление уровня литературного развития учащихся. Письменный

ответ на проблемный вопрос. Выполнение тестовых заданий





102

Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Задания для летнего чтения









Скачать

© 2021 119 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!