СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе (8 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе (8 класс)»




АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА РУБЦОВСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Гимназия № 11»

Рассмотрено на заседании МО учителей русского языка и литературы

Протокол № _1__ от 27.08.2020г.

Руководитель МО

_______Кириченко И.Л.


Согласовано

Зам.директора по УВР
_______ Андреева Л.А.


Утверждаю

Директор МБОУ «Гимназия №11

____________А.В.Мартинюк


Приказ № 166 от 27.08.2020г.




Рабочая программа

основного общего образования

по литературе

русский язык и литература

предметная область


в 8 А, Б, В, Г классах

на 2020 – 2021 учебный год



разработана на основе

Беляевой Н.В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Н.В.Беляева. – М.: Просвещение, 2014; авторской программы по литературе для 5 – 9 классов: В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин и др. Литература.














Составитель: Быкова Юлия Асаф кызы, учитель русского языка и литературы,

первая категория






Рубцовск, 2020

Учебно-тематическое планирование

по литературе

Класс 8 А, Б, В, Г

Учитель Быкова Юлия Асаф кызы


Количество часов: на год 70 часов, в неделю 2 часа;

I полугод.- 32 часа

II полугод.- 38 часов


Из них: контрольных работ

I полугод. - 0

II полугод. - 3

развитие речи - 8 часов

I полугод. - 4 часа

II полугод. - 4 часа

внеклассное чтение - 8 часов

I полугод. - 2

II полугод. - 6 часов



















Учебники: Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях /В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение,2011






Пояснительная записка

Нормативные документы и методические материалы

Рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом № 1897 Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года;

- Примерной программы основного общего образования. Литература. - М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения);

- Приказа Министерства образования и науки РФ № 253 от 31 марта 2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего образования»;

- Приказ № 1677 от 29.12.2016 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018г. №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию пр реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

=Изменения, которые вносятся в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018г. №345;

- Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5 – 9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2014;

- Беляева Н.В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ Н.В. Беляева. – М.: Просвещение, 2017

- Основной образовательной программы ООО МБОУ «Гимназия № 11», утвержденной приказом директора № 25 от 26.02.2018г.;

- Учебного плана МБОУ « Гимназия № 11» на 2019 -2020 учебный год;

- Положения о рабочей программе МБОУ «Гимназия № 11», утвержденного приказом директора № 54/3 от 05.05.2016г.


Концепция.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.




Количество часов, отводимых на изучение данного курса, число часов в неделю

По учебному плану на изучение предмета литература отведено 70 часов, 2 часа в неделю.


Индивидуальные особенности учащихся: рабочая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей обучающихся 8-х классов. Это коллективы учащихся в большинстве высоко мотивированных, с высокой самооценкой, они активно работают на уроке, способны анализировать, выстраивать убедительный монолог; есть небольшая часть учащихся, которые систематически не читают художественную литературу, речь их бедна, однообразна.


Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1. Воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

3. Освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

4. Овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.


Задачи курса литературы класса:

- развивать у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- формировать первоначальные умения анализа произведения с целью углубления восприятия и осознания идейно- художественной специфики изучаемого произведения;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры;

- расширять кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.


Общая характеристика организации учебного процесса:


Технологии обучения:

Технологии обучения:

- технология развития критического мышления,

- игровые технологии,

- технологии творческих мастерских построения знаний,

- уровневая дифференциация, - проблемное обучение,

- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава),

- проектная технология;

- информационно- коммуникационные технологии.


Методы обучения: а) словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.); б) наглядные методы (показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске.).


Формы организации образовательного процесса:

  • урок-консультация

  • урок-практическая работа

  • уроки-соревнования

  • уроки с групповыми формами работы

  • уроки-конкурсы

  • уроки-диалоги

  • интегрированные уроки


Средства обучения: мультимедийные средства, компакт-диски, интерактивная доска, ЦОРы .


Виды контроля: текущий, тематический, промежуточный.


Формы контроля: устный опрос, письменный опрос, тестирование, фронтальный опрос, защита проекта, сочинение, беседа, индивидуальные сообщения, лексические диктанты, викторины, диагностика.


Планируемые результаты:

Личностные результаты

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8)  формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.


Предметные результаты:

1) понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

2) понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

3) умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

4) определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

5) приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;

6) формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;

7) собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

8) понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

9) восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

10) умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

11) написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

12) понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

13) понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


Содержание учебного курса литературы 8 класс (70ч)

Введение

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тёмная...», «Вдоль по улице метелица метёт...», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. «Говорящие» фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Фёдорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка

дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачёва» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачёва») и поправка Николая I («История пугачёвского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачёв и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин). История создания романа. Пугачёв в историческом труде А. С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

Роман «Капитанская дочка». Пётр Гринёв — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачёва».

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «всё дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской поэзии (начальные представления).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе).

Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на со-временные писателю порядки. Ирония писателя - гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы в русской литературе XIX века (обзор)

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...»; М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рас-сказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, её современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачёв». Поэма на историческую тему. Характер Пугачёва. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушки-на, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелёв. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом“ (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». (Для самостоятельного чтения.) Сатира и юмор в рассказах.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Тёркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения роди-не. Новаторский характер Василия Тёркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция по- эмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов (обзор)

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отчественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о родине, родной природе (обзор) И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими родине: Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов Русского зарубежья о родине.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонеты «Её глаза на звёзды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. Те о р и я л и т е р а т у р ы. Классицизм. Комедия (развитие понятий).

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображённая «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Исторический роман (развитие представлений).


Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 А, Б, В, Г классах

урока

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Дата проведения

план

факт


Введение.

1



1

Русская литература и история.

1

01.09.2020

01.09.2020


Устное народное творчество.

2



2

В мире русской народной песни. (Лирические, исторические песни).

1

03.09

03.09

3

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

1

08.09

08.09


Из древнерусской литературы

2



4

«Житие Александра Невского» (фрагменты).

1

10.09

10.09

5

«Шемякин суд» как сатирическое произведение ХVII века.

1

15.09

15.09


Из русской литературы XVIII века

3



6

Д.И. Фонвизин. «Недоросль»: социальная и нравственная проблематика комедии.

1

17.09

17.09

7

Д.И. Фонвизин. «Недоросль»: речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации..

1

22.09

22.09

8

Д.И. Фонвизин. «Недоросль»: подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов. Урок развития речи 1.

1

24.09

24.09


Из русской литературы XIX века

36



9

И.А. Крылов. «Обоз» - басня о войне 1812 года.

1

29.09

29.09

10

К.Ф. Рылеев. «Смерть Ермака» как романтическое произведение.

1

01.10

01.10

11

А.С.Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки). Урок внеклассного чтения 1.

1

06.10

13.10 08.10

12

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка» как реалистический исторический роман.

1

08.10

15.10 13.10

13

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного героя.

1

13.10

15.10 15.10

14

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»: система образов романа.

1

15.10

20.10 20.10

15

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»: нравственный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой. Женские образы в романе.

1

20.10

20.10 20.10

16

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»: образ предводителя народного восстания и его окружения.

1

22.10

22.10

конец 1 четверти

17

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»: особенности содержания и структуры романа

1

03.11

10.11

18

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Урок развития речи 2.

1

05.11

10.11

19

А.С.Пушкин. «19 октября», «Туча».

1

10.11

12.11

20

А.С. Пушкин. «К***» («Я помню чудное мгновенье») и другие стихотворения, посвященные темам любви и творчества. Урок внеклассного чтения 2.

1

12.11

12.11

21

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина.

1

17.11

17.11

22

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма.

1

19.11

19.11

23

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»: образ романтического героя.

1

24.11


24

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»: особенности композиции поэмы.

1

26.11


25

М.Ю. Лермонтова. «Мцыри». Урок развития речи 3.

1

01.12


26

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социально-историческая комедия.

1

03.12


27

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию.

1

08.12


28

Н.В. Гоголь. «Ревизор»: образ Хлестакова.

1

10.12


29

Н.В. Гоголь. «Ревизор»: сюжет и композиция комедии.

1

15.12


30

Н.В. Гоголь. «Ревизор». Урок развития речи 4.

1

17.12


31

Н.В. Гоголь «Шинель»: своеобразие реализации темы «маленького человека».

1

22.12


32

Н.В. Гоголь «Шинель» как «петербургский текст».

1

24.12


33

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова и Н.В.Гоголя.

1

12.01.2021


34

И.С.Тургенев «Певцы»: сюжет и герои, образ повествователя в рассказе. Урок внеклассного чтения 3.

1

14.01


35

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок): сюжет и герои.

1

19.01


36

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»: средства создания комического.

1

21.01


37

Н.С. Лесков. «Старый гений»: сюжет и герои.

1

26.01


38

Н.С. Лесков. «Старый гений»: проблематика и поэтика.

1

28.01


39

Л.Н.Толстой. «После бала»: проблемы и герои.

1

02.02


40

Л.Н. Толстой. «После бала»: особенности композиции и поэтика рассказа.

1

04.02


41

Контрольная работа по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.С.Лескова, Л.Н. Толстого.

1

09.02


42

Поэзия родной природы в русской литературе XIX века .Урок развития речи 5.

1

11.02


43

А.П. Чехов. «Человек в футляре». Урок внеклассного чтения 4.

1

16.02


44

А.П. Чехов. «О любви» (из трилогии).

1

18.02



Из русской литературы XX века

21



45

И.А.Бунин. «Кавказ»: лики любви.

1

23.02


46

А.И.Куприн. «Куст сирени»: история счастливой любви.

1

25.02


47

48

Урок-диспут «Поговорим о превратностях любви». Урок развития речи 6.


2

02.03

04.03


49

А.А.Блок. «На поле Куликовом», «Россия»: история и современность.

1

09.03


50

С.А.Есенин. «Пугачёв» как поэма на историческую тему.

1

11.03


51

Образ Емельяна Пугачёва в народных преданиях, произведениях Пушкина и Есенина. Урок развития речи 7.

1

16.03


52

И.С.Шмелёв. «Как я стал писателем»: путь к творчеству.

1

18.03


53

М.А.Осоргин. «Пенсне»: реальность и фантастика.

1

01.04


54

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки).

1

06.04


55

Н. Тэффи. «Жизнь и воротник» и другие рассказы. Урок внеклассного чтения 5.

1

08.04


56

М.Зощенко. «История болезни» и другие рассказы. Урок внеклассного чтения 6.

1

13.04


57

А.Т.Твардовский. «Василий Тёркин»: человек и война.

1

15.04


58

А.Т.Твардовский. «Василий Тёркин»: образ главного героя.

1

20.04


59

А.Т.Твардовский. «Василий Тёркин»: особенности композиция поэмы.

1

22.04


60

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

1

27.04


61

В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»: картины военного детства, образ главного героя.

1

29.04


62

В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Урок развития речи 8.

1

04.05


63

Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе (обзор).

1

06.05


64

Поэты Русского зарубежья о Родине.

1

11.05


65

Годовая контрольная работа.

1

13.05



Из зарубежной литературы

4



66

У.Шекспир. «Ромео и Джульетта».

1

18.05


67

Сонет как форма лирической поэзии.

1

20.05


68

Ж.-Б.Мольер «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен) (урок внеклассного чтения 7).

1

25.05


69

В.Скотт. «Айвенго». Урок внеклассного чтения 8.

1

27.05


70

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.

1

27.05



Итого

70











Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Обоснование УМК

Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе: Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5 – 9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2014.

Эту программу отличает последовательная система изучения произведений русской литературы по концентрической системе в 5-9 классах, четко прослеживается последовательное, системное обращение к изучению устного народного творчества, произведений древнерусской литературы, литературы ХVIII, ХIХ, ХХ вв. Каждый из курсов того или иного класса отвечает общей концепции программы — четкой систематизации изучения литературы в школе — и в то же время имеет определенный («свой») аспект. Учебник для 5 класса уделяет большее внимание книге, ее особенностям, построению, отношению к ней писателей. В разделе зарубежной литературы изучаются произведения, посвященные государственному устройству, истории дальних стран, с которыми перекликаются и произведения русской литературы, включенные в учебник-хрестоматию. 

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе осуществляется в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т.д. Эти особенности стали основополагающими при выборе авторской программы.


Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Для учителя

1. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5 – 9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2014.

2. Беляева Н.В. Проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010.

3.Беляева Н.В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Н.В. Беляева. – М.: Просвещение, 2014.

4. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В двух частях/ (В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин); под редакцией В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2011.

5. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 8 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций/ В.Я.Коровина. - М. Просвещение, 2014.

6. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс».



Для учащихся

  1. 4. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В двух частях/ (В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин); под редакцией В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2011.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Цифровые образовательные ресурсы

1.Единая Интернет-коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) www.school-collection.edu.ru.2.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru.3. Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» www.ict.edu.ru

4. Архив учебных программ и презентаций www.rusedu.ru.

5. Электронная версия журнала «Литература» издательского дома «Первое сентября» http://lit.1september.ru/urok/



Критерии оценки

(рассмотрены и утверждены на ШМО учителей русского языка и литературы, протокол № 1 от 30.08.2017г.)


В основу оценки сочинений по литературе положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

  • правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

  • точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка “5” ставится за сочинение:

  • глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

  • стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

  • написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.

Отметка “4” ставится за сочинение:

  • достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

  • логичное и последовательное изложение содержания;

  • написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:

  • в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

  • материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

  • обнаруживается владение основами письменной речи;

  • в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка “2” ставится за сочинение, которое:

  • не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

  • характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

  • отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка “1” ставится за сочинение:

  • совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

  • содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки “2”.

Как видно, отметка “1” является составляющей в пятибалльной системе оценивания знаний, но она носит в основном воспитывающий характер и используется в текущем контроле.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов оценки образовательных результатов учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

Критерии оценки: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа,4)…


Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения.

Лист корректировки

Учитель: Быкова Юлия Асаф кызы предмет: литература классы: 8 А,Б,В,Г

___1__четверть

По рабочей программе

Корректировка


Количество уроков по плану

Количество уроков по факту

Дата урока

Тема урока

Дата




8А, 8Г

Дата




8Б, В

Причина

коррекции

Способ коррекции



01.10

К.Ф. Рылеев. «Смерть Ермака» как романтическое произведение.

01.10

01.10





06.10

А.С.Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки). Урок внеклассного чтения 1.

13.10

08.10

Больничный лист

Перенос даты



08.10

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка» как реалистический исторический роман.

15.10

13.10

Больничный лист

8 а,8г Объединение тем


8б,8в

перенос дат



13.10

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного героя.

15.10

15.10

Пр.№

от

8 а,8г Объединение тем


8б,8в

перенос дат



15.10

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»: система образов романа.

20.10

20.10


Объединение тем



20.10

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»: нравственный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой. Женские образы в романе.

20.10

20.10


Объединение тем



































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!