СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа составлена по учебнику Меркина Г.С. и рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов за год).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе в 7 классе»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта;

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,1

- Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, 2

- Письма Минобрнауки России от 06.05.2013 г. № 08-535 «О формировании культуры работы со словарями в системе общего образования Российской Федерации»;

- Письма Минобрнауки России «О списках рекомендуемых произведений»3;

- авторской программы Г.С.Меркина, С.А.Зинина. Программа курса «Литература». 5-9 классы4;

- Основной образовательной программы основного общего образования муниципального образовательного учреждения МОУ Ишненская СОШ (с изменениями и дополнениями);

- в соответствии с методическим письмом «О преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных организациях Ярославской области в 2019/2020 учебном году»5

и ориентирована на использование учебника «Литература» 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений6.


Цели и задачи программы соответствуют целям и задачам по литературе Основной образовательной программы ООО муниципального образовательного учреждения МОУ Ишненская СОШ.


Изменения, внесенные в рабочую программу

В соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе в

рабочую программу (по сравнению с программой Г.С. Меркина) внесены изменения:

- добавлен материал по родной литературе;

- несколько перераспределено количество часов на изучение некоторых произведений в связи с тем, что:

а) введен раздел «Литература народов России», который представлен стихотворениями Г. Тукая, К.Ш. Кулиева и Р.Г. Гамзатова (1 ч.);

б) введены заключительные уроки контролирующего характера (2 ч.) для проведения итоговой контрольной работы за курс 7 класса и

конференции по теме «Русская и зарубежная проза» (представлена произведениями из обязательных списков «В», «С» (рассматриваются обзорно).


Место предмета в учебном плане: согласно Базисному учебному плану основной образовательной программы школы на изучение предмета «Литература» в 7 классе отводится 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю.


Рабочая программа для 7 класса содержит:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета;

2) содержание учебного предмета;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Обучающиеся 7 класса научатся:


Обучающиеся 7 класса получат возможность научиться:


  • пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

  • оценивать систему персонажей;

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; выявлять особенности языка и стиля писателя;

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

  • объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;

  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к анализу текста;

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (на своем уровне);

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (на своем уровне); вести учебные дискуссии;

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (на своем уровне);

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (на своем уровне);

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (на своем уровне).


  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

  • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, проект).

Региональное содержание планируемых результатов:

учащиеся 7 класса получат возможность:

  • узнать имена писателей и поэтов, чьи биографические страницы связаны с литературными страницами Ярославского края;

  • иметь представление о литературной карте своего края

(см. раздел «Родная литература»)


Предметные результаты7:

  1. сформированность понятий о нормах русского литературного языка (родного языка) и применение знаний о них в речевой практике;

  2. сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения, а также навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции;

  3. сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.






СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Введение (1 ч.)

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество, творческая история произведения.

Г. Тукай. Стихотворение «Книга». Описание душевного состояния, которое рождает прочтение книги. Книга как «отрада из отрад», «путеводная звезда», к которой можно обратиться всегда: и в минуту радости, и в минуту горя. Основные поэтические образы. Тема и идея стихотворения.


Из устного народного творчества (4 ч.)

Былины (2 ч.)

«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К.Толстой «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Краеведение

Легенды и предания о народных заступниках края (Алеша Попович – былинный богатырь Ростовской земли).


Русские народные песни (2 часа)

Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут»); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лиро-эпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в фольклорной песне.


Из древнерусской литературы (2 часа)

Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего…»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности.


Из русской литературы XVIII века (6 ч.)

М.В. Ломоносов (2 часа)

Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (отрывок), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория «трех штилей» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.


Г.Р. Державин (1 ч.)

Биография Г.Р. Державина (по страницам книги В.Ф. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти. Сопоставление стихотворного переложения 81 псалма с оригиналом.



Д.И. Фонвизин (3 ч.)

Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Драма как литературный род. Жанр комедии Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя. Авторские средства раскрытия характеров: «говорящие» фамилии и имена, речевые характеристики. Смысл финала комедии.


Из русской литературы XIX века (24 ч.)

А.С. Пушкин (4 ч.)

Тема дружбы и долга, свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Любовь к родине, уважение к предкам: «Два чувства дивно близки нам…». Человек и природа: «Туча». Тема власти, жестокости, зла: «Анчар». «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение, провидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и исторических личностей в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.

Творческая работа: исследовательский проект «Тайна пушкинского послания».

Внеклассная работа: час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин».


М.Ю. Лермонтов (3 ч.)

Стихотворения: «Три пальмы», «Родина». «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные образы поэмы и художественные приемы их создания; речевая характеристика героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».


Н.В. Гоголь (2 ч.)

Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Новаторство писателя. Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. История замысла.



И.С. Тургенев (2 ч.)

Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство произведения.


Н.А. Некрасов (2 ч.)

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, достоинство; чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.


М.Е. Салтыков-Щедрин (2 ч.)

Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и одна сказка по выбору (например: «Дикий пискарь» или «Медведь на воеводстве»). Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.

Творческая работа: устное рисование.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов ХIХ века»:

А.В. Кольцов «Песня пахаря», «Горькая доля»;

Н.П. Огарев «Сторона моя родимая...»;

И.С. Никитин «Пахарь»;

А.Н. Плещеев «Скучная картина!..»;

А.Н. Майков «Сенокос», «Нива»;

М.Л. Михайлов «Груня», «Те же всё унылые картины...» и др.


Л.Н. Толстой (2 ч.)

Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек на войне, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальная композиция «Город русской славы, ратных подвигов».


Н.С. Лесков (1 ч.)

Краткие биографические сведения. «Лесков — писатель будущего» (Л.Н. Толстой). Сказ «Левша». Особенность проблематики и центральная идея. Образный мир произведения.

Творческая работа: исследовательский проект «Образ Левши в русском искусстве (кинематограф, мультипликация, изобразительное искусство)».


А.А. Фет (1 ч.)

Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе с приветом…», «Вечер». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.


А.П. Чехов (2 ч.)

Рассказы «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.


Произведения русских поэтов XIX века о России (1 час)

Н.М. Языков «Песня»; И.С. Никитин «Русь»; А.Н. Майков «Нива»; А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край!..»


Из русской литературы XX века (24 ч.)


М.Горький (3 ч.)

Повесть «Детство» (главы по выбору); «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе; становление характера юного героя; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость); авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия идеи.

Творческая работа: исследовательский проект «М. Горький в фотографиях».

Возможные виды внеурочной деятельности: конференция «М. Горький и русские писатели (Л.Н. Толстой, А.П. Чехов)».


И.А. Бунин (2 ч.)

Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И.А. Бунина. Размышления о своеобразии поэзии: «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные мотивы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и их значение в раскрытии художественной идеи рассказа.


А.И. Куприн (2 ч.)

Рассказы «Чудесный доктор», «Allez!». Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.

Творческая работа: сочинение-рассуждение.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или дискуссионном клубе «Что есть доброта?» — по материалам изученных и самостоятельно прочитанных произведений, по личным наблюдениям и представлениям.



А.С. Грин (1 ч.)

Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагмент). Творческая история произведения. Своеобразие образного мира повести. Экранизация повести.


В.В. Маяковский (1 ч.)

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

С.А. Есенин (2 ч.)

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Каждый труд благослови, удача…», «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

Творческая работа: устная рецензия или отзыв о стихотворении.

Возможные виды внеурочной деятельности: час в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи С.А. Есенина».


И.С. Шмелев (1 ч.)

Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. Роман «Лето Господне» (глава «Яблочный Спас»). Автобиографические мотивы. Роль эпиграфа. Сказовая манера. Сопоставление с «Левшой» Н.С. Лескова.


М.М. Пришвин (1 ч.)

Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.


К.Г. Паустовский (2 ч.)

Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.

Творческая работа: изложение с элементами рассуждения.


Н.А. Заболоцкий (1 ч.)

Стихотворение «Не позволяй душе лениться!..». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, труд — основные нравственные достоинства человека.


А.Т. Твардовский (2 ч.)

Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.


Поэзия о Великой Отечественной войне (2 часа)

1.Лирика поэтов — участников Великой Отечественной войны (1 час)

Н.П. Майоров «Творчество»;

Б.А. Богатков «Повестка»;

М. Джалиль «Последняя песня»;

В.Н. Лобода «Начало».

Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны.

2. Краеведческий материал:

Н.В. Ефлатов «У братских могил в Ростове»;

М.Б. Сударушкин «Белеют по России обелиски…»


Б.Л. Васильев (1 ч.)

«Летят мои кони» (фрагмент). Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль в раскрытии художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.


В.М. Шукшин (1 ч.)

Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Чудик». Простота и нравственная высота героя.


Поэты XX века о России (1 час)

Своеобразие раскрытия темы Родины в стихах поэтов XX века.

Внедрение: слайдовая компьютерная презентация «Поэты ХХ века о России».

А.А. Ахматова «Мне голос был. Он звал утешно...»;

М.И. Цветаева «Рябину рубили зорькою...»;

Северянин «Запевка»;

Н.М. Рубцов «В горнице»;

Я.В. Смеляков «История»;

А.И. Фатьянов «Давно мы дома не были»;

А.Я. Яшин «Не разучился ль...»;

А.А. Вознесенский «Муромский сруб»;

А.Д. Дементьев «Волга».

Краеведческий материал

Литературная карта своего края (стихи поэтов региона о России: сборник Ф.С. Гаврилова «Мой светлый край» и др.).



Литература народов России (1 ч.)


Родина как источник сил для преодоления любых испытаний. Связь жизни народа с жизнью его языка, поэзии, обычаев в стихотворениях.

Г. Тукай «Родная деревня»;

К.Ш. Кулиев «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…».

Р.Г. Гамзатов «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Мой Дагестан».


Из зарубежной литературы (7 ч.)

У. Шекспир (1 ч.)

Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...», «Ее глаза на звезды не похожи…». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.


Мацуо Басё (1 ч.)

Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой, своеобразием образов и структуры.


Р. Бёрнс (1 ч.)

Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» (по выбору). Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.


Р.Л. Стивенсон (1 час)

Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.


А. де Сент-Экзюпери (1 час)

Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей» (в сокращении), сказка «Маленький принц». Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь, ответственность в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.


Р. Брэдбери (1 ч.)

Рассказ «Все лето в один день». Роль фантастического сюжета в постановке нравственных проблем. Образы детей. Смысл противопоставления Венеры и Земли.




Я. Купала (1 час)

Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы.


Заключительные уроки контролирующего характера (2 ч.)

Итоговая контрольная работа за курс 7 класса.

Конференция (1 час) «Русская и зарубежная проза». Коллективный проект (В.Л. Кондратьев, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков и др.;

Дж. Свифт «Путешествия Гулливера», А.К. Дойл, Ж.Верн, Р. Киплинг, А. Тор и др.)


Сведения по теории и истории литературы


Эпические жанры (рассказ, сказ, повесть, роман в стихах). Лирические жанры (стихотворение, ода, элегия, послание, стихотворение в прозе). Лироэпические жанры (басня, баллада, поэма). Драматические жанры Лирический герой. «Вечные» образы в литературе.

Внутренний монолог. Письма, сны героев. Эпилог. Лирический сюжет.

«Говорящие» фамилии.

Возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое в литературе. Сатира.

Изобразительно-выразительные средства (риторические фигуры, аллитерация, параллелизм, рефрен). Символ. Гротеск.

Литературные роды (эпос, лирика, драма). Эпические жанры (житие, путешествие, сказ, рассказ-анекдот, сатирический рассказ, фантастический рассказ, сатирическая сказка, эссе, повесть-сказка, автобиографическая повесть, приключенческий роман). Лирические жанры (ода, лирическое стихотворение, дружеское послание, стихотворение-медитация, сонет, хокку, песня). Лироэпические жанры (былина). Драматические жанры (драма, трагедия, комедия). Движение жанров.

Идеал человека в литературе Древней Руси. Поучительный характер древнерусской литературы

Литературное направление классицизм. Классицизм и его связь с идеями русского Просвещения.

Утверждение непреходящих ценностей (вера, любовь, семья, дружба).

Изображение трагических событий отечественной истории, судеб русских людей в век грандиозных потрясений, революций и войн. Образы родины, дома, семьи.


Произведения для заучивания наизусть в 7 классе


  1. М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на всероссийский престол...» (отрывок).

  2. Г.Р. Державин «Властителям и судиям» (отрывок).

  3. А.С. Пушкин. Одно-два стихотворения (по выбору).

  4. М.Ю. Лермонтов «Родина».

  5. И.С. Тургенев «Певцы» (фрагмент).

  6. Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда» (отрывок).

  7. А.А. Фет. Стихотворение (по выбору).

  8. Одно-два стихотворения о России поэтов XIX века (по выбору).

  9. Горький «Старуха Изергиль» (отрывок из «Легенды о Данко»).

  10. С.А. Есенин. Одно стихотворение (по выбору).

  11. Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться...»

  12. А.Т. Твардовский «На дне моей жизни...»

  13. У. Шекспир. Один сонет (по выбору).

  14. Басё. Несколько стихотворений (по выбору).

  15. Одно-два стихотворения о России поэтов XX века (по выбору).


Произведения для домашнего чтения в 7 классе

Из устного народного творчества

Былины «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря».

Из древнерусской литературы

«Повесть временных лет» («Единоборство Мстислава с Редедею»), «Житие Сергия Радонежского».

Из русской литературы ХVIII века

Г.Р. Державин «Признание».

Из русской литературы ХIХ века

А.С. Пушкин «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «19 октября 1827 г.» («Бог помочь вам, друзья мои...»).

М.Ю. Лермонтов «Панорама Москвы», «Прощай, немытая Россия…».

И.С. Тургенев «Первая любовь».

М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь», «Коняга».

А.П. Чехов «Смерть чиновника».

В.Г. Короленко «Парадокс», «Слепой музыкант».

Из русской литературы ХХ века

М. Горький «В людях».

И.А. Бунин «Цифры».

В.В. Маяковский «Адище города».

А.Т. Твардовский «Дом у дороги», «Я знаю, никакой моей вины…».

Б.Л. Васильев «Вам привет от бабы Леры».

В.П. Астафьев «Родные березы», «Весенний остров».

В.А. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой».

Булычев «Белое платье Золушки».

В.М. Шукшин «Забуксовал».

Ф.А. Искандер «Петух».

Из зарубежной литературы

Дж. Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи».


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема

Домашнее задание

Сроки

Примечание


Введение (1 час)


1

Структура и особенности учебника. Своеобразие курса. Литературные роды и жанры. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество, творческая история произведения.

Г. Тукай. «Книга». Книга как «отрада из отрад», «путеводная звезда».

Чтение материала учебника.

Выразительное чтение стихотворения.

04.09


Из устного народного творчества (4 ч.)


2

Былины (2 ч.)





  1. Былины. Событие, поэтическая речь.

«Святогор и Микула Селянинович». Воплощение в образе богатыря национального характера: нравственные достоинства героя.

С.8-17. Вопросы 1, 5.

05.09


3

2) Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству. Баллада А.К.Толстого «Илья Муромец».

Р.Р. Сопоставление образа богатыря в изображении А.К. Толстого и на страницах фольклорного произведения.

С.26.Задание 4 (составить цитатный план).

Легенды и предания о народных заступниках края (Алеша Попович – былинный богатырь Ростовской земли).

10.09

Р.р. №1


Русские народные песни (2 ч.)




4

1. Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!.., «Наша Масленица дорогая…», «Говорили – сваты на конях будут»).

Сообщения по темам: «Многозначность поэтического образа в народной песне», «Жанровое многообразие русских песен», «Своеобразие поэтического языка русской народной песни».

13.09


5

2. Лирические песни («Подушечка моя пуховая»), лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка. Многозначность поэтического образа. Быт, нравственные представления и судьба народа в песне.

Выразительное чтение и анализ песни.


19.09


Из древнерусской литературы (2 часа)


6

1). Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего…»). Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.

С.42 в.1-3

20.09


7

2). «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Идеал человека в литературе Древней Руси. Мудрость, верность, жертвенность, семейные ценности как народные идеалы древнерусской литературы.

Пересказ повести с изменением лица.

26.09


Из русской литературы XVIII века (6 ч.)



М.В. Ломоносов (2 ч.)




8

1). М.В. Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного. Заочная литературно-краеведческая экскурсия: Холмогоры — Москва — Петербург — Германия — Петербург. Теория «трёх штилей» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы. Классицизм и его связь с идеями русского Просвещения.

С.58-59, 65-68 читать и пересказывать, вопросы 1,2 на с.59

«Ода на день восшествия на всероссийский престол...» (отрывок наизусть).


27.09


9

2). М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (отрывок), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа. Особенности поэтического языка оды и лирического стихотворения, поэтические образы.

Р.Р. Рассуждение на тему «Слава науке»

Устное сочинение-рассуждение «Слава науке»

03.10

Р.р №2


Сочинение №1


Г.Р. Державин (1 ч.)




10

Биография Г.Р. Державина. «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти. Сопоставление стихотворного переложения 81 псалма с оригиналом.

Г.Р. Державин «Властителям и судиям» (отрывок наизусть).


04.10



Д.И. Фонвизин (3 ч.)




11

Д.И. Фонвизин. Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Драма как литературный род. Жанр комедии. Социальная и нравственная проблематика комедии. Сатирическая направленность. Письма, сны, внутренний монолог героев.

Читать и пересказывать:

  1. краткую биографию Д.И. Фонвизина,

  2. комедию «Недоросль»

10.10


12

Проблемы воспитания, образования гражданина. Авторская позиция.

Лабораторная работа № 1 на тему «Авторские средства раскрытия характеров: «говорящие» фамилии и имена, речевые характеристики».

  1. Цитатный план на тему «Митрофанушка и Простакова».

  2. Рассказ по плану.

11.10

Лабораторная работа №1

13

Смысл финала комедии.

Р.Р. Инсценирование эпизодов комедии.

Сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

(с.151-152).

17.10

Р.р. №3

Сочинение №2


Из русской литературы XIX века (22 ч.)



А.С. Пушкин (4 ч.)





14

1) Тестовая работа по изученному материалу.

Лирика Пушкина.

Тема дружбы и долга, свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Любовь к родине, уважение к предкам: «Два чувства дивно близки нам…». Человек и природа: «Туча». Тема власти, жестокости, зла: «Анчар».

Одно-два стихотворения (по выбору) учить наизусть.

18.10

ВМ №1

(тест №1)

15

2) «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение, провидение; вера и суеверие.

Лабораторная работа №2 «Художественные средства произведения, позволившие воссоздать атмосферу Древней Руси».

1.С.182 в.1-4

2. Прочитать статью « В мире художественного слова А.С. Пушкина»

24.10

Лабораторная работа № 2

16

3) Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и исторических личностей в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.

Выразительное чтение отрывка.

С.192 в.2-4

1 слайд к презентации по творчеству А.С. Пушкина.

25.10


17

4) Творческая работа: исследовательский проект «Тайна пушкинского послания».


С.193 «Для вас, любознательные»

07.11

Исследователь-ский проект №1


М.Ю. Лермонтов (3 ч.)




18

М.Ю. Лермонтов. Краткая биография. Стихотворение «Родина».

Родина в лирическом и эпическом произведении. Философский смысл стихотворения «Три пальмы».

Выучить наизусть стихотворение «Родина».

08.11


19

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...»; центральные образы поэмы и художественные приемы их создания; речевая характеристика героя.

Чтение и пересказ «Песни…».

В.8-11

14.11


20

Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».

Р.Р. Анализ эпизода из «Песни…»

Подобрать материал по теме «Москва Ивана Грозного»

15.11

Р.р №4

Письменная работа №1: анализ эпизода

ВМ №2


Н.В. Гоголь (2 ч.)




21

Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Новаторство писателя. Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Заочная литературно-краеведческая экскурсия «Петербург Н.В. Гоголя

С.226-227 – читать.

Различные пересказы повести «Шинель».

21.11


22

Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. История замысла.

Составить сценарий кинофильма по повести «Шинель».

22.11

Письменная работа №2: составление киносценария



И.С. Тургенев (2 ч.)




23

Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева).

С.226-274 – пересказ.

С.274 в.8-12.

Заочная литературная экскурсия «По тургеневским местам».

28.11


24

Рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство произведения.

С.293 в.8. Отрывок наизусть.

29.11

28.11


Н.А. Некрасов (2 ч.)




25

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда». Доля народная – основная тема произведений поэта.

  1. Сравнение описаний парадного подъезда в торжественные дни и в обычные дни.

2. Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда» (отрывок наизусть) или из «Железной дороги»

05.12


26

Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведения.

С.309 в.9

Заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок».

06.12



М.Е. Салтыков-Щедрин (2 ч.)




27

Краткие сведения о писателе. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик». Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя

Творческая работа: устное рисование.

С.331 в.1-4


12.12

Творческая работа №1

28

Внеклассное чтение. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок. Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»

Сочинение-миниатюра «Нужна ли сатира сегодня?»

13.12

Сочинение №3


Внеклассное чтение №1


Л.Н. Толстой (2 ч.)




29

1) Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история.

Краткая биография Толстого.

Читать «Севастопольские рассказы», пересказ.

19.12


30

2) Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек на войне, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

Составить рассказ очевидца обороны Севастополя в форме письма с фронта.

20.12



Н.С. Лесков (1 ч.)




31

1) Краткие биографические сведения. «Лесков — писатель будущего» (Л.Н. Толстой). Сказ «Левша». Особенность проблематики и центральная идея. Образный мир произведения. Исследовательский проект №2 (обучающий)

Исследовательский проект «Образ Левши в русском искусстве (кинематограф, мультипликация, изобразительное искусство)».

26.12

Исследователь-ский проект №2 (обучающий)


А.А. Фет (1 ч.)




32

Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе с приветом…», «Вечер». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.

С.407-409 читать.

Стихотворение наизусть (по выбору).

27.12



А.П. Чехов (2 ч.)




33

Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества в рассказах Чехова «Хамелеон», «Смерть чиновника». Роль художественной детали. Смысл названия. Позиция автора.

С. 416-423 читать.

С.428 в.3

16.01


34

Час юмора. Рассуждение «Над чем смеетесь?» (Юмористические рассказы А.П. Чехова («Лошадиная фамилия» и др.), М.М. Зощенко «Нервные люди», А.Т. Аверченко «Открытие Америки», Н.А. Тэффи «Воротник» и др.)

Читать другие юмористические рассказы А.П. Чехова

17.01

Внеклассное чтение №2



Произведения русских поэтов XIX века

о России (1 час)

35

Н.М. Языков «Песня»; И.С. Никитин «Русь»; А.Н. Майков «Нива»; А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край!..»


Стихотворение (по выбору) наизусть

23.01


Из русской литературы XX века (23 ч.)


М.Горький (3 ч.)




36

1) Повесть «Детство» (главы по выбору); Основные сюжетные линии в автобиографической прозе; становление характера юного героя.

1.Читать материал учебника на с. 44-45, 47-51

2. Краткий пересказ глав повести «Детство».

24.01


37

2) «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»), проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость); авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия идеи.

Р.Р. Художественный пересказ легенды

Отрывок наизусть из 2 части легенды о Данко.

30.01

Р.р. №5

38

3) Исследовательский проект «М. Горький в фотографиях».


Описание фотографии М.Горького

31.01

Исследователь-ский проект №3


И.А. Бунин (2 ч.)




39

1) И.А. Бунин. Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И.А. Бунина. Размышления о своеобразии поэзии: «Как я пишу».

С.6 в.1-4

06.02


40

2) Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные мотивы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и их значение в раскрытии художественной идеи рассказа.

С.27 в.6-9, 13-15

07.02



А.И. Куприн (2 ч.)




41

1) Рассказы А.И. Куприна «Чудесный доктор», «Allez!». Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.

С.39 в.2.

Подготовить рабочие материалы к сочинению «Что есть милосердие?»

13.02


42

2) Р.р Сочинение-рассуждение «Что есть милосердие?»

Перспективное задание:

готовить слайды презентации «Стихи и песни о войне»

14.02

Р.р. №6

Сочинение №4


А. Грин (1 ч.)





43

Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагмент). Творческая история произведения. Своеобразие образного мира повести. Экранизация повести

  1. С. 93-101 читать.

  2. Письменный отзыв на эпизод .

  3. Сообщение «Алые паруса» А. Грина в кино».

20.02



В.В. Маяковский (1 ч.)




44

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворе-ния.

Лабораторная работа № 3 на тему «Особенности поэтического языка Маяковского»

С.105-113 читать.

В.1-7

21.02

Лабораторная работа № 3


С.А. Есенин (2 ч.)




45

1).С.А. Есенин.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Каждый труд благослови, удача…», «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

Учить наизусть стихи (по выбору) С.А. Есенина

27.02


46

2).Внеклассное чтение

Перспективное задание:

запишите историю названия поселка Ишня (с.151 в.1)

28.02

Вн.ч. №3


И.С. Шмелев (1 ч.)




47

И.С. Шмелев. Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. Роман «Лето Господне» (глава «Яблочный Спас»). Автобиографические мотивы. Роль эпиграфа. Сказовая манера.

Сопоставление с «Левшой» Н.С. Лескова.



05.03



М.М. Пришвин (1 ч.)




48

М.М. Пришвин. Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

С.143-144

С.150 в.1-7

06.03



К.Г. Паустовский (2 ч.)




49






1). К.Г. Паустовский. Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» по выбору). Мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.

Различные виды пересказа глав.





12.03







50



2). Р.Р Изложение с элементами рассуждения «Каждый край по-своему прекрасен».

С. 163 в.1-3



13.03

Р.р №7

ВМ №3

Изложение №1




Н.А. Заболоцкий (1 ч.)




51

Стихотворение Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!..». Тема сти-хотворения и его художественная идея. Духовность, труд — основные нравственные достоинства человека.

Стихотворение выучить наизусть.

19.03



А.Т. Твардовский (2 ч.)




52

1). А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...».

«На дне моей жизни...» выучить наизусть.

20.03


53

2). Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.

С.188-194. С 195 в.1

02.04



Поэзия о Великой Отечественной войне (2 ч.)




54

Лирика поэтов — участников

Великой Отечественной войны:

Н.П. Майоров «Творчество»; Б.А. Богатков «Повестка»; М. Джалиль «Последняя песня»; В.Н. Лобода «Начало».

Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны.

С. 197-200. Выразительное чтение стихотворений.

Слайды презентации.

03.04


55

Внеклассное чтение.

Час поэзии «Стихи и песни о войне»

К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»;

Сурков «В землянке»;

М.В. Исаковский «Огонек», «Ой, туманы мои...».

Стихи местных поэтов:

Н.В. Ефлатов «У братских могил в Ростове»;

  • М.Б. Сударушкин «Белеют по России обелиски…»

Рассказ «Экспонат №...» читать и пересказывать.

09.04

Вн. ч. № 4

Коллективный проект №4


Б.Л. Васильев (1 ч.)




56

Б.Л. Васильев. «Летят мои кони» (фрагмент). Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль в раскрытии художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

Краткий и подробный пересказ.

С.229 в.1-3,9,10

10.04



В.М. Шукшин (1 ч.)




57

В.М. Шукшин. Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Чудик». Простота и нравственная высота героя.

Письменный отзыв о рассказе.


16.04



Поэты XX века о России (1 час)




58

Своеобразие раскрытия темы Родины в стихах поэтов XX века

(слайдовая компьютерная презентация «Поэты ХХ века о России»:

А.А. Ахматова «Мне голос был. Он звал утешно...»;

М.И. Цветаева «Рябину рубили зорькою...»;

И.Северянин «Запевка»;

Н.М. Рубцов «В горнице»;

Я.В. Смеляков «История»;

А.И. Фатьянов «Давно мы дома не были»;

А.Я. Яшин «Не разучился ль...»;

А.А. Вознесенский «Муромский сруб»;

А.Д. Дементьев «Волга»).

Литературная карта своего края

(стихи поэтов региона о России: сборник Ф.С. Гаврилова «Мой светлый край» и др.)

Сочинение «Моя Родина – Россия» (с привлечением аргументов из стихотворений)

17.04

Сочинение №5



Литература народов России (1 ч.)


59

Родина как источник сил для преодоления любых испытаний. Связь жизни народа с жизнью его языка, поэзии, обычаев в стихотворениях.

Г. Тукай «Родная деревня»;

К.Ш. Кулиев «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…».

Р.Г. Гамзатов «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Мой Дагестан».

Лабораторная работа № 4 на тему «Анализ стихотворения»

Выразительное чтение стихотворения.

Анализ стихотворения по плану.

23.04

Лабораторная работа № 4

Из зарубежной литературы (7 ч.)


60

У. Шекспир (1 час)





Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...», «Ее глаза на звезды не похожи…». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира

Один сонет (по выбору) учить наизусть.


24.04


61

Мацуо Басё (1 ч.)





Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой, своеобразием образов и структуры

1.«Живое слово» задание 1.

2. Выучить несколько стихотворений (по выбору).


07.05


62

Р. Бёрнс (1 ч.)





Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата». Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.

1.Читать «Джон Ячменное Зерно».

2. С.291 В.1,2,3,5

08.05



Р.Л. Стивенсон (1 час)




63

Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.

1.Краткий пересказ.

2.С. 314 задание 2.

14.05



А. де Сент-Экзюпери (1 час)




64

Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей» (в сокращении).

Сказка «Маленький принц». Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь, ответственность в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.

Исследовательский проект

с. 332.

15.05

Исследователь-ский проект №6



Р. Брэдбери (1 ч.)




65

Рассказ «Все лето в один день». Роль фантастического сюжета в постановке нравственных проблем. Образы детей. Смысл противопоставления Венеры и Земли.

Подробный пересказ рассказа.

21.05



Я. Купала (1 час)




66

Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы

Готовиться к защите проекта

22.05



Заключительные уроки контролирующего характера (2 ч.)


67

Итоговая контрольная работа за курс 7 класса.


28.05

ВМ.

К.р.

68

Конференция «Русская и зарубежная проза». Коллективный проект (В.Л. Кондратьев, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков и др.; Дж. Свифт «Путешествия Гулливера», А.К. Дойл, Ж.Верн, Р. Киплинг, А. Тор и др.)


Список книг для летнего чтения

29.05

ВК №4

Коллективный проект №6

(внеклассное чтение №5)


Всего уроков: 68

Из них: контрольных работ – 1, тестов – 1, уроков развития речи – 7 (в том числе: сочинений – 5, изложений – 1), лабораторных работ – 4, проектов – 6, письменных работ – 2, уроков внеклассного чтения – 5.



Примечание:

ВМ – внутришкольный мониторинг.

ВК – внутришкольный контроль.

1 Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован в Минюсте России 09.02.2016 № 41020);

2 Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р;

3 Письмо… от 14.04.2016 г. № 08–709

4 М, Русское слово, 2014

5 Составитель: Лукьянчикова Н.В., доцент кафедры гуманитарных дисциплин ГАУ ДПО ЯО ИРО

6 В 2 ч./ Автор‑сост. Г.С. Меркин. – М.: «Русское слово», 2015.


7 Лукьянчикова Н.В., доцент кафедры гуманитарных дисциплин ГАУ ДПО ЯО ИРО


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!