СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 2 класс»

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»


Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой. У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.

Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.

К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности.

Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.

Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);

  • осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании)

содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;

  • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос;

  • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;

  • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;

  • читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;

  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

  • ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;

  • использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;

  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;

  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде

  • пересказа (полного или выборочного);

  • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;

  • самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное ,изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

  • определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;

  • доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);

  • писать отзыв о прочитанной книге;

  • работать с тематическим каталогом;

  • работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Выпускник научится:

  • читать по ролям литературное произведение;

  • использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана);

  • создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Выпускник получит возможность научиться:

  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

  • создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;

  • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

  • способам написания изложения.

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится:

осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Выпускник получит возможность научиться:

работать с тематическим каталогом;

работать с детской периодикой;

самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика

Выпускник научится:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;

  • отличать прозаический текст от поэтического;

  • распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).

Выпускник получит возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

  • определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;

  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).









2. Содержание учебного предмета «Литературное чтение»


Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно‑познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга‑произведение, книга‑сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
























3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы


п/п

Тема раздела

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

1

Вводный урок к курсу


1

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению, применять систему условных обозначений, предполагать на основе названия содержа­ние текста или главы.

2

Самое великое чудо на свете

4

Прогнозировать содержание раздела, читать, выражая настроение произведения, находить созвучные оконча­ния в тексте.

Находить слова, которые по­могают представить героя произведения устного народ­ного творчества. Находить различие в потешках и при­баутках, сходных по теме.

Знакомство с русскими на­родными пословицами. Объ­яснять смысл пословиц, соот­носить смысл пословиц с со­держанием и жизненным опы­том. Придумывать рассказ по пословице и соотносить со­держание рассказа с послови­цей. Анализировать загадки, соотносить загадки и отгадки. Моделировать загадки.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про се­бя. Придумывать свои собст­венные сказочные сюжеты. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

3

Устное народное творчество

15

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про се­бя. Читать, передавая на­строение героя. Читать по ролям. Рассказывать сказку, используя иллюстрации в книге. Читать, передавая настрое­ние героя. Характеризовать героев сказки. Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. Исправлять допу­щенные ошибки при повтор­ном чтении. Составлять план сказ­ки. Пересказывать по состав­ленному плану. Исправлять ошибки, допущенные при пе­ресказе.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про се­бя. Характеризовать героев сказки. Составлять план сказ­ки. Пересказывать по состав­ленному плану. Исправлять ошибки, допущенные при пе­ресказе. Соотносить послови­цы со сказками.

Систематизировать и прове­рить свои знания по данной теме. Отвечать на вопросы, формулировать выводы по теме. Прогнозировать содержание раздела. Отвечать на вопро­сы, используя свои наблюде­ния. Формулировать ответы. Составлять загадки, исполь­зуя свои знания сезонных из­менений в природе. Работать в парах.

Сравни­вать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять инте­ресные выражения в лириче­ском тексте. Читать стихотворение, пере­давая с помощью интонации настроение поэта. Слушать звуки осени, переданные в лирическом произведении. Представлять картины осен­ней природы. Иллюстри­ровать стихотворение. Иллюст­рировать рассказ. Иллюстри­ровать стихотворения. Про­верить свои знания.

4

Люблю природу русскую. Осень

8

Прогнозировать содержание раздела. Сравнивать автор­ские и народные произведе­ния, отгадывать загадки, от­вечать на вопросы виктори­ны. Познакомиться с биогра­фией А.С. Пушкина. Наблюдать за рифмой и рит­мом стихотворного текста. Находить средства художест­венной выразительности. Объяснять интересные вы­ражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотво­рение. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Различать стихотвор­ный и прозаический текст. Находить авторские сравне­ния и подбирать свои. Опре­делять главных героев про­изведения. Опре­делять главных героев произ­ведения. Давать характери­стики героев. Участвовать в обсуждении. Составлять план произведения. Пересказывать сказку в прозе по плану. Выразительно чи­тать. Оценивать свой ответ, планировать возмож­ный вариант исправления допущенных ошибок. Познакомиться с биографией И.А. Крылова. Отвечать и за­давать вопросы.

5

Русские писатели

14

Отличать басню от стихотво­рения, знать особенности ба­сенного текста, характеризовать героев басни с опорой на басенный текст. Определять главных героев произведения. Давать харак­теристики героев. Участво­вать в обсуждении. Состав­лять план произведения, со­относить пословицы и смысл прозаического произведения. Оценивать свой ответ, пла­нировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух прочитанное. Участво­вать в обсуждении. Обогаще­ние словарного запаса. Тре­нировка в заучивании наи­зусть. Находить авторские сравне­ния и подбирать свои. Сравнивать художественные и научно-познавательные тек­сты, сказки и рассказы о жи­вотных. Видеть красоту природы, изо­бражённую в художественном произведении, составлять план и пересказывать.

6

О братьях наших меньших.

12

Видеть красоту природы, изо­бражённую в художественном произведении, составлять план и пересказывать. Участ­вовать в обсуждении. Оценивать свой ответ, пла­нировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Выбирать книги по темам и по авторам. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Придумывать свои вопросы по содержанию, срав­нивать их с необычными во­просами из детских журналов. Отличать журнал от книги. Подбирать заголовок в соот­ветствии с содержанием, главной мыслью. Рисовать иллюстрации к про­читанному и своему журналу. Писать свои рассказы и стихи для детского журнала.

7

Из детских журналов

9

Наблюдать за рифмой и рит­мом стихотворного текста. На­ходить средства художествен­ной выразительности. Объяс­нять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстри­ровать стихотворение. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Различать стихотворный и прозаический текст. Находить авторские сравнения и подби­рать свои. Определять глав­ных героев произведения. Характеризо­вать и сравнивать героев, использовать слова-антонимы для их характери­стики. Понимать особенности ска­зочного текста. Проверка предметных и уни­версальных учебных умений. Наблюдать за рифмой и рит­мом стихотворного текста. Находить средства художест­венной выразительности. Объяснять интересные вы­ражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотво­рение.

8

Люблю природу русскую

9

Анализировать свои успехи / неуспехи. Работа в группах. Воспринимать на слух худо­жественный текст. Характе­ризовать и сравнивать геро­ев, использовать слова-антонимы для их характери­стики. Читать по ролям. Пересказывать в прозе и наи­зусть. Коллективно состав­лять картинный план. Анали­зировать отношение автора к главной героине в начале сказки и в конце.

9

Писатели – детям

17

Читать стихотворение, пере­давая с помощью интонации настроение поэта. Соотно­сить смысл пословицы с со­держанием стихотворения. Характеризовать героев про­изведения. Определить смысл произве­дения. Разделить текст на смы­словые части. Определять идею произведения, отноше­ние автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана. Участие в коллективном рассуждении о значении обу­чения и умения читать. Обобщение прочитанных произведений по заданным параметрам. Обогащение словарного за­паса.

10

Я и мои друзья

10

Дать характеристику персо­нажу. Составление неболь­шого рассказа о персонаже. Выявление подтекста читае­мого произведения. Опреде­ление идеи произведения, отношение автора и соб­ственное отношение к лите­ратурному персонажу. Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правди­вости, доброжелательности, стремления прийти на по­мощь, смелости, скромности. Выполнение упражнений, вы­рабатывающих правильность и беглость чтения. Составле­ние плана. Характеристика персонажа. Обобщение прочитанных произведений по заданным параметрам

11

Люблю природу русскую. Весна.

10

Выполнение упражнений, вы­рабатывающих правильность и беглость чтения. Формиро­вание осознанности и выра­зительности чтения. Опреде­ление темы произведения. Определять идею произведе­ния, отношение автора и соб­ственное отношение к лите­ратурному персонажу. Со­ставление картинного плана. Анализировать заголовки стихотворений, подбирать свои, выразительно читать. Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правди­вости, доброжелательности, стремления прийти на по­мощь, смелости, скромности. Проверка предметных и уни­версальных учебных умений

12

И в шутку и всерьез

14

Находить авторские сравне­ния и подбирать свои. Опре­делять главных героев произ­ведения. Воспринимать на слух прочитанное. Участво­вать в обсуждении. Определять идею произведе­ния, отношение автора и соб­ственное отношение к лите­ратурному персонажу. Пополнение словарного запа­са. Обучение художествен­ному пересказу прочитанного. Составление рассказа по ил­люстрации. Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формиро­вание осознанности и выра­зительности чтения. Проверка предметных и уни­версальных учебных умений.

13

Литература зарубежных стран.

12

Формирование осознанности и выразительности чтения. Обогащение словарного за­паса. Тренировка в заучива­нии наизусть. Сравнение произведений, пер­сонажей разных произведений. Знакомство со сказками на­родными (разных народов) и литературными (авторскими). Определять идею произведе­ния, отношение автора и соб­ственное отношение к лите­ратурному персонажу. Анализ заголовка произведения. Со­ставление картинного плана. Обучение художественному пересказу прочитанного. Ос­воение приема драматиза­ции. Составление рассказа по иллюстрации. Проверка предметных и уни­версальных учебных умений. Проверка предметных и уни­версальных учебных умений.




Приложение к рабочей программе

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению

п/п

Тема урока

Дата

план.

факт

Вводный урок к курсу (1 час)

1

Самое великое чудо на свете. Р.С. Сеф «Читателю». Интегрированный. (русский язык)

02.09


Самое великое чудо на свете ( 4часа)

2

Самое великое чудо на свете.

03.09


3

Внеаудиторный. Самое великое чудо на свете. Библиотека.

Р.К. Читаем рассказы Еловских Василия Ивановича о родине и о родной природе. Сказы тюменского писателя- Ермакова Ивана Михайловича. Произведения Константина Яковлевича Лагунова для детей. Стихи и рассказы о труде людей в Тюменской области (стихи Нечволода Владимира Алексеевича, Огородникова Виталия Петровича, Сазонова Геннадия Кузьмича).

04.09


4

Внеаудиторный. Самое великое чудо на свете. Книги.

Р.К. Читаем рассказы Еловских Василия Ивановича о родине и о родной природе. Сказы тюменского писателя- Ермакова Ивана Михайловича. Произведения Константина Яковлевича Лагунова для детей. Стихи и рассказы о труде людей в Тюменской области (стихи Нечволода Владимира Алексеевича, Огородникова Виталия Петровича, Сазонова Геннадия Кузьмича).

05.09


5

Внеаудиторный. Наши проекты. О чем может рассказать школьная библиотека.

Р.К. Стихи и рассказы о труде людей в Тюменской области (стихи Нечволода Владимира Алексеевича, Огородникова Виталия Петровича, Сазонова Геннадия Кузьмича).

11..09


Устное народное творчество (15 часов)

6

Устное народное творчество

12.09


7

Русские народные песни.

13.09


8

Потешки и прибаутки.

14.09


9

Скороговорки, считалки и небылицы.

18.09


10

Загадки, пословицы и поговорки.

19.09


11

Сказки. Ю.П. Мориц «Сказка по лесу идет»

20.09


12

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко».

21.09


13

Русская народная сказка«У страха глаза велики».

25.09


14

Русская народная сказка«Лиса и тетерев».

26.09


15

Русская народная сказка«Лиса и журавль».

27.09


16

Русская народная сказка«Каша из топора»

28.09


17

Русская народная сказка«Гуси и лебеди».

02.10


18

Внеклассное чтение. В.Ю.Драгунский «Англичанина Павля»

03.10


19

Внеаудиторный. Викторина по сказкам

04.10


20

Внеаудиторный. КВН «Обожаемые сказки»

05.10


Люблю природу русскую. Осень (8 часов)

21

Внеаудиторный. Люблю природу русскую. Осень.

Р.К. Читаем рассказы Еловских Василия Ивановича о родине и о родной природе

09.10


22

Внеаудиторный. Нравится ли вам осень? Осенние загадки. Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...»

10.10


23

К.Д. Бальмонт «Поспевает брусника». А.Н. Плещеев «Осень наступила».

11.10


24

А.А. Фет «Ласточки пропали. И. Токмакова «Опустел скворечник»».

12.10


25

Внеаудиторный. Осенние листья.

16.10


26

В.Берестов «Хитрые грибы»

17.10


27

Внеаудиторный. М. М. Пришвин «Осеннее утро», И.Бунин «Сегодня так светло кругом…» Интегрированный. (музыка)

18.10


28

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень».  

Р. К. Читаем рассказы Еловских Василия Ивановича о родине и о родной природе. 

19.10


Русские писатели (14 часов)

29

А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный...».

23.10


30

А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя..», «Зима! Крестьянин торжествуя...»

24.10


31

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки.

25.10


32

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

26.10


33

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

06.11


34

Обобщение по теме «Сказки А.Пушкина»

07.11


35

И.А Крылов «Лебедь, рак и щука».

08.11


36

И.А. Крылов «Стрекоза и муравей». Интегрированный (изобразительное искусство).

09.11


37

Л.П. Толстой «Старый дед и внучек».

13.11


38

Л.Н. Толстой «Филиппок».

14.11


39

Л.Н. Толстой «Филиппок».

15.11


40

Л.Н. Толстой «Котенок», «Правда всего дороже».

16.11


41

Веселые стихи. И. Такмаковой, Ю. Могутина

20.11


42.

Обобщение по разделу «Русские писатели»

Р.К. Читаем рассказы Еловских Василия Ивановича о родине и о родной природе. Сказы тюменского писателя- Ермакова Ивана Михайловича. Произведения Константина Яковлевича Лагунова для детей. Стихи и рассказы о труде людей в Тюменской области (стихи Нечволода Владимира Алексеевича, Огородникова Виталия Петровича, Сазонова Геннадия Кузьмича).

21.11


О братьях наших меньших (12 часов)

43

О братьях наших меньших.

22.11


44

Б. Захадер «Плачет киска в коридоре» И. Пивоварова «Жила-была собака…»

23.11


45

В. Берестов «Кошкин щенок»

27.11


46

Домашние животные

28.11


47

М. Пришвин «Ребят и утята»

29.11


48

М. Пришвин «Ребят и утята»

30.11


49

Е.И. Чарушин «Страшный рассказ»

04.12


50

Е.И. Чарушин «Страшный рассказ»

05.12


51

Б.С. Житков «Храбрый утенок»

06.12


52

В.В. Бианки «Музыкант»

07.12


53

В.В. Бианки «Сова».

11.12


54

Обобщение по разделу «О братьях наших меньших»

12.12


Из детских журналов (9 часов)

55

Из детских журналов

13.12


56

Д. Хармс «Игра»

14.12


57

Д. Хармс «Вы знаете?»

18.12


58

Д. Хармс, С. Маршак «Веселые чижи».

19.12


59

Д. Хармс «Что это было?»

20.12


60

Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

21.12


61

Ю.Д.Владимиров «Чудаки»

25.12


62

А.И. Введенский «Ученый Петя», «Лошадка».

10.01


63

Обобщение по разделу «Из детских журналов»

11.01


Люблю природу русскую (9 часов)

64

Люблю природу русскую

Р.К. Читаем рассказы Еловских Василия Ивановича о родине и о родной природе.

15.01


65

И.Бунин, К.Бальмонт, Я.Аким. Стихи о первом снеге

16.01


66

Ф.Тютчев, «Чародейкою зимою». Интегрированный. (музыка)

17.01


67

С. Есенин «Поет зима – аукает…», «Береза»

Р.К. Читаем рассказы Еловских Василия Ивановича о родине и о родной природе.

18.01


68

Русская народная сказка «Два мороза».

22.01


69

С.Михалков. «Новогодняя быль»

23.01


70

А.Л. Барто «Дело было в январе».

24.01



71

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую»

Р.К. Читаем рассказы Еловских Василия Ивановича о родине и о родной природе.


25.01


72

Внеаудиторный. Игра «Поле чудес»

29.01


Писатели – детям(17часов)

73

Писатели – детям

Р.К. Произведения Константина Яковлевича Лагунова для детей.

30.01


74

К.И. Чуковский «Путаница»

31.01


75

К.И. Чуковский « Радость»

01.02


76

К.И. Чуковский « Федорино горе»

05.02


77

К.И. Чуковский « Федорино горе»

06.02


78

С.Я. Маршак « Кот и лодыри»

07.02


79

С.В.Михалков. «Мой секрет», «Сила воли»

08.02


80

С.В.Михалков.«Мой щенок»

12.02


81

А.Л.Барто «Веревочка»,

13.02


82

А.Л. Барто «В школу», «Мы не заметили жука»

14.02


83

А.Л. Барто «Вовка-добрая душа»

15.02


84

Н.Н. Носов «Затейники»

19.02


85

Н.Н. Носов «Живая шляпа»

20.02


86

Н.Н. Носов «Живая шляпа

21.02


87

Н.Н. Носов «На горке»

22.02


88

Н.Н. Носов «На горке»

26.02


89

Обобщение по разделу «Писатели детям»

27.02



90

Я и мои друзья (10 часов)

Я и мои друзья. Интегрированный. (русский язык)


28.02


91


В.Д. Берестов «За игрой», «Гляжу с высоты». Э.Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду» В.Лунин «Я и Вовка»

01.03


92

Н. Булгаков « Анна, не грусти!»

05.03


93

Ю.Ермолаев «Два пирожных»

06.03


94

В.Осеева «Волшебное слово»

07.03


95

В.Осеева «Волшебное слово»

12.03


96

В.Осеева «Хорошее»

13.03


97

В.Осеева «Почему?»

14.03


98

В.Осеева «Почему?»

15.03


99

Обобщение по разделу «Я и мои друзья». Интегрированный. (изобразительное искусство).

19.03



100


Люблю природу русскую. Весна. (10 часов)

Внеаудиторный. Люблю природу русскую. Весна.

Р.К. Читаем рассказы Еловских Василия Ивановича о родине и о родной природе.


20.03


101

Внеаудиторный. Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»

Р.К. Читаем рассказы Еловских Василия Ивановича о родине и о родной природе.

21.03


102

А.Плещеев, Стихи о весне.

22.03


103

А. Блок, «На лугу»

02.04


104

С. Маршак . «Снег теперь уже не тот»

03.04


105

И. Бунин «Матери»

04.04


106

А. Плещеев «В бурю»

05.04


107

Е. Благинина «Посидим в тишине».

09.04


108

Э. Мошковская «Я маму мою обидел…»

Р.К. Читаем рассказы Еловских Василия Ивановича о родине и о родной природе.

10.04


109

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна».

Р.К. Читаем рассказы Еловских Василия Ивановича о родине и о родной природе.

11.04


И в шутку и всерьез (14 часов)

110

И в шутку и всерьез

12.04


111

Б.Заходер «Что красивей всего», «Товарищам детям»,

16.04


112

Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха»

17.04


113

Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха»

18.04


114

Э. Успенский «Чебурашка». Стихотворения

19.04


115

Э. Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой»

23.04


116

Э. Успенский, Стихи.

24.04


117

В.Д. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»

25.04


118

И.П. Токмакова «Плим», «В чудной стране

26.04


119

Г.Остер «Будем знакомы»

29.04


120

Г.Остер «Будем знакомы»

30.04


121

В.Драгунский «Тайное становится явным»

02.05


122

В.Драгунский «Тайное становится явным»

03.05


123

Обобщение по разделу «И в шутку и всерьез».

07.05


Литература зарубежных стран.(12 часов)

124

Литература зарубежных стран.

08.05


125

Американская и английские народные сказки

10.05


126

Песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети».

14.05


127

Ш.Перро «Кот в сапогах

15.05


128

Ш.Перро «Кот в сапогах»

15.05


129

Ш.Перро «Красная шапочка»

16.05


130

Г.X. Андерсен «Принцесса на горошине»

17.05


131

Э Хогарт «Мафии и паук»

21.05


132

Э Хогарт «Мафии и паук»

21.05


133

Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран».

22.05


134

Внеаудиторный. Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран». Викторина по сказкам.

22.05


135

КВН «Цветик – семицветик»

23.05


136

Внеаудиторный. Повторение.

24.05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!