Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №9»
п. Отрадный Тахтамукайского района Республики Адыгея
Рассмотрено на заседании ШМО протокол № от «___» 08. 2022 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР ______________ В. И. Радаева от «___» 08. 2022 г. | Утверждаю Директор МБОУ «СШ № 9» ______________ Н.В. Алейникова Пр .№ ____ от «___» 08. 2022 г. |
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Класс 3
Учитель, квалификация, педагогический стаж: Хатхе М.А.,первая, 26 лет
Учебный год: 2022-2023
Количество часов по плану: 136 часов (4 часа в неделю)
Планирование составлено на основе программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, . М. В. Головановой и др. для 3 класса – М.: «Просвещение» 2015 г.
Учебник:
3 класс – «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др., Москва, «Просвещение», 2016 г.
Рабочую программу составила
Хатхе М.А.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «Литературное чтение»
Личностные результаты
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многофункционального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
бегло, выразительно читать текст;
ускоренно читать произведение за счет обработки приемов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 80-90 слов в минуту);
улавливать главную мысль произведения, логику поведения, смысловые и интонационные связи в тексте;
составлять план прочитанного произведения и краткий пересказ его содержания;
устно рисовать картины к прочитанным произведениям;
описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
самостоятельно знакомиться с книгой, опираясь на фамилию автора, название книги и иллюстрации к ней;
научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку.
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).
Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны и небольшие по объему письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания текста учитель после чтения задает вопросы.
Содержание тем учебного курса
Самое великое чудо на свете – 5 ч.
Введение. Знакомство с учебником.
Рукописные книги Древней Руси.
Первопечатник Иван Федоров.
Устное народное творчество – 14 ч.
Русские народные песни.
Докучные сказки.
Произведения прикладного искусства.
РНС «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
РНС «Иван-царевич и Серый Волк».
РНС «Сивка-бурка».
Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин.
Проект «Сочиняем волшебную сказку».
НРОСО. Адыгейские притчи. Адыгейские народные песни. Адыгейская народная сказка «Мудрая девушка». Адыгейская народная сказка «За зло плати добром».
Поэтическая тетрадь 1 – 11 ч.
Проект «Как научиться читать стихи».
Ф. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья».
А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…».
И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы».
И. Суриков «Детство», «Зима».
НРОСО. Х. Андрухаев «Река». Стихи поэтов Адыгеи об осени.
Великие русские писатели – 24 ч.
А. Пушкин Лирические стихотворения. «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…».
И. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна», «Ворона и лисица».
М. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…», «Утес», «Осень».
Л. Толстой «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?».
НРОСО. Н.Ю. Куек «Золотой кувшин». Произведения адыгейских писателей о Родине. Описание природы в произведениях адыгейских писателей.
Поэтическая тетрадь 2 – 6 ч.
Н. Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над морем…», «Дедушка Мазай и зайцы».
К. Бальмонт «Золотое слово».
И. Бунин Выразительное чтение стихотворений.
НРОСО. Стихи поэтов Адыгеи о зиме.
Литературные сказки – 8 ч.
Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» (присказка), «Сказка про храброго Зайца».
В. Гаршин «Лягушка-путешественница».
В. Одоевский «Мороз Иванович».
НРОСО. И. Машбаш «Приходи с доброй вестью».
Были-небылицы – 10 ч.
М. Горький «Случай с Евсейкой».
К. Паустовский «Растрепанный воробей».
А. Куприн «Слон».
НРОСО. Из истории народов Адыгеи.
Поэтическая тетрадь 1 – 6 ч.
С. Черный «Воробей», «Слон».
А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона».
С. Есенин «Черемуха».
Люби живое – 16 ч.
М. Пришвин «Моя Родина».
И. Соколов-Микитов «Листопадничек».
В. Белов «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку».
В. Бианки «Мышонок Пик».
Б. Житков «Про обезьянку».
В. Дуров «Наша Жучка».
В. Астафьев «Капалуха».
В. Драгунский «Он живой и светится…».
НРОСО. Д. Чуяко «Моя Адыгея».
Поэтическая тетрадь 2 – 8 ч.
С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…».
А. Барто «Разлука», «В театре».
С. Михалков «Если», «Рисунок».
Е. Благинина «Кукушка», «Котенок».
НРОСО. Стихи адыгейских писателей о весне.
Собирай по ягодке – наберешь кузовок – 12 ч.
Б. Щергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».
А. Платонов «Цветок на земле», «Еще мама».
М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники».
Н. Носов «Федина задача», «Телефон».
В. Драгунский «Друг детства».
НРОСО. Нартский эпос.
По страницам детских журналов – 8 ч.
Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».
Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели».
Г. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды».
Р. Сеф «Веселые стихи».
НРОСО. Детские журналы «Родничок» и «Жъогъобын».
Зарубежная литература – 8 ч.
Мифы Древней Греции.
Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок».
НРОСО. Легенды адыгов
Тематический план
№ п/п | Название темы, раздела | Кол-во часов |
Всего | Теоретические | | |
Проекты | Проверка техники чтения |
1 | Самое великое чудо на свете. | 5 | 5 | | |
2 | Устное народное творчество. | 14 | 13 | 1 | |
3 | Поэтическая тетрадь 1. | 11 | 11 | 1 | |
4 | Великие русские писатели. | 24 | 24 | | |
5 | Поэтическая тетрадь 2. | 6 | 5 | | 1 |
6 | Литературные сказки. | 8 | 8 | | |
7 | Были-небылицы. | 10 | 10 | | |
8 | Поэтическая тетрадь 1. | 6 | 6 | | |
9 | Люби живое. | 16 | 16 | | |
10 | Поэтическая тетрадь 2. | 8 | 8 | | |
11 | Собирай по ягодке – наберешь кузовок. | 12 | 12 | | |
12 | По страницам детских журналов. | 8 | 8 | | |
13 | Зарубежная литература. | 8 | 7 | | 1 |
Итого: | 136 | 132 | 2 | 2 |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов | | | |
| По плану | Факт | | | | | |
1 четверть – 32 часа Раздел 1. Самое великое чудо на свете – 5 часов. | | | |
1 | | | Введение. Знакомство с учебником. | 1 | | | |
2 | | | Знакомство с новым разделом. | 1 | | | |
3 | | | Рукописные книги Древней Руси. | 1 | | | |
4 | | | Первопечатник Иван Федоров. | 1 | | | |
5 | | | Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений. Проверка навыка чтения. | 1 | | | |
Раздел 2. Устное народное творчество – 14 часов. | | | |
6 | | | Знакомство с новым разделом. НРОСО. Адыгейские притчи. | 1 | | | |
7 | | | Русские народные песни. НРОСО. Адыгейские народные песни. | 1 | | | |
8 | | | Докучные сказки. | 1 | | | |
9 | | | Произведения прикладного искусства. НРОСО. Народное творчество адыгов. | 1 | | | |
10 | | | РНС «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | 1 | | | |
11 | | | РНС «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». НРОСО. Адыгейская народная сказка «Мудрая девушка». | 1 | | | |
12 | | | РНС «Иван-царевич и Серый Волк». | 1 | | | |
13 | | | РНС «Иван-царевич и Серый Волк». | 1 | | | |
14 | | | РНС «Иван-царевич и Серый Волк». | 1 | | | |
15 | | | РНС «Сивка-бурка». | 1 | | | |
16 | | | РНС «Сивка-бурка». НРОСО. Адыгейская народная сказка «За зло плати добром». | 1 | | | |
17 | | | Художники-иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин. | 1 | | | |
18 | | | КВН – обобщающий урок по разделу. | 1 | | | |
19 | | | Проект «Сочиняем сказку». Оценка достижений. | 1 | | | |
Раздел 3. Поэтическая тетрадь 1 – 11 часов. | | | |
20 | | | Знакомство с новым разделом. НРОСО. Стихи поэтов Адыгеи об осени. | 1 | | | |
21 | | | Проект «Как научиться читать стихи». | 1 | | | |
22 | | | Ф. Тютчев «Весенняя гроза». | 1 | | | |
23 | | | Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья». | 1 | | | |
24 | | | А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». | 1 | | | |
25 | | | И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…». | 1 | | | |
26 | | | И Никитин «Встреча зимы». НРОСО. Х. Андрухаев «Река». | 1 | | | |
27 | | | И. Суриков «Детство». | 1 | | | |
28 | | | И. Суриков «Зима». | 1 | | | |
29 | | | Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу). | 1 | | | |
30 | | | Оценка достижений. | 1 | | | |
Раздел 4. Великие русские писатели – 24 часа. | | | |
31 | | | Знакомство с новым разделом. НРОСО. Н.Ю. Куек «Золотой кувшин». | 1 | | | |
32 | | | А. Пушкин Жизнь А.С. Пушкина | 1 | | | |
2 четверть – 28 часов | | | |
33 | | | А. Пушкин Лирические стихотворения. | 1 | | | |
34 | | | А. Пушкин «Зимнее утро». | 1 | | | |
35 | | | А. Пушкин «Зимний вечер». | 1 | | | |
36 | | | А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». | 1 | | | |
37 | | | А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». | 1 | | | |
38 | | | А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». | 1 | | | |
39 | | | А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». | 1 | | | |
40 | | | Рисунки И. Билибина к сказкам А. Пушкина. НРОСО. Произведения адыгейских писателей о Родине. | 1 | | | |
41 | | | И. Крылов Жизнь и творчество И.А. Крылова. | 1 | | | |
42 | | | И. Крылов «Мартышка и очки». | 1 | | | |
43 | | | И. Крылов «Зеркало и обезьяна». | 1 | | | |
44 | | | И. Крылов «Ворона и лисица». НРОСО. Олицетворение животных в произведения писателей Адыгеи. | 1 | | | |
45 | | | М. Лермонтов жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. | 1 | | | |
46 | | | М. Лермонтова «Горные вершины», «На севере диком…». | 1 | | | |
47 | | | М. Лермонтов «Утес», «Осень». | 1 | | | |
48 | | | Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя). | 1 | | | |
49 | | | Л. Толстой «Акула». | 1 | | | |
50 | | | Л. Толстой «Прыжок». | 1 | | | |
51 | | | Л. Толстой «Лев и собачка». | 1 | | | |
52 | | | Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». | 1 | | | |
53 | | | Оценка достижений. НРОСО. Описание природы в произведениях адыгейских писателей. | 1 | | | |
54 | | | Литературный праздник (обобщения по разделу). | 1 | | | |
Раздел 5. Поэтическая тетрадь 2 – 6 часов. | | | Литературный праздник (обобщения по разделу). |
55 | | | Знакомство с новым разделом. НРОСО. Стихи поэтов Адыгеи о зиме. | 1 | | | |
56 | | | Н. Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором…». | 1 | | | |
57 | | | Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | 1 | | | |
58 | | | К. Бальмонт «Золотое слово». | 1 | | | |
59 | | | И. Бунин Выразительное чтение стихотворений. | 1 | | | |
60 | | | Урок-обобщение по разделу. Оценка достижений. | 1 | | | |
3 четверть – 40 часов Раздел 6. Литературные сказки – 8 часов. | | | |
61 | | | Знакомство с новым разделом. НРОСО. И. Машбаш «Приходи с доброй вестью». | 1 | | | |
62 | | | Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» (присказка). | 1 | | | |
63 | | | Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца». | 1 | | | |
64 | | | В. Гаршин «Лягушка-путешественница». | 1 | | | |
65 | | | В. Гаршин «Лягушка-путешественница». | 1 | | | |
66 | | | В. Одоевский «Мороз Иванович». | 1 | | | |
67 | | | В. Одоевский «Мороз Иванович». | 1 | | | |
68 | | | КВН (обобщающий урок по 1 части учебника). Оценка достижений. | 1 | | | |
Раздел 7. Были-небылицы – 10 часов. | | | |
69 | | | Знакомство с новым разделом. НРОСО. Из истории народов Адыгеи. | 1 | | | |
70 | | | М. Горький «Случай с Евсейкой». | 1 | | | |
71 | | | М. Горький «Случай с Евсейкой». | 1 | | | |
72 | | | К. Паустовский «Растрепанный воробей». | 1 | | | |
73 | | | К. Паустовский «Растрепанный воробей». | 1 | | | |
74 | | | К. Паустовский «Растрепанный воробей». | 1 | | | |
75 | | | А. Куприн «Слон». | 1 | | | |
76 | | | А. Куприн «Слон». | 1 | | | |
77 | | | А. Куприн «Слон». | 1 | | | |
78 | | | Урок-путешествие по разделу. Оценка достижений. | 1 | | | |
Раздел 8. Поэтическая тетрадь 1 – 6 часов. | | | |
79 | | | Знакомство с новым разделом. С. Черный «Что ты тискаешь утенка?». | 1 | | | |
80 | | | С. Черный «Воробей», «Слон». | 1 | | | |
81 | | | А. Блок «Ветхая избушка». | 1 | | | |
82 | | | А. Блок «Сны», «Ворона». | 1 | | | |
83 | | | С. Есенин «Черемуха». | 1 | | | |
84 | | | Урок-викторина по разделу. Оценка достижений. | 1 | | | |
Раздел 9. Люби живое – 16 часов. | | | |
85 | | | Знакомство с новым разделом. НРОСО. Д. Чуяко «Моя Адыгея». | 1 | | | |
86 | | | М. Пришвин «Моя Родина». | 1 | | | |
87 | | | И. Соколов-Микитов «Листопадничек». | 1 | | | |
88 | | | И. Соколов-Микитов «Листопадничек». | 1 | | | |
89 | | | В. Белов «Малька провинилась». | 1 | | | |
90 | | | В. Белов «Еще раз про Мальку». | 1 | | | |
91 | | | В. Бианки «Мышонок Пик». | 1 | | | |
92 | | | В. Бианки «Мышонок Пик». | 1 | | | |
93 | | | Б. Житков «Про обезьянку». | 1 | | | |
94 | | | Б. Житков «Про обезьянку». | 1 | | | |
95 | | | Б. Житков «Про обезьянку». НРОСО. Олицетворение животных в произведения писателей Адыгеи. | 1 | | | |
96 | | | В. Дуров «Наша Жучка». | 1 | | | |
97 | | | В. Астафьев «Капалуха». | 1 | | | |
98 | | | В. Драгунский «Он живой и светится…». | 1 | | | |
99 | | | Урок-конференция «Земля – наш дом родной» (обобщающий урок). | 1 | | | |
100 | | | Оценка достижений. | 1 | | | |
4 четверть – 36 часов Раздел 10. Поэтическая тетрадь 2 – 8 часов. | | | |
101 | | | Знакомство с новым разделом. НРОСО. Стихи адыгейских писателей о весне. | 1 | | | |
102 | | | С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…». | 1 | | | |
103 | | | А. Барто «Разлука». | 1 | | | |
104 | | | А. Барто «В театре». | 1 | | | |
105 | | | С. Михалков «Если», «Рисунок». | 1 | | | |
106 | | | Е. Благинина «Кукушка», «Котенок». | 1 | | | |
107 | | | «Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу). | 1 | | | |
108 | | | Оценка достижений. | 1 | | | |
Раздел 11. Собирай по ягодке – наберешь кузовок – 12 часов. | | | |
109 | | | Знакомство с новым разделом. НРОСО. Нартский эпос. | 1 | | | |
110 | | | Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». | 1 | | | |
111 | | | А. Платонов «Цветок на земле». | 1 | | | |
112 | | | А. Платонов «Цветок на земле». | 1 | | | |
113 | | | А. Платонов «Еще мама». | 1 | | | |
114 | | | А. Платонов «Еще мама». | 1 | | | |
115 | | | М. Зощенко «Золотые слова». | 1 | | | |
116 | | | М. Зощенко «Великие путешественники». | 1 | | | |
117 | | | Н. Носов «Федина задача». | 1 | | | |
118 | | | Н. Носов «Телефон». | 1 | | | |
119 | | | В. Драгунский «Друг детства». | 1 | | | |
120 | | | Урок-конкурс по пройденному разделу. Оценка достижений. | 1 | | | |
Раздел 12. По страницам детских журналов – 8 часов. | | | |
121 | | | Знакомство с новым разделом. НРОСО. Детский журнал «Родничок». | 1 | | | |
122 | | | Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». | 1 | | | |
123 | | | Ю. Ермолаев «Проговорился». | 1 | | | |
124 | | | Ю. Ермолаев «Воспитатели». | 1 | | | |
125 | | | Г. Остер «Вредные советы». | 1 | | | |
126 | | | Г. Остер «Как получаются легенды». | 1 | | | |
127 | | | Р. Сеф «Веселые стихи». | 1 | | | |
128 | | | Читательская конференция (обобщающий урок по разделу). НРОСО. Детский журнал «Жъогъобын». | 1 | | | |
Раздел 13. Зарубежная литература – 8 часов. | | | |
129 | | | Знакомство с новым разделом. Мифы Древней Греции. | 1 | | | |
130 | | | Мифы Древней Греции. | 1 | | | |
131 | | | Мифы Древней Греции. НРОСО. Легенды адыгов. | 1 | | | |
132 | | | Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок». | 1 | | | |
133 | | | Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок». | 1 | | | |
134 | | | Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок». | 1 | | | |
135 | | | «Брейн-ринг» (обобщающий урок по разделу). | 1 | | | |
136 | | | Обобщающий урок за курс 3 класса. | 1 | | | |