МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 П. ИЗВЕСТКОВЫЙ»
(МКОУ СОШ № 9 п. Известковый)
Рассмотрена на заседании ШМО Протокол № __ от «__»____2020 г. | Согласована Зам. директора по УР ________О. А. Еремеева от «__»____2020 г. | Утверждена приказом директора № ___ от «__»____2020 г. Директор _______________ Л. С. Шумилина |
Рабочая программа
по математике
класс 10
(базовый уровень)
Сроки реализации: 2020 – 2021 учебный год
Общее количество часов в 10 классе -135 часов
Автор / составитель:
ФИО: Ляликова Алена Сергеевна
Должность: учитель математики
п. Известковый, 2020 г.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, планируемыми результатами основного общего образования, с учебным планом на 2020 - 2021 учебный год. Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях; примерной программой по алгебре и началам анализа Ю. М. Колягин, М. В. Ткачева, Н. Е. Федорова, М. И. Шабунин и др., составитель Т.А. Бурмистрова «Алгебра и начало анализа - 10», , и по геометрии Л. С. Атанасян и др., составитель Т.А. Бурмистрова «Геометрия 10 - 11» М.: Просвещение, 2016г.
Специфика класса: базовый уровень.
Согласно учебному плану образовательного учреждения на 2020-2021 учебный год в 10 классе на математиу отводится по 4 часа в неделю (из федерального компонента - 4 часа неделю). В 2020-2021 учебном году в 10 классе 34 учебных недели планируется проведение 136 часов.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
1.1 Личностные
у учащихся будут сформированы:
ответственного отношения к учению;
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.
1.2 Метапредметные регулятивные УУД
учащиеся научатся:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
предвидеть уровень освоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
отичать способ действия и его результат с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
выделять и осознавать того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения, давать самооценку своей деятельности;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.
Познавательные УУД:
учащиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
использовать общие приемы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями, освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умения находить в различных источниках, в том числе контролируемом пространстве Интернета, информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные) и выводы;
формирования учебной и обще пользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения.
Коммуникативные УУД
учащиеся получат возможность научиться:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выборе общего решения в совместной деятельности.
1.3 Предметные
Модуль «Алгебра и начала математического анализа»
Числа и величины
Учащийся научится:
оперировать понятием радианная мера угла, выполнять преобразования радианной меры в градусную и градусной меры в радианную;
оперировать понятием комплексного числа, выполнять арифметические операции с комплексными числами;
изображать комплексные числа на комплексной плоскости, находить комплексную координату числа.
Учащийся получит возможность:
использовать различные меры измерения углов при решении геометрических задач, а также задач из смежных дисциплин;
применять комплексные числа для решения алгебраических уравнений
Выражения
Учащийся научится:
оперировать понятием корня n –ой степени, степени с рациональным показателем, степени с действительным показателем, логарифма;
применять понятия корня n-ой степени, степени с рациональным показателем, степени с действительным показателем, логарифма и их свойства в вычислениях и при решении задач;
выполнять тождественные преобразования выражений, содержащих корень n-ой степени, степени с рациональным показателем, степень с действительным показателем, логарифм;
оперировать понятиями косинус, синус, тангенс, котангенс угла поворота, арккосинус, арксинус, арктангенс и арккотангенс;
выполнять тождественные преобразования тригонометрических выражений.
Учащийся получит возможность:
выполнять многошаговые преобразования выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
применять тождественные преобразования выражений для решения задач из различных разделов курса.
Уравнения и неравенства
Учащийся научится:
решать иррациональные, тригонометрические, показательные и логарифмические уравнения, неравенства и их системы;
решать алгебраические уравнения на множестве комплексных чисел;
понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
применять графические представления для исследования уравнений;
Учащийся получит возможность:
овладеть приёмами решения уравнений, неравенств и систем уравнений; применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
применять графические представления для исследования уравнений, неравенств, систем уравнений, содержащих параметры.
Функции
Учащийся научится:
понимать и использовать функциональные понятия, язык (термины, символические обозначения);
выполнять построение графиков функций с помощью геометрических преобразований;
выполнять построение графиков вида , степенных, тригонометрических, обратных тригонометрических, показательных и логарифмических функций;
исследовать свойства функций;
понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.
Учащийся получит возможность:
проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера;
использовать функциональные представления и свойства функций для решения задач из различных разделов курса математики.
Модуль «Геометрия»
Учащийся научится:
оперировать понятиями: точка, прямая, плоскость в пространстве, параллельность, перпендикулярность прямых и плоскостей;
распознавать основные виды многогранников (призма, пирамида, прямоугольный параллелепипед, куб);
изображать геометрические фигуры с помощью чертёжных инструментов;
извлекать информацию о пространственных геометрических фигурах, представленную на чертежах;
применять теорему Пифагора при вычислении элементов стереометрических фигур;
находить объёмы и площади поверхностей простейших многогранников с применением формул;
распознавать тела вращения: конус, цилиндр, сферу, шар;
вычислять объёмы и площади поверхностей простейших многогранников и тел вращения с помощью формул;
оперировать понятием декартовы координаты в пространстве;
находить координаты вершин куба и прямоугольного параллелепипеда;
знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;
понимать роль математики в развитии России.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
соотносить абстрактные геометрические понятия и факты с реальными жизненными объектами и ситуациями;
использовать свойства пространственных геомтрических фигур для решения задач практического содержания;
соотносить площади поверхностей тел одинаковой формы различного размера;
оценивать форму правильного многогранника после спилов, срезов и т. п. (определять количество вершин, рёбер и граней полученных многогранников).
Учащийся получит возможность:
применять для решения задач геометрические факты, если если условия применения заданы в явной форме;
решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам;
делать (выносные) плоские чертежи из рисунков объёмных фигур, в том числе рисовать вид сверху, сбоку, строить сечения многогранников;
извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
применять геометрические факты для решения задач, в том числе, предполагающие несколько шагов решения;
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве;
формулировать свойства и признаки фигур;
доказывать геометрические утверждения;
задавать плоскость уравнением в декартовой системе координат;
владеть стандартной классификацией пространственных фигур (пирамида, призма, параллелепипед);
использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из других областей знаний;
решать простейшие задачи введением векторного базиса.
Содержание учебного предмета, курса
1. Степень с действительным показателем
Целые и рациональные числа. Действительные числа. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Арифметический корень натуральной степени. Степень с рациональным и действительным показателями.
Цель: формирование представлений о натуральных, целых числах, о рациональных числах, о периоде, о периодической дроби, о действительных числах, об иррациональных числах, о бесконечной десятичной периодической дроби, о модуле действительного числа; формирование умений определять бесконечно убывающую геометрическую прогрессию, вычислять по формуле сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии; овладение умением извлечения корня п-й степени и применение свойств арифметического корня натуральной степени; овладение навыками решения иррациональных уравнений, используя различные методы решения иррациональных уравнений и свойств степени с любым целочисленным показателем.
2. Степенная функция. Степенная функция, её свойства и график. Взаимно обратные функции. Сложная функция. Дробно-линейная функция.Равносильные уравнения и неравенства. Иррациональные уравнения. Иррациональные неравенства.
Цель: формирование представлений о степенной функции, о монотонной функции; формирование умений выполнять преобразование данного уравнения в уравнение-следствие, расширения области определения, проверки корней; овладение умением решать иррациональные уравнения методом возведения в квадрат обеих частей уравнения, проверки корней уравнения; выполнять равносильные преобразования уравнения и определять неравносильные преобразования уравнения.
3. Показательная функция. Показательная функция, её свойства и график. Показательные уравнения. Показательные неравенства. Системы показательных уравнений и неравенств.
Цель: формирование понятий о показательной функции, о степени с произвольным действительным показателем, о свойствах показательной функции, о графике функции, о симметрии относительно оси ординат, об экспоненте; формирование умения решать показательные уравнения различными методами: уравниванием показателей, введением новой переменной; овладение умением решать показательные неравенства различными методами, используя свойства равносильности неравенств; овладение навыками решения систем показательных уравнений и неравенств методом замены переменных, методом подстановки.
4. Логарифмическая функция. Логарифмы. Свойства логарифмов. Десятичные и натуральные логарифмы. Формула перехода. Логарифмическая функция, её свойства и график. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства.
Цель: формирование представлений о логарифме, об основании логарифма, о логарифмировании, о десятичном логарифме, о натуральном логарифме, о формуле перехода от логарифма с одним основанием к логарифму с другим основанием; формирование умения применять свойства логарифмов: логарифм произведения, логарифм частного, логарифм степени, при упрощении выражений, содержащих логарифмы; овладение умением решать логарифмические уравнения; переходя к равносильному логарифмическому уравнению, метод потенцирования, метод введения новой переменной, овладение навыками решения логарифмических неравенств.
5. Тригонометрические формулы. Радианная мера угла. Поворот точки вокруг начала координат. Определение синуса, косинуса и тангенса. Знаки синуса, косинуса и тангенса. Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. Тригонометрические тождества. Синус, косинус и тангенс углов α и α. Формулы сложения. Синус, косинус и тангенс двойного угла. Синус, косинус и тангенс половинного угла. Формулы приведения. Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов.
Цель: формирование представлений о радианной мере угла, о переводе радианной меры в градусную и наоборот, градусной - в радианную; о числовой окружности на координатной плоскости; о синусе, косинусе, тангенсе, котангенсе, их свойствах; о четвертях окружности; формирование умений упрощать тригонометрические выражения одного аргумента; доказывать тождества; выполнять преобразование выражений посредством тождественных преобразований; овладение умением применять формулы синуса и косинуса суммы и разности, формулы двойного угла для упрощения выражений; овладение навыками использования формул приведения и формул преобразования суммы тригонометрических функций в произведение.
6. Тригонометрические уравнения. Уравнение cos x = a. Уравнение sin x = a. Уравнение tgx=a. Решение тригонометрических уравнений.
Цель: формирование представлений о решении тригонометрических уравнений на числовой окружности, об арккосинусе, арксинусе, арктангенсе, арккотангенсе числа; формирование умений решения простейших тригонометрических уравнений, однородных тригонометрических уравнений; овладение умением решать тригонометрические уравнения методом
Геометрия
7. Введение. Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.
Цель: сформировать представление учащихся об основных понятиях и аксиомах стереометрии, их использование при решении стандартных задач.
8. Параллельность прямых и плоскостей. Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное расположение прямых в пространстве, угол между двумя прямыми. Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед.
Цель: дать учащимся систематические сведения о параллельности прямых и плоскостей в пространстве.
При изучении материала темы следует обратить внимание на часто используемый метод доказательства от противного, знакомый учащимся из курса планиметрии. Учащиеся знакомятся с различными способами изображения пространственных фигур на плоскости.
9. Перпендикулярность прямых и плоскостей. Перпендикулярность прямой и плоскости, Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей.
Цель: дать учащимся систематические сведения о перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве, ввести понятие угол между прямыми и плоскостями, между плоскостями.
10. Многогранники. Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники.
Цель: сформировать понятие вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера. Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб. Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида. Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая, зеркальная). Примеры симметрии в окружающем мире. Сечения куба, призмы, пирамиды. Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).
Тематическое планирование
№ | Тема (раздел) | Кол-во часов | УУД |
| Введение | 3 | Перечислять основные фигуры в пространстве (точка, прямая, плоскость), формулировать три аксиомы об их взаимном расположении и иллюстрировать эти аксиомы примерами из окружающей обстановки Формулировать и доказывать теорему о плоскости, проходящей через прямую и не лежащую на ней точку, и теорему о плоскости, проходящей через две пересекающиеся прямые. |
| Параллельность прямых и плоскостей | 17 | Формулировать определение параллельных прямых в пространстве, формулировать и доказывать теоремы о параллельных прямых; объяснять, какие возможны случаи взаимного расположения прямой и плоскости в пространстве, и приводить иллюстрирующие примеры из окружающей обстановки; формулировать определение параллельных прямой и плоскости, формулировать и доказывать утверждения о параллельности прямой и плоскости (свойства и признак); решать задачи на вычисление и доказательство, связанные со взаимным расположением прямых и плоскостей Объяснять, какие возможны случаи взаимного расположения двух прямых в пространстве, и приводить иллюстрирующие примеры; формулировать определение скрещивающихся прямых, формулировать и доказывать теорему, выражающую признак скрещивающихся прямых, и теорему о плоскости, проходящей через одну из скрещивающихся прямых и параллельной другой прямой; объяснять, какие два луча называются сонаправленными, формулировать и доказывать теорему об углах с сонаправленными сторонами; объяснять, что называется углом между пересекающимися прямыми и углом между скрещивающимися прямыми; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные со взаимным расположением двух прямых и углом между ними Формулировать определение параллельных плоскостей, формулировать и доказывать утверждения о признаке и свойствах параллельных плоскостей, использовать эти утверждения при решении задач Объяснять, какая фигура называется тетраэдром и какая параллелепипедом, показывать на чертежах и моделях их элементы, изображать эти фигуры на рисунках, иллюстрировать с их помощью различные случаи взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве; формулировать и доказывать утверждения о свойствах параллелепипеда; объяснять, что называется сечением тетраэдра (параллелепипеда), решать задачи на построение сечений тетраэдра и параллелепипеда на чертеже. |
| Степень с действительным показателем | 11 | Находить сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии. Переводить бесконечную периодическую дробь в обыкновенную дробь.Приводить примеры (давать определение) арифметических корней натуральной степени. Применять правила действий с радикалами, выражениями со степенями с рациональным показателем при вычислениях и преобразованиях выражений. Доказывать тождества, содержащие корень натуральной степени и степени с любым действительным показателем, применяя различные способы. |
| Степенная функция | 13 | По графикам степенных функций (в зависимости от показателя степени) описывать их свойства (монотонность, ограниченность, чётность, нечётность). Строить схематически график степенной функции в зависимости от принадлежности показателя степени (в аналитической записи рассматриваемой функции) к одному из рассматриваемых числовых множеств (при показателях, принадлежащих множеству целых чисел, при любых действительных показателях) и перечислять её свойства. Определять, является ли функция обратимой. Приводить примеры степенных функций (заданных с помощью формулы или графика), обладающих заданными свойствами (например, ограниченности). Разъяснять смысл перечисленных свойств. Анализировать поведение функций на различных участках области определения. Распознавать равносильные преобразования, преобразования, приводящие к уравнению-следствию. Решать простейшие иррациональные уравнения. Распознавать графики и строить графики степенных функций, используя графопостроители, изучать свойства функций по их графикам. Выполнять преобразования графиков степенных функций: параллельный перенос. Применять свойства степенной функции при решении прикладных задач. |
| Перпендикулярность прямых и плоскостей | 17 | Формулировать определение перпендикулярных прямых в пространстве; формулировать и доказывать лемму перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей прямой; формулировать определение прямой, перпендикулярной к плоскости, и приводить иллюстрирующие примеры из окружающей обстановки; формулировать и доказывать теоремы (прямую и обратную) о связи между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости, теорему, выражающую признак перпендикулярности прямой и плоскости, и теорему о существовании и единственности прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной к данной плоскости; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с перпендикулярностью прямой и плоскости Объяснять, что такое перпендикуляр и наклонная к плоскости, что называется проекцией наклонной; что называется расстоянием: от точки до плоскости, между параллельными плоскостями, между параллельными прямой и плоскостью, между скрещивающимися прямыми; формулировать и доказывать теорему о трёх перпендикулярах и применять её при решении задач; объяснять, что такое ортогональная проекция точки (фигуры) на плоскость, и доказывать, что проекцией прямой на плоскость, неперпендикулярную к этой прямой, является прямая; объяснять, что называется углом между прямой и плоскостью и каким свойством он обладает; объяснять, что такое центральная проекция точки (фигуры) на плоскость Объяснять, какая фигура называется двугранным углом и как он измеряется; доказывать, что все линейные углы двугранного угла равны друг другу; объяснять, что такое угол между пересекающимися плоскостями и в каких пределах он изменяется; формулировать определение взаимно перпендикулярных плоскостей, формулировать и доказывать теорему о признаке перпендикулярности двух плоскостей; объяснять, какой параллелепипед называется прямоугольным, формулировать и доказывать утверждения о его свойствах; решать задачи на вычисление и доказательство с использованием теорем о перпендикулярности прямых и плоскостей, а также задачи на построение сечений прямоугольного параллелепипеда на чертеже. Использовать компьютерные программы при изучении вопросов, связанных со взаимным расположением прямых и плоскостей в пространстве. |
| Показательная функция | 10 | По графикам показательной функции описывать её свойства (монотонность, ограниченность). Приводить примеры показательной функции (заданной с помощью формулы или графика), обладающей заданными свойствами (например, ограниченности). Разъяснять смысл перечисленных свойств. Анализировать поведение функций на различных участках области определения. Решать простейшие показательные уравнения, неравенства и их системы. Решать показательные уравнения методами разложения на множители, способом замены неизвестного, с использованием свойств функции, решать уравнения, сводящиеся к квадратным. Распознавать графики и строить график показательной функции, используя графопостроители, изучать свойства функции по графикам. Формулировать гипотезы о количестве корней уравнений, содержащих показательную функцию, и проверять их. Выполнять преобразования графика показательной функции: параллельный перенос, растяжение (сжатие) вдоль оси ординат. Применять свойства показательной функции при решении прикладных задач. |
| Логарифмическая функция | 15 | Выполнять простейшие преобразования логарифмических выражений с использованием свойств логарифмов, с помощью формул перехода. По графику логарифмической функции описывать её свойства (монотонность, ограниченность). Приводить примеры логарифмической функции (заданной с помощью формулы или графика), обладающей заданными свойствами (например, ограниченности). Разъяснять смысл перечисленных свойств. Решать простейшие логарифмические уравнения, логарифмические неравенства. Распознавать графики и строить график логарифмической функции, используя графопостроители, изучать свойства функции по графикам. Выполнять преобразования графика логарифмической функции: параллельный перенос. Применять свойства логарифмической функции при решении прикладных задач. |
| Многогранники | 12 | Объяснять, какая фигура называется многогранником и как называются его элементы, какой многогранник называется выпуклым, приводить примеры многогранников; объяснять, какой многогранник называется призмой и как называются её элементы, какая призма называется прямой, наклонной, правильной, изображать призмы на рисунке; объяснять, что называется площадью полной (боковой) поверхности призмы и доказывать теорему о площади боковой поверхности прямой призмы; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с призмой. Объяснять, какой многогранник называется пирамидой и как называются её элементы, что называется площадью полной (боковой) поверхности пирамиды; объяснять, какая пирамида называется правильной, доказывать утверждение о свойствах её боковых рёбер и боковых граней и теорему о площади боковой поверхности правильной пирамиды; объяснять, какой многогранник называется усечённой пирамидой и как называются её элементы, доказывать теорему о площади боковой поверхности правильной усечённой пирамиды; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с пирамидами, а также задачи на построение сечений пирамид на чертеже Объяснять, какие точки называются симметричными относительно точки (прямой, плоскости), что такое центр (ось, плоскость) симметрии фигуры, приводить примеры фигур, обладающих элементами симметрии, а также примеры симметрии в архитектуре, технике, природе; объяснять, какой многогранник называется правильным, доказывать, что не существует правильного многогранника, гранями которого являются правильные n-угольники при n ≥ 6; объяснять, какие существуют виды правильных многогранников и какими элементами симметрии они обладают. |
| Тригонометрические формулы. Промежуточная аттестация | 21 | Переводить градусную меру в радианную и обратно. Находить на окружности положение точки, соответствующей данному действительному числу. Находить знаки значений синуса, косинуса, тангенса числа. Выявлять зависимость между синусом, косинусом, тангенсом одного и того же угла. Применять данные зависимости для доказательства тождества. Применять при преобразованиях и вычислениях формулы связи тригонометрических функций углов a и –a, формулы сложения, формулы двойных и половинных углов, формулы приведения. Применять все изученные свойства и формулы при решении прикладных задач. |
| Тригонометрические уравнения | 15 | Находить арксинус, арккосинус, арктангенс действительного числа, грамотно формулируя определение. Применять формулы для нахождения корней уравнений cos х = а, sin x = a, tg х = а. Уметь решать тригонометрические уравнения: линейные относительно синуса, косинуса, тангенса угла (числа), сводящиеся к квадратным и другим алгебраическим уравнениям после замены неизвестного, сводящиеся к простейшим тригонометрическим уравнениям после разложения на множители. Применять все изученные свойства и способы решения тригонометрических уравнений и неравенств при решении прикладных задач. |
| Итоговое повторение | 2 | Итоговое повторение за курс 10 класса |
Календарно – тематическое планирование
7 класс
№ | Тема урока | Дата по плану | Дата фактичес кая |
Введение |
| Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. | | |
| Некоторые следствия из аксиом | | |
| Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом. Решение задач | | |
Параллельность прямых и плоскостей |
| Параллельные прямые в пространстве | | |
| Параллельность трех прямых | | |
| Параллельность прямой и плоскости | | |
| Решение задач по теме: «Параллельность прямых, прямой и плоскости» | | |
| Скрещивающиеся прямые. Проведение через одну из скрещивающихся прямых плоскости, параллельной другой прямой | | |
| Угол с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми. | | |
| Решение задач по теме: «Взаимное расположение прямых в пространстве, угол между двумя прямыми» | | |
| Контрольная работа по теме «Взаимное расположение прямых в пространстве, угол между двумя прямыми» | | |
| Параллельные плоскости. Признак параллельности двух плоскостей | | |
| Свойства параллельных плоскостей | | |
| Дигностическая работа | | |
| Тетраэдр | | |
| Параллелепипед. Свойства граней и диагоналей параллелепипеда | | |
| Задачи на построение сечений тетраэдра и параллелепипеда. | | |
| Обобщение по теме «Параллельность прямых и плоскостей» | | |
| Зачёт №1: «Параллельность прямых и плоскостей» | | |
| Контрольная работа по теме «Параллельность плоскостей Тетраэдр и параллелепипед» | | |
Степень с действительным показателем |
| Действительные числа | | |
| Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. | | |
| Сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии. | | |
| Арифметический корень натуральной степени. | | |
| Арифметический корень натуральной степени. Свойства. | | |
| Решение упражнений по теме «Арифметический корень натуральной степени». | | |
| Степень с рациональным показателем | | |
| Степень с действительным показателем | | |
| Степень с рациональным и действительным показателями | | |
| Обобщающий урок по теме: «Степень с действительным показателем» | | |
| Контрольная работа по теме «Степень с действительным показателем». | | |
Степенная функция |
| Степенная функция, её свойства и график. | | |
| Решение упражнений по теме «Степенная функция, её свойства и график». | | |
| Степенная функция, её свойства и график. Проверочная работа. | | |
| Взаимно обратные функции. | | |
| Сложная функция. | | |
| Дробно – линейная функция. | | |
| Равносильные уравнения. | | |
| Равносильные неравенства. | | |
| Иррациональные уравнения. | | |
| Решение упражнений по теме «Иррациональные уравнения». | | |
| Обобщающий урок по теме: «Степенная функция» | | |
| Обобщающий урок по теме: «Иррациональные уравнения» | | |
| Контрольная работа по теме «Степенная функция». | | |
Перпендикулярность прямых и плоскостей |
| Перпендикулярные прямые в пространстве. | | |
| Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости | | |
| Признак перпендикулярности прямой и плоскости | | |
| Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости | | |
| Решение задач на тему: «Перпендикулярность прямых и плоскостей» | | |
| Расстояние от точки до плоскости | | |
| Теорема о трех перпендикулярах | | |
| Угол между прямой и плоскостью | | |
| Решение задач по теме: «Теорема о трех перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью» | | |
| Решение задач по теме: «Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью» | | |
| Обобщение по теме: «Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью» | | |
| Двугранный угол. Линейный угол двугранного угла | | |
| Признак перпендикулярности двух плоскостей | | |
| Прямоугольный параллелепипед. Свойство диагоналей прямоугольного параллелепипеда | | |
| Перпендикулярность прямых и плоскостей, перпендикулярность плоскостей | | |
| Зачёт №2 «Перпендикулярность прямых и плоскостей» | | |
| Контрольная работа по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей» | | |
Показательная функция |
| Показательная функция, её свойства и график. | | |
| Решение упражнений по теме «Показательная функция, её свойства и график». | | |
| Показательные уравнения. | | |
| Решение упражнений по теме «Показательные уравнения». | | |
| Показательные неравенства. | | |
| Решение упражнений по теме «Показательные неравенства». | | |
| Системы показательных уравнений и неравенств. | | |
| Решение упражнений по теме «Системы показательных уравнений и неравенств». | | |
| Обобщающий урок по теме: «Показательная функция» | | |
| Контрольная работа по теме «Показательная функция». | | |
Логарифмическая функция |
| Логарифмы | | |
| Решение упражнений по теме «Логарифмы» | | |
| Свойства логарифмов. | | |
| Решение упражнений по теме «Свойства логарифмов». | | |
| Десятичные и натуральные логарифмы. | | |
| Формула перехода | | |
| Логарифмическая функция, её свойства и график. | | |
| Решение упражнений по теме «Логарифмическая функция, её свойства и график». | | |
| Логарифмические уравнения | | |
| Решение упражнений по теме «Логарифмические уравнения» | | |
| Логарифмические неравенства | | |
| Решение упражнений по теме «Логарифмические неравенства» | | |
| Обобщающий урок по теме: «Логарифмическая функция» | | |
| Обобщающий урок по теме: «Логарифмические уравнения и неравенства» | | |
| Контрольная работа по теме «Логарифмическая функция» | | |
Многогранники |
| Понятие многогранника. Геометрическое тело. Призма | | |
| Виды призм. Площадь поверхности прямой призмы | | |
| Наклонная призма. Площадь поверхности наклонной призмы | | |
| Пирамида. Площадь полной поверхности пирамиды | | |
| Правильная пирамида. Площадь боковой поверхности правильной пирамиды | | |
| Усеченная пирамида. Площадь боковой поверхности усеченной пирамиды | | |
| Симметрия в пространстве | | |
| Понятие правильного многогранника | | |
| Элементы симметрии правильных многогранников | | |
| Обобщение по теме: «Правильные многогранники» | | |
| Зачёт №2 «Многогранники» | | |
| Контрольная работа по теме Многогранники» | | |
Тригонометрические формулы |
| Радианная мера угла. | | |
| Поворот точки вокруг начала координат. | | |
| Решение упражнений по теме «Поворот точки вокруг начала координат». | | |
| Определение синуса, косинуса и тангенса угла. | | |
| Решение упражнений по теме «Определение синуса, косинуса и тангенса угла». | | |
| Знаки синуса косинуса и тангенса. | | |
| Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. | | |
| Решение упражнений по теме «Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла». | | |
| Тригонометрические тождества. | | |
| Решение упражнений по теме «Тригонометрические тождества». | | |
| Синус, косинус и тангенс углов α и - α | | |
| Формулы сложения. | | |
| Решение упражнений по теме «Формулы сложения». | | |
| Синус, косинус и тангенс двойного угла. | | |
| Синус, косинус и тангенс половинного угла. | | |
| Формулы приведения. | | |
| Промежуточная аттестация. Контрольная работа | | |
| Решение упражнений по теме «Формулы приведения». | | |
| Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов. | | |
| Обобщающий урок по теме: «Тригонометрические формулы» | | |
| Контрольная работа по теме «Тригонометрические формулы » | | |
Тригонометрические уравнения |
| Уравнение COS Х = а | | |
| Решение упражнений по теме «Уравнение COS Х = а» | | |
| Уравнение COS Х = а. Проверочная работа | | |
| Уравнение SIN Х = а | | |
| Решение упражнений по теме «Уравнение SIN Х = а» | | |
| Уравнение SIN Х = а. Проверочная работа | | |
| Уравнение tg Х = а | | |
| Уравнение tg Х = а | | |
| Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим. | | |
| Однородные уравнения | | |
| Решение тригонометрических уравнений, сводящихся к алгебраическим. | | |
| Методы замены неизвестного и разложения на множители. | | |
| Метод оценки левой и правой части тригонометрического уравнения. | | |
| Обобщающий урок по теме: «Тригонометрические уравнения» | | |
| Контрольная работа по теме: «Тригонометрические уравнения» | | |
Повторение |
| Рациональные уравнения и неравенства | | |
| Показательные и логарифмические уравнения и неравенства | | |
Приложение к рабочей программе
Демоверсия промежуточной аттестации
10 класс
Форма проведения промежуточной аттестации –контрольная работа.
Контрольная работа состоит из 7 заданий.
Время выполнения работы 45 мин.
Критерии оценивания
Оценка «5» ставится, если выполнены все задания
Оценка «4» ставится, если выполнены 5 задания при условии, что среди них есть хотя бы одно задание из последних двух.
Оценка «3» ставится, если выполнены, верно, любые 3 задания.
Оценка «2» ставится, если выполнено менее 3 заданий.
Контрольная работа
Найдите значение выражения:
а) б) при а = 0,1 ;
в) ; г) 2 + .
2. Найдите sinα, еслиcosα = -0,6 и
3. Вычислите: 2sin15˚۫∙cos15˚.
4. Решите уравнение:
а) = 9 ; б) ;
в) г) = .
д) 2sinx- 1 = 0. Укажите наибольший отрицательный корень
в градусах.
Решите неравенство:
а) log3 (1 – x) log3 (3 – 2x) ;
б)
в) .
В правильной четырёхугольной пирамиде со стороной основания 6 см и длиной бокового ребра см найти косинус угла наклона бокового ребра к плоскости основания и площадь боковой поверхности.
Стороны основания прямого параллелепипеда равны 8 см и 15 см и образуют угол в 60˚. Меньшая из площадей диагональных сечений равна 130 см2. Найти площадь полной поверхности параллелепипеда.