Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Малинская средняя общеобразовательная школа
имени П. М. Овсянкина»
городского округа Ступино
Московской области
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО естественно-математического цикла _________Е.А.Голунга Протокол №________ от «____»_______2021г. | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР _____Е.В. Калугина «____»_________2021г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Малинская СОШ» ____________С.В.Ильина Приказ №_____________ от «____»_________2021г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
обще интеллектуального направления
«Увлекательная математика»
6 «в» класс
Составитель: Макарова Наталья Сергеевна
учитель математики
первой категории
2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
общеобразовательной средней школы разработана на основе следующих нормативно-
правовых документов:
Программа внеурочной деятельности «Увлекательная математика» для 6 класса МБОУ «Малинская СОШ им. П.М. Овсянкина» относится к обще -интеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Она составлена на основе
Федерального закона №273 – ФЗ 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации».
«Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», приказ МОиН РФ № 1897 от 17.12.2010 г.
Приказ МОиН РФ №1008 от 29.08.2013г «Порядок организации осуществления образовательной деятельности дополнительным общеобразовательным программам».
Программы «Математика. Занятия школьного курса. 5-6 классы». Авторы О.С.Шейнина, Г.М.Соловьева – М.:Издательство НЦ ЭНАС, 2007.
Учебного плана МБОУ «Малинская СОШ им. П.М. Овсянкина» на 2020-2021 учебный год.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с Образовательной программой школы на изучение курса «Увлекательная математика» в 6 классе основной школы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами реализации программы станет формирование
представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости
математики в развитии цивилизации и современного общества, а так же формирование и
развитие универсальных учебных умений самостоятельно определять, высказывать,
исследовать и анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей правила
поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Метапредметными результатами реализации программы станет формирование
общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и
являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер
человеческой деятельности, а именно следующих универсальных учебных действий.
Ученик научится:
Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять
информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Ученик получит возможность научиться:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая
информация нужна для решения той или иной задачи.
Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
явления; определять причины явлений, событий.
знаний.
Предметными результатами реализации программы станет создание фундамента для
математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для
математической деятельности.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по учебно-познавательному направлению «Увлекательная математика» обучающиеся
научатся
определять основные ключевые понятия математики;
находить способы решения головоломок, ребусов;
находить некоторые сведения об истории математической науки, о счете у первобытных людей;
находить информацию о некоторых великих математиках и их достижениях;об открытии нуля; признак делимости; о некоторых областях применения математики в быту, науке, технике, искусстве;
применять навыки быстрого счета, счета на руках;
рещать головоломку Пифагора, Колумбово яйцо; число Шахерезады; числа палиндромы;
применять некоторые методы рассуждения;
Находить простые и сложные высказывания;
Находить составные части математических высказываний;
определять необходимые и достаточные условия.
Получат возможность научиться
решать занимательные задачи, задачи повышенной трудности;
решать задачи на переливание жидкости;
определять без вычислений делится или нет данное число на 11;
правильно употреблять математические термины;
решать задачи на математическую логику;
строить логические рассуждения;
самостоятельно принимать решения, делать выводы.
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения задач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Кол-во часов |
По плану | По факту |
1 | Из истории математики | 5 | |
2 | Великие математики | 6 | |
3 | Из науки о числах | 9 | |
4 | Логика в математике | 8 | |
5 | Геометрические головоломки | 6 | |
| Итого | 34 | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | дата |
По плану | По факту |
| Из истории математики | | |
1 | Арифметика каменного века. Числа начинают получать имена | | |
2 | Загадка числа «7» | | |
3 | Живая счетная машина | | |
4 | Дюжины и гроссы | | |
5 | Математика Вавилона | | |
| Великие математики | | |
6 | Пифагор и его школа | | |
7 | Архимед | | |
8 | Задачи на переливание жидкостей | | |
9 | Мухаммед из Хорезма | | |
10 | Развитие математики в России | | |
11 | Л.Ф.Магницкий и его «Арифметика» | | |
| Из науки о числах | | |
12 | Открытие нуля | | |
13 | Число Шахеризады | | |
14 | Любопытные свойства натуральных чисел | | |
15 | Признак делимости на 11 | | |
16 | Числа счастливые и несчастливые | | |
17 | Арифметические ребусы | | |
18 | Некоторые приемы быстрого счета | | |
19 | Числовые головоломки | | |
20 | Арифметическая викторина | | |
| Логика в математике | | |
21 | Учимся правильно рассуждать | | |
22 | В математике «не», «и», «или» | | |
23 | Понятия «следует», «равносильно» | | |
24 | Составные части математических высказываний | | |
25 | Верные и неверные высказывания | | |
26 | Необходимые и достаточные условия | | |
27 | Затруднительные положения | | |
28 | Несколько задач на планирование | | |
| Геометрические головоломки | | |
29 | Головоломка Пифагора | | |
30 | Удивительные луночки | | |
31 | Колумбово яйцо | | |
32 | Лист Мебиуса | | |
33 | Не верь глазам своим | | |
34 | Заключительное занятие - игра «Верю, не верю» | | |
| Всего | 34 | |