1.Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Математика» 8 класса для обучающихся с умственной отсталостью рассчитана на 2019 – 2020 учебный год.
Данная рабочая программа по математике в 8 классе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5 – 9 классов под редакцией В.В. Воронковой М.: Гуманитарный Издательский центр «Владос», 2015 г., допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствует 1 варианту базисного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии. Данная рабочая программа по математике задает перечень тем и разделов, которые подлежат обязательному изучению в 8 классе и ориентирована на учебник «Математика» для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автора Т.В. Алышевой, М.: Просвещение, 2015 грекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Данная рабочая программа разработана также на основе следующих документов:
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
Предлагаемая программа по математике ориентирована на учебник для 8 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Математика. 8 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида авт. Т.В. Алышева – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Цель изучения курса математики: расширение у учащихся с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.
Задачи изучения курса математики:
дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
развивать речь учащихся, обогащать еѐ математической терминологией;
Коррекционно-развивающие задачи обучения математике в 8 классе:
1. Совершенствование сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
- оптико-пространственной ориентации,
- зрительно-моторной координации и др.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие зрительной памяти и внимания;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений ориентации;
развитие представлений о времени;
развитие слухового внимания и памяти;
развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
навыков соотносительного анализа;
навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; - умения планировать деятельность;
развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).
6.Развитие речи, овладение техникой речи.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
В процессе реализации образовательной программы по математике решаются коррекционно-развивающие задачи:
коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объѐма внимания) путѐм выполнения упражнений, заданий
коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь)
коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) путѐм выполнения упражнений
коррекция и развитие зрительного восприятия
развитие слухового восприятия
коррекция и развитие тактильного восприятия
коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности, соразмеренности движений)
коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления) коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоциональноволевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умения выражать свои чувства)
2.Содержание программы
1.Числа целые и дробные (3ч )
Числа целые и дробные, полученные при счете, при измерении величин. Арабские и римские цифры. Таблица разрядов и классов. Разрядные единицы.
2.Нумерация чисел в пределах 1.000.000(7ч) Чтение и запись чисел в пределе 1000000. Сравнение чисел. Натуральный ряд чисел, счет группами. Разностное и кратное сравнение чисел. Округление чисел до единиц, десятков, сотен, тысяч.
3.Сложение и вычитание в пределе 1000000 (6ч) Присчитывание и отсчитывание чисел 2,20,200,2000, 20000,5,50,500,5000,50000,25,250,2500,25000 в пределах 1000000, устно с записью получаемых при счёте чисел, с использованием счётов. Письменное сложение, вычитание чисел, полученных при измерении одной; двумя единицами стоимости, длины, массы, выраженных в десятичных дробях. Замена целых и смешанных чисел неправильными дробями.
4.Умножение и деление на однозначное число (5ч) 5.Умножение и деление на 10, 100, 1000 (3ч) 6. Умножение и деление на круглые десятки, сотни, тысячи (5ч) 7.Умножение и деление на двузначное число (5ч)
Умножение и деление обыкновенных и десятичных дробей ( в том числе чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами стоимости, длины, массы, выраженных в десятичных дробях) на однозначные, двузначные целые числа.
8.Геометрический материал (4ч)
Распознавание геометрических фигур. Окружность, линии в круге. Градус. Градусное измерение углов. Симметрия. Построение симметричных фигур
9.Обыкновенные дроби (14ч)
Чтение и запись обыкновенных дробей. Правильные и неправильные дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем. Вычитание дроби из единицы, целого числа. Сложение и вычитание смешанных дробей. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Нахождение дроби от числа
10.Площади (5ч)
Площадь. Обозначение площади. Единицы измерения площади: 1кв. мм,1 кв. дм, 1 кв. м, 1кв.км, их соотношения.
Единицы измерения земельных площадей: 1га, 1а, их соотношения.Измерение и вычисление площади прямоугольника. Числа, полученные при измерении одной, двумя единицами площади, их преобразования, выражения в десятичных дробях
11.Сложение и вычитание целых и дробных чисел (4ч)
Сложение и вычитание дробных чисел. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. Решение задач на сложение и вычитание целых и дробных чисел.
12.Геометрический материал (5ч)
Нахождение периметра и площади. Построение треугольников по заданным длинам двух сторон и градусной мере угла, заключённого между ними, по длине стороны и градусной мере двух углов, прилежащих к ней. Построение точки, отрезка, треугольника, четырёхугольника, окружности симметричных данным относительно оси, центра симметрии
13. Действия с дробями (14ч)
Преобразования обыкновенных дробей. Замена целого и смешанного чисел неправильной дробью. Сокращение дробей. Умножение и деление обыкновенных дробей и смешанных чисел на целое число. Примеры на все арифметические действия с дробями. Простые текстовые задачи.
14. Измерение величин (29ч)
Целые числа, полученные при измерении величин. Крупные и мелкие меры. Запись чисел, полученных при измерении величин, десятичной дробью. Замена десятичных дробей целыми числами. Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по его десятичной дроби.
15.Повторение (27).
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела (темы) | Всего часов | В том числе |
| | | Кол-во контрольных работ | Кол-во часов на с.р. |
1 | Числа целые и дробные | 3 | - | |
2 | Нумерация чисел в пределах 1.000.000 | 7 | 1 | 3 |
3 | Сложение и вычитание в пределе 1000000 | 6 | - | 5 |
4 | Умножение и деление на однозначное число | 5 | 1 | 2 |
5 | Умножение и деление на 10, 100,1000 | 3 | - | 2 |
6 | Умножение и деление на круглые десятки, сотни, тысячи | 5 | 1 | 2 |
7 | Умножение и деление на двузначное число | 5 | 1 | 2 |
8 | Геометрический материал | 4 | - | |
9 | Обыкновенные дроби | 14 | 1 | 4 |
10 | Площади | 5 | 1 | 3 |
11 | Сложение и вычитание целых и дробных чисел | 4 | - | 2 |
12 | Геометрический материал | 5 | 1 | 2 |
13 | Действия с дробями | 14 | 1 | 4 |
14 | Измерение величин | 29 | 2 | 3 |
15 | Повторение | 27 | - | |
| Всего | 136 | 10 | 34 |
3. Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов на с.р. | | |
По плану | По факту | |
Числа целые и дробные (3ч ) | | |
1. | 02.09 | | Числа целые и дробные, полученные при счете и при измерении величин. | | |
2. | 02.09 | | Арабские и римские цифры. | | |
3. | 04.09 | | Таблица разрядов и классов. Разрядные единицы. | | |
Нумерация чисел в пределах 1.000.000 (7ч) | | |
| 04.09 | | Чтение и запись чисел в пределе 1000000. | 3ч | |
| 09.09 | | Сравнение чисел. | | |
| 09.09 | | Натуральный ряд чисел, счет группами. | | |
| 11.09 | | Разностное и кратное сравнение чисел. | | |
| 11.09 | | Округление чисел до единиц, десятков, сотен, тысяч. | | |
| 16.09 | | Контрольная работа №1.по теме «Нумерация чисел». | | |
| 16.09 | | Анализ контрольной работы и коррекция знаний . | | |
Сложение и вычитание в пределе 1000000 (6ч) | | |
| 18.09 | | Устное и письменное сложение. | | |
| 18.09 | | Устное и письменное вычитание. | | |
| 23.09 | | Нахождение неизвестных компонентов при сложении. | 2ч | |
| 23.09 | | Нахождение неизвестных компонентов при вычитании | | |
| 25.09 | | Разностное сравнение чисел | | |
| 25.09 | | Сложение и вычитание десятичных дробей | 3ч | |
Умножение и деление на однозначное число (5ч) | | | |
| 25.09 | | Устное и письменное умножение на однозначное число (Практикум) | | |
| 30.09 | | Деление целого числа на однозначное число | | |
| 30.09 | | Умножение и деление десятичной дроби на однозначное число | 2ч | |
| 02.10 | | Контрольная работа №2. «Действия с числами в пределах миллиона» | | |
| 02.10 | | Анализ контрольной работы и коррекция знаний | | |
Умножение и деление на 10, 100, 1000 (3ч) | | |
| 07.10 | | Умножение и деление на 10 | 1ч | |
| 07.10 | | Умножение и деление на 100 | | |
| 09.10 | | Умножение и деление на 1000 | 1ч | |
Умножение и деление на круглые десятки, сотни, тысячи(5ч) | | |
| 09.10 | | Умножение и деление на круглые десятки | | |
| 14.10 | | Умножение и деление на круглые сотни | | |
| 14.10 | | Умножение и деление на круглые тысячи | 2ч | |
| 16.10 | | Контрольная работа №3.по теме «Умножение и деление на круглые десятки сотни тысячи» | | |
| 16.10 | | Анализ контрольной работы и коррекция знаний | | |
Умножение и деление на двузначное число (5ч) | | |
| 21.10 | | Умножение на двузначное число | 2ч | |
| 21.10 | | Деление на двузначное число | | |
| 23.10 | | Умножение и деление на двузначное число | | |
| 23.10 | | Решение задач на умножение и деление на двузначное число | | |
| 28.10 | 06.11 | Контрольная работа №4. По теме: «Умножение и деление на двузначное число» | | |
Геометрический материал (4ч) | | |
| 28.10 | 06.11 | Геометрические фигуры | | | |
| 30.10 | 06.11 | Окружность. Линии в круге. (доп.урок) | | |
| 30.10 | 11.11 | Градус. Градусное измерение углов | | |
| 30.10 | 11.11 | Симметрия. Построение симметричных фигур (Практикум) | | |
Обыкновенные дроби (14ч) | | |
| 06.11 | 11.11 | Чтение и запись обыкновенных дробей. (доп.урок) | | |
| 06.11 | 13.11 | Правильные и неправильные дроби | 2ч | |
| 11.11 | 13.11 | Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем | | |
| 11.11 | 13.11 | Вычитание дроби из единицы, целого числа (доп. урок) | | |
| 13.11 | 18.11 | Сложение и вычитание смешанной дроби | | |
| 13.11 | 18.11 | Сравнение дробей с разными знаменателями | | |
| 18.11 | 18.11 | Сложение дробей с разными знаменателями. (доп.урок) | | |
| 18.11 | 20.11 | Вычитание дробей с разными знаменателями | | |
| 20.11 | 20.11 | Решение примеров и задач на сложение и вычитание дробей | 1ч | |
| 20.11 | 20.11 | Нахождение дроби от числа. (доп.урок) | | |
| 25.11 | | Контрольная работа №5.по теме: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» | | |
| 25.11 | | Анализ контрольной работы и коррекция знаний | | |
| 27.11 | | Нахождение числа по одной его доле | | | |
| 27.11 | | Нахождение части от числа | | |
| Площади (5ч) | | |
| 02.12 | | Площадь. Единицы площади. | 3ч | |
| 02.12 | | Нахождение площади квадрата, прямоугольника. | | |
| 04.12 | 07.12 | Арифметические задачи на нахождение площади | | |
| 04.12 | 07.12 | Контрольная работа №6 по теме: «Площади» | | |
| 09.12 | 09.12 | Анализ контрольной работы и коррекция знаний | | |
Сложение и вычитание целых и дробных чисел (4ч) | | |
| 09.12 | 09.12 | Сложение и вычитание целых чисел | | |
| 11.12 | 11.12 | Сложение и вычитание дробных чисел | 2ч | |
| 11.12 | 11.12 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении | | |
| 16.12 | 11.12 | Решение задач на сложение и вычитание целых и дробных чисел | | |
Геометрический материал (5ч) | | |
| 16.12 | 16.12 | Построение геометрических фигур. Нахождение периметра и площади | | |
| 18.12 | 16.12 | Построение треугольников | | |
| 18.12 | 18.12 | Построение симметричных фигур относительно оси и центра симметрии | 2ч | |
| 23.12 | 18.12 | Контрольная работа №7 по теме: «Построение геометрических фигур» | | |
| 23.12 | 23.12 | Анализ контрольной работы и коррекция знаний учащихся. | | | |
Действия с дробями (14ч) | | |
| 25.12 | 23.12 | Преобразования обыкновенных дробей | | |
| 25.12 | 25.12 | Замена целого числа неправильной дробью | | |
| 30.12 | 25.12 | Замена смешанного числа неправильной дробью | | |
| 30.12 | 25.12 | Сокращение дробей. (доп.урок) | 2ч | |
| 13.01 | | Умножение обыкновенной дроби на целое число | | |
| 13.01 | | Деление обыкновенной дроби на целое число | 1ч | |
| 15.01 | | Решение задач на умножение и деление обыкновенной дроби на целое число | | |
| 15.01 | | Умножение смешанного числа на целое число | | |
| 15.01 | | Деление смешанного числа на целое число (Практикум) | | |
| 20.01 | | Умножение и деление смешанного числа на целое число | 1ч | |
| 20.01 | | Решение примеров на все арифметические действия с дробями | | |
| 22.01 | | Решение простых текстовых арифметических задач | | |
| 22.01 | | Контрольная работа №8 по теме: «Умножение и деление обыкновенных дробей и смешанных чисел на целое число». | | |
| 27.01 | | Анализ контрольной работы и коррекция знаний | | |
Измерение величин (29ч) | | |
| 27.01 | | Целые числа, полученные при измерении величин | | |
| 29.01 | | Крупные и мелкие меры | | |
| 29.01 | | Запись чисел, полученных при измерении величин, десятичной дробью | | |
| 03.02 | | Замена десятичных дробей целыми числами | 1ч | |
| 03.02 | | Решение задач | | | |
| 05.02 | | Сложение чисел, полученных при измерении величин, выраженных десятичной дробью | | | |
| 05.02 | | Вычитание чисел, полученных при измерении величин, выраженных десятичной дробью | | |
| 10.02 | | Нахождение неизвестных компонентов | | |
| 10.02 | | Решение примеров на сложение чисел, полученных при измерении | | |
| 12.02 | | Контрольная работа №9 по теме «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин». | | |
| 12.02 | | Анализ контрольной работы и коррекция знаний | | |
| 17.02 | | Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 | | |
| 17.02 | | Нахождение дроби от числа | 1ч | |
| 19.02 | | Нахождение числа по его десятичной дроби | | |
| 19.02 | | Решение примеров на все арифметические действия | | |
| 26.02 | | Решение задач | | |
| 02.03 | | Числа, полученные при измерении площади, и десятичные дроби | | |
| 02.03 | | Действия с целыми и дробными числами, полученные при измерении площади | | |
| 04.03 | | Действия с целыми и дробными числами, полученные при измерении площади | | |
| 04.03 | | Порядок действий без скобок и со скобками | | |
| 11.03 | | Решение задач, связанных с вычислением площади. | 1ч | |
| 11.03 | | Решение задач, связанных с вычислением площади. | | |
| 16.03 | | Контрольная работа № 10 по теме: «Действия с числами, полученными при измерении площади» | | |
| 16.03 | | Анализ и коррекция контрольной работы Решение задач | | |
| 23.03 | 16.03 | Длина окружности | | |
| 23.03 | 06.04 | Сектор и сегмент | | |
| 25.03 | | Площадь круга | | |
| 25.03 | | Диаграммы | | |
| 30.03 | | Самостоятельная работа | | |
Повторение (27ч) | | | |
| 30.03 | | Арифметические действия с целыми и дробными числами | | | |
| 30.03 | | Арифметические действия с целыми и дробными числами. (доп.урок) | | |
| 01.04 | | Арифметические действия с целыми и дробными числами | | |
| 01.04 | | Геометрический материал | | |
| 01.04 | | Геометрический материал (Практикум) | | |
| 06.04 | | Числа целые и дробные, полученные при счете и при измерении величин. | | |
| 06.04 | | Таблица разрядов и классов. Разрядные единицы. | |
| 08.04 | | Натуральный ряд чисел, счет группами. | |
| 08.04 | | Чтение и запись чисел в пределе 1000000 | |
| 13.04 | | Округление чисел до единиц, десятков, сотен, тысяч. | |
| 13.04 | | Нахождение неизвестных компонентов при вычитании | |
| 15.04 | | Разностное сравнение чисел | |
| 15.04 | | Умножение и деление на круглые сотни | |
| 22.04 | | Умножение на двузначное число | |
| 22.04 | | Окружность. Линии в круге. | |
| 27.04 | | Симметрия. Построение симметричных фигур. | |
| 27.04 | | Преобразования обыкновенных дробей | |
| 29.04 | | Замена смешанного числа неправильной дробью | |
| 29.04 | | Нахождение числа по одной его доле | |
| 06.05 | | Сокращение дробей | |
| 06.05 | | Числа, полученные при измерении площади, и десятичные дроби | |
| 13.05 | | Длина окружности | |
| 13.05 | | Сектор и сегмент | |
| 18.05 | | Площадь круга | |
| 18.05 | | Диаграммы | |
| 20.05 | | Решение задач, связанных с вычислением площади | |
| 20.05 | | Действия с числами, полученными при измерении площади | |
12