Планируемые результаты освоения учебного предмета Музыка
Обучающиеся научатся:
передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на детских музыкальных инструментах;
исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: исполнения знакомых песен; участия в коллективном пении; музицирования на детских музыкальных инструментах; передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами
Обучающиеся получат возможность научиться:
- реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
- размышлять о музыкальных произведениях, и выражать свое отношение в процессе исполнения, драматизации отдельных музыкальных фрагментов;
- воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности; проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения.
Содержание учебного предмета Музыка
«Музыка - искусство интонируемого смысла»
«Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость» .
Песенные мелодии и песенные образы. Песенность в вокальной и инструментальной музыке. Вокализ. Танцевальные песни, отражение танцевальности в вокальной и инструментальной музыке. Песни маршевого характера. Маршевость в произведениях отечественных и зарубежных композиторов. Содержательные особенности песенно – танцевальной и песенно – маршевой музыки.
«Интонация»
Сопоставление разговорной и музыкальной речи. Общие черты: понижение и повышение интонации, усиление и ослабление звучания, акценты и паузы, знаки препинания. Фразы, устремление к кульминации. Различия: возможность точной записи по высоте и по длительности музыкальной речи; отсутствие этого в разговорной речи, введение условных знаков для обозначения высоты интонации и длительности ее звучания. Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение. Интонационная выразительность исполнения: точное и сознательное выполнение пауз, выделение наиболее важных звуков в мелодии, движение к кульминации, деление на фразы и пр. Зерно – интонация, как отражение «зародыша» всех элементов музыкальной речи. Выразительные и изобразительные интонации, их неразрывное единство. Интонация – основа музыки.
«Развитие музыки»
Интонационное развитие музыки как отражение постоянных изменений в окружающей жизни, в чувствах, настроении, мыслях человека. Средства музыкальной выразительности и их роль в развитии музыки. Исполнительское развитие, характерное в основном для куплетной формы. Развитие, заложенное в самой музыке – динамическое, ладовое, тембровое, фактурное.
«Построение (формы) музыки»
Организация музыкального произведения. Деление на большие и маленькие части с помощью различных элементов музыкальной речи (пауза, цезура, фермата, долгий звук, движение мелодии вверх или вниз, тоника и пр.). Структурные элементы музыкального произведения: мотив, фраза, предложение период. Содержательно – образные основы построения музыки. Зависимость смены частей в произведениях от изменения характера музыки. Одночастная, двухчастная, трехчастная формы музыки. Форма рондо и форма вариаций. Повтор и контраст как важнейшие средства построения музыки.
Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
Темы программы | Характеристика деятельности учащихся |
Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость (9 ч) - Маша и Миша открывают для себя новые качества музыки. - Мелодичность -значит песенность? - Танцевальность в вокальной музыке. - Где слышится маршевость? - Встреча с песенно - танцевальной и песенно - маршевой музыкой. | Различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке. Анализировать жанрово- стилевые особенности музыкальных произведений и сравнивать их специфические особенности. Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально - (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.). Узнавать и определять различные составы оркестров (симфонический, духовой, народных инструментов). Создавать музыкальные композиции в различных видах исполнительской деятельности. |
Интонация (7 ч) - Сравниваем разговорную и музыкальную речь. - «Зерно» - интонация в музыке. Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации? | Импровизировать на заданную и свободную темы. Исследовать интонационно- образную природу музыкального искусства. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Осознавать жизненную основу музыкальных интонаций. Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. Исполнять и инсценировать совместно с одноклассниками песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально- театральных жанров. Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись. |
Развитие музыки (10 ч) Почему развивается музыка? - Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке? - Что такое исполнительское развитие? - Развитие, заложенное в музыке. - Что нового услышим в музыкальной сказке «Петя и волк». | Распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров. Распознавать и объяснять разные виды развития музыкальных произведений. Проявлять интерес к процессу и результатам музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Воплощать в исполнении (в пении, в игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально- пластическом движении), эмоциональное восприятие различных музыкальных образов и их развитие. |
Построение (формы) музыки (8ч) - Почему музыкальные произведения бывают одночастными ? - Когда музыкальные произведения имеют две или три части? - Рондо – интересная музыкальная форма. - Как строятся вариации? - О важнейших средствах построения музыки. | Соотносить художественно- образное содержания музыкального произведения с формой его воплощения в процессе коллективного музицирования. Выражать собственные чувства и эмоции ,как отклик на услышанное музыкальное произведение. Перечислять простые музыкальные формы. Распознавать художественный замысел различных форм (построений) музыки (одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.). Сравнивать музыкальные формы по принципу сходства и различия. Исследовать и определять форму построения музыкального произведения. Сольмизировать и сольфеджировать мелодии. Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации. |
Всего часов: 34 |
Приложение к рабочей программе
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата |
План | Факт |
«Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость» (9 ч) |
1 | Маша и Миша открывают для себя новые качества музыки | 1 | 7.09 | |
2 | Мелодичность – значит песенность? | 1 | 14.09 | |
3 | Мелодичность – значит песенность? | 1 | 21.09 | |
4 | Танцевальность бывает не только в танцах | 1 | 28.09 | |
5 | Танцевальность бывает не только в танцах | 1 | 5.10 | |
6 | Где слышится маршевость? | 1 | 12.10 | |
7 | Где слышится маршевость? | 1 | 19.10 | |
8 | Встречи с песенно –танцевальной и песенно – маршевой музыкой | 1 | 26.10 | |
9 | Встречи с песенно –танцевальной и песенно – маршевой музыкой | 1 | 9.11 | |
«Интонация» (7 ч) |
10 | Сравниваем разговорную и музыкальную речь | 1 | 16.11 | |
11 | Сравниваем разговорную и музыкальную речь | 1 | 23.11 | |
12 | Зерно – интонация в музыке | 1 | 30.11 | |
13 | Зерно – интонация в музыке | 1 | 7.12 | |
14 | Как связны между собой выразителные и изобразительные интонации? | 1 | 14.12 | |
15 | Как связны между собой выразителные и изобразительные интонации? | 1 | 21.12 | |
16 | Интонация – основа музыки (обобщение) | 1 | | |
«Развитие музыки» (10 ч) |
17 | Почему развивается музыка? | 1 | 11.01 | |
18 | Почему развивается музыка? | 1 | 18.01 | |
19 | Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке? | 1 | 25.01 | |
20 | Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке? | 1 | 1.02 | |
21 | Что такое исполнительское развитие музыки? | 1 | 8.02 | |
22 | Что такое исполнительское развитие музыки? | 1 | 15.02 | |
23 | Развитие, заложенное в самой музыке | 1 | 22.02 | |
24 | Развитие, заложенное в самой музыке | 1 | 1.03 | |
25 | Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк»? | 1 | 15.03 | |
26 | Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк»? | 1 | 22.03 | |
Построение (формы) музыки (9 ч) |
27 | Почему музыкальные произведения бывают одно частными? | 1 | 5.04 | |
28 | Почему музыкальные произведения бывают одно частными? | 1 | 12.04 | |
29 | Когда музыкальные произведения имеют две или три части? | 1 | 19.04 | |
30 | Когда музыкальные произведения имеют две или три части? | 1 | 26.04 | |
31 | Рондо – интересная музыкальная форма | 1 | 3.05 | |
32 | Как строятся вариации? | 1 | 10.05 | |
33 | О важнейших средствах построения музыки | 1 | 17.05 | |
34 | «Музыка – искусство интонируемого смысла» (обобщение темы года). | 1 | 24.05 | |