СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 6 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Музыка" 6 класс... (Науменко, Алеев)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 6 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 23

имени Героя Советского Союза Ачкасова С. В.»

Курского района Курской области



Принято на заседании

МО

протокол №1

от «29» августа 2018г.


Руководитель МО

__________В.А.Гришаев

Принято на заседании

педагогического совета

протокол №1

от «30» августа 2018г.




Утверждено и введено

в действие приказом

по школе №01.11-56

от «1» сентября 2018г.


Директор школы

__________И.М.Даирова







Рабочая программа учебного курса

«Музыка»

6 класс

УМК «Т.И. Науменко, В.В. Алеев»



БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Учебник: Искусство. Музыка. 6 класс. Издательство «Дрофа»

Количество часов по учебному плану: 34 часа, 1 урок в неделю

















Составитель: Володина Ю.А., учитель музыки, соответствие.







2018 год

II. Планируемые результаты.

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 6 класса обучающиеся должны уметь:

  • применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

  • находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;

  • продемонстрировать владение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

  • размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

  • аргументированно высказывать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

  • общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности.

  • определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства - ритма, мелодии, гармонии, полифонических приемов, фактуры, тембров, динамики;

  • отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);

  • проявлять навыкив вокально-хоровой деятельности - исполнение одно- двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки (синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).

знать:

  • главные отличительные особенности музыкальных жанров — песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;

  • имена, фото, основные произведения изученных композиторов, а также художественные особенности музыкальных стилей;



III. Содержание программы учебного предмета.

Тема года «В чем сила музыки». Она состоит из трёх разделов. Второй раздел в свою очередь делится на подразделы.


Введение. «Музыка души» (1ч)

Постановка проблемы, связанной с изучением главной темы года. Важнейшие аспекты эмоционального воздействия музыки на человека.

Музыкальный материал

Е. Дога. Вальс. Из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (слушание).

М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Цветные сны (пение)


Раздел 1. «Тысяча миров» музыки (7ч.)

Соотнесение материального и духовного в жизни человека. Мир вещей и мир музыки. Реальность и фантазия в жизни человека. Претворение творческого воображения в произведениях искусства. Легенда о Лете и Мнемозине. Ощущение времени в произведениях искусства. Важнейшие эпохи в истории культуры. Характер всеобщего воздействия музыки. Роль музыки и музыкантов в эпоху античности. Созидательная сила музыки (на примере мифа о строительстве города Фивы). Преобразующее воздействие музыки (на примере оды Пиндара). Идея человечества и человечности в Симфонии № 9 Л. Бетховена.


Музыкальный материал

И. Брамс. Симфония № 3. III часть. Фрагмент (слушание)

М. Глинка. Вальс-фантазия. Фрагмент (слушание);

Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль (пение);

А. Рыбников, стихи И. Кохановского. Ты мне веришь? (пение)

М. Мусоргский. Старый замок. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).

С. Соснин, стихи Я. Серпина. Победа! (пение)

Л. Бетховен. Симфония № 7. III часть. Фрагмент (слушание);

Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Лоэнгрин» (слушание);

А. Калныньш, стихи В. Пурвса. Музыка (пение)

К. Дебюси. Сирены. Из симфонического цикла «Ноктюрны». Фрагмент (слушание)

Л. Бетховен. Симфония № 9. IV часть. Фрагмент (слушание);

Г. Струве, стихи Н. Соловьевой Спасем наш мир (пение)


Раздел 2. Как создается музыкальное произведение. (20ч.)

С чем проявляются традиции и новаторство в музыкальном произведении. Средства музыкальной выразительности, их роль в создании музыкального произведения.

  • Ритм (6ч.)

Многообразные проявления ритма в окружающем мире. Ритм - изначальная форма связи человека с жизнью. Порядок, симметрия - коренные свойства ритма. Жанровая специфика музыкальных ритмов: ритм вальса, ритм мазурки, ритм полонеза, испанские народные ритмы в Болеро М. Равеля. Отличие между метром и ритмом, особенности их взаимодействия. Основные темпы в музыке. Зависимость музыкального темпа от характера музыкального произведения. Медленные величественные темпы как выразители углубленных образов. Зажигательный народный танец Италии тарантелла.


Музыкальный материал

Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Лоэнгрин» (слушание);

Я. Дубравин, стихи В. Суслова. Всюду музыка живет (пение)

И. Штраус. Сказки Венского леса (слушание);

М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Непогода. Из телефильма «Мэри Поппинс, до свидания» (пение)

Ф. Шопен. Мазурка си-бемоль мажор, соч. 7 №1. Фрагмент (слушание);

Ф. Шопен. Полонез ля мажор, соч. 40 № 1. Фрагмент (слушание);

М. Равель. Болеро (слушание);

Г. Струве, стихи А. Барто. Бьют там-тамы. Из кантаты для хора и солиста «Голубь мира» (пение, музыкально-ритмические движения)

А. Хачатурян. Танец с саблями. Из балета «Гаянэ» (слушание);

Л. Бетховен. Симфония № 5. I часть. Фрагмент (слушание);

П. Аедоницкий, стихи И. Романовского. Добрая столица (пение);

М. Славкин, стихи Э. Фарджен. Новый год (пение)

И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи». ВWV 639 (слушание);

Дж. Россини, стихи К. Пеполи. Неаполитанская тарантелла (слушание);

Г. Свиридов. Поет зима. Из «Поэмы памяти Сергея Есенина» (слушание);

И. С. Бах, обработка В. Попова, русский текст Я. Родионова. Нам день приносит свет зари... (пение);

Е. Крылатов, стихи Л. Дербенева. Три белых коня (пение)


  • Мелодия (3ч.)

Мелодия — важнейшее средство музыкальной выразительности. Мелодия как синоним прекрасного. Мелодией одной звучат печаль и радость. Разноплановость художественных образов в творчестве Моцарта.

Взаимодействие национальных культур в музыкальных произведениях. «Русское» в балете «Щелкунчик» П. Чайковского. Сила чувств, глубокая эмоциональность мелодий П. Чайковского.


Музыкальный материал

Ф. Шуберт, стихи Л. Рельштаба. Серенада (слушание);

Е. Крылатое, стихи Ю. Энтина. Прекрасное далеко (пение)

В. А.Моцарт. Реквием. Лакримоза (слушание);

Вокализ на тему Лакримоза из Реквиема В. А.Моцарта, обработка Д. Кобалевского (пение)

П. Чайковский. Па-деде. Из балета «Щелкунчик» (слушание);

П. Чайковский, стихи А. Майкова. Апрель. Подснежник. Из фортепианного цикла

«Времена года». Обработка А. Кожевникова (пение);

П. Чайковский, стихи В. Лунина. Утренняя молитва. Из «Детского альбома» (пение)


  • Гармония (4ч.)

Многозначность понятия гармония. Что такое гармония в музыке. Гармония как единство противоположных начал. Миф о Гармонии. Двойственная природа музыкальной гармонии (взаимодействия мажора и минора, устойчивых и неустойчивых аккордов). Гармония как важнейший фактор музыкальной драматургии в опере Ж. Бизе «Кармен». Усиление красочности музыкальной гармонии в произведениях, написанных на сказочно-фантастические сюжеты. Мозаика красок и звуков в «Шествии чуд морских» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова. Всегда ли гармонична музыкальная. гармония. Что такое дисгармония? Причины ее возникновения.


Музыкальный материал

И. С. Бах. Прелюдия до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира» (слушание);

Г. Струве, стихи И. Исаковой. Музыка (пение)

В. А.Моцарт. Симфония № 40. I часть. Фрагмент (слушание);

Ю. Тугаринов, стихи В. Пальчинскайте. Веселая история (пение)

Ж. Бизе Увертюра к опере «Кармен» (слушание).

Праздничный вечер. Голландская народная песня, русский текст К. Алемасовой, обработка В. Попова (пение)

Шествие чуд морских. Из оперы «Садко» (слушание)


  • Полифония (2ч.)

Смысл понятия полифония. Выдающиеся композиторы-полифонисты. Эмоциональный строй полифонической музыки. Полифоническая музыка в храме. Жанр канона; его отличительные особенности. Полифонический прием «имитация».

Фуга как высшая форма полифонических произведений. Интеллектуальный смысл жанра фуги. Круг образов, получивший воплощение в жанре фуги.


Музыкальный материал

И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи». BWV 639 (слушание);

В. А. Моцарт. Dona nobis pacem (Да будет мир) (пение);

Камертон. Норвежская народная песня, обработка Г. Струве (пение)

И. С. Бах. Токката и фуга ре минор для органа (слушание).

Во поле береза стояла. Русская народная песня, обработка Г. Струве (пение);

В сыром бору тропина. Русская народная песня (пение)


  • Фактура (2ч.)

Фактура как способ изложения музыки. Различные варианты фактурного воплощения. Одноголосная фактура. Мелодия с сопровождением. Фигурационная фактура. Пространство фактуры.


Музыкальный материал

Н. Римский-Корсаков. Первая песня Леля из оперы «Снегурочка» (в исполнении учите-

ля) (слушание)

С. Рахманинов, стихи Е. Бекетовой. Сирень (слушание);

Г. Струве, стихи С.Маршака. Пожелание друзьям (пение);

Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. До чего дошел прогресс! (пение)

С. Рахманинов, стихи Ф. Тютчева. Весенние воды (слушание);

Ж. Бизе. Утро в горах. Антракт к III действию. Из оперы «Кармен» (слушание)


  • Тембры (3ч.)

Выражение настроений окружающего мира в музыке через тембры. Характерность тембров скрипки, виолончели, флейты. Сочетания тембров музыкальных инструментов. Симфонический оркестр, его инструментальные группы. Выразительные и изобразительные возможности отдельных тембров и тембровых сочетаний. Соло и тутти.


Музыкальный материал

Н. Римский-Корсаков. Тема Шехеразады. Из симфонической сюиты «Шехеразада» (слушание);

Н. Римский-Корсаков. Полет шмеля. Из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание);

Вокализ (в переложении для виолончели и фортепиано) (слушание);

И. С. Бах. Шутка. Из сюиты № 2 для оркестра (слушание);

М. Славкин, стихи И. Пивоваровой. Скрипка (пeние)

Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание);

Музыканты. Немецкая народная песня (пение)


  • Динамика (2ч.)

Выражение композиторами звуков природы в музыкальной динамике. Выразительные возможности динамики в литературе и музыке. Роль динамических нюансов в создании образа лунной ночи (на примере пьесы К. Дебюсси «Лунный свет»). Изобразительная роль динамики при характеристике музыкальных персонажей.


Музыкальный материал

Л. Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная». lV часть. «Гроза. Буря» (слушание);

Ночной костер. Хоровая обработка «Венгерского танца» № 1 И. Брамса, выполненная Ю. Алиевым. Стихи Э. Александровой (пение)

К. Дебюсси. Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты (слушание);

О.Мессиан. Пробуждение птиц. Фрагмент (слушание);

М. Минков, стихи Ю. Энтина. Дорога добра (пение)


Раздел 3. Чудесная тайна музыки (3 ч.)

Преобразующее значение музыки. Необходимость сохранения и укрепления духовных запросов человека. Выражение в музыке правды, красоты и гармонии. Различный смысл выражений «слушать музыку» и «слышать музыку». Драматургическая роль музыки в театральных спектаклях, кинофильмах, телевизионных передачах.

Коллективное обсуждение вопросов, обобщающих главную тему года: «В чем сила музыки?»; «Музыка воспитывает в человеке доброе и светлое»; «В чем причина долговечности искусства?».


Музыкальный материал

К. Сен-Санс. Лебедь. Из фортепианного цикла «Карнавал животных» (слушание);

Т. Альбиони. Адажио (слушание)



IV. Тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во

часов

Введение. «Музыка души»

1

«Тысяча миров» музыки

8

Как создается музыкальное произведение (23 ч.)

1

Ритм

6

Мелодия

3

Гармония

4

Полифония

2

Фактура

2

Тембры

3

Динамика

2

Чудесная тайна музыки

2

Итого

34




V. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Дата

по плану

по факту

Введение (1ч.)

Первая четверть

1.

«Музыка души»



Раздел 1. «Тысяча миров» музыки (8ч.)

2.

Наш вечный спутник



3.

Искусство и фантазия



4.

Искусство – память человечества



5.

В чем сила музыки



6.

Волшебная сила музыки



7.

Музыка объединяет людей (Бетховен)



8.

Музыка объединяет людей (Дебюсси)



9.

Заключительный урок



Вторая четверть

Раздел 2. Как создается музыкальное произведение (23 ч.)

10.

Единство музыкального произведения



Ритм (6 ч.)

11.

«В начале был ритм»



12.

О чем рассказывает музыкальный ритм (Шопен)



13.

О чем рассказывает музыкальный ритм (Равель)



14.

Диалог метра и ритма



15.

От адажио к престо (Бах, Россини)



16.

От адажио к престо (Свиридов)



Третья четверть

Мелодия (3 ч.)

17.

«Мелодия – душа музыки»



18.

«Мелодией одной звучат печаль и радость»



19.

Мелодия «угадывает» нас самих



Гармония (4 ч.)

20.

Что такое гармония в музыке



21.

Два начала гармонии



22.

Как могут проявляться выразительные возможности гармонии



23.

Красочность музыкальной гармонии



Полифония (2 ч.)

24.

Мир образов полифонической музыки



25.

Философия фуги



Фактура (2 ч.)

26.

Какой бывает музыкальная фактура



Четвертая четверть

27.

Пространство фактуры



Тембры (3 ч.)

28.

Тембры – музыкальные краски (Р-Корсаков)



29.

Тембры – музыкальные краски (Рахманинов)



30.

Соло и тутти



Динамика (2 ч.)

31.

Громкость и тишина в музыке



32.

Тонкая палитра оттенков



Раздел 3. Чудесная тайна музыки (2 ч.)

33.

По законам красоты



34.

Подводим итоги (обсуждение с учителем)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!