Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 23
имени Героя Советского Союза Ачкасова С. В.»
Курского района Курской области
Принято на заседании
МО
протокол №1
от «29» августа 2018г.
Руководитель МО
__________В.А.Гришаев
Принято на заседании
педагогического совета
протокол №1
от «30» августа 2018г.
Утверждено и введено
в действие приказом
по школе №01.11-56
от «1» сентября 2018г.
Директор школы
__________И.М.Даирова
Рабочая программа учебного курса
«Музыка»
6 класс
УМК «Т.И. Науменко, В.В. Алеев»
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Учебник: Искусство. Музыка. 6 класс. Издательство «Дрофа»
Количество часов по учебному плану: 34 часа, 1 урок в неделю
Составитель: Володина Ю.А., учитель музыки, соответствие.
2018 год
II. Планируемые результаты.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 6 класса обучающиеся должны уметь:
применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
продемонстрировать владение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
аргументированно высказывать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности.
определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства - ритма, мелодии, гармонии, полифонических приемов, фактуры, тембров, динамики;
отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);
проявлять навыкив вокально-хоровой деятельности - исполнение одно- двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки (синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).
знать:
главные отличительные особенности музыкальных жанров — песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;
имена, фото, основные произведения изученных композиторов, а также художественные особенности музыкальных стилей;
III. Содержание программы учебного предмета.
Тема года «В чем сила музыки». Она состоит из трёх разделов. Второй раздел в свою очередь делится на подразделы.
Введение. «Музыка души» (1ч)
Постановка проблемы, связанной с изучением главной темы года. Важнейшие аспекты эмоционального воздействия музыки на человека.
Музыкальный материал
Е. Дога. Вальс. Из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (слушание).
М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Цветные сны (пение)
Раздел 1. «Тысяча миров» музыки (7ч.)
Соотнесение материального и духовного в жизни человека. Мир вещей и мир музыки. Реальность и фантазия в жизни человека. Претворение творческого воображения в произведениях искусства. Легенда о Лете и Мнемозине. Ощущение времени в произведениях искусства. Важнейшие эпохи в истории культуры. Характер всеобщего воздействия музыки. Роль музыки и музыкантов в эпоху античности. Созидательная сила музыки (на примере мифа о строительстве города Фивы). Преобразующее воздействие музыки (на примере оды Пиндара). Идея человечества и человечности в Симфонии № 9 Л. Бетховена.
Музыкальный материал
И. Брамс. Симфония № 3. III часть. Фрагмент (слушание)
М. Глинка. Вальс-фантазия. Фрагмент (слушание);
Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль (пение);
А. Рыбников, стихи И. Кохановского. Ты мне веришь? (пение)
М. Мусоргский. Старый замок. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).
С. Соснин, стихи Я. Серпина. Победа! (пение)
Л. Бетховен. Симфония № 7. III часть. Фрагмент (слушание);
Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Лоэнгрин» (слушание);
А. Калныньш, стихи В. Пурвса. Музыка (пение)
К. Дебюси. Сирены. Из симфонического цикла «Ноктюрны». Фрагмент (слушание)
Л. Бетховен. Симфония № 9. IV часть. Фрагмент (слушание);
Г. Струве, стихи Н. Соловьевой Спасем наш мир (пение)
Раздел 2. Как создается музыкальное произведение. (20ч.)
С чем проявляются традиции и новаторство в музыкальном произведении. Средства музыкальной выразительности, их роль в создании музыкального произведения.
Многообразные проявления ритма в окружающем мире. Ритм - изначальная форма связи человека с жизнью. Порядок, симметрия - коренные свойства ритма. Жанровая специфика музыкальных ритмов: ритм вальса, ритм мазурки, ритм полонеза, испанские народные ритмы в Болеро М. Равеля. Отличие между метром и ритмом, особенности их взаимодействия. Основные темпы в музыке. Зависимость музыкального темпа от характера музыкального произведения. Медленные величественные темпы как выразители углубленных образов. Зажигательный народный танец Италии тарантелла.
Музыкальный материал
Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Лоэнгрин» (слушание);
Я. Дубравин, стихи В. Суслова. Всюду музыка живет (пение)
И. Штраус. Сказки Венского леса (слушание);
М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Непогода. Из телефильма «Мэри Поппинс, до свидания» (пение)
Ф. Шопен. Мазурка си-бемоль мажор, соч. 7 №1. Фрагмент (слушание);
Ф. Шопен. Полонез ля мажор, соч. 40 № 1. Фрагмент (слушание);
М. Равель. Болеро (слушание);
Г. Струве, стихи А. Барто. Бьют там-тамы. Из кантаты для хора и солиста «Голубь мира» (пение, музыкально-ритмические движения)
А. Хачатурян. Танец с саблями. Из балета «Гаянэ» (слушание);
Л. Бетховен. Симфония № 5. I часть. Фрагмент (слушание);
П. Аедоницкий, стихи И. Романовского. Добрая столица (пение);
М. Славкин, стихи Э. Фарджен. Новый год (пение)
И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи». ВWV 639 (слушание);
Дж. Россини, стихи К. Пеполи. Неаполитанская тарантелла (слушание);
Г. Свиридов. Поет зима. Из «Поэмы памяти Сергея Есенина» (слушание);
И. С. Бах, обработка В. Попова, русский текст Я. Родионова. Нам день приносит свет зари... (пение);
Е. Крылатов, стихи Л. Дербенева. Три белых коня (пение)
Мелодия — важнейшее средство музыкальной выразительности. Мелодия как синоним прекрасного. Мелодией одной звучат печаль и радость. Разноплановость художественных образов в творчестве Моцарта.
Взаимодействие национальных культур в музыкальных произведениях. «Русское» в балете «Щелкунчик» П. Чайковского. Сила чувств, глубокая эмоциональность мелодий П. Чайковского.
Музыкальный материал
Ф. Шуберт, стихи Л. Рельштаба. Серенада (слушание);
Е. Крылатое, стихи Ю. Энтина. Прекрасное далеко (пение)
В. А.Моцарт. Реквием. Лакримоза (слушание);
Вокализ на тему Лакримоза из Реквиема В. А.Моцарта, обработка Д. Кобалевского (пение)
П. Чайковский. Па-деде. Из балета «Щелкунчик» (слушание);
П. Чайковский, стихи А. Майкова. Апрель. Подснежник. Из фортепианного цикла
«Времена года». Обработка А. Кожевникова (пение);
П. Чайковский, стихи В. Лунина. Утренняя молитва. Из «Детского альбома» (пение)
Многозначность понятия гармония. Что такое гармония в музыке. Гармония как единство противоположных начал. Миф о Гармонии. Двойственная природа музыкальной гармонии (взаимодействия мажора и минора, устойчивых и неустойчивых аккордов). Гармония как важнейший фактор музыкальной драматургии в опере Ж. Бизе «Кармен». Усиление красочности музыкальной гармонии в произведениях, написанных на сказочно-фантастические сюжеты. Мозаика красок и звуков в «Шествии чуд морских» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова. Всегда ли гармонична музыкальная. гармония. Что такое дисгармония? Причины ее возникновения.
Музыкальный материал
И. С. Бах. Прелюдия до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира» (слушание);
Г. Струве, стихи И. Исаковой. Музыка (пение)
В. А.Моцарт. Симфония № 40. I часть. Фрагмент (слушание);
Ю. Тугаринов, стихи В. Пальчинскайте. Веселая история (пение)
Ж. Бизе Увертюра к опере «Кармен» (слушание).
Праздничный вечер. Голландская народная песня, русский текст К. Алемасовой, обработка В. Попова (пение)
Шествие чуд морских. Из оперы «Садко» (слушание)
Смысл понятия полифония. Выдающиеся композиторы-полифонисты. Эмоциональный строй полифонической музыки. Полифоническая музыка в храме. Жанр канона; его отличительные особенности. Полифонический прием «имитация».
Фуга как высшая форма полифонических произведений. Интеллектуальный смысл жанра фуги. Круг образов, получивший воплощение в жанре фуги.
Музыкальный материал
И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи». BWV 639 (слушание);
В. А. Моцарт. Dona nobis pacem (Да будет мир) (пение);
Камертон. Норвежская народная песня, обработка Г. Струве (пение)
И. С. Бах. Токката и фуга ре минор для органа (слушание).
Во поле береза стояла. Русская народная песня, обработка Г. Струве (пение);
В сыром бору тропина. Русская народная песня (пение)
Фактура как способ изложения музыки. Различные варианты фактурного воплощения. Одноголосная фактура. Мелодия с сопровождением. Фигурационная фактура. Пространство фактуры.
Музыкальный материал
Н. Римский-Корсаков. Первая песня Леля из оперы «Снегурочка» (в исполнении учите-
ля) (слушание)
С. Рахманинов, стихи Е. Бекетовой. Сирень (слушание);
Г. Струве, стихи С.Маршака. Пожелание друзьям (пение);
Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. До чего дошел прогресс! (пение)
С. Рахманинов, стихи Ф. Тютчева. Весенние воды (слушание);
Ж. Бизе. Утро в горах. Антракт к III действию. Из оперы «Кармен» (слушание)
Выражение настроений окружающего мира в музыке через тембры. Характерность тембров скрипки, виолончели, флейты. Сочетания тембров музыкальных инструментов. Симфонический оркестр, его инструментальные группы. Выразительные и изобразительные возможности отдельных тембров и тембровых сочетаний. Соло и тутти.
Музыкальный материал
Н. Римский-Корсаков. Тема Шехеразады. Из симфонической сюиты «Шехеразада» (слушание);
Н. Римский-Корсаков. Полет шмеля. Из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание);
Вокализ (в переложении для виолончели и фортепиано) (слушание);
И. С. Бах. Шутка. Из сюиты № 2 для оркестра (слушание);
М. Славкин, стихи И. Пивоваровой. Скрипка (пeние)
Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание);
Музыканты. Немецкая народная песня (пение)
Выражение композиторами звуков природы в музыкальной динамике. Выразительные возможности динамики в литературе и музыке. Роль динамических нюансов в создании образа лунной ночи (на примере пьесы К. Дебюсси «Лунный свет»). Изобразительная роль динамики при характеристике музыкальных персонажей.
Музыкальный материал
Л. Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная». lV часть. «Гроза. Буря» (слушание);
Ночной костер. Хоровая обработка «Венгерского танца» № 1 И. Брамса, выполненная Ю. Алиевым. Стихи Э. Александровой (пение)
К. Дебюсси. Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты (слушание);
О.Мессиан. Пробуждение птиц. Фрагмент (слушание);
М. Минков, стихи Ю. Энтина. Дорога добра (пение)
Раздел 3. Чудесная тайна музыки (3 ч.)
Преобразующее значение музыки. Необходимость сохранения и укрепления духовных запросов человека. Выражение в музыке правды, красоты и гармонии. Различный смысл выражений «слушать музыку» и «слышать музыку». Драматургическая роль музыки в театральных спектаклях, кинофильмах, телевизионных передачах.
Коллективное обсуждение вопросов, обобщающих главную тему года: «В чем сила музыки?»; «Музыка воспитывает в человеке доброе и светлое»; «В чем причина долговечности искусства?».
Музыкальный материал
К. Сен-Санс. Лебедь. Из фортепианного цикла «Карнавал животных» (слушание);
Т. Альбиони. Адажио (слушание)
IV. Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
-
| Введение. «Музыка души» | 1 |
-
| «Тысяча миров» музыки | 8 |
-
| Как создается музыкальное произведение (23 ч.) | 1 |
| Ритм | 6 |
| Мелодия | 3 |
| Гармония | 4 |
| Полифония | 2 |
| Фактура | 2 |
| Тембры | 3 |
| Динамика | 2 |
-
| Чудесная тайна музыки | 2 |
Итого | 34 |
V. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата |
по плану | по факту |
Введение (1ч.) |
Первая четверть |
1. | «Музыка души» | | |
Раздел 1. «Тысяча миров» музыки (8ч.) |
2. | Наш вечный спутник | | |
3. | Искусство и фантазия | | |
4. | Искусство – память человечества | | |
5. | В чем сила музыки | | |
6. | Волшебная сила музыки | | |
7. | Музыка объединяет людей (Бетховен) | | |
8. | Музыка объединяет людей (Дебюсси) | | |
9. | Заключительный урок | | |
Вторая четверть |
Раздел 2. Как создается музыкальное произведение (23 ч.) |
10. | Единство музыкального произведения | | |
Ритм (6 ч.) |
11. | «В начале был ритм» | | |
12. | О чем рассказывает музыкальный ритм (Шопен) | | |
13. | О чем рассказывает музыкальный ритм (Равель) | | |
14. | Диалог метра и ритма | | |
15. | От адажио к престо (Бах, Россини) | | |
16. | От адажио к престо (Свиридов) | | |
Третья четверть |
Мелодия (3 ч.) |
17. | «Мелодия – душа музыки» | | |
18. | «Мелодией одной звучат печаль и радость» | | |
19. | Мелодия «угадывает» нас самих | | |
Гармония (4 ч.) |
20. | Что такое гармония в музыке | | |
21. | Два начала гармонии | | |
22. | Как могут проявляться выразительные возможности гармонии | | |
23. | Красочность музыкальной гармонии | | |
Полифония (2 ч.) |
24. | Мир образов полифонической музыки | | |
25. | Философия фуги | | |
Фактура (2 ч.) |
26. | Какой бывает музыкальная фактура | | |
Четвертая четверть |
27. | Пространство фактуры | | |
Тембры (3 ч.) |
28. | Тембры – музыкальные краски (Р-Корсаков) | | |
29. | Тембры – музыкальные краски (Рахманинов) | | |
30. | Соло и тутти | | |
Динамика (2 ч.) |
31. | Громкость и тишина в музыке | | |
32. | Тонкая палитра оттенков | | |
Раздел 3. Чудесная тайна музыки (2 ч.) |
33. | По законам красоты | | |
34. | Подводим итоги (обсуждение с учителем) | | |