ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по предмету музыка.
Программа адресована обучающимся 6 класса МБОУ «Мичуринская СОШ» Брянского района Брянской области, которые осваивают курс музыки по УМК авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой.
Согласно учебному плану школы на изучение музыки в 6 классе основной школы выделяется 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель).
В связи с выпадением ___________ уроков на праздничные дни, количество учебных часов сокращено на _______ часов. Материал данных уроков включен в уроки № ___________. Таким образом, содержание курса будет выдано за ________ уроков за счет уплотнения учебного материала.
Промежуточный контроль проводится в конце учебного года на заключительном уроке в форме урока-концерта.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
По окончании курса школьники научатся:
— наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусаю, выражать свое отношение к искусству;
— понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
— выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования;;
— раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;
— понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
— осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральна спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
— разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией. называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
— определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;
— применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17ч)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)
Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов |
1 | Мир образов вокальной и инструментальной музыки | 18 ч. |
2 | Мир образов камерной и симфонической музыки | 17 ч. |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела, курса, темы урока | Кол-во часов | Примечание (домашнее задание) | Дата |
планир | фактич |
Мир образов вокальной и инструментальной музыки 18 ч. |
1 | Удивительный мир музыкальных образов | 1 | с. 6-7 | 06.09 | |
2 | Образы романсов и песен русских композиторов | 1 | с. 8-13 | 13.09 | |
3 | Два музыкальных посвящения. Входной контроль (тестирование) | 1 | с. 14-19 | 20.09 | |
4 | Портрет в музыке и живописи | 1 | с. 20-23 | 27.09 | |
5 | «Уноси мое сердце в звенящую даль...» | 1 | с. 24-25 | 04.10 | |
6 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя | 1 | с. 26-29 | 11.10 | |
7 | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов | 1 | с. 30-37 | 18.10 | |
8 | Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения | 1 | с. 38-41 | 25.10 | |
9 | Мир старинной песни | 1 | с. 42-47 | 01.11 | |
10 | Народное искусство Древней Руси. (Тестирование) | 1 | с. 48-49 | 08.11 | |
11 | Русская духовная музыка | 1 | с. 50-57 | 15.11 | |
12 | В. Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской» | 1 | с. 58-61 | 29.11 | |
13 | Симфония «Перезвоны» В. Гаврилина. Молитва | 1 | с. 62-65 | 06.12 | |
14 | «Небесное и земное» в музыке И. С. Баха | 1 | с. 66-71 | 13.12 | |
15 | Образы скорби и печали | 1 | с. 72-75 | 19.12 | |
16 | «Фортуна правит миром...» | 1 | с. 76-79 | 27.12 | |
17 | Авторская песня: прошлое и настоящее | 1 | с. 80-87 | 10.01 | |
18 | Джаз - искусство XX века | 1 | с. 88-93 | 17.01 | |
Мир образов камерной и симфонической музыки 17 ч. |
19 | Вечные темы искусства и жизни | 1 | с. 96-101 | 24.01 | |
20 | Могучее царство Ф. Шопена | 1 | с. 102-103 | 31.01 | |
21 | Ночной пейзаж | 1 | с. 104-107 | 07.02 | |
22 | Инструментальный концерт | 1 | с. 108-113 | 14.02 | |
23 | Космический пейзаж (Тестирование) | 1 | с. 114-119 | 21.02 | |
24 | Образы симфонической музыки. Г. В. Свиридов Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель»(1-3 ч.) | 1 | с. 120-125 | 05.03 | |
25 | Образы симфонической музыки Г. В. Свиридов Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель»(4 -7 ч.) | 1 | с. 126-131 | 07.03 | |
26 | Образы симфонической музыки. В. А. Моцарт симфония № 40 | 1 | с. 132-135 | 14.03 | |
27 | Симфоническое развитие музыкальных образов. П. И. Чайковский «Моцартиана» | 1 | с. 136-137 | 21.03 | |
28 | Программная увертюра JI. ван Бетховена «Эгмонт» | 1 | с. 138-141 | 28.03 | |
29 | Увертюра- фантазия П. И. Чайковского «Ромео и Джульетта» (фрагменты) | 1 | с. 142-149 | 04.04 | |
30 | Увертюра- фантазия П. И. Чайковского «Ромео и Джульетта» | 1 | с. 142-149 | 11.04 | |
31 | Мир музыкального театра. С. С. Прокофьев балет «Ромео и Джульетта» (Тестирование) | 1 | с. 150-153 | 25.04 | |
32 | Мир музыкального театра. Л. Бернстайн мюзикл «Вестсайдская история» | 1 | с. 154-155 | 02.05 | |
33 | Мир музыкального театра. К. Глюк опера «Орфей и Эвридика» | 1 | с. 156-159 | 16.05 | |
34 | Образы киномузыки | 1 | с. 160-163 | 23.05 | |
35 | Урок- концерт | 1 | | 30.05 | |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ урока | Дата планируемая | Причина переноса | Дата фактическая |
| | | |
| | | |