Рабочая программа по музыке для 1 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа представляет собой часть образовательной области Музыка и предназначена для учащихся 1 класса основной школы. Программа разработана на основе федерального закона РФ «Об образовании» Российской Федерации, ФГОС основного общего образования. Рабочая программа разработана на основе Примерной программы общего образования по музыке и содержания программы «Музыка. 1-4 классы», авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.
Цель уроков музыки в 1 классе – формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Целевая установка программы достигается путем введения ребенка в многообразный мир музыкальной культуры через интонации, темы, музыкальные сочинения, доступные его восприятию. Целевая установка реализуется через интерес первоклассников к музыке, к музыкальным занятиям, обобщение и систематизацию уже имеющегося у них жизненно-музыкального опыта, первичных представлений о различных явлениях жизни, внутреннем мире человека, которые находят свое выражение в ярких музыкальных и художественных образах.
Задачи уроков музыки в 1 классе:
• развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям, понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
• освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
• изучение особенностей музыкального языка;
• формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы:
• Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
• Метод эмоциональной драматургии;
• Метод создания «композиций»;
• Метод игры;
• Метод художественного контекста.
Освоение музыкального языка первоклассниками происходит в игровой форме. Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.
В качестве форм промежуточного контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение жанров песни, танца и марша; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания; итоговый контроль выполняется в виде тестирования, разработанного автором.
Содержание программы
Музыка вокруг нас – 16 ч.
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Из чего состоит музыка. Песни, танцы и марши – основа жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты.
знать:
- какие бывают звуки;
- где можно услышать музыку;
- основные музыкальные жанры;
- названия народных инструментов;
- народные праздники и традиции.
уметь:
- слушать музыку, высказываться о музыке.
владеть:
- навыками изображать красками звуки окружающего мира;
- элементарными певческими навыками.
Музыка и ты – 17 ч.
Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Музыка природы. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Образы защитников Отечества. Музыкальные инструменты. Музыка в театре. Музыка в кино.
знать:
- тексты песен;
- названия музыкальных инструментов;
- героев музыкальных сказок;
уметь:
- определять настроение музыки;
- высказываться о характере музыки;
владеть:
- навыками певческой установки;
- навыками выразительного исполнения певческого репертуара.
Требования к уровню подготовки учащихся
В ходе изучения предмета «Музыка» учащиеся должны
знать:
- названия музыкальных инструментов;
- тексты песен;
- музыкальный репертуар;
- основные музыкальные жанры.
уметь:
- выразительно исполнять музыкально-песенный репертуар;
- откликаться на музыку разного характера;
- интонировать мелодии с музыкальным сопровождением;
- исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах;
-размышлять о музыке.
владеть:
- навыками певческой установки;
- навыками исполнения песен;
- навыками пластического интонирования;
- навыками игры на шумовых музыкальных инструментах
Литература и средства обучения
1. Методические пособия для учителя
1.Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Глобус, 2008.
2. Замятина Т.А. Современный урок музыки. – М.: Глобус, 2008.
3. Смолина Е.А. Современный урок музыки. – Ярославль: Академия развития, 2006.
Литература для учащихся
1. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Учебник «Музыка» (1 класс).-М.: «Просвещение», 2015.
2. Куберский И.Ю. Энциклопедия для юных музыкантов. -Спб.: ТОО «Диамант»: ООО «Золотой век», 1996.
3. Булучевский Ю.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся –Л.: Музыка, 1988.
4. Агапова И.А. Лучшие музыкальные игры для детей. – М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.
Средства обучения
1. Печатные пособия.
- Комплект портретов композиторов.
-Демонстрационный материал «Музыкальные инструменты»
2. Информационно-коммуникационные средства.
-Антология русской симфонической музыки ( СD диски )
-Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки от Кирилла и Мефодия» (1 СD).
3. Интернет-ресурсы.
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://classik.chubrik.ru
http://www.musik-dic.ru
http://dic.akademic.ru/contents.nsf/dic_musik
4. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, интерактивная доска. DVD, музыкальный центр.
5. Учебно-практическое оборудование: музыкальный инструмент, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
Учебно-тематическое планирование
Количество часов по учебному плану всего – 33 часа, в неделю – 1час.
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1. | Музыка вокруг нас | 16 |
2. | Музыка и ты | 17 |
Всего: 33 часа