Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом Рабочая программа по обществознанию в 6 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 No273
2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 No1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»
4. Примерная программа основного общего образования по обществознанию
5.Положение о Рабочей программе педагога, осуществляющего функции введения ФГОС МОУ Заворонежская СОШ
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника к: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание.: учебник для 6 класса общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2016.
Рабочая программа расчитана на 35 учебных недель, ___35____ часов в год
Их них контрольных работ__1__ часов
Срок реализации программы 2017–2018 учебный год.
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
–развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления, обеспечивающего объективное восприятие социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определение собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
–воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
–освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний об обществе, государстве основных социальных ролях, позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, сферах человеческой деятельности, способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.
Задачи курса:
- приобретения базовых навыков, обеспечивающих успешные действия подростка в реальных (не ограниченных рамками школы) правоотношениях и ситуациях;
- передачи детям основ нравственных знаний,
- изучение основ межличностного общения, межличностных отношений,
- углубление знаний о человеческих взаимоотношений
- формирования способности к анализу ситуаций, регулируемых социальными нормами, и способности к реальным действиям в таких ситуациях.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА в 6 классе
Раздел 1. Человек в социальном измерении( 12 часов)
Цели и ценность человеческой жизни. Человек — биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность.
Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
Отрочество — особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность — показатель взрослости.
Познание мира. Познание самого себя (самопознание). Самосознание и самооценка. Способности человека.
Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.
Потребности человека — биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Духовный мир человека. Мысли и чувства.
Раздел2. Человек среди людей(10 часов)
Какие отношения называют межличностными, чувства – основа межличностных отношений. Симпатия. Антипатия. Стереотип. Виды межличностных отношений. Дружба. Любовь. Социальные группы людей. Виды групп. Твой выбор групп. Лидер. Что значит быть лидером. Какие качества присущи лидеру. Поощрение и наказание. Общение. Цели общения. Как люди общаются. Ты среди сверстников. Конфликт. Виды конфликтов. Поведение в конфликтной ситуации.
Раздел 3 Нравственные основы жизни ( 5часов)
Человек славен добрыми делами. Доброе — значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.
Быть смелым. Страх — защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.
Человечность. Гуманизм — уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
Раздел 4 Агробизнес ( 6 часов)
Лидерство: понятие и сущность. Кто такой лидер? Какими качествами должен обладать лидер? Лидер и истории и обществознании.
Личность и лидерство. Понятие личности. Понятие лидерства. Как соотносятся лидер и личность?
Имидж современного предпринимателя-новатора Лидер и коллектив. Современный предприниматель: кто он? Кто такой новатор? Как лидер ведет за собой коллектив. Почему необходим лидер в коллективе.
Управление конфликтами в коллективе. Конфликт: понятие и оценки. Виды конфликтов. Как погасить конфликт в коллективе.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатамы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
1. Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
2.Заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
3.Ценностные ориентиры. Основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
1. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
2. Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
3. Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
4. Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
5. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно – следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления. Оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- подкрепление изученных положений конкретными примерами;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения содержания программы по обществознанию являются:
1. Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
2. Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
3. Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;
4. Умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемх в современном российском обществе социальных ценностей;
5. Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
6. Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
7. Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
8. Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
9. Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
10. Понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;
11. Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
12. Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
13. Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
14. Понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
15. Понимание значения коммуникации в межличностном общении;
16. Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 N 2643)
Раздел«Человек в социальном измерении»
Научатся:
понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем, характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности, формировать представление о деятельности человека, раскрывать основные черты духовного мира человека, определять понятие «образ жизни», составляющие жизненного успеха.
Получат возможность научиться:
работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения
Раздел «Человек среди людей»
Научатся:
определять, в чем состоят особенности межличностных отношений; анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах. определять, что такое культура общения человека; анализировать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, понимать, почему без общения человек не может развиваться полноценно, сохранять достоинство в конфликте.
Получат возможность научиться:
анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Раздел«Нравственные основы жизни»
Научатся:
отличать добрые поступки от злых; определять понятия «нравственность» и «безнравственность», определять, всегда ли страх является плохим качеством человека, бороться со своими страхами, строить свои взаимоотношения с другими людьми.
Получат возможность научиться:
допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное
Итоговый модуль
Научатся:
определять все термины за курс 6 класса.
выполнять контрольные задания по обществознанию, пользоваться дополнительными источниками информации, отбирать материал по заданной теме; подбирать иллюстративный материал к тексту своего выступления.
Получат возможность научиться:
преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравни-вать, выражать свое отношение) и представлять её в виде письменного текста
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1. | Человек в социальном измерении | 12 |
2. | Человек среди людей | 10 |
3. | Нравственные основы жизни | 5 |
4. | Агробизнес | 6 |
5. | Итоговое повторение | 2 |
Календарно-тематическое планирование
Класс ________6________
Количество часов в год __35__ ; в неделю __1_ .
Учебник Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание.: учебник для 6 класса общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2016.
Программа Авторская программа: Л.Н.Боголюбов Н.И.Городецкая, Л.Н.Боголюбова Обществознание. 5-9 классы Программы общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2009. Рекомендована Министерством образования РФ
Календарно-тематическое планирование по обществознанию
6 класс 2017-2018 учебный год
№ | Дата по плану | Дата по факту | Тема | Форма контроля |
Глава I. Человек в социальном измерении (12 часов) |
1 | 06.09 | | Человек - личность | Входной, беседа |
2 | 13.09 | | Индивидуальность и личность | Текущий,текущий Устный опрос |
3 | 20.09 | | Человек познаёт мир | Сообщения |
4 | 27.09 | | На что способен человек | Фронтальный опрос |
5 | 04.10 | | Человек и его деятельность | Текущий,Мини-доклады |
6 | 11.10 | | Основные формы деятельности человека | Текущий,Тестовые задания |
7 | 18.10 | | Потребности человека | Устный опрос |
8 | 25.10 | | Внутренний мир человека | Творческие задания |
9 | 08..11 | | На пути к жизненному успеху | Тестирование |
10 | 15.11 | | Готовимся выбирать профессию | Монологичное выступление |
11 | 22..11 | | Практикум | Тематический,составление плана |
12 | 29.11 | | Повторение | ТематическийЗачёт |
| . | | Глава II. Человек среди людей | |
13 | 06.12 | | Межличностные отношения | ТематическийСообщения |
14 | 13.12 | | Виды межличностных отношений | Текущий,Тестовые задания |
15 | 20.12 | | Человек в группе | ТекущийВопросы |
16 | 27.12 | | Что значит быть лидером | Текущий,Составление плана |
17 | | | Общение | Текущий,Творческое задание |
18 | | | Как люди общаются | Текущий,Устный опрос |
19 | | | Что такое конфликт | Текущий,Ответы на вопросы |
20 | | | Конфликты в межличностных отношениях | Текущий,Составление таблицы |
21 | | | Практикум | ТематическийПроект |
22 | | | Повторение | Тематический,тест |
Глава III. Нравственные основы жизни ( 5 часов) |
23 | | | Человек славен добрыми делами | Тематический, беседа |
24 | | | Добро. Мораль | Текущий,Тестовые задания |
25 | | | Будь смелым | Текущий Презентация |
26 | | | Человек и человечность | Текущий Работа с конспектом |
27 | | | Почему необходимо заботиться о пожилых людях? | Текущий Вопросы |
Раздел 4 Агробизнес ( 6 часов) |
28 | | | Лидерство: понятие и сущность | Тематический,беседа |
29 | | | Личность и лидерство | Текущий Тестовые задания |
30 | | | Лидер и коллектив | Текущий Эссе |
31 | | | Управление конфликтами в коллективе | Текущий Вопросы |
32 | | | Технологии личностного развития | Текущий Составление таблицы |
33 | | | Повторение | Тематический,Составление схемы |
34 | | | Итоговое повторение | Тематический,Вопросы,Тестовые задания |
35 | | | Итоговая контрольная работа. | Тематический,тесты |