СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учителя по обществознанию 11 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию»


Рабочая программа

среднего общего образования

по обществознанию

(включая экономику и право)

на 2020-2021учебный год

для 11б класса



Учитель: Молявина Анна Юрьевна

высшая категория





Санкт-Петербург

2020

Количество недельных часов: 2

Количество часов в год: 68

Уровень программы: базовый.

Тип программы: типовая


Нормативные документы, определяющие содержание программы:


  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Приказ Минпросвещения России 28.12.2018 N 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями, утверждёнными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 08.05.2019 г. № 233)

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699. «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

  • Письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 04.05.2016 г №03-20-1587/16-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов».

  • Основная образовательная программа среднего общего образования ГБОУ СОШ № 625 Невского района Санкт-Петербурга.

  • Примерные программы среднего общего образования по обществознанию.

  • Положение о рабочей программе учебных предметов ГБОУ СОШ № 625 Невского района Санкт-Петербурга.

  • Учебный план ГБОУ СОШ № 625 Невского района Санкт-Петербурга на 2020-2021 учебный год.

  • Распоряжение Комитета по образованию от 16.04.2020 № 988-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2020/2021 учебном году».

  • Календарный учебный график государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 625 с углубленным изучением математики Невского района Санкт-Петербурга имени Героя Российской Федерации В.Е.Дудкина на 2020-2021 учебный год




Пояснительная записка

Данная программа обеспечивает изучение курса обществознания обучающимися 11 класса на базовом уровне. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по обществознанию 11 класса автор Л.Н. Боголюбов, Базовый уровень. ФГОС. М.: Просвещение, 2018.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).



Цели и задачи курса «Обществознание»

Цели

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Задачи:

  • содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;

  • формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

  • воспитание гражданственности и любви к Родине;

  • создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;

  • выработкаоснов нравственной, правовой, политической, экологической культуры;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;

  • помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;

  • ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

Исходя из заявленных целей выдвигаются следующие образовательные задачи преподавания курса обществознания:

-  ознакомление школьников с отечественными и зарубежными системами правовых отношений в обществе;

-  раскрытие закономерностей общественной жизни;

-  выявление внутренних связей между личным и общественным в человеке;

-  определение влияния политических процессов на повседневную жизнь человека;

-  утверждение неповторимости внутреннего мира каждого индивида и его самоценности;

-  формирование демократической системы ценностей подрастающего поколения;

-  создание условий для раскрытия творческих способностей личности;

-  развитие навыков аналитического мышления и умения делать осознанный выбор;

-  моделирование актуальных и практически значимых для школьников ситуаций, разрешение которых помогает занять ту или иную позицию в реальной жизни;

-  выработка активного отношения подростков к жизни и окружающему миру;

-  развитие нестандартности мышления, креативности и творческих способностей;

-  понимание ценности образования в современном мире и активизация стремления к самообразованию;

-  передача социальных ценностей, способствующих преемственности сложившихся социальных устоев и общественной стабильности.



Требования к результатам обучения освоения содержания курса

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:

Познавательной

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

Ценностно-мотивационной

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

Трудовой

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

Эстетической

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

Коммуникативной

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

В условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации учебный план ГБОУ СОШ № 625 Невского района Санкт-Петербурга предусматривает возможные варианты освоения образовательной программы основного общего образования: очную форму обучения, обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с использованием следующих образовательных платформ, электронных ресурсов и инструментов: ЯКласс, Решу.ОГЭ, Решу.ВПР, Zoom, Google, ИАСУ «Параграф». Предполагается использовать следующие виды деятельности: самостоятельная работа с учебником, с научно-популярной литературой, написание докладов и выступлений, подготовка презентаций, анализ работ и выступлений своих и одноклассников, решение тестов.



Содержание курса

Обществознание (34 ч.)

Глава 1. Экономическая жизнь общества.(26 ч)

    1. Роль экономики в жизни общества

    2. Экономика: наука и хозяйство

    3. Экономический рост и развитие

    4. Рыночные отношения в экономике

    5. Фирма в экономике

    6. Правовые основы предпринимательской деятельности

    7. Слагаемые успеха в бизнесе

    8. Экономика и государство

    9. Финансы в экономике

    10. Занятость и безработица

    11. Мировая экономика Экономическая культура

Глава 2. Социальная сфера ( 16 ч. )

  1. Социальная структура общества

  2. Социальные нормы и отклоняющееся поведение

  3. Нации и межнациональные отношения

  4. Семья и быт

  5. Тендер — социальный пол

  6. Молодёжь в современном обществе

  7. Демографическая ситуация в современной России

Глава 3. Политическая жизнь общества. (20 ч)

  1. Политика и власть

  2. Политическая система

  3. Гражданское общество и правовое государство

  4. Демократические выборы

  5. Политические партии и партийные системы

  6. Политическая элита и политическое лидерство

  7. Политическое сознание

  8. Политическое поведение

  9. Политический процесс и культура политического участия

Заключительные уроки (6 ч)



Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения обществоведения ученик должен

Знать/понимать:

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь:

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснятьвзаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решатьпознавательные и практические задачи в рамках изученного материала,отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

  • осуществлятьпоиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Контроль уровня обучения

При изучении каждого раздела курса осуществляется диагностика и контроль. Основными формами диагностики и текущего контроля на данном этапе обучения обществознанию с учетом специфики содержания курса являются:

• словарная работа;

• понятийный (терминологический) диктант;

• анализ педагогически адаптированных текстов;

• решение ситуационных задач;

• творческие задания-задачи;

• сочинение-миниатюра;

• рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных и деловых играх (как письменная, так и устная);

• простейшие виды публичных выступлений;

• тесты;

По итогам изучения курса запланирована контрольная работа в тестовой форме.



Критерии оценивания

  • Критерии оценки устного ответа

Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.

Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

  • Критерии оценивания письменного ответа

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

  • Обществоведческий, исторический   диктант

Самый простой способ проверки домашнего задания всего класса (одного или нескольких параграфов). Для быстрой проверки взять десять терминов (легко оценить по пятибалльной системе). Диктовать по 1 термину за 1 минуты – займет 10 минут. Если диктант в начале урока – то можно тут же устно дать правильные определения, если в конце урока – проверить потом и закрепить на следующем уроке.

  • Оценивание тестовых заданий

Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания «дополните  предложение» (открытый тест) оценивается в один и два балла соответственно. Как правило, на одно задание с выбором ответа приходится около минуты, а на составление свободного ответа – около 2-3 минут. Пример открытого теста: прочитайте текст, заполните пропуски.  Оптимально на одной контрольной работе дать 25 заданий: 
(20 с выбором ответа и 5 со свободным ответом).

Критерии отметок:

«5»:16+4(80–100 % от общего числа баллов)

«4»:14+3(70-75%)
«3»:12+0или10+2(50-65%). 
Здесь возможны варианты, поэтому лучше ориентироваться по процентам.   


УМК

  1. Боголюбов JI.H., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Литвинова В. А. Обществознание (базовый уровень). 11 класс.

М: Просвещение, 2013,2014,2016

(Исключен из Федерального перечня учебников приказом Министерства Просвещения России от 28 декабря 2018 г. № 345)







п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы содержания

Учебные действия

Вид

контроля.

измерители

Домашнее

задание

Дата
проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


Глава 1. Экономическая жизнь общества (26 часа)


1-2

§1.Роль экономики в жизни общества

2

Изучение нового
материала

Человек и экономика. Проблемы социально-политической жизни. Человек и закон

знать основные положения.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения

Вид контроля: выборочное оценивание.

Измерители: ответы на вопросы

§1.с.5-14.Задания №2



3-4

§ 2. Экономика: наука

и хозяйство

2

усвоение нового учебного материала.

закрепление нового материала

Что изучает экономическая наука. Экономика и экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности

знать, с чем связано появление экономической науки; что изучают макроэкономика и микроэкономика; как можно измерить и определить ВВП.

Понимать, каковы основные проблемы экономической науки, назвать и охарактеризовать их.

Уметь объяснять, что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления, какова роль экономической деятельности в этом процессе; объяснять, какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах

Выборочное оценивание.


Ответы на вопросы

Тест ( задания А и Б )

§ 2, с. 16–24;

задания

№ 1–4,

с. 24-25





Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5–6

§ 3. Экономический рост и развитие

2

усвоение нового учебного материала.

закрепление нового материала

Понятие экономического роста. Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое развитие. Экономический цикл

знать, что такое «порочный круг бедности».

Понимать, что такое экономический рост страны и как он измеряется; чем экономический рост отличается от экономического развития; как государство может воздействовать на экономический цикл.

Уметь называть факторы экстенсивного и интенсивного роста; объяснять, чем отличаются кризисы XIX в. от кризисов XX в.

Выборочное оценивание.


Ответы на вопросы

Тест ( задания А и Б )

§ 3, с. 25–34; задания

№ 1–3,

с. 34-35



7–8

§ 4. Рыночные отношения в экономике

2

усвоение нового учебного материала.

закрепление нового материала

Рынок и его роль

в экономической жизни. Рыночная структура и инфраструктура. Конкуренция и монополия. Современный рынок. Становление рыночной экономики

в России

знать основные признаки свободного рынка; какова структура и инфраструктура рынка; чем характеризуется современный рынок.

Понимать, чем рыночная экономика отличается от централизованной

(плановой, командной); в чем состоят особенности фондового рынка; что свидетельствует о рыночном характере российской экономики.

Уметь объяснять, как действуют в рыночном хозяйстве экономические законы; объяснять, какую роль в рыночной экономике играет конкуренция

Выборочное оценивание.


Ответы на вопросы

Тест ( задание С )

Вопросы на сравнение экономических систем

§ 4, с. 35–43; задания

№ 1–5,

с. 44



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9–10

§ 5. Фирма

в экономике

2

усвоение нового учебного материала.

закрепление нового материала

Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки производства. Налоги, уплачиваемые

предприятиями

знать, что такое «эффективное предприятие»; какие налоги платят фирмы. Понимать, какие доходы можно получить, владея факторами производства; зачем производитель рассчитывает издержки и прибыль.

Уметь объяснять, от чего зависит успех деятельности предприятия; объяснять, можно ли и как получить доход, не имея капитала

Выборочное оценивание.


Ответы на вопросы


§ 5, с. 44–54; задания

№ 1–4, с. 54



11–12

§ 6. Правовые основы предпринимательской деятельности

2

усвоение нового учебного материала.

закрепление нового материала

Правовые основы предпринимательства. Организационно-правовые формы предпринимательства.

Как открыть свое дело

знать, какие законы регулируют предпринимательские правоотношения; что такое лицензия, какова цель лицензирования.

Понимать, что мешает развитию производственного предпринимательства; что подразумевается под обоснованием предпринимательской идеи, попробовать привести конкретный пример; что влечет за собой осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации.

Уметь давать определение предпринимательских правоотношений; объяснять, какие принципы лежат в основе предпринимательского права, прокомментировать их; объяснять, чем отличается устав от учредительного договора

Выборочное оценивание.


Ответы на вопросы


Защита проектов

§ 6, с. 55–67; задания

№ 1–5, с. 68



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

13–14

§ 7. Слагаемые успеха в бизнесе

2

усвоение нового учебного материала.

закрепление нового материала

Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга

знать, что такое финансирование и каковы его источники; какие источники финансирования характерны для крупного и малого бизнеса; что такое топ-менеджмент и какую должность он занимает в фирме.

Понимать, можно ли открыть свое дело, не изучая рынок.

Уметь объяснять, могут ли малые предприниматели в России получить долговременный кредит у коммерческих банков; объяснять, обязательно ли каждое предприятие должно осуществлять стратегическое планирование

Выборочное оценивание.


Вопросы на сравнение

§ 7, с. 68–79; задания

№ 1–3, с. 79



15–16

§ 8. Экономика и государство

2

усвоение нового учебного материала.

закрепление нового материала

Экономические функции государства. Инструмент регулирования экономики.

Денежно-кредитная (монетарная) политика. Бюджетно-нало-говая (фискальная) политика. Нужна ли рынку помощь государства?

знать, в чем заключается ограниченность возможностей рынка «регулировать» экономику.

Понимать, почему государство занимается производством общественных благ; должны ли существовать пределы вмешательства государства в экономику, если да, то почему.

Уметь объяснять, какие цели преследует правительство, проводя экономическую политику; называть основные методы воздействия государства на экономику; объяснять, как государство оказывает поддержку рыночной экономике

Выборочное оценивание.


Ответы на вопросы


Работа по документам

§ 8, с. 80–91; задания

№ 1–5,

с. 91–92





17–18

§ 9. Финансы в экономике

2

усвоение нового учебного материала.

закрепление нового материала

Банковская система. Другие финансовые институты. Инфляция: виды, причины

и последствия

знать, какую роль выполняют финансы в экономике; кого обслуживают различные финансовые институты; каковы социально-экономические последствия инфляции, нужно ли бороться с инфляцией.

Понимать, как устроена банковская система страны; зачем нужны коммерческие банки; может ли инфляция положительно влиять на экономику.

Уметь объяснять, почему возникает инфляция

Выборочное оценивание.


Ответы на вопросы


Тест ( задания А и Б)

§ 9, с. 92–102; задания

№ 1–5, с. 103



19–20

§ 10. Занятость и безработица

2

усвоение нового учебного материала.

закрепление нового материала

Рынок труда. Причины и виды безработицы. Государственная политика в области занятости

знать, как действуют спрос и предложение на рынке труда; каковы особенности различных видов безработицы; как государство регулирует занятость населения.

Понимать, для чего необходим рынок труда.

Уметь объяснять, почему трудно до-стичь равновесия на рынке труда

Выборочное оценивание.


Ответы на вопросы


Тест ( задания С)

§ 10,

с. 104–115;

задания

№ 1–6,

с. 115–116



21–22

§ 11. Мировая экономика

2

усвоение нового учебного материала.

Мировая экономика. Международная торговля. Государственная политика в

знать, что такое «международные экономические отношения».

Понимать, каковы причины международного разделения труда; почему

Выборочное оценивание.


Пресс - конференция

§ 11,

с. 116–126;

задания
№ 1–4,с.127








закрепление нового материала

области международной торговли. Глобальные проблемы экономики

некоторые государства применяют политику протекционизма.

Уметь объяснять, какая страна – США или Нидерланды – больше зависит от международной торговли и почему




с. 127



23–24

§ 12. Экономическая культура

2

усвоение нового учебного материала.

закрепление нового материала

Экономическая культура.Экономический интерес .Экономическое поведение.Культура производства и потребления.Особенности современной экономики Росси.Экономическая политика Российской Федерации.

знать, основы экономической культуры общества.

Понимать, какие экономические проблемы приходится решать в условиях ограниченных ресурсов рациональным производителю и потребителю.

Подумать, можно ли защитить свои доходы от инфляции, если да, то каким образом.

Уметь объяснять, как рационально расходовать деньги, чем обязательные расходы отличаются от произвольных расходов; объяснять, какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах

Выборочное оценивание.


Маркетинг – важная составляющая в деятельности фирмы (ролевая игра)

§ 12,

с. 128–140;

задания
№ 1–5, с. 141.

Эссе”Система частной собственноси-важнейшая гарантия свободы но только для владельцев собственности.Но и для тех,у кого ее нет.”Ф.А.Хаек



25-26

Повторительно-обобщающий урок

Тестовая работав форме ЕГЭ

2

Уроки рефлексии и контроля


знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения

Проведение теста в форме ЕГЭ

§§1-12,с.142





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Глава 2. Социальная сфера (16часов)

27–28

§ 13. Социальная структура общества.

2

усвоение нового учебного материала.

закрепление нового материала

Социальная структура ,социальная группа,социальная стратификация, маргиналы, люмпены, социальное неравенство, мобильность, социальный лифт, социальные интересы.

знать, основные понятия,уметь раскрывать их смысл.

Уметь характеризовать сущность социальной структуры,осуществлять поиск информации по заданной теме;различать факты и суждения;представлять результаты своей деятельности.

Выборочное оценивание.


Ответы на вопросы


Работа по документам

§ 13, с. 143–152; задания № 1–3,

с. 152-153



29–30

§ 14. Социальные нормы и отклоняющееся поведение

2

усвоение нового учебного материала.Урок –лекция с элементами дискуссии.


Социальные нормы и отклоняющееся поведение.Многообразие социальных норм.Девиантное поведение,его причины и профилактика.Социальный контроль и самоконтроль.

знать, классификацию социальных норм;причины отклоняющегося поведения.

Понимать, необходимость регулирования общественных отношений,сущность социальных норм,механизм правового регулирования.

Знать основные понятия темы,уметь критически осмысливать социальную информацию,анализировать полученные данные,решать познавательные и практические задачи,самостоятельно определять алгоритмы познавательной деятельности.

Выборочное оценивание.


Тест


Ответы на вопросы

§ 14, с. 153–163; задания № 1–4,

с. 164.Эссе”Девиантное поведение-благо или зло?”





31–32

§ 15. Нации и межнациональные отношения.

2

усвоение нового учебного материала.

уРОК-ЛЕКЦИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ

Национальные отношения.Этнические общности.Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты.Национальная политика.Межнациональные отношения,этносоциальные конфликты и пути их решения,конституциональные принципы национальной политики в РФ.

знать,особенности национальных отношений,причины конфликтов и способы их разрешения.

Объяснять,причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов,осуществлять поиск социальной информации представленной в различных знаковых системах,анализировать ее,формулировать собственные суждения по определенным проблемам.

Выборочное оценивание.


Ответы на вопросы


Практическое занятие.Проверка эссе.

§ 15, с. 164–172; задания

№ 1–4, с. 172-173.Презентация”Основные направления национальной политики”.



33–34

§ 16.Семья и быт.

2

усвоение нового учебного материала.

закрепление нового материала.

Семья и быт.Семья как социальный институт.Семья в современном обществе.Бытовые отношения.Семья и брак.

знать, основы семейных отношений.

Уметьхарактеризовать семью как важнейший социальный институт;раскрывать на примерах изученные теоретические положения,осуществлять поиск информации,представленной в различных знаковых системах,уметь подготовить устное выступление,презентацию.

Выборочное оценивание.


Ответы на вопросы

§ 16,

с. 174–184;

задания
№ 1–3, с. 184.Исследование’’Семья в современном обществе”





35–36

§ 17. Гендер-социальный пол

2

усвоение нового учебного материала.

закрепление нового материала

Понятие “гендер’’.Гендерные стереотипы.Гендерная роль.Гендерный конфликт.Гендер и социализация.Гендерные отношения в современном обществе.Гендерная идентичность.Эмансипация.

знать, что представляет собой понятие гендер; что такое гендерный стереотип.

Понимать, как меняются гендерные стереотипы с развитием общества.

Уметь объяснять, каковы основные гендерные роли мужчин и женщин в современном обществе;что оказывает влияние на гендерную социализацию.

Выборочное оценивание.


Ответы на вопросы



§ 17,

с. 184–193;

задания
№ 1–6,
с. 192–193



37–38

§18.

Молодежь в современном мире.

2

усвоение нового учебного материала.

закрепление нового материала

Молодежь в современном обществе.Молодежь как социальная группа.Развитие социальных ролей в юношеском возрасте.

знать, роль молодежи в жизни общества.


Уметьосуществлять поиск информации в различных знаковых системах,делать выводы,оценивать социальные явления,представлять результаты своей деятельности в виде проекта исследования

Выборочное оценивание.


Ответы на вопросы


Сообщения

§ 18,

с. 194–202;

задания
№ 1–4,

с. 203–204.Анализ документа с.201.Эссе”молодость-это время для усвоения мудрости,старость-время для ее применения’’.Ж.Руссо





39–40

§ 19. Демографическая ситуация в современной России


2

усвоение нового учебного материала.

закрепление нового материала

Тенденция развития семьи в современной России.Проблема неполных семей.Современная демографическая ситуация в Российской Федерации

знать,какие тенденции в развитии семьи можно оценить как неблагоприятные,что такое неполная семья,как увеличение числа неполных семей сказывается на демографической и социальной ситуации в обществе.

Понимать,чем характеризуется современная демографическая ситуация в России.

Уметь объяснять, какие факторы оказали негативное влияние на современную демографическую ситуацию в России.

Выборочное оценивание.


Ответы на вопросы


Тест

Проверка эссе


§ 19,

с. 204–213;

задания
№ 1–4,
с. 212–213



41–42

Повторительно-обобщающий урок к главе 2.,

«Социальная сфера»

Проверочная работа.

2

Уроки рефлексии и контроля


знать основные положения курса.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения

Проекты проблемные дисскусионные вопросы по социальной сфере

§§13-19

с.214-215



Глава 3. Политическая жизнь общества (20 часов)

43–44

§ 20. Политика и власть

2

усвоение нового учебного материала.

закрепление нового материала.Урок «круглый стол»

Политика и власть.Политика и общество.Политические институты и отношения.Власть,ее происхождение и виды.

Понятие власти.Государство,его функции.

Знать,соотношение власти и политики,признаки политических институтов.

Объяснять, причинно-следственные связи изученных социальных объектов;взаимосвязи подсистем и элементов общества;осуществлять поиск социальной информации,анализировать ее,формулировать свое отношение по определенным проблемам.

Выборочное оценивание.


Круглый стол


Ответы на вопросы

§ 20,

с. 216–226;

задания
№ 1–5,
с. 227.Анализ документа,с.225-226



Продолжение табл.

45–46

§ 21. Политическая система.

2

усвоение нового учебного материала.

закрепление нового материала

Политическая система, государство, конституционное право, демократия ,представительная демократия ,непосредственная демократия, политический режим.

знать структуру политической системы.

Уметь характеризовать основные подсистемы политической системы, выделять существенные признаки, раскрывать основные функции, характеризовать роль государствa,уметь обосновывать суждения ,давать определения, работать с текстами различных стилей.

Выборочное оценивание.



Ответы на вопросы

§ 21,

с. 228–240;

задания

№ 1–5, с. 239-240.Анализ документа,с.238



47–48

§22.Гражданское общество и правовое государство.

2

усвоение нового учебного материала.

закрепление нового материала

Гражданское общество и государство.Парламентская республика.Полупрезидентская республика.Парламентская монархия.ООН.Пакт.

Гражданское общество.Местное самоуправление СМИ

знать и характеризовать основные признаки правового государства.Знать международные документы о правах человека, механизм защиты прав, владеть приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза.

Уметь работать с документами,анализировать их,высказывать оценочные суждения.

Выборочное оценивание.



Ответы на вопросы

§ 22,

с. 240–249;

задания

№ 1–5,

с. 249





49-50

§23.Демократические выборы.

2

усвоение нового учебного материала.

закрепление нового материала


Демократия,избирательное право,избирательная система:мажоритарная,пропорциональная,элита

Знать особенности и этапы демократических выборов.

Уметь решать познавательные и практические задачи;владеть основными видами публичных выступлений.

Знать и объяснять основные понятия темы:уметь решать познавательные и практические задачи;владеть основными видами публичных выступлений.

Выборочное оценивание.



Ответы на вопросы

§23,с.250-260.



51–52

§ 24. Политические партии и партийные системы

2

усвоение нового учебного материала.

закрепление нового материала

Политические партии.Демократия,избирательное право,избирательная система:мажоритарная,пропорциональная,элита

знатьосновные понятия темы:уметь решать познавательные и практические задачи;владеть основными видами публичных выступлений

Уметь решать познавательные и практические задачи;владеть основными видами публичных выступлений

Выборочное оценивание.


Тест


Ответы на вопросы

§ 24,
с. 261–271;

задания№1-5,с.271



53–54

§ 25. Политическая элита и политическое лидерство

2

усвоение нового учебного материала.

Политическая элита,политическое лидерство,роль политического лидера,типы лидерства

знать что представляет собой политическая элита,кто такой политический лидер,каковы основные признакит политического лидерства.

Уметь работать с документами,перечислять основные функции политического лидера,сравнивать традиционноеб легальное(на основе закона) и харизматическое лидерство

Выборочное оценивание.



§ 25,

с. 272–283;

задания

№ 1–4,

с. 282–283.Эссе»Лидер действет открыто,босс-за закрытыми дверьми.








закрепление нового материала



Ответы на вопросы

Лидер ведет за собой,а босс управляет»Т.Рузвельт



55–56

§ 26. Политическое сознание

2

усвоение нового учебного материала.

закрепление нового материала

Политическое сознание,политическая идеология,обыденное и теоретическое сознание,современные политические идеологии:либеральная,консервативная,социалистическая,социал-демократическая,коммунистическая,идеология фашизма.Политическая психология,политическая пропаганда,рольСМИ в политике.

знать основные положения по теме урока: какова суть отличия понятия «политическое сознание» от понятия «политическое знание»;чем различаются два уровня политического сознания:обыденно-практический и идеолого-теоретический.

Уметь давать определение понятий; характеризовать каждую из идеологий,оказавших влияние на события XX в,определять место СМИ в современной политической жизни

Выборочное оценивание.


Тест


Ответы на вопросы

§ 26,

с. 283–297;

задания

№ 1–5,

с. 297





57–58

§ 27. Политическое поведение

2

усвоение нового учебного материала.

закрепление нового материала

Политическое поведение,политический протест,политический

терроризм,экстремизм.

знать основные положения по теме урока: как различаются формы политического поведения,каковы его мотивы.

Уметь давать определение понятий;объяснять,чем опасно экстремистское поведение;каковы возможности регулирования политического поведения.

Выборочное оценивание.


Ответы на вопросы

§ 27,

с. 298–307;

задания

№ 1–4,

с. 306–307



59–60

§ 28. Политический процесс и культура политического участия

2

усвоение нового учебного материала.

закрепление нового материала

Политический процесс:формирование власти и осуществление власти.Политическое участие:политическая элита и рядовые граждане.Политическая культура.

знать основные положения по теме урока: что такое политический процесс;какие типы политических процессов вам известны;каковы структура и стадии политического процесса.В чем суть политического участия?

Уметь давать определение понятий «политический процесс», « политическое участие» , « политическая культура».

Выборочное оценивание.


Письменные вопросы и задания


Ответы на вопросы

§ 28,

с. 307–318;

задания

№ 1–4,
с. 317-318



61–62

Повторительно-обобщающие урок к главе3.


Тестовая работа в формате ЕГЭ«Политическая жизнь общества»

2

Урок рефлексии и контроля.

Политика и власть.Политика и общество.Политические институты и отношения.Власть,ее происхождение и виды.

Понятие власти.Государство,его функции.

знать основные положения по теме урока.

Уметь характеризовать основные подсистемы политической системы, выделять существенные признаки, раскрывать основные функции, характеризовать роль государства, уметь обосновывать суждения, давать определения, работать с текстами различных стилей.


Теств форме ЕГЭ












Политические партии.Демократия,избирательное право,избирательная система:мажоритарная,пропорциональная,элита



§§20-28(повторить)



Заключительные уроки (6 часов)

63–64

Заключение.

Взгляд в будущее

2

усвоение нового учебного материала

Общество: человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. Экологические проблемы.

знать основные положения по теме урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения; называть и характеризовать основные проблемы XXIв;

Выборочное оценивание.

Семинар


Ответы на вопросы

с.334-344









Угрозы термоядерной войны.Международный терроризм. Преодоление экономической отсталости бедности и нищеты стран третьего мира. Социально-демографические проблемы. Наркомания и наркобизнес. Методы лечения и профилактики наиболее опасных болезней. Проблема предотвращения опасных последствий НТП. Опасность масштабных аварий в промышленности энергетике и на транспорте. Угрозы культуре духовному развитию человека. Постиндустриальное (информационное)общество.

Объяснять возможные пути решения глобальных проблем;объяснять,чем отличается постиндустриальное общество от индустриального;какими качествами должен обладать человек,чтобы жить и работать в меняющемся обществе.







1

2

3

4

5

6

7

8

9

10











65-66

Итоговое повторение

2

Итоговое повторение


знать основные положения курса.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения.



Выполнение тестовых заданий в форме ЕГЭ(А В С)

13.05

13.05

20.05

67-68

Итоговая контрольная работа.

Итоговое повторение.


2

Контрольная работа Итоговое повторение.



знать основные положения курса.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения.



Проведение теста в форме ЕГЭ(А В С)

20.05

20.05


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!