МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЫКАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
_____________________________________________________________________________
306251, с.Быканово, ул.Молодежная 14 Обоянского района Курской области.
Тел. 8 (471 – 41) 3 – 32 – 42 bickanovsсkaja@yandex.ru . www.obo-buk.ru
Рассмотрена на заседании ШМО, Принята на заседании Утверждено: протокол №1 от 30.08.2019г. педагогического совета, Директор школы: _________ Руководитель ШМО: _________ протокол №1от 30.08.2019г. С.П. Пономаренко
Е.В. Мартынова Председатель ПС: ________ приказ № 44 от 30.08.2019г.
С.П. Пономаренко
Рабочая программа
по окружающему миру
Класс: 3
Количество часов: 64
Уровень: базовый
Срок реализации: 1 год
Учитель: Мартынова Екатерина Владимировна
с. Быканово
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение результатов начального образования, а именно:
Личностных
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметных
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметных
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
В результате изучения предмета учащиеся должны знать:
- человек — часть природы и общества;
-что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
-основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
-основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии);
-группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
-группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
съедобные и несъедобные грибы;
-взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
-взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
-строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
-правила гигиены; основы здорового образа жизни;
-правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
-потребности людей; товары и услуги;
-роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
-некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Учащиеся должны уметь:
-распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
-проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
-объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
-выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
-выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
-владеть элементарными приемами чтения карты;
-приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- наблюдать объекты окружающего мира;
- работать с учебником, энциклопедиями;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
Содержание учебного предмета
Как устроен мир (7 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (9 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика (11 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Заочная экскурсия «Достопримечательности нашего края».
Путешествие по городам и странам (14 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номер урока | Содержание урока (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата проведения |
Как устроен мир.(7 часов) |
1 | Природа. Разнообразие природы. Значение природы для людей. | 1 | 02.09 |
2 | Человек. Ступеньки познания. | 1 | 06.09 |
3 | Наши проекты: «Богатства, отданные людям». Экскурсия. | 1 | 09.09 |
4 | Что такое общество. | 1 | 13.09 |
5 | Что такое экология. | 1 | 16.09 |
6 | Природа в опасности. Охрана природы. | 1 | 20.09 |
7 | Проверочная работа по разделу «Как устроен мир». Презентация проектов « Богатства, отданные людям». | 1 | 23.09 |
Эта удивительная природа. (18 часов) |
8 | Тела, вещества, частицы. | 1 | 27.09 |
9 | Разнообразие веществ. | 1 | 30.09 |
10 | Воздух и его охрана. | 1 | 04.10 |
11 | Вода и жизнь. Свойства воды. | 1 | 07.10 |
12 | Превращения и круговорот воды в природе. | 1 | 11.10 |
13 | Берегите воду! | 1 | 14.10 |
14 | Что такое почва? | 1 | 18.10 |
15 | Тестирование по теме «Разнообразие растений». | 1 | 21.10 |
16 | Солнце, растения и мы с вами. | 1 | 25.10 |
17 | Размножение и развитие растений. | 1 | 08.11 |
18 | Охрана растений. | 1 | 11.11 |
19 | Разнообразие животных. | 1 | 15.11 |
20 | Кто что ест? Наши проекты: «Разнообразие природы родного края». | 1 | 18.11 |
21 | Размножение и развитие животных. | 1 | 22.11 |
22 | Охрана животных. | 1 | 25.11 |
23 | В царстве грибов. | 1 | 29.11 |
24 | Великий круговорот жизни. Презентация проектов «Разнообразие природы родного края». | 1 | 02.12 |
25 | Проверочная работа с элементами промежуточной аттестации по разделу «Эта удивительная природа». | 1 | 06.12 |
Мы и наше здоровье. (9 часов) |
26 | Организм человека. | 1 | 09.12 |
27 | Органы чувств. | 1 | 13.12 |
28 | Надёжная защита организма. | 1 | 16.12 |
29 | Опора тела и движение. | 1 | 20.12 |
30 | Наше питание. Органы пищеварения. Наши проекты: «Школа кулинаров». | 1 | 23.12 |
31 | Дыхание и кровообращение. | 1 | 27.12 |
32 | Умей предупреждать болезни. | 1 | 30.12 |
33 | Здоровый образ жизни. Презентация проектов «Школа кулинаров». | 1 | 13.01 |
34 | Проверочная работа по разделу «Мы и наше здоровье». | 1 | 17.01 |
Наша безопасность. (7 часов) |
35 | Огонь, вода и газ. | 1 | 20.01 |
36 | Чтобы путь был счастливым. | 1 | 24.01 |
37 | Дорожные знаки. Наши проекты: «Кто нас защищает». | 1 | 27.01 |
38 | Опасные места. | 1 | 31.01 |
39 | Природа и наша безопасность. | 1 | 03.02 |
40 | Экологическая безопасность. Презентация проектов «Кто нас защищает». | 1 | 07.02 |
41 | Проверочная работа по разделу «Наша безопасность». | 1 | 10.02 |
Чему учит экономика. (11 часов) |
42 | Для чего нужна экономика? | 1 | 10.02 |
43 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 1 | 17.02 |
44 | Полезные ископаемые. | 1 | 21.02 |
45 | Растениеводство. | 1 | 28.02 |
46 | Животноводство. | 1 | 02.03 |
47 | Какая бывает промышленность? | 1 | 06.03 |
48 | Наши проекты « Экономика родного края». | 1 | 13.03 |
49 | Что такое деньги? Государственный и семейный бюджет. | 1 | 16.03 |
50 | Экономика и экология. | 1 | 20.03 |
51 | Проверочная работа по разделу «Чему учит экономика». Защита проектов « Экономика родного края». | 1 | 03.04 |
52 | Заочная экскурсия «Достопримечательности нашего края». | 1 | 06.04 |
Путешествие по городам и странам. (14 часов) |
53 | Золотое кольцо России. | 1 | 10.04 |
54 | Путешествие по Золотому кольцу России. Проект «Музей путешествий». | 1 | 13.04 |
55 | Наши ближайшие соседи. | 1 | 17.04 |
56 | На севере Европы. | 1 | 20.04 |
57 | Тестирование с элементами промежуточной аттестации по теме «На севере Европы». | 1 | 24.04 |
58 | Что такое Бенилюкс? | 1 | 27.04 |
59 | В центре Европы. | 1 | 08.05 |
60 | По Франции и Великобритании. | 1 | 15.05 |
61 | На юге Европы. | 1 | 18.05 |
62 | По знаменитым местам мира. | 1 | 22.05 |
63 | Проверочная работа по разделу «Путешествие по городам и странам». | 1 | 25.05 |
64 | Презентация проектов «Музей путешествий». | 1 | 29.05 |
8