СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Школа России"»

Филиал МОУ «СОШ п.Петровский» в с.Раздольное







УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «СОШ п.Петровский»

____________М.А.Крашенинникова

Приказ № __от ________20__г.







Рассмотрено на заседании               Согласовано          Принято на педагогическом

МО            зам. директора по УВР                  совете  школы

Руководитель МО_________           _______ Титкова Е.А.      Протокол №  от _______20__г.

Протокол №    от_____20___г.        «___»__________20­__г.

                                                                          











Рабочая программа по предмету окружающий мир

3класс

Разработала учитель начальных классов

Лыженкова

Надежда Викторовна

(Ф.И.О.)



2021-22уч. год




Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основании следующих документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;


  • Авторская программа А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (Москва, «Просвещение», 2019г.);

  • УМК «Школа России».

Планируемые результаты освоения содержания курса

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы начального образования:

Личностные результаты

Обучающийся научится:

  • основам гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;

  • начальным навыкам адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;

  • осознанию личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;

  • способности к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательному отношению к окружающим, стремлению прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

  • установке на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилам поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правилам экологической безопасности в повседневной жизни;

  • работе на результат, бережному отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлению чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;

  • целостному взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;

  • уважительному отношению к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;

  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;

  • эстетическим чувствам, впечатлениям через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;

  • этическим чувствам и нормам на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и скорректированную учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем);

  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

  • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • планировать свои действия в течение урока с помощью учителя;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.


Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;

  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

  • сравнивать объекты по различным признакам;

  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

  • составлять рассказ на заданную тему;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.


Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;

  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

  • определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;

  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;

  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;

  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;

  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;

  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;

  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;

  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;

  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

  • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

  • вырабатывать правильную осанку;

  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;

  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;

  • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;

  • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;

  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;

  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;

  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;

  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;

  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;

  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;

  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;

  • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить на карте страны — соседи России и их столицы;

  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;

  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;

  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;

  • выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;

  • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);

  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.


Учебно – тематический план курса «Окружающий мир» - 3 класс».


№ раздела


Наименование разделов и тем


Всего часов


Раздел 1


Как устроен мир


8 ч.


Раздел 2


Эта удивительная природа


16 ч.


Раздел 3


Мы и наше здоровье


12ч.


Раздел 4


Наша безопасность


8 ч.


Раздел 5


Чему учит экономика


10ч.


Раздел 6


Путешествия по городам и странам


14 ч.


ИТОГО:


6 8ч.






Краткое содержание тем учебного курса «Окружающий мир» - 3 класс».

Раздел 1. «Как устроен мир» (8ч.)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.


Раздел 2 «Эта удивительная природа» (16ч.)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества.

Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.

Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

«Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работыТела, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продуктах питания. Свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Состав почвы. Размножение и развитие растений.


Раздел 3 «Мы и наше здоровье» (12ч.)

Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.

Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена.

Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог, ушиб, обморожение).

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.

Практические работыЗнакомство с внешним строением кожи. Подсчёт ударов пульса.


Раздел 4 «Наша безопасность» (8 ч.)

Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. .

Лед на улице, водоёме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при общении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и от загрязнённой воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержавших загрязняющие вещества.

Практическая работа: Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.


Раздел 5 «Чему учит экономика» (10ч.)

Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги.

Природные богатства – основы экономики. Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд. Труд – главная потребность человека. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность. Основные отрасли промышленности: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, лёгкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работыПолезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.


Раздел 6 «Путешествия по городам и странам» (14 ч.)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран. Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки.

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.


Основные виды учебной деятельности обучающихся

Понимать основные экологические проблемы природы и современного общества.

Понимать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).

Использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения.

Понимать:

- основные свойства воды;

- общие условия необходимые для жизни живых организмов.

Использовать приобретенные умения для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения.

Использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни для установления связи между сезонными изменениями в неживой природе; для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.

Использовать умения для ухода за растениями;

Определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры).

Приводить примеры представителей разнообразных групп растений и животных (2-3);

Раскрывать особенности их внешнего вида жизни.

Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране.


Понимать правила сохранения и укрепления здоровья.

Использовать приобретенные умения для обогащения жизненного опыта для удовлетворения познавательных интересов.

Понимать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

Использовать приобретенные умения для выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения.

Понимать правила сохранения и укрепления здоровья.

Использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за растениями и животными.

Различать объекты природы и изделия промышленного производства, изготовленные человеком.

Иметь представления:

- название родной страны, ее столицы, региона, где живут учащиеся, родного города (села);

- показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города).

Показывать на карте изученные страны мира;

Использовать приобретенные умения в практической жизни для удовлетворения познава-тельных интересов, поиска дополнительной информации о нашей планете;

Использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта



Календарно – тематическое планирование



п/п

Дата

Тема урока

План.

Факт.

1



Природа.

Экскурсия «Что нас окружает?»


2

3.09


Человек.

3

8.09


Наши проекты. «Богатства, отданные людям».

4

10.09


Общество

5

15.09


Что такое экология

6

17.09


Природа в опасности! Охрана природы.

7

22.09


Обобщение знаний по теме: «Как устроен мир». Проверочная работа.

8

24.09


Тела, вещества, частицы.

Практическая работа № 1 «Тела, вещества, частицы».

9

29.09


Разнообразие веществ.

Практическая работа № 2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания».

10

1.10


Воздух и его охрана. Практическая работа № 3

«Свойства воздуха».


11

6.10


Вода.

Практическая работа № 4 «Свойства воды».

12

8.10


Превращения и круговорот воды. Практическая работа № 5

«Круговорот воды в природе».

13

13.10


Берегите воду!


14

15.10


Что такое почва. Практическая работа № 6

«Состав почвы».


15

20.10


Разнообразие растений.

Экскурсия.

16

22.10


Солнце, растения и мы с вами.

17

10.11


Размножение и развитие растений.

Практическая работа № 7 «Размножение и развитие растений».

18

12.11


Охрана растений.


20

17.11


Кто что ест?

21

19.11


Наши проекты «Разнообразие природы родного края».

22

24.11


Размножение и развитие животных.

23

26.11


Охрана животных.

24

1.12


В царстве грибов.

25

3.12


Великий круговорот жизни.

26

8.12


Обобщение знаний по теме: «Эта удивительная природа».


Проверочная работа.

27

10.12


Организм человека.

28

15.12


Органы чувств.

29

17.12


Надёжная защита организма. Практическая работа № 8

«Знакомство с внешним строением кожи».


30

22.12


Опора тела и движение.

31

24.12


Наше питание.

32

12.01


Наши проекты. «Школа кулинаров».

33

14.01


Дыхание и кровообращение. Практическая работа № 9 «Подсчет ударов пульса».

34

19.01


Умей предупреждать болезни.

35

21.01


Здоровый образ

жизни.

36

26.01


Обобщение знаний по теме: «Мы и наше здоровье». Проверочная работа.

37

28.01


Огонь,

вода и газ.

38

2.02


Чтобы путь был счастливым.

39

4.02


Дорожные знаки.

Экскурсия «Дорожные знаки в окрестностях школы».

40

9.02


Наши проекты. «Кто нас защищает».

41

11.02


Опасные места.

42

16.02


Природа и наша безопасность.

43

18.02


Экологическая безопасность. Практическая работа № 10 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды».

44

23.02


Обобщение знаний по теме: «Наша безопасность». Проверочная работа.

45

25.02


Для чего нужна экономика.

46

2.03


Природные богатства и труд людей – основа экономики.

47

4.03


Полезные ископаемые. Практическая работа № 11 «Полезные ископаемые».

48

9.03


Растениеводство. Практическая работа № 12 «Знакомство с культурными растениями».


49

11.03


Животноводство.

50

16.03


Какая бывает промышленность.

51

18.03


Наши проекты. «Экономика родного края».

52

6.04


Что такое деньги.

Практическая работа № 13 «Знакомство с различными монетами».

53

8.04


Государственный бюджет.

54

13.04


Семейный бюджет.

55

15.04


Экономика и экология.

56

20.04


Обобщение знаний по теме: «Чему учит экономика». Проверочная работа.


57

22.04


Золотое кольцо России.

58

27.04


Золотое кольцо России.

59

29.04


Золотое кольцо России.

60

4.05


Наши проекты. «Музей путешествий».

61

6.05


Наши ближайшие соседи.

62

11.05


На севере Европы.

63

13.05


Что такое Бенилюкс.

64

18.05


В центре Европы.

65

20.05


По Франции и Великобритании.

66

25.05


На юге Европы.

67

27.05


По знаменитым местам мира.


68

27.05


Обобщение знаний.

Итоговое тестирование.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!