Филиал МОУ «СОШ п.Петровский» в с.Раздольное
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ п.Петровский»
____________М.А.Крашенинникова
Приказ № __от ________20__г.
Рассмотрено на заседании Согласовано Принято на педагогическом
МО зам. директора по УВР совете школы
Руководитель МО_________ _______ Титкова Е.А. Протокол № от _______20__г.
Протокол № от_____20___г. «___»__________20__г.
Рабочая программа по предмету окружающий мир
3класс
Разработала учитель начальных классов
Лыженкова
Надежда Викторовна
(Ф.И.О.)
2021-22уч. год
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основании следующих документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Авторская программа А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (Москва, «Просвещение», 2019г.);
УМК «Школа России».
Планируемые результаты освоения содержания курса
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы начального образования:
Личностные результаты
Обучающийся научится:
основам гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
начальным навыкам адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
осознанию личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
способности к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательному отношению к окружающим, стремлению прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
установке на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилам поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правилам экологической безопасности в повседневной жизни;
работе на результат, бережному отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлению чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
целостному взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
уважительному отношению к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
эстетическим чувствам, впечатлениям через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
этическим чувствам и нормам на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и скорректированную учителем;
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем);
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил.
Обучающийся получит возможность научиться:
объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
планировать свои действия в течение урока с помощью учителя;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по различным признакам;
осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.
Обучающийся получит возможность научиться:
выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Обучающийся получит возможность научиться:
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
вырабатывать правильную осанку;
понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
раскрывать роль экономики в нашей жизни;
осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
понимать, как ведётся хозяйство семьи;
приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами.
Обучающийся получит возможность научиться:
находить на карте страны — соседи России и их столицы;
проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
Учебно – тематический план курса «Окружающий мир» - 3 класс».
№ раздела | Наименование разделов и тем | Всего часов |
Раздел 1 | Как устроен мир | 8 ч. |
Раздел 2 | Эта удивительная природа | 16 ч. |
Раздел 3 | Мы и наше здоровье | 12ч. |
Раздел 4 | Наша безопасность | 8 ч. |
Раздел 5 | Чему учит экономика | 10ч. |
Раздел 6 | Путешествия по городам и странам | 14 ч. |
ИТОГО: | | 6 8ч. |
Краткое содержание тем учебного курса «Окружающий мир» - 3 класс».
Раздел 1. «Как устроен мир» (8ч.)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.
Раздел 2 «Эта удивительная природа» (16ч.)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества.
Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.
Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
«Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продуктах питания. Свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Раздел 3 «Мы и наше здоровье» (12ч.)
Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена.
Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог, ушиб, обморожение).
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчёт ударов пульса.
Раздел 4 «Наша безопасность» (8 ч.)
Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. .
Лед на улице, водоёме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при общении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и от загрязнённой воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержавших загрязняющие вещества.
Практическая работа: Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.
Раздел 5 «Чему учит экономика» (10ч.)
Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги.
Природные богатства – основы экономики. Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд. Труд – главная потребность человека. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность. Основные отрасли промышленности: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, лёгкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Раздел 6 «Путешествия по городам и странам» (14 ч.)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран. Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки.
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Понимать основные экологические проблемы природы и современного общества.
Понимать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).
Использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения.
Понимать:
- основные свойства воды;
- общие условия необходимые для жизни живых организмов.
Использовать приобретенные умения для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения.
Использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни для установления связи между сезонными изменениями в неживой природе; для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.
Использовать умения для ухода за растениями;
Определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры).
Приводить примеры представителей разнообразных групп растений и животных (2-3);
Раскрывать особенности их внешнего вида жизни.
Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране.
Понимать правила сохранения и укрепления здоровья.
Использовать приобретенные умения для обогащения жизненного опыта для удовлетворения познавательных интересов.
Понимать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
Использовать приобретенные умения для выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения.
Понимать правила сохранения и укрепления здоровья.
Использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за растениями и животными.
Различать объекты природы и изделия промышленного производства, изготовленные человеком.
Иметь представления:
- название родной страны, ее столицы, региона, где живут учащиеся, родного города (села);
- показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города).
Показывать на карте изученные страны мира;
Использовать приобретенные умения в практической жизни для удовлетворения познава-тельных интересов, поиска дополнительной информации о нашей планете;
Использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока |
План. | Факт. |
1 | | | Природа. Экскурсия «Что нас окружает?» |
2 | 3.09 | | Человек. |
3 | 8.09 | | Наши проекты. «Богатства, отданные людям». |
4 | 10.09 | | Общество |
5 | 15.09 | | Что такое экология |
6 | 17.09 | | Природа в опасности! Охрана природы. |
7 | 22.09 | | Обобщение знаний по теме: «Как устроен мир». Проверочная работа. |
8 | 24.09 | | Тела, вещества, частицы. Практическая работа № 1 «Тела, вещества, частицы». |
9 | 29.09 | | Разнообразие веществ. Практическая работа № 2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания». |
10 | 1.10 | | Воздух и его охрана. Практическая работа № 3 «Свойства воздуха». |
11 | 6.10 | | Вода. Практическая работа № 4 «Свойства воды». |
12 | 8.10 | | Превращения и круговорот воды. Практическая работа № 5 «Круговорот воды в природе». |
13 | 13.10 | | Берегите воду! |
14 | 15.10 | | Что такое почва. Практическая работа № 6 «Состав почвы». |
15 | 20.10 | | Разнообразие растений. Экскурсия. |
16 | 22.10 | | Солнце, растения и мы с вами. |
17 | 10.11 | | Размножение и развитие растений. Практическая работа № 7 «Размножение и развитие растений». |
18 | 12.11 | | Охрана растений. |
20 | 17.11 | | Кто что ест? |
21 | 19.11 | | Наши проекты «Разнообразие природы родного края». |
22 | 24.11 | | Размножение и развитие животных. |
23 | 26.11 | | Охрана животных. |
24 | 1.12 | | В царстве грибов. |
25 | 3.12 | | Великий круговорот жизни. |
26 | 8.12 | | Обобщение знаний по теме: «Эта удивительная природа». Проверочная работа. |
27 | 10.12 | | Организм человека. |
28 | 15.12 | | Органы чувств. |
29 | 17.12 | | Надёжная защита организма. Практическая работа № 8 «Знакомство с внешним строением кожи». |
30 | 22.12 | | Опора тела и движение. |
31 | 24.12 | | Наше питание. |
32 | 12.01 | | Наши проекты. «Школа кулинаров». |
33 | 14.01 | | Дыхание и кровообращение. Практическая работа № 9 «Подсчет ударов пульса». |
34 | 19.01 | | Умей предупреждать болезни. |
35 | 21.01 | | Здоровый образ жизни. |
36 | 26.01 | | Обобщение знаний по теме: «Мы и наше здоровье». Проверочная работа. |
37 | 28.01 | | Огонь, вода и газ. |
38 | 2.02 | | Чтобы путь был счастливым. |
39 | 4.02 | | Дорожные знаки. Экскурсия «Дорожные знаки в окрестностях школы». |
40 | 9.02 | | Наши проекты. «Кто нас защищает». |
41 | 11.02 | | Опасные места. |
42 | 16.02 | | Природа и наша безопасность. |
43 | 18.02 | | Экологическая безопасность. Практическая работа № 10 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды». |
44 | 23.02 | | Обобщение знаний по теме: «Наша безопасность». Проверочная работа. |
45 | 25.02 | | Для чего нужна экономика. |
46 | 2.03 | | Природные богатства и труд людей – основа экономики. |
47 | 4.03 | | Полезные ископаемые. Практическая работа № 11 «Полезные ископаемые». |
48 | 9.03 | | Растениеводство. Практическая работа № 12 «Знакомство с культурными растениями». |
49 | 11.03 | | Животноводство. |
50 | 16.03 | | Какая бывает промышленность. |
51 | 18.03 | | Наши проекты. «Экономика родного края». |
52 | 6.04 | | Что такое деньги. Практическая работа № 13 «Знакомство с различными монетами». |
53 | 8.04 | | Государственный бюджет. |
54 | 13.04 | | Семейный бюджет. |
55 | 15.04 | | Экономика и экология. |
56 | 20.04 | | Обобщение знаний по теме: «Чему учит экономика». Проверочная работа. |
57 | 22.04 | | Золотое кольцо России. |
58 | 27.04 | | Золотое кольцо России. |
59 | 29.04 | | Золотое кольцо России. |
60 | 4.05 | | Наши проекты. «Музей путешествий». |
61 | 6.05 | | Наши ближайшие соседи. |
62 | 11.05 | | На севере Европы. |
63 | 13.05 | | Что такое Бенилюкс. |
64 | 18.05 | | В центре Европы. |
65 | 20.05 | | По Франции и Великобритании. |
66 | 25.05 | | На юге Европы. |
67 | 27.05 | | По знаменитым местам мира. |
68 | 27.05 | | Обобщение знаний. Итоговое тестирование. |