СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру для 4 общеобразовательного класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 4 класс»


Рабочая программа

по окружающему миру

в 4-ом общеобразовательном классе


УМК «Школа России»




Составила: Молчанова Елена Александровна,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категории





2020– 21 уч. г.




Раздел 1.Планируемые результаты

Личностные результаты

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

• понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;

• находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;

• называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;

• называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;

• понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством

нашей страны в другие периоды её истории;

• объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;

• раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;

• называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;

• рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

• использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;

• анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;

• приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги;

• находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;

• объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;

• приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;

• выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;

• оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;

• давать краткую характеристику своего края;

• различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;

• давать краткую характеристику природных сообществ своего края;

• выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;

• оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;

• рассказывать об охране природы в своём крае;

• различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;

• приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;

• соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;

• читать историческую карту;

• перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;

• с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;

• описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;

• показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;

• рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;

• соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;

• составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;

• описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;

• называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;

• раскрывать связь современной России с её историей;

• использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;

Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

-контрольные работы


На основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» освоение образовательной программы сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией.Промежуточная аттестация по окружающему миру в 4-ом общеобразовательном классе по решению педсовета в 2020-2021 учебном году по решению педсовета осуществляется в форме контрольной работы.

Результаты промежуточной аттестации являются основанием для перевода в следующий класс. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким предметам признаются академической задолженностью. Учащиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию повторно в сроки, определяемые школой в пределах одного года с момента возникновения этой задолженности


Раздел 2. Содержание тем учебного предмета

  Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома, Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет, Земля - планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года.

Звездное небо великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории.  Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество и области охраны окружающей среды.

Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте: знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч)

Разнообразие   и   красота   природы   России.   Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, лона лесом, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон. охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов па карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растении различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край - часть большой страны (15 ч)

 Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр   в нашем  крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т.д.). Охрана почв и нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресною водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество, Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время: достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз. железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время, представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

 Страницы истории России (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII -XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII- XV вв.

Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы   Минина   и Дмитрия   Пожарского.   Утверждение новой   царской династии   Романовых.   Освоение Сибири,   Землепроходцы.  Культура, быт и нравы страны в XVI — XVII вв.

Россия и XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России Петербург. Провозглашение России империей. России при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: Л. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы   России и XVIII в.

Россия в Х1а — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР.  Жизнь страны в 20- 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция –«Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. Истории страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села)

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (9 ч)

Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина.   Права ребенка.Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб. гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения   России.Регионы России: Дальний Восток. Сибирь, Урал, Север Европейской России. Центр Европейской России. Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.


Раздел 3. Планирование

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру составлено на основе:

- Основной образовательной программы начального общего образования, принятой на заседании Управляющего Совета школы, Утвержденной Приказом директора школы с учетом: примерной ООП НОО, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию

(протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

- авторскойпрограммы по окружающему миру для 4 класса УМК «Школа России» автора А.А. Плешакова,обеспеченной учебниками, включёнными в Федеральный перечень учебников (Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»);

- учебного плана школы на 2020-2021 уч.год,

- методического письма «О преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области в 2020-21 уч. г.»

- учебного плана школы на 2020-21 уч.год;

- с учётом характеристики класса.

В классе 18 учеников. Дети подобраны в основном одного возраста: 2009 года рождения, но есть и 2010 г. р. Многие дети из благополучных семей, но есть ребята, требующие особого внимания. С этими детьми проводятся индивидуальные беседы, и поддерживается связь с родителями.

У ребят в классе сформирована учебная мотивация на основании диагностики и наблюдений. Учебные интересы сформированы и разнообразны.

В классе занимается 3 ученика, имеющих рекомендации ПМПК на обучение в специальном коррекционном классе. Для них адаптирована программа как для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», продолжительность учебной нагрузки на уроке не превышает 45 минут.

Для этих учащихся используются следующие приёмы работы, направленные на обеспечение коррекции недостатков и оказание помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования:

-учёт состояния здоровья (соматического и нервно-психического), повышенной утомляемости детей в процессе интеллектуальной деятельности;

-применение широкой наглядности и словесной конкретизации общих положений с большим количеством упражнений, выполнение которых опирается на прямой показ приемов решения;

- задание должно быть умеренной трудности, но доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий;

-постепенное сокращение помощи со стороны и постепенное повышение трудности предлагаемых для решения задач;

- анализ сложного образца;

- анализ инструкции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?»;

- определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду делать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»;

- проверка работы: «Сравнение с образцом».

В классе проводится работа с детьми, имеющими математические способности.

В работе используются следующие методы и формы работы:

-исследовательский, частично – поисковый, проблемный;

- классно–урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, индивидуальные творческие задания, консультирование по возникшей проблеме, предметные олимпиады, викторины, ролевые игры.

Для учеников применяются элементы технологии критического мышления Цель программы:

– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель).

Основные задачи обучения:

- развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

- осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;

- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

- сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

Коррекционные задачи:

- коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности детей с ОВЗ;

- повышение познавательной активности.

Реализация данной программы предусмотрена на основе системы учебников УМК «Школа России»:

  • Окружающий мир. 4 класс. Учебник в 2-х ч. / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2016.

  • Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь в 2-х ч. / Плешаков А.А. – М.: Просвеще­ние, 2019.

  • Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс (Диск CD-ROM), Автор А.А. Плешаков.

  • Окружающий мир. Тесты. 4 класс / Плешаков А.А., Гара Н.И., Назарова З.Д. – М.: Просвещение, 2016.

  • От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2012.





В период дистанционного обучения в 3-ем отставания не было. Все темы были изучены. Корректировки программы не потребовалось.



















тематическое планирование


Название темы

Проверочные и контрольные работы

Практические работы.

1

Земля и человечество - 9 ч


Проверочная работа № 1


Практическая работа №1

Практическая работа №2

Практическая работа №3

2

Природа России - 10ч


Контрольная работа №1 ВМ

Проверочная работа № 2

Практическая работа №4

Практическая работа №5

3

Родной край — часть большой страны - 15ч


Контрольная работа №2 ВМ

Практическая работа №6

Практическая работа №7

Практическая работа №8

Экскурсия №1

Экскурсия №2

4

Страницы всемирной истории - 5-ч


Проверочная работа № 3

Практическая работа №9

5

Страницы истории России - 20 ч


Контрольная работа №3 ВМ

Проверочная работа № 4

Практическая работа №10

6

Современная Россия - 9-ч


Контрольная работа №4 ПА




















Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Использование ПО, ЦОР, учебного оборудования

Характеристика видов деятельности учащихся

Работа с ОВЗ и одаренными

Земля и человечество - 9 ч


1-1

Инструктаж по т\б.

Мир глазами астронома

Солнце. Земля – планета,

общее представление о форме и размерах Земли

Индивидуальные карточки




Карточки с заданиями.




Карточки для индивидуальной работы.


Тетрадь для проверочных и контрольных работ.



Электронное учебное пособие для начальной школы «Человек, природа, общество»




Презентация


























– знакомиться с учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру» для 4 класса, с разворотом «Наши проекты» в 1-й части учебника, выбирать проекты для выполнения;

– понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

– работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Определять признаки, свойства частей, действий предметов;


Пересказывать текст.


Коррекция внимания, восприятия.


Мотивированные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в образовательном процессе


Донести свою позицию до других.


Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).


Участие в творческой деятельности с элементами исследования


Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делатьсамостоятельныевыводы.

2-2

Планеты Солнечной системы

Практическая работа №1 «Модели планет»

– понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

– устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года;

– извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

3-3

Звёздное небо – Великая книга Природы. Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли

– понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

– работать в паре: изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

4-4

Мир глазами географа

Практическая работа №2 «Работа с картой»

– понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

– извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

5-5

Мир глазами историка.

Способы познания окружающего мира. История Отечества

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села);

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

6-6

Когда и где? Практическая работа №3 «Историческая карта»


– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– определять по «Ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события;

– обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях;

– работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

7-7

Мир глазами эколога. Человек – часть природы. Зависимость жизни и природы человека от природы и ее состояния


– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– рассказывать о мире с точки зрения эколога;

– работать в группе: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению;

– находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

8-8

Сокровища Земли под охраной человечества. Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения в природе

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия;

– работать в паре: знакомиться по карте - схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия;

– извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и готовить сообщения о них.

9-3

Сокровища Земли под охраной человечества.

Проверочная работа № 1по теме «Земля и человечество»

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– выполнять задания тестовой проверочной работы;

– знакомиться по рисунку учебника с животным из международной Красной книги;

– извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию о животных из международной Красной книги и готовить сообщения о них.

Природа России 10ч

10-1

Равнины и горы России

Россия на карте. Неживая и живая природа. Формы земной поверхности.

Индивидуальные карточки




Физиче­ская карта России


Карточки для индивидуальной работы.




Карта природных зон




Гербарий



Карточки с заданиями.





Атлас-определитель



Электронное приложение к учебнику

– понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

– работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте;

– выполнять на персональном компьютере задания из электронного приложения к учебнику;

– работать со взрослыми: готовить материалы к выставке «Где мы были»;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Определять признаки, свойства частей, действий предметов;

Пересказывать текст.

Называть окружающие предметы и обнаруживать их взаимосвязи;

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения.

Коррекция внимания, восприятия.

Мотивированные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в образовательном процессе

Выполнение индивидуальных домашних заданий повышенного уровня, творческого и поискового характера

Отработка навыков и умений вести диалог, моделировать распространенное предложение

Участие в творческой деятельности с элементами исследования

Вступать в беседу на уроке.

Выполнение индивидуальных домашних заданий повышенного уровня, творческого и поискового характера


11-2


Моря, озёра и реки России.

Водоемы, их разнообразие, использование человеком

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте;

– характеризовать особенности изучаемых водных объектов;

– находить в Интернете сведения о загрязнении воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями;

12-3

Природные зоны России

Практическая работа №4 «Определение на карте природных зон»


– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– работать в паре: знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России;

– устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон;

– работать со схемой освещённости Земли солнечными лучами;

– находить на карте природных зон области высотной поясности;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

13-4

Зона арктических пустынь. Растения и животные, их разнообразие. Понимание
связи неживой и живой природы


– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– находить и показывать на карте зону арктических пустынь;

– работать в паре: определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни;

– характеризовать зону арктических пустынь по плану;

– извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой зоны, готовить сообщения;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

14-5


Тундра. Растения и животные, их разнообразие.


– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии;

– извлекать из дополнительной литературы (книга «Зелёные страницы»,

15-6

ВМ

1



Леса России

Контрольная работа №1 по теме «Природа России»

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте;

– работать в группе: знакомиться по материалам учебника с природой лесных зон;

– находить в Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения;

16-17

Роль растений в природе и жизни людей. Понимание связи неживой и живой природы.  Условия, необходимые для жизни.

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– работать в паре: с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей;

– извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о растениях и животных из Красной книги России, готовить сообщения;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

2 четв

17-8


Зона степей

Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы.

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– описывать степь по фотографиям, материалам учебника;

– сравнивать общий вид леса и степи, растительный и животный мир;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

18-9

Пустыни

Практическая работа №5 «Работа с гербарием»

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям;

– находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни;

– устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

19-10

У Чёрного моря.

Проверочная работа № 2 по теме «Природа России»


– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– находить и показывать на карте зону субтропиков, рассказывать о ней по карте;

– устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны;

– работать с терминологическим словариком;

– характеризовать зону субтропиков по плану;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Родной край — часть большой страны 15ч

20-1

Наш край.

Родной город: название, основные достопримечательности




Индивидуальные карточки



Карточки с заданиями.



Карточки для индивидуальной работы.






Тетрадь для проверочных и контрольных работ.







Электронное учебное пособие для начальной школы «Человек, природа, общество»




презентация

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– работать в паре: знакомиться с политико-административной картой России;

– характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану;

– оценивать свои достижения на уроке.

Определять признаки, свойства частей, действий предметов;

Пересказывать текст.

Называть окружающие предметы и обнаруживать их взаимосвязи;

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения.

Коррекция внимания, восприятия.

Понимать речь других.

Правильно и грамотно выражать свою мысль в общении с партнерами.

Участие в творческой деятельности с элементами исследования

21-2

Поверхность нашего края

Особенности поверхности. Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги

Водные богатства нашего края


– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки;

– работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

21-3

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– работать в группе: составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по приведённому в учебнике плану; составлять план описания другого водного объекта (например, озера, пруда);

– участвовать в водоохранных мероприятиях в городе (селе);

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

22-4

Наши подземные богатства

Практическая работа №6

Опыты с природными объектами

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых;

– определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого;

– описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу.

23-5

Земля - кормилица

Почва, ее состав

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах;

– обсуждать рассказ «Дороже жемчуга и злата – земля под ногами» из книги «Великан на поляне»;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

24-6

Жизнь леса

Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни.

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– работать в паре: определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии;

– работать со взрослыми: наблюдать за жизнью леса, определять его обитателей с помощью атласа-определителя;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

25-7


Жизнь луга

Условия, необходимые для жизни.

Практическая работа №7

– работать в паре: описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии;

– знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника;

-выявлять экологические связи на лугу;

– характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану;

– приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;

26-8

Жизнь в пресных водах

Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни.

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– работать в паре: описывать водоём по фотографии; определять с помощью атласа- определителя растения пресного водоёма; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоёме;

– извлекать из книг «Зелёные страницы», «Великан на поляне» информацию о пресноводных обитателях, о поведении людей и обсуждать её;

– работать со взрослыми: наблюдать за жизнью пресного водоёма, определять его обитателей с помощью атласа-определителя.

27-9

Лес – природное сообщество. Экскурсия №1

Луг – природное сообщество. Экскурсия№2

– наблюдать объекты и явления природы;

– определять природные объекты с помощью атласа-определителя;

– фиксировать результаты наблюдений;

– сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах.

27-10

28-11

Растениеводство в нашем крае

Практическая работа №8

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий;

– работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу;

– выполнять практическую работу: определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать зёрна зерновых культур;

– работать со взрослыми: наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в посильной работе по выращиванию растений;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

29-12

ВМ №2

Обобщение по разделу. Контрольная работа №2

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий;

– работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

30-13

Животноводство в нашем крае

Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным

– выполнять тесты с выбором ответа;

– оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

– адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

3 четв

31-14

Подготовка к защите проектов по выбору раздела учебника

– извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

– интервьюировать старших членов семьи, других взрослых;

– готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки);

– готовить тексты сообщений– оценивать свои достижения и достижения товарищей по выполнению проекта.

32-15

Презентация проектов по выбору раздела учебника


– посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий;

– интервьюировать старших членов семьи, других взрослых;

– готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки);

– выступать с сообщением в классе;

– оценивать свои достижения и достижения товарищей по выполнению проекта.

Страницы всемирной истории 5ч


33-1

Начало истории человечества

Человек – часть  природы и член общества

Индивидуальные карточки







Карточки с заданиями.



Карточки для индивидуальной работы.



Тетрадь для проверочных и контрольных работ.



Электронное учебное пособие для начальной школы «Человек, природа, общество»



презентация

– знакомиться с разворотом «Наши проекты» во 2-й части учебника, выбирать проекты для выполнения;

– понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

– анализировать иллюстрации учебника;

– выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Определять признаки, свойства частей, действий предметов;

Пересказывать текст.

Называть окружающие предметы и обнаруживать их взаимосвязи;

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения.

Высказывать свою версию на основе работы с иллюстрациями учебника и наблюдений в природе.

Коррекция внимания, восприятия.



34-2

Мир древности: далёкий и близкий

Способы познания окружающего мира

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе;

– понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

35-3

Средние века: время рыцарей и замков.  Охрана памятников истории и культуры.


– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «Ленте времени» длительность Средневековья;

– сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов;

– выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

36-4

Новое время: встреча Европы и Америки

Практическая работа №9 «Работа с географической картой»

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– определять по «Ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья;

– выполнять задания электронного приложения к учебнику;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы.

37-5

Новейшее время: история продолжается сегодня. Проверочная работа № 3


– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

– находить на «Ленте времени» начало Новейшего времени;

– рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX–XXI вв.

Страницы истории России 20 ч


40-1

История Отечества..Жизнь древних славян


Таблицы



Индивидуальные карточки



Карточки с заданиями.



Карточки для индивидуальной работы.






Тетрадь для проверочных и контрольных работ.













Электронное учебное пособие для начальной школы «Человек, природа, общество»



презентация

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– анализировать карту расселения племён древних славян;

– выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени;

– составлять план рассказа на материале учебника;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Определять признаки, свойства частей, действий предметов;

Пересказывать текст.

Называть окружающие предметы и обнаруживать их взаимосвязи;

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения.

Высказывать свою версию на основе работы с иллюстрациями учебника и наблюдений в природе.

Коррекция внимания, восприятия.


Мотивированные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в образовательном процессе

Правильно и грамотно выражать свою мысль в общении с партнерами.


41-2

Во времена Древней Руси. Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России.

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX–XI веках;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

42-3

Страна городов

Практическая работа №10 «Работа с картой»

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– в ходе самостоятельной работы (в группах) анализировать карты древнего Киева и древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения, презентовать их на уроке;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

43-4

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Выдающиеся  люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси;

– обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

44-5

Трудные времена на Русской земле

Россия на карте
(границы, города, места  изученных сражений, исторических событий).

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь;

– работать с терминологическим словариком;

– заполнять «Героическую летопись России» (вкладка в рабочей тетради);

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

45-6

Русь расправляет крылья

Охрана памятников истории и культуры

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси;

– выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

46-7

Куликовская битва

Выдающиеся люди разных эпох.


– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

47-8

Иван Третий

Освобождение Руси от монголо-татарского ига.

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды;

– выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

– заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

– работать с терминологическим словариком;

48-9

Мастера печатных дел

 История книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России;

– работать с терминологическим словариком;

– развивать воображение, «обучая грамоте» учеников XVII века;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

49-10

Патриоты России

Пётр Великий

Выдающиеся люди разных эпох. Города России. Санкт-Петербург .

– понимать учебную задачу урока и стремиться еёвыполнить;

– обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польскойинтервенции;

– осознавать роль борьбы за независимость в начале XVII века в истории России;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


50-11


Михаил Васильевич Ломоносов

Выдающиеся люди разных эпох


– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника;

– высказывать своё отношение к личности Петра Великого;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


51-12 ВМ №3

Обобщение по разделу:

«Страницы истории России»

Контрольная работа №3

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– составлять план рассказа о М. В. Ломоносове;

– высказывать своё отношение к личности М. В. Ломоносова;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

52-13

Екатерина Великая

Реформы Екатерины Великой.


– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великой;

– извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в XVIII веке;

– работать с терминологическим словариком;

4 четв

53-14

Отечественная война 1812 года

Полководцы Отечественной войны 1812 года.

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– на основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении;

– извлекать из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе;

– работать с терминологическим словариком;

54-15

Страницы истории ХIХ века

Россия на карте (границы, города, места  изученных исторических событий)

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– в ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, выполнять задания из рабочей тетради и электронного приложения к учебнику, готовить сообщения и презентовать их на уроке;

– извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

55-16

Россия вступает в ХХ век

Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– отмечать на «Ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций;

– развивать воображение, составляя от лица журналиста начала ХХ века интервью с учёным, каким он видит наступивший век;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

56-17

Страницы истории 1920–1930-х годов

Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны;

– знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро (для москвичей – в ходе внеурочной экскурсии);

– прослушивать в записях песни 1930-х годов;

57-18

Великая Отечественная война и великая Победа

Государственные праздники (День Победы).

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану;

– обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира;

– встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их;

– прослушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времён войны;

58-19

Великая Отечественная война и великая Победа

Значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев ВОВ

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану;

– обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира;

– готовить праздник ко Дню Победы;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

59-20

Страна, открывшая путь в космос. Проверочная работа № 4


– извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса (для учащихся Москвы – из внеурочной экскурсии в Музей космонавтики);

– интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года;

– работать с электронным пособием;

– работать с терминологическим словариком;

Современная Россия 9ч

60-1

Основной закон России и права человека

Государственные праздники (День Конституции)



Индивидуальные карточки



Карточки с заданиями.



Карточки для индивидуальной работы.



Тетрадь для проверочных и контрольных работ.






Электронное учебное пособие для начальной школы «Человек, природа, общество»



презентация

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения;

– выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Определять признаки, свойства частей, действий предметов;


Пересказывать текст.


Называть окружающие предметы и обнаруживать их взаимосвязи;


Проводить групповые и самостоятельные наблюдения.


Высказывать свою версию на основе работы с иллюстрациями учебника и наблюдений в природе.

Коррекция внимания, восприятия.


Мотивированные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в образовательном процессе


Понимать речь других.


61-2

Мы – граждане России.

Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

– готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе;


62-3

Славные символы России. Государственная символика России: герб, гимн, флаг.

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

63-4

Такие разные праздники

Государственные праздники и другие всенародные праздники, отмечаемые в России

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные;

– рассказывать о своих любимых праздниках;

– работать со взрослыми: составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

64-5 ПА

Контрольная работа №3

в рамках промежуточной аттестации

– понимать учебные задачи уроков и стремиться их выполнить;

– знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России;


65-6

Путешествие по России

Города России. Москва – столица России.

– понимать учебные задачи уроков и стремиться их выполнить;

– знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России;

– совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры;

66-7

Подготовка к защите проектов по выбору

– извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

– посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий;

– готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки);

– готовить тексты сообщений;

– оценивать свои достижения и достижения товарищей по выполнению проекта.

– оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

– выступать с сообщением в классе

– адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

67-8

ВМ №4

Защита проектов по выбору


68-9


Путешествие по России.

Обобщение изученного

Нормы оценок

В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.

Оценка «5» - учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы и жизненного опыта.

Оценка «4» - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.

Оценка «3» - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.

Оценка «2» - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала, материал не усвоен.

Ошибки:

  • неправильный ответ на поставленный вопрос;

  • неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;

  • при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.

Недочеты:

  • неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;

  • при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;

  • медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника.

Тест

Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности. Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам.

Оценки:

«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» - верно выполнено 3/4 заданий.

«З» - верно выполнено 1/2 заданий.

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи.

В соответствии с содержанием программы, в классе желательно иметь:

– таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.);

– плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни; растения и животные материков; репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.);

– портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.);

– географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);

– модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;

– модель торса человека с внутренними органами;

– муляжи грибов, фруктов и овощей;

– макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);

– разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;

– коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;

– гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;

– предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);

– живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).


Оборудование для уголка живой природы: аквариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными.


Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

– демонстрационный экземпляр микроскопа;

– демонстрационный экземпляр глобуса;

– комплект луп для работы в группах по 5-6 человек;

– комплект компасов для работы в группах по 5–6 человек;

– демонстрационный экземпляр флюгера;

– демонстрационный экземпляр барометра;

– демонстрационный экземпляр бинокля;

– демонстрационный экземпляр весов с набором разновесов;

– демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.

Большинство уроков окружающего мира являются предметными. На них учащиеся действуют с различными предметами – рассматривают, определяют признаки и свойства, сравнивают и группируют их. Для организации такой работы желательно иметь раздаточный материал на пару или группу учащихся. Наряду с предметами различных коллекций, гербарными листами, можно использовать природный материал, собранный на экскурсиях.

Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин (гипс), глину, песок, цветную бумагу, клей и ножницы с тупыми концами.

Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций: посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.), измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть, семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.).

14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!