СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе ФГОС НОО, образовательной программы начального общего образования  и  программы УМК А.А. Плешакова.

УМК: «Школа России».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру4 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе ФГОС НОО, образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №3 и программы УМК А.А. Плешакова.

УМК: «Школа России».

В учебном плане МБОУ СОШ №3 на 2020-2021 учебный год отведено на изучение предмета 68 часов (2 часа в неделю). Из них 34 часа (1 час в неделю) добавлено из части, формируемой участниками образовательных отношений. Добавленные часы будут использоваться для формирования уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного безопасного взаимодействия в социуме сознания ценности, целостности и многообразия окружающего мира.

Методы работы: рассказ, объяснение, беседа, демонстрация, иллюстрация, практические методы, видеометоды, наблюдения.

Промежуточная аттестация будет проведена в форме тестирования.


Планируемые результаты освоения программы

В результате изучения курса «Окружающий мир» по данной программе у четвероклассника будут сформированы предметные знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) УУД, как основа умения учиться:

Предметные результаты:

Ученик научится:

  • понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;

  • уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  • осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамот­ности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здо­ровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

Ученик получит возможность научиться:

  • осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  • устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


Личностные результаты:

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, народ и историю России;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств, доброжелательности.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправ­лять ошибки с помощью учителя;

  • в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять сте­пень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся крите­риев.


Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

  • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных фор­мах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и яв­ления; определять причины явлений, событий;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информа­цию в виде текста, таблицы, схемы;

  • работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познава­тельного интереса, освоения и использования информации; достаточно полно и доказа­тельно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них су­щественные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; состав­лять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основы­ваясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информаци­ей из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.


Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

  • читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять се­бя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

  • договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в со­вместном решении проблемы (задачи);

  • уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.




Содержание программы

Земля и человечество

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобу­са и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на жи­вую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в исто­рии. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международ­ное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Междуна­родная Красная книга.

Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знаком­ство с картой звёздного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географиче­ской карте, знакомство с историческими картами.

Природа России

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки нашей страны.

Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана приро­ды, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость береж­ного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения от­дыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; по­иск и показ на физической карте морей, озёр и рек России; поиск и показ на карте природных зон России.

Родной край - часть большой страны

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водо­ёмов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае. Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Расте­ниеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биоло­гической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.

Практические работы: знакомство с картой края; зна­комство с культурными растениями края.

Страницы Всемирной истории

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестья­нина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Креще­ние Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в ХШ-Х\/ вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы стра­ны в ХШ-Х\/ вв.

Наше Отечество в ХУ1-Х\/11 вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия По­жарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепро­ходцы. Культура, быт и нравы страны в Х\/1-Х\/11 вв.

Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Пе­тербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и кре­стьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX --начале XX вв.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний 'ператор России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь стра­ны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник.

Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спут­ника Земли, полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.

Современная Россия

Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в ременной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.



Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

1.

Земля и человечество

10 часов

2.

Природа России

11 часов

3.

Родной край - часть большой страны

12 часов

4.

Страницы Всемирной истории

5 часов

5.

 Страницы истории Отечества

21 час

6.

Современная Россия

9 часов

Итого:

68 часов



Календарно-тематическое планирование

по окружающему миру


п/п

Тема урока

Дата

План

Факт

Раздел «Земля и человечество» (10 часов)

1

Мир глазами астронома.



2

Планеты Солнечной системы. Пр. р.№ 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»



3

Звёздное небо – Великая книга Природы.

Пр. р. №2 «Знакомство с картой звёздного мира»



4

Мир глазами географа. Пр. р. №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте»



5

Мир глазами историка.

АСК. Вводный урок раздел «Мир истории.



6

Входная контрольная работа



7

Когда и где? Пр. р.№4 «Знакомство с историческими картами»

АСК. Письменность



8

Мир глазами эколога



9

Природное сообщество «Водоем»



10

Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие



Раздел «Природа России» (11 часов)

11

Равнины и горы России. Пр. р. №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России».



12

Моря, озёра и реки России. Пр.р. № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России»



13

Природные зоны России. Пр. р.№ 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России»



14

Зона арктических пустынь.



15

Тундра.



16

Леса России.



17

Растения и животные леса.



18

Лес и человек.



19

Зона степей.



20

Пустыни.



21

У Чёрного моря.



Раздел «Родной край – часть большой страны» (12 часов)

22

Родной край – часть большой страны.



23

Наш край. Пр. р.№8 «Знакомство с картой родного края». АСК. Смоленщина на карте России.



24

Поверхность нашего края.

АСК. Поверхность нашего края.



25

Водные богатства нашего края.

АСК. Реки и озера Смоленской области.



26

Наши подземные богатства.

АСК. Важнейшие полезные ископаемые Смоленского края.



27

Земля – кормилица.

АСК. Почвы Смоленщины.



28

Жизнь леса.



29

Жизнь луга. Пр. р. №9 «Знакомство с культурными растениями края»



30

Жизнь в пресных водах.



31

Растениеводство в нашем крае.

АСК. Смоленский лен. Выращивание льна.



32

Проверим себя и оценим свои достижения.



33

Животноводство в нашем крае



Раздел «Страницы Всемирной истории» (5 часов)

34

Начало истории человечества



35

Мир древности: далёкий и близкий



36

Средние века: время рыцарей и замков



37

Новое время: встреча Европы и Америки



38

Новейшее время: история продолжается сегодня.



Раздел «Страницы истории России» (21 час)

39

Жизнь древних славян.

АСК. Наши предки.



40

Во времена Древней Руси.

АСК. Письменность. Жилище, предметы быта, праздники.



41

Страна городов



42

Из книжной сокровищницы Древней Руси



43

Трудные времена на Русской земле.

АСК. Военное прошлое Смоленщины.



44

Русь расправляет крылья



45

Куликовская битва



46

Иван Третий



47

Мастера печатных дел



48

Патриоты России



49

Пётр Великий



50

Михаил Васильевич Ломоносов



51

Екатерина Великая.



52

Отечественная война 1812 года



53

Страницы истории XIX века



54

Россия вступает в XX век



55

Промежуточная аттестация



56

Страницы истории 1920 – 1930-х годов



57

Великая война и великая Победа



58

Великая война и великая Победа



59

Страна, открывшая путь в космос.

АСК. Наши земляки.



Раздел «Современная Россия» (9 часов)

60

Основной закон России и права человека



61

Мы – граждане России. Путешествие по России (по Волге, по югу России)



62

Славные символы России.

АСК. Герб и флаг области.



63

Такие разные праздники . Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России)



64

Проверим себя и оценим свои достижения.



65

66

67

Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири).

АСК. Памятники Смоленщины



68

Итоговое занятие





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!