1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
2. Содержание учебного предмета
Раздел I. Введение в православную духовную традицию (17ч)
Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.
Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.
Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.
Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.
Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.
Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.
Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.
Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.
Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.
Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.
Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.
Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.
Подведение итогов. Выполнение творческого проекта.
Православие в России (17ч)
Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.
Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.
Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.
Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.
Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.
Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.
Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.
Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.
Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.
Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ урока п/п | № урока в теме | Раздел. Тема урока | Страницы учебника |
| | Введение в православную духовную традицию (17ч) | |
1 | 1 | Россия – наша Родина | с.4 - 5 |
2 | 2 | Культура и религия | с.6 - 7 |
3 | 3 | Человек и Бог в православии | с.8 - 11 |
4 | 4 | Православная молитва | с.12 - 15 |
5 | 5 | Библия и Евангелие | с. 16 - 19 |
6 | 6 | Проповедь Христа | с.20 - 23 |
7 | 7 | Христос и Его крест | с.24 - 27 |
8 | 8 | Пасха | с.28 - 31 |
9 | 9 | Православное учение о человеке | с.32 - 35 |
10 | 10 | Совесть и раскаяние | с.36 - 39 |
11 | 11 | Заповеди | с.40 - 41 |
12 | 12 | Милосердие и сострадание | с.42 - 45 |
13 | 13 | Золотое правило этики | с.46 - 47 |
14 | 14 | Храм | с.48 - 51 |
15 | 15 | Икона | с.52 -55 |
16 | 16 | Творческие работы учащихся | с.56 |
17 | 17 | Подведение итогов | с.57 |
| | Православие в России (17ч) | |
18 | 1 | Как христианство пришло на Русь | с.58 - 61 |
19 | 2 | Подвиг | с.62 - 63 |
20 | 3 | Заповеди блаженств | с.64 - 67 |
21 | 4 | Зачем творить добро? | с.68 - 69 |
22 | 5 | Чудо в жизни христианина | с.70 - 71 |
23 | 6 | Православие о Божием суде | с.72 - 75 |
24 | 7 | Таинство Причастия | с.76 - 79 |
25 | 8 | Монастырь | с.80 - 83 |
26 | 9 | Отношение христианина к природе | с.84 - 85 |
27 | 10 | Христианская семья | с.86 - 87 |
28 | 11 | Защита Отечества | с.88 - 91 |
29 | 12 | Христианин в труде | с.92 - 93 |
30 | 13 | Любовь и уважение к Отечеству | с.94 - 95 |
31 | 14 | Подготовка творческих проектов учащихся | |
32 | 15 | Выступление учащихся со своими творческими работами | |
33 | 16 | Выступление учащихся со своими творческими работами | |
34 | 17 | Презентация творческих проектов | |