РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.
Цели программы:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
-овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи программы:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;
- воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
- готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Основной формой учебных занятий является урок: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. Помимо этого, в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как практические работы, создание проектов, творческие работы, выставки и конкурсы.
Основной формой учебных занятий является урок: уроки усвоения новой учебной
информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки
совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации
знаний, умений и навыков. Помимо этого, в программе предусмотрены такие виды
учебных занятий как практические работы, создание проектов, творческие работы,
выставки и конкурсы.
Место курса в учебном плане
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в четвертом классе отводится 34 часа в год, 1 час в неделю
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
• в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке проведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
• в познавательной (когнитивной) сфере — способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
• в трудовой сфере — навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
• умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
• активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
• обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
• формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-проективную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
• формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
• в познавательной сфере — понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
• в ценностно-эстетической сфере — умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
• в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
• в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Требования к уровню подготовки учащихся
Обучение в четвёртом классе строится на приобщении детей к истокам культуры своего народа и других народов Земли, на ощущении себя участниками развития человечества. Учащиеся, приобщаясь к истокам родной культуры, обретают опыт эстетического переживания народных традиций, понимают их содержание и связи с современной жизнью, собственной жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческому прошлому и в то же время интереса и уважения к иным культурам.
Задача - введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.
В результате изучения изобразительного искусства четвероклассник научится:
- понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;
- понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;
- понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;
- понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;
- воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
- выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;
- анализировать результаты сравнения;
-объединять произведения по видовым и жанровым признакам;
- работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;
- решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;
- создавать творческие работы на основе собственного замысла;
- формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);
- работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;
- участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;
- конструировать из бумаги макеты детских книжек;
- складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);
- передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.
Четвероклассник получит возможность научиться:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
- использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;
- использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- анализировать произведения искусства, приобретать знания о произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;
- осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная худо деятельность с использованием различных художественных материалов.
Система оценки достижения планируемых результатов
Критерии оценивания
Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно - познавательные и учебно-практические задачи. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению не успешности отдельных учеников помогают коллективные работы. Система коллективных работ дает каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.
Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.
Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка)
III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Истоки родного искусства – 8 час
Пейзаж родной земли.
Виды деятельности учащихся: характеризовать красоту природы родного края. Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Изображать российскую природу (пейзаж)
Красота природы в произведениях русской живописи.
Виды деятельности учащихся: использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Изображать российскую природу (пейзаж)
Деревня — деревянный мир.
Виды деятельности учащихся: рассуждать о роли природных условий в характере традиционной культуры народа. Рассказывать об избе, как образе традиционного русского дома. Рассказывать о воплощении в конструкции и декоре избы космогонических представлений — представлений о порядке и устройстве мира. Объяснять конструкцию избы и назначение её частей
Украшения избы и их значение.
Виды деятельности учащихся: рассказывать о деревянной храмовой архитектуре. Раскрывать традиции конструирования и декора избы в разных областях России. Создавать образ традиционной деревни: коллективное панно или объёмная пространственная постройка из бумаги (с объединением индивидуально сделанных деталей)
Красота человека.
Виды деятельности учащихся: объяснять представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях. Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского народного костюма. Размышлять о традиционной одежде как о выражении образа красоты человека.
Образ русского человека в произведениях художников.
Виды деятельности учащихся: характеризовать и эстетически оценивать образы человека- труженика в произведениях художников (А. Венецианов, И. Аргунов, В. Суриков, В. Васнецов, В. Тропинин, 3. Серебрякова, Б. Кустодиев). Рассуждать об образе труда в народной культуре. Изображать сцены труда из крестьянской жизни
Календарные праздники.
Виды деятельности учащихся: рассказывать о празднике как о народном образе радости и счастливой жизни. Понимать роль традиционных народных праздников в жизни людей. Изображать календарные праздники (коллективная работа - панно): осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды и др., используя гуашь, кисти, листы бумаги (или обои), (возможно создание индивидуальных композиционных работ)
Народные праздники (обобщение темы).
Виды деятельности учащихся: обобщать свои знания по теме «Истоки родного искусства». Закончить создание коллективного панно.
Древние города нашей Земли – 7 час
Родной угол.
Виды деятельности учащихся: характеризовать образ древнего русского города. Объяснять значение выбора места для постройки города. Рассказывать о впечатлении, которое производил город при приближении к нему. Описывать крепостные стены и башни, въездные ворота. Объяснять роль пропорций в формировании конструктивного образа города.
Знакомиться с картинами русских художников (А.Васнецова,И. Билибин, Н.Рерих, С.Рябушкин и др.). Создавать макет древнерусского города (конструирование из бумаги или лепка крепостных стен и башен). (Вариант задания: изобразительный образ города-крепости). Использовать материалы: бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки; графические материалы
Древние соборы.
Виды деятельности учащихся: составлять рассказ о соборах как о святыни города, воплощении красоты, могущества и силы государства, как об архитектурном и смысловом центре города.
Раскрывать особенности конструкции и символики древнерусского каменного храма, объяснять смысловое значение его частей.
Называть значение постройки, украшения и изображения в здании храма.
Создавать макет города с помощью лепки или постройки макета здания древнерусского каменного храма, (вариант задания: изображение храма). Использовать материалы: пластилин, стеки, коробки, ножницы, клей; гуашь, кисти, бумагу
Города Русской земли.
Виды деятельности учащихся: называть основные структурные части города: Кремль, торг, посад. Рассказывать о размещении и характере жилых построек, их соответствии сельскому деревянному дому с усадьбой.
Рассказывать о монастырях как о произведении архитектуры и их роли в жизни древних городов.
Рассказывать о жителях древнерусских городов, о соответствии их одежды архитектурно-предметной среде. Выполнять коллективную работу: моделирование жилого наполнения города, завершение постройки макета города. Вариант задания: изображение древнерусского города (внешний или внутренний вид города).
Древнерусские воины-защитники.
Виды деятельности учащихся: рассказывать об образе жизни людей древнерусского города; о князе и его дружине, о торговом люде. Характеризовать одежду и оружие воинов: их форму и красоту. Определять значение цвета в одежде, символические значения орнаментов. Развивать навыки ритмической организации листа, изображения человека. Изображать древнерусских воинов, княжескую дружину.
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
Виды деятельности учащихся: определять общий характер и архитектурное своеобразие разных городов. Рассказывать о старинном архитектурном образе Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля (или других территориально близких городов). Характеризовать особый облик города, сформированный историей и характером деятельности жителей. Рассказывать о храмах- памятниках в Москве: о Покровском соборе (храм Василия Блаженного) на Красной площади, о каменной шатровой церкви Вознесения в Коломенском. Беседа-путешествие — знакомство с исторической архитектурой города. (Вариант задания: живописное или графическое изображение древнерусского города.) Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу или мелки
Узорочье теремов.
Виды деятельности учащихся: рассказывать о росте и изменении назначения городов — торговых и ремесленных центров. Иметь представление о богатом украшении городских построек, о теремах, княжеских дворцах, боярских палатах, городских усадьбах. Объяснять отражение природной красоты в орнаментах (преобладание растительных мотивов).
Изображать интерьер теремных палат.
Пир в теремных палатах (обобщение темы).
Виды деятельности учащихся: объяснять роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.
Изображать праздник в интерьере царских или княжеских палат, участников пира (бояр, боярынь, музыкантов, царских стрельцов, прислужников). Изображать посуду на праздничных столах.
Каждый народ — художник- 11 час.
Страна Восходящего солнца.
Виды деятельности учащихся: рассказывать о художественной культуре Японии, как об очень целостной, экзотичной и в то же время вписанной в современный мир. Умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей, их многозначность и символический смысл. Рассказывать о традиционных постройках: о легких сквозных конструкциях построек с передвижными ширмами, отвечающих потребности быть в постоянном контакте с природой. Изображать природу через характерные детали.
Образ художественной культуры Японии.
Виды деятельности учащихся: характеризовать образ женской красоты — изящные ломкие линии, изобразительный орнамент росписи японского платья- кимоно, отсутствие интереса к индивидуальности лица. Называть характерные особенности японского искусства: графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия. Изображать японок в кимоно, передавать характерные черты лица, прически, волнообразные движения фигуры.
Образ женской красоты.
Виды деятельности учащихся: создавать женский образ в национальной одежде. Оценивать свои достижения. Сопоставлять красоту русских и японских женщин;
Народы гор и степей.
Виды деятельности учащихся: рассказывать о разнообразии природы нашей планеты и способности человека жить в самых разных природных условиях. Объяснять связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа.
Видеть изобретательность человека в построении своего мира. Называть природные мотивы орнамента, его связь с разнотравным ковром степи.
Юрта как произведение архитектуры.
Виды деятельности учащихся: изображать жизнь в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков).
Города в пустыне.
Виды деятельности учащихся: рассказывать о городах в пустыне. Видеть орнаментальный характер культуры. Создавать образ древнего среднеазиатского города (аппликация на цветной бумаге или макет основных архитектурных построек). Использовать материалы: цветная бумагу, мелки, ножницы, клей
Древняя Эллада.
Виды деятельности учащихся: рассказывать об особом значении искусства Древней Греции для культуры Европы и России. Определять храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Видеть красоту построения человеческого тела — «архитектуру» тела, воспетую греками. Изображать греческий храм (полуобъёмные или плоские аппликации) для панно или объёмное моделирование из бумаги; изображать фигуры олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия;
Мифологические представления Древней Греции.
Виды деятельности учащихся: рассказывать о повседневной жизни. Называть праздники: Олимпийские игры, праздник Великих Панафиней. Определять особенности изображения, украшения и постройки в искусстве древних греков. Приобретать навыки создания коллективного панно «Древнегреческий праздник» (пейзаж, храмовые постройки, праздничное шествие или Олимпийские игры).
Европейские города Средневековья
Виды деятельности учащихся: знакомиться с образом готических городов средневековой Европы: узкие улицы и сплошные фасады каменных домов. Видеть красоту готического храма, его величие и устремленность вверх, готические витражи и производимое ими впечатление. Рассказывать о ратуше и центральной площади города, о городской толпе, сословном разделении людей. Рассматривать средневековые готические костюмы, их вертикальные линии, удлиненные пропорции. Подготовительный этап: изучать архитектуру, одежду человека и его окружение (предметный мир) европейских городов средневековья
Образ готического храма.
Виды деятельности учащихся: видеть единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. Создавать панно «Площадь средневекового города» (или «Праздник цехов ремесленников на городской площади»).
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Виды деятельности учащихся: рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира. Объяснять влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники (образ благополучия, красоты, счастья в представлении этого народа). Осознать, как прекрасное то, что человечество столь богато разными художественными культурами. Участвовать в выставке работ и беседе на тему «Каждый народ — художник».
Понимать разности творческой работы в разных культурах
Искусство объединяет народы – 8 час.
Материнство.
Виды деятельности учащихся: рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений. Развивать навыки творческого восприятия произведений искусства и композиционного изображения.
Изображать (по представлению) образ матери и дитя, их единства, ласки, т. е. отношения друг к другу.
Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве.
Виды деятельности учащихся:
Мудрость старости.
Виды деятельности учащихся: наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей. Видеть выражение мудрости старости в произведениях искусства (портреты Рембрандта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко и т.д.). Создавать изображение любимого пожилого человека, передавать стремление выразить его внутренний мир.
Сопереживание.
Виды деятельности учащихся: рассуждать о том, что искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя. Учиться видеть изображение печали и страдания в искусстве. Создавать рисунок с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. п.).
Герои - защитники.
Виды деятельности учащихся: рассуждать о том, что все народы имеют своих героев-за- щитников и воспевают их в своем искусстве. Выполнять лепку эскиза памятника герою.
Героическая тема в искусстве разных народов.
Виды деятельности учащихся: рассуждать о том, что все народы имеют своих героев-за-щитников и воспевают их в своем искусстве. Выполнять лепку эскиза памятника герою.
Юность и надежды.
Виды деятельности учащихся: рассуждать о том, что в искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям. Выполнять изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.
Искусство народов мира (обобщение темы).
Виды деятельности учащихся: рассказывать об особенностях художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, об особенностях понимания ими красоты. Объяснять, почему многообразие художественных культур (образов красоты) является богатством и ценностью всего мира. Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе. Участвовать в обсуждении выставки
Каждый народ художник. (итоговый урок)
III. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название раздела, тема урока | Дата | Кол-во часов | Из них | Домашние задание |
теоретические | практические |
Истоки родного края– 8 час Вводное занятие 1.Пейзаж родной земли | 4.09. | 1 | 0,5 | 0,5 | Принести все принадлежности для рисования |
2.Красота природы в произведениях русской живописи | 11.09. | 1 | 0,5 | 0,5 | Принести все принадлежности для рисования |
3.Деревня - деревянный мир | 18.09. | 1 | 0,5 | 0,5 | Принести принадлежности для рисования |
4.Украшения избы и их значение. | 25.09. | 1 | 0,5 | 0,5 | Принести все принадлежности для рисования |
5.Красота человека | 2.10. | 1 | 0,5 | 0,5 | Принести все принадлежности для рисования |
6.Образ русского человека в произведениях художников. | 9.10. | 1 | 0,5 | 0,5 | Принадлежности для изображения народного костюма |
7. Календарные праздники | 16.10. | 1 | 0,5 | 0,5 | Принести все принадлежности для рисования и аппликации. |
8. Народные праздники Обобщение темы | 23.10. | 1 | 0,5 | 0,5 | Повторить пройденное. |
Древние города нашей Земли – 7 час 9.Родной угол | 30.10 | 1 | 0, 5 | 0,5 | Принести бумагу и принадлежности для работы с ней. |
10.Древние соборы | 13.11. | 1 | 0,5 | 0,5 | Принадлежности для бумажного конструирования. |
11.Города Русской земли | 20.11. | 1 | 0,5 | 0,5 | Принести все принадлежности для рисования |
12.Древнерусские воины- защитники | 27.11. | 1 | 0,5 | 0,5 | Принести все принадлежности для рисования |
13.Новгород. Псков. Владимир. Суздаль. Москва. | 4.12. | 1 | 0,5 | 0,5 | Принести все принадлежности для рисования |
14.Узорочье теремов | 11.12. | 1 | 0,5 | 0,5 | Принести все принадлежности для аппликации. |
15.Пир в теремных палатах Обобщение темы | 18.12. | 1 | 0,5 | 0,5 | Принести все принадлежности для рисования |
Каждый народ – художник (10) 16.Страна восходящего солнца. | 25.12. | 1 | 0,5 | 0,5 | Принести все принадлежности для аппликации. |
17.Образ художественной культуры Японии | 15.01. | 1 | 0,5 | 0,5 | Принести все принадлежности для рисования |
18.Образ женской красоты | 22.01. | 1 | 0,5 | 0,5 | Принести все принадлежности для рисования |
19.Народы гор и степей | 29.01. | 1 | 0,5 | 0,5 | Принести все принадлежности для рисования |
20.Юрта как произведение архитектуры. | 5.02. | 1 | 0,5 | 0,5 | Принести все принадлежности для рисования |
21.Города в пустыне | 12.02. | 1 | 0,5 | 0,5 | Принести все принадлежности для рисования |
22.Древняя Эллада | 19.02. | 1 | 0,5 | 0,5 | Принести все принадлежности для рисования |
23.Мифологические представления Древней Греции. | 26.02. | 1 | 0,5 | 0,5 | Принести все принадлежности для рисования |
24.Европейские города Средневековья | 5.03. | 1 | 0,5 | 0,5 | Принести все принадлежности для рисования |
25.Образ готического храма | 12.03. | 1 | 0,5 | 0,5 | Принести все принадлежности для рисования |
26.Многообразие художественных культур в мире. Обобщение темы | 19.03. | 1 | 0,5 | 0,5 | Принести все принадлежности для рисования |
Искусство объединяет народы (8ч.) 27.Материнство. | 26.03. | 1 | 0,5 | 0,5 | Принести все принадлежности для рисования |
28. Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве. | 2.04. | 1 | 0,5 | 0,5 | Принести все принадлежности для рисования |
29.Мудрость старости | 9.04. | 1 | 0,5 | 0,5 | Принести все принадлежности для рисования |
30.Сопереживание | 16.04. | 1 | 0,5 | 0,5 | Принести все принадлежности для рисования |
31.Герои - защитники | 23.04. | 1 | 0,5 | 0,5 | Принести все принадлежности для рисования |
32.Юность и надежды | 30.04. | 1 | 0,5 | 0,5 | Принести все принадлежности для рисования |
33.Искусство объединяет народы. Обобщение темы | 7.05. | 1 | 0,5 | 0,5 | Принести все принадлежности для рисования |
34.Каждый народ – художник. Обобщение темы учебного года | 14.05. | 1 | 0,5 | 0,5 | Обогащать знания о художественном искусстве. |
IV. ЛИТЕРАТУРА
1. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник.: учебник для 4 класса – М., Просвещение, 2014 г.
2. Давыдова М.А. Изобразительное искусство. Поурочные разработки. М., ВАКО, 2014 г.
11