СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение", 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Литературное чтение", 4 класс»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 65 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Протокол «___» ______ 2024г №__

Руководитель ШМО

__________Е.В.Савич


СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

__________Л.М.Козлицкая


«____» _______ 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ «Школа № 65

г.о. Донецк»

__________И.И.Сушков

«____» _________ 2024г.

М.П.









КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

предмета литературное чтение


для 4-Б класса













Разработано учителем:

Панина Светлана Витальевна








2024-2025 учебный год


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Дата

Тема урока

Количество часов

план

факт

1 четверть

Раздел 1. Фольклор (устное народное творчество) (14 часов)

1

02.09


Разнообразие малых жанров фольклора (назначение, сравнение, классификация)


2

04.09


Проявление народной культуры в разнообразных видах фольклора: словесном, музыкальном, обрядовом (календарном)


3

05.09


Образы русских богатырей: где жил, чем занимался, какими качествами обладал. На примере былины «Ильины три поездочки»


4

06.09


Герой былины - защитник страны. На примере былины "Ильины три поездочки"


5

09.09


Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола, устаревшие слова


6

11.09


Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». Знакомство с произведением А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»


7

12.09


Летопись «И вспомнил Олег коня своего». Знакомство с произведением А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»


8

13.09


Образ Александра Невского в произведении С.Т.Романовского «Ледовое побоище». Страницы истории России, великие люди и события. На примере Житие Сергия Радонежского


9

16.09


Образ Александра Невского в произведении С.Т.Романовского «Ледовое побоище». Страницы истории России, великие люди и события. На примере Житие Сергия Радонежского


10

18.09


Отражение народной былинной темы в творчестве художника В. М.Васнецова


11

19.09


Представление в сказке народного быта и культуры: сказки о животных, бытовые, волшебные


12

20.09


Отражение нравственных ценностей на примере фольклорных сказок народов России и мира


13

23.09


Характеристика героев волшебной сказки: чем занимались, какими качествами обладают. На примере русской народной сказки "Волшебное кольцо"


14

25.09


Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Фольклор – народная мудрость»


Раздел 2. Творчество А.С.Пушкина (12 часов)

15

16

26.09


Составление выставки «Произведения А.С. Пушкина». Написание аннотации к книгам на выставке

Составление устного рассказа «Моё любимое произведение А.С. Пушкина»


17

27.09


Оценка настроения и чувств, вызываемых лирическим произведением А.С. Пушкина. На примере стихотворения «Няне»


18

02.10


Картины осени в лирических произведениях А.С. Пушкина: сравнения, эпитет, олицетворения


19

03.10


Сравнение стихотворения А. С. Пушкина с репродукцией картины. На примере стихотворения "Туча" и репродукции картины И. И. Левитана «Вечерний звон»


20

04.10


Восприятие пейзажной лирики А.С. Пушкина: средства художественной выразительности в стихотворении «Зимняя дорога» и других его произведениях


21

07.10


Знакомство с литературной сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: сюжет произведения


22

09.10


Характеристика положительных и отрицательных героев, волшебные помощники в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»


23

10.10


Наблюдение за художественными особенностями текста, языком авторской сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»


24

11.10


Фольклорная основа литературной сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»


25

14.10


Сходство фольклорных и литературных произведений А.С. Пушкина, В.А. Жуковского по тематике, художественным образам («бродячие» сюжеты)


26

16.10


Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Творчество А.С. Пушкина»


Раздел 3. Творчество М. Ю. Лермонтова (4 часа)

27

17.10


Составление сообщения о М. Ю. Лермонтове. Строфа как элемент композиции стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус»


28

18.10


Работа со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Утёс»: характеристика средств художественной выразительности


29

21.10


Наблюдение за художественными особенностями лирических произведений М.Ю. Лермонтова. Стихотворения о Кавказе


30

23.10


Патриотическое звучание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Москва, Москва! …Люблю тебя как сын…»: метафора как «свёрнутое» сравнение


Раздел 4. Творчество Л. Н. Толстого, А.П.Чехова (10 часов)

31

24.10


Творчество Л.Н. Толстого – великого русского писателя


32

25.10


Общее представление о повести как эпическом жанре. Знакомство с отрывками из повести Л.Н.Толстого «Детство»


2 четверть

33

06.11


Роль портрета, интерьера в создании образа героя повести «Детство»


34

07.11


Чтение научно-познавательных рассказов Л.Н.Толстого. Примеры текста-рассуждения в рассказе «Черепаха» и в повести Л.Н. Толстого "Детство"


35

08.11


Анализ художественных рассказов Л.Н.Толстого. Особенности художественного текста-описания на примере рассказа «Русак» и отрывков из повести Л. Толстого "Детство". Составление цитатного плана


36

11.11


Взаимоотношения со сверстниками – тема рассказа А.П. Чехова «Мальчики»


37

13.11


Образы героев-детей в рассказе А.П. Чехова «Мальчики»


38


14.11


Соотнесение заглавия и главной мысли рассказа А.П. Чехова «Мальчики»


39

15.11


Осознание ценности чтения для учёбы и жизни


40

18.11


Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Жанровое многообразие творчества Л.Н. Толстого, А.П.Чехова»


Раздел 5. Творчество И.А.Крылова (5 часов)

41

20.11


Особенности басни как лиро-эпического жанра. Басни стихотворные и прозаические


42

21.11


Сравнение басен: темы и герои, особенности языка. На примере басен Крылов И.А. «Стрекоза и муравей», И.И. Хемницера «Стрекоза», Л.Н. Толстого «Стрекоза и муравьи»


44

22.11


Аллегория и ирония как характеристика героев басен. На примере басни И.А. Крылова «Мартышка и очки»


44

45

25.11


Особенности басни как лиро-эпического жанра. Басни стихотворные и прозаические. Работа с баснями И.А. Крылова. Инсценирование их сюжета


Раздел 6. Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ и XX века (9 часов)

46

27.11


Поэты о красоте родной природы: анализ авторских приёмов создания художественного образа


47

28.11


Составление устного рассказа по репродукции картины на основе изученных произведений. К.Ушинский «Четыре желания»


48

29.11


Описание явления природы в стихотворении Ф.И. Тютчева «Еще земли печален вид»: приёмы создания художественного образа. Сравнение образа радуги в стихотворении Ф.И. Тютчева «Как неожиданно и ярко»


49

02.12


Восприятие картин природы в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь» и других его стихотворений


50

04.12


Авторские приёмы создания художественного образа в стихотворении Е.А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист»..»


51

05.12


Выразительность поэтической речи стихотворения И.С. Никитина «В синем небе плывут над полями…» и другие на выбор


52

06.12


Анализ настроения в стихотворении Н.А.Некрасов «Саша»


53

09.12


Анализ чувств и настроения, создаваемых лирическим произведением. На примере произведения И.А.Бунина "Листопад"


54

11.12


Составление устного рассказа по репродукции картины на основе изученных лирических произведений


Раздел 7. Литературная сказка (14 часов)

55

12.12


Знакомство с литературной сказкой В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке»


56

13.12


Характеристика героя литературной сказки. На примере сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке


57

16.12


Художественная особенность сказки В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке»


58

18.12


Народные образы героев сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце»

Чтение вслух


59

19.12


Наблюдение за художественными особенностями, языком сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце»


60

20.12


Иллюстрации как отражение сюжета сказов П.П.Бажова


61

23.12


Литературная сказка С.Т. Аксакова "Аленький цветочек" (сюжет, композиция, герои)

Чтение молча


62

25.12


Фольклорная основа литературной сказки С.Т. Аксакова "Аленький цветочек". Сочинение по сказке


63

26.12


Главная мысль литературной сказки С.Т. Аксакова "Аленький цветочек". Составление отзыва.


64

27.12


Иллюстрации как отражение сюжета сказов П.П.Бажова, С.Т.Аксакова


3 четверть

65

08.01


Литературная сказка П.П.Ершова «Конёк-Горбунок»: сюжет и построение (композиция) сказки


66

09.01


Речевые особенности (сказочные формулы, повторы, постоянные эпитеты) сказки П.П.Ершова «Конёк-Горбунок»


67

10.01


Составление устного рассказа "Моя любимая книга"»


68

13.01


Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Литературная сказка


Раздел 8. Юмористические произведения (8 часов)

69

15.01


Расширение круга детского чтения. Знакомство с авторами юмористических произведений


70

16.01


Знакомство с экранизацией произведений юмористических произведений. На примере экранизации "Сказки о потерянном времени" Е. Л. Шварца (1964 г.)


71

17.01


Средства создания комического в произведениях Е. Л. Шварца и других авторов на выбор


72

20.01


Смысл произведения "Сказки о потерянном времени" Е. Л. Шварца, соотношение его с реальными жизненными ситуациями


73

22.01


Герой юмористических произведений В.Ю.Драгунского. Средства создания юмористического содержания


74

23.01


Средства выразительности текста юмористического содержания: гипербола. На примере рассказа В.Ю. Драгунского «Главные реки»


75

24.01


Работа с детскими книгами. В. Голявкин «Никакой горчица я не ел»


76

27.01


Средства выразительности текста юмористического содержания: гипербола. На примере рассказа В. Голявкин «Никакой горчица я не ел»


Раздел 9. Пьеса (5 часов)

77

78

29.01


Знакомство с пьесой как жанром литературы. Как подготовить произведение к постановке в театре? Работа с пьесой-сказкой С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»


79

30.01


Пьеса и сказка: драматическое и эпическое произведения, их структурные и жанровые особенности


80

31.01


Создание реквизита для инсценирования произведения. Подготовка пригласительных билетов и афишы на примере пьесы-сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»


81

03.02


Знакомство с детскими журналами: «Весёлые картинки», «Мурзилка» и другие. Сочинение весёлой истории


Раздел 10. Произведения о детях (15 часов)

82

05.02


Приёмы раскрытия главной мысли рассказа. На примере произведения Б. С. Житкова "Как я ловил человечков"


83

06.02


Характеристика героев и их поступков на примере произведения Б. С. Житкова "Как я ловил человечков"


84

07.02


Подробный план и пересказ произведения Б. С. Житкова "Как я ловил человечков"


85

10.02


Работа с рассказом К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»


86

12.02


Особенности художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер на примере рассказа К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»


87

13.02


Приёмы раскрытия главной мысли рассказа на примере рассказа К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»


88

14.02


Отличие автора от героя и рассказчика на примере рассказов М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке»


89

17.02


Отражение нравственно-этических понятий в рассказах М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке». На примере рассказа "Ёлка"


90

19.02


Знакомство с отрывками из повести Н.Г. Гарин-Михайловского «Детство Тёмы» (отдельные главы): основные события сюжета


91

92

20.02


Словесный портрет героя повести Н.Г. Гарин-Михайловского «Детство Тёмы» (отдельные главы) Осмысление поступков и поведения главного героя повести


93

21.02


Темы лирических произведений. На примере стихотворений М.И. Цветаевой "Наши царства", "Бежит тропинка с бугорка…"


94

26.02


Темы лирических произведений. На примере стихотворений М.И. Цветаевой "Наши царства", "Бежит тропинка с бугорка…"


95

27.02


Любовь к природе и родному краю – тема произведений поэтов. На примере стихотворений С.А. Есенина


96

28.02


Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Произведения о детях и для детей»


Раздел 11. Произведения о животных и родной природе (12 часов)

97

03.03


Человек и животные – тема многих произведений писателей. Писатели – авторы произведений о животных: выставка книг


98

05.03


Наблюдательность писателей, выражающаяся в описании жизни животных. На примере рассказа Д. Мамин- Сибиряк «Приёмыш»


99

06.03


Особенности художественного описания родной природы. На примере стихотворения С.Есенина «Лебёдушка»


100

07.03


Отражение темы «Материнская любовь» в стихотворении С.Есенина «Лебёдушка»


101

12.03


Особенности художественного описания родной природы. На примере рассказа В.П.Астафьева «Весенний остров»


102

13.03


М.М. Пришвин - певец русской природы. Чтение произведения М.М. Пришвина «Выскочка»


103

14.03


Авторское мастерство создания образов героев-животных. На примере произведения А.Куприна «Барбос и Жулька»


104

17.03


Человек и его отношения с животными. Обсуждение в классе темы "Что такое самопожертвование"


105

19.03


Наблюдательность писателей, выражающаяся в описании жизни животных. На примере рассказа А.И. Куприна «Скворцы»


106

20.03


Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Произведения о животных и родной природе»


107

21.03


Развитие речи: озаглавливание частей. На примере произведения В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»


4 четверть

108

31.03


Подробный план и пересказ произведения В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»


Раздел 12. О Родине, героические страницы истории (7 часов)

109

02.04


Работа с детскими книгами на тему: «Книги о Родине и её истории»: типы книг (изданий). Презентация книги, прочитанной самостоятельно


110

03.04


Раскрытие главной идеи произведения И.С.Никитина «Русь» (отрывок): чувство любви к своей стране и малой родине


111

04.04


Образ родной земли в стихотворении С.Д.Дрожжина «Родине»


112

07.04


Характеристика народной исторической песни: темы, образы, герои. А.В.Жигулин «О,Родина! В неярком блеске…»


113

09.04


Осознание понятий поступок, подвиг на примере произведений о Великой Отечественной войне. «Песня защитников Брестской крепости»


114

10.04


Патриотическое звучание произведений о Родине, о славных и героических страницах истории России


115

11.04


Тематическая проверочная работа по итогам раздела «О Родине, героические страницы истории»



Раздел 13. Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой) (6 часов)

116

14.04


Знакомство с современными изданиями периодической печати. Золотой фонд детской литературы. В.Ю. Драгунский, И.П.Токмакова и другие - авторы детских журналов.


117

16.04


Особенность научно-фантастического рассказа Е.Велтисова «Приключения Электроника»


118

17.04


Анализ отдельных эпизодов произведения Е.Велтисова «Приключения Электроника»


119

18.04


Характеристика главных героев рассказа Е.Велтисова «Приключения Электроника»


120

23.04


Знакомство с произведением фантастической литературы на примере К.Булычева «Путешествие Алисы»

.

121

24.04


Характеристика главных героев и анализ отдельных эпизодов произведения К.Булычева «Путешествие Алисы»


Раздел 14. Зарубежная литература (15 часов)

122

25.04


Книги зарубежных писателей


123

28.04


Особенности сюжета «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта (отдельные главы)


124

30.04


Характеристика главного героя «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта (отдельные главы)


125

05.05


Особенности построения (композиция) литературной сказки: составление плана. Х. К. Андерсен "Русалочка"


126

07.05


Средства художественной выразительности в литературной сказке. Х. К. Андерсен "Русалочка"


127

08.05


Характеристика главного героя Х. К. Андерсен "Русалочка"


128

14.05


Анализ отдельных эпизодов литературной сказки Х. К. Андерсен "Русалочка"


129

15.05


Средства художественной выразительности в литературной сказке. Х. К. Андерсен "Дикие лебеди"

Чтение вслух


130

16.05


Анализ отдельных эпизодов литературной сказки Х. К. Андерсен "Дикие лебеди"


131

19.05


Описание героя в произведении Марк Твена «Том Сойер» (отдельные главы)

Чтение молча


132

21.05


Анализ отдельных эпизодов произведения Марк Твена «Том Сойер» (отдельные главы): средства создания комического. Написание отзыва


133

22.05


Проверочная работа по итогам изученного в 4 классе


134

23.05


Работа со словарём: поиск необходимой информации


135

136

26.05


Итоговый урок за год. Рекомендации по летнему чтению. Правила читателя и способы выбора книги (тематический, систематический каталог)





Итого:

136 ч.