№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов |
план | факт |
1 четверть Раздел 1. Фольклор (устное народное творчество) (14 часов) |
1 | 02.09 | | Разнообразие малых жанров фольклора (назначение, сравнение, классификация) | |
2 | 04.09 | | Проявление народной культуры в разнообразных видах фольклора: словесном, музыкальном, обрядовом (календарном) | |
3 | 05.09 | | Образы русских богатырей: где жил, чем занимался, какими качествами обладал. На примере былины «Ильины три поездочки» | |
4 | 06.09 | | Герой былины - защитник страны. На примере былины "Ильины три поездочки" | |
5 | 09.09 | | Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола, устаревшие слова | |
6 | 11.09 | | Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». Знакомство с произведением А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» | |
7 | 12.09 | | Летопись «И вспомнил Олег коня своего». Знакомство с произведением А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» | |
8 | 13.09 | | Образ Александра Невского в произведении С.Т.Романовского «Ледовое побоище». Страницы истории России, великие люди и события. На примере Житие Сергия Радонежского | |
9 | 16.09 | | Образ Александра Невского в произведении С.Т.Романовского «Ледовое побоище». Страницы истории России, великие люди и события. На примере Житие Сергия Радонежского | |
10 | 18.09 | | Отражение народной былинной темы в творчестве художника В. М.Васнецова | |
11 | 19.09 | | Представление в сказке народного быта и культуры: сказки о животных, бытовые, волшебные | |
12 | 20.09 | | Отражение нравственных ценностей на примере фольклорных сказок народов России и мира | |
13 | 23.09 | | Характеристика героев волшебной сказки: чем занимались, какими качествами обладают. На примере русской народной сказки "Волшебное кольцо" | |
14 | 25.09 | | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Фольклор – народная мудрость» | |
Раздел 2. Творчество А.С.Пушкина (12 часов) |
15 16 | 26.09 | | Составление выставки «Произведения А.С. Пушкина». Написание аннотации к книгам на выставке Составление устного рассказа «Моё любимое произведение А.С. Пушкина» | |
17 | 27.09 | | Оценка настроения и чувств, вызываемых лирическим произведением А.С. Пушкина. На примере стихотворения «Няне» | |
18 | 02.10 | | Картины осени в лирических произведениях А.С. Пушкина: сравнения, эпитет, олицетворения | |
19 | 03.10 | | Сравнение стихотворения А. С. Пушкина с репродукцией картины. На примере стихотворения "Туча" и репродукции картины И. И. Левитана «Вечерний звон» | |
20 | 04.10 | | Восприятие пейзажной лирики А.С. Пушкина: средства художественной выразительности в стихотворении «Зимняя дорога» и других его произведениях | |
21 | 07.10 | | Знакомство с литературной сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: сюжет произведения | |
22 | 09.10 | | Характеристика положительных и отрицательных героев, волшебные помощники в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | |
23 | 10.10 | | Наблюдение за художественными особенностями текста, языком авторской сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | |
24 | 11.10 | | Фольклорная основа литературной сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | |
25 | 14.10 | | Сходство фольклорных и литературных произведений А.С. Пушкина, В.А. Жуковского по тематике, художественным образам («бродячие» сюжеты) | |
26 | 16.10 | | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Творчество А.С. Пушкина» | |
Раздел 3. Творчество М. Ю. Лермонтова (4 часа) |
27 | 17.10 | | Составление сообщения о М. Ю. Лермонтове. Строфа как элемент композиции стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус» | |
28 | 18.10 | | Работа со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Утёс»: характеристика средств художественной выразительности | |
29 | 21.10 | | Наблюдение за художественными особенностями лирических произведений М.Ю. Лермонтова. Стихотворения о Кавказе | |
30 | 23.10 | | Патриотическое звучание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Москва, Москва! …Люблю тебя как сын…»: метафора как «свёрнутое» сравнение | |
Раздел 4. Творчество Л. Н. Толстого, А.П.Чехова (10 часов) |
31 | 24.10 | | Творчество Л.Н. Толстого – великого русского писателя | |
32 | 25.10 | | Общее представление о повести как эпическом жанре. Знакомство с отрывками из повести Л.Н.Толстого «Детство» | |
2 четверть |
33 | 06.11 | | Роль портрета, интерьера в создании образа героя повести «Детство» | |
34 | 07.11 | | Чтение научно-познавательных рассказов Л.Н.Толстого. Примеры текста-рассуждения в рассказе «Черепаха» и в повести Л.Н. Толстого "Детство" | |
35 | 08.11 | | Анализ художественных рассказов Л.Н.Толстого. Особенности художественного текста-описания на примере рассказа «Русак» и отрывков из повести Л. Толстого "Детство". Составление цитатного плана | |
36 | 11.11 | | Взаимоотношения со сверстниками – тема рассказа А.П. Чехова «Мальчики» | |
37 | 13.11 | | Образы героев-детей в рассказе А.П. Чехова «Мальчики» | |
38 | 14.11 | | Соотнесение заглавия и главной мысли рассказа А.П. Чехова «Мальчики» | |
39 | 15.11 | | Осознание ценности чтения для учёбы и жизни | |
40 | 18.11 | | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Жанровое многообразие творчества Л.Н. Толстого, А.П.Чехова» | |
Раздел 5. Творчество И.А.Крылова (5 часов) |
41 | 20.11 | | Особенности басни как лиро-эпического жанра. Басни стихотворные и прозаические | |
42 | 21.11 | | Сравнение басен: темы и герои, особенности языка. На примере басен Крылов И.А. «Стрекоза и муравей», И.И. Хемницера «Стрекоза», Л.Н. Толстого «Стрекоза и муравьи» | |
44 | 22.11 | | Аллегория и ирония как характеристика героев басен. На примере басни И.А. Крылова «Мартышка и очки» | |
44 45 | 25.11 | | Особенности басни как лиро-эпического жанра. Басни стихотворные и прозаические. Работа с баснями И.А. Крылова. Инсценирование их сюжета | |
Раздел 6. Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ и XX века (9 часов) |
46 | 27.11 | | Поэты о красоте родной природы: анализ авторских приёмов создания художественного образа | |
47 | 28.11 | | Составление устного рассказа по репродукции картины на основе изученных произведений. К.Ушинский «Четыре желания» | |
48 | 29.11 | | Описание явления природы в стихотворении Ф.И. Тютчева «Еще земли печален вид»: приёмы создания художественного образа. Сравнение образа радуги в стихотворении Ф.И. Тютчева «Как неожиданно и ярко» | |
49 | 02.12 | | Восприятие картин природы в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь» и других его стихотворений | |
50 | 04.12 | | Авторские приёмы создания художественного образа в стихотворении Е.А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист»..» | |
51 | 05.12 | | Выразительность поэтической речи стихотворения И.С. Никитина «В синем небе плывут над полями…» и другие на выбор | |
52 | 06.12 | | Анализ настроения в стихотворении Н.А.Некрасов «Саша» | |
53 | 09.12 | | Анализ чувств и настроения, создаваемых лирическим произведением. На примере произведения И.А.Бунина "Листопад" | |
54 | 11.12 | | Составление устного рассказа по репродукции картины на основе изученных лирических произведений | |
Раздел 7. Литературная сказка (14 часов) |
55 | 12.12 | | Знакомство с литературной сказкой В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке» | |
56 | 13.12 | | Характеристика героя литературной сказки. На примере сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке | |
57 | 16.12 | | Художественная особенность сказки В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке» | |
58 | 18.12 | | Народные образы героев сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» Чтение вслух | |
59 | 19.12 | | Наблюдение за художественными особенностями, языком сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» | |
60 | 20.12 | | Иллюстрации как отражение сюжета сказов П.П.Бажова | |
61 | 23.12 | | Литературная сказка С.Т. Аксакова "Аленький цветочек" (сюжет, композиция, герои) Чтение молча | |
62 | 25.12 | | Фольклорная основа литературной сказки С.Т. Аксакова "Аленький цветочек". Сочинение по сказке | |
63 | 26.12 | | Главная мысль литературной сказки С.Т. Аксакова "Аленький цветочек". Составление отзыва. | |
64 | 27.12 | | Иллюстрации как отражение сюжета сказов П.П.Бажова, С.Т.Аксакова | |
3 четверть |
65 | 08.01 | | Литературная сказка П.П.Ершова «Конёк-Горбунок»: сюжет и построение (композиция) сказки | |
66 | 09.01 | | Речевые особенности (сказочные формулы, повторы, постоянные эпитеты) сказки П.П.Ершова «Конёк-Горбунок» | |
67 | 10.01 | | Составление устного рассказа "Моя любимая книга"» | |
68 | 13.01 | | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Литературная сказка | |
Раздел 8. Юмористические произведения (8 часов) |
69 | 15.01 | | Расширение круга детского чтения. Знакомство с авторами юмористических произведений | |
70 | 16.01 | | Знакомство с экранизацией произведений юмористических произведений. На примере экранизации "Сказки о потерянном времени" Е. Л. Шварца (1964 г.) | |
71 | 17.01 | | Средства создания комического в произведениях Е. Л. Шварца и других авторов на выбор | |
72 | 20.01 | | Смысл произведения "Сказки о потерянном времени" Е. Л. Шварца, соотношение его с реальными жизненными ситуациями | |
73 | 22.01 | | Герой юмористических произведений В.Ю.Драгунского. Средства создания юмористического содержания | |
74 | 23.01 | | Средства выразительности текста юмористического содержания: гипербола. На примере рассказа В.Ю. Драгунского «Главные реки» | |
75 | 24.01 | | Работа с детскими книгами. В. Голявкин «Никакой горчица я не ел» | |
76 | 27.01 | | Средства выразительности текста юмористического содержания: гипербола. На примере рассказа В. Голявкин «Никакой горчица я не ел» | |
Раздел 9. Пьеса (5 часов) |
77 78 | 29.01 | | Знакомство с пьесой как жанром литературы. Как подготовить произведение к постановке в театре? Работа с пьесой-сказкой С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» | |
79 | 30.01 | | Пьеса и сказка: драматическое и эпическое произведения, их структурные и жанровые особенности | |
80 | 31.01 | | Создание реквизита для инсценирования произведения. Подготовка пригласительных билетов и афишы на примере пьесы-сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» | |
81 | 03.02 | | Знакомство с детскими журналами: «Весёлые картинки», «Мурзилка» и другие. Сочинение весёлой истории | |
Раздел 10. Произведения о детях (15 часов) |
82 | 05.02 | | Приёмы раскрытия главной мысли рассказа. На примере произведения Б. С. Житкова "Как я ловил человечков" | |
83 | 06.02 | | Характеристика героев и их поступков на примере произведения Б. С. Житкова "Как я ловил человечков" | |
84 | 07.02 | | Подробный план и пересказ произведения Б. С. Житкова "Как я ловил человечков" | |
85 | 10.02 | | Работа с рассказом К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» | |
86 | 12.02 | | Особенности художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер на примере рассказа К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» | |
87 | 13.02 | | Приёмы раскрытия главной мысли рассказа на примере рассказа К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» | |
88 | 14.02 | | Отличие автора от героя и рассказчика на примере рассказов М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке» | |
89 | 17.02 | | Отражение нравственно-этических понятий в рассказах М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке». На примере рассказа "Ёлка" | |
90 | 19.02 | | Знакомство с отрывками из повести Н.Г. Гарин-Михайловского «Детство Тёмы» (отдельные главы): основные события сюжета | |
91 92 | 20.02 | | Словесный портрет героя повести Н.Г. Гарин-Михайловского «Детство Тёмы» (отдельные главы) Осмысление поступков и поведения главного героя повести | |
93 | 21.02 | | Темы лирических произведений. На примере стихотворений М.И. Цветаевой "Наши царства", "Бежит тропинка с бугорка…" | |
94 | 26.02 | | Темы лирических произведений. На примере стихотворений М.И. Цветаевой "Наши царства", "Бежит тропинка с бугорка…" | |
95 | 27.02 | | Любовь к природе и родному краю – тема произведений поэтов. На примере стихотворений С.А. Есенина | |
96 | 28.02 | | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Произведения о детях и для детей» | |
Раздел 11. Произведения о животных и родной природе (12 часов) |
97 | 03.03 | | Человек и животные – тема многих произведений писателей. Писатели – авторы произведений о животных: выставка книг | |
98 | 05.03 | | Наблюдательность писателей, выражающаяся в описании жизни животных. На примере рассказа Д. Мамин- Сибиряк «Приёмыш» | |
99 | 06.03 | | Особенности художественного описания родной природы. На примере стихотворения С.Есенина «Лебёдушка» | |
100 | 07.03 | | Отражение темы «Материнская любовь» в стихотворении С.Есенина «Лебёдушка» | |
101 | 12.03 | | Особенности художественного описания родной природы. На примере рассказа В.П.Астафьева «Весенний остров» | |
102 | 13.03 | | М.М. Пришвин - певец русской природы. Чтение произведения М.М. Пришвина «Выскочка» | |
103 | 14.03 | | Авторское мастерство создания образов героев-животных. На примере произведения А.Куприна «Барбос и Жулька» | |
104 | 17.03 | | Человек и его отношения с животными. Обсуждение в классе темы "Что такое самопожертвование" | |
105 | 19.03 | | Наблюдательность писателей, выражающаяся в описании жизни животных. На примере рассказа А.И. Куприна «Скворцы» | |
106 | 20.03 | | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Произведения о животных и родной природе» | |
107 | 21.03 | | Развитие речи: озаглавливание частей. На примере произведения В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» | |
4 четверть |
108 | 31.03 | | Подробный план и пересказ произведения В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» | |
Раздел 12. О Родине, героические страницы истории (7 часов) |
109 | 02.04 | | Работа с детскими книгами на тему: «Книги о Родине и её истории»: типы книг (изданий). Презентация книги, прочитанной самостоятельно | |
110 | 03.04 | | Раскрытие главной идеи произведения И.С.Никитина «Русь» (отрывок): чувство любви к своей стране и малой родине | |
111 | 04.04 | | Образ родной земли в стихотворении С.Д.Дрожжина «Родине» | |
112 | 07.04 | | Характеристика народной исторической песни: темы, образы, герои. А.В.Жигулин «О,Родина! В неярком блеске…» | |
113 | 09.04 | | Осознание понятий поступок, подвиг на примере произведений о Великой Отечественной войне. «Песня защитников Брестской крепости» | |
114 | 10.04 | | Патриотическое звучание произведений о Родине, о славных и героических страницах истории России | |
115 | 11.04 | | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «О Родине, героические страницы истории» | |
Раздел 13. Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой) (6 часов) |
116 | 14.04 | | Знакомство с современными изданиями периодической печати. Золотой фонд детской литературы. В.Ю. Драгунский, И.П.Токмакова и другие - авторы детских журналов. | |
117 | 16.04 | | Особенность научно-фантастического рассказа Е.Велтисова «Приключения Электроника» | |
118 | 17.04 | | Анализ отдельных эпизодов произведения Е.Велтисова «Приключения Электроника» | |
119 | 18.04 | | Характеристика главных героев рассказа Е.Велтисова «Приключения Электроника» | |
120 | 23.04 | | Знакомство с произведением фантастической литературы на примере К.Булычева «Путешествие Алисы» | . |
121 | 24.04 | | Характеристика главных героев и анализ отдельных эпизодов произведения К.Булычева «Путешествие Алисы» | |
Раздел 14. Зарубежная литература (15 часов) |
122 | 25.04 | | Книги зарубежных писателей | |
123 | 28.04 | | Особенности сюжета «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта (отдельные главы) | |
124 | 30.04 | | Характеристика главного героя «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта (отдельные главы) | |
125 | 05.05 | | Особенности построения (композиция) литературной сказки: составление плана. Х. К. Андерсен "Русалочка" | |
126 | 07.05 | | Средства художественной выразительности в литературной сказке. Х. К. Андерсен "Русалочка" | |
127 | 08.05 | | Характеристика главного героя Х. К. Андерсен "Русалочка" | |
128 | 14.05 | | Анализ отдельных эпизодов литературной сказки Х. К. Андерсен "Русалочка" | |
129 | 15.05 | | Средства художественной выразительности в литературной сказке. Х. К. Андерсен "Дикие лебеди" Чтение вслух | |
130 | 16.05 | | Анализ отдельных эпизодов литературной сказки Х. К. Андерсен "Дикие лебеди" | |
131 | 19.05 | | Описание героя в произведении Марк Твена «Том Сойер» (отдельные главы) Чтение молча | |
132 | 21.05 | | Анализ отдельных эпизодов произведения Марк Твена «Том Сойер» (отдельные главы): средства создания комического. Написание отзыва | |
133 | 22.05 | | Проверочная работа по итогам изученного в 4 классе | |
134 | 23.05 | | Работа со словарём: поиск необходимой информации | |
135 136 | 26.05 | | Итоговый урок за год. Рекомендации по летнему чтению. Правила читателя и способы выбора книги (тематический, систематический каталог) | |
| | | Итого: | 136 ч. |