Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кзыл-Ярская средняя общеобразовательная школа»
Бавлинского муниципального района
Республики Татарстан
Принято педагогическим советом протокол от __ _ года № ____ введено в действие приказом от ___________ года №____ Директор МБОУ «Кзыл-Ярская СОШ» _________________Аминова А.А. |
Рабочая программа
по предмету «Математика» для 5 класса (5 часов в неделю, 175 часов в год)
Составитель: _Сахибуллина С.М__ (учитель математики первой квалификационной категории)
«Согласовано»
Заместитель директора ___________ /Хафизова Г.Х./
«Рассмотрено»
На заседании МО, протокол от ___________ № ____
Руководитель МО _____________ /__Сахибуллина С.М_/
2018 год
Планируемые результаты изучения учебного предмета (по ФГОС)
Изучение математики в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности;
умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные:
принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
выполнять действия в устной форме;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности;
понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;
выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников;
в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные:
осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;
использовать рисуночные и символические варианты математической записи; кодировать информацию в знаково-символической форме;
на основе кодирования строить несложные модели математических понятий, задачных ситуаций;
строить небольшие математические сообщения в устной форме;
проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;
выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;
проводить аналогию и на ее основе строить выводы;
в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов;
строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.
под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации;
работать с дополнительными текстами и заданиями;
соотносить содержание схематических изображений с математической записью;
моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;
устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;
строить рассуждения о математических явлениях;
пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.
Коммуникативные:
принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;
допускать существование различных точек зрения;
стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;
использовать в общении правила вежливости;
использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
контролировать свои действия в коллективной работе;
понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;
следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности;
строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;
использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач;
корректно формулировать свою точку зрения;
проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;
контролировать свои действия в коллективной работе;
осуществлять взаимный контроль.
Содержание программы учебного предмета математика в 5 классе
Повторение - 5 ч.
Сложение и вычитание натуральных чисел. Умножение и деление натуральных чисел. Уравнения. Решение задач. Входная контрольная работа
Линии - 7 ч.
Разнообразный мир линий. Прямая. Части прямой. Ломаная. Длина линии. Окружность.
Натуральные числа - 11 ч.
Как записывают и читают натуральные числа. Натуральный ряд. Сравнение натуральных чисел. Числа и точки на прямой. Округление натуральных чисел. Решение комбинаторных задач.
Действия с натуральными числами - 25 ч.
Сложение и вычитание. Умножение и деление. Порядок действий в вычислениях. Степень числа. Задачи на движение.
Использование свойств действий при вычислениях - 12 ч.
Свойства сложения и умножения. Распределительное свойство. Задачи на части. Задачи на уравнение.
Углы и многоугольники–7 ч.
Как обозначают и сравнивают углы. Измерение углов. Ломаные и многоугольники.
Делимость чисел - 15 ч.
Делители и кратные. Простые и составные числа. Свойства делимости. Признаки делимости. Деление с остатком.
Треугольники и четырехугольники - 10 ч.
Треугольники и их виды. Прямоугольники. Равенство фигур. Площадь прямоугольника.
Дроби - 20 ч.
Доли.. Основное свойство дроби. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей. Натуральные числа и дроби.
Действия с дробями - 34 ч.
Сложение и вычитание дробей. Смешанные дроби. Сложение и вычитание смешанных дробей. Умножение дробей. Деление дробей. Нахождение части целого и целого по его части. Задачи на совместную работу.
Многогранники - 10 ч.
Геометрические тела и их изображение. Параллелепипед. Объем параллелепипеда. Пирамида.
Таблицы и диаграммы - 9 ч.
Чтение и составление таблиц. Диаграммы. Опрос общественного мнения.
История математики (Не предполагается дополнительные часы на изучение, встраиваются в соответствующие темы)
Появление цифр, букв, иероглифов в процессе счета и распределения продуктов на Древнем Ближнем Востоке. Связь с Неолитической революцией. Рождение шестидесятеричной системы счисления. Появление десятичной записи чисел. Рождение и развитие арифметики натуральных чисел. НОК, НОД, простые числа. Решето Эратосфена
Повторение - 10 ч
Календарно-тематическое планирование ФГОС
УМК : Е,А. Бунимович, Математика, 5 класс, М.: Просвещение, 2018
175 часов в год.
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
План | Факт |
| Повторение | 5ч | | | |
1 | Сложение и вычитание натуральных чисел | 1 | 2.09 | | |
2 | Умножение и деление натуральных чисел | 1 | 3.09 | | |
3 | Решение уравнений | 1 | 4.09 | | |
4 | Решение задач | 1 | 5.09 | | |
5 | Входная контрольная работа | 1 | 6.09 | | |
| Линии | 7 | | | |
6 | Разнообразный мир линий. | 1 | 9.09 | | |
7 | Прямая. Части прямой | 1 | 10.09 | | |
8 | Ломаная | 1 | 11.09 | | |
9 | Длина отрезка. Длина ломаной | 1 | 12.09 | | |
10 | Измерение длины линии. Построения | 1 | 13.09 | | |
11 | Окружность | 1 | 16.09 | | |
12 | Построение окружности | 1 | 17.09 | | |
| Натуральные числа | 11 | | | |
13 | Натуральные числа. Десятичная система счисления | 1 | 18.09 | | |
14 | Сравнение чисел. Четные и нечетные натуральные числа | 1 | 19.09 | | |
15 | Двойные неравенства | 1 | 20.09 | | |
16 | Координатная прямая | 1 | 23.09 | | |
17 | Построение координатной прямой | 1 | 24.09 | | |
18 | Округление натуральных чисел. Правило округления | 1 | 25.09 | | |
19 | Применение правила округления в решении примеров и задач | 1 | 26.09 | | |
20 | Примеры решения комбинаторных задач | 1 | 27.09 | | |
21 | Перебор возможных вариантов. Построение дерева возможных вариантов | 1 | 30.09 | | |
22 | Перебор возможных вариантов с помощью таблицы | 1 | 1.10 | | |
23 | Перебор возможных вариантов в решении текстовых задач | 1 | 2.10 | | |
| Действия с натуральными числами | 22 | | | |
24 | Сложение натуральных чисел | 1 | 3.10 | | |
25 | Вычитание натуральных чисел | 1 | 4.10 | | |
26 | Сложение натуральных чисел. Компоненты сложения | 1 | 7.10 | | |
27 | Вычитание натуральных чисел. Компоненты вычитания | 1 | 8.10 | | |
28 | Сложение и вычитание натуральных чисел в решении текстовых задач | 1 | 9.10 | | |
29 | Умножение натуральных чисел | 1 | 10.10 | | |
30 | Деление натуральных чисел | 1 | 11.10 | | |
31 | Умножение и деление натуральных чисел. Компоненты умножения и деления. | 1 | 14.10 | | |
32 | Умножение и деление натуральных чисел. Нахождение неизвестных компонентов | 1 | 15.10 | | |
33 | Умножение и деление натуральных чисел. Отработка вычислительных навыков. | 1 | 16.10 | | |
34 | Умножение и деление натуральных чисел. Нахождение значений числовых выражений. | 1 | 17.10 | | |
35 | Умножение и деление натуральных чисел в решении текстовых задач | 1 | 18.10 | | |
36 | Контрольная работа №2 по теме «Натуральные числа» | 1 | 21.10 | | |
37 | Работа над ошибками в к.р.№2. Порядок действий в вычислениях. Значение числового выражения. | 1 | 22.10 | | |
38 | Порядок действий в вычислениях без скобок. Арифметические действия над натуральными числами. | 1 | 23.10 | | |
39 | Порядок действий в вычислениях со скобками. | 1 | 24.10 | | |
40 | Порядок действий в вычислениях. Нахождение значений числового выражения. | 1 | 25.10 | | |
41 | Степень числа. Основание и показатель степени. Степень с натуральным показателем. | 1 | 28.10 | | |
42 | Степень числа. Квадрат и куб числа. | 1 | 29.10 | | |
43 | Степень числа в числовых выражениях | 1 | 7.11 | | |
44 | Задачи на движение. Скорость сближения. Скорость удаления. | 1 | 8.11 | | |
45 | Задачи на движение. Движение по реке. (на воде) | 1 | 11.11 | | |
46 | Задачи на движение. Движение навстречу друг другу. Движение в одну сторону. | 1 | 12.11 | | |
47 | Задачи на движение. Движение в противоположных направлениях. | 1 | 13.11 | | |
48 | Контрольная работа №3. по теме «Действия с натуральными числами». | 1 | 14.11 | | |
| Использование свойств действий при вычислениях | 12 | | | |
49 | Работа над ошибками. Решение задач на движение. | 1 | 15.11 | | |
50 | Свойства сложения и умножения. Буквенная запись законов. | 1 | 18.11 | | |
51 | Свойства сложения и умножения. Переместительное свойство. | 1 | 19.11 | | |
52 | Свойства сложения и умножения. Сочетательное свойство. | 1 | 20.11 | | |
53 | Распределительное свойство. Буквенная запись законов. | 1 | 21.11 | | |
54 | Распределительное свойство. Применение в решении задач. | 1 | 22.11 | | |
55 | Распределительное свойство. Задачи на части. | 1 | 25.11 | | |
56 | Задачи на части. Решение текстовых задач арифметическим способом. | 1 | 26.11 | | |
57 | Задачи на части. Расчет смесей, сплавов. | 1 | 27.11 | | |
58 | Задачи на уравнивание. Решение текстовых задач арифметическим способом. | 1 | 28.11 | | |
59 | Задачи на уравнивание. Различные способы решения. | 1 | 29.11 | | |
60 | Контрольная работа №4 по теме «Использование свойств действий при вычислениях». | 1 | 2.12 | | |
| Углы и многоугольники | 7 | | | |
61 | Работа над ошибками в к.р. №4. Виды углов. Их построение и обозначение. | 1 | 3.12 | | |
62 | Обозначение и сравнение углов. | 1 | 4.12 | | |
63 | Измерение углов. Транспортир. | 1 | 5.12 | | |
64 | Измерение углов. Работа с транспортиром. | 1 | 6.12 | | |
65 | Измерение углов и построение углов. | 1 | 9.12 | | |
66 | Ломаные и многоугольники. | 1 | 10.12 | | |
67 | Ломаные и многоугольники. Периметр многоугольника. | 1 | 11.12 | | |
| Делимость чисел | 15 | | | |
68 | Делители и кратные. Делимость натуральных чисел. | 1 | 12.12 | | |
69 | Делители и кратные. Метод перебора. | 1 | 13.12 | | |
70 | Делители и кратные. Наибольший общий делитель. | 1 | 16.12 | | |
71 | Простые и составные числа. Наименьшее общее кратное. | 1 | 17.12 | | |
72 | Простые и составные числа. Решето Эратосфена. | 1 | 18.12 | | |
73 | Делимость суммы и произведения. | 1 | 19.12 | | |
74 | Делимость суммы и произведения. Признаки делимости на 2. Четные и нечетные числа. | 1 | 20.12 | | |
75 | Признаки делимости на 5 и 10. | 1 | 23.12 | | |
76 | Признаки делимости на 3 и 9. Разложение натурального числа на простые множители. | 1 | 24.12 | | |
77 | Контрольная работа №5 за первое полугодие. | 1 | 25.12 | | |
78 | Деление с остатком. Неполное частное. | 1 | 26.12 | | |
79 | Деление с остатком. Запись в виде суммы. | 1 | 27.12 | | |
80 | Деление с остатком в решении задач. | 1 | 9.01 | | |
81 | Разные арифметические задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. | 1 | 10.01 | | |
82 | Решение текстовых задач | 1 | 13.01 | | |
| Треугольники и четырех- угольники. | 10 | | | |
83 | Треугольники и их виды. | 1 | 14.01 | | |
84 | Треугольники и их виды. Построение и обозначение треугольников. | 1 | 15.01 | | |
85 | Периметр треугольника | 1 | 16.01 | | |
86 | Прямоугольники. Построение и обозначение четырехугольников. | 1 | 17.01 | | |
87 | Прямоугольники. Периметр прямоугольника. | 1 | 20.01 | | |
88 | Равенство фигур. | 1 | 21.01 | | |
89 | Площадь прямоугольника. | 1 | 22.01 | | |
90 | Площадь прямоугольника. Формула площади прямоугольника. | 1 | 23.01 | | |
91 | Единицы измерения площади. | 1 | 24.01 | | |
92 | Решение задач | 1 | 27.01 | | |
| Обыкновенные дроби | 20 | | | |
93 | Доли. | 1 | 28.01 | | |
94 | Доли. Изображение долей. | 1 | 29.01 | | |
95 | Обыкновенная дробь. | 1 | 30.01 | | |
96 | Обыкновенная дробь. Числитель и знаменатель дроби. | 1 | 31.01 | | |
97 | Обыкновенная дробь. Правильные и неправильные дроби | 1 | 3.02 | | |
98 | Обыкновенная дробь. Изображение дробей на координатной прямой. | 1 | 4.02 | | |
99 | Основное свойство обыкновенной дроби. | 1 | 5.02 | | |
100 | Основное свойство обыкновенной дроби. Приведение дроби к новому знаменателю. | 1 | 6.02 | | |
101 | Основное свойство обыкновенной дроби. Сокращение дробей. | 1 | 7.02 | | |
102 | Основное свойство обыкновенной дроби в решении задач. | 1 | 10.02 | | |
103 | Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю. Приемы определения общего знаменателя двух дробей. | 1 | 11.02 | | |
104 | Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю. | 1 | 12.02 | | |
105 | Сравнение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. | 1 | 13.02 | | |
106 | Сравнение обыкновенных дробей с разными знаменателями. | 1 | 14.02 | | |
107 | Сравнение обыкновенных дробей. | 1 | 17.02 | | |
108 | Натуральные числа и дроби. | 1 | 18.02 | | |
109 | Натуральные числа и дроби. Представление в виде дроби любого натурального числа. | 1 | 19.02 | | |
110 | Случайные события. | 1 | 20.02 | | |
111 | Случайные события. Оценивание возможности наступления случайного события. | 1 | 21.02 | | |
112 | Контрольная работа №6 по теме «Обыкновенные дроби». | 1 | 24.02 | | |
| Действия с дробями | 34 | | | |
113 | Работа над ошибками . Сложение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. | 1 | 25.02 | | |
114 | Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями. | 1 | 26.02 | | |
115 | Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями. Отработка навыков. | 1 | 27.02 | | |
116 | Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями в решении текстовых задач. | 1 | 28.02 | | |
117 | Сложение смешанных дробей. Целая и дробные части. | 1 | 2.03 | | |
118 | Сложение смешанных дробей. Выделение целой части из неправильной дроби. | 1 | 3.03 | | |
119 | Сложение смешанных дробей в решении текстовых задач. | 1 | 4.03 | | |
120 | Вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. | 1 | 5.03 | | |
121 | Вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями. | 1 | 6.03 | | |
122 | Вычитание дробных чисел. | 1 | 9.03 | | |
123 | Вычитание дробных чисел. Отработка навыков. | 1 | 10.03 | | |
124 | Вычитание дробных чисел. Рационализация вычислений. | 1 | 11.03 | | |
125 | Вычитание дробных чисел в решении текстовых задач. | 1 | 12.03 | | |
126 | Контрольная работа № 7 по теме «Сложение и вычитание дробных чисел» | 1 | 13.03 | | |
127 | Работа над ошибками. Умножение дробей. | 1 | 16.03 | | |
128 | Умножение дроби на натуральное число. | 1 | 17.03 | | |
129 | Умножение дроби на смешанную дробь. | 1 | 18.03 | | |
130 | Умножение смешанных дробей. | 1 | 19.03 | | |
131 | Умножение дробей в решении текстовых задач. | 1 | 20.03 | | |
132 | Обратные и взаимно обратные дроби. Деление дробей. | 1 | 1.04 | | |
133 | Деление дроби на натуральное число. | 1 | 2.04 | | |
134 | Деление дроби на смешанную дробь. | 1 | 3.04 | | |
135 | Деление дробных чисел. | 1 | 6.04 | | |
136 | Нахождение значений выражений содержащих дроби. | 1 | 7.04 | | |
137 | Деление дробей в решении текстовых задач. | 1 | 8.04 | | |
138 | Нахождение части целого. | 1 | 9.04 | | |
139 | Решение текстовых задач на нахождение части целого. | 1 | 10.04 | | |
140 | Нахождение целого по его части. | 1 | 13.04 | | |
141 | Решение текстовых задач на нахождение целого по его части. | 1 | 14.04 | | |
142 | Нахождение части целого и целого по его части в решении текстовых задач. | 1 | 15.04 | | |
143 | Задачи на совместную работу. | 1 | 16.04 | | |
144 | Решение задач на совместную работу. Задачи на движение. | 1 | 17.04 | | |
145 | Решение задач на совместную работу и на движение | 1 | 20.04 | | |
146 | Контрольная работа №8 по теме «Действия с дробями». | 1 | 21.04 | | |
| Многогранники | 10 | | | |
147 | Работа над ошибками . Геометрические тела и их изображение. | 1 | 22.04 | | |
148 | Поверхность геометрического тела. Многогранники. | 1 | 23.04 | | |
149 | Прямоугольный параллелепипед. | 1 | 24.04 | | |
150 | Куб. | 1 | 27.04 | | |
151 | Единицы объема. | 1 | 28.04 | | |
152 | Объем параллелепипеда. | 1 | 29.04 | | |
153 | Вычисление объема параллелепипеда. | 1 | 30.04 | | |
154 | Пирамида. | 1 | 1.05 | | |
155 | Развертки. Развертка куба и параллелепипеда. Развертка пирамиды. | 1 | 4.05 | | |
156 | Решение задач | 1 | 5.05 | | |
| Таблицы и диаграммы | 9 | | | |
157 | Чтение таблиц. | 1 | 6.05 | | |
158 | Составление таблиц. | 1 | 7.05 | | |
159 | Диаграммы и таблицы. | 1 | 8.05 | | |
160 | Чтение диаграмм. | 1 | 11.05 | | |
161 | Построение диаграмм. | 1 | 12.05 | | |
162 | Чтение и построение диаграмм | 1 | 13.05 | | |
163 | Опрос общественного мнения. Виды опроса. | 1 | 14.05 | | |
164 | Опрос общественного мнения. Обработка и оформление результатов опроса. | 1 | 15.05 | | |
165 | Опрос общественного мнения. Практикум. | 1 | 18.05 | | |
| Повторение | 10 | | | |
166 | Промежуточная контрольная работа | 1 | 19.05 | | |
167 | Действия с натуральными числами. | 1 | 20.05 | | |
168 | Порядок действий в вычислениях. | 1 | 21.05 | | |
169 | Действия с обыкновенными дробями. Сложение и вычитание. | 1 | 22.05 | | |
170 | Действия с обыкновенными дробями. Умножение и деление. | 1 | 25.05 | | |
171 | Решение задач на части. | 1 | 26.05 | | |
172 | Решение задач на движение. | 1 | 27.05 | | |
173 | Решение задач на нахождение части от числа и числа по его части. | 1 | 29.05 | | |
174 | Решение задач на уравнивание. | 1 | | | |
175 | Работа над ошибками | 1 | | | |