СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир», 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Окружающий мир», 4 класс»



УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ГОРЛОВКИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 42»



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО

на заседании методического Заместитель директора по УВР

объединения учителей МОУ г. ГОРЛОВКИ «Школа 42»

начальных классов __________ М.В. Рыбина

протокол от_______2020 г. №__

УТВЕРЖДЕНО

Директор МОУ г. ГОРЛОВКИ «Школа 42»

_________ О. И. Сладкевич

Приказ от « » ________ 2020 г. № ____







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Базовый уровень

в 4 - Б классе

на 2020 – 2021 учебный год






Составитель рабочей программы:

Хархордина А. .













г. Горловка, 2020 год


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа начального общего образования по предмету «Окружающий мир» 4 класс соответствует требованиям нового Государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 № 119-НП), а также «Примерной основной образовательной программы по учебному предмету «Окружающий мир» (включая УГДД). 1-4 классы / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н. – 5-е изд. перераб, дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 101 с.



Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

• формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе
единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления
ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Донецкой
Народной Республики, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к
природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в
котором проживают дети, к Донецкой Народной Республике, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира,
своего места в нём;

3) формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях
повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;

4) содействие духовному развитию личности обучающегося, идентификации себя как
гражданина Донецкой Народной Республики, воспитании патриотизма, гражданственности,
социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности
ценностям, закрепленным в Конституции Донецкой Народной Республики.

5) формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.

Общая характеристика учебного предмета

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлённо основе следующих
ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических,
исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая
многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов.
Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием,
которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого
невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных
потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе, что осуществляется через раскрытие разнообразных связей между неживой и живой
природой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности,
рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется
положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее
значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества,
теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области
экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе
каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему,
основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу
отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному
достоянию народов Донецкой Народной Республики и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира.

Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с
людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране
среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка
с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу,
парке, музее и т. д.

Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация
проектной деятельности обучающихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации
программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности обучающихся, к
которым относятся:

1) распознавание (определение) объектов окружающего мира с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) выявление и моделирование связей в окружающем мире с помощью книги для чтения, графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическое нормотворчество, включающее анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, выработку соответствующих норм и правил, которое осуществляется с помощью специально разработанного пособия по экологической этике.


Место учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе в 4 классе отводится 2 часа в неделю. В 4 классе - 68 часов (34 недели).












Распределение учебных часов на изучение тем программы по курсу

«Окружающий мир» в 4 классе


п/п

Тема

Количество часов

По программе

По факту

1

РАЗДЕЛ «ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО».

14

14

2

РАЗДЕЛ «ПРИРОДА».

16

16

3

РАЗДЕЛ «РОДНОЙ КРАЙ».

10

10

4

РАЗДЕЛ «СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ».

9

9

5

РАЗДЕЛ «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ».

19

17

Всего:

68

66



При сокращении часов на изучение учебного предмета из-за праздничных дней по теме «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ» планируемые результаты освоения программы будут достигнуты за счет интенсификации образовательного процесса.

Уроки контроля по предмету «Окружающий мир» проводятся один раз в полугодие (во II и IV четвертях). Форму контроля (комбинированная или дифференцированная работа, тестовая работа, проект и т.п.) учитель определяет самостоятельно. В каждом классе предусмотрена разработка и презентация 2-х проектов, оценивание которых является обязательным.




























































  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 класс


п/п

урока в теме

Дата проведения

Наименования раздела, тем

Примечание

По плану

По факту

РАЗДЕЛ 1 «ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО» (14 ч)

1

1

01.09


Понятие об астрономии как науке.


2

2

02.09


Солнечная система. Солнце – ближайшая к Земле

звезда.

Экскурсия 1 в планетарий. Моделирование строения Солнечной системы.


3

3

09.09


Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Изучение планет астрономами.


4

4

15.09


Особенности движения Земли в космическом пространстве. Причины смены дня и ночи и времён года.

Практическая работа 1: моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Наблюдение восхода и захода Солнца.


5

5

16.09


Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь. Представления о зодиаке.

Экскурсия 2 в планетарий.


6

6

22.09


Правила наблюдения звёздного неба. Созвездия: Малая Медведица, Большой Пёс, Телец. Звёзды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран. Плеяды –

скопление звёзд в созвездии Тельца. Начало освоения космоса в 1957 году. Юрий Гагарин — первый космонавт Земли.

Наблюдение созвездий (по выбору). Экскурсия 3 в планетарий. Моделировать изучаемые созвездия.


7

7

23.09


Понятия о географии как науке и о географических объектах. Карта полушарий. История создания карт в мире и в родном крае, история создания глобуса.

Практическая работа 2 с глобусом и картой.


8

8

29.09


Проект «Имя на глобусе». Великие путешественники, имя которых осталось на карте мира (презентация проекта).


9

9

30.09


Понятие об истории как науке. Источники исторических сведений. Значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории.


10

10

06.10


Понятия о веке (столетии) и тысячелетии. Летосчисление в древности и в наши дни. «Лента времени». Историческая карта.

Практическая работа 3: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях. Экскурсия 4 в краеведческий музей.


11

11

07.10


Представления о развитии человечества во взаимодействии с природой. Экологические проблемы и пути их решения. Международные соглашения по охране окружающей среды. Международные экологические организации. Экологический календарь.

Практическая работа 4: находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях, готовить сообщения.


12

12

13.10


Понятие о Всемирном наследии и его составных частях (Всемирном природном и Всемирном культурном наследии). Наиболее значимые объекты Всемирного природного и культурного наследия в

родном крае и за рубежом.


13

13

14.10


Международная Красная книга.

Практические работы 5: в паре: знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям; искать в дополнительной литературе, Интернете информацию об объектах Всемирного наследия и животных из международной Красной книги и готовить сообщения о них.


14

14

20.10


Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.


РАЗДЕЛ 2 «ПРИРОДА» (16 ч)

15

1

21.10


Формы земной поверхности.


16

2

03.11


Наиболее крупные равнины, возвышенности, горы

мира.

Практическая работа 6: находить и показывать на физической карте изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте.


17

3

10.11


Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов.


18

4

11.11


Озёра. Реки.

Практическая работа 7: находить и показывать на физической карте изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте.


19

5

17.11


Карта природных зон. План изучения природной зоны. Причина смены природных зон с севера на юг. Высотная поясность.


20

6

18.11


Местоположение зоны арктических пустынь. Зависимость природных особенностей Арктики от освещённости её Солнцем. Полярный день и полярная ночь. Полярное сияние. Живые организмы зоны арктических пустынь. Экологические проблемы и охрана природы в зоне арктических пустынь.

Практическая работа 8: находить и показывать на карте природных зон изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте. Моделировать характерные цепи питания.


21

7

24.11


Местоположение зоны тундры, обозначение её на карте природных зон. Природные особенности зоны тундры, характерные живые организмы, экологические связи. Экологические проблемы и охрана природы в зоне тундры.

Моделировать характерные цепи питания. Практическая работа 9: с картой природных зон.


22

8

25.11


Местоположение зон тайги, смешанных и широколиственных лесов, зависимость их природы от распределения тепла и влаги.


23

9

01.12


Растительный и животный мир лесных зон. Экологические связи в лесах. Правила поведения в лесу. Заповедники, заказники, ландшафтные парки.

Практическая работа 10: с картой природных зон. Экскурсия 5 в лес (по местным условиям).


24

10

02.12


Местоположение зоны степей, её природные особенности.


25

11

08.12


Экологические проблемы степной зоны и пути их решения. Заповедники, заказники, ландшафтные парки степной зоны. Охрана растений и животных степной зоны.

Практическая работа 11: с картой природных зон.

Творческая работа. Презентация природной зоны.


26

12

09.12


Местоположение зон полупустынь и пустынь, их природные особенности. Приспособление растений и животных полупустынь и пустынь к природным условиям.


27

13

15.12


Освоение полупустынь и пустынь человеком. Экологические проблемы этих зон и пути их решения. Заповедники.

Практическая работа 12: с картой природных зон.


28

14

16.12


Местоположение зоны субтропиков, её природные особенности. Правила безопасности во время отдыха у моря.


29

15

22.12


Экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа и Южного берега Крыма, животные и растения, внесённые в Красную книгу. Курорты Черноморского побережья. Заповедные места Черноморского побережья.

Практическая работа 13: с картой природных зон.


30

16

23.12


Контрольная работа 1.


РАЗДЕЛ 3 «РОДНОЙ КРАЙ» (10 ч)

31

1

12.01


Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Наш край на карте. Карта родного края. Формы земной поверхности родного края. Овраги. Балки. Возвышенности.


32

2

13.01


Донецкий кряж. Водоёмы Охрана земной поверхности и водоёмов родного края.

Практическая работа 14: определение источников загрязнения водоёмов и земной поверхности родного края.


33

3

19.01


Важнейшие полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование. Охрана подземных богатств.

Наблюдения изучаемых объектов природы, залежей полезных ископаемых, способов их добычи и использования (согласно местным условиям). Практическая работа 15. Нанесение условных знаков полезных ископаемых на контурную карту.


34

4

20.01


Разнообразие почв, наиболее распространённые типы почв. Почвы родного края. Охрана почвы.


35

5

26.01


Лес и луг — сложное единство живой и неживой природы. Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества.


36

6

27.01


Правила поведения у водоёма. Охрана пресноводных растений и животных. Болота и их охрана.

Практическая работа 16: моделирование цепей питания характерных для родного края.


37

7

02.02


Растениеводство и животноводство как отрасли сельского хозяйства.


38

8

03.02


Отрасли растениеводства и животноводства развитие их в регионе


39

9

09.02


Проект «Охрана природы родного края». Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов.

Заповедники, заказники, национальные парки, ландшафтные парки, памятники природы, экологические проекты родного края. Заповедники, заказники, в нашем крае. Растения и животные Красной книги (фотоальбом и его презентация).


40

10

10.02


Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.


РАЗДЕЛ 4 «СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ» (9 ч)

41

1

16.02


История первобытного мира.


42

2

17.02


Первобытное искусство.

Экскурсия 6 в краеведческий музей. Составление рассказа о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона.


43

3

24.02


История Древнего мира: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим.


44

4

02.03


Культура, религия, археологические находки.

Творческая работа. Презентация сообщения о роли появления и развития письменности в древности для развития человечества.


45

5

03.03


Средние века в истории Европы. Возникновение городов. Появление мировых религий в древности и в Средние века.


46

6

09.03


Рыцари и замки. Изобретение книгопечатания.

Практическая работа 17. Подготовка сообщения об изобретении книгопечатания.


47

7

10.03


Великие географические открытия. Исследования Арктики и Антарктики.


48

8

16.03


Первая и Вторая мировые войны, изобретение ядерного оружия. Организация Объединённых Наций. Достижения современной науки и техники. Освоение космоса.


49

9

17.03


Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений



РАЗДЕЛ 5 «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ» (18 ч)

50

1

30.03


Расселение восточных славян. Древнеславянские племена. Занятия древних славян, их жилища, быт,

верования. Союзы племён.


51

2

31.03


Торговый путь «из варяг в греки». Основание Новгорода и Киева. Призвание на княжение Рюрика.

Возникновение Древнерусского государства. Поход Олега на Византию. Крещение Древней Руси.


52

3

06.04


Устройство древнерусского города. Древний Киев и древний Новгород.


53

4

07.04


Берестяные грамоты как исторический источник. Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. «Повесть временных лет». Рукописные книги.

Стр.55-58

54

5

13.04


Начало книгопечатания. Первопечатник Иван Фёдоров. Издание учебников Василия Бурцова, Мелетия Смотрицкого, Кариона Истомина.

Творческая работа. Презентация сообщения «Роль рукописной книги в развитии русской культуры».

Стр. 82-86

55

6

14.04


Феодальная раздробленность в середине XII века. Нашествие Батыя. Ордынское иго. Александр Невский. Иван Калита – собиратель русских земель.

Стр. 59-69

56

7

20.04


Сергий Радонежский Поход Мамая. Поединок Пересвета и Челубея. Ход Куликовской битвы. Победа. Стояние на Угре. Падение ордынского ига.

Стр. 70-74

57

8

21.04


Вторжение в Россию армии Наполеона. Отступление русской армии. Бородинская битва. Отступление Наполеона.

Стр. 112-115

58

9

27.04


Герои народной войны. Победа над Наполеоном.

Творческая работа: искать в Интернете сведения о героях Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе.

Стр. 116-119

59

10

28.04


Декабристы. Освобождение крестьян от крепостной

зависимости в 1861 году.

Стр. 122-124

60

11

04.05


Технические достижения в XIX веке: электрическое

освещение городов, трамвай, телефон, развитие железной дороги.

Стр. 124-126

61

12

05.05


Николай II – последний император. Первая мировая война. Великая революция 1917 года.

Стр. 127-133

62

13

12.05


Гражданская война. Образование СССР. Борьба с неграмотностью. Изменения в жизни города и деревни.

Стр. 134-139

63

14

18.05


Начало Великой Отечественной войны. Блокада Ленинграда. Разгром фашистских войск. Битва за Сталинград. Курское сражение.

Изгнание фашистских войск с территории СССР. Освобождение Европы. Штурм Берлина. Парад Победы в 1945 году. Города-герои, города воинской славы.

Экскурсия 7 в художественный музей, в библиотеку, в краеведческий музей.

Стр. 140-141

Стр. 142-146

64

15

19.05


Мой родной край сегодня. Промышленный и культурный Донбасс на рубеже тысячелетий. Рождение Донецкой Народной Республики. Республика живет и крепнет.


65

16

25.05


Контрольная работа 2.


66

17

26.05


Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Обобщение и закрепление изученного в 4 классе





  1. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ


При оценивании результатов деятельности учащихся по предмету «Окружающий мир» рекомендуется использовать следующие документы:

 Государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МОН ДНР№665 от 25.07.2018г.).

 «Критерии оценивания учебных достижений обучающихся в системе начального общего образования», составлены в соответствии с законом «Об образовании» ДНР (постановление НС ДНР № 1-23311-НС от 19.06.2015).

 Методические рекомендации «Пятибалльная система оценивания учебных достижений школьников Донецкой Народной Республики, утверждёнными решением научно - методического совета Донецкого ИППО (протокол №1 от 29.01.2015г.).

 «Инструкция о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования» (приказ МОН ДНР № 3585 от 03.08.2015г.).


Особенности организации контроля по предмету «Окружающий мир»

Специфичность содержания предметной области «Окружающий мир» оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала и таких умений: делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.


Формы аттестации обучающихся


п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Количество часов на контрольные (лабораторные, практические) работы


Практические работы

Экскурсии

Контрольные

работы

Проекты

1

Земля и человечество.

14

5

4


1

2

Природа.

16

8

1

1


3

Родной край.

10

3

-


1

4

Страницы всемирной истории.

9

1

1



5

Страницы истории.

18

-

1

1



Всего

67

17

7

2

2


ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Для контроля и оценки знаний и умений по предмету «Окружающий мир» используются

  • индивидуальная и фронтальная проверки (устно),

  • различные письменные работы, тестовые работы (с заданиями открытого и закрытого типов),

  • работы с индивидуальными карточками-заданиями, графические работы, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием

Фронтальный устный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель готовит серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.)

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение. Проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи.

При письменной проверке целесообразно использовать тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.; работы с индивидуальными карточками-заданиями: заполнение таблиц, изображение или дополнение схемы, диаграммы, выбор правильной даты и т.п. Задания должны быть дифференцированы по степени сложности, что позволит учесть индивидуальный темп развития каждого ребёнка.

Ещё одной формой письменного контроля являются графические работы. Они позволяют проверить осмысленность имеющихся знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

В процессе обучения на уроках «Окружающего мира» применяются различные виды контроля:

  • текущий,

  • периодический,

  • промежуточный.

Текущий контроль осуществляется на разных этапах овладения учащимися содержанием темы. Основная его функция – учебно-корректирующая. Этот вид контроля целесообразно использовать на этапе усвоения новых знаний и умений. Он позволяет своевременно выявить ошибки, устранить их причины.

Текущий контроль направлен на определение качества и уровень усвоения учебного содержания.

Фенологические наблюдения учащихся оцениваются вербально.

Периодический контроль предусматривает проверку и оценку знаний учащихся по одной или нескольким программным темам. Его цель – выявить и оценить качество усвоения системы естественных понятий, существенных связей и отношений между ними, умение учеников оперировать знаниями в определенных видах практической и учебно-познавательной деятельности.

В конце изучения программной темы (нескольких небольших по объему тем) рекомендуется проводить контрольную работу, состоящую из заданий различного уровня сложности.


Отметка за год выставляется на основании четвертных отметок. Отметки учащихся должны быть объективны и обоснованы, т. е. должны соответствовать текущей успеваемости ученика, учитывать не только среднюю арифметическую величину, но и все образовательные достижения школьника, качество выполнения письменных, практических и других видов работ.


Классификация ошибок и недочетов, влияющих на отметки:

Ошибки:

 неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

 нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

 неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

 ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

 незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение:

 отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

 ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

 неумение ориентироваться по карте, по плану;

 затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).


Недочеты:

 преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

 неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

 отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

 неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

 неточности при нахождении объекта на карте.


Проектная деятельность



I четверть

III четверть

4 класс

Имя на глобусе.

Великие путешественники, имя которых осталось на карте мира (презентация проекта)

Охрана природы в нашем крае.

Заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, экологические проекты в нашем крае, (фотоальбом и его презентация)







4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Наименование объектов и средств материально-

технического обеспечения

Примечания

КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы: 1–4 кл. – М.: Просвещение, 2013

В программе определены цели и задачи курса «Окружающий мир»; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности обучающихся; описано материально-техническое обеспечение


Учебники

  1. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир: учеб. 4 кл. – В 2 ч. – Ч. 1. – М.: Просвещение, 2013.

2.Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир: учеб. 4 кл. – В 2 ч. – Ч. 2. – М.: Просвещение, 2013.

В учебниках (1–4 классы) на шмуцтитулах каждого раздела сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности. В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке.

С целью формирования умения планировать учебные действия, определять наиболее эффективные способы достижения результата в учебники 1–4 классов включены планы описания и изучения объектов окружающего мира, алгоритмы практических действий, задания, предусматривающие определение этапов проведения опытов, способов моделирования. Развитию умения планировать учебные действия, работать на результат служит осуществление проектной деятельности, предусмотренной в рубрике «Наши проекты» учебников 1–4 классов.

В учебниках 1–4 классов в методическом аппарате каждой темы имеются задания для осуществления контрольно-оценочной деятельности. В конце каждого раздела помещены задания под рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения», которые позволяют учащимся сделать вывод о достижении поставленных в начале изучения раздела целей и задач. В учебнике каждого класса имеются «Странички для самопроверки», помогающие осуществлять самоконтроль. Учебные проекты также предусматривают подготовку и проведение презентаций и оценку результатов работы.

На освоение начальных форм познавательной рефлексии направлены практически все учебные темы учебников 1–4 классов.

Структура учебного материала по каждой теме предусматривает осознание учеником целей, процессов и результатов деятельности. Каждая тема в учебниках всех классов заканчивается рубрикой

«Проверь себя» и кратким резюме по содержанию учебного материала, предоставляющим эталон, с которым дети сравнивают собственные выводы. Каждый раздел учебников для всех классов заканчивается заданиями под рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения». Специальные условные знаки в виде смайликов помогают осуществлению действия самооценивания, после которого ученику предоставляется возможность повторить или заново

изучить тот или иной учебный материал.


Рабочие тетради

  1. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир: рабочая тетрадь: 4 кл. – В 2 ч. – Ч. 1. – М.: Просвещение, 2013.

  2. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир: рабочая тетрадь: 4 кл. – В 2 ч. – Ч. 2. – М.: Просвещение, 2013.

  3. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир:

рабочая тетрадь: 4 кл. – В 2 ч. – Ч. 1. – М.: Просвещение, 2013.

Рабочие тетради сориентированы главным образом на вычленение и тщательную отработку наиболее существенных элементов содержания учебников, обеспечивают фиксацию результатов наблюдений, опытов, практических работ, а также творческую деятельность детей. Специально для занятий в семье предназначены вкладыши в рабочих тетрадях 1 и 2 классов – «Мой научный дневник». В нём содержатся задания, которые ребёнок с помощью взрослых должен выполнить в течение учебного года

Тесты


Тетради тестовых заданий содержат тесты по всем темам курса. В конце каждой тетради имеются ответы на все тесты

Методические пособия

В книгах представлены поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», подготовленные с учётом последних изменений в содержании учебника и составе учебно-методического комплекта (УМК). Применительно к каждому уроку раскрыты его задачи и планируемые достижения учащихся, приведён перечень необходимого оборудования, подробно освещены особенности содержания, методы и приёмы работы. Методические пособия построены как своего рода навигатор в системе средств УМК. В предлагаемой книге определены место и функции каждого компонента УМК на уроке, детально освещены способы взаимодействия и взаимного дополнения составных частей комплекта, особенности работы с каждым из них. При этом первостепенное внимание уделяется развитию у учащихся умения работать с различными источниками информации (для её получения, преобразования, передачи) как одного из важнейших общеучебных умений. В предлагаемом пособии определено оптимальное сочетание различных форм организации деятельности учащихся на уроках: индивидуальной, групповой, фронтальной, коллектив- ной; много внимания уделяется работе в парах, которая во многих случаях оказывается наиболее эффективной. В пособии даны разъяснения к трудным темам курса, приведены инструктивные карточки для самостоятельной работы, при- мерные вопросы для проведения бесед и т. д. Определён объём

домашней работы учащихся с указанием конкретных заданий по всем задействованным при этом компонентам УМК

1. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-

определитель: пособие для учащихся

общеобразовательных учреждений. – М.:

Просвещение, 2013.

2. Плешаков А.А. Зелёные страницы: книга для

учащихся начальных классов. – М.: Просвещение,

2013.

3. Плешаков А. А., Румянцев А.А. Великан на поляне,

или Первые уроки экологической этики: Пособие для

учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013.

В комплекте имеются универсальные пособия, работа с которыми рассчитана на все годы

обучения. Это атлас-определитель «От земли до неба», книги для учащихся «Зелёные

страницы» и «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики». В 1 классе

начинается активная работа с атласом-определителем «От земли до неба». Это пособие

обеспечивает один из приоритетных для курса видов деятельности учащихся – распознавание

природных объектов. В классе необходимо иметь набор атласов-определителей, достаточный

хотя бы для работы в парах. Желательно, чтобы каждый ребёнок имел дома свой

собственный атлас-определитель и пользовался им (с помощью взрослых или

самостоятельно) как в домашних условиях, так и во время прогулок, экскурсий, на каникулах летом, внеклассных занятиях.

Вовлечение ребёнка и взрослого в реальную совместную деятельность позволяет решать воспитательные задачи в по- знании окружающего мира, избегая декларативности, морализаторства, отчуждения учебного материала от интересов ребёнка. И в адекватной для ребёнка форме решает задачи формирования нравственных ценностей.

Таким образом реализуется идея курса – формирование семейных ценностей через организацию совместной деятельности ребёнка и взрослых в семье.

В поддержку этой деятельности работают данные книги. Они создавались не только для использования на уроке, но в большей степени и для работы в семье, что является отличительной чертой комплекта


КОМПЬЮТЕРНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА

Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 4 класс

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования отмечено, что современная ИОС представляет собой систему разнообразных образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих высокую эффективность учебно-воспитательного процесса. Один из ключевых компонентов, входящих в состав современной информационно- образовательной среды, – учебные электронные издания. Электронные приложения дополняют и обогащают материал учебников мультимедиаобъектами, видеоматериалами, справочной информацией, проверочными тестами разного типа и уровня сложности

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

Экспозиционный экран. Телевизор

Видеоплейер (видеомагнитофон). Аудиопроигрыватель. Персональный компьютер. Диапроектор (эпидиаскоп).

Мультимедийный проектор

Размер не менее 150×150 см с диагональю не менее 72 см

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ

Видеофильмы (в том числе в цифровой форме) по природоведению, истории, обществоведению, этнографии народов и мира.

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)

Например, могут быть использованы фрагменты музыкальных произведений, записи голосов птиц и др.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Термометры для измерения температуры воздуха, воды. Термометр медицинский. Лупа. Компас.

Часы с синхронизированными стрелками Микроскоп (по возможности цифровой).

Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для измерения веса (весы рычажные, весы пружинные, наборы разновесов и т. д.), изучения свойств звука (камертоны, наушники и т.д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.), измерительные приборы (в том числе цифровые) и т.п.

Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг) Модель «Торс человека с внутренними органами» Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.

Муляжи овощей, фруктов, грибов с учётом содержания обучения Макеты архитектурных сооружений,

исторических памятников и т. п. (в том числе — традиционного жилища народов)


НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Коллекции полезных ископаемых Коллекции плодов и семян растений

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учётом содержания обучения)

Живые объекты (комнатные растения, животные)

С учётом местных особенностей и условий школы

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС





Автор/авторский коллектив



Наименование



Класс

Наименование издателя(ей) учебника

Адрес страницы об учебнике на

официальном сайте издателя (издательства)

Учебники

Поглазова О.Т., Ворожейкина Н.И.,

Шилин В.Д.

Окружающий мир. В 2 частях

4

Изд-во «Ассоциация XXI век»

http://umk-garmoniya.ru/okr_mir/

Методические рекомендации к учебнику. Пособие для учителя

Поглазова О.Т.

Окружающий мир

4

Изд-во «Ассоциация XXI век»

http://umk-garmoniya.ru/okr_mir/

Рабочая тетрадь к учебнику

Поглазова О.Т., Шилин В.Д.

Окружающий мир. В 2 частях

4

Изд-во «Ассоциация XXI век»

http://umk-garmoniya.ru/okr_mir/

Тестовые задания

Поглазова О.Т., Шилин В.Д.

Окружающий мир

4

Изд-во «Ассоциация XXI век»

http://umk-garmoniya.ru/okr_mir/

Электронные образовательные ресурсы

Окружающий мир

1–4

Изд-во «Ассоциация XXI век»

http://umk-garmoniya.ru/okr_mir/





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!