Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Марковская средняя общеобразовательная школа»
Глушковского района Курской области
«Рассмотрено» на заседании МО учителей _______________________ Руководитель МО __________/Ф.И.О./ Протокол № ___ от «____»___________20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МКОУ «Марковская средняя общеобразовательная школа» __________/Ф.И.О./ «____»_____________20__г. | «Утверждаю» Директор МКОУ «Марковская средняя общеобразовательная школа» __________/Ф.И.О./ Приказ №___ от «____»_____________20__г |
Рабочая программа
по русскому родному языку
4 класс
2020-2021 учебный год
Программу составила :
Гаджиева Л.А.
Дроновка, 2020 г.
Рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и с учётом примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования, разработанной авторским коллективом: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Рябинина Л. А., Соколова О.
Пояснительная записка
Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); Федеральный закон от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательногостандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и с учётом примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования, разработанной авторским коллективом: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Рябинина Л. А., Соколова О. В.
Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский) » 4класс рассчитана на общую учебную нагрузку в количестве 34 часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Родной язык (русский)»
Личностные результаты:
уважительное отношение к родному языку как отражению культуры;
погружение в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;
приобщение к литературному наследию русского народа;
обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Метапредметные результаты:
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения.
Предметные результаты:
осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка; распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
понимание значения эпитетов и сравнений, правильное уместное их употребление в речи;
понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного);
соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);
обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского языка;
соблюдение основных лексических норм современного русского языка;
соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка;
употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;
употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;
выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;
соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;
соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;
соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;
различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.
Содержание учебного предмета учебного предмета
«Родной язык (русский)»
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (13 часов)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира.
Русские слова в языках других народов.
Проектные задания: «История школьных принадлежностей» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Русские слова в языках других народов».
Раздел 2. Язык в действии (8 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).
Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (13 часов)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Проект «История вежливых слов»
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне). Обобщение. Повторение.
Тематическое планирование учебного предмета
«Родной язык (русский)»
№ уроков | Наименование разделов | Количество часов |
Всего | Из них (формы контроля) |
тв/р | проекты | провероч.р |
1-13 | Русский язык: прошлое и настоящее | 23ч | 1 | 1 | - |
14- 21 | Язык в действии | 8ч | | 1 | 1 |
22-34 | Секреты речи и текста | 13ч | 1 | - | 1 |
| ИТОГО | 34ч | 2 | 2 | 2 |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Марковская средняя общеобразовательная школа»
Глушковского района Курской области
«Рассмотрено» на заседании МО учителей _______________________ Руководитель МО __________/Ф.И.О./ Протокол № ___ от «____»___________20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МКОУ «Марковская средняя общеобразовательная школа» __________/Ф.И.О./ «____»_____________20__г. | «Утверждаю» Директор МКОУ «Марковская средняя общеобразовательная школа» __________/Ф.И.О./ Приказ №___ от «____»_____________20__г |
Календарно-тематическое планирование
по родному русскому языку
4 класс
2020-2021 учебный год
Учитель: Гаджиева Л.А.
Дроновка, 2020 г.
Календарно-тематическое планирование учебного предмета
«Родной язык (русский)» 4класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
| Русский язык: прошлое и настоящее (25ч) | | | |
1-2 | §1.Не стыдно не знать, стыдно не учиться Знакомство с учебником «Русский родной язык». Наша речь и наш язык. Значения слов. Многозначные слова. Древнегреческий и латинский языки как «строительный материал» для слов современных языков. Национальный характер русского языка Проект «История школьных принадлежностей» | 2ч | 04.09 11.09 | |
3-5 | §2. Вся семья вместе, так и душа на месте Мудрость народа. Пословицы, поговорки о семье. Семья и семейные традиции Слова, называющие родственные отношения (мама,папа,брат,сестра) Слова, называющие родственные отношения (мачеха, отчим, пасынок, падчерица). 3.Р/р. Сочинение на тему «Моя семья» | 3ч | 18.09 25.09 02.10 | |
6-8 | §3. Красна сказка складом, а песня – ладом 1. Эпитеты в русском фольклоре Слова, связанные с качествами и чувствами людей. 2.Наблюдение за эпитетами в сказках А.С.Пушкина Слова, которыми можно описать. 3. Эпитет как средство выразительности речи | 3ч | 09.10 16.10 23.10 | |
9- 10 | §4. Красное словцо не ложь. 1.Образ животных, используемый для характеристики внешности и поступков людей. Фразеологизмы и пословицы о животных и людях 2.Фразеологизмы и пословицы со словом «собака» и их значение. Обобщение по разделу «Красное словцо не ложь» | 2ч | 13.11 20.11 | |
| §5. Язык языку весть подаёт. 1. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира | 3ч | 27.11 | |
11- 13 | Заимствованные слова в русском языке 2. Русские слова в языках других народов Проект «Русские слова в языках других народов» 3.Знакомство с толковыми словарями В.И.Даля и С.И.Ожегова Обобщение по разделу «Язык языку весть подаёт» | | 4.12 11.12 | |
| Язык в действии (16ч) | | | |
14- 16 | §6. Трудно ли образовывать формы глагола? Что мы знаем о глаголе? Трудно ли образовывать формы глагола? Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов Как правильно произносить слова. 3.Глагол (обобщение) | 3ч | 18.12 25.12 15.01 | |
17 | Проверочная работа за 1 полугодие. Оценка достижений. | 1ч | 22.01 | |
18- 19 | §7. Можно ли об одном и том же сказать по- разному? Можно ли об одном и том же сказать по- разному? Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи Правила речевого этикета: разговор по телефону, особенности языка СМС сообщений. Проект «История вежливых слов» Слова очень нужные и очень важные. Обобщение по разделу. | 2ч | 29.01 5.02 | |
20- 21 | §8. Как и когда появились знаки препинания? История возникновения знаков препинания. Функции знаков препинания Вклад М.В.Ломоносова в развитие русского литературного языка. Учимся ставить знаки препинания. Проверочная работа по разделу | 2ч | 12.02 19.02 | |
| Секреты речи и текста (27ч ) | | | |
22- 24 | §9. Задаём вопросы в диалоге. 1. Диалог. Задаём вопросы в диалоге 2.Этика делового общения Сказки-диалоги о животных 3. «Диалог, или будьте вежливы!» Обобщение по разделу. | 3ч | 26.02 5.03 12.03 | |
25- 26 | §10. Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста. 1. Информационная функция заголовков. Типы | 2ч | 19.03 | |
| заголовков Текст. Тема текста. Заголовок. Учимся озаглавливать текст 2.Типы текстов Обобщающий урок по разделу. | | 2.04 | |
27- 28 | §11. Учимся составлять план текста Учимся составлять план текста Составление плана текста, не разделённого на абзацы. План текста, виды планов текста. Текст. План текста. Закрепление. | 2ч | 9.04 16.04 | |
29- 30 | §12. Учимся пересказывать текст Информационная переработка прослушанного и прочитанного текста. Работа с текстом В.А.Осеевой «Орёл» Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. | 2ч | 23.04 30.04 | |
31- 32 | §13. Учимся оценивать и редактировать тексты Оценивание устных и письменных речевых высказываний Редактирование предложенных и собственных текстов. Творческая работа. Сочинение по данному началу и опорным словам. Сопоставление чернового и отредактированного текста. Редактирование текстов с использованием учебных словарей | 2ч | 7.05 14.05 | |
33 | Обобщающий урок. Проверочная работа | 1ч | 21.05 | |
34 | Турнир знатоков русского языка «Занимательный русский язык» | 1ч | 28.05 | |