СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родному русскому языку в 9 классе. Программа рассчитана на 17 часов в год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному русскому языку»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гнездовская средняя школа

Смоленского района Смоленской области


РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО

___________/Грищенкова Е.Ю.

Протокол № 1

от 28 августа 2018 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

Заместитель директора

______________/ Мужецкая Ю.А 01.09.2018 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_____________/Петров М.Н./

Приказ № 117
от 01.09.2018 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

НА 2018\19 УЧЕБНЫЙ ГОД


по дисциплине РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК


для 9 класса.

учебник (название, издательство, год) Русский язык. М.: Просвещение, 2018


Учитель (Ф.И.О.) Маркелова Н.А.




















Составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по учебнику Русский родной язык : 9 класс : методическое пособие / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, Ю . Н. Гостева и др.; под ред. О. М. Александровой.] — М. : Учебная литература, 2018.







Содержание учебного предмета


«Русский родной язык» в 9-м классе




Раздел 1. Язык и культура (6 ч)

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п.


Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» — рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, активизация процесса заимствования иноязычных слов.



Раздел 2. Культура речи (6 ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.


Нарушение орфоэпической нормы как художественный прием.


Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.


Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.


Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.


Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш — по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге — рецензия на книгу, обидеться на слово — обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы — приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности форм родительного и творительного падежей.


Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.


Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.


Речевой этикет


Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета интернет-дискуссии, интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.


Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (5 ч)


Язык и речь. Виды речевой деятельности


Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.


Текст как единица языка и речи


Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. спользование графиков, диаграмм, схем для представления информации.


Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.


Публицистический стиль. Проблемный очерк.


Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.




Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский родной язык» в 9-м классе



Изучение предмета «Русский родной язык» в 9-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русского родного языка, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 9-м классе.


Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.


В конце пятого года изучения курса русского родного языка в основной школе выпускник при реализации содержательной линии


«Язык и культура» научится:


• объяснять изменения в русском языке как объективный процесс;

• понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;

• приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества;


• приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;


• понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;


• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в исторических текстах;

• приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;


• понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с


национально-культурным компонентом; анализировать и комментировать историю происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;


• распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);


• правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);


• понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;

• характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения;


• понимать процессы заимствования лексики как результат взаимодействия национальных культур;


• характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамках изученного);


• комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка;

• понимать особенности освоения иноязычной лексики;

• определять значения лексических заимствований последних десятилетий; характеризовать неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;


• распознавать и корректно употреблять названия русских городов; объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);


• регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.



«Культура речи» научится:


• осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;


• осознавать свою ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность;

• соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имен прилагательных; глаголов (в рамках изученного);


• различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учетом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;


• употреблять слова с учетом стилистических вариантов орфоэпической нормы;


• понимать активные процессы в области произношения и ударения современного русского языка;

• правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;


• соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;


• употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;


• корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);

• опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;

• различать слова с различной стилистической окраской; употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм современного русского языка;


• анализировать и различать типичные речевые ошибки;

• редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;

• выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;

• объяснять управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания‚ употребление предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением; построение простых предложений с причастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных видов;


• распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений; редактировать предложения с целью исправления синтаксических и грамматических ошибок;


• анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка;


• редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей; соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;


• использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;


• соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;

• использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии;


• понимать активные процессы в современном русском речевом этикете;

• использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;


• использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;


• использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;


• использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;


• использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи;


«Речь. Речевая деятельность. Текст» научится:



• использовать различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное, критическое интерактивное) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;




• пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных,

художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;


• владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;

• уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.;


• уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистантном общении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.;


• владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;


• анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;


• анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма; создавать деловые письма;


• создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;


• строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;


• анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк).





Календарно - тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Основное содержание

Количество часов

Дата

Раздел 1. Язык и культура 6

1

Отражение в русском языке культуры и истории русского народа



Русский язык как зеркало национальной

культуры и истории народа (обобщение).

Важнейшие функции русского языка.

Понятие о русской языковой картине мира.


Орфографический и пунктуационный практикум

1


2

Крылатые слова и выражения в русском языке

Крылатые слова и выражения (прецедентные

тексты) из произведений художественной

литературы, кинофильмов, песен, рекламных

текстов т.п. Орфографический и пунктуационный

практикум

1


3

Развитие русского языка как закономерный процесс

Развитие языка как объективный

Общее представление о внешних и внутренних

факторах языковых изменений,

Орфографический и пунктуационный

практикум

1


4

Основные тенденции развития современного

русского языка

Общее представление об активных процессах в

современном русском языке (основные

тенденции, отдельные примеры).

Орфографический и пунктуационный

практикум

1


5

Словообразовательные неологизмы в современном

русском языке

Стремительный рост словарного состава языка,

«неологический бум» — рождение новых слов.

Орфографический и пунктуационный

практикум

1


6

Проверочная работа № 1 (представление проектов, результатов исследовательской работы)


1



Раздел 2. Культура речи 6

7

Орфоэпические нормы современного русского

литературного языка


Основные орфоэпические нормы современного

русского литературного языка. Отражение

произносительных вариантов в современных

орфоэпических словарях

1


8

Лексические нормы современного русского

литературного языка


Основные лексические нормы современного

русского литературного языка. Современные

толковые словари. Отражение вариантов

лексической нормы в современных словарях.


Словарные пометы.

1


9

Грамматические нормы современного русского

литературного языка


Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

Отражение вариантов грамматической нормы в

Современных грамматических словарях и

справочниках. Словарные пометы.

1


10

Речевой этикет в деловом общении

Этические нормы,правила этикета интернет-

дискуссии, интернет-полемики. Этикетное

речевое поведение в ситуациях делового

общения. Орфографический и пунктуационный

практикум

1


11

Правила сетевого этикета

Этика и этикет в электронной среде общения.

Понятие нетикета. Ключевые слова раздела. Обобщение материала

1


12

Проверочная работа № 2 (представление проектов,

результатов исследовательской работы)


1



Раздел 3. Речь. Текст 5

13

Русский язык в Интернете

Русский язык в Интернете. Правила

информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное

общение.

Этикет интернет-переписки. Пунктуационный

орфографический и

практикум

1


14

Виды преобразования текстов

Текст как единица языка и речи.

Виды преобразования текстов: аннотация.

Орфографический и пунктуационный

практикум.

Виды преобразования текстов: конспект.

Использование графиков, диаграмм, схем для

представления информации

1


15

Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение

Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение.

Речь оппонента на защите проекта.

Орфографический и пунктуационный

практикум

1


16

Язык художественной литературы. Прецедентные

тексты

Язык художественной литературы.

Диалогичность в художественном

произведении. Текст и интертекст

1


17

Проверочная работа № 3 (представление проектов, результатов исследовательской работы)


1


ИТОГО


17




Список учебно-методической литературы

  1. Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования. URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-rabochaya-programma-po-uchebnomu-predmetu-russkij-rodnoj-yazyk-dlya-obshheobrazovatelnyh-organizatsij-5-9-klassov.


Интернет-ресурсы



Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny.

Академический орфографический словарь. URL:http://gramota.ru/slovari/info/lop.

Вавилонская башня. Базы данных по словарям C. И. Ожегова, А. А.

Зализняка, М. Фасмера. URL: http://starling.rinet.ru/indexru.htm.

Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. URL:https://classes.ru/grammar/122.Vishnyakova.

Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru.

Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types.

Кругосвет — универсальная энциклопедия.


URL: http://www.krugosvet.ru.

Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru.

Лингвистика для школьников. URL: http://www.lingling.ru.

Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs.

Образовательный портал Национального корпуса русского языка.

URL: https://studiorum-ruscorpora.ru.

Обучающий корпус русского языка. URL:http://www.ruscorpora.ru/search-school.html.

Первое сентября. URL: http://rus.1september.ru.

Портал «Русские словари». URL: http://slovari.ru.

Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари.

URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki.

Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru.

Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/.

Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru.

Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash.

Cловарь сокращений русского языка. URL: http://www.sokr.ru.

Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me.

Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru. Словари, созданные на основе Национального корпуса русского языка (проект ИРЯ РАН). URL: http://dict.ruslang.ru.

Словарь молодежного сленга. URL: http://teenslang.su.

Словарь устойчивых словосочетаний и оборотов деловой речи.

URL: http://doc-style.ru.

Стихия: классическая русская/ советская поэзия. URL:http://litera.ru/stixiya.

Учительская газета. URL: http://www.ug.ru.

Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm.

Этимология и история слов русского языка (проект ИРЯ РАН).

URL: http://etymolog.ruslang.ru.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!