Содержание учебного предмета «Русский язык» за 10- 11 класс.
Введение (1 час)
Слово о русском языке.
Лексика. Фразеология. (6 часов)
Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова.
Изобразительно-выразительные средства русского языка.
Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы и их употребление. Работа со словарями.
Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Лексический анализ текста с решением тестовых задач.
Фонетика. Графика. (1 час.)
Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со словарями
Морфемика и словообразование.
Состав слова (5 часов)
Состав слова. Система морфем русского языка.
Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования
Словообразовательный разбор слова. Формообразование
Орфография (12 часов)
Принципы русской орфографии.
Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание чередующихся гласных в корне слова.
Употребление гласных после шипящих и Ц. Правописание звонких, глухих и двойных согласных.
Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание приставок пре-при-.
Правописание приставок. Буквы ы-и после приставок. Употребление Ъ и Ь.
Употребление прописных букв. Правила переноса.
Морфология (33 часа)
Имя существительное (2 часа)
Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний имен существительных. Морфологические нормы имен существительных.
Гласные в суффиксах имен существительных.
Имя прилагательное (6 часов)
Имя прилагательное как часть речи.
Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных и существительных.
Имя числительное (1 час)
Имя числительное как часть речи.
Правописание и употребление числительных.
Местоимение (2 часа)
Местоимение как часть речи..
Правописание местоимений.
Глагол и его формы (7 часов)
Глагол как часть речи. Правописание личных окончаний глагола.
Причастие как глагольная форма. Правописание суффиксов причастий
Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Деепричастие как глагольная форма.
Наречие (3часа)
Наречие как часть речи.
Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Слова категории состояния.
Содержание тем учебного предмета «Русский язык» за 11 класс.
Повторение изученного в 10 классе
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.
Синтаксис и пунктуация
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простое неосложненное предложение
Виды простых предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.
Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенное и нераспространенное предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в простом предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простые осложненные и неосложненные предложения.
Простое неосложненное предложение
Виды простых предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.
Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенное и нераспространенное предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в простом предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простые осложненные и неосложненные предложения.
Простое осложненное предложение
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительных оборотах.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вводных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении. Главные и придаточные предложения. Типы придаточных предложений.
Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Сложное синтаксическое целое и абзац.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания.
Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
Культура речи
Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.
Правильность речи.
Норма литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
Стилистика
Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.
Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль.
Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.
Тематическое планирование 11класс.
№ | Название темы | Количество часов (уроков) | В том числе |
| | | Контрольные работы, тесты, практикумы | Развитие речи |
1 | Повторение и обобщение пройденного по фонетике, графике, орфографии и орфоэпии | 6 | 1 | |
2 | Синтаксис и пунктуация | 1 | | |
3 | Словосочетание | 3 | | 1 |
4 | Предложение. Простое предложение | 2 | | |
5 | Простое осложнённое предложение | 16 | 3 | |
6 | Сложное предложение | 9 | 2 | |
7 | Предложения с чужой речью | 2 | | |
8 | Употребление знаков препинания | 4 | 1 | |
9 | Культура речи | 1 | | |
10 | Стилистика | 9 | 3 | 2 |
11 | Подготовка к написанию сочиненияна ЕГЭ | 5 | | 2 |
12 | Повторение | 10 | | |
| Всего часов | 68 | 10 | 5 |
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
Название раздела программы | № | Тема урока. | К-во часов | Дата плагируемая | Дата фактическая | Примечание |
| 1 | Слово о русском языке. | 1 | 02.09 | | |
Лексика. Фразеология. (6 час. +1 р/р) | 2 | Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова. | 1 | 04.09 | | |
3 | Изобразительно-выразительные средства русского языка. | 1 | 09.09 | | |
4 | Р/Р. Практическая работа. Лингвистический анализ текста. | 1 | 11.09 | | |
5 | Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы и их употребление. Работа со словарями. | 1 | 16.09 | | |
6 | Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. | 1 | 18.09 | | |
7 | Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. | 1 | 23.09 | | |
8 | Контрольная работа № 1. Лексический анализ текста с решением тестовых задач. | 1 | 25.09 | | |
| 9 | Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со словарями. | 1 | 30.09 | | |
Морфемика и словообразование. Состав слова (5 час.) | 10 | Состав слова. Система морфем русского языка. | 1 | 02.10 | | |
11 | Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования. | 2 | 07.10 | | |
12 | 09.10 | | |
13 | Словообразовательный разбор слова. Формообразование . | 1 | 14.10 | | |
14 | Контрольный диктант «Раннее утро». | 1 | 16.10 | | |
Орфография. (12 час. + 4 р/р) | 15 | Принципы русской орфографии.Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | 21.10 | | |
16 | Правописание чередующихся гласных в корне слова. | 2 | 23.10 | | |
17 | 06.11 | | |
18 | Употребление гласных после шипящих и Ц. | 1 | 11.11 | | |
19 | Правописание звонких, глухих и двойных согласных. | 1 | 13.11 | | |
20 | Правописание гласных и согласных в приставках. | 1 | 18.11 | | |
21 | Правописание приставок пре-при-. | 1 | 20.11 | | |
22 | Правописание приставок. Буквы ы-и после приставок. Употребление Ъ и Ь. | 1 | 25.11 | | |
23 | Готовимся к ЕГЭ. Практическая работа. Обобщающий тренинг по орфографии. | 1 | 27.11 | | |
24 | Употребление прописных букв. | 1 | 02.12 | | |
25 | Контрольный диктант «Гость». | 1 | 04.12 | | |
26 | Р/Р. Текст как речевое произведение. | 1 | 09.12 | | |
27 | Р/Р. Смысловая и композиционная целостность текста. | 1 | 11.12 | | |
28 | Р/Р. Р/к. Анализ синтаксических структур художественного текста (на примере миниатюр М.Усова). | 1 | 16.12 | | |
29 | Готовимся к ЕГЭ. Р/Р. Практическая работа. Содержательно-композиционный анализ текста. Средства связи предложений в тексте. | 1 | 18.12 | | |
| 30-31 | Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний имен существительных. Морфологические нормы. | 2 | 23.12 25.12 | | |
32 | Гласные в суффиксах имен существительных. | 1 | 13.01 | | |
Морфология (33 + 5 р/р) | 33 | Р/Р. Текстоведческий анализ | 1 | 15.01 | | |
34-35 | Имя прилагательное как часть речи. | 2 | 20.01 22.01 | | |
36-37 | Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных. | 2 | 27.01 29.01 | | |
38 | Правописание сложных имен прилагательных и существительных. | 1 | 03.02 | | | |
39 | Готовимся к ЕГЭ. Практическая работа по теме «Имя существительное и имя прилагательное». | 1 | 05.02 | | |
40 | Имя числительное как часть речи. Правописание имен числительных. | 1 | 10.02 | | |
41 | Р/Р Употребление в речи имен числительных. | 1 | 12.02 | | |
42-43 | Местоимение как часть речи. Правописание местоимений. | 2 | 17.02 19.02 | | |
44-45 | Глагол как часть речи. Правописание личных окончаний глагола. | 2 | 24.02 26.02 | | |
46 | Причастие как глагольная форма. Правописание суффиксов причастий. | 1 | 02.03 | | |
47-48 | Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. | 2 | 04.03 09.03 | | |
49 | Р/Р Сочинение – рассуждение о книге. | 1 | 11.03 | | |
50 | Деепричастие как глагольная форма. | 1 | 16.03 | | |
51 | Готовимся к ЕГЭ. Практическая работа по теме «Глагол и глагольные формы» | 1 | 18.03 | | |
52 | Наречие как часть речи. Слитное и раздельное написание наречий. | 1 | 01.04 | | |
53 | Дефисное написание наречий. | 1 | 06.04 | | |
54 | Слова категории состояния. | 1 | 08.04 | | |
55 | Служебные части речи. Предлог. | 1 | 13.04 | | |
56-57 | Правописание производных предлогов. | 2 | 15.04 20.04 | | |
58-59 | Союз как служебная часть речи. Правописание союзов. | 2 | 22.04 27.04 | | |
60 | Частицы. Правописание частиц. | 1 | 29.04 | | |
61 | Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. | 1 | 06.05 | | |
62-63 | Правописание частицы НЕ с разными частями речи. | 1 | 13.05 | | |
64-65 | Контрольная работа № 2. Лингвистический анализ текста. | 2 | 18.05 20.05 | | |
66 | Р/Р Культура речи. | 1 | 25.05 | | |
67-68 | Р/Р Текстоведческий анализ на примере миниатюр М.Усова | 1 | 27.05 | | |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 11 классе (базовый уровень).
| Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Примечание |
1 | Основные принципы русской пунктуации. | 1 | 4.09 | | |
3 | Словосочетание как синтаксическая единица. | 1 | 4.09 | | |
4 | Виды синтаксических связей. Синтаксический разбор словосочетания. | 1 | 11.09 | | |
5 | Контрольная(диагностическая) работа (входной контроль). | 2 | 11.09 | | |
6 | Понятие о предложении. Классификация предложений | 1 | 18.09 | | |
7-8 | Р/р. Развитие умений самостоятельной работы с текстом. Определение темы, идеи, проблематики текста. | 2 | 18,25.09 | | |
9 | Простое предложение. Виды предложений. | 1 | 25.09 | | |
10 | Главные члены предложения. | 1 | 02.10 | | |
11 | Двусоставные и односоставные предложения. | 1 | 02.10 | | |
12 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | 09.10 | | |
13 | Р/р. Способы определения авторской позиции. Выражение собственного отношения к авторской позиции в тексте и его аргументация. Типы аргументов. | 2 | 09.10 | | |
14 | Полные и неполные предложения.Тире в неполном предложении. | 1 | 16.10 | | |
15 | Соединительное тире. Интонационное тире. | | 16.10 | | |
16 | Простое осложненное предложение. | 1 | 23.10 | | |
17 | Синтаксический разбор простого предложения. | 1 | 23.11 | | |
18 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | 06.11 | | |
19 | Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. | 1 | 06.11 | | |
20 21 | Р/р Сочинение по предложенному тексту (задание 27 ЕГЭ). | 2 | 13.11-13.11 | | |
22 | Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. | 1 | 20.11 | | |
23 | Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. | 1 | 20.11 | | |
24 | Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами. | 1 | 27.11 | | |
25 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах. | 1 | 27.11 | | |
26 | Обособленные и необособленные определения | 1 | 04.12 | | |
27 | Обособленные и необособленные определения | 1 | 04.12 | | |
28 | Проверочная работа в форме тестирования по теме «Простое осложненное предложение». | 2 | 11.12 | | |
29 | 11.12 | | |
30 | Обособленные обстоятельства. | 1 | 18.12 | | |
31 | Обособленные обстоятельства. | 1 | 18.12 | | |
32 | Обособленные дополнения. | 1 | 25.12 | | |
33 | Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. | 1 | 25.12 | | |
34 | Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. | 1 | 15.01 | | |
35 | Диагностическая работа по теме «Обособленные члены предложения». | 1 | 15.01 | | |
36 | Знаки препинания при обращениях. | 1 | 22.01 | | |
37 | Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и вставных конструкциях. | 1 | 22.01 | | |
38 39 | Р.Р Сочинение по предложенному тексту. | 2 | 29.01 29.01 | | |
40 | Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах. | 2 | 05.02 | | |
41 | | 05.02 | | |
42 | Понятие о сложном предложении. | 1 | 12.02 | | |
43 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения. | 1 | 12.02 | | |
44 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным. | 1 | 19.02 | | |
45 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. | 1 | 19.02 | | |
46 | Контрольная работа по теме « Виды сложного союзного предложения». | 1 | 26.02 | | |
47 | 1 | 26.02 | | |
48 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении. | 1 | 05.03 | | |
49 | Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. | 1 | 05.03 | | |
50 51 | Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. | 2 | 12.03 12.03 | | |
52 | Период. Знаки препинания в периоде. | 1 | 19.03 | | |
53 | Способы передачи чужой речи. | 1 | 19.03 | | |
54 | Знаки препинания при прямой речи. | 1 | 26.04 | | |
55 | Знаки препинания при диалоге. | 1 | 26.04 | | |
56 | Знаки препинания при цитатах. | 1 | 09.04 | | |
57 | Сочетание знаков препинания. | 1 | 09.04 | | |
58 | Авторская пунктуация. | 1 | 16.04 | | |
59 | Повторение и обобщение изученного. Трудные случаи пунктуации. | 1 | 16.04 | | |
60 61 | Контрольная работа по теме «Морфология и синтаксис». | 2 | 23.04 23.04 | | |
62 | Язык и речь. Правильность русской речи. Типы норм русского языка. | 1 | 30.04 | | |
63 | Стилистика. Научный стиль. Официально-деловой стиль. | 1 | 30.04 | | |
64 | Публицистический стиль. Разговорный стиль. | 1 | 07.05 | | |
65 | Р/р Анализ текста. Сочинение по предложенному тексту. | 1 | 07.05 | | |
66 | Р/р Анализ текста. Сочинение по предложенному тексту. | 1 | 14.05 | | |
67 | Систематизация знаний и умений по фонетике, графике и орфографии. Лингвистический разбор звуков, слова, предложения, текста. | 1 | 14.05 | | |
68 | Повторение и систематизация знаний по морфемике, морфологии и орфографии. | 1 | 21.05 | | |
69 | Из истории русского языкознания. Групповая работа с текстами об ученых – лингвистах. Обобщение изученного за курс 11 класса. | 1 | 21.05 | | |
42