Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Коноваловская ООШ имени Горячева А.А.» Мензелинского муниципального района
Республики Татарстан
Утверждено приказом МБОУ «Коноваловская ООШ имени Горячева А.А.» Мензелинского муниципального района РТ от «___» _______2020г.№____ |
Календарно-тематическое
планирование
по русскому языку
на 2020-2021 учебный год
Уровень образования (класс): начальное общее образование, 3 класс
Разработала: Тиктонова Е.М.
Рассмотрено На заседании МО (протокол от «__»______ 2020 № ___ | Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ «Коноваловская ООШ имени Горячева А.А.» _______ (Суфиярова Д.И.) от «___»________ 2020 | Принято Педагогическим советом МБОУ«Коноваловская ООШ имени Горячева А.А.» Мензелинского муниципального райоона РТ (протокол от «__»____ 2020 №__) . |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для учащихся 3-ого класса составлено на основе рабочей программы по учебному предмету «Русский язык», разработанной на уровень начального общего образования.
Учебник:
В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык 3 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений .- М. Просвещение, 2013 год
КТП рассчитана но 170 ч.(в неделю 5 часов)
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты
• представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
•осознание своей этнической и национальной принадлежности;
•развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре;
•развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
•становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
•становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
•развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интереса к чтению и читательской деятельности;
•формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
•развитиеспособности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
•ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
•развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание (в радости, горе и др.);
•понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
•осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
•осознание своих эмоций и чувств, их контроль; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам радости и горя;
•развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
•ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
•представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметныерезультаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
• принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
•овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
•планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
•учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
•выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
•выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме;
•контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
•оцениватьсвои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
•адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
• осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
•самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
•понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
•использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
•воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного,познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
•анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
•осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников и небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
•использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
•пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
•анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
•осуществлять синтез как составление целого из частей;
•овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
•ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
•находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
•осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
•осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
•осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
•составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
•строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
• выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
•ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
•адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
•участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
•задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
•контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
•учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
•оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
•строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
•применятьприобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Развитие речиОсвоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Учащийся научится:
•участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
•осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
•применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
•анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
•строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
•понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
•понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
•восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
•распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
•замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
•знакомиться с жанрами объявления, письма;
•строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Учащийся получит возможность научиться:
•определятьпоследовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
•пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
•письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
•составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
•использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
•пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
•находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
•проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языкаФонетика, орфоэпия, графика
Учащийся научится:
•характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
•определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
•устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз,ключ,коньки, в словах с йотированными гласными е,ё,ю,я (ёлка,поют), в словах с разделительными ь,ъ (вьюга,съел), в словах с непроизносимыми согласными;
•осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
•произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
•использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
•применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
•пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Учащийся получит возможность научиться:
•осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
•оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
•соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
•пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
ЛексикаОсвоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Учащийся научится:
•находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
•наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
•иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
•иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
•наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
•распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
•иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
•пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Учащийся получит возможность научиться:
•осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
•замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
•оценивать уместность использования слов в тексте;
•подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
•выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
•размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
•приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Учащийся научится:
•владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
•различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
•различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
•находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
•выделять нулевое окончание;
•подбирать слова с заданной морфемой;
•образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Учащийся получит возможность научиться:
•находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
•различать изменяемые и неизменяемые слова;
•узнавать сложные слова (типа вездеход,вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные(интерфиксы) в сложных словах;
• сравнивать, классифицировать слова по их составу;
•соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
•осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
•наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
•разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
•подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Учащийся научится:
•распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
•распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
•распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
•распознаватьглаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
•распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
•узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
•устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;
•узнавать союзы и,а,но и понимать их роль в предложении;
•подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно
употреблять в речи части речи и их формы.
Учащийся получит возможность научиться:
•производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
•наблюдать за словообразованием частей речи;
•замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Учащийся научится:
•различать предложение, словосочетание и слово;
•выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
•определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
•различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
•находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
•устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
•соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
•различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
•отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
•разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Учащийся получит возможность научиться:
•устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
•выделять в предложении основу и словосочетания;
•находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
•опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
•выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Учащийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания, а также:
•непроизносимые согласные;
•разделительный твёрдый знак (ъ);
•непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словареучебника);
•гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
•мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь,брошь,мышь);
•безударные родовые окончания имён прилагательных;
•раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
•раздельное написание частицы нес глаголами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
ж) писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Учащийся получит возможность научиться:
а)применять правила правописания:
•соединительныео и е в сложных словах (самолёт,вездеход);
•е и и в суффиксах имён существительных (ключик—ключика, замочек — замочка);
•запятая при обращении;
•запятая между частями в сложном предложении;
•безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
Содержание учебного предмета.
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во часов |
2. | Систематический курс | |
2.1 | Фонетика и орфоэпия Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. | 3 |
2.2 | Графика. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительныхъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е,е,ю, я;в словах с непроизносимыми согласными. | 1 |
2.3 | Лексика. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. | 6 |
2.4 | Состав слова (морфемика) Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. | 16 |
2.5 | Морфология Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Имя прилагательное. Значениеи употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3‑го лица единственного и множественного числа. Глагол. Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по временам. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Частица не, ее значение. | 65 |
2.6 | СинтаксисРазличение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Различение простых и сложных предложений. | 17 |
2.7 | Орфография и пунктуация Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания: проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроизносимые согласные; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; разделительные ъ и ь; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь); не с глаголами; | 35 |
2.8 | Развитие речи. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. П.). Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения‑повествования, сочинения‑описания, сочинения‑рассуждения. | 27 |
| Итого | 170 |
Количество итоговых контрольных работ по русскому языку
Виды контрольных работ | 1 четверть | IIчетверть | IIIчетверть | IVчетверть | Итого |
Диктант с грамматическим заданием | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 |
Контрольное списывание текста | 1 | - | 1 | - | 2 |
Контрольный словарный диктант | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
№ п/п | Раздел | Тема, элементы содержания | Кол-во часов | Даты |
| | | По плану | По факту |
| 1 четверть (40 часов) Фонетика и орфоэпия - 3 ч. Лексика- 4 ч. Орфография и пунктуация – 2. Синтаксис - 10 ч. Развитие речи - 7 ч. Морфология - 5 ч. Графика - 1ч. Морфемика - 8 ч. |
1 | РР | Язык и речь . Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. | 1 | 02.09 | 02.09 |
2 | РР | Развитие речи. Составление текста по рисунку Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. | 1 | 03.09 | 03.09 |
3 | РР | Текст. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). | 1 | 04.09 | 04.09 |
4 | Син | Предложение. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). | 1 | 07.09 | 7.09 |
5 | Син | Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вoпросительные, побудительные). Знаки препинания в конце предложений: точка, вопросительный и восклицательный знаки. | 1 | 08.09 | 8.09 |
6 | РР | Развитие речи. Коллективное составление предложений по репродукции картины К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы». | 1 | 09.09 | 9.09 |
7 | Син | Предложение. Виды предложений по интонации (восклицательные, невосклицательные). Предложения с обращением (общее представление). Знаки препинания при оформлении предложений с обращением. | 1 | 10.09 | 10.09 |
8 | Син | Состав предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Различение главных и второстепенных членов предложения. Распространенные инераспространенные предложения. Виды предложений. | 1 | 11.09 | 11.09 |
9 | Син | Простое и сложное предложения. Различение сложного и простого предложения. | 1 | 14.09 | 14.09 |
10 | Син | Простое и сложное предложение. Союзы в сложном предложении. Составление сложных предложений из двухпростых . Словосочетание. Связь слов в словосочетании. | 1 | 15.09 | 15.09 |
11 | Син | Словосочетание. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. | 1 | 16.09 | 16.09 |
12 | РР | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень». | 1 | 17.09 | 17.09 |
13 | Син | Входной контрольный диктант №1. Правильное оформление предложений на письме, соблюдение орфографических правил. | 1 | 18.09 | 18.09 |
14 | Л | Работа над ошибками. Лексическое значение слова. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. | 1 | 21.09 | 21.09 |
15 | Л | Синонимы и антонимы Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. | 1 | 22.09 | 22.09 |
16 | Л | Омонимы Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. | 1 | 23.09 | 23.09 |
17 | Син | Слово и словосочетание. Чем словосочетание отличается от слова. | 1 | 24.09 | 24.09 |
18 | Л | Что такое фразеологизмы Значение фразеологизмов и их использование в речи. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. | 1 | 25.09 | 25.09 |
19 | РР | Развитие речи. Обучающее изложение. Тип, тема текста. Части текста. Заголовок текста. Языковые средства выразительности. Правильное оформление предложений на письме, соблюдение орфографических правил письма, связное построение текста. | 1 | 28.09 | |
20 | Морфол | Работа над ошибками. Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. | 1 | 29.09 | |
21 | Морфол | Контрольный словарный диктант№1. Части речи. Имя существительное. Местоимение Признаки имен существительных и местоимений. | 1 | 30.09 | |
22 | Морфол | Части речи. Имя прилагательное. Признаки имени прилагательного. Роль прилагательных в речи. | 1 | 1.10 | |
23 | Морфол | Части речи. Глагол. Признаки глагола. Роль глаголов в речи. | 1 | 2.10 | |
24 | Морфол | Части речи. Имя числительное Развитие речи. Составление текста по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды». | 1 | 5.10 | |
25 | Морфем | Работа над ошибками. Однокоренные слова. Какие слова называются однокоренными. Графическое обозначение корня. | 1 | 6.10 | |
26 | Фон | Слова с непроверяемым написанием. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. | 1 | 7.10 | |
27 | Фон | Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки . Согласные звуки. Гласные буквы, обозначающие гласные звуки. Слог. Перенос слов. Парные и непарные по глухости- звонкости, твердости- мягкости согласные звуки. Условное звуковое обозначение согласных звуков. | 1 | 8.10 | |
28 | Син | Контрольное списывание №1 | 1 | 9.10 | |
29 | Граф | Слово и слог. Звуки и буквы. Разделительный мягкийзнак. Звукобуквенный разбор слова. Правило написания разделительного мягкого знака. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Применение правил правописания. | 1 | 12.10 | |
30 | РР | Развитие речи. Изложение повествовательного текста.Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение. Письменное изложение содержания прочитанного текста(подробное). | 1 | 13.10 | |
31 | Фон | Обобщение и закрепление изученного по теме: «Звуки и буквы». Проект «Рассказ о слове». | 1 | 14.10 | |
32 | Орфог | Контрольный диктант №2 за 1 четверть. Слова с непроверяемыми написаниями. Безударные гласные в корне слова. Парная согласная в корне слова. Разделительный мягкий знак. Главные члены предложения. Графическое оформление предложения на письме. | 1 | 15.10 | |
33 | Орфог | Работа над ошибками. | | 16.10 | |
34 | Морфем | Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». | 1 | 19.10 | |
35 | Морфем | Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». | | 20.10 | |
36 | Морфем | Сложные слова. | | 21.10 | |
37 | Морфем | Сложные слова. | | 22.10 | |
38 | Морфем | Формы слова. Окончание. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями | 1 | 23.10 | |
39 | Морфем | Формы слова. Окончание. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями | 1 | 26.10 | |
40 | Морфем | Обобщение и закрепление изученного по теме: «Состав слова» | 1 | 27.10 | |
2 четверть(35часов) Орфография и пунктуация – 23ч.Развитие речи - 5ч.Морфемика- 7 ч. |
41 | Морфем | Приставка Состав слова, разбор слова по составу, приставка как значимая часть слова | 1 | 28.10 | |
42 | Морфем | Значение приставок. Состав слова, разбор слова по составу, алгоритм нахождения приставки в слове. | 1 | 29.10 | |
43 | Морфем | Суффикс. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки,суффикса. Разбор слова по составу. | 1 | 30.10 | |
44 | Морфем | Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов.Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемамиокончания, корня, приставки, суффикса. | 1 | 31.10 | |
45 | РР | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе» Знакомство с алгоритмом работы над сочинением по картине. План сочинения (Упр.177) | 1 | 2 четверть 9.11 | |
46 | Морфем | Работа над ошибками. Основа слова. Образование однокоренныхслов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. | 1 | 10.11 | |
47 | Морфем | Диктант №3 по теме: «Состав слова». Понятия: корень, суффикс, приставка, окончание, основа слова, однокоренные слова, формы слова. Разбор по составу, словообразовательный разбор. | 1 | 11.11 | |
48 | РР | Развитие речи. Обучающее изложение. Письменное изложение содержания прослушанного текста (выборочное). | 1 | 12.11 | |
49 | Морфем | Работа над ошибками. Обобщение изученного: основа слова, образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Проект «Семья слов». | 1 | 13.11 | |
50 | Орфог | Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слов.Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. | 1 | 16.11 | |
51 | Орфог | Правописание слов с безударными гласными в корне Применение правил правописания. | 1 | 17.11 | |
52 | Орфог | Правописание слов с безударными гласными в корне. Исторические чередования в корне Использование орфографического словаря. | 1 | 18.11 | |
53 | РР | Развитие речи. Обучающее изложение.Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. | 1 | 19.11 | |
54 | Орфог | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными наконце слов и перед согласными вкорне. Признаки орфограммы. Сильная и слабая позиция согласного звука, проверочное слово; глухие и звонкие согласные, парные по глухости- звонкости. | 1 | 20.11 | |
55 | Орфог | Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. | 1 | 23.11 | |
56 | Орфог | Непроизносимые согласные. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е,е,ю, я;в словах с непроизносимыми согласными. | 1 | 24.11 | |
57 | Орфог | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Применение правил правописания. | 1 | 25.11 | |
58 | Орфог | Диктант по теме «Написание парных согласных | 1 | 26.11 | |
59 | Орфог | Работа над ошибками Правописание слов с удвоенными согласными. Орфографический словарь, толковый словарь, орфоэпическийсловарь. | 1 | 27.11 | |
60 | Орфог | Правописание слов с удвоенными согласными. Слова с непроверяемым написанием. | 1 | 30.11 | |
61 | РР | Развитие речи. Составление текста порепродукциикартиныВ. М. Васнецова «Снегурочка». Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности,правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстахсинонимов и антонимов. | 1 | 1.12 | |
62 | РР | Анализ творческих работ. Редактирование и совершенствование написанных сочинений Текст и его признаки. Понятие языковой нормы. План работы над ошибками в сочинении. Правила редактирования текста. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов .Знакомство с жанрами письма и поздравления. | | 2.12 | |
63 | Орфог | Контрольный словарный диктант № 2. Правописание суффиксов и приставок. | 1 | 3.12 | |
64 | Орфог | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | 4.12 | |
65 | Орфог | Слова с непроверяемым написанием. | 1 | 7.12 | |
66 | Орфог | Правописание суффиксов и приставок. Гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках. | 1 | 8.12 | |
67 | Орфог | Правописание суффиксов –ок- -ек-. | 1 | 9.12 | |
68 | Орфог | Правописание суффиксов –ок- -ек-. | 1 | 10.12 | |
69 | Орфог | Правописание суффиксов и приставок Части слова, суффикс, приставка, орфограмма; правило единообразного написания приставок; разбор слова по составу. | 1 | 11.12 | |
70 | Орфог | Правописание суффиксов и приставок Части слова, суффикс, приставка, орфограмма; правило единообразного написания приставок; разбор слова по составу. | 1 | 14.12 | |
71 | Орфог | Контрольный диктант №3 за 1 полугодие | 1 | 15.12 | |
72 | Орфог | Работа над ошибками. Правописание приставок и предлогов | 1 | 16.12 | |
73 | Орфог | Правописание приставок и предлогов. Отличие предлогов от приставок. | 1 | 17.12 | |
74 | Орфог | Правописание приставок и предлогов. Отличие предлогов от приставок. | 1 | 18.12 | |
75 | Орфог | Обобщение и закрепление пройденного по теме: «Правописание значимых частей слова» | 1 | 21.12 | |
76 | Орфог | Правописание слов с разделительным твердым знаком | 1 | 22.12 | |
77 | Орфог | Правописание слов с разделительным твердым знаком Разделительный твердый знак, разделительный мягкий знак, мягкий знак для обозначения мягкости согласного | 1 | 23.12 | |
78 | РР | Правописаниесловсразделительнымтвердымзнаком. Перенос слов с разделительным твердым знаком. Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану.Составлениеобъявления.Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение- повествование, сочинение- описание, сочинение- рассуждение. | 1 | 24.12 | |
79 | РР | Проект «Составляем орфографический словарь». Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать,закончить разговор, привлечь внимание). | 1 | 25.12 | |
3 четверть (55часов) Орфография и пунктуация – 8 ч, Синтаксис - 4ч.Развитие речи – 11 ч. Морфология- 33 ч. |
80 | Морфол | Части речиДеление частей речи на самостоятельные и служебные. | 1 | 11.01 | |
81 | Морфол | Имя существительное. Значение и употребление имен существительных в речи | 1 | 12.01 | |
82 | Морфол | Имя существительное Повторение и углубление представлений. | 1 | 13.01 | |
83 | Морфол | Одушевленные и неодушевленные имена существительные Различение имён существительных, отвечающих на вопросы кто? и что? | 1 | 14.01 | |
84 | РР | Развитие речи. Обучающее подробное изложение повествовательного текста. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. | 1 | 15.01 | |
85 | Морфол | Собственные и нарицательные имена существительные Заглавная буква имен собственных. Кавычки. Инициалы. | 1 | 18.01 | |
86 | Морфол | Собственные и нарицательные имена существительные. Проект «Тайна имени». Современный словарь имен. | 1 | 19.01 | |
87 | Морфол | Число имён существительныхИзменение имен существительных по числам | 1 | 20.01 | |
88 | Морфол | Имена существительные, имеющие форму одного числа Лексическое значение слов. Синонимы. | 1 | 21.01 | |
89 | Морфол | Род имен существительных Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. | 1 | 22.01 | |
90 | Морфол | Определение рода имен существительных. Родовые окончания. Начальная форма имен существительных. | 1 | 25.01 | |
91 | Орфог | Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих | 1 | 26.01 | |
92 | Орфог | Упражнение в написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук | 1 | 27.01 | |
93 | РР | Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста. Тема и основная мысль текста. План текста. | 1 | 28.01 | |
94 | Морфол | Диктант по теме: «Имя существительное» | 1 | 29.01 | |
95 | РР | Работа надошибками. Развитие речи. Коллективное сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван- царевич и лягушка- квакушка» | 1 | 1.02 | |
96 | Морфол | Работа над ошибками Части речи. Падежи имен существительных Главные члены предложения. Предложение и словосочетание | 1 | 2.02 | |
97 | Морфол | Несклоняемые имена существительные Падежи имен существительных. Склонение имен существительных. Падежные вопросы. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных. | 1 | 3.02 | |
98 | Морфол | Контрольный словарный диктант № 3. Именительный падеж .Вопросы: кто? что? Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. | 1 | 4.02 | |
99 | Морфол | Родительный падеж. Вопросы: кого? чего? Предлоги: у, около, от, без, из, до, для, вокруг, с, после. Окончания имен существительных в родительном падеже. | 1 | 5.02 | |
100 | Морфол | Части речи. Дательный падеж Вопросы: кому? чему? Предлоги: по, к. Окончания имен существительных в дательном падеже. | 1 | 8.02 | |
101 | Морфол | Части речи. Винительный падеж Вопросы: кого? что? Предлоги: через, про, на, за, под, о, во, в. Окончания имен существительных в винительном падеже. | 1 | 9.02 | |
102 | РР | Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста Тема и главная мысль текста. Части текста. План текста. Заголовок | 1 | 10.02 | |
103 | Морфол | Части речи. Творительный падеж Вопросы: кем? чем?Предлоги: с, со, перед, под, над, за, между .Окончания имен существительных в творительном падеже. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов | 1 | 11.02 | |
104 | Морфол | Части речи. Предложный падеж. Вопросы: о ком? о чем? Предлоги: при,о, об, на, в, во. Окончания имен существительных в предложном падеже | | 12.02 | |
105 | Морфол | Все падежи (обобщение знаний об имени существительном). Проект «Зимняя страничка» Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. | 1 | 15.02 | |
106 | РР | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».Создание собственных текстов по предложенным планам. Использование 1орфографического словаря. | 1 | 16.02 | |
107 | Морфол | Контрольный диктант № 4 за 3 четверть. | 1 | 17.02 | |
108 | Орфог | Работа над ошибками. Применение правил правописания. | 1 | 18.02 | |
109 | Морфол | Имя прилагательное. Повторение и углубление представлений об имени прилагательном | 1 | 19.02 | |
110 | Морфол | Связь имени прилагательного с именем существительным | 1 | 22.02 | |
111 | Морфол | Значение и употребление в речи | 1 | 24.02 | |
112 | Син | Контрольное списывание №2 | 1 | 25.02 | |
113 | Син | Работа над ошибками | 1 | 25.02 | |
114 | РР | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» Текст-описание Роль имен прилагательных в тексте. Имена прилагательные - синонимы. | 1 | 26.02 | |
115 | РР | Работа над ошибками. Роль имен прилагательных в тексте Текст. Типы текстов: научный, художественный. Текст-описание. Создание собственных текстов по предложенным планам | 1 | 01.03 | |
116 | РР | Создание собственных текстов по предложенным планам | 1 | 02.03 | |
117 | Морфол | Изменение имен прилагательных по родам | 1 | 03.03 | |
118 | Орфог | Ударные и безударные окончания имен прилагательных | 1 | 04.03 | |
119 | Син | Словосочетание | 1 | 05.03 | |
120 | Син | Словосочетание | 1 | 9.03 | |
121 | Орфог | Правописание родовых окончаний имен прилагательных | 1 | 10.03 | |
122 | Орфог | Правописание родовых окончаний имен прилагательных | 1 | |
123 | Морфол | Изменение имен прилагательных по числам | 1 | 11.03 | |
124 | Морфол | Изменение имен прилагательных по числам | 1 | 12.03 | |
125 | Морфол | Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного (Вопрос какие? и окончания имен прилагательных - ие, -ые во множественном числе | 1 | 15.03 | |
126 | Морфол | Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного (Вопрос какие? и окончания имен прилагательных - ие, -ые во множественном числе | 1 | 16.03 | |
127 | Морфол | Изменение имен прилагательных по числам. | 1 | 17.03 | |
128 | Морфол | Изменение имен прилагательных по числам. | 1 | 18.03 | |
129 | РР | Составление объявления описательного характера Текст-описание оживотном по личным наблюдениям. Объявление описательного характера. Лексическое значение слова. | 1 | 19.03 | |
130 | Морфол | Обобщение и закрепление знаний по теме: «Изменение имен прилагательных по родам и числам» | 1 | 3четверть 31.03 | |
128 | Орфог | Заглавная буква в словах Применение правил правописания: прописная буква в начале предложения и именах собственных | 1 | 31.03 | |
129 | Орфог | Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т. д. (общее представление). | 1 | 01.04 | |
130 | Орфог | Закрепление темы: «Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т. д. | 1 | 02.04 | |
4четверть (40 часов) Орфография и пунктуация – 2 ч. Синтаксис - 3 ч. Развитие речи - 5 ч. Морфология- 27 ч. Лексика- 2ч.Морфемика – 1ч. |
131 | Морфол | Падеж имён прилагательныхНачальная форма имени прилагательного. | 1 | 5.04 | |
132 | РР | Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками» Значение прилагательных и употребление в речи. | 1 | 6.04 | |
133 | Морфол | Работа над ошибками. Упражнение в определении падежа имен прилагательных Морфологический разбор имён прилагательных | 1 | 7.04 | |
134 | Морфол | Упражнение в выделении признаков имени прилагательного как части речи.Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, | 1 | 8.04 | |
135 | Морфол | Обобщение знаний об имени прилагательном Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. | 1 | 9.04 | |
136 | Л | Проверь себя.Проект «Имена прилагательные в загадках» Использование орфографического словаря. | 1 | 12.04 | |
137 | Морфол | Диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | 13.04 | |
138 | Морфол | Работа над ошибками. Местоимение. Общее представление о местоимении. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1,2, 3 - го лица | 1 | 14.04 | |
139 | Морфол | Личные местоимения единственного и множественного числа. | 1 | 15.04 | |
140 | Морфол | Род местоимений 3го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам Морфологический разбор местоимений. Функция предлогов: образование падежных форм местоимений. | 1 | 16.04 | |
141 | РР | Обобщение знаний о местоимении. Развитие речи. Обучающее изложение. | 1 | 19.04 | |
142 | Морфол | Повторение и углубление представлений о глаголе. Значение и употребление в речи. | 1 | 20.04 | |
143 | Л | Упражнение в определении лексического значения глагола. | 1 | 20.04 | |
144 | Морфол | Формы глагола. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Различие неопределенной формы глагола среди других форм глагола, отличие от омонимичных имен существительных (знать, течь) | 1 | 21.04 | |
145 | Морфол | Упражнение в распознавании глаголов в неопределенной форме. | 1 | 21.04 | |
146 | Морфол | Число глаголов Вопросы: что делает? что сделает? что делал? что делают? что сделали? что сделают? Признаки числа глаголов. Окончания глаголов. | 1 | 22.04 | |
147 | Морфол | Время глагола Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). | 1 | 23.04 | |
148 | Морфол | Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по числам: единственное, множественное. | 1 | 26.04 | |
149 | Морфол | Неопределенная форма глагола. Окончания глаголов. | 1 | 27.04 | |
150 | Морфол | Род глаголов в прошедшем времени Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. | 1 | 28.04 | |
151 | РР | Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста. Тема и главная мысль текста. Заголовок. Изменение глаголов по временам. | 1 | 29.04 | |
152 | Орфог | Работа над ошибками. Правописание частицы не с глаголами Применение правил правописания | 1 | 29.04 | |
153 | Морфол | Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола | 1 | 30.04 | |
154 | Морфол | Диктант по теме «Глагол». | 1 | 3.05 | |
155 | Морфол | Работа над ошибками. Обобщение изученного. | 1 | 04.05 | |
156 | Морфол | Повторение. Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | 04.05 | |
157 | Морфол | Повторение. Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | 05.05 | |
158 | Морфол | Повторение. Предлоги и приставки. Словарный диктант № 4. | 1 | 06.05 | |
159 | Морфем | Повторение. Состав слова. Орфограммы | 1 | 07.05 | |
160 | Син | Итоговый контрольный диктант №5 | 1 | 11.05 | |
161 | Орфог | Работа над ошибками. Повторение. Правописание безударных гласных. | 1 | 12.05 | |
162 | РР | Повторение. Тема и главная текста. Эссе «Почему я жду летние каникулы.». | 1 | 12.05 | |
163 | Морфол | Повторение.Имя существительное | 1 | 14.05 | |
164 | Морфол | Повторение Имя прилагательное | 1 | 14.05 | |
165 | Морфол | Повторение Глагол | 1 | 17.05 | |
166 | Морфол | Повторение.Местоимение | 1 | 18.05 | |
167 | Морфол | Повторение.Имя числительное | 1 | 19.05 | |
168 | Син | Повторение. Словосочетание | 1 | 20.05 | |
169 | Син | Повторение. Предложение | 1 | 21.05 | |
170 | РР | Повторение. Текст. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста(абзацев). | 1 | 24.05 | |
Календарно-тематическое планирование
Сокращения в тематическом планировании:
П-письмо
Граф-графика
Фон-фонетика и орфоэпия
Орфогр- орфография и пунктуация
Слово и предлож- слово и предложение
Г-говорение
Чт- чтение
РР- развитие речи
Л- лексика
Синтак- синтаксис
Морфем-морфемика
Морфол-морфология
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Источник: Дмитриева О.И. «Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс.» Изд. «Вако» М., 2015г.
Входной контрольный) диктант №1
Дата: 18.09
Цель: проверка остаточных знаний по программе второго класса и навыков каллиграфического написания букв.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
-оценивать трудность предлагаемого задания;
- оценивать собственную учебную деятельность.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять самоконтроль своей деятельности.
Познавательные УУД:
- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
- выбирать наиболее эффективные способы решения заданий;
- устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь учителя;
- задавать вопросы с целью получения нужной информации;
- осуществлять самопроверку .
Предметные результаты:
- умение правильно оформлять предложения,
-умение определять количество слов в предложении, грамматическую основу,
-делить слова для переноса.
Осенью
Осенью грачи, скворцы и ласточки улетают на юг. Там тепло и много корма.
А звери встречают зиму. Белка сушит на ветках деревьев грибы. В дупле у белки мягкое гнездо. Ёж много ест. Он ловит жучков, червей. Из травы и сухих листьев делает гнездо. И медведь много ест. Копит жир. Зимой он спит в берлоге.(42 слова)
Слова для справок: делает.
Грамматическое задание:
Учащийся научится
Записать цифрой, сколько слов в1в- 4 предложении, 2в.- в 5 предложении
Подчеркнуть грамматическую основу1в- 5 предложении, 2в.- в 4 предложении,
Слова русский, листья разделить для переноса.
Учащийся получат возможность научиться.
Установить в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов.
Белка сушит на ветках деревьев грибы.
Контрольный диктант №2 за 1 четверть
Дата: 15.10
Цель: проверить навыки грамотного письма, умение находить гл. члены, определять части речи, находить однокоренные слова, выделять корень.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
-оценивать трудность предлагаемого задания;
- оценивать собственную учебную деятельность.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять самоконтроль своей деятельности.
Познавательные УУД:
- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
- выбирать наиболее эффективные способы решения заданий;
- устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь учителя;
- задавать вопросы с целью получения нужной информации;
- осуществлять самопроверку .
Предметные результаты:
- умение определять главные и второстепенные члены предложения,
- устанавливать количество звуков и букв;
- определять и выделять корень в однокоренных словах.
Прощание с осенью
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.
Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома. (49 слов)
Слова для справок :стало, подмёрзла.
Грамматическое задание:
Учащийся научится
В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
Выписать из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.
Выписать из текста два однокоренных слова, выделить корень.
Учащийся получат возможность научиться
Сделать фонетический анализ слова: деревья.
Контрольный диктант №3 за 1 полугодие (административный)
Дата :
Цель: проверить усвоение правил написания слов с изученными орфограммами
Планируемые результаты
Личностные результаты:
-оценивать трудность предлагаемого задания;
- оценивать собственную учебную деятельность.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять самоконтроль своей деятельности.
Познавательные УУД:
- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
- выбирать наиболее эффективные способы решения заданий;
- устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь учителя;
- задавать вопросы с целью получения нужной информации;
- осуществлять самопроверку .
Предметные результаты:
умение определять части речи, главные члены предложения,
-разбирать слова по составу,
-выписывать слова на заданную орфограмму.
Снеговик.
Стоит чудесный зимний день. Падает легкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.
Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!(47 слов)
Грамматическое задание:
Учащийся научится
В 1 предложении подчеркните гл. члены, обозначьте части речи.
Разберите слова по составу:
1в.- зимний, шубки
2в.- белые, морковки
Выписать из текста по одному слову и подобрать проверочные слова на орфограммы
-безударные гласные
- парные согласные
- непроизносимые согласные.
Учащийся получит возможность научиться:
Подбери и запиши однокоренные слова с приставками, вносящими противоположные оттенки значений: приклеить-…., открыть-…..
Контрольный диктант №4 за 3 четверть.
Дата:
Цель: выявить уровень орфографических умений и навыков учащихся за 3 четверть
Планируемые результаты
Личностные результаты:
-оценивать трудность предлагаемого задания;
- оценивать собственную учебную деятельность.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять самоконтроль своей деятельности.
Познавательные УУД:
- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
- выбирать наиболее эффективные способы решения заданий;
- устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь учителя;
- задавать вопросы с целью получения нужной информации;
- осуществлять самопроверку .
Предметные результаты:
- умение определять падежи имен существительных,
-производить морфологический разбор, разбирать слова по составу.
Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересное животное. Днем летучая мышь спит. Ночью они ищут добычу. Ученые пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места. Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идет назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.
Слова для справок: повсюду, деревянный.
Грамматические задания:
Учащийся научится
1.Определить падеж им.сущ. в последнем предложении
2.Слово гараж из 1 предл. Разобрать как часть речи.
3.Разобрать по составу слова интересное, глазки, находит.
Учащийся получит возможность научиться:
Определи. где неверно задан вопрос.
Искупать (кого?) малыша
Посадить (чего?) дерево
Пришла ( с кем?) с подругой
Висела ( на чем?) на вешалке
Итоговый Контрольный диктант №5 за курс 3 класса..
Дата:
Цель: выявить уровень орфографических умений и навыков учащихся за 3 класс.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
-оценивать трудность предлагаемого задания;
- оценивать собственную учебную деятельность.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять самоконтроль своей деятельности.
Познавательные УУД:
- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
- выбирать наиболее эффективные способы решения заданий;
- устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь учителя;
- задавать вопросы с целью получения нужной информации;
- осуществлять самопроверку .
Предметные результаты:
- умение разбирать по членам предложения;
- умение выписывать слова на заданную орфограмму,
- разбирать слова по составу.
Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький запах полыни.
Все радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню. (49слов)
Грамматические задания:
Учащийся научится
1Разобрать по членам предложения.
1 вариант:3 предложение.
2 вариант:4 предложение.
2. Выписать из текста 2 слова с безударными гласными и рядом записать проверочные слова.
3. Выписать из текста 2 слова с приставками, обозначить приставки.
Учащийся получит возможность научиться:
Какая часть речи не имеет падежных форм: прилагательное, существительное, глагол.
Подбери родственные слова. Укажи, в каком из корней не будет чередования букв х-ш: пух, мех, смех, крох.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Источник: «Контрольно-измерительные материалы. Русский язык 3 класс» / Сост. В.В.Никифорова/ Москва, «ВАКО», 2016г.
№ 1 Списать текст, вставив пропущенные буквы
Дата:
Цель: проверить навыки списывания, знание правил 2 класса и умение применять их на практике.
1вариант
С далекой прогулки.
Я плетусь домой с далекой прогулки. Колени словно чужие. Спину ломит, а голову нажгло солнцем. Я едва вижу узкую тропинку. Широко открыть глаза не могу. И все же я счастлив! Я увидел, как маленькая гусеница устроила себе дом, стянув края листа. Я следил в зарослях травы за жуками. (48 слов)
2вариант
Птенец горихвостки.
Егор Павлович принес из леса птенца горихвостки. Птенец был совсем маленький – даже летать еще не умел.
Мы с Алешкой притащили для птенца насекомых. Тут были и зеленые кузнечики, и всякие бабочки, и стрекозы, и красные божьи коровки, и разноцветные жучки. Пригоршню насекомых высыпали в клетку. С веселым писком птенец набросился на еду.(52 слова)
№ 2 Списать текст, вставив пропущенные буквы
Дата:
Цель: проверить умение каллиграфически правильно писать буквы, слова, предложения без пропусков, вставок, искажений букв; формировать умение работать самостоятельно, применять правила написания орфограмм в словах.
1вариант
Про медведей.
Маленькие медвежата очень забавны и игривы. Жаль только, что редко удается видеть их. Медведица бывает в это время сердита и на далекое расстояние не подпускает никого к своей семье.
Медвежата шаловливы: лазают по деревьям, борются, как ребятишки, бегают взад и вперед, проказничают.
Вот из ближних кустов появилась толстая звериная голова. В лохматой шерсти блеснули зеленые глазки. Это был медведь. (58 слов)
2 вариант
Радость.
Молодой стройный клен красиво раскинул свои легкие ветки. Листья слабо колебались в вышине. Их зеленоватые тени тихо скользили взад и вперед. Я лег на спину и начал любоваться игрой перепуганных листьев на далеком светлом небе. Удивительно приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Вам кажется, что вы смотрите в бездонное море. А оно широко расстилается над вами. (60слов).
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 1
Дата:
Восток, заря, понедельник, вторник, среда, картофель, петрушка, овощи, горох, огурец, помидор, компьютер.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 2
Дата:
Праздник, пирог, четверг, север, берег, чувство, лестница, интересный, коллектив, килограмм, коллекция, аккуратный, ,
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 3
Дата:
Самолет, комната, однажды, кровать, трамвай, пятница, около, солома, вокруг, потом, желать, приветливо.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 4
Дата:
Сирень, поэт, гвоздика, животное, ромашка, растение, одуванчик, воскресенье, завтрак, песок, квартира, рябина.
Критерии и нормы оценки предметных знаний учащихся.
Критерии оценивания устных и письменных ответов по русскому языку и родному (русскому) языку
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов во внимание принимаются следующие критерии:
- полнота и правильность ответа;
- степень осознанности усвоения излагаемых знаний;
- последовательность изложения и культура речи.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
«5» - ученик дает полный и правильный ответ, обнаруживает осознанное усвоение программного материала, подтверждает ответ своими примерами, самостоятельно и правильно применяет знания при проведении анализа слов и предложений, распознавании в тексте изученных грамматических категорий, объяснении написания слов и употребления знаков препинания, отвечает связно, последовательно, без недочетов или допускает не более одной неточности в речи.
«4» - ученик дает ответ, близкий к требованиям, установленным для оценки «5», но допускает одну-две неточности в речевом оформлении ответа, в подтверждении верно сформулированного правила, при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые легко исправляет сам или с небольшой помощью учителя.
«3» - ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам учителя, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только с помощью учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний или предложений;
«2» - ученик обнаруживает незнание ведущих положений или большей части изученного материала , допускает ошибки в формулировке правил, определений, искажающих их смысл, в анализе слов и предложений, не может исправить их даже с помощью наводящих вопросов учителя, речь его прерывиста, непоследовательна, с речевыми ошибками.
Оценка письменных работ.
Диктант.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Слова на не изученные к данному моменту правила заранее выписываются на доске или проговариваются орфографически. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
Тексты контрольных диктантов должны включать орфограммы: правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных; правописание безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, безударных личных окончаний глаголов; правописание не с глаголами; правописание сочетаний жи-ши. ча-ща, чу-щу, чк-чн; употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных; Употребление разделительных ь и ъ, ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов.
Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов:
Класс | Iчетверть | II четверть | IIIчетверть | IVчетверть |
2 класс | 20-25 слов | 25-30 слов | 30-35 слов | 35-40 слов |
3 класс | 40-45 слов | 45-50 слов | 50-55 слов | 55-60 слов |
4 класс | 60-65 слов | 65-70 слов | 70-75 слов | 75-80 слов |
Характеристика цифровой отметки (оценки):
"5" - выполнено без ошибок, работа написана аккуратно и четко.
"4"– допущено не более 2 орфографических ошибок и 1 пунктуационная или 1 орфографическая и 2 пунктуационных ошибок. Работа выполнена аккуратно, но имеются незначительные отклонения от норм каллиграфии. Допускается по одному исправлению любого характера.
"3"– допущено от 3 до 5 орфографических ошибок. Работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии. Допускается дополнительно по одному исправлению любого характера.
"2" – допущено более 5 орфографических ошибок. Работа выполнена небрежно, имеется много серьезных отклонений от норм каллиграфии.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- нарушения правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте;
- наличие ошибок на изученные правила орфографии.
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления орфографического характера;
- две однотипные пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце ы;
- две негрубые ошибки.
Негрубыми ошибками считаются следующие ошибки:
- повторение в слове одной и той же буквы (например «каартофель»);
- при переносе слова, часть которого написана на одной строке, а на другой опущена;
- дважды написано одно и то же слово в предложении.
За ошибку в диктанте не считают:
- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предыдущем классе не изучались;
отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;
отсутствие красной строки;
неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;
единичные случаи замены одного слова другим без искажения смысла;
отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.
Грамматическое задание есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
"5" - выполнено без ошибок.
"4" - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
"3" - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
"2" - правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Словарный диктант.
Примерное количество слов для словарных диктантов:
2 класс - 8-10 слов;
3 класс - 10-12 слов;
4 класс - 12-15 слов.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
"5" - без ошибок.
"4" - 1 ошибка, 1 исправление.
"3" - 2 ошибки, 1 исправление.
"2" - 3 ошибки и более.
Контрольное списывание.
Контрольное списывание - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Количество слов в текстах списываний и диктантов одинаково.
Характеристика цифровой отметки (оценки) контрольного списываниябез задания:
«5» - работа выполнена без ошибок, допускается один недочет графического характера;
«4» - 1 ошибка и 1 исправление;
«3» - 2 ошибки 1 исправление;
«2» - 3 ошибки и 1-2 исправления.
Характеристика цифровой отметки (оценки) контрольного списыванияс заданием:
Списывание:
«5» - работа выполнена без ошибок, допускается один недочет графического характера;
«4» - 1 ошибка и 1 исправление;
«3» - 2 ошибки 1 исправление;
«2» - 3 ошибки и 1-2 исправления;
Грамматическое задание:
«5» - выполнено без ошибок.
«4» - правильно выполнено не менее ¾ заданий.
«3» - правильно выполнено не менее ½ заданий.
«2» - правильно выполнено менее ½ заданий.
Тестирование
Характеристика цифровой отметки (оценки):
«5» - выполнено без ошибок.
«4» - правильно выполнено не менее ¾ заданий.
«3» - правильно выполнено не менее ½ заданий.
«2» - правильно выполнено менее ½ заданий.
Изложение
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Количество слов в текстах на 15-20 больше, чем в диктанте.
При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.
Изложения в начальной школе носят обучающий характер, поэтому отрицательная отметка за изложение не выставляется
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:
Ошибки:
- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
-отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
- употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
- отсутствие красной строки;
- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
Рекомендуется оценивать изложение одной отметкой - только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
"5" - правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста; нет фактических ошибок; правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности).
"4" - содержание передано правильно и достаточно точно; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).
"3" - допущено существенное отклонение от авторского текста; допущены нарушения в последовательности изложения мыслей; есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).
"2" - допущено существенное искажение авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть); много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей; имеет место употребление слов в не свойственном им значении; допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.
Сочинение (обучающее)
Характеристика цифровой отметки (оценки):
"5" - логически последовательно раскрыта тема, правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности), нет фактических ошибок.
"4" - последовательно раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков, имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).
"3" - имеются существенные отступления от темы, есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).
Сочинения в начальной школе носят обучающий характер, поэтому отрицательная отметка за сочинение не выставляется