I. Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), утверждённым в 2004 г. приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004. и авторской программы авторов В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого, УМК «Школа России». Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2014 год.
Программа соответствует ООП НОО и учебному плану МОУ «СОШ № 9»
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов русского языка с учетом межпредметных связей, логики представления учебного материала, возрастных особенностей учащихся.
Нормативная база
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ст.7, ст. 32);
Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 года № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений»;
Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства от 19.03.2001 года № 196;
Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011 года № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2012-2013 учебный год».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373».;
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»)
Федеральный закон от 01.12.2007 года № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта».
Учебный план школы на 2014-2015 учебный год.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Реализация учебной программы обеспечивается:
1) Учебником В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» 3 класс (с приложением на CD-диске) - М. «Просвещение», 2014 г.;
2) Рабочей тетрадью на печатной основе В.П. Канакиной «Русский язык» 3 класс в 2-х частях - М. «Просвещение», 2014 г.
3) Контрольно-измерительными материалами / Составитель Никифорова В.В. Русский язык 3 класс/ - М. Издательство «Вако», 2014 г.
В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год рабочая программа по русскому языку рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю).
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена
на развитие и совершенствование содержания образования и на его реализацию в учебном процессе, изложенных в Образовательной программе начального общего образования,
на развитие познавательной сферы,
на развитие коммуникативной сферы (групповые и дифференцированные формы работы с классом, способствующие формированию культуры речи, общения; участие в проектной деятельности);
на развитие здоровьесберегающих навыков (деятельностный подход, физкультминутки на уроках, организация динамических пауз, спортивные игры);
на развитие ИКТ-компетенций (выполнение тренировочных упражнений с детьми на компьютере и интерактивной доске, демонстрация презентаций по отдельным темам).
Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке на основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Программа соответствует ФГОС. Уровень – базовый.
Данный предмет входит в образовательную область «Филология».
Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся в 3 классе.
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
Названия и определения частей слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
Название и определения частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
Название и определения главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без деления на виды) членов предложения.
Учащиеся должны уметь:
Орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текс (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс.
Проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы.
Производить звуковой и звуко - буквенный разбор слова.
Производить морфемный разбор ясных по составу слов. Подбирать однокоренные слова разных частей речи.
Распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений).
Изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам.
Интонационно правильно произносить предложения. Определять вид предложения по цели высказывания и интонации.
Вычленять в предложении основу и словосочетания.
Производить элементарный синтаксический разбор предложения.
Определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста.
Определять тип текста.
Писать изложение и сочинение (60 – 75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
Формы, методы, технологии организации учебного процесса
Формы организации образовательного процесса:
Методы организации образовательного процесса:
В зависимости от формы организации совместной работы учителя и ученика применяются следующие методы обучения:
изложение знаний,
беседа,
самостоятельная работа,
наглядные методы (наблюдение, демонстрация предметов),
практические методы,
проблемное изучение знаний.
Проблемное изучение знаний - это такое изложение, при котором учитель ставит проблему. Учащиеся, пытаясь ее разрешить, убеждаются в недостатке знаний. Тогда учитель указывает путь ее решения.
В зависимости от способов организации учебной деятельности школьников (непродуктивная, продуктивная деятельность) выделяют такие методы:
объяснительно-иллюстративный, при котором учитель дает образец знания, а затем требует от учащихся воспроизведения знаний, действий, заданий в соответствии с этим образцом;
частично - поисковый, при котором учащиеся частично участвуют в поиске путей решения поставленной задачи. При этом учитель расчленяет поставленную задачу на части, частично показывает учащимся пути решения задачи, а частично ученики самостоятельно решают задачу;
исследовательский метод – это способ организации творческой деятельности учащихся в решении новых для них проблем.
Технологии обучения:
личностно-ориентированного образования;
игровые;
информационные;
деятельностного метода;
развитие обще учебных умений.
II. Общая характеристика учебного предмета, курса
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников, созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра, с учётом замысла адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова, как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Основные содержательные линии.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание эмоционально – ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Задачи, решаемые при изучении предмета:
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- развитие устной диалогической и монологической речи школьников, умения письменно излагать свои мысли в виде текста;
- развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь);
- активизация мыслительной, познавательно – языковой и коммуникативно – речевой деятельности учащихся;
- создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку;
- закрепление гигиенических навыков письма и совершенствование графических и каллиграфических навыков письма.
Целью работы по чистописанию является формирование чёткого, достаточно красивого и быстрого письма.
В задачи специальных занятий входит развитие мелких мышц и свободы движения руки (предплечья, кисти, пальцев), отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности и плавности письма.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата | | | |
I четверть (44 ч) | | |
Язык и речь (2ч) | | |
1 | Правила ОТ и ТБ в кабинете начальных классов. Наша речь. Виды речи | | | | |
2 | Наш язык. | | | | |
Текст. Предложение. Словосочетание (12 ч) | | |
3 | Текст. Типы текстов. | | | | |
4 | Предложение. | | | | |
5 | Виды предложения по цели высказывания. | | | | |
6 | Виды предложения по интонации. | | | | |
7 | Предложения с обращениями. Словарный диктант. | | | | |
8 | Обучающее изложение. | | | | |
9 | Главные и второстепенные члены предложения. | | | | |
10 | Главные и второстепенные члены предложения. | | | | |
11 | Простое и сложное предложение. | | | | |
12 | Словосочетание. | | |
13 | Словосочетание. | |
14 | Контрольный диктант по теме «Предложение». | |
Слово в языке и речи (18 ч) | | |
15 | Анализ контрольного диктанта. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | | | | |
16 | Синонимы и антонимы. | | | | |
17 | Омонимы. Словарный диктант. | | | | |
18 | Слово и словосочетание. | | | | |
19 | Фразеологизмы. | | | | |
20 | Обучающее изложение. | | | | |
21 | Части речи. | | | | |
22 | Имя существительное. | | | | |
23 | Имя прилагательное. | | | | |
24 | Глагол. | | | | |
25 | Что такое имя числительное? Словарный диктант. | | | | |
26 | Однокоренные слова. Словарный диктант. | | | | |
27 | Звуки и буквы. Гласные звуки. | | | | |
28 | Звуки и буквы. Согласные звуки. | | | | |
29 | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. | | | | |
30 | Обучающее изложение. | | | | |
31 | Обобщение и закрепление изученного. Проект «Рассказ о слове». | | | | |
32 | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи». | | | | |
33 | Анализ контрольного диктанта. Что такое корень слова? | | | | |
34 | Как найти в слове корень? | | | | |
35 | Сложные слова. Словарный диктант. | | | | |
36 | Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | | | | |
37 | Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | | | | |
38 | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | | | | |
39 | Значения приставок | | | | |
40 | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | | | | |
41 | Значение суффиксов. | | | | |
42 | Итоговая контрольная работа за I четверть. | | | | |
43 | Анализ контрольной работы. | | | | |
44 | Проект «Семья слов». | | |
II четверть (34 ч) | | |
45 | Что такое основа слова? | | | | |
46 | Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова "В голубом просторе" | | | | |
47 | Обобщение знаний о составе слова. Словарный диктант | | | | |
48 | Обучающее изложение. | | | | |
49 | Контрольный диктант по теме "Состав слова". | | | | |
Правописание частей слова (29 ч) | | |
50 | Анализ контрольного диктанта. В каких значимых частях слова есть орфограммы? | | | | |
51 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | | | | |
52 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | | | | |
53 | Правописание слов с безударными гласными в корне. Объяснительный диктант | | | | |
54 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | | | | |
55 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | | | | |
56 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | | | | |
57 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | | | | |
58 | Обучающее изложение. Составление текста по сюжетному рисунку | | | | |
59 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | | | | |
60 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | | | | |
61 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | | | | |
62 | Правописание слов с удвоенными согласными. Словарный диктант | | | | |
63 | Правописание слов с удвоенными согласными. | | | | |
64 | Сочинение по репродукции картины В.М. Васнецова "Снегурочка". | | | | |
65 | Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов». | | | | |
66 | Анализ контрольного диктанта. Правописание суффиксов и приставок. | | | | |
67 | Правописание суффиксов и приставок. | | | | |
68 | Правописание суффиксов и приставок. | | | | |
69 | Правописание приставок и предлогов. | | | | |
70 | Правописание приставок и предлогов | | | | |
71 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | | | | |
72 | Итоговая контрольная работа за II четверть. | | | | |
73 | Анализ контрольной работы. | | | | |
74 | Обучающее изложение. | | | | |
75 | Разделительные твёрдый и мягкий знаки. | | | | |
76 | Разделительные твёрдый и мягкий знаки. | | | | |
77 | Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова». | | | | |
78 | Анализ контрольного диктанта. Проект «Составляем орфографический словарь». | | | | |
III четверть (48 ч) | | |
Части речи (75 ч) | | |
79 | Части речи. | |
Имя существительное (30 ч) | | |
80 | Имя существительное и его роль в речи. | | | | |
81 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | | | | |
82 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Словарный диктант | | | | |
83 | Обучающее изложение. | | | | |
84 | Собственные и нарицательные имена существительные. | | | | |
85 | Проект "Тайны имен" | | | | |
86 | Число имен существительных. | | | | |
87 | Число имён существительных. Словарный диктант | | | | |
88 | Род имён существительных. | | | | |
89 | Род имён существительных. | | | | |
90 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | | | | |
91 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | | | | |
92 | Обучающее изложение. | | | | |
93 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | | | | |
94 | Анализ контрольного диктанта. Склонение имён существительных. | | | | |
95 | Падеж имён существительных. | | | | |
96 | Падеж имён существительных. | | | | |
97 | Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». | | | | |
98 | Именительный падеж имен существительных. Словарный диктант. | | | | |
99 | Родительный падеж имен существительных. | | | | |
100 | Дательный падеж имен существительных. | | | | |
101 | Винительный падеж имен существительных. | | | | |
102 | Творительный падеж имен существительных. | | | | |
103 | Предложный падеж имен существительных. | | | | |
104 | Обучающее изложение. | | | | |
105 | Все падежи. | | | | |
106 | Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». | | | | |
107 | Обобщение знаний. | | | | |
108 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | | | | |
109 | Анализ контрольного диктанта. Проект «Зимняя страничка». | | | | |
Имя прилагательное (17 ч) | | | |
110 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. Словарный диктант | | | | |
111 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. | | | | |
112 | Роль имен прилагательных в тексте. | | | | |
113 | Текст-описание. | | | | |
114 | Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». | | | | |
115 | Род имен прилагательных. | | | | |
116 | Изменение имён прилагательных по родам. | | | | |
117 | Изменение имён прилагательных по родам. | | | | |
118 | Число имен прилагательных. | | | | |
119 | Число имен прилагательных. | | | | |
120 | Итоговая контрольная работа за III четверть. | | | | |
121 | Анализ контрольной работы. | | | | |
122 | Изменение имён прилагательных по падежам. Словарный диктант | | | | |
123 | Изменение имён прилагательных по падежам. | | | | |
124 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | | | | |
125 | Отзыв по картине В.А. Серова «Девочка с персиками». | | | | |
126 | Обобщение знаний. Проект «Имена прилагательные в загадках». | | | | |
IV четверть (43 ч) | | | |
Местоимение (5 ч) | | | |
127 | Личные местоимения. | | | | |
128 | Изменение личных местоимений по родам. Словарный диктант | | | | |
129 | Местоимение. | | | | |
130 | Местоимение. Проверочная работа. | | | | |
131 | Обучающее изложение. | | | | |
Глагол (22 ч) | | | |
132 | Значение и употребление глаголов в речи. | | | | |
133 | Значение и употребление глаголов в речи. | | | | |
134 | Значение и употребление глаголов в речи. | | | | |
135 | Неопределенная форма глагола. | | | | |
136 | Неопределенная форма глагола. | | | | |
137 | Число глаголов. | | | | |
138 | Число глаголов. | | | | |
139 | Времена глаголов. | | | | |
140 | Времена глаголов. 2-е лицо глаголов. | | | | |
141 | Изменение глаголов по временам. | | | | |
142 | Изменение глаголов по временам. Словарный диктант | | | | |
143 | Обучающее изложение. | | | | |
144 | Род глаголов в прошедшем времени. | | | | |
145 | Род глаголов в прошедшем времени. | | | | |
146 | Правописание частицы не с глаголами. | | | | |
147 | Правописание частицы не с глаголами. | | | | |
148 | Обобщение знаний о глаголе. | | | | |
149 | Обобщение знаний о глаголе. Проверочная работа | | | | |
150 | Обобщение знаний. | | | | |
151 | Обобщение знаний. | | | | |
152 | Контрольный диктант по теме «Глагол». | | | | |
153 | Анализ контрольного диктанта. | | | | |
155 | Обучающее изложение. | | | | |
156 | Части речи. | | | | |
157 | Обобщение изученного о слове, предложении. | | | | |
158 | Правописание окончаний имён прилагательных. Свободный диктант | | | | |
159 | Правописание приставок и предлогов. | | | | |
160 | Правописание безударных гласных. Объяснительный диктант | | | | |
161 | Итоговая контрольная работа за IV четверть. | | | | |
162 | Анализ контрольной работы. | | | | |
163 | Правописание парных и непроизносимых согласных. | | | | |
164 | Правописание значимых частей слова. | | | | |
165 | Обучающее изложение. | | | | |
166 | Однокоренные слова. | | | | |
167 | Обобщение изученного. Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул». | | | | |
168 | Обобщение изученного по курсу "Русский язык" в 3 классе | | | | |
169 | Обобщающий урок. КВН «Знатоки русского языка». | | | | |
170 | Обобщающий урок. | | | | |