СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 4 класс»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по русскому языку для 1-4 классов разработана и составлена в соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом второго поколения начального общего образования 2010 года, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования по русскому языку с учетом авторской программы - «Русский язык. Начальная школа», авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др.- М.: Просвещение, 2011. стр.39

Нормативно-правовая база

  1. Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ, от 29.12.12 года.

  2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

  3. Устав МКОУ «Марковская СОШ».

  4. Учебный план МКОУ «Марковская СОШ».

  5. Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Марковская СОШ»

  6. Положение о рабочей программе учебных предметов (курсов) МКОУ «Марковская СОШ»


При реализации рабочей программы используются методы и средства обучения и воспитания, образовательные технологии, не наносящие вреда физическому и психическому здоровью обучающихся.


Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления обучающихся;

• формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.



Место курса «Русский язык» в учебном плане

На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе – 165 (5ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115ч. (23 учебные недели) отводятся урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50ч (10 учебных недель) – урокам русского языка.

Во 2 – 4 классах на уроки русского языка отводится по 170ч (5ч в неделю, 34 учебные в каждом классе).








Тематический план учебного курса

4 класс


Период обучения

Количество часов

Диагностический материал

1 четверть

40 часов

Диктантов – 2; словарных диктантов – 2; изложений – 2; сочинений – 1; проект – 1; тестирование – 3; списывание - 1

2 четверть

40 часов

Диктантов – 1; словарных диктантов – 2; изложений – 2; сочинений – 2; тестирование – 1; словарный диктант - 1

3 четверть

50 часов

Диктантов – 3; словарных диктантов – 2; изложений – 4; сочинений – 2; проект – 2; тестирование – 2; списывание - 1

4 четверть

40 часов

Диктантов – 1; словарных диктантов – 2; изложений – 5; сочинений – 1; тестирование – 2; списывание - 1

Итого:

170 часов

(5 часов в неделю)

Диктантов –7; словарных диктантов – 6; изложений – 13; сочинений – 6; проект – 2; тестирование – 8; списывание - 3



Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

  • формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

– чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

– восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

  • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

– доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

– уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.


Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».


Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

4 класс (170 ч)

Повторение (11 ч)

Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание.

Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения.

Предложение (9 ч)

Однородные члены предложения. Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Запятая между однородными членами, соединенными союзами. Союзы в сложном предложении.

Слово в языке и речи (19 ч)

Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание

Ъ и Ь разделительных знаков. Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие.

Имя существительное (41 ч)

Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе. Проект «Говорите правильно»

Имя прилагательное (31 ч)

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам имен прилагательных. Правописание падежных

окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных

женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и

рыбке» А. Пушкина

Местоимение (9 ч)

Местоимение. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений.

Глагол (32 ч)

Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. I и II спряжение

глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем

времени.

Повторение (18 ч).


Тематическое планирование русского языка

4 класс 5 час в неделю 170 часа


Тематическое планирование

Кол. часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)


Повторение

11

Называть признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста.

Составлять планы к данным текстам.

Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).

Писать правильно слово «каникулы». Самостоятельно подготовиться к написанию изложения.

Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного

Излагать содержание повествовательного текста. Называть типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Создавать собственные тексты по предложенным темам с использованием разных типов речи

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению повествовательного текста».

Сочинять рассказ в соответствии с выбранной темой. Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации.

Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи.

Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Находить обращение в предложении.

Ставить знаки препинания в предложениях с обращениям

Составлять предложения с обращением.

Выделять обращения на письме. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении.

Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения.

Находить главные и второстепенные члены предложения.

Различать главные и второстепенные члены предложения. Различать распространённые и нераспространённые предложения

Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложение.

Моделировать предложения.

Работать с памяткой «Разбор предложения по членам».

Разбирать предложение по членам. Писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв. Определять в словосочетании главное и зависимое слово при помощи вопроса.

Писать правильно слово «горизонт».



Предложение

9

Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение

Находить в предложении однородные члены предложения, которые связаны с помощью интонации перечисления. Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но).

Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами.

Продолжать ряд однородных членов

Находить в предложении однородные члены предложения, которые связаны с помощью союзов.

Писать правильно слово «багаж». Объяснять постановку запятой в предложениях с однородными членами.

Писать правильно слово «календарь»

Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности.

Объяснять постановку запятой в предложениях с однородными членами

Составлять рассказ по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» и данному плану. Различать простое и сложное предложения

Сравнивать простые и сложные предложения.

Выделять в сложном предложении его основы.

Различать сложное предложение и простое предложение с однородными членами.

Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного.

Писать правильно слово «прекрасный». Наблюдать над союзами, соединяющими части сложного предложения.

Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного.

Составлять сложные предложения. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.


Слово в языке и речи

19

Анализировать высказывания о русском языке.

Выявлять слова, значение которых требует уточнения.

Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Объяснять принцип построения толкового словаря.

Писать правильно слова: «библиотека», «библиотекарь». Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях.

Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значении.

Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении.

Углублять представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов.

Писать правильно слово «шофёр». Подбирать к слову синонимы, антонимы.

Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним.

Распознавать синонимы, антонимы, омонимы.

Писать правильно слово «ещё». Работать со страничкой для любознательных: знакомство с этимологией слов, одной из частей которых является часть библио.

Наблюдать над изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употреблёнными в переносном значении, значениями фразеологизмов), составлять текст по рисунку и фразеологизму

Распознавать фразеологизмы, устаревшие слова. Различать изученные части речи.

Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков.

Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи.

Анализировать таблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматические признаки частей речи» и составлять по ним сообщения.

Подбирать примеры изученных частей речи

Писать правильно слова: «одиннадцать», «шестнадцать», «двадцать».

Различать части речи по грамматическим признакам. Находить наречия среди данных слов в тексте.

Анализировать грамматические признаки наречия.

Определять роль наречий в предложении и тексте

Классифицировать наречия по значению и вопросам.

Образовывать наречия от имён прилагательных

Находить в тексте наречия.

Писать правильно слова: «впереди», «медленно», «теперь». Находить в тексте наречия по значению и по вопросу. Различать в тексте изученные части речи

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями

Называть значимые части слова.

Находить в словах корень.

Писать правильно слово «корабль». Работать с памяткой «Разбор слова по составу».

Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава.

Анализировать текст с целью нахождения в нём однокоренных слов, слов с определёнными суффиксами и приставками.

Моделировать слова. Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание.

Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове .

Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова.

Анализировать разные способы проверки орфограмм.

Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы

Писать правильно слово «железо». Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы.

Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов.

Писать правильно слово «билет». Обсуждать представленный отзыв С.И.Мамонтова о картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке», высказывать своё суждение и сочинять собственный текст-отзыв о картине художника составлять предложения и текст по репродукции картины. Работать с орфографическим словарём.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.

Оценивать результат выполнения орфографической задачи.

Сочинять объявление


Имя существительное

41

Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному.

Изменять имена существительные по падежам. Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных».

Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы.

Различать имена существительные в начальной и косвенной формах. Определять падеж имени существительного, пользуясь памяткой.

Выделять особенности именительного падежа имени существительного: в предложении является подлежащим.

Различать именительный и винительный падежи. Определять падеж имени существительного, пользуясь памяткой. Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных

Называть имена существительные, которые употребляются в одной форме. Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения.

Подбирать примеры существительных 1-го склонения. Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 1-го склонения. Составлять описательный текст по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» (под руководством учителя). Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 2-го склонения.

Классифицировать имена существительные по склонениям. Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 2-го склонения. Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го склонения.

Классифицировать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие.

Классифицировать имена существительные по склонениям. Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 3-го склонения. Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки.

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова. Называть признаки, по которым можно определить именительный и винительный падежи имени существительного.

Распознавать винительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Устанавливать, какими членами предложения являются имена существительные в именительном и винительном падежа. Называть признаки, по которым можно определить родительный падеж имени существительного.

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова.

Проверять написание безударного окончания имени существительного в родительном падеже. Проверять написание безударного окончания имени существительного в родительном падеже. Распознавать родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных 2-го склонения. Определять падеж имени существительного.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями. Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и.

Обосновывать написание безударного падежного окончания.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Называть признаки, по которым можно определить дательный падеж имени существительного.

Ставить имена существительные в форму дательного падежа.

Доказывать, что окончание написано правильно. Называть признаки, по которым можно определить творительный падеж имени существительного.

Использовать правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц.

Указывать падеж и склонение имён существительных. Составлять из пары слов словосочетания, употребив имена существительные в родительном, дательном или предложном падежах с предлогом. Составлять и записывать словосочетания, употребляя имена существительные с предлогом. Объяснять написание пропущенных падежных окончаний имён существительных. Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. Доказывать, что имена существительные употреблены во множественном числе.

Определять склонение имён существительных

Находить в тексте имена существительные во множественном числе.

Ставить имя существительное во множественном числе в начальную форму с целью определения начальной формы. Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.

Определять границы предложений. Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки

Употреблять правильно в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (нет яблок, но апельсинов и др.) в родительном падеже. Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе.

Определять падеж имён существительных во множественном числе с одинаковыми окончаниями. Работать с памяткой «Разбор имени существительного как части речи».

Определять последовательность действий при разборе имени существительного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени существительного.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Находить совместно со сверстниками и взрослыми информацию (занимательные задания) в учебнике, сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и других источниках и создавать свои занимательные задания. Участвовать в презентации занимательных заданий.

Писать правильно слова: «телепередача», «телефон», «беседа», «беседовать», «аллея», «агроном», «пейзаж», «портрет», «хлебороб», «овца», «адрес», «вчера», «сегодня», «костёр», «путешествие», «директор», «килограмм», «грамм», «газета».


Имя прилагательное

31

Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте.

Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных.

Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов

Образовывать от имён существительных и от имён прилагательных однокоренные имена прилагательные при помощи суффиксов. Определять род и число имён прилагательных.

Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе).

Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное»

Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе). Находить совместно со сверстниками и взрослыми информацию (занимательные задания) в учебнике, сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и других источниках и создавать свои занимательные задания. Участвовать в презентации занимательных заданий. Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе».

Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин). Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице.

Писать безударное падежное окончание имени прилагательного путём подбора имени прилагательного с ударным окончанием или по окончанию вопроса в том же падеже. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в падежах, проверять правильность написанного. Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице

Склонять имена прилагательные женского рода.

Называть окончания имён прилагательных в каждом из падежей. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в падежах, проверять правильность написанного.

Выделять окончания имен прилагательных. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах, оценивать правильность написанного. Умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи предложений и текста под диктовку; потребность и способность к итоговому самоконтролю, умение проверять написанное.

Писать правильно слово «автомобиль», «семена», «электростанция», «электровоз», «электричество», «электрический», «экскурсия».


Местоимение

9

Находить местоимения среди других частей речи.

Определять наличие в тексте местоимений

Понимать, что такое местоимение.

Распознавать местоимения среди других частей речи Называть лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица.

Работать с таблицами склонений личных местоимений. Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме. Писать правильно слова: «металл», «металлический» Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями.

Раздельно писать предлоги с местоимениями.

Составлять небольшие тексты-диалоги, оценивать правильность употребления в них местоимений. Раздельно писать предлоги с местоимениями.

Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм. Раздельно писать предлоги с местоимениями.

Редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы местоимений.

Сочинять поздравительную открытку к 8 Марта. Умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи предложений и текста под диктовку; потребность и способность к итоговому самоконтролю, умение проверять написанное. Писать подробное изложение: делить текст на части, выделять основную мысль каждой части и всего текста в целом, озаглавливать текст и каждую его часть, передавать содержание текста на письме (с помощью письменной речи).



Глагол

32

Объяснять роль глаголов в нашем языке.

Называть, что обозначают глаголы.

Называть вопросы, на которые отвечают глаголы. Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении)

Называть время, число глагола.

Объяснять роль глагола в предложении. Трансформировать текст, изменяя время глагола.

Изменять глаголы прошедшего времени по родам в единственном числе. Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь). Умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи предложений и текста под диктовку; потребность и способность к итоговому самоконтролю, умение проверять написанное. Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь). Образовывать глаголы при помощи приставок и суффиксов.

Ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы: «что делать?» и «что сделать?». Определить роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, -ишь).

Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени.

Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов». Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме. Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания.

Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола. Умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи предложений и текста под диктовку; потребность и способность к итоговому самоконтролю, умение проверять написанное. Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени. Называть суффикс, с помощью которого образованы формы прошедшего времени. Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени.

Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов. Умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи предложений и текста под диктовку; потребность и способность к итоговому самоконтролю, умение проверять написанное.

Писать правильно -тся и -ться в возвратных глаголах.

Писать правильно слова: «гореть», «сверкать», «везде», «свитер», «назад», «вперёд»,


Повторение

18

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

Называть признаки текста: Называть типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Различать язык и речь.

Называть виды речи.

Объяснять назначение речи. Умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи предложений и текста под диктовку; потребность и способность к итоговому самоконтролю, умение проверять написанное. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения.

Разбирать предложение по членам.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации

Объяснять, что такое предложение.

Находить границы предложений.

Определять тип предложения. Находить и отмечать в словах орфограммы.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными. Находить ошибки; выяснять, что явилось причиной ошибочного написания. Писать подробное изложение: делить текст на части, выделять основную мысль каждой части и всего текста в целом, озаглавливать текст и каждую его часть, передавать содержание текста на письме (с помощью письменной речи). Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Приводить примеры всех орфограмм, изученных в 1-4 класса


Планируемые результаты учебного курса планируемые результаты по разделам

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник получит возможность научится:

• различать звуки и буквы;

• характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные

твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);

• знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Выпускник получит возможность научиться:

• проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму,

оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

• соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи

собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

• находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или

обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

• различать изменяемые и неизменяемые слова;

• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

• находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться:

• разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом; оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

Раздел «Лексика»

Выпускник получит возможность научится:

• выявлять слова, значение которых требует уточнения;

• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Выпускник получит возможность научиться:

• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

• подбирать антонимы для точной характеристики предметов

при их сравнении;

• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

• оценивать уместность использования слов в тексте;

• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Выпускник получит возможность научится:

• определять грамматические признаки имен существительных — род, число, падеж, склонение;

• определять грамматические признаки имен прилагательных —

род, число, падеж;

• определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

Выпускник получит возможность научиться:

• проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму;

оценивать правильность проведения морфологического разбора;

• находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник получит возможность научится:

• различать предложение, словосочетание, слово;

• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

• классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

• определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

• выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

• различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;

• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

• различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник получит возможность научится:

• применять правила правописания (в объеме содержания курса);

• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

• безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;

• писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в

соответствии с изученными правилами правописания;

• проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

• подбирать примеры с определенной орфограммой;

• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник получит возможность научится:

• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики,

поддерживать разговор);

• выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;

• самостоятельно озаглавливать текст;

• составлять план текста;

• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать тексты по предложенному заголовку;

• подробно или выборочно пересказывать текст;

• пересказывать текст от другого лица;• составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

• анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

• соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms сообщения, электронная почта,Интернет и другие виды и способы связи).


Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

В 1 классе домашние задания не задаются. Учитель планирует свою работу так, чтобы обеспечить полноценное усвоение каждым ребенком необходимых знаний, умений и навыков только на уроке.

В 1 классе используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы. Оценки фиксируются и накапливаются в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) и в портфолио.

Метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно). Предметные контрольные работы (один раз в четверть - обязательно).

Используется «Алгоритм самооценки». В первом классе алгоритм состоит из 4 вопросов:

  1. Какое было дано задание? (Учимся вспоминать цель работы)

  2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)

  3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки)

  4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс)

После проведения итоговых контрольных работ по предметам и диагностик метапредметных результатов используются таблицы результатов, в которые учитель выставляет отметка за каждое из заданий в таблицу результатов. Отметки в таблицы результатов выставляются в 1 классе в виде «+» (зачет, решение задачи, выполнение задания) или «-» ( задача не решена, задание не выполнено).

Отметки выставляются по пятибалльной шкале в начале 2-ого класса после повторения изученного материала за 1 класс (3-4 недели).

Во 2-4 классах отметки выставляются по пятибалльной шкале. В целях проверки уровня достижений планируемых результатов проводятся текущие и итоговые контрольные работы. Текущие контрольные работы проводятся сразу после изучения важных и крупных тем программы. Итоговые контрольные работы являются способом проверки достигнутых планируемых результатов, обеспечивающих дальнейшее обучение по предмету.

В 1-4 классах в конце года предусматривается выполнение комплексных контрольных работ.


Особенности организации контроля по русскому языку

Контроль за уровнем достижений обучающихся по русскому языку проводится в форме устной оценки и письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Тексты диктантов подбираются средней труд­ности с расчетом на возможность их выполне­ния всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов дик­танта). Текст не должен иметь слова на не изу­ченные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Неце­лесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учи­телем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по струк­туре, различны по цели высказывания и состо­ять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе.

Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы пред­ложения, устанавливать части текста, выписы­вать ту или иную часть текста.

Тестовые задания– динамичная форма про­верки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.


Учёт ошибок и оценка письменных контрольных работ

Диктант

Объем диктанта:

1-й класс- 15 - 17 слов.

2-й класс - 1 - 2 четверть - 25 - 35 слов, 3 - 4 четверть - 35 - 52 слова.

3-й класс - 1 - 2 четверть - 45 - 53 слова, 3 - 4 четверть - 53 - 73 слова.

4-й класс - 1 - 2 четверть - 58 - 77 слов, 3 - 4 четверть - 76 - 93 слова.

Оценки:

«5» - за работу, в которой нет ошибок.

«4» - за работу, в которой допущение 1-2 ошибки.

«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.

«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Учет ошибок в диктанте:

1.Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).

2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка».

Ошибкой считается:

1.Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.

2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями).

3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
За ошибку не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
Примечание

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык. При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок.


Грамматическое задание

 Оценки:

 «5» - без ошибок.

«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

«3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

 

Контрольный диктант

1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).
2. Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь);
перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова.
3. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
4. При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.
Оценки за контрольный диктант:
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;
«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок;
Оценки за грамматические задания:
«5» – всё верно;
«4» – не менее 3/4 верно;
«3» – не менее 1/2 верно;
«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;

Контрольное списывание

«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

«4» - за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1-2 исправления.

«3» - за работу, в которой допущены 2-3 ошибки.

«2» - за работу, в которой допущены 4 и более ошибок (2 класс); 3 и более ошибок (3-4 классы)


Алгоритм списывания

1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его (орфоэпическое чтение).

2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.

3. Выдели орфограммы в списываемом предложении.

4. Прочитай предложение так, как оно записано, то есть так, как будешь его себе диктовать (орфографическое чтение).

5. Повтори, глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.

6. Пиши, диктуя себе, как проговаривал два последних раза.

7. Проверь написанное предложение, отмечая дужками слоги в словах.

8. Подчеркни орфограммы в словах.


Словарный диктант

Объем:

2-й класс - 8-10 слов.

3-й класс - 10-12 слов.

4-й класс - 12-15 слов.

Оценки:

«5» - без ошибок.

«4» - 1 ошибка и 1 исправление; либо 2 ошибки без исправлений.

«3» - 2 ошибки и 1 исправление; либо 3 ошибки без исправлений.

«2» - 4-5 ошибок.

Тест

Оценки:

«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» - верно выполнено 3/4 заданий.

«3» - верно выполнено 1/2 заданий.

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.

 

Изложение и сочинение

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая — за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Изложение

Отметка за содержание и речевое оформление:

«5»- правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки,1-2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:

"5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.

"4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.

"3" – имеются  3-6 орфографические ошибки и 1-2 исправления.

"2" – имеются более 6 орфографических ошибок.

Сочинение

Отметка за содержание и речевое оформление:

"5" – логически последовательно раскрыта тема.

"4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.

"3" – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.

"2" – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.

Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:

"5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.

"4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.

"3" – имеются  3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

"2" – имеются  более 6 орфографических ошибок.

 Примечание

Учитывая, что данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения, а за сочинения и обучающие изложения выставляются только положительные оценки.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Данный учебно-методический комплекс по программе «Школа России» соответствует федеральному перечню учебников и учебных пособий.

Используемая литература

Учебники

1.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1.

2.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. 2020 г.




Тематическое планирование по русскому языку на 2021-2022 учебный год.



№№ п/п

Тема

Количество часов

Дата

план

Дата факт

I.

Повторение

11 ч



1.

Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

1

3.09


2.

Текст и его план.

1

4.09



3.

Типы текстов.

1

6.09



4.

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации

1

7.09


5.

Диалог. Обращение

1

8.09



6.

Изложение текста по вопросам.

1

10.09



7.

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения

1

11.09


8.

Страничка для любознательных.

Распространённые и нераспространённые предложения.

1

13.09


9.

Словосочетание. Что такое словосочетание.

1

14.09



10.

Входной контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

15.09


11.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Понятие об однородных членах предложения.

1

17.09


II.

Предложение

9 ч

12.

Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

18.09


13.

Сочинение по картине И.И. Левитана "Золотая осень"

1

20.09



14.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

21.09


15.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

22.09


16.

Наши проекты «Похвальное слово знакам препинания».

1

24.09



17.

Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного

1

25.09


18.

Сложное предложение и предложение с однородными членами

1

27.09


19.

Обучающее изложение

1

28.09



20.

Контрольный диктант по теме "Предложение"

1

29.09



III.

Слово в языке и речи

19 ч

21.

Анализ контрольного диктанта. Слово и его лексическое значение

1

1.10


22.

Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова

1

2.10


23.

Синонимы. Антонимы. Омонимы

1

4.10



24.

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

1

5.10



25-27.

Состав слова. Распознавание значимых частей слова

3

6.10

8.10

9.10






28.

Правописание гласных и согласных в корнях слов

1

11.10



29.

Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах

1

12.10


30.

Правописание приставок и суффиксов

1

13.10



31.

Разделительный твёрдый и мягкий знаки

1

15.10



32.

Части речи. Морфологические признаки частей речи

1

18.10



33.

Склонение имён существительных и имён прилагательных

1

19.10



34.

Имя числительное. Глагол

1

20.10



35.

Наречие как часть речи

1

22.10



36.

Правописание наречий

1

23.10



37.

Сочинение-отзыв по картине В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»

1

25.10


38.

Контрольный диктант по теме "Части речи"

1

26.10



39.

Работа над ошибками.

1

27.10



IV.

Имя существительное

41 ч

40.

Распознавание падежей имён существительных

1

29.10




41.

Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных

1

8.11


42.

Упражнение в распознавании одушевлённых имён существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже

1

9.11


43.

Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах

1

10.11


44.

Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные

1

12.11


45.

Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных

1

13.11


46.

Упражнение в распознавании имён существительных 1-го склонения

1

15.11


47.

Сочинение по картине А.А. Пластова "Первый снег"

1

16.11



48.

2-е склонение имён существительных

1

17.11



49.

Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения

1

19.11


50.

3-е склонение имён существительных

1

20.11



51.

Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения

1

22.11


52.

Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного

1

23.11


53.

Обучающее изложение

1

24.11



54.

Анализ изложения. Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных

1

26.11


55.

Именительный и винительный падежи

1

27.11



56.

Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже

1

29.11


57.

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных

1

30.11


58.

Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже

1

1.12


59-60.

Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах

2

3.12

4.12




61.

Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже

1

6.12


62.

Упражнение в правописании окончаний имён существительных в творительном падеже

1

7.12


63.

Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже

1

8.12


64.

Упражнение в правописании окончаний имён существительных в предложном падеже

1

10.12


65.

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах

1

11.12


66-67.

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных

2

13.12

14.12




68.

Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница»

1

15.12



69-70

Повторение безударных окончаний

2

17.12

18.12




71.

Контрольный диктант по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе"

1

20.12


72.

Анализ контрольного диктанта. Склонение имён существительных во множественном числе

1

21.12


73.

Именительный и родительный падежи имён существительных множественного числа

1

22.12


74.

Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа

1

24.12


75.

Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа

1

25.12


76.

Обучающее изложение

1

27.12



77.

Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе

1

28.12


78.

Контрольный диктант за первое полугодие

1

30.12



79.

Анализ контрольного диктанта. Проверочная работа

1

14.01



80.

Наши проекты

1

15.01



V.

Имя прилагательное

31 ч

81.

Имя прилагательное как часть речи

1

17.01



82.

Род и число имён прилагательных.

1

18.01



83.

Сочинение-описание «Моя любимая игрушка»

1

19.01



84.

Склонение имён прилагательных

1

21.01



85.

Сочинение на тему "Чем мне запомнилась картина В.А. Серова "Мика Морозов"

1

22.01


86.

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

1

24.01


87.

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже

1

25.01


88.

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже

1

26.01


89.

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже

1

28.01


90.

Именительный, винительный, родительный падежи

1

29.01



91.

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах

1

31.01


92.

Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода

1

1.02


93.

Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты

1

2.02


94.

Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода

1

4.02


95.

Склонение имён прилагательных женского рода

1

5.02



96.

Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода

1

7.02


97.

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода

1

8.02


98.

Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода

1

9.02


99.

Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных

1

11.02


100.

Изложение описательного текста

1

12.02



101.

Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных

1

14.02


102.

Склонение имён прилагательных во множественном числе

1

15.02



103.

Сочинение-отзыв по картине Н. К. Рериха «Заморские гости»

1

16.02


104.

Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа

1

18.02


105.

Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа

1

19.02


106.

Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа

1

21.02


107.

Обобщение по теме "Имя прилагательное"

1

22.02



108.

Сочинение-отзыв по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

1

23.02


109.

Обобщение по теме "Имя прилагательное". Проверка знаний

1

25.02


110.

Контрольный диктант по теме "Имя прилагательное"

1

26.02



111.

Анализ контрольного диктанта. Повторение

1

28.02



VI.

Местоимение

9 ч

112.

Местоимение как часть речи

1

1.03



113.

Личные местоимения

1

2.03



114.

Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам

1

4.03


115.

Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам

1

5.03



116.

Изменение личных местоимений по падежам

1

7.03



117.

Изложение повествовательного текста с элементами описания

1

8.03


118.

Анализ изложения. Обобщение по теме "Местоимение"

1

9.03



119.

Контрольный диктант по теме "Местоимение"

1

11.03



120.

Анализ контрольного диктанта. Повторение

1

12.03



VII.

Глагол

32 ч

121.

Роль глаголов в языке

1

14.03



122.

Изменение глаголов по временам

1

15.03


\

123-124.

Неопределённая форма глагола

2

16.03

18.03




125.

Изменение глаголов по временам

1

19.03



126.

Изложение повествовательного текста по цитатному плану

1

1.04



127.

Анализ изложения. Спряжение глаголов

1

2.04



128.

Спряжение глаголов

1

4.04



129.

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени единственного числа

1

5.04


130.

Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»

1

6.07


131.

I и II спряжение глаголов настоящего времени

1

8.04



132.

I и II спряжение глаголов будущего времени

1

9.04



133.

Наши проекты

1

11.04



134-137.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

4

12.04

13.04

15.04

16.04






138.

Возвратные глаголы

1


18.04


139-140.

Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах

2

19.04


20.04



141.


Закрепление изученного. Сочинение по сюжетным рисункам

1

22.04


142.

Правописание глаголов в прошедшем времени

1

23.04



143.

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени

1

25.04



144.

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени

1

26.04



145.

Изложение повествовательного текста по вопросам

1

27.04



146.

Контрольный диктант по теме "Глагол"

1

29.04



147.

Анализ контрольного диктанта. Повторение

1

30.04



148-149.

Обобщение по теме "Глагол"

2

2.05


3.05



150.

Изложение повествовательного текста

1

4.05



151.

Проверка знаний по теме "Глагол"

1

6.05



152.

Анализ изложения, тестовой работы. Повторение

1

7.05



VIII.

Итоговое повторение

18 ч

153.

Язык. Речь. Текст

1

9.05



154-156.

Предложение и словосочетание

3

10.05


11.05


13.05


157.

Лексическое значение слова

1

14.05



158.

Сочинение на тему "Мои впечатления от картины И.И. Шишкина "Рожь""

1

16.05



159-162.

Состав слова

4

17.05


18.05


20.05


21.05


163-164.

Части речи

2

23.05


24.05



165.

Изложение повествовательного текста

1

25.05



166.

Анализ изложения. Части речи

1

26.05



167.

Промежуточная аттестация

1

27.05



168.

Анализ контрольного диктанта. Повторение

1

28.05



169.

Звуки и буквы

1

30.05



170.

Игра "По галактике Частей Речи"

1

31.05





170 ч







































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!