Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса разработана в соответствии со следующими документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29.12.2012 г.;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 18 97 от 17.12.2010 г.);
Основная образовательная программа основного общего образования ФГОС ООО МБОУ «СОШ №1 г. Фокино» (приложение №3 к приказу №182 от 27.08.2021 г.);
Авторская программа по литературе 5-9 классы. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев. – М.: Просвещение, 2021 г.
Цели изучения предмета:
– формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
– формирование читательской культуры путём повышения качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст, расширения круга чтения.
Задачи изучения предмета:
– формирование читательских умений;
– создание условий для развития культуры устной и письменной речи;
– освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении;
– создание условий для овладения умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы.
Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее – к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Курс литературы в 6 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. Содержание курса включает произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.). Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор.
Место учебного предмета «Литература» в учебном плане
На изучение предмета в 6 классе учебным планом МБОУ «СОШ №1 г.Фокино» отводится 102 часа (3часа в неделю)
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
(для учителя)
Литература. Рабочие программы: под ред. В. Я. Коровиной. 5-9 класс— М. : Просвещение, 2021.
Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература: 6 класс: Учебник: В 2 ч., М.: «Просвещение», 2016г.
Н.В. Егорова Поурочные разработки по литературе 6 класс. Н.В. Егорова. М., «ВАКО», 2021.
Беляева Н. В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки — М. : Просвещение, 2017
(для учащихся)
Учебник «Литература». 6 класс» в 2-х частях. Под. ред. В.Я.Коровиной, М., «Просвещение», 2016г.
Электронные ресурсы
Художественная литература:
http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература
http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
Справочно-информационные и методические материалы:
1. http://lit.1september.ru/index.htm- Электронная версия газеты «Литература»
2. http://shkola.spb.ru/teacherjroom/index.phtml?id=79 «Питерская школа»
3. https://resh.edu.ru/subject/14/ Российская электронная школа
4. Образовательные порталы, сетевые сообщества учителей и методистов http://www.school.edu.ru/ — Российский общеобразовательный портал.
5.http://www.uroki.ru/ — Образовательный портал «Учёба».
6. http://www.edu-all.ru/ — Портал «Всеобуч» — всё об образовании.
7.http://katalog.iot.ru/ — Образовательные ресурсы сети Интернет.
8.http://pedsovet.org/ — Всероссийский Интернет-педсовет.
9.http://www.it-n.ru/ — Сеть творческих учителей.
10.http://www.mapryal.org/ — Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ).
11.http://som.fio.ru/ http://www.openclass.ru/ — Открытый класс.
12.http://pedsovet.alledu.ru/ — Педсовет.
13. http://www.uchmet.ru/ — Учебно-Методический портал.
14. http://festival.1september.ru/ — Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». http://nayrok.ru/ — Портал «На урок.ру».
15. http://www.ug.ru/ — Информационный сайт «Учительская газета».
16.http://ps.1september.ru/ — Газета «Первое сентября».
17. http://school-collection.edu.ru/ — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.Портреты русских и зарубежных писателей и поэтов
2.Раздаточный материал по литературе.
3. Тесты по темам и разделам программы.
4. Презентации к урокам.
4. Ноутбук.
5. Колонки.
6. Проектор.
7. Экран.
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации
Текущий контроль успеваемости по русскому языку осуществляется учителем на протяжении всего учебного года. К текущему контролю относятся: входной контроль, поурочный контроль, тематический (периодический) контроль.
Основные формы текущего контроля: устные (опрос, взаимоопрос, собеседование, заучивание текстов наизусть, сообщения); письменные (письменный опрос, тесты, сочинение), презентации, комбинированные (самоконтроль, рефлексия, смотр знаний, представление читательских интересов).
№ п/п | Вид проверочной работы | Количество работ | Периодичность |
1 | Входная диагностическая работа | 1 | сентябрь |
2 | Анализ лирического произведения | 3 | 1 раз в триместр |
3 | Контрольная работа | 1 | 1 раз за год |
4 | Сочинение | 3 | 1 раз в триместр |
| Тест | 3 | 1 раз в триместр |
5 | Практическая работа в рамках промежуточной аттестации | 1 | апрель |
Форма итоговой промежуточной аттестации: практическая работа. Практическая работу в рамках промежуточной аттестации считать итоговой (годовой) работой.
По итогам триместра – тест.
Планируемые результаты изучения русского языка в 6 классе
Личностные результаты
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД
осознанно планировать свой актуальный круг чтения;
владеть навыком осмысленного чтения;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
развивать мысль в логике поставленного вопроса;
аргументировать свою позицию;
уметь строить доказательство и опровержение;
применять приемы индуктивно-дедуктивного доказательства по аналогии;
владеть навыками коллективного планирования, делового партнёрского общения при написании проектных и исследовательских работ;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
владеть поисковыми умениями, умениями и навыками работать в сотрудничестве;
анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
анализировать истинность утверждений.
Регулятивные УУД
ответственно относиться к выполнению всего объёма дел;
охотно принимать помощь, проявлять интерес к мнению окружающих по поводу оценки его собственных способностей как организатора;
находить и представлять дополнительную информацию по теме;
давать отчёт о своих действиях;
планировать учебные действия, вносить изменения в план учебных действий в связи с изменением условий;
фиксировать факт расхождения действий и непроизвольно запомненной схемы, обосновывать свои действия по исправлению ошибок;
оценивать свои действия, испытывать потребность во внешней оценке своих действий;
уметь самостоятельно определять проблему, ставить учебные и жизненно - практические цели (в том числе в проектах), проверять достижимость целей, самостоятельно определять порядок действий;
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;
составлять план и последовательность действий;
ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно;
принимать решение в проблемной ситуации.
Коммуникативные УУД
аргументировать свою точку зрения, подтверждать фактами, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
проявлять готовность к групповой форме работы, воспринимать вопросы к собеседнику.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
осуществлять устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки;
давать развернутый ответ на вопрос, составлять рассказ о литературном герое, характеристику героя или героев (в том числе групповую, сравнительную;
свободно владеть монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в 6 классе произведений (в процессе беседы, интервью, сообщения, доклада и пр.);давать развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением;
писать сочинение - миниатюру, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 6 классе;
создавать рассказ-характеристику одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика);
создавать небольшой отзыв на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль;
создавать план будущего сочинения, доклада (простой и сложный);
свободно владеть письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 6 классе.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
воспринимать художественный текст как произведение искусства;
выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации.
Содержание учебного предмета
6 класс (102 часа)
ВВЕДЕНИЕ (1ч)
Беседа по ТБ. Художественное произведение. Автор и герой.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2ч)
Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки Развитие представлений)
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2ч)
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1ч)
Русские басни
Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце.
«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.
Теория литературы. Мораль в басне, аллегория (развитие понятий).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (47ч.)
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе.
И.А.Крылов «Осёл и соловей». Понятие об аллегории и морали
И.А. Крылов «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага
И.А.Крылов «Ларчик». Осуждение человеческих пороков в басне
Инсценирование басен И.А. Крылова
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы.
А.С. Пушкин «И.Пущину» Светлое чувство дружбы в стихотворении
А. С. Пушкин «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта
А.С. Пушкин «Зимнее утро». Мотив единства красоты человека, природы и жизни
Вн.чт. А.С.Пушкин. Тема дороги в лирике поэта («Зимняя дорога» и др.)
А.С. Пушкин «Дубровский» Дубровский старший и Троекуров. Картины жизни русского барства
А.С.Пушкин «Дубровский» Бунт крестьян. Роль эпизода в романе
Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой
Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма
А.С.Пушкин «Дубровский» Композиция романа
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
По данной теме предусмотрены следующие работы:
- Классное сочинение по роману А.С. Пушкина «Дубровский»
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.
«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).
По данной теме предусмотрена следующая работа:
- М. Ю. Лермонтов. Лирика. Анализ лирического произведения.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Вн.чт. И.С.Тургенев «Хорь и Калиныч» и другие рассказы из «Записок охотника»
Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).
Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
«Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
«Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).
По данной теме предусмотрены следующие работы:
- Ф. И. Тютчев. А. А. Фет. Лирика. Анализ лирического произведения.
- Контрольная работа по изученным произведениям.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (развитие понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
По данной теме предусмотрена следующая работа:
- Сочинение по сказу Н.С.Лескова «Левша»
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА (3ч.)
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»;
А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
По данной теме предусмотрена следующая работа:
- Анализ лирического произведения.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (23ч.)
Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа содержания рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.
Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Вн. чт. А.П.Платонов «Корова», «Цветок на земле»
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»;
Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний. Образ лирического героя фронтовой лирики.
Теория литературы. Лирический монолог
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).
По данной теме предусмотрена следующая работа:
- В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Составление речевой характеристики героев рассказа
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Писатели улыбаются
Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе.
«Критики». Особенности шукшинских необычных героев — «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищённости. Образ «странного» героя в литературе.
Вн. чт. В.М. Шукшин «Чудик», «Срезал»
«Странные» люди-герои Шукшина
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в стихотворениях поэтов XX века-7ч.
А.А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном» Поэтизация родной природы
С.А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали..», «Пороша»
Чувство любви к родной природе и Родине
А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
Поэтизация родной природы
Н.М. Рубцов «Звезда полей»
Тема Родины в поэзии поэта
Вн.чт. Н.М.Рубцов «Листья осенние», «В горнице»
Человек и природа в «Тихой лирике» поэта
Из литературы народов России-3ч
Габдулла Тукай «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине и своему родному краю
Кайсын Кулиев «Когда на меня навалилась беда…»,
«Каким бы ни был малый мой народ…»Тема бессмертия народа
По данной теме предусмотрены следующие работы:
- Практическая работа в рамках промежуточной итоговой аттестации.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (17 ч.)
АНТИЧНЫЕ МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ. ГОМЕРОВСКИЙ ЭПОС
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Н. А. Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».
Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о поэте.
«Илиада», «Одиссея» как героические эпические поэмы. Изображение героев и героических подвигов в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.
Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. «Вечные образы» в искусстве (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
Промежуточная итоговая аттестация. Собеседование.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. Притча (начальные представления)
Повторение (1 ч.)
Защита проектных работ.
Распределение учебных часов по разделам программы
в 6 классе
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | Реализация программы воспитания |
1 | Введение | 2 | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества |
2 | Устное народное творчество. | 4 | Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; |
3 | Из древнерусской литературы | 2 | Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества |
| Из литературы XVIII века | 1 | Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; |
4 | Произведения русских писателей ХIХ века | 50 | Воспитание духовно-нравственной личности, формирование духовного мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературным ценностям отечественной культуры, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; |
5 | Из русской литературы XX века | 23 | Воспитание духовно-нравственной личности, формирование духовного мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературным ценностям отечественной культуры |
6 | Из литературы народов России | 2 | Воспитание духовно-нравственной личности, формирование духовного мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературным ценностям отечественной культуры |
8 | Произведения зарубежных писателей | 17 | Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества |
9 | Повторение | 1 | Воспитание духовно-нравственной личности, формирование духовного мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературным ценностям отечественной культуры |
| Всего: | 102 | |
Тематическое планирование
уроков литературы в 6 классе
Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература: 6 класс: Учебник:
В 2 ч., М.: «Просвещение», 2016г.
3 часа в неделю, всего 102 часа
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
Введение-1ч |
| Беседа по ТБ. Художественное произведение. Автор и герой | 1 | | |
Устное народное творчество-2ч. |
| Устное народное творчество. Обрядовый фольклор | 1 | | |
| Пословицы, поговорки и загадки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость | 1 | | |
Из древнерусской литературы-2ч. |
| Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе» | 1 | | |
| Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях | 1 | | |
| Из литературы XVIII века | 1 | | |
| Русские басни И.И. Дмитриев «Муха». Особенности литературного языка XVIII века | 1 | | |
Из русской литературы XIX века-47ч. |
И.А. Крылов -4ч. |
| И.А.Крылов «Осёл и соловей». Понятие об аллегории и морали | | | |
| И.А. Крылов «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага | 1 | | |
| И.А.Крылов «Ларчик». Осуждение человеческих пороков в басне | 1 | | |
| Инсценирование басен И.А. Крылова | 1 | | |
А.С. Пушкин-13ч. |
| А.С. Пушкин «И.Пущину» Светлое чувство дружбы в стихотворении | 1 | | |
| А. С. Пушкин «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта | 1 | | |
| А.С. Пушкин «Зимнее утро». Мотив единства красоты человека, природы и жизни | 1 | | |
| Вн.чт. А.С.Пушкин. Тема дороги в лирике поэта («Зимняя дорога» и др.) | 1 | | |
| Р/р Двусложные размеры стиха. | 1 | | |
| А.С. Пушкин «Дубровский» Дубровский старший и Троекуров. Картины жизни русского барства | 1 | | |
| А.С.Пушкин «Дубровский» Бунт крестьян. Роль эпизода в романе | 1 | | |
| Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой | 1 | | |
| Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма | 1 | | |
| А.С.Пушкин «Дубровский» Композиция романа | 1 | | |
| Р/р Классное сочинение «Защита человеческой личности в повести А.С. Пушкина «Дубровский» | 1 | | |
| Р/р Классное сочинение «Защита человеческой личности в повести А.С. Пушкина «Дубровский» | 1 | | |
| Анализ сочинений. А.С.Пушкин «Повести Белкина» «Барышня-крестьянка» Сюжет и герои | 1 | | |
М.Ю. Лермонтов-5ч. |
| М.Ю. Лермонтов «Тучи». Чувство тоски и одиночества, любовь поэта-изгнанника к оставляемой Родине | 1 | | |
| М.Ю. Лермонтов «Три пальмы» Нарушение красоты и гармонии человека с миром | 1 | | |
| М.Ю. Лермонтов «Листок» Антитеза как основной композиционный приём в стихотворении | 1 | | |
| М.Ю. Лермонтов «Утёс», «На севере диком…» Особенности выражения темы одиночества | 1 | | |
| Р/р М.Ю.Лермонтов. Лирика. Трёхсложные размеры стиха | 1 | | |
И.С. Тургенев-4ч. |
| И.С. Тургенев «Бежин луг» Образы автора и рассказчика | 1 | | |
| И.С. Тургенев «Бежин луг» Образы крестьянских детей | 1 | | |
| И.С. Тургенев «Бежин луг» Роль картин природы в рассказе | 1 | | |
| Вн.чт. И.С.Тургенев «Хорь и Калиныч» и другие рассказы из «Записок охотника» | 1 | | |
Ф.И. Тютчев-3ч. |
| Ф.И. Тютчев «Неохотно и несмело» Особенности изображения природы | 1 | | |
| Ф.И. Тютчев «С поляны коршун поднялся…» Противопоставление судеб человека и коршуна. Роль антитезы в стихотворении | 1 | | |
| Ф.И. Тютчев «Листья» Динамические картины природы | 1 | | |
А.А. Фет-4ч. |
| А.А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила» Особенности изображения природы | 1 | | |
| А. А. Фет «Ещё майская ночь» Понятие о пейзажной лирике | 1 | | |
| А. А. Фет «Учись у них - у дуба, у берёзы…» Природа как естественный мир истинной красоты | 1 | | |
| Р/р. Анализ лирического стихотворения | 1 | | |
Н.А. Некрасов-3ч. |
| Н.А. Некрасов «Железная дорога». Автор и народ. Картины подневольного труда | 1 | | |
| Н. А.Некрасова « Железная дорога». Своеобразие языка и композиции стихотворения | 1 | | |
| Контрольная работа по творчеству И.С.Тургенева, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета | 1 | | |
Н.С. Лесков-4ч. |
| Анализ контрольных работ. Н.С. Лесков «Левша». Народ и власть | 1 | | |
| Н.С. Лесков «Левша». Язык сказа. Понятие об иронии | 1 | | |
| Н.С. Лесков «Левша». Подготовка к домашнему сочинению «Изображение лучших качеств русского народа» | 1 | | |
| Вн. чт. Н.С. Лесков «Человек на часах» Нравственные проблемы рассказа | 1 | | |
А.П. Чехов-4ч. |
| А.П. Чехов «Толстый и тонкий» Герои рассказа. Разоблачение лицемерия | 1 | | |
| А. П.Чехов. «Толстый и тонкий» Источники комического в рассказе | 1 | | |
| Итоговая работа за 1 полугодие | 1 | | |
| Вн. Чт. Рассказы Антоши Чехонте | 1 | | |
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века-3ч. |
| Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Чудный град порой сольётся…» А.К.Толстой «Где гнутся над омутом лозы…» | 1 | | |
| Я.П.Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе | 1 | | |
| Романсы на стихи русских поэтов | 1 | | |
Из русской литературы XX века-23ч. |
А.И.Куприн-2ч. |
| А.И.Куприн «Чудесный доктор». Герой и прототип | 1 | | |
| А.И.Куприн «Чудесный доктор» как рождественский рассказ. Тема служения людям | 1 | | |
А.С. Грин-2ч. |
| А.С. Грин «Алые паруса». Мечта и действительность | 1 | | |
| А.С.Грин «Алые паруса». Душевная чистота главных героев в повести | 1 | | |
А.П. Платонов-2ч. |
| А.П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок» Образы-символы сказки | 1 | | |
| Вн. чт. А.П.Платонов «Корова», «Цветок на земле» «Ни на кого не похожие» герои А.П.Платонова | 1 | | |
Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне-2ч. |
| К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» Трудные солдатские будни | 1 | | |
| Д.С.Самойлов «Сороковые» Образы и картины военного времени | 1 | | |
В.П. Астафьев-4ч. |
| В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой» Сюжет и герои | 1 | | |
| В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой» Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы | 1 | | |
| В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой» Нравственные проблемы рассказа | 1 | | |
| Р/р. В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой» Подготовка к домашнему сочинению | 1 | | |
В.Г. Распутин-5ч. |
| В.Г. Распутин «Уроки французского» Трудности послевоенного времени | 1 | | |
| В.Г. Распутин «Уроки французского» Стойкость главного героя | 1 | | |
| В.Г. Распутин «Уроки французского» Душевная щедрость учительницы | 1 | | |
| В.Г. Распутин «Уроки французского» Нравственная проблема рассказа | 1 | | |
| Подготовка к домашнему сочинению по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» | 1 | | |
В.М. Шукшин-2ч. |
| В.М. Шукшин «Критики» Образ «странного» героя в рассказе | 1 | | |
| Вн. чт. В.М. Шукшин «Чудик», «Срезал» «Странные» люди-герои Шукшина | 1 | | |
Ф.Искандер-4ч. |
| Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла» Влияние учителя на формирование детского характера | 1 | | |
| Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла» Юмор и его роль в рассказе | 1 | | |
| Классное сочинение по произведениям В.Г. Распутина. В.П. Астафьева, Ф.Искандера | 1 | | |
| Классное сочинение по произведениям В.Г. Распутина. В.П. Астафьева, Ф.Искандера | 1 | | |
Родная природа в стихотворениях поэтов XX века-7ч. |
| Анализ сочинения. А.А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном» Поэтизация родной природы | 1 | | |
| С.А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали..», «Пороша» Чувство любви к родной природе и Родине | 1 | | |
| А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» Поэтизация родной природы | 1 | | |
| Н.М. Рубцов «Звезда полей» Тема Родины в поэзии поэта | 1 | | |
| Вн.чт. Н.М.Рубцов «Листья осенние», «В горнице» Человек и природа в «Тихой лирике» поэта | 1 | | |
| Р/р. Родная природа в лирике поэтов XIX и XX века | 1 | | |
83. | Р/р Классное сочинение по произведениям русских поэтов XIX и XX века о Родине и родной природе | 1 | | |
Из литературы народов России-3ч. |
84. | Габдулла Тукай «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине и своему родному краю | 1 | | |
85. | Кайсын Кулиев «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малый мой народ…»Тема бессмертия народа | 1 | | |
86. | Тест в рамках промежуточной итоговой аттестации | 1 | | |
Из зарубежной литературы-17ч. |
Мифы Древней Греции-3ч. |
87. | Анализ теста. Мифы Древней Греции. Понятие о мифе. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия» | 1 | | |
88. | Подвиги Геракла. Миф «Яблоки Гесперид» Воля богов. Отвага героя | 1 | | |
89. | Вн.чт. Древнегреческие мифы | 1 | | |
Геродот-1ч. |
90 | Геродот «Легенда об Арионе» Жизненные испытания Ариона | 1 | | |
Гомер-3ч. |
91 | Гомер «Илиада» как героическая эпическая поэма | 1 | | |
92 | Гомер «Одиссея». Храбрость, сметливость героя | 1 | | |
93 | Вн.чт. Гомер «Одиссея» Песня о героических подвигах, мужественных героях | 1 | | |
М. Сервантес Сааведра-3ч. |
94 | М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот» Жизнь героя воображаемом мире | 1 | | |
95 | М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот» Нравственный смысл романа | 1 | | |
Ф.Шиллер-1ч. |
96 | Ф.Шиллер «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести | 1 | | |
Проспер Мериме-2ч. |
97 | Проспер Мериме «Маттео Фальконе» Природа и цивилизация. Понятие о новелле | 1 | | |
98 | Проспер Мериме «Маттео Фальконе». Отец и сын Фальконе, проблемы чести предательства | 1 | | |
Антуан де Сент-Экзюпери-4ч. |
99 | Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Дети и взрослые | 1 | | |
100 | Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» как философская сказка-притча | 1 | | |
101 | Вн.чт. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Вечные истины в сказке | 1 | | |
102 | Защита проектных работ | 1 | | |