Структура рабочей программы по предмету
РУССКИЙ ЯЗЫК
в 7 «а» классе на 2020-2021 уч. г.
1. Пояснительная записка. Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК
2. Результаты изучения предмета РУССКИЙ ЯЗЫК в 7 классе
3. Структура и содержание учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК в 7 классе
4. Тематический план на 2020-21 уч. г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РУССКИЙ ЯЗЫК
7 класс
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью, а также в соответствии с адаптированной основной образовательной программой школы.
ЦЕЛЬ предмета:
Развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
ЗАДАЧИ:
Расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения.
Ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений.
Использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач.
Программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
№ | Содержание УМК |
Программно - методическое обеспечение образовательного процесса: |
1 | А.К.Аксёнова «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания» в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя, М, «Просвещение», 2004 |
2 | Э.В.Якубовская «Дидактический материал для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида с методическими рекомендациями для учителя», М., «Просвещение», 2008 |
Учебники |
1 | Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская «Русский язык», 7 класс, М. «Просвещение», 2015 |
Рабочие тетради |
| Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская «Состав слова» (рабочая тетрадь для 5-9 классов), М. «Просвещение», 2002 |
| Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская «Имя существительное» (рабочая тетрадь для 5-9 классов), М. «Просвещение», 2002 |
| Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская «Имя прилагательное» (рабочая тетрадь для 5-9 классов), М. «Просвещение», 2002 |
| Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская «Глагол» (рабочая тетрадь для 5-9 классов), М. «Просвещение», 2002 |
| Е.Архипова «Развитие речи» (рабочая тетрадь), М., 1998 |
Учебники по предмету соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях для детей с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями).
Общая характеристика учебного предмета
Обучение предмету РУССКИЙ ЯЗЫК в образовательном учреждении для детей с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями) направлено на развитие у учащихся с проблемами в развитии устной и письменной речи, формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков, воспитание интереса к родному языку, их успешной адаптации в социуме.
Актуальность изучения предмета РУССКИЙ ЯЗЫК заключается в том, что дети с проблемами в развитии в большинстве случаев начинают говорить значительно позже своих нормально развивающихся сверстников. Процесс овладения речью у детей этой категории существенно затруднен вследствие неполноценности их психического и умственного развития. Это и определяет особенности работы с детьми на уроках русского языка, которые заключаются в коррекции и компенсации недостатков развития познавательных функций и личностных качеств учащихся.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА в 7 классе
Личностные результаты:
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ;
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, культуре других народов;
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
Овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире;
Владение навыками коммуникации и взаимодействия;
Способность к осмыслению картины мира, ее временной организации;
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
Формирование эстетических потребностей и чувств;
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания;
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творчеству, работе на результат.
Предметные результаты:
Достаточный уровень:
писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65—70 слов);
писать изложение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (до 70 слов);
подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять их в речи;
определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу;
находить орфограммы и решать орфографическую задачу (самостоятельно или с помощью учителя);
пользоваться школьным орфографическим словарем.
Минимальный уровень:
писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом;
исправлять текст;
подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя, правильно употреблять их в предложении;
решать орфографические задачи, опираясь на таблицу
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе. Кроме того, в классе ученики продвинутого уровня будут вовлекаться в дополнительную подготовку к урокам, участию в олимпиадах, конкурсах разного уровня.
На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию базовых учебных действий, которые формируют у школьников осознанное отношение к обучению и содействуют становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями:
1) осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности;
2) гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
3) адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
4) уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
5) активно включаться в общеполезную социальную деятельность; осознанно относиться к выбору профессии;
6)бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают:
1) вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
2) слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
3) излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
4) дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый - незнакомый и т.п.);
5) использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; 6)использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями:
1) принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
2) осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
3) осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
4) осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
1) дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
2) использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
3) применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
4) использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА в 7 классе
Грамматика и правописание. Изучение грамматики и правописания направлено на развитие устной и письменной речи, формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков, воспитание интереса к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Звуки и буквы. Раздел направлен на отработку навыков по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
Слово. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова, правописание приставок, сложных слов и т.п.). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор родственных слов) и др.
В 7 классе изучаются части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Предложение. Изучение предложений направлено на подготовку обучающихся с ОВЗ к самостоятельной жизни, к общению. Изучение этой темы способствует формированию у школьников навыков построения простого предложения, разной степени распространенности, простого предложения с однородными членами и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Связная речь. В течение всего года большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказывании. Подготовительные упражнения - ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение. В 7 классе обучающиеся выполняют разнообразные виды работ, направленные на развитие и коррекцию связной речи, такие как: работа с деформированным текстом; изложение с изменением лица и времени; изложение рассказа по коллективно составленному плану; сочинение по картине с дополнением предшествующих или последующих событий; продолжение рассказа по данному началу; составление рассказа по опорным словам; сочинение по личным наблюдениям, на основе экскурсий, практической деятельности, имеющихся знаний.
Также обучающимся прививаются навыки делового письма. В 7 классе учащиеся знакомятся с правилами написания объявления, заявления, заполнения бланков по платежам.
Словарь. В ходе всего учебного года обучающиеся знакомятся со значением и правописанием словарных слов: антракт, аппарат, бассейн, беречь, бригада, бутерброд, велосипед, гардероб, гастроном, государство, делегат, документ, кабинет, километр, лекарство, литература, манекен, мастер, масштаб, материк, милиция, монтаж, мороженое, мотор, насекомое, население, независимость, паспорт, патриот, планета, платформа, почерк, почтальон, программа, продавец, процент, революция, республика, рецепт, Россия, сантиметр, слесарь, спектакль, стадион, стеречь, температура, токарь, тренер, тренировать, тротуар, универмаг, хирург, хозяйство, центнер, чемодан, экзамен, электричество (57 слов).
9