СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку (8 класс Разумовская М.М.)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку (8 класс Разумовская М.М.)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Суховская средняя общеобразовательная школа

Пролетарского района Ростовской области







Согласовано

_____________ Л.А. Соснина

Протокол методического совета № 1

от «30» августа 2021 г.






Утверждаю:

Директор школы ____________ А.Г.Балабина

Приказ № 43

от «30» августа 2021 г




Согласовано

Зам. директора по УВР

_____________ С.А. Пучкова

от «30» августа 2021 г











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку



Учитель первой квалификационной категории

Корчева Елена Николаевна



8 класс













2021 год

1 РАЗДЕЛ - пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучающихся 8 класса МБОУ Суховской СОШ и составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

1.ФЗ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.12г

2. ФГОС ООО;

3.Устав МБОУ Суховской СОШ

4. ООП ООО МБОУ Суховской СОШ

5.Учебный план МБОУ Суховской СОШ

6.Локальный акт «О рабочей программе, учебных курсов, предметов дисциплин (модулей)»

7.Федеральный перечень учебников, утверждённых, рекомендованных к использованию в образовательном процессе.

8.Авторской программы по русскому языку к учебнику для 8 класса общеобразовательной школы авторов М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова (М.: Дрофа, 2019).

В состав УМК входит учебник (Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2019;), согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учебном заведении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать, пользоваться им в жизни как основным средством общения. В соответствии с целью обучения в программе усилена речевая направленность курса: расширена понятийная основа обучения связной речи, теория приближена к потребностям практики, чтобы помочь обучающимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

-развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

-формирование УУД: познавательных, регулятивных, коммуникативных;

-формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Внесённые изменения в авторскую программу состоят в обеспечении языкового развития обучающихся. Необходимо помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на русском языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения




В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

8 класс рассматривается как переходный от начального этапа учения к основному.

Приоритетные формы и методы работы с обучающимися:

-обобщающая беседа по изученному материалу;

-проверка знаний при помощи тестов;

-индивидуальный устный опрос;

-фронтальный опрос;

- выборочная проверка упражнения;

- взаимопроверка;

- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

- написание сочинений;

-письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм;

-Контрольное списывание;

-Зрительные диктанты.

Сроки реализации программы: данная рабочая программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку и реализует основные идеи стандарта второго поколения для основной школы. Программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю), но из-за того, что некоторые часы выпадают на праздничные дни, то получается 102 часа, остальной материал будет пройден за счет уплотнения материала. Программа реализуется в 2021-2022 учебном году.

Структура рабочей программы на 2021-2022 учебный год включает 4 раздела, включая титульный лист:

1.Пояснительная записка.

2.Планируемые предметные результаты курса.

3.Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.

4.Календарно-тематическое планирование.


2 РАЗДЕЛ – планируемые результаты

К концу 8 класса обучающиеся должны владеть следующими умениями:

по орфоэпии: правильно произносить употребительные сложносокращённые слова; употребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться орфоэпическим словарём;

по лексике и фразеологии: употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учётом условий и задач общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; свободно пользоваться различными видами лексических словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);

по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3—5 звеньев; опознавать изученные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов);

по морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в 7 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);

по орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарём;

по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 7 классе; правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи.

Основные умения по разделу «Речь».

  • Чтение. Осмысленно и бегло читать учебные тексты, выразительно читать тексты художественного стиля.

  • Анализ текста. Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему, основную мысль текста; составлять простой план. Выделять в тексте типы речи – описание предмета, повествование, рассуждение. Определять стиль (разговорный, художественный, деловой); находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля.

  • Воспроизведение текста. Подробно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение; сохранять их строение (типы речи и стиль). Сжато пересказывать (устно и письменно) тексты такого же строения.

  • Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания; развивать мысли в пределах абзаца с помощью зачинов, раскрывать тему и основную мысль высказывания; писать сочинения (описание предмета или животного, повествование и рассуждение на темы из жизни учащихся). Составлять деловые инструкции, объявления.

  • Совершенствование текста. Находить и исправлять недочѐты в содержании высказывания и его построении.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

По орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи.

По лексике: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением.

По морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор изученных частей речи.

По морфологии: образовывать формы изученных частей речи.

По синтаксису: образовывать словосочетания с именем числительным, прилагательным, местоимением и причастием в качестве главного и зависимого слова.

По орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами.

По пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте.

По связной речи, чтению и работе с информацией: использовать в речи изученные группы слов, исходя из их текстообразующей функции, стиля речи.

Речь и речевое общение.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

  • понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь их объяснять.

Речевая деятельность

Выпускник получит возможность научиться

  • понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического (в том числе текстов СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию прочитанных текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

  • извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения.

  • выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

  • участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;

  • анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата

Письмо

Выпускник получит возможность научиться:

  • писать рецензии, рефераты;

  • составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты,

  • писать резюме, деловые письма, объявления с учетом внеязыковых требований, предъявляемым к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Текст

Выпускник получит возможность научиться

  • создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Выпускник получит возможность научиться:

  • различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

  • создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля, участие в дискуссиях на учебно-научные темы; объявление как жанры официально-делового стиля; выступление, принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учетом внеязыковых требований, предъявляемым к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

  • анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшой убеждающей речью.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция

Выпускник получит возможность научиться:

  • характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Выпускник получит возможность научиться:

  • опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

  • выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

  • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности.

Лексикология и фразеология

Выпускник получит возможность научиться:

  • объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

  • аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

  • опознавать омонимы разных видов;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

  • извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе и мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать синонимические средства морфологии;

  • различать грамматические омонимы;

  • опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

  • извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе и мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать синонимические средства синтаксиса;

  • опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

  • анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Выпускник получит возможность научиться:

  • демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

  • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Культуроведческая компетенция. Язык и культура

Выпускник получит возможность научиться:

  • характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа-носителя языка;

  • анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.



3 РАЗДЕЛ - содержание курса русского языка


п/п

Раздел

Количество часов

О языке

1

Язык и речь. Повторение и обобщение изученного в 5-7 классах

13

Синтаксис и пунктуация

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса

43

Простое осложненное предложение

38

Прямая и косвенная речь

7


Итого

102


СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

О языке

Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.

Выдающиеся лингвисты: И. И. Срезневский

Язык и речь. Повторение и обобщение изученного в 5-7 классах

Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения. Лексическое и грамматическое значения слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.

Систематизация сведений о тексте, стилях, типах речи, строении текста; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.

Жанры публицистики: репортаж, портретный очерк, проблемная статья. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно- композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.

Высказывания, ориентированные на жанр репортажа: репортаж-повествование о событии (посещение театра, экскурсии, походе); репортаж-описание памятника истории или культуры (родного города, посёлка, улицы, музея).

Высказывание, ориентированное на жанр портретного очерка (рассказ об интересном человеке)

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса

Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слова. Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение словосочетания.

Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания (повторение). Прямой и обратный порядок слов. Интонация простого предложения и её элементы. Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи. Интонация простого предложения и её элементы. Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи. Интонация побудительных, восклицательных вопросительных предложений, передающая различные эмоциональные оттенки значения.

Культура речи. Правильное построение словосочетаний с разными видами подчинительной связи: управлением и согласованием.

Риторический вопрос, вопросно- ответная форма изложения как стилистические приёмы, повышающие выразительность речи

Синтаксис простого предложения

Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка тире между подлежащим и сказуемым.

Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительными оборотами.

Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием и сложносокращенными словами.

Синонимика составных сказуемых. Единство видо-временных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.

Обстоятельства времени как средство связи предложений в повествовательных текстах; их синонимика.

Стилистическая роль сравнительных оборотов и определений в изобразительной речи

Односоставные простые предложения.

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего назывные) и в форме сказуемого (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные). Особенности интонации простого односоставного предложения.

Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы.

Наблюдение за использованием в художественном тексте односоставных предложений

Неполные предложения. Понятие о неполных предложениях. Особенности интонации простого неполного предложения.

Наблюдение за использованием неполных предложений в разговорной (в диалоге) в книжной речи

Простое осложненное предложение

Предложения с однородными членами.

Однородные члены предложения, их признаки. Однородные члены, с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами. Особенности интонации простого предложения с однородными членами

Выдающиеся лингвисты: Ф.Ф. Фортунатов

Правильное построение предложений с союзами не только…, но и…; как …, так и… .

Синонимика рядов однородных членов с различными союзами и без союзов. Использование разных типов сочетания однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами)как средство выразительности речи.

Предложения с обращениями, вводными словами (словосочетаниями, предложениями), междометиями

Обращение нераспространенное и распространённое, знаки препинания при обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Особенности интонации предложений с вводными словами и предложениями.

Правильно произношение сочетаний русских имен и отчеств, использующихся в роли обращения. Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в разговорной речи. Наблюдение за использованием обращений в разных стилях речи, а также в художественных текстах как средство характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.

Синонимика вводных слов, стилистических различий между ними. Вводные слова как средство связи предложений в тексте.

Предложения с обособленными членами.

Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения. Особенности интонации предложений с обособленными и уточняющими членами.

Правильное построение предложений с обособленными определениями и обстоятельствами.

Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения и сопоставимых с ними синтаксических конструкций (обособленных определений и составных сказуемых, обособленных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, и простых сказуемых). Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, как средство связи предложений в тексте.

Прямая и косвенная речь.

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог. Интонация предложений с прямой речью. Интонационное своеобразие диалога. Культура речи. Замена прямой речи косвенной. Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи.

4 РАЗДЕЛ – календарно-тематическое планирование


п/п

Раздел

Тема

Количество часов

Контрольные, практические работы

О языке

Русский язык - национальный язык русского народа

1


Язык и речь. Повторение и обобщение изученного в 5-7 классах

Р/Р Речь и ее виды

Р/Р Функциональные разновидности языка

Алфавит и его практическое использование

Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречиях

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

Слитное и раздельное написание не и ни с местоимениями и наречиями

Употребление в тексте частицы ни

Употребление дефиса

Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи

Типы речи

Работа над ошибками

Способы и средства связи предложений в тексте

13

Контрольная работа № 1. Диктант с грамматическим заданием «Гроза»


Синтаксис и пунктуация

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса

Словосочетания именные и глагольные

Виды связи в словосочетании: согласование

Виды связи в словосочетании: управление

Виды связи в словосочетании: примыкание

Употребление словосочетаний в речи

Предложение и его типы

Интонация простого предложения

Главные члены предложения

Анализ изложения

Подлежащее и способы его выражения

Сказуемое и способы его выражения

Способы выражения сказуемого

Тире между подлежащим и сказуемым

Правильное согласование главных членов предложения

Второстепенные члены предложения

Определение

Приложение

Дополнение

Обстоятельство

Обстоятельства, выраженные сравнительным оборотом

Работа над ошибками

Порядок слов в предложении

Интонация простого предложения

Р/Р Репортаж как жанр публицистики

Круглый стол «Слово отчего края»

Виды односоставных предложений

Определенно-личные предложения

Анализ изложения

Неопределенно-личные предложения

Обобщенно-личные предложения

Безличные предложения

Назывные предложения

Неполные предложения

Знаки препинания в неполных предложениях

Односоставные предложения

Употребление односоставных предложений в речи

Р/Р Жанры публицистики (продолжение). Статья

Р/Р Статья

43

Контрольная работа №2 Изложение «Уроки жизни»

Контрольная работа №3. Диктант с грамматическим заданием «Волга»

Контрольная работа №4. Изложение «Царскосельский лицей»

Контрольная работа №5. Сочинение «Чтение… Что дает оно человеку?»


Простое осложненное предложение

Понятие об однородности членов предложения

Пунктуация при однородных членах предложения

Средства связи между однородными членами предложения

Однородные и неоднородные определения

Средства связи между однородными членами предложения.

Знаки препинания при различных союзах

Определения однородные неоднородные

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Анализ изложения

Знаки препинания при обобщающих словах

Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения»

Работа над ошибками

Обращение

Выделение обращения на письме

Предложения с вводными конструкциями

Вводные конструкции как речевая категория

Вводные слова и омонимичные конструкции

Вводные конструкции и знаки препинания при них

Вставные конструкции

Предложения с междометиями и словами да, нет

Предложения с междометиями и словами да, нет

Обобщающий урок по теме «Обращение, вводные слова и вставные конструкции»

Работа над ошибками

Понятие об обособлении. Обособление определений

Обособление определений, выраженных причастным оборотом

Обособление одиночных и несогласованных определений

Обособление приложений

Обособление определений и приложений

Работа над ошибками

Обособленные обстоятельства

Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями

Уточняющие члены предложения

Р/Р Портретный очерк

Р/Р Портретный очерк

38

Р/Р Контрольная работа №6. Изложение «Озеро Байкал»

Контрольная работа № 7. Диктант по теме «Однородные члены предложения» «В лесу»

Контрольная работа №8 Диктант с грамматическим заданием «Дом Чайковского»

Контрольная работа № 9. Диктант с грамматическим заданием

Контрольная работа №10. Сочинение в жанре портретного очерка


Прямая и косвенная речь

Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. Анализ сочинения

Диалог

Употребление косвенной речи

Цитаты и их оформление на письме

Урок-деловая игра "Мы делаем газету"

Обобщающий урок по курсу русского языка в 8 классе

7

Итоговая контрольная работа



№ п/п

Сроки проведения урока

Тема урока

Количество часов

Примечание

Плановые

Скорректированные

О языке (1ч.)

02.09


Русский язык - национальный язык русского народа

1


Язык и речь. Повторение и обобщение изученного в 5-7 классах (13ч.)

06.09


Р/Р Речь и ее виды

1


07.09


Р/Р Функциональные разновидности языка

1


09.09


Алфавит и его практическое использование

1


13.09


Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречиях

1


14.09


Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

1


16.09


Слитное и раздельное написание не и ни с местоимениями и наречиями

1


20.09


Употребление в тексте частицы ни

1


21.09


Употребление дефиса

1


23.09


Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи

1


27.09


Типы речи

1


28.09


Контрольная работа № 1. Диктант с грамматическим заданием «Гроза»

1


30.09


Работа над ошибками

1


04.10


Способы и средства связи предложений в тексте

1


Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса (43ч)

05.10


Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса

1


07.10


Словосочетания именные и глагольные

1


11.10


Виды связи в словосочетании: согласование

1


12.10


Виды связи в словосочетании: управление

1


14.10


Виды связи в словосочетании: примыкание

1


18.10


Употребление словосочетаний в речи

1


19.10


Предложение и его типы

1


21.10


Интонация простого предложения

1


25.10


Главные члены предложения

1


26.10


Контрольная работа №2 Изложение «Уроки жизни»

1


28.10


Анализ изложения

1


08.11


Подлежащее и способы его выражения

1


09.11


Сказуемое и способы его выражения

1


11.11


Способы выражения сказуемого

1


15.11


Тире между подлежащим и сказуемым

1


16.11


Правильное согласование главных членов предложения

1


18.11


Второстепенные члены предложения

1


22.11


Определение

1


23.11


Приложение

1


25.11


Дополнение

1


29.11


Обстоятельство

1


30.11


Обстоятельства, выраженные сравнительным оборотом

1


02.12


Контрольная работа №3. Диктант с грамматическим заданием «Волга»

1


06.12


Работа над ошибками

1


07.12


Порядок слов в предложении

1


09.12


Интонация простого предложения

1


13.12


Р/Р Репортаж как жанр публицистики

1


14.12


Круглый стол «Слово отчего края»

1


16.12


Виды односоставных предложений

1


20.12


Определенно-личные предложения

1


21.12


Контрольная работа №4. Изложение «Царскосельский лицей»

1


23.12


Анализ изложения

1


27.12


Неопределенно-личные предложения

1


28.12


Обобщенно-личные предложения

1


10.01


Безличные предложения

1


11.01


Назывные предложения

1


13.01


Неполные предложения

1


17.01


Знаки препинания в неполных предложениях

1


18.01


Односоставные предложения

1


20.01


Употребление односоставных предложений в речи

1


24.01


Р/Р Жанры публицистики (продолжение). Статья

1


25.01


Р/Р Статья

1


27.01


Контрольная работа №5. Сочинение «Чтение… Что дает оно человеку?»

1


Простое осложненное предложение (38ч)

31.01


Понятие об однородности членов предложения

1


01.02


Пунктуация при однородных членах предложения

1


03.02


Средства связи между однородными членами предложения

1


07.02


Однородные и неоднородные определения

1


08.02


Средства связи между однородными членами предложения.

1


10.02


Знаки препинания при различных союзах

1


14.02


Определения однородные неоднородные

1


15.02


Р/Р Контрольная работа №6. Изложение «Озеро Байкал»

1


17.02


Обобщающие слова при однородных членах предложения. Анализ изложения

1


21.02


Знаки препинания при обобщающих словах

1


22.02


Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения»

1


24.02


Контрольная работа № 7. Диктант по теме «Однородные члены предложения» «В лесу»

1


28.02


Работа над ошибками

1


01.03


Обращение

1


03.03


Выделение обращения на письме

1


07.03


Предложения с вводными конструкциями

1


10.03


Вводные конструкции как речевая категория

1


14.03


Вводные слова и омонимичные конструкции

1


15.03


Вводные конструкции и знаки препинания при них

1


17.03


Вставные конструкции

1


21.03


Предложения с междометиями и словами да, нет

1


22.03


Предложения с междометиями и словами да, нет

1


04.04


Обобщающий урок по теме «Обращение, вводные слова и вставные конструкции»

1


05.04


Контрольная работа №8 Диктант с грамматическим заданием «Дом Чайковского»

1


07.04


Работа над ошибками

1


11.04


Понятие об обособлении. Обособление определений

1


12.04


Обособление определений, выраженных причастным оборотом

1


14.04


Обособление одиночных и несогласованных определений

1


18.04


Обособление приложений

1


19.04


Обособление определений и приложений

1


21.04


Контрольная работа № 9. Диктант с грамматическим заданием

1


25.04


Работа над ошибками

1


26.04


Обособленные обстоятельства



28.04


Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями

1


03.05


Уточняющие члены предложения

1


05.05


Р/Р Портретный очерк

1


10.05


Р/Р Портретный очерк

1


12.05


Контрольная работа №10. Сочинение в жанре портретного очерка

1


Прямая и косвенная речь (7 ч.)

16.05


Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. Анализ сочинения

1


17.05


Диалог

1


19.05


Употребление косвенной речи

1


23.05


Цитаты и их оформление на письме

1


24.05


Итоговая контрольная работа

1


26.05


Урок-деловая игра "Мы делаем газету"

1


30.05


Обобщающий урок по курсу русского языка в 8 классе

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!