Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Филипповская основная общеобразовательная школа»
Октябрьского района Курской области
Принята заседании Введена в действие
Педагогического совета приказом по МКОУ «Филипповская
основная общеобразовательная школа»
Протокол № 1 от 29 августа 2020 г. № 48
от 27.08.2020г. Директор
___________ Тарасов А. И.
Рабочая программа
по русскому языку
для 1-4 классов
Разработчики:
Дюмина С. И.
Квалификационная категория: первая
д. Алябьева
г.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе:
-Требований государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС ООО);
-Примерной основной образовательной программы начального общего образования (в части учебного предмета «Русский язык»)
-Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г №189) с изменениями и дополнениями;
-Учебного плана МКОУ «Филипповская основная общеобразовательная школа» на 2020-2021 учебный год;
-Календарного учебного графика МКОУ «Филипповская основная общеобразовательная школа» на 2020-2021 учебный год;.
-Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Филипповская основная общеобразовательная школа»
- Учебно-методического комплекта для 1-4 классов общеобразовательных учреждений.
УМК представлен авторской программой для общеобразовательных школ УМК «Школа России» «Русский язык» авторов: В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. В состав УМК входят:
Учебники, рабочие тетради:
Обучение грамоте
1.Горецкий В. Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1.
2.Горецкий В. Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2.
Прописи
1. Горецкий В. Г. , Федосова Н. А. Пропись 1.
2. Горецкий В. Г. , Федосова Н. А. Пропись 2.
3. Горецкий В. Г. , Федосова Н. А. Пропись 3.
Русский язык
1.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 1 класс.
2.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч.1,2
3.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч.Ч.1,2
4.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник.4 класс. В 2 ч.Ч.1,2
Рабочие тетради (Русский язык)
1. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс.
2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Ч. 1,2.
3. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. Ч. 1,2.
4. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. Ч. 1,2.
Методические пособия.
Горецкий В.Г. и др. Обучение грамоте: поурочные разработки: 1 класс
Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку: 1 класс.
Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс.
Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку: 3 класс.
Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку: 4 класс.
Место предмета в учебном плане:
На изучение русского языка отводится 675 часов
Рабочая программа рассчитана:
в 1 классе - 165 учебных часов,
во 2 классе – 170 учебных часов в год, 5 часов в неделю,
в 3 классе – 136 учебных часов в год, 4 часа в неделю,
в 4 классе – 136 учебных часов в год, 4 часа в неделю
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок
начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
3. Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог.Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса .Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щни др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов), (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова);
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительныео и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
•безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь)
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Наименование темы/ раздела | Кол-во часов |
| Обучение письму | 20 |
1 | Прописи – первая учебная тетрадь. Тренировка мелкой моторики руки. | 1 |
2 | Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки | 1 |
3 | Обводка рисунков по контуру. Письмо овалов и полуовалов. | 1 |
4 | Рисование полуовалов и кругов | 1 |
5 | Письмо длинных прямых наклонных линий. | 1 |
6 | Письмо наклонных длинных линий с закруглением внизу | 1 |
7 | Письмо элементов букв. | 1 |
8 | Письмо больших и маленьких овалов, коротких наклонных линий. | 1 |
9 | Письмо коротких и длинных линий. | 1 |
10 | Повторение и обобщение пройденного материала по русскому языку. Письмо к наклонных линий. | 1 |
11 | Письмо коротких и длинных линий. | 1 |
12 | Письмо строчной и заглавной букв А, а | 1 |
13 | Письмо строчной заглавной букв О, о. | 1 |
14 | Письмо строчной и заглавной букв И, и. | 1 |
15 | Повторение и обобщение изученных звуков и обозначающих их букв. Функция этих букв в слоге-слиянии. Заглавная буква И. | 1 |
16 | Письмо строчной буквы ы. | 1 |
17 | Письмо строчной и заглавной букв У, у. | 1 |
18 | Письмо строчной и заглавной букв У, у. | 1 |
19 | Закрепление и повторение изученного. | 1 |
20 | Письмо изученных букв | 1 |
| Обучение письму | 73 |
21 | Письмо строчной буквы н. | 1 |
22 | Письмо заглавной буквы Н | 1 |
23 | Письмо строчной буквы с. | 1 |
24 | Письмо заглавной буквы С. (с.16) | 1 |
25 | Повторение изученного материала. Письмо изученных букв. | 1 |
26 | Письмо строчной буквы к. | 1 |
27 | Письмо заглавной буквы К. | 1 |
28 | Письмо строчной буквы т. | 1 |
29 | Письмо заглавной буквы Т. | 1 |
30 | Повторение и закрепление изученного, закрепление написания слов. | 1 |
31 | Письмо строчной и заглавной букв Л, л. | 1 |
32 | Буквы Л, л | 1 |
33 | Письмо строчной буквы р. | 1 |
34 | Письмо заглавной буквы Р. | 1 |
35 | Повторение и закрепление изученного, закрепление написания слов. | 1 |
36 | Письмо строчной буквы в. | 1 |
37 | Письмо заглавной буквы В. | 1 |
38 | Письмо строчной буквы е. | 1 |
39 | Письмо заглавной буквы Е. | 1 |
40 | Повторение изученного. Письмо слов предложений . | 1 |
41 | Письмо строчной буквы п. | 1 |
42 | Письмо заглавной буквы П | 1 |
43 | Письмо строчной и заглавной букв М, м | 1 |
44 | Письмо слов с буквами М, м. | 1 |
45 | Повторение изученного. Письмо слов и предложений. | 1 |
46 | Повторение изученного. Письмо слов и предложений. | 1 |
47 | Письмо строчной и заглавной буквы З, з. | 1 |
48 | Письмо слов и предложений с буквами З, з. | 1 |
49 | Письмо строчной буквы б. | 1 |
50 | Письмо заглавной буквы Б. | 1 |
51 | Повторение изученных тем по русскому языку. Письмо с изученными буквами | 1 |
52 | Письмо строчной буквы д. | 1 |
53 | Письмо заглавной буквы Д. | 1 |
54 | Письмо строчной я. | 1 |
55 | Письмо заглавной буквы Я. | 1 |
56 | Работа по развитию речи. Списывание текстов. | 1 |
57 | Письмо строчной и заглавной буквы Г, г. | 1 |
58 | Письмо заглавной буквы Г. | 1 |
59 | Письмо текстов с изученными буквами. | 1 |
60 | Письмо текстов с изученными буквами. | 1 |
61 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | 1 |
62 | Письмо строчной буквы ч. | 1 |
63 | Письмо заглавной буквы Ч. Правописание сочетаний ЧА-ЧУ. | 1 |
64 | Письмо буквы Ь | 1 |
65 | Письмо буквы Ь | 1 |
66 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | 1 |
67 | Письмо строчной буквы ш. | 1 |
68 | Письмо заглавной буквы Ш. Правописание сочетания ШИ | 1 |
69 | Письмо букв Ж, ж. | 1 |
70 | Письмо букв Ж, ж. Правописание сочетаний ЖИ-ШИ. | 1 |
71 | Правописание сочетания ЖИ-ШИ. | 1 |
72 | Написание строчной буквы ё. | 1 |
73 | Заглавная буква Ё. | 1 |
74 | Письмо букв Й, й. | 1 |
75 | Письмо букв Й, й. | 1 |
76 | Закрепление правописания ЖИ-ШИ, ЧА-ЧУ. | 1 |
77 | Написание заглавной и строчной букв Х, х. | 1 |
78 | Написание заглавной буквы Х, слов и предложений с ней. | 1 |
79 | Написание строчной и заглавной букв Ю, ю. | 1 |
80 | Написание предложений с буквами Ю, ю. | 1 |
81 | Проверка и закрепление правописания изученных букв | 1 |
82 | Письмо букв Ц, ц. | 1 |
83 | Письмо слов и слогов с буквой Ц. | 1 |
84 | Написание строчной буквы э | 1 |
85 | Написание заглавной буквы Э. | 1 |
86 | Письмо текстов с изученными буквами | 1 |
87 | Письмо букв Щ, щ. | 1 |
88 | Письмо букв Щ, щ. Правописание сочетаний ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА. | 1 |
89 | Написание букв Ф, ф. | 1 |
90 | Написание букв Ф, ф. | 1 |
91 | Письмо текстов с изученными буквами. | 1 |
92 | Письмо слов с разделительными Ь и Ъ | 1 |
93 | Итоговый урок по букварному периоду «Азбуки» | 1 |
| Обучение письму | 22 |
94 | Оформление предложений в тексте. | 1 |
95 | Повторение изученного. Письмо слов, предложений о Родине. | 1 |
96 | Повторение пройденного материала: Ь как показатель мягкости. | 1 |
97 | Слова, отвечающие на вопросы Кто?, Что? | 1 |
98 | Слова, отвечающие на вопросы Что делать? Что сделать? | 1 |
99 | Слова, отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? На материале произведений А.С. Пушкина. | 1 |
100 | Повторение изученного материала: непарные по звонкости/глухости мягкости/твердости согласные звуки и соответствующие им буквы | 1 |
101 | Повторение изученного материала: способы обозначения звука [й’] на письме, двойной роли букв У, Ё, Ю, Я. | 1 |
102 | Повторение тем «Слог», «Ударение». | 1 |
103 | Правописание сочетаний жи – ши. | 1 |
104 | Правописание сочетаний ча – ща. | 1 |
105 | Правописание сочетаний чу – щу. | 1 |
106 | Заглавная буква в именах собственных. | 1 |
107 | Повторение лексического материала «Азбуки» | 1 |
108 | Комплексное повторение изученного материала по фонетике, графике, орфографии. | 1 |
109 | Повторение и закрепление пропедевтических сведений по морфемике. | 1 |
110 | Повторение материала по лексике на материале темы «Труд кормит, а лень портит». | 1 |
111 | Повторение синтаксиса на базе предложений тематической группы «Школа» | 1 |
112 | Комплексное повторение на материале слов темы «Люби все живое» | 1 |
113 | Итоговое занятие «Проверим себя и оценим свои достижения» (азбука 2ч. с.109) | 1 |
114 | Контрольное списывание. | 1 |
115 | Подготовка к изучению начального курса русского языка | 1 |
| | |
| Наша речь | 2 ч |
1. | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей . | 1ч. |
2. | Язык и речь. Устная и письменная речь( общее представление) | 1ч. |
Текст, предложение, диалог | 3 ч |
3. | Текст и предложение (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста | 1ч. |
4. | Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль( | 1ч. |
5. | Диалог ( общее представление). | 1ч. |
Слова, слова, слова… | 4 ч |
6. | Роль слов в речи. Р/Р Составление текста по рисунку и опорным словам. | 1ч. |
7. | Слова-названия предметов. признаков, действий, предметов и явлений. | 1ч. |
8. | Тематические группы слов. Слова- названия предметов, отвечающие на вопрос что? и кто? Вежливые слова. | 1ч. |
9. | Однозначные и многозначные слова ( общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка. | 1ч. |
Слово и слог. Ударение | 6 ч |
10. | Слово как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. | 1ч. |
11. | Слово и слог. Выделение слогов в слове. Анализ слоговых моделей слов. | 1ч. |
12. | Перенос слов( общее представление) Правило переноса слов с одной строки на другую. | 1ч. |
13. | Правила переноса части слова с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов. | 1ч. |
14. | Ударение ( общее представление) .Способы выделения ударения. Графическое обозначение ударения. Ударные и безударные слоги. | 1ч. |
15. | Ударение. Ударные и безударные слоги | 1ч. |
Звуки и буквы | 34 ч |
16. | Звуки и буквы. | 1ч. |
17. | Звуки и буквы. Условные обозначения звуков. | 1ч. |
18. | Алфавит, или азбука.. | 1ч. |
19. | Алфавит. Алфавитный порядок слов. | 1ч. |
20. | Гласные звуки. | 1ч. |
21. | Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. | 1ч. |
22. | Слова с буквой э . | 1ч. |
23. | Ударные и безударные гласные звуки. | 1ч. |
24. | Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах | 1ч. |
25. | Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах . | 1ч. |
26. | Обозначение гласных звуков буквами в безударных слогах двусложных слов. | 1ч. |
27. | Наблюдение над словами с непроверяемыми безударными гласными. | 1ч. |
28. | Согласные буквы, обозначающие согласные звуки. | 1ч. |
29. | Удвоенные согласные. Перенос слов с удвоенными согласными. | 1ч. |
30. | Буквы й и и . Звук [й’ ] и звук [и ] .Перенос слов с буквой й . | 1ч. |
31. | Твёрдые и мягкие согласные звуки. | 1ч. |
32. | Парные твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме буквами е, ё, ю, я, и, ь. | 1ч. |
33. | Твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме буквами е, ё, ю, я, и, ь. | 1ч. |
34. | Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. | 1ч. |
35. | Обозначение мягкости согласного звука Перенос слов с мягким знаком. | 1ч. |
36. | Правописание слов с мягким знаком. | 1ч. |
37. | Особенности глухих и звонких согласных звуков. | 1ч. |
38. | Парные звонкие и глухие согласные звуки. | 1ч. |
39. | Наблюдение над обозначением парных по глухости-звонкости согласных звуков буквами на конце слова. | 1ч. |
40. | Обозначение буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова. | 1ч. |
41. | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова. | 1ч. |
42. | Шипящие согласные звуки. | 1ч. |
43 | Проект «Скороговорки» | 1 ч. |
44. | Слова с буквосочетаниями чк, чт, чн. | 2ч. |
45. | Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1ч. |
46. | Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши. | 1ч. |
47. | Правописание слов с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу. | 1ч. |
48 | Правописание слов с изученными буквосочетаниями. Проверочный диктант. | 1ч |
49. | Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в географических названиях. | 1ч. |
50. | Заглавная буква в кличках животных. Проект: «Сказочная страничка» в названиях сказок — изученные правила письма» | 1ч. |
| Итого: | 165 ч |
Тематическое планирование 2 класс
№ п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов |
| Наша речь | 4 |
1. | Знакомство с учебником. Какая бывает речь ? | 1 |
2. | Что можно узнать о человеке по его речи? | 1 |
3. | Как отличить диалог от монолога? | 1 |
4. | Проверка знаний | 1 |
| Текст | 5 |
5. | Что такое текст? | 1 |
6. | Что такое тема и главная мысль текста? | 1 |
7. | Части текста | 1 |
8. | Диктант. | 1 |
9. | Работа над ошибками | 1 |
| Предложение | 13 |
10. | Что такое предложение? | 1 |
11. | Какие знаки препинания ставятся в конце предложения? | 1 |
12. | Как из слов составить предложение? | 1 |
13. | Контрольное списывание | 1 |
14. | Что такое главные члены предложения? | 1 |
15. | Что такое второстепенные члены предложения? | 1 |
16. | Подлежащее и сказуемое- главные члены предложения | 1 |
17. | Что такое распространённые и нераспространённые предложения? | 1 |
18. | Как установить связь слов в предложении? | 1 |
19. | Развитие речи. Обучающее сочинение по картине. | 1 |
20. | Анализ сочинений. | 1 |
21. | Контрольный диктант. | 1 |
22. | Работа над ошибками. | 1 |
| Слова, слова, слова… | 20 |
23. | Что такое лексическое значение слова? | 1 |
24. | Что такое лексическое значение слова? | 1 |
25. | Что такое однозначные и многозначные слова? | 1 |
26. | Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? | 1 |
27. | Что такое синонимы? | 1 |
28. | Что такое антонимы? | 1 |
29. | Что такое антонимы? | 1 |
30. | Что такое антонимы? | 1 |
31. | Контрольный диктант | 1 |
32. | Работа над ошибками. Что такое родственные слова? | 1 |
33. | Что такое родственные слова? | 1 |
34. | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | 1 |
35. | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | 1 |
36. | Какие бывают слоги? | 1 |
37. | Как определяют ударный слог? | 1 |
38. | Как переносить слова с одной строки на другую? | 1 |
39. | Обучающее сочинение по серии картинок | 1 |
40. | Проверочная работа | 1 |
41. | Контрольный диктант | 1 |
42. | Работа над ошибками | 1 |
| Звуки и буквы | 34 |
43. | Как различить звуки и буквы? | 1 |
44. | Как мы используем алфавит? | 1 |
45. | Как мы используем алфавит? | 1 |
46. | Какие слова пишутся с заглавной буквы? | 1 |
47. | Как определить гласные звуки? | 1 |
48. | Контрольный диктант | 1 |
49. | Работа над ошибками | 1 |
50 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1 |
51 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1 |
52 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1 |
53 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1 |
54 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1 |
55 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | 1 |
56 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | 1 |
57 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | 1 |
58. | Развитие речи. Обучающее сочинение. | 1 |
59. | Диктант | 1 |
60. | Работа над ошибками. Проверочная работа | 1 |
61. | Как определить согласные звуки? | 1 |
62 | Согласный звук [й ] и буква и краткое | 1 |
63 | Согласный звук [й ] и буква и краткое | 1 |
64. | Слова с удвоенными согласными | 1 |
65. | Развитие речи. Сочинение по картине А. С. Степанова «Лоси» | 1 |
66. | Наши проекты. И в шутку, и всерьёз. | 1 |
67 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | 1 |
68 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | 1 |
69. | Как обозначить мягкость согласного звука на письме? | 1 |
70 | Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными. | 1 |
71 | Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными. | 1 |
72. | Контрольный диктант. | 1 |
73. | Проверочная работа. | 1 |
74. | Работа над ошибками. | 1 |
75. | Наши проекты. Пишем письмо | 1 |
76. | Обобщающий урок | 1 |
| Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. | 29 |
77. | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН. | 1 |
78. | Развитие речи. Обучающее изложение. | 1 |
79. | Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные» | 1 |
80. | Контрольный диктант | 1 |
81. | Работа над ошибками. Закрепление знаний. | 1 |
82. | Наши проекты. Рифма. | 1 |
83 | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ | 1 |
84 | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ | 1 |
85. | Проверь себя | 1 |
86. | Как отличить звонкие согласные от глухих? | 1 |
87. | Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Как отличить звонкие согласные от глухих? | 1 |
88. | Проверка парных согласных в корне слова. | 1 |
89. | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. | 1 |
90. | Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста. | 1 |
91 | Правописание парных звонких и глухих на конце слова. | 1 |
92 | Правописание парных звонких и глухих на конце слова. | 1 |
93 | Правописание парных звонких и глухих на конце слова. | 1 |
94 | Правописание парных звонких и глухих на конце слова. | 1 |
95. | Изложение повествовательного текста по вопросам плана. | 1 |
96. | Проверка знаний | 1 |
97. | Диктант. | 1 |
98. | Работа над ошибками. Обобщение изученного материала. | 1 |
99 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 1 |
100 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 1 |
101 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 1 |
102. | Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала. | 1 |
103. | Контрольное списывание. | 1 |
104. | Обучающее сочинение «Зимние забавы» | 1 |
105. | Обобщение изученного материала. Проверка знаний. | 1 |
| Части речи | 47 |
106 | Что такое части речи? | 1 |
107 | Что такое части речи? | 1 |
108. | Что такое имя существительное? | 1 |
109. | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 |
110. | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных. | 1 |
111. | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. | 1 |
112. | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов, газет. | 1 |
113. | Заглавная буква в написаниях кличек животных. Развитие речи. | 1 |
114. | Заглавная буква в географических названиях. | 1 |
115. | Развитие речи. Обучающее изложение. | 1 |
116. | Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. | 1 |
117. | Диктант | 1 |
118. | Работа над ошибками. | 1 |
119 | Единственное и множественное число имён существительных. | 1 |
120 | Единственное и множественное число имён существительных. | 1 |
121 | Единственное и множественное число имён существительных. | 1 |
122. | Обучающее изложение. | 1 |
123. | Проверка знаний. | 1 |
124. | Диктант. | 1 |
125. | Работа над ошибками. | 1 |
126 | Что такое глагол? | 1 |
127 | Что такое глагол? | 1 |
128 | Что такое глагол? | 1 |
129 | Единственное и множественное число глагола | 1 |
130. | Единственное и множественное число глагола | 1 |
131. | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 1 |
132. | Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол» | 1 |
133. | Что такое текст- повествование? | 1 |
134. | Проверка знаний. | 1 |
135. | Что такое имя прилагательное? | 1 |
136. | Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 |
137. | Прилагательные близкие и противоположные по значению. | 1 |
138. | Единственное и множественное число имён прилагательных. | 1 |
139. | Что такое текст-описание? | 1 |
140. | Проверка знаний. | 1 |
141. | Общее понятие о предлоге. | 1 |
142. | Раздельное написание предлогов со словами. | 1 |
143. | Восстановление предложений. | 1 |
144. | Проверка знаний. | 1 |
145. | Диктант. | 1 |
146. | Работа над ошибками. | 1 |
147 | Что такое местоимение? | 1 |
148 | Что такое местоимение? | 1 |
149. | Что такое текст-рассуждение? | 1 |
150. | Проверка знаний. | 1 |
151. | Контрольный диктант. | 1 |
152. | Работа над ошибками. | 1 |
| Повторение | 18 |
153. | Повторение по теме « Текст» | 1 |
154. | Сочинение по картине И. И. Шишкина | 1 |
155 | Повторение по теме «Предложение» | 1 |
156 | Повторение по теме «Предложение» | 1 |
157 | Повторение по теме «Слово и его значение» | 1 |
158 | Повторение по теме «Слово и его значение» | 1 |
159 | Повторение по теме «Части речи» | 1 |
160 | Повторение по теме «Части речи» | 1 |
161. | Повторение по теме «Звуки и буквы» | 1 |
162. | Повторение по теме «Правила правописания» | 1 |
163. | Контрольное списывание. | 1 |
164 | Повторение изученного материала по итогам контрольных работ | 1 |
165 | Повторение изученного материала по итогам контрольных работ | 1 |
166 | Повторение изученного материала по итогам контрольных работ | 1 |
167 | Повторение изученного материала по итогам контрольных работ | 1 |
168 | Повторение изученного материала по итогам контрольных работ | 1 |
169 | Повторение изученного материала по итогам контрольных работ | 1 |
170 | Повторение изученного материала по итогам контрольных работ | 1 |
| ИТОГО: | 170 |
Тематическое планирование 3 класс
№ п\п | Наименование раздела, тема урока | Кол-во часов |
| Язык и речь | 2 |
1 | Наша речь. Виды речи. | 1 |
2 | Наш язык. | 1 |
| Текст. Предложение. Словосочетание. | 11 |
3 | Текст. Типы текстов | 1 |
4 | Предложение. Виды предложений по цели высказывания. | 1 |
5 | Виды предложений по интонации. | 1 |
6 | Предложение с обращением. | 1 |
7 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 |
8 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 |
9 | Простое и сложное предложение. | 1 |
10 | Простое и сложное предложение. | 1 |
11 | Словосочетание. | |
12 | Словосочетание. | 1 |
13 | Контрольный диктант №1 | 1 |
| Слово в языке и речи | 18 |
14 | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | 1 |
15 | Синонимы. Антонимы. | 1 |
16 | Омонимы. | 1 |
17 | Слово и словосочетание. | 1 |
18 | Фразеологизмы. | 1 |
19 | Обучающее изложение. | 1 |
20 | Части речи | 1 |
21 | Имя существительное. | 1 |
22 | Имя прилагательное. | 1 |
23 | Глагол. | 1 |
24 | Что такое имя числительное. | 1 |
25 | Однокоренные слова | 1 |
26 | Звуки и буквы. Гласные звуки. | 1 |
27 | Звуки и буквы. Согласные звуки. | 1 |
28 | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. | 1 |
29 | Обучающее изложение. | 1 |
30 | Обобщение и закрепление изученного. Проект «Рассказ о слове» | 1 |
31 | Контрольный диктант №2 | 1 |
| Состав слова | 14 |
32 | Что такое корень слова? Как найти корень в слове? | 1 |
33 | Сложные слова. | 1 |
34 | Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | 1 |
35 | Окончание слова. | 1 |
36 | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | 1 |
37 | Значения приставок. | 1 |
38 | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | 1 |
39 | Значения суффиксов. | 1 |
40 | Сочинение по картине А. А. Рылова «В голубом просторе» | 1 |
41 | Что такое основа слова. | 1 |
42 | Обобщение изученного. | 1 |
43 | Контрольный диктант №3 | 1 |
44 | Обучающее изложение | 1 |
45 | Проект «Семья слов» | 1 |
| Правописание частей слова | 23 |
46 | В каких значимых частях слова есть орфограммы? Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 |
47 | Правописание слов с безударными гласными в корне.. | 1 |
48 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 |
49 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 |
50 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 |
51 | Обучающее изложение. | 1 |
52 | Правописание слов непроизносимыми согласными. | 1 |
53 | Правописание слов непроизносимыми согласными. | 1 |
54 | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 |
55 | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 |
56 | Сочинение по картине В. М. Васнецова «Снегурочка» | 1 |
57 | Контрольный диктант №4 | 1 |
58 | Правописание суффиксов и приставок. | 1 |
59 | Правописание суффиксов и приставок | 1 |
60 | Правописание суффиксов и приставок | 1 |
61 | Правописание приставок и предлогов. | 1 |
62 | Правописание приставок и предлогов. | 1 |
63 | Правописание слов с разделительным твердым знаком. | 1 |
64 | Контрольный диктант №5 | 1 |
65 | Разделительный твердый и мягкий знаки. | 1 |
66 | Разделительный твердый и мягкий знаки. | 1 |
67 | Обучающее изложение | 1 |
68 | Проект «Составляем орфографический словарь». | 1 |
| Части речи | 61 |
69 | Части речи. | 1 |
| Имя существительное | 27 |
70 | Значение и употребление имён существительных в речи. | 1 |
71 | Значение и употребление имён существительных в речи. | 1 |
72 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | 1 |
73 | Обучающее изложение. | 1 |
74 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 |
75 | Проект «Тайны имени». | 1 |
76 | Число имен существительных. | 1 |
77 | Число имен существительных. | 1 |
78 | Род имен существительных. | 1 |
79 | Род имен существительных. | 1 |
80 | Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. | 1 |
81 | Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. | 1 |
82 | Обучающее изложение | 1 |
83 | Контрольный диктант №6 | 1 |
84 | Склонение имен существительных | 1 |
85 | Падеж имен существительных. | 1 |
86 | Сочинение по картине Билибина И.Я. «Иван-царевич и лягушка-квакушка». | 1 |
87 | Именительный падеж. | 1 |
88 | Родительный падеж. | 1 |
89 | Дательный падеж. | 1 |
90 | Винительный падеж. | 1 |
91 | Творительный падеж. | 1 |
92 | Предложный падеж. | 1 |
93 | Обучающее изложение. | 1 |
94 | Обобщение изученного. Проект «Зимняя страничка» | 1 |
95 | Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень». | 1 |
96 | Контрольный диктант №7 | 1 |
| Имя прилагательное | 15 |
97 | Значение и употребление имен прилагательных в речи | 1 |
98 | Значение и употребление имен прилагательных в речи | 1 |
99 | Роль прилагательных в тексте. | 1 |
100 | Текст-описание. Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-лебедь». | 1 |
101 | Род имен прилагательных. | 1 |
102 | Изменение имен прилагательных по родам. | 1 |
103 | Изменение имен прилагательных по родам. | 1 |
104 | Контрольный диктант № 8 | 1 |
105 | Число имен прилагательных | 1 |
106 | Число имен прилагательных | 1 |
107 | Изменение имен прилагательных по падежам. | 1 |
108 | Изменение имен прилагательных по падежам. | 1 |
109 | Обобщение изученного. | 1 |
110 | Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками» | 1 |
111 | Проект «Имена прилагательные в загадках». | 1 |
| Местоимение | 4 |
112 | Личные местоимения. | 1 |
113 | Изменение личных местоимений по родам. | 1 |
114 | Местоимение. | 1 |
115 | Обучающее изложение. | 1 |
| Глагол | 14 |
116 | Значение и употребление глаголов в речи. | 1 |
117 | Значение и употребление глаголов в речи. | 1 |
118 | Неопределенная форма глагола. | 1 |
119 | Неопределенная форма глагола. | 1 |
120 | Число глаголов. | 1 |
121 | Времена глаголов. | 1 |
122 | Времена глаголов. 2-лицо глаголов. | 1 |
123 | Изменение глаголов по временам. | 1 |
124 | Обучающее изложение. | 1 |
125 | Род глаголов в прошедшем времени. | 1 |
126 | Правописание частицы не с глаголами | 1 |
127 | Обобщение изученного. | 1 |
128 | Обобщение изученного. | 1 |
129 | Контрольный диктант №9 | 1 |
| Повторение | 7 | |
130 | Части речи. | 1 |
131 | Обобщение изученного о слове, предложении. | 1 |
132 | Правописание окончаний имен прилагательных. | 1 |
133 | Правописание приставок и предлогов. | 1 |
134 | Правописание безударных гласных. | 1 |
135 | Итоговый контрольный диктант. | 1 |
136 | Текст. Сочинение «Почему я жду летних каникул» | 1 |
| Итого: | 136 |
Тематическое планирование 4 класс
№ п/п | Наименование раздела, тема урока | Кол-во часов |
| Повторение | 10 |
1 | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык. | 1 |
2 | Язык и речь. Формулы вежливости. | 1 |
3 | Текст и его план. | 1 |
4 | Обучающее изложение. | 1 |
5 | Анализ изложения. Типы текстов. | 1 |
6 | Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. | 1 |
7 | Диалог. Обращение. | 1 |
8 | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 |
9 | Контрольный диктант по теме «Повторение» | 1 |
10 | Словосочетание. | 1 |
| Предложение | 6 |
1 | Однородные члены предложения(общее понятие). | 1 |
2 | Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 |
3 | Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень" | 1 |
4 | Наши проекты. | 1 |
5 | Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. | 1 |
6 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | 1 |
| Слово в языке и речи | 17 |
1 | Слово и его лексическое значение. | 1 |
2 | Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. | 1 |
3 | Синонимы, антонимы, омонимы. | 1 |
4 | Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. | 1 |
5 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова. | 1 |
6 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова. | 1 |
7 | Правописание гласных и согласных в корнях слов. | 1 |
8 | Правописание приставок и суффиксов. | 1 |
9 | Разделительные твердый и мягкий знаки. | 1 |
10 | Обучающее изложение. | 1 |
11 | Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи. | 1 |
12 | Склонение имен существительных и имен прилагательных. | 1 |
13 | Имя числительное. Глагол. | 1 |
14 | Наречие как часть речи. | 1 |
15 | Правописание наречий. | 1 |
16 | Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» | 1 |
17 | Контрольный диктант | 1 |
| Имя существительное | 30 |
1 | Распознавание падежей имен существительных. | 1 |
2 | Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных. | 1 |
3 | Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах. | 1 |
4 | Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные. | 1 |
5 | Три склонения имен существительных(общее представление).1-е склонение имен существительных. | 1 |
6 | Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» | 1 |
7 | 2-е склонение имен существительных. | 1 |
8 | Упражнение в распознавании имен существительных 2-госклонения | 1 |
9 | 3-е склонение имен существительных. | 1 |
10 | Упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения | 1 |
11 | Обучающее изложение. | 1 |
12 | Анализ изложения. Падежные окончания имен существительных 1,2,3-го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных. | 1 |
13 | Именительный и винительный падежи. | 1 |
14 | Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже. | 1 |
15 | Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже. | 1 |
16 | Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах | 1 |
17 | Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже. | 1 |
18 | Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. | 1 |
19 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. | 1 |
20 | Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница». | 1 |
21 | Контрольный диктант. | 1 |
22 | Анализ контрольного диктанта. Повторение. | 1 |
23 | Склонение имен существительных во множественном числе. | 1 |
24 | Именительный падеж имен существительных множественного числа. | 1 |
25 | Родительный и винительный падеж имен существительных множественного числа. | 1 |
26 | Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа. | 1 |
27 | Обучающее изложение. | 1 |
28 | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе. | 1 |
29 | Контрольный диктант . | 1 |
30 | Анализ контрольного диктанта. Проверочная работа. | 1 |
| Имя прилагательное | 25 |
1 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 |
2 | Род и число имен прилагательных. | 1 |
3 | Описание игрушки. | 1 |
4 | Склонение имен прилагательных. | 1 |
5 | Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика Морозов» | 1 |
6 | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. | 1 |
7 | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном и родительном падежах. | 1 |
8 | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. | 1 |
9 | Именительный, винительный, родительный падежи. | 1 |
10 | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. | 1 |
11 | Выборочное изложение описательного текста .Наши проекты. | 1 |
12 | Анализ изложения. Склонение имен прилагательных женского рода. | 1 |
13 | Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода. | 1 |
14 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода. | 1 |
15 | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода. | 1 |
16 | Изложение описательного текста. | 1 |
17 | Анализ изложения. Склонение имен прилагательных во множественном числе. | 1 |
18 | Сочинение –отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости». | 1 |
19 | Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа. | 1 |
20 | Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа. | 1 |
21 | Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа. | 1 |
22 | Обобщение по теме «Имя прилагательное» | 1 |
23 | Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» | 1 |
24 | Контрольный диктант | 1 |
25 | Анализ контрольного диктанта. Повторение. | 1 |
| Местоимение | 7 |
1 | Местоимение как часть речи. Личные местоимения. | 1 |
2 | Изменение личных местоимений 1-го,2-го лица по падежам | 1 |
3 | Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам. | 1 |
4 | Изменение личных местоимений по падежам. | 1 |
5 | Изложение повествовательного текста с элементами описания | 1 |
6 | Контрольный диктант | 1 |
7 | Анализ контрольного диктанта. Повторение. | 1 |
| Глагол | 27 |
1 | Роль глаголов в языке. | 1 |
2 | Изменение глаголов по временам. | 1 |
3 | Неопределенная форма глагола. | 1 |
4 | Изменение глаголов по временам. | 1 |
5 | Изложение повествовательного текста по цитатному плану. | 1 |
6 | Анализ изложения. Спряжение глаголов. | 1 |
7 | Спряжение глаголов. | 1 |
8 | 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. | 1 |
9 | Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода» | 1 |
10 | I и II спряжение глаголов настоящего времени. | 1 |
11 | I и II спряжение глаголов будущего времени. | 1 |
12 | Наши проекты. | 1 |
13 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | 1 |
14 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | 1 |
15 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | 1 |
16 | Возвратные глаголы. | 1 |
17 | Правописание –тся и – ться в возвратных глаголах. | 1 |
18 | Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок. | 1 |
19 | Правописание глаголов в прошедшем времени. | 1 |
20 | Изложение повествовательного текста по вопросам. | 1 |
21 | Контрольный диктант | 1 |
22 | Анализ контрольного диктанта. Повторение. | 1 |
23 | Обобщение по теме «Глагол». | 1 |
24 | Обобщение по теме «Глагол». | 1 |
25 | Изложение повествовательного текста. | 1 |
26 | Проверка знаний по теме «Глагол» | 1 |
27 | Анализ изложения. Повторение. | 1 |
| Повторение | 14 |
1 | Язык. Речь. Текст. | 1 |
2 | Предложение и словосочетание. | 1 |
3 | Предложение и словосочетание. | 1 |
4 | Лексическое значение слова. | 1 |
5 | Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И. Шишкина «Рожь» | 1 |
6 | Состав слова. | 1 |
7 | Состав слова. | 1 |
8 | Части речи. | 1 | |
9 | Изложение повествовательного текста по цитатному плану. | 1 |
10 | Анализ изложения. Части речи. | 1 |
11 | Итоговый контрольный диктант. | 1 |
12 | Анализ контрольного диктанта. Повторение. | 1 |
13 | Звуки и буквы. | 1 |
14 | Игра «По галактике Частей Речи». | 1 |
4