СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Перспектива"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 4 класса.»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 760 ИМЕНИ А.П. МАРЕСЬЕВА»


Адрес: 129347, Москва, Ярославское шоссе, 147 тел./факс: 8-499-182-66-20

сайт: http://schsv760.mskobr.ru тел.: 8-499-182-66-19

электронная почта: [email protected] 8-499-182-66-26


«Утверждаю»
Директор школы

___________ /Курмышова О. А./
«______»____________2016 г.





«Согласовано»
Заместитель директора по содержанию ____________/Гармаш В.Ю./




Рабочая программа

по русскому языку в 4 классе

учителя начальных классов

Пинаевой Валентины Николаевны



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол №1 от 30.08.2016 г.




Москва

2016 год


Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Русский язык» 4 класс создана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального образования;

  • Программы начального общего образования. – М.: «Просвещение», 2012;

  • Программы курса «Русский язык» под редакцией Климановой Л.Ф., – М.: «Просвещение», 2012;

  • Учебного плана школы на 2016-2017 учебный год.


В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:

1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);

2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

Современное обучение русскому языку не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

  • развитие коммуникативных умений;

  • развитие нравственных и эстетических чувств;

  • развитие способностей к творческой деятельности.



Общая характеристика учебного предмета

Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.

Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трех принципов:

- коммуникативного;

- познавательного;

- принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.

Коммуникативный принцип предусматривает:

  • осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством общения;

  • развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);

  • знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);

  • формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;

  • развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записки, письма, объявления и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной;

  • организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.



Познавательный принцип предполагает:

  • усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;

  • развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;

  • поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме;

  • осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т. е. до образования того или иного понятия);

  • освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;

  • осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;

  • рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;

  • формирование смыслового, а не озвучивающего чтения, объектом внимания учащихся становится как звуковая сторона слова, так и его смысл, значение;

  • поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звуко-буквенной и формально-грамматической (абстрактной) его формы.


Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:

  • пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;

  • формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности;

  • развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от науки о языке» (последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);

  • знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;

  • творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.


Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта.

Изучение русского языка на основе этих принципов создаёт реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребенка», становится доступным и интересным для учащихся.

Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нём системно-деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах.

Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода.

Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией.

Обучение русскому языку имеет личностно-ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно-иллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем — как деятельность по их усвоению.

Познавательная направленность обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления.

Большое значение придаётся изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой (содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка. Обращение к семантической стороне языка создаёт условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.


Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-символической деятельностью, но и освоение основ

мыслительного процесса — анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях (сравнение, классификация, систематизация и обобщение).

В число основных содержательных линий Программы входят:

• основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, состав слова, грамматика;

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание Программы и подходы к изучению русского языка имеют ряд особенностей. Так, изучению состава слова предшествуют упражнения на словообразование. Другой особенностью является подход к изучению частей речи, меняющий отношение учащихся к слову. Если при изучении лексики учащиеся имеют дело с единичным словом и его значением, то при освоении грамматики они работают с целой группой (классом) слов, имеющих общие признаки. Здесь важна не столько функция наименования, сколько функция обобщения, освоение которой необходимо для развития абстрактно-логического мышления (способ образования понятий).

Для того чтобы изучение грамматики стало важнейшим элементом развития речи и мышления учащихся, а не тренировкой их памяти, в содержание включено формирование умений классифицировать (группировать) слова по разным основаниям (смысловым и формально-грамматическим). Эти учебные умения помогают учащимся различать особенности работы со словом с его конкретным значением в лексике и с абстрактным (обобщённым) значением слов в грамматике.

Такой подход подводит учащихся к самостоятельному выводу о наличии у целого класса слов общих признаков (грамматического значения, т.е. значения предметности, форм рода, числа и падежа у существительных и т.д.).

В данном курсе изучение частей речи строится поэтапно: от лексики к грамматике через различные уровни классификации и обобщения слов. Осознание различий между грамматическим (обобщённым) и лексическим (единичным) значением слова позволяет уйти от формального изучения грамматики. В курсе изменён подход к изучению предложений. Предложение рассматривается как основная коммуникативная единица языка. Сначала формируется представление о предложении в целом (смысловая и интонационная завершённость, связи слов в предложении). Затем дети учатся классифицировать предложения по интонации (восклицательные — невосклицательные), по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). После того как они накопят опыт наблюдений за предложением в различных речевых ситуациях, вводятся определения понятий.

Программа ориентирует на создание условий для развития регулятивных учебных действий, которые вносят порядок и планомерность в любую деятельность и составляют основу учебной деятельности. Формируются умения ставить цель, определять последовательность действий, контролировать, корректировать и оценивать их.

Программой предусматривается отработка навыков чистописаниясвоеобразная графическая «гимнастика», где используются образцы письма, отрабатывается написание обобщённых элементов букв, их соединений в словах, ритмическое и темповое написание слов и предложений, даётся установка на каллиграфическое написание букв, их соединений, осуществляется самоконтроль и взаимопроверка.

Отдельный, весьма важный элемент Программы — знакомство со словарём. Предполагается знакомство младших школьников с разными словарями: орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарём синонимов и антонимов.

Раздел «Развитие речи» предусматривает не только обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи (в устной и письменной форме), освоение различных видов работы с текстом, но и формирование представлений о речи в целом, о речевом общении, о средствах общения (вербальных и невербальных).

Изучение систематического курса русского языка начинается с обобщения первоначальных сведений о речевом общении и языке как средстве коммуникации, полученных в период обучения грамоте.

Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т.д.), держать в поле внимания содержание речи и форму её выражения.

Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые сведения о различных типах текстов (повествование, описание, рассуждение), начинают осмысливать роль слова в художественном тексте, работают с заглавием и составляют план (с помощью учителя), наблюдают за стилистическими особенностями художественных и научно-познавательных текстов.

Рассмотрение языка как средства общения в конкретных коммуникативно-речевых ситуациях и текстах (научных, деловых, художественных) помогает детям представить язык целостно, что повышает мотивацию в обучении родному яз



Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета:

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма –одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.



Место предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом школы рабочая программа русскому языку в 4 классе составлена из расчета 5 часов в неделю, 170 часов в год (34 недели).

Результаты освоения учебного предмета

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 4 класса

К концу обучения в четвёртом классе учащиеся должны:

называть:

  • изученные части речи;

  • значимые части слова;

различать, сравнивать:

  • буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;

  • имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение; глагол;
    предлог и приставку;

  • корень, приставку, суффикс, окончание;

  • главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;

приводить примеры простого предложения с однородными членами предложения;
кратко характеризовать виды предложений по цели высказывания и интонации;
решать практические и учебные задачи, применять правила правописания:

  • выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении);
    пользоваться словарями; использовать алфавит при работе со словарём.

  • писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из75-80 слов со следующими изученными правилами правописания:
    прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
    звонкие и глухие согласные в корнях; непроизносимые согласные; удвоенные согласные;

  • сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, сочетания чк, чн;

  • безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением;
    разделительные мягкий и твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;
    не с глаголами;

  • безударные падежные окончания имён существительных; безударные падежные окончания имён прилагательных;

  • правописание безударных личных окончаний глаголов;

  • словарные слова, определённые программой;

  • знаки препинания в конце предложения(точка, вопросительный и восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.


Учащиеся, занимающиеся по данной программе, имеют возможность решать практические и учебные задачи:

– проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
– находить лексическое значение слова в толковом словаре;
– характеризовать имя существительное и имя прилагательное, глагол как части речи (значение и морфологические признаки);
– разбирать простое предложение по членам;

– узнавать суффиксы имён существительных и имён прилагательных (в объёме данного курса);
– определять наречия, оканчивающиеся на шипящий; гласные на конце наречий;
– разделять запятой части сложного предложения (простейшие случаи);

– исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);

– находить языковые средства, делающие текст выразительным, и ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста.



В ходе изучения учебного предмета применяются следующие УУД:

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

1.Произносить звуки речи в соответствии с нормами языка.

2.Производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;

3.Правильно писать слова с изученными орфограммами;

4.Видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

5.Находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

6.Пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

7.Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);

8.Ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);

9.Производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного;

10.Разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

11. Писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

12.Читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;

13.Воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

14.Создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.


Регулятивные:

1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления.

2.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.


Познавательные:

1.Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

2.Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Русский язык».

3.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

1.Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

2.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

2.Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

3. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

4. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

5. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.



Содержание учебного материала



Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный— непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко-буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно-образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств).

Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира).

Слова — имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).

Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба — одежда). Знакомство со словарями.

Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Общее представление о частях речи.

Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение). Деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.

Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Употребление числительных в речи.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Роль местоимения в речи.

Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Неизменяемость наречий. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы (и, а, но), их роль в речи. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция.

Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу;

сочетания чк—чн, чт, щн;

перенос слов;

заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;

проверяемые безударные гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

непроизносимые согласные;

непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

разделительные ъ и ь;

мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь);

безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);

безударные окончания имён прилагательных;

раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

не с глаголами;

мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);

мягкий знак в глаголах на -ться;

безударные личные окончания глаголов;

раздельное написание предлогов с другими словами;

знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.



Календарно-тематическое планирование



Дата

N урока

Раздел

Тема

Часы


1

Повторяем – узнаем новое (24 часа)

Знакомство с учебником. Речевое общение

1


2


Речь устная и письменная

1


3


Цель речевого общения

1


4


Правила общения

1


5


Правила общения. Закрепление

1


6


Речевая культура. Обращение

1


7


Обращение. Знаки препинания при обращении

1


8


Деловая речь. Составление планов

1


9


Научная речь и художественная

1


10


Метафора и сравнение

1


11


Наблюдение над построением диалогов

1


12


Проверочный диктант

1


13


Текст. Признаки текста

1


14


План текста простой и развернутый

1


15


Обучающее изложение

1


16


Типы текстов: повествование, описание, рассуждение

1


17


Составление текстов разных типов

1


18


Написание деловых текстов

1


19


Сравнение небольших текстов научного и художественного стиля

1


20


Культура оформления письменного текста

1


21


Сочинение на заданную и свободную темы

1


22


Проверь себя. Тест

1


23


Контрольная работа

1


24


Анализ контрольной работы и работа над ошибками

1


25

Язык как средство общения (39 часов)

Средства общения. Роль языка в общении

1


26


Роль письменности в истории человечества. Способы передачи сообщения

1


27


Систематизация знаний об основных языковых единицах (звуках, буквах, слов, предложениях, текстах)

1


28


Систематизация знаний об основных языковых единицах (звуках, буквах, слов, предложениях, текстах)

1


29


Основные правила орфографии

1


30


Основные правила орфографии. Словесное творчество

1


31


Повторение изученных орфограмм

1


32


Контрольный диктант

1


33


Анализ диктанта. Проверь себя

1


34


Повторение знаний о предложении. Различение предложений и словосочетаний

1


35


Разные виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания

1


36


Разные виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания

1


37


Развитие речи. Составление текста-рассуждения на заданную тему

1


38


Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения

1


39


Способы выражения подлежащего и сказуемого

1


40


Второстепенные члены предложения

1


41


Роль второстепенных членов предложения

1


42


Связь слов в предложении

1


43


Однородные члены предложения

1


44


Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления

1


45


Знаки препинания при однородных членах предложения

1


46


Знаки препинания при однородных членах предложения

1


47


Простые и сложные предложения

1


48


Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но

1


49


Использование простых и сложных предложений в речи

1


50


Словосочетание

1


51


Различие между словосочетанием, словом и предложением

1


52


Контрольный диктант по теме «Предложение. Словосочетание»

1


53


Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1


54


Обобщение представлений о лексическом значении слова

1


55


Тематическая классификация слов. Различные виды словарей.

1


56


Звуко-буквенная форма слова и его лексическое значение

1


57


Звуко-буквенная форма слова и его лексическое значение

1


58


Синонимы, антонимы, омонимы

1


59


Синонимы, антонимы, омонимы

1


60


Многозначные слова

1


61


Прямое и переносное значение слова

1


62


Проверочная работа по лексикологии

1


63


Работа над ошибками

1


64

Состав слова (23часов)

Состав слова. Разбор по составу

1


65


Образование новых слов с помощью приставок

1


66


Образование новых слов с помощью приставок

1


67


Разделительный твердый знак

1


68


Разделительный мягкий знак

1


69


Разделительные твердый и мягкий знаки

1


70


Диктант по теме «Правописание предлогов и приставок»

1


71


Образование новых слов с помощью суффиксов

1


72


Правописание суффиксов –ик-, -ек-

1


73


Однокоренные слова

1


74


Правописание гласных и согласных в корне слова

1


75


Правописание гласных и согласных в корне слова

1


76


Правописание гласных и согласных в корне слова

1


77


Удвоенные согласные в корне слова

1


78


Обучающее изложение на основе зрительного восприятия
Текста по коллективно-составленному плану

1


79


Анализ изложения

1


80


Однокоренные слова и формы слова

1


81


Правописание соединительных гласных в сложных словах

1


82


Развитие речи. Обучающее сочинение на тему «Первый снег»

1


83


Повторение изученных орфограмм

1


84


Поверь себя. Систематизация знаний о составе слова

1


85


Контрольный диктант по теме «Состав слова»

1


86


Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1


87

Слово как часть речи

(84 часов)

Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении

1


88


Грамматические значения частей речи

1


89


Распределение слов по частям речи

1


90


Роль частей речи в предложении

1


91


Имя существительное

1


92


Повторяем, что знаем. Одушевленные и неодушевленные имена существительные

1


93


Число и род имен существительных

1


94


Алгоритм определения падежа имен существительных

1


95


Упражнение распознавания падежа имен существительных

1


96


Определение падежа имен существительных. Несклоняемые имена существительные

1


97


Три склонения имен существительных (общее понятие)

1


98


Обучающее изложение

1


99


Падежные окончания имен существительных 1-го склонения

1


100


Падежные окончания имен существительных 1-го склонения

1


101


Падежные окончания имен существительных 1-го склонения

1


102


Падежные окончания имен существительных 2-го склонения

1


103


Падежные окончания имен существительных 2-го склонения

1


104


Падежные окончания имен существительных 2-го склонения

1


105


Падежные окончания имен существительных 3-го склонения

1


106


Падежные окончания имен существительных 3-го склонения

1


107


Падежные окончания имен существительных в единственном числе

1


108


Падежные окончания имен существительных в единственном числе

1


109


Склонение имен существительных во множественном числе

1


110


Склонение имен существительных во множественном числе

1


111


Склонение имен существительных во множественном числе

1


112


Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1


113


Анализ контрольного диктанта

1


114


Повторяем, что знаем

1


115


Безударные окончания имен прилагательных

1


116


Склонение имен прилагательных

1


117


Склонение имен прилагательных

1


118


Склонение имен прилагательных

1


119


Склонение имен прилагательных во множественном числе

1


120


Склонение имен прилагательных во множественном числе

1


121


Разбор имени прилагательного как части речи

1


122


Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1


123


Местоимение как часть речи

1


124


Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица

1


125


Склонение личных местоимений 3-го лица

1


126


Правописание личных местоимений с предлогами

1


127


Проверочная работа

1


128


Работа над ошибками

1


129


Повторяем, что знаем. Роль глаголов в языке

1


130


Прошедшее время глагола

1


131


Прошедшее время глагола

1


132


Неопределенная форма глагола

1


133


Неопределенная форма глагола

1


134


Спряжение глаголов в настоящем времени

1


135


Спряжение глаголов в настоящем времени

1


136


Спряжение глаголов в будущем времени

1


137


Спряжение глаголов в будущем времени

1


138


2-е лицо единственного числа глаголов настоящего и будущего времени

1


139


2-е лицо единственного числа глаголов настоящего и будущего времени

1


140


I и II спряжение глаголов

1


141


Способы определения спряжения глаголов

1


142


Способы определения спряжения глаголов

1


143


Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени

1


144


Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени

1


145


Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени

1


146


Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени

1


147


Правописание глаголов на –тся и –ться

1


148


Правописание глаголов на –тся и –ться

1


149


Глаголы-исключения

1


150


Глаголы-исключения

1


151


Написание безударных окончаний глаголов

1


152


Написание безударных окончаний глаголов

1


153


Написание безударных окончаний глаголов

1


154


Разбор глагола как части речи

1


155


Разбор глагола как части речи

1


156


Проверь себя

1


157


Контрольный диктант по теме «Глагол»

1


158


Анализ контрольного диктанта

1


159


Общее представление об имени числительном как части речи

1


160


Количественные и порядковые числительные, их различение по вопросам и функции

1


161


Разряды числительных по структуре: простые, сложные и составные

1


162


Употребление числительных в речи

1


163


Наречие. Вопросы к наречиям. Неизменяемость наречий

1


164


Образование наречий от имен прилагательных

1


165


Роль наречий в предложении. Употребление наречий в речи

1


166


Предлоги. Союзы

1


167


Общее представление, значение и роль в предложении

1


168


Повторение

1


169


Повторение

1


170


Повторение

1



Методическая литература



Для учителя

Для учащихся

Русский язык. 4 класс. Учеб. Для образовательных учреждений. В 2 ч./Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 2012.

Васильева Н.Ю., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. - М.: ВАКО, 2015.

Русский язык. 4 класс. Учеб. Для образовательных учреждений. В 2 ч./Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 2012.

Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 ч. М.: «Просвещение», 2016.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!