ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 760 ИМЕНИ А.П. МАРЕСЬЕВА»
Адрес: 129347, Москва, Ярославское шоссе, 147 тел./факс: 8-499-182-66-20
сайт: http://schsv760.mskobr.ru тел.: 8-499-182-66-19
электронная почта: [email protected] 8-499-182-66-26
«Утверждаю» Директор школы
___________ /Курмышова О. А./ «______»____________2016 г. | | | | «Согласовано» Заместитель директора по содержанию ____________/Гармаш В.Ю./ |
Рабочая программа
по русскому языку в 4 классе
учителя начальных классов
Пинаевой Валентины Николаевны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №1 от 30.08.2016 г.
Москва
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» 4 класс создана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального образования;
Программы начального общего образования. – М.: «Просвещение», 2012;
Программы курса «Русский язык» под редакцией Климановой Л.Ф., – М.: «Просвещение», 2012;
Учебного плана школы на 2016-2017 учебный год.
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:
1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);
2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).
Современное обучение русскому языку не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.
Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трех принципов:
- коммуникативного;
- познавательного;
- принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.
Коммуникативный принцип предусматривает:
осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством общения;
развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);
знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);
формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;
развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записки, письма, объявления и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной;
организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.
Познавательный принцип предполагает:
усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;
развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;
поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме;
осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т. е. до образования того или иного понятия);
освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;
осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;
рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;
формирование смыслового, а не озвучивающего чтения, объектом внимания учащихся становится как звуковая сторона слова, так и его смысл, значение;
поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звуко-буквенной и формально-грамматической (абстрактной) его формы.
Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:
пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;
формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности;
развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от науки о языке» (последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);
знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;
творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.
Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта.
Изучение русского языка на основе этих принципов создаёт реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребенка», становится доступным и интересным для учащихся.
Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нём системно-деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах.
Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода.
Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией.
Обучение русскому языку имеет личностно-ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно-иллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем — как деятельность по их усвоению.
Познавательная направленность обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления.
Большое значение придаётся изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой (содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка. Обращение к семантической стороне языка создаёт условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.
Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-символической деятельностью, но и освоение основ
мыслительного процесса — анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях (сравнение, классификация, систематизация и обобщение).
В число основных содержательных линий Программы входят:
• основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, состав слова, грамматика;
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание Программы и подходы к изучению русского языка имеют ряд особенностей. Так, изучению состава слова предшествуют упражнения на словообразование. Другой особенностью является подход к изучению частей речи, меняющий отношение учащихся к слову. Если при изучении лексики учащиеся имеют дело с единичным словом и его значением, то при освоении грамматики они работают с целой группой (классом) слов, имеющих общие признаки. Здесь важна не столько функция наименования, сколько функция обобщения, освоение которой необходимо для развития абстрактно-логического мышления (способ образования понятий).
Для того чтобы изучение грамматики стало важнейшим элементом развития речи и мышления учащихся, а не тренировкой их памяти, в содержание включено формирование умений классифицировать (группировать) слова по разным основаниям (смысловым и формально-грамматическим). Эти учебные умения помогают учащимся различать особенности работы со словом с его конкретным значением в лексике и с абстрактным (обобщённым) значением слов в грамматике.
Такой подход подводит учащихся к самостоятельному выводу о наличии у целого класса слов общих признаков (грамматического значения, т.е. значения предметности, форм рода, числа и падежа у существительных и т.д.).
В данном курсе изучение частей речи строится поэтапно: от лексики к грамматике через различные уровни классификации и обобщения слов. Осознание различий между грамматическим (обобщённым) и лексическим (единичным) значением слова позволяет уйти от формального изучения грамматики. В курсе изменён подход к изучению предложений. Предложение рассматривается как основная коммуникативная единица языка. Сначала формируется представление о предложении в целом (смысловая и интонационная завершённость, связи слов в предложении). Затем дети учатся классифицировать предложения по интонации (восклицательные — невосклицательные), по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). После того как они накопят опыт наблюдений за предложением в различных речевых ситуациях, вводятся определения понятий.
Программа ориентирует на создание условий для развития регулятивных учебных действий, которые вносят порядок и планомерность в любую деятельность и составляют основу учебной деятельности. Формируются умения ставить цель, определять последовательность действий, контролировать, корректировать и оценивать их.
Программой предусматривается отработка навыков чистописания — своеобразная графическая «гимнастика», где используются образцы письма, отрабатывается написание обобщённых элементов букв, их соединений в словах, ритмическое и темповое написание слов и предложений, даётся установка на каллиграфическое написание букв, их соединений, осуществляется самоконтроль и взаимопроверка.
Отдельный, весьма важный элемент Программы — знакомство со словарём. Предполагается знакомство младших школьников с разными словарями: орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарём синонимов и антонимов.
Раздел «Развитие речи» предусматривает не только обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи (в устной и письменной форме), освоение различных видов работы с текстом, но и формирование представлений о речи в целом, о речевом общении, о средствах общения (вербальных и невербальных).
Изучение систематического курса русского языка начинается с обобщения первоначальных сведений о речевом общении и языке как средстве коммуникации, полученных в период обучения грамоте.
Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т.д.), держать в поле внимания содержание речи и форму её выражения.
Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые сведения о различных типах текстов (повествование, описание, рассуждение), начинают осмысливать роль слова в художественном тексте, работают с заглавием и составляют план (с помощью учителя), наблюдают за стилистическими особенностями художественных и научно-познавательных текстов.
Рассмотрение языка как средства общения в конкретных коммуникативно-речевых ситуациях и текстах (научных, деловых, художественных) помогает детям представить язык целостно, что повышает мотивацию в обучении родному яз
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета:
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма –одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы рабочая программа русскому языку в 4 классе составлена из расчета 5 часов в неделю, 170 часов в год (34 недели).
Результаты освоения учебного предмета
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 4 класса
К концу обучения в четвёртом классе учащиеся должны:
называть:
изученные части речи;
значимые части слова;
различать, сравнивать:
буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;
имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение; глагол;
предлог и приставку;
корень, приставку, суффикс, окончание;
главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;
приводить примеры простого предложения с однородными членами предложения;
кратко характеризовать виды предложений по цели высказывания и интонации;
решать практические и учебные задачи, применять правила правописания:
выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении);
пользоваться словарями; использовать алфавит при работе со словарём.
писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из75-80 слов со следующими изученными правилами правописания:
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
звонкие и глухие согласные в корнях; непроизносимые согласные; удвоенные согласные;
сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, сочетания чк, чн;
безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением;
разделительные мягкий и твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;
не с глаголами;
безударные падежные окончания имён существительных; безударные падежные окончания имён прилагательных;
правописание безударных личных окончаний глаголов;
словарные слова, определённые программой;
знаки препинания в конце предложения(точка, вопросительный и восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.
Учащиеся, занимающиеся по данной программе, имеют возможность решать практические и учебные задачи:
– проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
– находить лексическое значение слова в толковом словаре;
– характеризовать имя существительное и имя прилагательное, глагол как части речи (значение и морфологические признаки);
– разбирать простое предложение по членам;
– узнавать суффиксы имён существительных и имён прилагательных (в объёме данного курса);
– определять наречия, оканчивающиеся на шипящий; гласные на конце наречий;
– разделять запятой части сложного предложения (простейшие случаи);
– исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
– находить языковые средства, делающие текст выразительным, и ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста.
В ходе изучения учебного предмета применяются следующие УУД:
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
1.Произносить звуки речи в соответствии с нормами языка. 2.Производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов; 3.Правильно писать слова с изученными орфограммами; 4.Видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические); 5.Находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; 6.Пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам; 7.Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов); 8.Ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь); 9.Производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного; 10.Разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок; 11. Писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки; 12.Читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану; 13.Воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова; 14.Создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему. | Регулятивные: 1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления. 2.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. 3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Познавательные: 1.Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. 2.Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Русский язык». 3.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Коммуникативные: 1.Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. 2.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. 2.Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 3. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 4. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. 5. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности. 6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |
Содержание учебного материала
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный— непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко-буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно-образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств).
Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира).
Слова — имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).
Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба — одежда). Знакомство со словарями.
Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Общее представление о частях речи.
Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение). Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.
Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Употребление числительных в речи.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Роль местоимения в речи.
Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Неизменяемость наречий. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы (и, а, но), их роль в речи. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция.
Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу;
сочетания чк—чн, чт, щн;
перенос слов;
заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь);
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
мягкий знак в глаголах на -ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Календарно-тематическое планирование
Дата | N урока | Раздел | Тема | Часы |
| 1 | Повторяем – узнаем новое (24 часа) | Знакомство с учебником. Речевое общение | 1 |
| 2 | | Речь устная и письменная | 1 |
| 3 | | Цель речевого общения | 1 |
| 4 | | Правила общения | 1 |
| 5 | | Правила общения. Закрепление | 1 |
| 6 | | Речевая культура. Обращение | 1 |
| 7 | | Обращение. Знаки препинания при обращении | 1 |
| 8 | | Деловая речь. Составление планов | 1 |
| 9 | | Научная речь и художественная | 1 |
| 10 | | Метафора и сравнение | 1 |
| 11 | | Наблюдение над построением диалогов | 1 |
| 12 | | Проверочный диктант | 1 |
| 13 | | Текст. Признаки текста | 1 |
| 14 | | План текста простой и развернутый | 1 |
| 15 | | Обучающее изложение | 1 |
| 16 | | Типы текстов: повествование, описание, рассуждение | 1 |
| 17 | | Составление текстов разных типов | 1 |
| 18 | | Написание деловых текстов | 1 |
| 19 | | Сравнение небольших текстов научного и художественного стиля | 1 |
| 20 | | Культура оформления письменного текста | 1 |
| 21 | | Сочинение на заданную и свободную темы | 1 |
| 22 | | Проверь себя. Тест | 1 |
| 23 | | Контрольная работа | 1 |
| 24 | | Анализ контрольной работы и работа над ошибками | 1 |
| 25 | Язык как средство общения (39 часов) | Средства общения. Роль языка в общении | 1 |
| 26 | | Роль письменности в истории человечества. Способы передачи сообщения | 1 |
| 27 | | Систематизация знаний об основных языковых единицах (звуках, буквах, слов, предложениях, текстах) | 1 |
| 28 | | Систематизация знаний об основных языковых единицах (звуках, буквах, слов, предложениях, текстах) | 1 |
| 29 | | Основные правила орфографии | 1 |
| 30 | | Основные правила орфографии. Словесное творчество | 1 |
| 31 | | Повторение изученных орфограмм | 1 |
| 32 | | Контрольный диктант | 1 |
| 33 | | Анализ диктанта. Проверь себя | 1 |
| 34 | | Повторение знаний о предложении. Различение предложений и словосочетаний | 1 |
| 35 | | Разные виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания | 1 |
| 36 | | Разные виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания | 1 |
| 37 | | Развитие речи. Составление текста-рассуждения на заданную тему | 1 |
| 38 | | Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения | 1 |
| 39 | | Способы выражения подлежащего и сказуемого | 1 |
| 40 | | Второстепенные члены предложения | 1 |
| 41 | | Роль второстепенных членов предложения | 1 |
| 42 | | Связь слов в предложении | 1 |
| 43 | | Однородные члены предложения | 1 |
| 44 | | Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления | 1 |
| 45 | | Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 |
| 46 | | Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 |
| 47 | | Простые и сложные предложения | 1 |
| 48 | | Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но | 1 |
| 49 | | Использование простых и сложных предложений в речи | 1 |
| 50 | | Словосочетание | 1 |
| 51 | | Различие между словосочетанием, словом и предложением | 1 |
| 52 | | Контрольный диктант по теме «Предложение. Словосочетание» | 1 |
| 53 | | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 |
| 54 | | Обобщение представлений о лексическом значении слова | 1 |
| 55 | | Тематическая классификация слов. Различные виды словарей. | 1 |
| 56 | | Звуко-буквенная форма слова и его лексическое значение | 1 |
| 57 | | Звуко-буквенная форма слова и его лексическое значение | 1 |
| 58 | | Синонимы, антонимы, омонимы | 1 |
| 59 | | Синонимы, антонимы, омонимы | 1 |
| 60 | | Многозначные слова | 1 |
| 61 | | Прямое и переносное значение слова | 1 |
| 62 | | Проверочная работа по лексикологии | 1 |
| 63 | | Работа над ошибками | 1 |
| 64 | Состав слова (23часов) | Состав слова. Разбор по составу | 1 |
| 65 | | Образование новых слов с помощью приставок | 1 |
| 66 | | Образование новых слов с помощью приставок | 1 |
| 67 | | Разделительный твердый знак | 1 |
| 68 | | Разделительный мягкий знак | 1 |
| 69 | | Разделительные твердый и мягкий знаки | 1 |
| 70 | | Диктант по теме «Правописание предлогов и приставок» | 1 |
| 71 | | Образование новых слов с помощью суффиксов | 1 |
| 72 | | Правописание суффиксов –ик-, -ек- | 1 |
| 73 | | Однокоренные слова | 1 |
| 74 | | Правописание гласных и согласных в корне слова | 1 |
| 75 | | Правописание гласных и согласных в корне слова | 1 |
| 76 | | Правописание гласных и согласных в корне слова | 1 |
| 77 | | Удвоенные согласные в корне слова | 1 |
| 78 | | Обучающее изложение на основе зрительного восприятия Текста по коллективно-составленному плану | 1 |
| 79 | | Анализ изложения | 1 |
| 80 | | Однокоренные слова и формы слова | 1 |
| 81 | | Правописание соединительных гласных в сложных словах | 1 |
| 82 | | Развитие речи. Обучающее сочинение на тему «Первый снег» | 1 |
| 83 | | Повторение изученных орфограмм | 1 |
| 84 | | Поверь себя. Систематизация знаний о составе слова | 1 |
| 85 | | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | 1 |
| 86 | | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 |
| 87 | Слово как часть речи (84 часов) | Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении | 1 |
| 88 | | Грамматические значения частей речи | 1 |
| 89 | | Распределение слов по частям речи | 1 |
| 90 | | Роль частей речи в предложении | 1 |
| 91 | | Имя существительное | 1 |
| 92 | | Повторяем, что знаем. Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 |
| 93 | | Число и род имен существительных | 1 |
| 94 | | Алгоритм определения падежа имен существительных | 1 |
| 95 | | Упражнение распознавания падежа имен существительных | 1 |
| 96 | | Определение падежа имен существительных. Несклоняемые имена существительные | 1 |
| 97 | | Три склонения имен существительных (общее понятие) | 1 |
| 98 | | Обучающее изложение | 1 |
| 99 | | Падежные окончания имен существительных 1-го склонения | 1 |
| 100 | | Падежные окончания имен существительных 1-го склонения | 1 |
| 101 | | Падежные окончания имен существительных 1-го склонения | 1 |
| 102 | | Падежные окончания имен существительных 2-го склонения | 1 |
| 103 | | Падежные окончания имен существительных 2-го склонения | 1 |
| 104 | | Падежные окончания имен существительных 2-го склонения | 1 |
| 105 | | Падежные окончания имен существительных 3-го склонения | 1 |
| 106 | | Падежные окончания имен существительных 3-го склонения | 1 |
| 107 | | Падежные окончания имен существительных в единственном числе | 1 |
| 108 | | Падежные окончания имен существительных в единственном числе | 1 |
| 109 | | Склонение имен существительных во множественном числе | 1 |
| 110 | | Склонение имен существительных во множественном числе | 1 |
| 111 | | Склонение имен существительных во множественном числе | 1 |
| 112 | | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 |
| 113 | | Анализ контрольного диктанта | 1 |
| 114 | | Повторяем, что знаем | 1 |
| 115 | | Безударные окончания имен прилагательных | 1 |
| 116 | | Склонение имен прилагательных | 1 |
| 117 | | Склонение имен прилагательных | 1 |
| 118 | | Склонение имен прилагательных | 1 |
| 119 | | Склонение имен прилагательных во множественном числе | 1 |
| 120 | | Склонение имен прилагательных во множественном числе | 1 |
| 121 | | Разбор имени прилагательного как части речи | 1 |
| 122 | | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 |
| 123 | | Местоимение как часть речи | 1 |
| 124 | | Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица | 1 |
| 125 | | Склонение личных местоимений 3-го лица | 1 |
| 126 | | Правописание личных местоимений с предлогами | 1 |
| 127 | | Проверочная работа | 1 |
| 128 | | Работа над ошибками | 1 |
| 129 | | Повторяем, что знаем. Роль глаголов в языке | 1 |
| 130 | | Прошедшее время глагола | 1 |
| 131 | | Прошедшее время глагола | 1 |
| 132 | | Неопределенная форма глагола | 1 |
| 133 | | Неопределенная форма глагола | 1 |
| 134 | | Спряжение глаголов в настоящем времени | 1 |
| 135 | | Спряжение глаголов в настоящем времени | 1 |
| 136 | | Спряжение глаголов в будущем времени | 1 |
| 137 | | Спряжение глаголов в будущем времени | 1 |
| 138 | | 2-е лицо единственного числа глаголов настоящего и будущего времени | 1 |
| 139 | | 2-е лицо единственного числа глаголов настоящего и будущего времени | 1 |
| 140 | | I и II спряжение глаголов | 1 |
| 141 | | Способы определения спряжения глаголов | 1 |
| 142 | | Способы определения спряжения глаголов | 1 |
| 143 | | Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени | 1 |
| 144 | | Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени | 1 |
| 145 | | Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени | 1 |
| 146 | | Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени | 1 |
| 147 | | Правописание глаголов на –тся и –ться | 1 |
| 148 | | Правописание глаголов на –тся и –ться | 1 |
| 149 | | Глаголы-исключения | 1 |
| 150 | | Глаголы-исключения | 1 |
| 151 | | Написание безударных окончаний глаголов | 1 |
| 152 | | Написание безударных окончаний глаголов | 1 |
| 153 | | Написание безударных окончаний глаголов | 1 |
| 154 | | Разбор глагола как части речи | 1 |
| 155 | | Разбор глагола как части речи | 1 |
| 156 | | Проверь себя | 1 |
| 157 | | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 |
| 158 | | Анализ контрольного диктанта | 1 |
| 159 | | Общее представление об имени числительном как части речи | 1 |
| 160 | | Количественные и порядковые числительные, их различение по вопросам и функции | 1 |
| 161 | | Разряды числительных по структуре: простые, сложные и составные | 1 |
| 162 | | Употребление числительных в речи | 1 |
| 163 | | Наречие. Вопросы к наречиям. Неизменяемость наречий | 1 |
| 164 | | Образование наречий от имен прилагательных | 1 |
| 165 | | Роль наречий в предложении. Употребление наречий в речи | 1 |
| 166 | | Предлоги. Союзы | 1 |
| 167 | | Общее представление, значение и роль в предложении | 1 |
| 168 | | Повторение | 1 |
| 169 | | Повторение | 1 |
| 170 | | Повторение | 1 |
Методическая литература
Для учителя | Для учащихся |
Русский язык. 4 класс. Учеб. Для образовательных учреждений. В 2 ч./Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 2012. Васильева Н.Ю., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. - М.: ВАКО, 2015. | Русский язык. 4 класс. Учеб. Для образовательных учреждений. В 2 ч./Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 2012. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 ч. М.: «Просвещение», 2016. |