1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
2. Письма Минобрнауки России от 03.03.2016 N 08-334 «Об оптимизации требований к структуре рабочей программы учебных предметов»
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937).
4. Требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утв. приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
5. Основной образовательной программы основного общего образования МОАУ ГИМНАЗИЯ №2 г.Тынды Амурской области и Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы, авторской программы для 5 – 9 классов под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (2011г.), линии учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и других.
6. Положение о рабочей программе по учебному предмету (курсу) по ФГОС ООО МОАУ ГИМНАЗИЯ №2 г.Тынды Амурской области города Тынды .
7. Приказа Министерства образования и науки РФ «О рабочих программах учебных предметов» от 28.10.2015 №08-1786.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на основе общего образования в объёме 698 ч., в том числе: в 5 классе – 158 ч ( 4.5 часов в неделю), в 6 классе – 193 ч (5.5 часов в неделю), в 7 классе – 140 ч (4 часа в неделю), в 8 классе – 105 ч (3 часа в неделю), в 9 классе – 102 ч (3 часа в неделю).
I. Повторение пройденного материала о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
I. Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
Ш. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
I. Повторение пройденного материала о подлежащем
Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
I. Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению.
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
III. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.
I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться односоставными и двусоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
III. Рассказ на свободную тему.
I. Повторение изученного материала об однородных членах предложения.
Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность в постановке знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
III. Рассуждение на основе литературного произведения.
I. Повторение изученного материала об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
III. Публичное выступление на общественно значимую тему.
I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц, особенности строения данного текста.
Словосочетания и предложения. Двусоставные предложения.
Односоставные предложения.
Цитаты и знаки препинания при них.
Однородные члены предложения.
Обособленные и уточняющие члены предложения.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (обращения, вводные слова и предложения, вставные конструкции).
Прямая и косвенная речь.
№ уро ка | Тема | Тип урока | Элементы содержания | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Универсальные учебные действия | Дата план. | Дата факт. | Примеч. |
Введение (1 час) |
1 | Русский язык в современном мире | Вводный | Русский язык среди мировых языков. Богатство русского языка | Знать: функции русского языка в современном мире. Уметь: выделять микротемы текста | умение слышать и понимать -смысловое чтение -владение речью - ориентация на успех - принимать и сохранять учебную задачу -проявлять интерес к новому учебному материалу | 03.09. | | |
Повторение изученного в 5-7 классах (7+1Р/р) |
2 | Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. | Повторительно-обобщающий урок | Правила орфографии и пунктуации. | Знать основные орфографические и пунктуационные нормы русского языка. Уметь соблюдать обязательные правила орфографии и пунктуации в письменной речи для облегчения понимания информации. Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, расставлять знаки препинания. | - поиск и отбор информации -структурирование информации - -владение речью -оценка и самооценка - постановка вопросов - осознание качества усвоения -передача содержания -умение слышать и понимать -самоконтроль -контроль Соотносят обобщённый ответ по теме с таблицей в учебнике. Создают графические схемы сложных предложений. Конструируют сложные предложения. | 04.09 | | |
3 | Знаки препинания в сложных предложениях. | Повторительно-обобщающий урок | Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения | Знать основные признаки простых и сложных предложений, особенности подчинительной, сочинительной и бессоюзной связи. Уметь отличать простое предложение от сложного. | ориентация на понимание причин успеха -исследование -поиск и отбор информации -выбор способов решения -осознание качества усвоения -восприятие и передача информации -самоконтроль -умение слышать и понимать -достраивание Готовят устный рассказ по таблице. Формулируют правило в соответствии с графической схемой в учебнике. Отрабатывают практически орфограмму. Осуществляют самоконтроль в выборе орфограммы. Осуществляют работу по развитию речи. | 07.09 | | |
4 | Буквы н – ннв суффиксах прилагательных, причастий и наречий | Повторительно-обобщающий урок | Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий | Знать основные орфографические нормы. Уметь опознавать языковые единицы, соблюдать в практике письма основные правила орфографии. Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи. | Готовят устный рассказ по таблице. Формулируют правило в соответствии с графической схемой в учебнике. Отрабатывают практически орфограмму. Осуществляют самоконтроль в выборе орфограммы. Осуществляют работу по развитию речи. | 10.09 | | |
5 | Закрепление обобщение изученного материала. Буквы н - ннвсуффиксах прилагательных, причастий и наречий | Повторительно-обобщающий урок | Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий | Знать основные орфографические нормы. Уметь опознавать языковые единицы, соблюдать в практике письма основные правила орфографии. | Анализируют теоретические сведения из учебника. Работают с таблицей учебника. Иллюстрируют таблицу своими примерами. Осуществляют тренинговые упражнения и самоконтроль в выборе написаний. Работают с текстами разных стилей. Выполняют дома дифференцированное задание. Развивают речь: пишут сочинение в форме письма | 11.09 | | |
6 | Р/Р Изложение с грамматическим заданием по тексту А. Аверченко упр. 26 | Урок развития речи | Последовательность работы над изложением. Стили и типы речи, анализ языковых единиц. | Знать стили и типы речи. Уметь пересказывать текст с изменением лица рассказчика, уметь пересказывать текст кратко и подробно | Пишут изложение с грамматическим заданием - смысловое чтение -постановка вопросов -разделение информации на главную и второстепенную -формулирование целей - выбор способов решения -коррекция -составление текста | 14.09 | | |
7 | Слитное и раздельное написание не - с разными частями речи | Повторительно-обобщающий урок | НЕ с глаголами и деепричастиями, причастиями, именами существительными, прилагательными, местоим. и наречиями. | Знать основные орфографические и пунктуационные нормырусского языка. Уметь соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в письменной речи. Уметь безошибочно писать НЕ с разными частями речи. | Анализируют теоретические сведения из учебника. Работают с таблицей учебника. Иллюстрируют таблицу своими примерами. Осуществляют тренинговые упражнения и самоконтроль в выборе написаний. Работают с текстами разных стилей. | 17.09 | | |
8 | Контрольный диктант№1 по теме «Повторение изученного в 7 классе» | Урок контроля, проверки знаний | Диктант с грамматическим заданием | Уметь на письме соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, опознавать части речи, определять в них морфемы, постоянные и непостоянные признаки, выявлять смысловые отношения между словами в предложениях, подбирать синонимы и антонимы к указанным словам | Пишут контрольный диктант Выполняют комплексный анализ текста. Создают собственный текст. | 18.09 | | |
Синтаксис. Словосочетание (4 часа) |
9 | Основные единицы синтаксиса Текст как единица синтаксиса Предложение как единица синтаксиса | Повторительно-обобщающий урок | Словосочетание и предложение как предмет изучения синтаксиса, их синтаксическая роль. | Знать основные разделы русского языка. Уметь использовать смысловые и грамматические связи словосочетаний и предложений в синтаксисе. Уметь определять границы предложения, выделять словосочетания, использовать смысловые и грамматические связи словосочетаний и предложений. | Работают с таблицей учебника над единицами языка. Учатся разграничивать основные синтаксические единицы по их функции – номинативной и коммуникативной. Доказывают, что предложения, приведённые в упражнении, являются текстом. Анализируют текст со стороны языковых средств связи. Выполняют творческие задания в группах. Конструируют текст. | 21.09 | | |
10 | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. | Закрепление изученного материала, сообщение новых знаний | Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Основные признаки словосочетания | Знать основные виды словосочетаний: именные, глагольные, наречные; признаки словосочетания, уметь распознавать и моделировать словосочетания всех видов. Уметь определять вид словосочетания по морфологическим свойствам главного слова, правильно строить словосочетания и употреблять их в речи. | Определяют виды подчинительной связи в словосочетаниях. Составляют схемы словосочетаний. Конструируют словосочетания с разными видами подчинительной связи. Контролируют употребление формы зависимого слова по нормам русского литературного языка. | 24.09 | | |
11 | Синтаксические связи слов в словосочетаниях. | Комбинированный, закрепление изученного материала. | Виды словосочетаний по способу связи слов: согласование, управление, примыкание. | Уметь определять тип связи по морфологическим свойствам зависимого слова, уметь моделировать словосочетания всех видов, производить синтаксический разбор словосочетаний. Знать типы связи слов в словосочетании | Наблюдают соотнесённость содержания предложения с ситуацией, фрагментом действительности. Анализируют слова, словосочетания и предложения. Конструируют предложения. | 25.09 | | |
12 | Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний | Комбинированный, закрепление изученного материала, изучение нового | Синтаксический разбор словосочетаний. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. | Знать и соблюдать грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов. Уметь использовать в речи синонимичные по значению словосочетания, видеть нарушения в сочетании слов, исправлять ошибки. | - формулирование собственного мнения -самоконтроль -оценка -коррекция -передача содержания информации -умение адекватно реагировать на замечания | 28.09 | | |
Простое предложение |
13 | Простое предложение. Грамматическая основа предложения. | Комбинированный | Структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения, Основные типы грамматических основ. | Знать и понимать структуру простого и сложного предложений. Уметь находить грамматическую основу предложения. Уметь производить синтаксический разбор простого предложения. | Опознают простые предложения. Наблюдают, пользуясь схемой, особенности связи подлежащего и сказуемого. Определяют предикативность предложения. | 01.10 | | |
14 | Порядок слов в предложении. Интонация. | Объяснение нового материала | Прямой и обратный порядок слов в предложении. Интонационные средства, основные элементы интонации (изменение тона, громкость, темп произношения, паузы, логическое ударение). | Знать основные виды простых предложений по цели высказывания и интонации. Уметь интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, использовать в текстах прямой и обратный порядок слов для реализации коммуникативного намерения. | смысловое чтение -постановка вопросов -разделение информации на главную и второстепенную -формулирование целей - выбор способов решения -коррекция -составление текста Исследуют языковой материал. Сопоставляют порядок слов в предложениях на разных языках. Сравнивают порядок слов в разных предложениях и делают вывод. Выписывают предложения с обратным порядком слов. Работают со схемой как зрительной опорой для самостоятельных наблюдений. Знакомятся с теоретическими сведениями. Читают этимологическую справку о словах интонация, пауза. Наблюдают и делают выводы об интонации и паузах в предложениях. Воссоздают ситуации, требующие разной интонации. Придумывают ситуации, в которых могут быть использованы предложения. Пишут интонационный диктант. Наблюдают за звучащей речью (по телевидению, радио) и корректируют её интонационные недочёты. Анализируют таблицу. | 02.10 | | |
15 | Диктант «Царица лета» | Урок контроля, проверки, оценки и коррекции знаний учащихся | Диктант, грамматическое задание | Знать правописание безударных гласных, приставок в прилагательных, окончаний глаголов, правила пунктуации при однородных членах в сложном предложении, тире между главными членами предложения. Уметь производить синтаксический разбор выделенных предложений и составить схемы предложений, разбирать по составу слова, определять в тексте причастия. | самоконтроль -оценка -коррекция -передача содержания информации | 05.10 | | |
16 | Анализ и коррекция | Урок коррекции знаний учащихся | Работа над ошибками | Знать правописание безударных гласных, приставок в прилагательных, окончаний глаголов, правила пунктуации при однородных членах в сложном предложении, тире между главными членами предложения. Уметь производить синтаксический разбор выделенных предложений и составить схемы предложений, разбирать по составу слова, определять в тексте причастия. | - ориентация на понимание причин успеха - контроль - самоконтроль -умение выделять главную и второстепенную информацию | 08.10 | | |
Главные члены предложения (6 часов+2Р/р) |
17 | Главные члены предложения. Подлежащее. | Обобщение и повторение | Главные члены двусоставного предложения, способы выражения подлежащего. | Уметь определять способы выражения подлежащего, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием Знать и пояснять функцию главных членов, находить и характеризовать подлежащее и сказуемое в предложении, определять способы выражения подлежащего. | Активизируют знания о подлежащем и его роли в предложении. Анализируя русские пословицы, фрагменты текстов художественной литературы, находят подлежащие и определяют способ их выражения, отрабатывая при этом правописные навыки. Составляя предложения с приведёнными в рамках словами, развивают творческие способности и учатся использовать в собственной письменной речи подлежащие, имеющие разный способ выражения. Пишут сочинение по картине. | 9.10 | | |
18 | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. | Комбинированный | Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения. Составление предложений по заданным схемам. | Знать виды сказуемого. Уметьнаходить и характеризовать сказуемое в предложении, согласовывать подлежащее и сказуемое, определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого. | Активизируют знания о сказуемом и его роли в предложении. Анализируя фрагменты текстов художественной литературы, находят сказуемые и определяют способ их выражения, отрабатывая при этом правописные навыки. | 12.10 | | |
19 | Составное глагольное сказуемое. | Усвоение новых знаний | Составное глагольное сказуемое, способы его выражения. | Знать структуру составного глагольного сказуемого, опознавать его в тексте по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения, различать простое и составное глагольное сказуемое. Уметь опознавать и характеризовать сказуемое в предложении, определять способы выражения простого глагольного сказуемого. | Определяют составное глагольное сказуемое. Расширяют знания в области лексики, применяя их при создании собственных предложений на основе заданных условий. Готовят устное сообщение на заданную тему, руководствуясь сведениями таблицы учебника. На основе текста развивают свои правописные навыки, закрепляют теоретические сведения, полученные в параграфе, развивают творческие способности, грамматически видоизменяя текст в упражнения в соответствии с заданием. Пишут сочинение на заданную тему. | 15.10 | | |
20 | Составное именное сказуемое. | Усвоение новых знаний | Составное именное сказуемое, способы его выражения. | Знать структуру составного именного сказуемого, различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, сопоставлять предложения с синонимичными сказуемыми разных видов. Уметь определять морфологический способ выражения именной части составного именного сказуемого. | ориентация на понимание причин успеха -исследование -поиск и отбор информации -выбор способов решения -осознание качества усвоения -восприятие и передача информации -самоконтроль -умение слышать и понимать -достраивание | 16.10 | | |
21 | Тире между подлежащим и сказуемым | Усвоение новых знаний | Особенности связи подлежащих и сказуемых, постановка знаков препинания между подлежащим и сказуемым | Знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, применять правило на практике, интонационно правильно произносить предложения. Уметь определять морфологический способ выражения подлежащих и сказуемых, интонационно правильно произносить предложения. | Развивают навык выразительного чтения. Усваивают правило употребления тире между подлежащим и сказуемым. Анализируют способ выражения грамматической основы в предложениях. Активизируют знания из области стилистики. Готовят устное сообщение на заданную тему. Анализируют предложения, находя в них грамматическую основу, отмечая особенности интонации, объясняя постановку тире, сопоставляя сведения о типах сказуемого. Составляют высказывания | 19.10 | | |
22 | Контрольная работа №2 по теме: «Главные члены предложения». | Урок контроля | Диктант с грамматическим заданием | | самоконтроль -оценка -коррекция -передача содержания информации | 22.10 | | |
23- 24 | Р/Р Изложение с элементами сочинения-рассуждения «Лес – источник жизни». | Урок развития речи | Последовательность работы над изложением. Стили и типы речи, анализ языковых единиц. | Уметь писать изложения с творческим заданием, завершив его собственными размышлениями о пользе леса, его значений для каждого человека. | формулирование собственного мнения -самоконтроль -оценка -коррекция -передача содержания информации -умение адекватно реагировать на замечания | 23.10 | | |
Второстепенные члены предложения (6 часов+2Р/р) |
25 | Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. | Усвоение новых знаний | Дополнение прямое и косвенное. Способы выражения дополнения | Знать роль второстепенных членов предложения. Уметь определять роль второстепенных членов предложения | ориентация на понимание причин успеха -исследование -поиск и отбор информации -выбор способов решения -осознание качества усвоения -восприятие и передача информации -самоконтроль -умение слышать и понимать -смысловое чтение | 26.10 | | |
26 | Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения | Усвоение новых знаний | Определение,способы выражения определений, согласованные и несогласованные определения | Знать основные признаки и функции определения. Уметь использовать определения для характеристики предмета. Уметь различать определения согласованные и несогласованные, определять способы их выражения. | Распознают в словосочетаниях определяемое слово и приложение. Подбирают приложения с нужными значениями. Работают над нормой употребления приложений в нужной форме. | 28.10 | | |
27 | Приложение. Знаки препинания при нём. | Усвоение новых знаний | Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении | Знать основные признаки и функции приложения. Уметь распознавать приложения, использовать приложения как средство выразительности речи. | ориентация на понимание причин успеха -исследование -поиск и отбор информации -выбор способов решения -осознание качества усвоения -восприятие и передача информации -самоконтроль -умение слышать и понимать -создание высказывания | 29.10 | | |
28 | Обстоятельство. | Усвоение новых знаний | Виды обстоятельств по значению. Способы выражения обстоятельств | Знать основные признаки и функции обстоятельства. Уметь различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельства в речи | Опознают обстоятельство. Дифференцируют обстоятельства по значению. Составляют предложения, употребляя обстоятельства с разными значениями. Расставляют знаки препинания в упражнениях и уточняют морфологическую выраженность обстоятельств. | 09.11 | | |
29 | Синтаксический разбор двусоставного предложения. | Урок повторения и закрепления | Синтаксический разбор предложений. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. | Знать основные признаки и функции всех членов предложения. Уметь производить полный синтаксический разбор двусоставного предложения. | ориентация на понимание причин успеха -исследование -поиск и отбор информации -выбор способов решения -осознание качества усвоения -восприятие и передача информации -самоконтроль -умение слышать и понимать -создание высказывания | 12.11 | | |
30 | Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения». | Урок проверки, контроля, коррекции знаний | Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение | Уметь на письме выявлять смысловые отношения между словами в предложениях, определять синтаксическую роль слов в предложении | - ориентация на понимание причин успеха - контроль - самоконтроль - осознание качества усвоения | 13.11 | | |
31-32 | Р/Р Изложение «Характеристика человека» | Урок развития речи | Характеристика человека как вид текста, строение, языковые особенности, материал упр.132 | Понимать особенности такого вида текста как характеристика человека, уметь составлять текст такого вида, использовать языковые средства, соблюдать на письме литературные нормы | формулирование собственного мнения -самоконтроль -оценка -коррекция -передача содержания информации -умение адекватно реагировать на замечания | 16.11 | | |
Односоставные предложения (9 часов+2Р/р) |
33 | Главный член односоставного предложения. | Усвоение новых знаний | Односоставные предложения, их основные группы. Главный член односоставного предложения | Знать структурные особенности односоставных предложений. Уметь различать двусоставные и односоставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте, в структуре сложного предложения | - ориентация на понимание причин успеха - контроль - самоконтроль - осознание качества усвоения - формулирование собственного мнения -самоконтроль -оценка -коррекция -передача содержания информации -умение адекватно реагировать на замечания | 19.11 | | |
34 | Определённо-личные предложения. | Усвоение новых знаний | Определенно-личные предложения. Их структурные и смысловые особенности. | Знать структурно-грамматические особенности определенно-личных предложений. Уметь различать односоставные и двусоставные предложения, находить определенно-личные предложения | смысловое чтение -постановка вопросов -разделение информации на главную и второстепенную -формулирование целей - выбор способов решения -коррекция -составление текста | 20.11 | | |
35 | Неопределённо-личные предложения. | Усвоение новых знаний | Неопределенно-личные предложения, их структурные и смысловые особенности | Знать структурно-грамматические особенности неопределенно-личных предложений, сферу употребления, способы выражения сказуемого в этих предложениях, опознавать их в тексте и в структуре сложного предложении. Уметь их использовать в собственных высказываниях, заменять двусоставные предложения синонимичными односоставными | смысловое чтение -постановка вопросов -разделение информации на главную и второстепенную -формулирование целей - выбор способов решения -коррекция -составление текста | 23.11 | | |
36 | Р/Р Инструкция | Урок развития речи | Инструкция | Знать синтаксические особенности официально-делового стиля. Уметь составить текст-инструкцию для бытовой ситуации общения. | формулирование собственного мнения -самоконтроль -оценка -коррекция -передача содержания информации -умение адекватно реагировать на замечания | 26.11 | | |
37 | Безличные предложения. | Усвоение новых знаний | Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности | Знать структурные особенности безличных предложений, способы выражения сказуемого, особенности употребления в речи. Уметь опознавать безличные предложения в тексте, и умело употреблять в собственной речи. | Систематизируют изученный материал по вопросам и заданиям учебника. Работают с научно-популярным текстом из энциклопедии, попутно выполняя задания по орфографии, пунктуации и синтаксису. Вырабатывают своё мнение и аргументируют его по вопросам русского языка. Исправляют ошибки, связанные с нарушением синтаксической нормы. Оценивают свою речь с точки зрения своей манеры говорить, используя слова для справок. | 27.11 | | |
38 | Безличные предложения. | Закрепление изученного | Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности | | - ориентация на понимание причин успеха - контроль - самоконтроль - осознание качества усвоения - формулирование собственного мнения -самоконтроль -оценка -коррекция -передача содержания информации -умение адекватно реагировать на замечания | 30.11 | | |
39 | Р/Р Составление текста-рассуждения | Урок развития речи | Сочинение-рассуждение: тезис, аргументы, вывод. Информативность аргументов. Размышление об ответственности человека за свои слова с опорой на личный опыт | Знать основные признаки публицистического стиля. Уметь дифференцировать главную и второстепенную информацию текста. Уметь создавать собственные высказывания, соблюдая типологические особенности рассуждения, отбирать аргументы, соблюдать нормы русского литературного языка. | формулирование собственного мнения -самоконтроль -оценка -коррекция -передача содержания информации -умение адекватно реагировать на замечания | 03.12 | | |
40 | Назывные предложения. | Усвоение новых знаний | Назывные предложения. Их структурные и смысловые особенности | Знать структурные особенности и особенности употребления назывных предложений. Уметь опознавать их в тексте, употреблять в собственных высказываниях как средство лаконичного изображения фактов окружающей действительности, характеризовать сферу употребления назывных предложений. | смысловое чтение -постановка вопросов -разделение информации на главную и второстепенную -формулирование целей - выбор способов решения -коррекция -составление текста | 04.12 | | |
41 | Синтаксический разбор односоставного предложения. | Повторительно-обобщающий | Синтаксический разбор предложений. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. | Знать структурные особенности и функции односоставных предложений. Уметь производить синтаксический разбор односоставных предложений | -исследование -поиск и отбор информации -выбор способов решения -осознание качества усвоения -восприятие и передача информации -самоконтроль -умение слышать и понимать -смысловое чтение | 07.12 | | |
42 | Урок-зачёт по теме «Односоставные предложения» | Урок контроля | Виды односоставных предложений Работа с тестами | Знать особенности и функции односоставных предложений. Уметь пользоваться двусоставными и односоставными предложениями | Систематизируют изученный материал по вопросам и заданиям учебника. Работают с научным текстом из энциклопедии, попутно выполняя задания по орфографии, пунктуации и синтаксису. Вырабатывают своё мнение и аргументируют его по вопросам русского языка. Исправляют ошибки, связанные с нарушением синтаксической нормы. Оценивают свою речь с точки зрения своей манеры говорить, используя слова для справок. | 10.12 | | |
43 | Контрольный диктант№3 по теме «Односоставные предложения» | Урок контроля | Диктант с грамматическим заданием | | - ориентация на понимание причин успеха - контроль - самоконтроль - осознание качества усвоения | 11.12 | | |
| Однородные члены предложения (12 часов +2Р/р) |
44 | Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении | Усвоение новых знаний | Предложения полные и неполные. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении | Знать структурные особенности и функции неполных предложений. Знать общее понятие неполных предложений, понимать их назначение, пунктуационно оформлять неполные предложения на письме, отграничивать структуру неполных предложений от односоставных. Уметь употреблять предложения для создания экспрессии речи, различать неполные и односоставные предложения. | -исследование -поиск и отбор информации -выбор способов решения -осознание качества усвоения -восприятие и передача информации -самоконтроль -умение слышать и понимать -смысловое чтение | 14.12 | | |
45 | Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения | Усвоение новых знаний | Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложения с однородными членами | Знать особенности и функции однородных членов предложения. Уметь опознавать однородные члены , соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов | смысловое чтение -постановка вопросов -разделение информации на главную и второстепенную -формулирование целей - выбор способов решения -коррекция -составление текста | 17.12 | | |
46 | Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения | Закрепление изученного | Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложения с однородными членами | Знать особенности и функции однородных членов предложения. Уметь опознавать однородные члены, соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов | смысловое чтение -постановка вопросов -разделение информации на главную и второстепенную -формулирование целей - выбор способов решения -коррекция -составление текста | 18.12 | | |
47 | Однородные и неоднородные определения. | Усвоение новых знаний | Однородные и неоднородные определения. | Знать и понимать особенности однородных и неоднородных определений. Уметь различать однородные и неоднородные определения, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями. | ориентация на понимание причин успеха -исследование материала -смысловое чтение - восприятие и передача содержания - коррекция - достраивание -прогнозирование - умение слышать и понимать -поиск и отбор информации | 21.12 | | |
48 | Однородные и неоднородные определения. | Закрепление изученного | Однородные и неоднородные определения. | Знать и понимать особенности однородных и неоднородных определений. Уметь различать однородные и неоднородные определения,правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями. | ориентация на понимание причин успеха -исследование материала -смысловое чтение - восприятие и передача содержания - коррекция - достраивание -прогнозирование - умение слышать и понимать -поиск и отбор информации | 24.12 | | |
49 | Р/РИзложение. Текст – сравнительная характеристика (по упр. 242) | Урок развития речи | Сравнительная характеристика человека как вид текста, строение, языковые особенности, материал упр.242 | Понимать особенности такого вида текста как сравнительная характеристика человека, уметь составлять текст такого вида, использовать языковые средства, соблюдать на письме литературные нормы | формулирование собственного мнения -самоконтроль -оценка -коррекция -передача содержания информации -умение адекватно реагировать на замечания | 25.12 | | |
50 | Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | Усвоение новых знаний | Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений с однородными членами; определять оттенки противопоставления, контрастности, уступительности и несоответствия. | -исследование -поиск и отбор информации -выбор способов решения -осознание качества усвоения -восприятие и передача информации -самоконтроль -умение слышать и понимать -смысловое чтение | 28.12 | | |
51 | Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | Закрепление изученного | Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений с однородными членами. | -исследование -поиск и отбор информации -выбор способов решения -осознание качества усвоения -восприятие и передача информации -самоконтроль -умение слышать и понимать -смысловое чтение | 12.01. | | |
52 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | Усвоение новых знаний | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | Уметь находить обобщающие слова при однородных членах, определять место их по отношению к однородным членам, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах. | -исследование -поиск и отбор информации -выбор способов решения -осознание качества усвоения -восприятие и передача информации -самоконтроль -умение слышать и понимать -смысловое чтение | 15.01 | | |
53 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | Закрепление изученного | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | Уметь находить обобщающие слова при однородных членах, определять место их по отношению к однородным членам, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах. | -исследование -поиск и отбор информации -выбор способов решения -осознание качества усвоения -восприятие и передача информации -самоконтроль -умение слышать и понимать -смысловое чтение | 18.01 | | |
54 | Синтаксический разбор предложений с однородными членами. | Урок закрепления изученного | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложений с однородными членами. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений | Уметь различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложения с составным именным сказуемым, распознавать логические категории рода и вида, общего и частного. Правильно расставлять знаки препинания, использовать предложения с обобщающими словами при однородных членах в текстах различных стилей. Уметь производить синтаксический разбор предложений с однородными членами | Систематизируют изученный материал по вопросам и заданиям учебника. Работают с научным текстом из учебника, попутно выполняя задания по орфографии, пунктуации и синтаксису. Вырабатывают своё мнение и аргументируют его по вопросам русского языка. Исправляют ошибки, связанные с нарушением синтаксической нормы. Оценивают свою речь с точки зрения своей манеры говорить, используя слова для справок. | 21.01 | | |
55 | Пунктуационный разбор предложений с однородными членами. | Урок закрепления изученного | Пунктуационный разбор предложений с однородными членами. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений | Знать грамматические и пунктуационные нормы. Уметь производить пунктуационный разбор предложений с однородными членами, использовать разные типы сочетаний однородных членов | -исследование -поиск и отбор информации -выбор способов решения -осознание качества усвоения -восприятие и передача информации -самоконтроль -умение слышать и понимать -смысловое чтение | 22.01 | | |
56 | Обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения» | Повторительно-обобщающий | Средства связи однородных членов предложения. Знаки препинания при однородных членах. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами | Уметь опознавать, строить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений. | -исследование -поиск и отбор информации -выбор способов решения -осознание качества усвоения -восприятие и передача информации -самоконтроль -умение слышать и понимать -смысловое чтение | 25.01 | | |
57 | Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения» . | Урок контроля | Грамматические задания по теме, основные пунктуационные орфографические и правила | Уметь на письме соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы | - ориентация на понимание причин успеха - контроль - самоконтроль - осознание качества усвоения | 28.01 | | |
58 | Р/Контрольное сочинение-отзыв№2 по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди» | Урок развития речи | Описание на основе картины, структура отзыва | Знать, что такое отзыв, его структуру Уметь составлять связный рассказ- описание по картине, давать оценку произведению живописи, выражать личное отношение к увиденному на картине | формулирование собственного мнения -самоконтроль -оценка -коррекция -передача содержания информации -умение адекватно реагировать на замечания | 29.01 | | |
Предложения со словами, грамматически не связанными с членами предложения (9+2Р/р) |
59 | Обращение. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении | Усвоение новых знаний | Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки при обращении. | Иметь представление об обращении за счет осмысления основного назначения обращения в речи (звательная, оценочная и изобразительная функция обращения), уметь характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. | постановка вопросов -поиск и отбор информации -моделирование -прогнозирование -ориентация на успех -формулирование целей - выбор способов решения -коррекция -составление текста | 01.02 | | |
60 | Употребление обращений | Усвоение новых знаний | Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле | Знать особенности употребления обращений в речи. Уметь интонационно правильно произносить предложения, употреблять формы обращений в различных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения | постановка вопросов -поиск и отбор информации -моделирование -прогнозирование -ориентация на успех -формулирование целей - выбор способов решения -коррекция -составление текста | 04.02 | | |
61 | Р/Р Эпистолярный жанр. Составление делового письма | Урок развития речи | Эпистолярный жанр. Деловое письмо | Уметь употреблять формы обращений в деловой речи и личной переписке, составлять письма | формулирование собственного мнения -самоконтроль -оценка -коррекция -передача содержания информации -умение адекватно реагировать на замечания | 05.02 | | |
62 | Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. | Усвоение новых знаний | Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению. Выделительные знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях | Знать группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания. Уметь выражать определенные отношения к высказыванию с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения. | ориентация на понимание причин успеха -исследование материала -смысловое чтение - восприятие и передача содержания - коррекция - достраивание -прогнозирование - умение слышать и понимать -поиск и отбор информации | 08.02 | | |
63 | Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них. | Усвоение новых знаний | Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них | Знать группы вводных слов и словосочетаний по значению, их стилистические функции. Уметь употреблять в речи вводные слова с учетом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах, соблюдать интонацию при чтении предложений, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей, производить синонимическую замену вводных слов. | ориентация на понимание причин успеха -исследование материала -смысловое чтение - восприятие и передача содержания - коррекция - достраивание -прогнозирование - умение слышать и понимать -поиск и отбор информации | 11.02 | | |
64 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | Усвоение новых знаний | Вводные предложения, знаки препинания при них | Знать значения вводных слов, их стилистические функции. Уметь употреблять в речи вводные предложения с целью внесения добавочных сведений, тех или иных обстоятельств, расширения описания предмета; правильно строить, выразительно читать предложения с вводными конструкциями | постановка вопросов -поиск и отбор информации -моделирование -прогнозирование -ориентация на успех -формулирование целей - выбор способов решения -коррекция -составление текста | 12.02 | | |
65 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | Закрепление изученного | Вводные предложения, знаки препинания при них | Знать значения вводных слов, их стилистические функции. Уметь употреблять в речи вводные предложения с целью внесения добавочных сведений, тех или иных обстоятельств, расширения описания предмета; правильно строить, выразительно читать предложения с вводными конструкциями | постановка вопросов -поиск и отбор информации -моделирование -прогнозирование -ориентация на успех -формулирование целей - выбор способов решения -коррекция -составление текста | 15.02 | | |
66 | Р/РКонтрольное сжатое изложение №1 «Как раньше взрослели» | Урок развития речи | Способы обработки текста, вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них | Знать основные средства связи предложений в тексте, способы компрессии текста. Уметь использовать вводные слова в устной и письменной речи с учетом речевой ситуации, производить синонимическую замену вводных конструкций, уметь сжимать текст. | формулирование собственного мнения -самоконтроль -оценка -коррекция -передача содержания информации -умение адекватно реагировать на замечания | 18.02 | | |
67 | Вставные слова, словосочетания и предложения | Усвоение новых знаний | Вставные конструкции, особенности употребления вставных конструкций | Знать особенности употребления вставных конструкций, их стилистические функции. Уметь опознавать вставные конструкции, правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания на письме. | постановка вопросов -поиск и отбор информации -моделирование -прогнозирование -ориентация на успех -формулирование целей - выбор способов решения -коррекция -составление текста | 19.02 | | |
68 | Междометия в предложении | Усвоение новых знаний | Междометия в предложении | Иметь представление о междометиях, уметь опознавать междометия, правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания на письме. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с междометиями | постановка вопросов -поиск и отбор информации -моделирование -прогнозирование -ориентация на успех -формулирование целей - выбор способов решения -коррекция -составление текста | 22.02 | | |
69 | Контрольный диктант№4 по теме «Обращения, вводные слова и междометия» | Урок контроля | Группы вводных слов и выражений по значению. Вводные предложения и вставные конструкции. Обращение и способы его выражения. Знаки препинания | Уметь производить синтаксический разбор предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями, правильно ставить знаки препинания, производить синонимичную замену вводных слов, различать вводные слова и созвучные члены предложения, | - ориентация на понимание причин успеха - контроль - самоконтроль - осознание качества усвоения | 25.02 | | |
Предложения с обособленными членами (17 часов+3Р/р) |
70 | Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. Выделительные знаки препинания. | Усвоение новых знаний | Понятие об обособлении второстепенных членов предложения | Иметь представление об обособлении Уметь характеризовать разные признаки обособления оборотов: смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные; уметь опознавать обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами | ориентация на понимание причин успеха -исследование материала -смысловое чтение - восприятие и передача содержания - коррекция - достраивание -прогнозирование - умение слышать и понимать -поиск и отбор информации -анализ | 26.02 | | |
71 | Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них. | Усвоение новых знаний | Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений. Выделительные знаки препинания при них | Знать условия обособления и функции согласованных определений. Уметь находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, а также согласованные одиночные определения, относящиеся к существительным, интонационно правильно их произносить, ставить знаки препинания при пунктуационном оформлении письменного текста. | постановка вопросов -поиск и отбор информации -моделирование -прогнозирование -ориентация на успех -формулирование целей - выбор способов решения -коррекция -составление текста | 01.03 | | |
72 | Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них. | Усвоение новых знаний | Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них | Знать условия обособления согласованных. Уметь опознавать условия обособления определений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями, при пунктуационном оформлении письменного текста правильно ставить знаки препинания, использовать обособленные определения в текстах разных стилей и типов | постановка вопросов -поиск и отбор информации -моделирование -прогнозирование -ориентация на успех -формулирование целей - выбор способов решения -коррекция -составление текста | 04.03 | | |
73 | Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения. Обособление несогласованных определений. | Закрепление изученного | Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них | Знать условия обособления несогласованных определений. Уметь опознавать условия обособления определений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями, при пунктуационном оформлении письменного текста правильно ставить знаки препинания, использовать обособленные определения в текстах разных стилей и типов | постановка вопросов -поиск и отбор информации -моделирование -прогнозирование -ориентация на успех -формулирование целей - выбор способов решения -коррекция -составление текста | 05.03 | | |
74 | Обособление приложений. Выделительные знаки препинания при них. | Усвоение новых знаний | Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них | Знать основные условия обособления приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений. | ориентация на понимание причин успеха -исследование материала -смысловое чтение - восприятие и передача содержания - коррекция - моделирование -прогнозирование - умение слышать и понимать -поиск и отбор информации | 11.03 | | |
75 | Р/Р Рассуждение на дискуссионную тему. | Урок развития речи | Рассуждение на дискуссионную тему. | Уметь создавать текст-рассуждение, сохраняя его композиционные элементы (тезис, доказательства, вывод), ориентируясь на определенного читателя или слушателя, отобрать аргументы с целью обогащения речи, умело вплетать цитаты из художественного текста, обосновывать свое мнение | формулирование собственного мнения -самоконтроль -оценка -коррекция -передача содержания информации -умение адекватно реагировать на замечания | 12.03 | | |
76 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. | Усвоение новых знаний | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием | Знать условия обособления и функции обстоятельств. Уметь определять условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием, находить деепричастный оборот, определять его границы, правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, использовать в речи деепричастный оборот, правильно строить предложения с ними, уметь заменять их синонимичными конструкциями. | постановка вопросов -поиск и отбор информации -моделирование -прогнозирование -ориентация на успех -формулирование целей - выбор способов решения -коррекция -составление текста | 15.03 | | |
77 | Обособление обстоятельств выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. | Закрепление изученного | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием | Знать условия обособления и функции обстоятельств. Уметь определять границы деепричастного оборота, правильно ставить знаки препинания при обособлении, конструировать предложения с деепричастным оборотом, исправлять ошибки в предложении, интонационно правильно произносить, опознавать обособленные обстоятельства как изобразительно-выразительные средства в художественной речи | постановка вопросов -поиск и отбор информации -моделирование -прогнозирование -ориентация на успех -формулирование целей - выбор способов решения -коррекция -составление текста | 18.03 | | |
78 | Сравнительный оборот. Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК | Усвоение новых знаний | Предложения со сравнительными оборотами, отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК | Знать условия обособления обстоятельств с союзом КАК Уметь правильно ставить знаки препинания в простых предложениях с союзом КАК | ориентация на понимание причин успеха -исследование материала -смысловое чтение - восприятие и передача содержания - коррекция - моделирование -прогнозирование - умение слышать и понимать -поиск и отбор информации | 19.03 | | |
79 | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. | Усвоение новых знаний | Обстоятельствавыраженные существительными с предлогами, | Знать условия обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.Уметьправильно ставить знаки препинания в простых предложениях с, выраженных существительными с предлогами. | ориентация на понимание причин успеха -исследование материала -смысловое чтение - восприятие и передача содержания - коррекция - моделирование -прогнозирование - умение слышать и понимать -поиск и отбор информации | 29.03 | | |
80 | Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием по теме «Обособление обстоятельств» | Урок контроля | Обособленные члены, знаки препинания при них | Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы. | - ориентация на понимание причин успеха - контроль - самоконтроль - осознание качества усвоения | 01.04 | | |
81 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. | Усвоение новых знаний | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения | Знать основные признаки и функции уточняющих членов предложения. Уметь опознавать уточняющие члены предложения, интонационно выделять в устной речи, правильно ставить выделительные знаки препинания. | ориентация на понимание причин успеха -исследование материала -смысловое чтение - восприятие и передача содержания - коррекция - моделирование -прогнозирование - умение слышать и понимать -поиск и отбор информации | 02.04 | | |
82 | Обособление уточняющих членов предложения, присоединяемых при помощи союзов и других слов | Усвоение новых знаний | Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенности | Уметь производить смысловой анализ предложений с уточняющими, присоединительными, поясняющими членами предложения, соблюдать интонацию уточнении. | постановка вопросов -поиск и отбор информации -моделирование -прогнозирование -ориентация на успех -формулирование целей - выбор способов решения -коррекция -составление текста | 05.04 | | |
83 | Обособление дополнений с предлогами | Усвоение новых знаний | Обособленные дополнения с предлогами | Уметь производить смысловой анализ предложений с обособленными дополнениями с предлогами | - смысловое чтение -постановка вопросов -разделение информации на главную и второстепенную -формулирование целей - выбор способов решения -коррекция -составление текста | 08.04 | | |
84 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. | Закрепление изученного | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами. Стилистические особенности предложений с обособленными членами. | Знать основные признаки ифункциипоясняющих, присоединительных членов предложения. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами. | ориентация на понимание причин успеха -исследование -поиск и отбор информации -выбор способов решения -осознание качества усвоения -восприятие и передача информации -самоконтроль -умение слышать и понимать -выбор способов решения | 9.04 | | |
85 | Обобщение по теме «Обособленные члены предложения» | Повторительно-обобщающий | Обособление второстепенных членов предложения. Постановка знаков препинания при обособлении. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устной и письменной речи | Уметь определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены, определять сходство и различие между обособлением согласованных и несогласованных определений, отличать в обособлении согласованные определений и приложения, различать в обособлении определения, выраженные причастным оборотом, и обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом | ориентация на понимание причин успеха -исследование -поиск и отбор информации -выбор способов решения -осознание качества усвоения -восприятие и передача информации -самоконтроль -умение слышать и понимать -выбор способов решения | 12.04 | | |
86 | Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения» | Урок контроля | Проверить качество усвоения теоретического материала по теме. Проконтролировать навыки и умения применять полученные знания на практике. Развивать речевые навыки грамотного употребления обособленных и уточняющих членов предложения в различных синтаксических конструкциях. | Уметь грамотно употреблять обособленные и уточняющие члены предложения в различных синтаксических конструкцияхУметьопределять и выделять на письме обособленные второстепенные члены | ориентация на понимание причин успеха - контроль - самоконтроль - осознание качества усвоения | 15.04 | | |
87 | Р/Р Контрольное изложение№2 на тему «Как я покупал собаку». Написание изложения | Урок развития речи | | Уметь определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены | формулирование собственного мнения -самоконтроль -оценка -коррекция -передача содержания информации -умение адекватно реагировать на замечания | 16.04 | | |
Предложения с чужой речью (5+2Р/р) |
88 | Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. | Усвоение новых знаний | Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью | Знать основные способы передачи чужой речи. Уметь выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить в них знаки препинания и обосновывать их постановку. | - смысловое чтение -постановка вопросов -разделение информации на главную и второстепенную -формулирование целей - выбор способов решения -коррекция -составление текста | 19.04 | | |
89 | Прямая речь. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью | Усвоение новых знаний | Предложения с прямой речью. Замена косвенной речи прямой Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной | Знать понятие «прямая речь», уметь различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, обосновывать постановку знаков препинания при прямой речи .Уметь опознавать чужую речь и комментирующее высказывание, интонационно выделять в речи. | -постановка вопросов -поиск и отбор информации -моделирование -прогнозирование -ориентация на успех -формулирование целей - выбор способов решения -коррекция -составление текста | 22.04 | | |
90 | Р/Р Диалог. | Усвоение новых знаний | Диалог, знаки препинания при диалоге | Знать понятие «диалог», обосновывать постановку знаков препинания при диалоге. Уметь выразительно читать предложения с прямой речью (воспроизводить в речи особенности языка говорящего), правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и при диалоге. | - смысловое чтение -постановка вопросов -разделение информации на главную и второстепенную -формулирование целей - выбор способов решения -коррекция -составление текста | 23.04 | | |
91 | Р/Р Рассказ. | Урок развития речи | Композиция рассказа, использование в рассказе диалога как текстообразующего элемента | Знать типологические особенности текста повествовательного характера. Уметь составить рассказ по данному началу с включением диалога, правильно ставить знаки препинания при диалоге. Уметь создать текст повествовательного характера, сохраняя типологические особенности, включать в свой рассказ диалог, соблюдать на письме литературные нормы. | - смысловое чтение -постановка вопросов -разделение информации на главную и второстепенную -формулирование целей - выбор способов решения -коррекция -составление текста | 26.04 | | |
92 | Цитата и знаки препинания при ней. | Усвоение новых знаний | Цитаты и знаки препинания при них | Знать правила оформления цитат, уметь вводить цитаты в речь, правильно ставить знаки препинания при цитировании. Уметь опознавать чужую речь в форме цитаты в тексте, использовать цитаты в устной и письменной речи, правильно ставить знаки препинания при них. | -постановка вопросов -поиск и отбор информации -моделирование -прогнозирование -ориентация на успех -формулирование целей - выбор способов решения -коррекция -составление текста | 29.04 | | |
93 | Синтаксический разбор и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение по теме «Чужая речь». | Усвоение новых знаний | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. | Знать структурные особенности и функции предложений с чужой речью. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. | ориентация на понимание причин успеха -исследование -поиск и отбор информации -выбор способов решения -осознание качества усвоения -восприятие и передача информации -самоконтроль -умение слышать и понимать -выбор способов решения | 30.04 | | |
94 | Контрольная работа по теме «Чужая речь» | Урок контроля | Проверка качества усвоения теоретического материала по теме. Контроль навыков и умения применять полученные знания на практике. Грамматические задания по теме. | Уметь грамотно употреблять предложенияс чужой речью. Уметь определять и выделять на письме прямую и косвенную речь, цитаты, правильно оформлять диалог | - ориентация на понимание причин успеха - контроль - самоконтроль - осознание качества усвоения | 03.05 | | |
Повторение и обобщение изученного (7 часов+2 Р/р) |
95 | Синтаксис и морфология | Повторительно-обобщающий | Синтаксические и морфологические нормы | Уметь соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов, синтаксические нормы - при построении предложений, исправлять нарушения синтаксических и морфологических норм, владеть языковыми средствами в соответствии с целями общения | ориентация на понимание причин успеха - контроль - самоконтроль -умение выделять главную и второстепенную информацию - передача содержания -составление плана - составление текста | 06.05 | | |
96 | Синтаксис и пунктуация | Повторительно-обобщающий | Пунктуация как система правил правописания предложений. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетания знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. | Понимать смыслоразличительную роль знаков препинания, уметь пунктуационно грамотно оформлять предложения с однородными и обособленными членами предложения, с прямой и косвенной речью, обращениями и вводными словами, обосновывать выбор знаков препинания. | ориентация на понимание причин успеха - контроль - самоконтроль -умение выделять главную и второстепенную информацию - передача содержания -составление плана - составление текста | 7.05 | | |
97 | Синтаксис и культура речи | Повторительно-обобщающий | Нормы литературного русского языка в построении словосочетаний и предложений | Уметь соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов, синтаксические нормы - при построении предложений, исправлять нарушения синтаксических норм, владеть языковыми средствами в соответствии с целями общения | ориентация на понимание причин успеха -исследование -поиск и отбор информации -выбор способов решения -осознание качества усвоения -восприятие и передача информации -самоконтроль -умение слышать и понимать -выбор способов решения | 13.05 | | |
98-99 | Р/Р Контрольное изложение №2 с элементами сочинения(по тексту упр.442) | Урок развития речи | Проверка навыков пересказа, орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся | Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме Уметь грамотно оформлять письменное высказывание | формулирование собственного мнения -самоконтроль -оценка -коррекция -передача содержания информации -умение адекватно реагировать на замечания | 14.05—17.05 | | |
100 | Синтаксис и орфография | Повторительно-обобщающий | Орфография как система правил правописания предложений. Трудные случаи орфографии | Понимать роль орфографических правил, уметь орфографически грамотно оформлять предложения, обосновывать выбор написания букв в словах. | ориентация на понимание причин успеха -исследование -поиск и отбор информации -выбор способов решения -осознание качества усвоения -восприятие и передача информации -самоконтроль -умение слышать и понимать -выбор способов решения | 20.05 | | |
101 | Итоговый контрольный диктант№6 | Урок контроля | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Уметь производить синтаксический разбор предложений и моделировать предложения с прямой и косвенной речью, правильно ставить знаки препинания, производить синонимическую замену предложений с прямой и косвенной речью, пунктуационно оформлять предложения с прямой речью, с косвенной речью, выразительно читать предложения с прямой и косвенной речью | - ориентация на понимание причин успеха - контроль - самоконтроль - осознание качества усвоения | 21.05 | | |
102 | Анализ итогового контрольного диктанта | Повторительно-обобщающий | | | | 24.05 | | |
103 | Итоговый контрольный тест за курс 8 класса | Урок контроля | Контрольный тест за курс 8 класса | | - ориентация на понимание причин успеха - контроль - самоконтроль - осознание качества усвоения | 26.05 | | |
104-105 | Повторение и обобщение изученного | | | | | 28.04 31.04 | | |