СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса в соответствии с ФГОС по учебнику Разумовской М.М., Львовой С.И., Капинос В. И.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю рабочую программу по русскому языку для 9 класса в соответствии с ФГОС ООО по учебнику Разумовской М.М., Львовой С.И., Капинос В.И.. Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 9 класса в соответствии с ФГОС по учебнику Разумовской М.М., Львовой С.И., Капинос В. И.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением отдельных предметов»


«Принято

педагогическим советом».

Протокол от 29 августа 2019 г. № 1


Введено приказом № 213

от 29 августа 2019г.


Директор МБОУ «СОШ №32»

_____________ Рагузина В.И.

Подпись Ф.И.О.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ русский язык

ДЛЯ КЛАССА (3 часа в неделю, в год – 102 часа)


Уровень обучения (базовый, профильный)

Составитель: Алексеева Светлана Павловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории



«Согласовано».

Зам. директора ____________ _______________________

подпись Ф.И.О.


«Рассмотрено на заседании МО», протокол от 29 августа 2019г. № 1

Руководитель МО ___________ ___________________

подпись Ф.И.О.


Набережные Челны

2019 год

Планируемые результаты изучения учебного предмета


Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Речь и речевое общение.





















использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.











Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);

  • критически оценивать содержание и форму текста.

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

использовать информацию с учетом этических и правовых норм.


1.Российская гражданская идентичность (патриотизм, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию..

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России).

Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду.

4.Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).


Речевая деятельность


Аудирование

Выпускник научится:

• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).

Чтение

Выпускник научится:

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Говорение

Выпускник научится:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Письмо

Выпускник научится:

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.























Выпускник получит возможность научиться:

• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.













Выпускник получит возможность научиться:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;

• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата


















Выпускник получит возможность научиться:

• писать рецензии, рефераты;

• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;

• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.


Текст

Выпускник научится:

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.



Функциональные разновидности языка

Выпускник научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Выпускник получит возможность научиться:

• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.



Общие сведения о языке

Выпускник научится:

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.



Фонетика и орфоэпия

Выпускник научится:

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.


Морфемика и словообразование

Выпускник научится:

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы словообразования;

• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразователь-ные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.


Лексикология и фразеология

Выпускник научится:

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

• опознавать омонимы разных видов;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.


Морфология

Выпускник научится:

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.


Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства морфологии;

• различать грамматические омонимы;

• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.


Синтаксис

Выпускник научится:

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.


Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства синтаксиса;

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.


Правописание: орфография и пунктуация

Выпускник научится:

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Выпускник получит возможность научиться:

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.



Язык и культура

Выпускник научится:

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;

• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.



Содержание программы учебного предмета

«Русский язык. Базовый уровень».

9 КЛАСС

(102 ч)


Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Введение

Русский язык - национальный язык русского народа.

Повторение изученного в 5 - 8 классах

Основные разделы науки о языке.

Развитие речи. Повторение изученного в 5-8 классах. Стили речи.

Фонетика. Орфоэпия. Графика.

Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.

Лексика и фразеология. Толковый словарь.

Морфемика. Словообразование. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологический разбор слова.

Морфология и синтаксис. Повторение синтаксиса словосочетания.

Входная контрольная работа №1 (диктант с грамматическим заданием). Анализ итогов контрольной работы (на последующих уроках).

Морфология и синтаксис. Повторение синтаксиса простого предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Развитие речи. Типы речи. Разновидности типов речи.

Развитие речи. Сочинение – рассуждение по прочитанному тексту на морально-этическую тему.

Орфография и пунктуация. Правописание гласных в корнях слов. Корни с чередованием.

Контрольная работа №2 (выполнение частей 1-3 ОГЭ по русскому языку)

Орфография и пунктуация. Буквы Н-НН в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий.

Орфография и пунктуация. Правописание приставок. Употребление в тексте частиц НЕ - НИ. Соблюдение основных орфографических норм.

12ч+ 3ч

Синтаксис сложного предложения. Пунктуация

Понятие сложного предложения. Сложное предложение и его признаки.

Типы сложного предложения и средства связи между его частями. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

Сложносочиненное предложение

Понятие сложносочиненного предложения.

Виды сложносочиненного предложения. Разряды сочинительных союзов и соответствующие им виды сложносочиненных предложений.

Запятая в сложносочиненном предложении (основное правило).

Развитие речи. Художественный стиль речи и язык художественной литературы.

Развитие речи. Обучение написанию сжатого изложения. Сжатый пересказ прослушанного текста.

Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом.

Обобщение по теме «Сложносочиненное предложение».

Синтаксический разбор сложносочиненного предложения. Практическая работа по теме «Сложносочиненные предложения».

Развитие речи. Творческая работа по картине А. Пластова «Первый снег» (по упр. 76). Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.

6ч+3ч

Сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное предложение с одной придаточной частью. Понятие сложноподчиненного предложения.

Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное предложение в его составе.

Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.

Контрольная работа №3 (диктант с грамматическим заданием) по теме «Сложносочиненное предложение». Анализ итогов контрольной работы (на последующих уроках).

Развитие речи. Готовимся к устному собеседованию. Чтение текста вслух. Подробный пересказ текста с привлечением дополнительной информации

Средства связи в сложноподчиненном предложении: союзы и союзные слова.

Виды сложноподчиненного предложения.

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

Местоименно-соотносительные придаточные.

Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения – рассуждения по предложенному тексту на морально-этическую тему.

Развитие речи. Сочинение – рассуждение по предложенному тексту на морально-этическую тему.

Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

Синтаксические синонимы: сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным – предложение с прямой речью, бессоюзное сложное предложение.

Развитие речи. Строение текста. Сочинение – этюд по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

Контрольная работа №4 за 1 полугодие (диктант с грамматическим заданием). Анализ контрольной работы (на последующих уроках).

Сложноподчиненное предложение с придаточным места.

Сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

Сложноподчиненное предложение с придаточными места и времени. Особенности строения и употребления в речи.

Различные способы сравнения в русском языке. Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения.

Сложноподчиненное предложение с придаточными сравнительными. Особенности строения и употребления в речи. Русские лингвисты: А. А. Потебня.

Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени. Особенности строения и употребления в речи.

Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени.

Развитие речи. Путевые заметки: понятие о жанре. План анализа текста определенного речевого жанра.

Развитие речи. Готовимся к устному собеседованию. Создание устного монологического высказывания. Участие в диалоге.

Контрольная работа №5 (выполнение 1-3 частей ОГЭ). (Работа над ошибками проводится на последующих уроках).

Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. Особенности строения и употребления в речи.

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.

Сложноподчиненное предложение с придаточным условия.

Сложноподчиненное предложение с придаточными причины и следствия. Особенности строения и употребления в речи.

Сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным. Особенности строения и употребления в речи.

Обобщение по теме «Сложноподчиненное предложение». Практикум.

Развитие речи. Рецензия: понятие о жанре.

Развитие речи. Рецензия: структура, языковые особенности текста.

Развитие речи. Подготовка к сочинению- рецензии на книгу.

Понятие о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Однородное и последовательное подчинение придаточных.

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Обобщение по теме «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными». Практикум.

32ч +8ч

Бессоюзное сложное предложение

Понятие о бессоюзном сложном предложении.

Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения.

Контрольная работа № 6 по теме «Информационная обработка текстов различных стилей и жанров» (части 1,2,3 ОГЭ). Анализ итогов контрольной работы (на последующих уроках).

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления.

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени или условия и следствия.

Обобщение по теме «Бессоюзные сложные предложения».

Развитие речи. Работа по картине Н.Я. Бута «Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой».(Упр. 286)

Контрольная работа №7 по теме «Бессоюзные сложные предложения» (диктант с грамматическим заданием). (Работа над ошибками проводится на последующих уроках).

Развитие речи. Эссе: понятие о жанре.

Развитие речи. Сочинение в жанре эссе (типа рассуждения – размышления) на одну из тем: «Кем быть? Каким быть?» или «О времени и о себе».

8ч+3ч

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи

Понятие о сложном предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Типы сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи: сочинением и подчинением, сочинением и бессоюзием; сочинением, подчинением и бессоюзием; подчинением и бессоюзием.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с разными видами связи.

Развитие речи. Деловая речь. Написание деловых бумаг.

Понятие о периоде. Период как особая синтаксическая конструкция.

Развитие речи. Написание сжатого изложения по прослушанному тексту.

Обобщение по теме “Сложное предложение с разными видами связи”.

Развитие речи. Деловые бумаги: расписка, доверенность, резюме, автобиография (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг). Написание автобиографии.

Развитие речи. Тезисы, конспекты научно-популярных и публицистических статей.

7ч+4ч

Повторение и систематизация пройденного

Повторение: фонетика, лексика, фразеология.

Современные словари русского языка. Работа с толковыми словарями. Лексический анализ. Определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления; подбор синонимов, антонимов.

Анализ изобразительно-выразительных средств (распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса: звукопись, эпитет, метафора, развёрнутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение, сравнительный оборот, фразеологизмы.

Повторим орфографию. Орфографический анализ слова.

Современные словари русского языка. Работа с орфографическими словарями. Овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными).

Развитие речи. Сообщение на лингвистическую тему. Реферат.

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.).

Годовая контрольная работа.

Повторение: синтаксис, словосочетание, простое предложение.

Пунктуационный анализ простого осложненного предложения.

Пунктуационный анализ сложного предложения с разными видами связи.

Повторение: грамматическая основа предложения.

Синтаксический анализ предложения (обобщение).

Работа с текстами для комплексного анализа.

12ч+1ч


Итого

102ч


Уроков развития речи – 22ч

Сочинений-5

Изложений –2

Контрольных работ -8






Календарно-тематическое планирование ФК ГОС


УМК (Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В. И. и др. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2019.)


Изучаемый раздел, тема урока

Количество часов

Календарные сроки

Планируемые сроки

Фактические

сроки

Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.

Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение).

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.

Введение (1ч)

Русский язык - национальный язык русского народа.

2.09


Повторение изученного в 5- 8 классах (12ч +3ч)

Основные разделы науки о языке.

4.09


Развитие речи. Повторение изученного в 5-8 классах. Стили речи.

5.09


Фонетика. Орфоэпия. Графика.

Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.

9.09


Лексика и фразеология. Толковый словарь.

11.09


Морфемика. Словообразование. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

12.09


Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологический разбор слова.

16.09


Морфология и синтаксис. Повторение синтаксиса словосочетания.

18.09


Входная контрольная работа №1 (диктант с грамматическим заданием).

Анализ итогов контрольной работы (на последующих уроках).

19.09


Морфология и синтаксис. Повторение синтаксиса простого предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

23.09


Развитие речи. Типы речи. Разновидности типов речи.

25.09


Развитие речи. Сочинение – рассуждение по прочитанному тексту на морально-этическую тему.

26.09


Орфография и пунктуация. Правописание гласных в корнях слов. Корни с чередованием.

30.09


Контрольная работа №2 (выполнение частей 1-3 ОГЭ по русскому языку)

2.10


Орфография и пунктуация. Буквы Н-НН в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий.

3.10


Орфография и пунктуация. Правописание приставок. Употребление в тексте частиц НЕ - НИ. Соблюдение основных орфографических норм.

7.10


Сложное предложение

Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ простого и сложного предложения.

Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.

Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.).

Применение знаний по синтаксису в практике правописания.

Синтаксис сложного предложения. Пунктуация (2 ч)

Понятие сложного предложения. Сложное предложение и его признаки.

9.10


Типы сложного предложения и средства связи между его частями. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

10.10


Сложносочиненное предложение (6ч +3ч)

Понятие сложносочиненного предложения.

14.10


Виды сложносочиненного предложения. Разряды сочинительных союзов и соответствующие им виды сложносочиненных предложений.

16.10


Запятая в сложносочиненном предложении (основное правило).

17.10


Развитие речи. Художественный стиль речи и язык художественной литературы.

21.10


Развитие речи. Обучение написанию сжатого изложения. Сжатый пересказ прослушанного текста.

23.10


Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом.

24.10


Обобщение по теме «Сложносочиненное предложение».

28.10


Синтаксический разбор сложносочиненного предложения. Практическая работа по теме «Сложносочиненные предложения».

29.10


Развитие речи. Творческая работа по картине А. Пластова «Первый снег» (по упр. 76). Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.

7.11


Сложноподчиненное предложение (32ч +8ч)

Сложноподчиненное предложение с одной придаточной частью. Понятие сложноподчиненного предложения.

11.11


Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное предложение в его составе.

Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.

13.11


Контрольная работа №3 (диктант с грамматическим заданием) по теме «Сложносочиненное предложение». Анализ итогов контрольной работы (на последующих уроках).

14.11


Развитие речи. Готовимся к устному собеседованию. Чтение текста вслух. Подробный пересказ текста с привлечением дополнительной информации

18.11


Средства связи в сложноподчиненном предложении: союзы и союзные слова.

20.11


Виды сложноподчиненного предложения.

21.11


Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

25.11


Местоименно-соотносительные придаточные.

27.11


Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения – рассуждения по предложенному тексту на морально-этическую тему.

28.11


Развитие речи. Сочинение – рассуждение по предложенному тексту на морально-этическую тему.

2.12


Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

4.12


Синтаксические синонимы: сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным – предложение с прямой речью, бессоюзное сложное предложение.

5.12


Развитие речи. Строение текста. Сочинение – этюд по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»

9.12


Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

11.12


Контрольная работа №4 за 1 полугодие (диктант с грамматическим заданием). Анализ контрольной работы (на последующих уроках).

12.12


Сложноподчиненное предложение с придаточным места.

16.12


Сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

18.12


Сложноподчиненное предложение с придаточными места и времени. Особенности строения и употребления в речи.

19.12


Различные способы сравнения в русском языке. Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения.

23.12


Сложноподчиненное предложение с придаточными сравнительными. Особенности строения и употребления в речи. Русские лингвисты: А. А. Потебня.

25.12


Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени. Особенности строения и употребления в речи.

26.12


Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени.

9.01


Развитие речи. Путевые заметки: понятие о жанре. План анализа текста определенного речевого жанра.

13.01


Развитие речи. Готовимся к устному собеседованию. Создание устного монологического высказывания. Участие в диалоге.

15.01


Контрольная работа №5 (выполнение 1-3 частей ОГЭ). (Работа над ошибками проводится на последующих уроках).

16.01


Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. Особенности строения и употребления в речи.

20.01


Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.

22.01


Сложноподчиненное предложение с придаточным условия.

23.01


Сложноподчиненное предложение с придаточными причины и следствия.

27.01


Сложноподчиненное предложение с придаточными причины и следствия. Особенности строения и употребления в речи.

29.01


Сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным.

30.01


Сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным. Особенности строения и употребления в речи.

3.02


Обобщение по теме «Сложноподчиненное предложение». Практикум.

5.02


Развитие речи. Рецензия: понятие о жанре.

6.02


Развитие речи. Рецензия: структура, языковые особенности текста.

10.02


Развитие речи. Подготовка к сочинению- рецензии на книгу.

12.02


Понятие о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

13.02


Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Однородное и последовательное подчинение придаточных.

17.02


Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

19.02


Обобщение по теме «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными». Практикум.

20.02


Бессоюзное сложное предложение (8ч+3ч)

Понятие о бессоюзном сложном предложении.

24.02


Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения.

26.02


Контрольная работа № 6 по теме «Информационная обработка текстов различных стилей и жанров» (части 1,2,3 ОГЭ). Анализ итогов контрольной работы (на последующих уроках).

27.02


Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления.

2.03


Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.

4.03


Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени или условия и следствия.

5.03


Обобщение по теме «Бессоюзные сложные предложения».

9.03


Развитие речи. Работа по картине Н.Я. Бута «Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой».(Упр. 286)

11.03


Контрольная работа №7 по теме «Бессоюзные сложные предложения» (диктант с грамматическим заданием). (Работа над ошибками проводится на последующих уроках).

12.03


Развитие речи. Эссе: понятие о жанре.

16.03


Развитие речи. Сочинение в жанре эссе (типа рассуждения – размышления) на одну из тем: «Кем быть? Каким быть?» или «О времени и о себе».

18.03


Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи (7ч+4ч) Понятие о сложном предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи.

19.03


Типы сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи: сочинением и подчинением, сочинением и бессоюзием; сочинением, подчинением и бессоюзием; подчинением и бессоюзием.

2.04


Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

6.04


Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с разными видами связи.

8.04


Развитие речи. Деловая речь. Написание деловых бумаг.

9.04


Понятие о периоде.

13.04


Период как особая синтаксическая конструкция.

15.04


Развитие речи. Написание сжатого изложения по прослушанному тексту.

16.04


Обобщение по теме “Сложное предложение с разными видами связи”.

20.04


Развитие речи. Деловые бумаги: расписка, доверенность, резюме, автобиография (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг). Написание автобиографии.

22.04


Развитие речи. Тезисы, конспекты научно-популярных и публицистических статей.

23.04


Повторение и систематизация пройденного (13ч +1ч)

Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).

Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей. Выдающиеся отечественные лингвисты.

Применение знаний по фонетике, морфемике и словообразованию в практике правописания. Применение знаний по морфологии в практике правописания.

Повторение: фонетика, лексика, фразеология.

27.04


Современные словари русского языка. Работа с толковыми словарями. Лексический анализ. Определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления; подбор синонимов, антонимов.

29.04


Анализ изобразительно-выразительных средств (распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса: звукопись, эпитет, метафора, развёрнутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение, сравнительный оборот, фразеологизмы.

30.04


Повторим орфографию. Орфографический анализ слова.

4.05


Современные словари русского языка. Работа с орфографическими словарями. Овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными).

6.05


Развитие речи. Сообщение на лингвистическую тему. Реферат.

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.).

7.05


Годовая контрольная работа.

11.05


Повторение: синтаксис, словосочетание, простое предложение.

13.05


Пунктуационный анализ простого осложненного предложения.

14.05


Пунктуационный анализ сложного предложения с разными видами связи.

18.05


Повторение: грамматическая основа предложения.

18.05


Синтаксический анализ предложения (обобщение).

20.05


Работа с текстами для комплексного анализа.

21.05




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!